Научная статья на тему 'Психологические особенности подростков, занимающихся и не занимающихся спортом, как факторы школьного буллинга'

Психологические особенности подростков, занимающихся и не занимающихся спортом, как факторы школьного буллинга Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
482
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ / АГРЕССИЯ / ПОДРОСТКИ / SCHOOL BULLYING / AGGRESSION / ADOLESCENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зарипова Лина Зефаровна

Представлены результаты исследования оценки риска школьного буллинга и агрессии у подростков в связи с занятием спортом. В результате исследования выявлены психологические особенности подростков, занимающихся и не занимающихся спортом, как факторы школьного буллинга. Обнаружены как общие, так и специфические особенности школьной агрессии и риск буллинга у подростков, занимающихся и не занимающихся спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF ADOLESCENTS OF THE ENGAGED AND NOT SPORTS AS THE FACTORS OF SCHOOL BULLING

The article presents the results of a study of the risk assessment of school bullying and aggression in adolescents in connection with sports activities. As a result of the study, psychological characteristics of adolescents engaged in and not involved in sports as factors of school bullying were obtained. Both general and specific features of school aggression and the risk of bullying among adolescents engaged in and not engaged in sports have been discovered.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности подростков, занимающихся и не занимающихся спортом, как факторы школьного буллинга»

УДК 159.9:37.015.3

Зарипова Лина Зефаровна

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития

ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Букирева, 15, +7(342) 239-66-17 e-mail: [email protected]

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ И НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ, КАК ФАКТОРЫ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА

Lina Z. Zaripova

Ph.D., assistant professor, chair of developmental psychology

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State National Research University» 15, Bukireva, 614990 Perm, Russia e-mail: Linochka03@@gmail.ru

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF ADOLESCENTS OF THE ENGAGED AND NOT SPORTS AS THE FACTORS OF SCHOOL BULLING

Аннотация. Представлены результаты исследования оценки риска школьного буллинга и агрессии у подростков в связи с занятием спортом. В результате исследования выявлены психологические особенности подростков, занимающихся и не занимающихся спортом, как факторы школьного буллинга. Обнаружены как общие, так и специфические особенности школьной агрессии и риск буллинга у подростков, занимающихся и не занимающихся спортом.

Ключевые слова: школьный буллинг, агрессия, подростки.

Abstract. The article presents the results of a study of the risk assessment of school bullying and aggression in adolescents in connection with sports activities. As a result of the study, psychological characteristics of adolescents engaged in and not involved in sports as factors of school bullying were obtained. Both general and specific features of school aggression and the risk of bullying among adolescents engaged in and not engaged in sports have been discovered.

Key words: school bullying, aggression, adolescents.

Проблематика насилия актуальна вне зависимости от времени, форм и масштабов. Важно отметить, что современные исследования насилия среди

© Зарипова Л.З., 2018

подростков проведены в основном на материале образовательных учреждений (И.А. Баева, Т.Н. Кропалева, В.Ю. Лаптева, О.И. Леонова, А.В. Макарчук, Н.Ю. Шульга и др.). Также существуют исследования насилия в высших учебных заведениях (А.П. Цуканова, Н.В. Юдин) и колледжах (Е.В. Басаргина, Е.В. Величко, С.Р. Мусифуллин), в большинстве которых подчеркивается, что толерантность является необходимым условием противостояния насилию.

В последние годы проблема агрессии и буллинга в подростковой среде становится особенно актуальной. Явление буллинга увеличивает риск случаев суицида среди подростков, ведет к эскалации агрессии и насилия в подростковой среде, к снижению успеваемости, эмоциональным трудностям.

По данным ООН, насилию в школе подвергался 1 из 10 учеников, данная цифра растет. Пятая часть случаев насилия подростков происходит в образовательных учреждениях. Именно на школе лежит ответственность за устранение буллинга, что позволит сохранить психологическое здоровье подростков, создать комфортную среду и обеспечить качество образования.

Буллинг - травля, повторяющаяся агрессия по отношению к определенному субъекту, включающая в себя принуждение и запугивание. Может проявляться в форме физического насилия, угроз, вербальной агрессии, унижениях. Буллинг - это систематическое злоупотребление властью (силой) одним человеком или группой в отношении другого. В буллинге всегда есть жертва, которая не в силах себя защитить. Он всегда носит систематический характер. Буллинг не встречается среди подростков с одинаковыми физическими способностями, это актуализирует изучение данного явления среди подростков, занимающихся и не занимающихся спортом [1-4].

Первые публикации на тему школьной травли появились в начале XX в., но систематические исследования принадлежат скандинавским ученым, среди них: Д. Олвеус (1980), П.П. Хайнеманн (1974), А. Пикас (1973), Е. Роланд (1975). Среди перечисленных исследователей Д. Олвеус и сегодня остается самым авторитетным исследователем проблемы буллинга.

Исследования Д. Олвеуса, совместно с И. Эндерсеном, выступают теоретико-методологической предпосылкой данного исследования. Авторы обнаружили, что занятия силовым спортом (боксом, включая кикбоксинг, борьбой, тяжелой атлетикой и боевыми искусствами в сочетании с другими видами силового спорта) способствуют усилению или активизации антисоциальной вовлеченности мальчиков-подростков за рамками спортивных ситуаций. Единственным силовым спортом, который не влечет указанных отрицательных последствий, оказались восточные единоборства, если они не сочетаются с другими силовыми занятиями. Видимо, это происходит потому, что школы восточных единоборств учат спортсменов не только боевым приемам, но и общей философии жизни, исключающей насилие и агрессию.

Психологические особенности буллинга также подробно рассмотрены исследователями Н.Л. Аряевым (2014), Л.И. Сеньковской, И.М. Шевченко (2014), Л.М. Бутовской (2016) и др.; меры профилактики и пути противодействия буллингу представлены у О. Журловой, О. Князюк (2008) [1-4].

Предметом нашего исследования выступили психологические особенности подростков, занимающихся и не занимающихся спортом, как факторы школьного буллинга.

Обсуждая выборку, следует отметить, что в исследовании приняли участие 58 человек, 28 из них занимаются различными видами спорта и 30 не имеют спортивной нагрузки. Средний возраст респондентов - 14-15 лет. К исследованию испытуемые привлекались с учетом положительного отношения, на основе добровольного участия, в сотрудничестве со школьным психологом.

Для реализации поставленных задач и проверки гипотез в исследовании были выбраны методики Басса - Дарки, Спилбергера и методика оценки риска буллинга (ОРБ). Данные методики представляют особую практическую значимость для этой работы и предназначены для диагностики агрессивных и враждебных реакций у людей подросткового, юношеского возраста и взрослых, рассматривают мотивационную сторону возникновения буллинга, исследуют уровень тревожности и небезопасности, риски возникновения буллинга, характер отношений внутри коллектива.

Математико-статистический анализ данных проводился в программе SPSS 22.0. Statistica. Для проверки гипотезы о достоверности различии между группами был использован непараметрический критерий для независимых выборок [7-тест по критериям Манна и Уитни и W Уилкоксона.

В ходе исследования были получены следующие результаты. Анализ данных позволил выделить как общие, так и специфические особенности школьного буллинга. К общим особенностям стоит отнести тот факт, что школьники обеих групп допускают возможность того, что может в любую минуту возникнуть тревожная или опасная ситуация и они будут находиться в «зоне опасности».

Для школьников, занимающихся спортом, более характерными являются проявление вербальной агрессии, подозрительности. А также проявляется чувство вины даже в ситуациях, когда они не виноваты. Для них характерна устойчивость границ, соблюдение правил и утверждение уважения как нормы в группе. Высокие показатели по этой шкале указывают на реализацию ценности уважения, которая представляет собой качественную альтернативу ценности власти и силы и служит фактором защиты от риска развития ситуаций буллинга.

Школьникам, занимающимся спортом, не свойственно испытывать чувство опасности и угрозу своему здоровью, жизни. Наиболее характерным для них является испытывать комфорт («благополучие»). Они чаще остаются спокойными и расслабленными в критических ситуациях. Они умеют поддерживать длительные близкие отношения, менее агрессивны, менее тревожны и более эмоционально стабильны, и поэтому они менее уязвимы и сами могут внести больший вклад в предупреждение ситуаций травли.

В ходе исследования установлено, что школьники, которые не занимаются спортом, чаще всего становятся жертвами буллинга. Жертвами буллинга, как правило, становятся дети чувствительные, высоко тревожные

и не способные постоять за себя. Высокие показатели характеризуют неконтролируемость группы и выбор стратегии избегания контактов среди участников в силу отсутствия поддержки и возможности диалога. Это не обусловливает буллинг напрямую, однако при развитии ситуации травли снижает вероятность его прекращения, поскольку в группе отсутствуют взаимовыручка и поддержка.

Выявленные нарушения эмоциональной сферы оказывают влияние на развитие коммуникативных навыков, именно поэтому применение вербальной и физической агрессии кажется группе школьников, которые не занимаются спортом, самым эффективным способом взаимодействия. При этом к окружающим они испытывают негативизм и относятся с высокой степенью подозрительности.

Зачастую данная группа школьников испытывают чувство обиды, подавленность, гнев. Подозрительность выступает у школьников, которые не занимаются спортом, как качество личности - склонность отказывать людям в доверии, безосновательно усматривать их враждебные намерения, избегать привязанностей из опасений оказаться обманутым, предполагать обман в действиях контрагентов. Подозрительность школьников, которые не занимаются спортом, может проявляться даже без видимых на то причин, по любому поводу.

Также в группе школьников, которые не занимаются спортом, получены высокие значения по шкале «физическая агрессия», что говорит о том, что большая часть этих школьников способны проявить к окружающим и близким людям физическое воздействие, находясь в агрессивном состоянии. Следовательно, школьники, не занимающиеся спортом, в меньшей степени могут контролировать свое эмоциональное состояние, что характеризует их с негативной стороны.

Проявление физической агрессии выражается в намеренной поломке различных предметов, сознательном хлопанье входными дверями, стуке кулаком о поверхность стола (такие проявления относятся к косвенным). Прямая физическая агрессия имеет место в случае нападения на человека. У школьников, занимающихся спортом, шкала «физическая агрессия» тоже значима, однако в большинстве случаев агрессия проявляется в виде косвенной физической агрессии.

Такие данные можно объяснить тем, что школьники, которые не занимаются спортом, склонны видеть в окружающих сверстниках скрытую угрозу. Они проявляют подозрительность, которая в некоторых случаях становится причиной создания конфликтной ситуации, что неизменно влечет за собой ситуацию буллинга. Шкала небезопасности измеряет степень нормализации неуважения, небезопасности и пренебрежения правилами и границами. Высокие показатели по этой шкале говорят об усилении субъективного ощущение небезопасности у участников группы и повышенном риске различных дезадаптивных способов совладания с тревогой, в том числе травли, других форм агрессивного поведения, употребления психоактивных веществ. У школьников, которые не занимаются спортом, были получены

высокие значения по шкале разобщенности, которая направлена на оценку отсутствия сплоченности, величины дистанции между подростками, а также между ними и учителями, связанными с отсутствием инструментов влияния друг на друга.

Анализ результатов проведенного исследования позволяет говорить в целом о благоприятной ситуации. Между тем у ряда подростков наблюдается повышенная агрессия, высокие показатели уровня тревожности, депрессивность. Эта категория школьников составляет группу риска и нуждается в сопровождении педагога-психолога.

Список литературы

1. Бутовская М.Л., Луценко Е.Л., Ткачук К.Е. Буллинг как социокультурный феномен и его связь с чертами личности у младших школьников // Этнографическое обозрение. - 2012. - № 5. - С. 139-150.

2. Волкова Е.Н. Насилие и жестокое обращение с детьми: причины, источники, последствия, решения. - СПб.: Книжный дом, 2011. - 248 с.

3. Одинцова М.А. Многоликость «жертвы», или Немного о великой манипуляции. - М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2010. - 256 с.

4. Шульга Н.Ю. Подготовка будущего социального педагога к профилактике насилия в школьной среде: дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград: ВГСПУ, 2011. - 189 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.