2. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М.: Просвещение, 1985. - 160 с.
3. Касенова Н.Н. Работа с детьми мигрантов в образовательных организациях: учебно-методическое пособие / Н.Н. Касенова, О.В. Мусатова Г.К. Джурабаева [и др]; М-во науки и высшего образования Российской Федерации, Новосиб. гос. пед. ун-т, Новосиб. регион. общ. орг. «Узбекско-русский национально-культурный центр». - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2020. - 198 с.
4. Поташник М.М., Левит М. В. Освоение ФГОС: методические материалы для учителя. Методическое пособие. -М.: Педагогическое общество России, 2016. - 208 с.
5. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика. - М.: Форум, 2013. - 368 с.
6. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. - М.: Баллас, 2007. - 157с.
7. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению: междисциплинарные проблемы чтения и грамотности. - М.: ШБ, 2005. - 509 с.
Педагогика
УДК 378.1
доктор педагогических наук, профессор Хачикян Елена Ивановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Заборина Мария Алексеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); студент Фролова Евгения Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)
КИБЕРБУЛЛИНГ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 21 ВЕКА
Аннотация. Статья посвящена актуальному и остро значимому феномену 21 века - кибербуллингу, травле в пространстве современных Интернет-технологий. В связи с глобальным распространением Интернета, компьютерной сети, связывающей миллионы жителей нашей планеты и активно используемой среди молодого поколения, а также из-за дефицита минимального уровня пользовательской компетентности и этики общения, унижения и оскорбления становятся одним из серьезнейших социальных рисков для мирового сообщества.
Ключевые слова: буллинг, травля, кибербуллинг, Интернет, кибератаки, социальные сети, психолого-педагогические методы, профилактика.
Annotation. The article is devoted to the actual and acutely significant phenomenon of the 21st century - cyberbullying, harassment in the space of modern technologies. Due to the global spread of the Internet, a computer network that connects millions of inhabitants of our planet and is actively used among the younger generation, as well as due to the lack of a minimum level of user competence and communication ethics, humiliation and insults are becoming one of the most serious social risks for the world community.
Keywords: bullying, bullying, cyberbullying, Internet, cyberattacks, social networks, psychological and pedagogical methods, prevention.
Введение. Кибербуллинг представляет собой яркое, динамично развивающееся, новое явление, которое с неизмеримо быстрой скоростью распространяется в сетях Интернета. Проблема психологического и физического насилия, которая ранее была только в социальной среде и подразумевала личный, посредственный, тактильный и зрительный контакт, перешла в виртуальную. На первый взгляд кажется, что такая травля не опасна, однако специфические особенности, такие как возможная анонимность, опосредованность, болезненность и внезапность атаки, отсутствие временных рамок - обидчику предоставляется возможность влиять на психологическое здоровье жертвы семь дней в неделю, 24 часа в сутки, делают последствия виртуальной травли крайне опасными.
Изложение основного материала статьи. Интернет - самый прогрессивный и бурно развивающийся способ взаимодействия и коммуникаций. Каждую секунду сотни тысяч пользователей сети посылают миллионы электронных сообщений, знакомятся и общаются друг с другом в социальных сетях, учатся и работают, используя разнообразные платформы, пользуются услугами Интернет-магазинов и пр. Согласно Оксфордскому словарю под «интернетом» принято понимать всемирную информационную компьютерную сеть, связывающую между собой как пользователей компьютерных сетей, так и пользователей индивидуальных компьютеров для обмена информацией [1].
Социальная сеть (от англ. social networks) - это интернет-площадка, сайт, который позволяет зарегистрированным на нем пользователям размещать информацию о себе и коммуницировать между собой, устанавливая социальные связи.
К основным преимуществам развития IT-коммуникаций можно отнести:
- возможность нахождения в постоянном контакте с собеседником для интровертов, а также людей с физическими или психологическими недостатками;
- контент на площадках создается и выкладывается непосредственно самими пользователями;
- с помощью слов и речевых конструкций можно избегать прямого зрительного контакта, который давит на коммуникаторов и вызывает излишние эмоции;
- пользователи могут спокойно «разговаривать» друг с другом, при этом не глядя в глаза, соответственно не видя собеседника и не показывая ни малейшей капли эмоций.
Однако распространение и использование Интернет-ресурсов с целью общения влечёт за собой необратимые и иногда плачевные последствия, такие как, кибербуллинг.
Кибербуллинг - (cyberbullying) в переводе с английского cyber - все, что связано с интернетом, bylling (от слова bull-бык) более дословно «быкование». Кибербуллинг - это преднамеренное, систематическое агрессивное поведение со стороны одного человека или группы против жертвы, с целью нанесения психологического вреда, которое осуществляется через сервисы мгновенных сообщений, в социальных сетях и электронной почте, на web-сайтах.
После многолетнего изучения проблематики американские ученые классифицировали принцип трех «А» кибербуллинга:
- А - anonymous (анонимность);
- А - accessible (доступность);
- А - affordable (низкая цена).
Кроме того, в кибербуллинге принимают участие люди с определенными психологическими чертами. Есть три роли в кибербуллинге - преследователь, жертва и наблюдатели. Преследователь - это человек импульсивный и желающий самоутвердиться, имеет задатки лидерства, может проявлять агрессивное поведение, но при этом не испытывать сочувствия к людям. Чаще всего жертвы не тактичны и неконтактны, они менее общительны и склонны расстраиваться по любому поводу. Наблюдатели зачастую испытывают страх, чувство беспомощности и, в то же самое время, поддерживают преследователя.
Существует подробная классификация видов кибербуллинга:
1. Флейминг - обмен простыми, короткими эмоциональными репликами между двумя и более людьми, разворачивается обычно в рамках публичной переписки, комментариев.
2. Киберсталкинг - сообщения с различными угрозами, сбор личных данных для использования их во вред.
3. Секстинг (клевета) - распространение личных, интимных фотографий и видео материала, а также другой конфиденциальной информации с целью подорвать репутацию.
4. Взлом и создание фейковых страниц - публикация недостоверной информации под чужим именем, самозванство и перевоплощение в другое лицо.
5. Троллинг - провокационная насмешка и оценка действий других пользователей.
6. Отчуждение (остракизм, изоляция, игнорирование).
7. Киберпреследование - скрытое выслеживание жертвы с целью организации нападения, избиения, изнасилования и др.
8. Хеппислепинг - распространение видео материала с записями сцен насилия.
Нападки в интернете могут проводиться круглосуточно, не оставляя шансов почувствовать человеку себя защищенным. Поскольку сообщения и комментарии могут приходить внезапно, в любое время суток - это оказывает сильное психологическое давление на человека вне зависимости от возраста, национальности, пола, места проживания религии, социального статуса, материального благополучия и т.д. Также Интернету присуща анонимность, из-за которой пользователь не знает, кто над ним издевается, стоит ли паниковать, что в свою очередь вызывает ещё больший страх и панику. В отличие от физического насилия, последствия эмоционального насилия в долгосрочной перспективе влияют на психологическое состояние и здоровье.
Эксперты выделяют три фактора, чаще всего присущих жертвам цифровой травли:
1) Нетрадиционная сексуальная ориентация.
2) Специфичные внешние данные (слишком худой, полный, высокий и пр.).
3) Сверхактивность в сети.
Проблема буллинга и кибербуллинга становится предметом изучения не только психологов, но и педагогов, поскольку формирование безответственного поведения в обществе и сети-Интернет имеет свое начало, как правило, в школьном возрасте и отсутствие профилактики, влечет за собой сохранение девиантного поведения и во взрослом периоде жизни.
Так, Е.А. Крамер в диссертационном исследовании «Воспитание ответственного поведения младших школьников в условиях информатизации образовательного процесса», обращает внимание на значимость воспитания индивидуальной ответственности ребёнка за свои поступки и действия в условиях информатизации жизни общества и образования. Для этого исследователь считает, необходимо: обеспечить целостность учебно-воспитательного процесса, его урочную и внеурочную деятельность, наполнить учебный процесс задачами, решение которых будет способствовать формированию ответственности за действия в интернет-пространстве, также необходимо привлекать к взаимодействию всех субъектов образовательного процесса, в том числе и родителей обучающихся. Только согласованные действия участников педагогического процесса будут способствовать формированию ответственного поведения обучающихся [4].
Обращаясь к диссертационному исследованию Т.Г. Гришиной «Социально-психологические факторы ролевого поведения подростков в ситуации буллинга», находим подтверждение значимости профилактики девиантного поведения среди школьников. Особое значение в своем исследовании автор уделяет семейным взаимоотношениям, которые, по его мнению, выходят на первый план при формировании моделей социального поведения подростка в ситуации школьного взаимодействия со сверстниками. «Стиль воспитания, методы дисциплинирования, виктимизация со стороны членов семьи и сверстников откладывает отпечаток на развитие личности ребенка и закладывает основу для его реагирования в сложных коммуникативных ситуациях» [3].
Анализ трудов А.А. Баранова, Е.А. Макаровой, Т.Н. Тарановой, Н.Ю. Федуниной, О.С. Черкасенко [2, 5, 7, 8, 9]. и др. ученых, позволяет сделать вывод о том, что основными причинами виртуальной травли являются:
- враждебное стремление к превосходству и лидерству, зачастую необоснованное личностными качествами и задатками;
- желание добиться признания у группы обидчиков в коллективе;
- зависть, скрытое соперничество или конкурентная борьба в рамках социальной группы;
- чувство неполноценности и желание самоутвердиться за счёт другого человека;
- скука, желание развлечься и повеселиться;
- месть или страх: чтобы не стать жертвой травли чаще примыкают к активной, предположительно сильной группе коллектива;
- межкультурные конфликты: национальные различия в культуре, традициях, языке, нетипичная внешность;
- личностный кризис: разрыв любовных отношений, дружбы, чувство ненависти и зависти, неудачи, провалы, ошибки.
Также среди возможных последствий онлайн-травли исследователи выделяют следующие последствия
психологического характера у жертвы: снижение самооценки, депрессия, агрессивное поведение, тревожность, недоверие, частая смена настроения, пугливость, страх, суицидальные наклонности [7].
По данным исследования Mail.ru - 58% пользователей Рунета когда-либо подвергались онлайн-травле. Мужчины сталкиваются с таким явлением немного чаще - 52% опрошенных, а среди женщин - 44%. Каждому человеку в тот самый момент кажется, что в одночасье от него отвернулись все близкие и друзья, его преследуют повсюду и следят за каждым поворотом его головы, даже, казалось бы, в самом защищенном месте - дома. Псевдоподсознание кричит: «Тебе некуда бежать, не скрыться!». Кибератаки влекут ряд тяжёлых последствий. Под сокрушительный удар попадает психика человека и его ментальное здоровье: человек грустит, испытывает неловкость, кажется самому себе глупым или злится, начинает стыдиться своих увлечений или теряет к ним интерес. Даже здоровое по всем показателям тело физиологически даёт сбой, проявляя усталость, проблемы со сном или такие симптомы, как боли в животе и головные боли. В крайних случаях интернет-травля может вогнать человека в затяжную депрессию или довести до самоубийства.
Безусловно, жертвами кибербуллинга являются самые уязвимые группы населения, нуждающиеся в психологической поддержке, однако также стоит акцентировать внимание на судьбе разжигателя конфликта, последователей и наблюдателей, на которых также оказывает негативное влияние буллинг.
В абсолютно любом случае преследователи также испытывают психологические последствия своего девиантного поведения: зачастую, например, повзрослев, они впадают в яростное одиночество, т. к. буллинг развивает у них высокую самооценку, нарциссизм, агрессию, формирует авторитарный, циничный характер, появляются проблемы с социальной адаптацией.
В рамках практической части исследования было проведено анкетирование, в котором приняли участие 262 жителя Калуги и Калужской области в возрасте от 16 до 35 лет, из которых 181 женщина и 81 мужчина. Данная возрастная категория была выбрана в связи с наиболее активным участием в социальной деятельности в интернет-пространстве. Задачей исследования стало выявление случаев кибербуллинга в социальных сетях Интернета и его последствия.
Анализ анкетирования показал, что 260 (95%) респондентов имеют личные аккаунты и пользуются социальными сетями каждый день, также все участники опроса знают, что такое кибербуллинг. Среди опрашиваемых 129 (49%) человек подвергались физической травле в реальной жизни, а на 207 (79%) респондентов оказывалось психологическое давление в Интернете, при этом они испытывали повышенную тревожность, гнев, ненависть, снижали свою самооценку.
Половина опрашиваемых являлись свидетелями травли или кибербуллинга, а некоторые из них сами выступали в роли агрессора: распространяли чужие фотографии, писали гневные комментарии, создавали сообщества и чаты оскорбительного характера и др. Практически у каждого третьего пользователя существует фейковая страница для сокрытых умыслов, что подтверждает факт неявной, скрытой слежки за другими людьми.
Тем не менее, все участники опроса считают онлайн-травлю глобальной проблемой общества. Подавляющее большинство респондентов отмечают негативное влияние сети Интернет на свою жизнь и жизнь окружающих, а также явную перемену в ментальном и физиологическом здоровье жертв онлайн-травли. Мнения на счёт того, можно ли избежать кибератак, неоднородны, объясняются отсутствием компетентности в этом вопросе.
Учитывая специфику кибербуллинга, необходимо принимать меры по предотвращению травли в интернет-пространстве, к которым можно отнести следующие рекомендации:
1. Сделать профиль в социальной сети закрытым и ограничить основной доступ только для друзей.
2. Соблюдать приватность и не разглашать свои персональные данные.
3. Следить за информацией, которая выкладывается в сеть. Дозировать и фильтровать контент.
4. Не посылать сообщения с изображениями и не выкладывать контент оскорбительного характера.
5. Не отвечать на агрессию и не мстить.
6. Игнорировать и блокировать поступающие негативные мессенджеры.
7. Управлять списком лиц, которые могут оставлять комментарии.
Профилактика ответственного поведения в сети Интернет является одним из самых важных средств обеспечения безопасности для каждого пользователя. Известно, что девиантное поведение чаще всего развивается в подростковом возрасте, как реакция на негативные события, которые происходят не только в школе, но и в семье. Отсюда следует, что необходимо проводить профилактику кибербуллинга не только в образовательных учреждениях, но и в первую очередь, профилактику насилия над детьми в семье с учетом различных педагогических подходов.
Исследуя вопросы профилактики насилия над детьми средствами семейного воспитания, Э.А. Никулина предлагает организационно-педагогические условия, такие как:
- создание благоприятных педагогических условий в семье по воспитанию детей на ненасильственной основе;
- согласованное взаимодействие действующих структур муниципальной власти, образовательных учреждений, психолого-педагогического коллектива на трех уровнях - профилактики, диагностики и реабилитации;
- распределение полномочий по сферам деятельности между детьми, родителями, семьей в целом, представителей психолого-педагогического коллектива образовательного учреждения и других специалистов, работающих в системе профилактики насилия над детьми;
- своевременная диагностика насилия над ребенком с использованием комплекса психодиагностических методик;
- мониторинг семей группы риска по параметру предполагаемого насилия [6].
Выводы. Психолого-педагогический анализ проблемы кибербуллинга позволяет сформулировать основные направления в решении задач безопасности нахождения пользователей в интернет-пространстве:
1. Формирование особой интернет-культуры пользователей, согласно которой неприемлемыми должны стать оскорбления, ругательства, переходы на личность, клевета и пр.
2. Воспитание ответственного поведения в сети Интернет, начиная с первых уроков по изучению информационно-коммуникативных технологий в школе.
3. Профилактика девиантного поведения подростков, с использованием психолого-педагогических методов.
4. Создание организационно-педагогических условий, направленных на профилактику насилия детей в семье.
5. Согласованная работа всех субъектов причастных к учебно-воспитательному процессу - педагогов, воспитателей, родителей обучающихся и др.
6. Ликвидация правовой неграмотности, в том числе в сфере ответственности за распространение неправдоподобной информации, оскорбления, травлю в Интернет-сетях и др.
Таким образом, только осмысленное, основанное на взаимном уважении, поведение пользователей сети Интернет, будет способствовать профилактике кибербуллинга и безопасному нахождению каждого человека в интернет-пространстве.
Литература:
1. Андреева А.О. Манипулирование в сети интернет / А.О. Андреева // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи: Материалы внутривузовской конференции, Магнитогорск, 09-12 октября 2015 года / Под редакцией Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой, О.Л. Колобовой. - Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2015. - С. 21-31.
2. Баранов А.А. Психологический анализ причин подросткового кибербуллинга [Электронный ресурс] / А.А. Баранов, С.В. Рожина. - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-analiz-prichin-podrostkovogo-кШегЬиИ^а.
3. Гришина Т.Г. Социально-психологические факторы ролевого поведения подростков в ситуации буллинга: автореф. ...канд. псих. наук. - Москва, 2021. - 27 с.
4. Крамер Е.А. Воспитание ответственного поведения младших школьников в условиях информатизации образовательного процесса: автореф. ...канд. пед. наук. - Томск, 2018. - 24 с.
5. Макарова, Е.А. Психологические особенности кибербуллинга как формы интернет-преступления / Е.А. Макарова, Е.Л. Макарова, Е.А. Махрина // Российский психологический журнал. - 2016. - Т. 13. - № 3. - С. 293 -311.
6. Никулина Э.А. Организационно-педагогическая система профилактики насилия над детьми в семье: дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2004. - 183 с.
7. Таранова Т.Н. Психолого-педагогическая характеристика буллинга в общеобразовательной школе // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. -№ 11 (25).
8. Федунина Н.Ю. Представления о триаде «Преследователь - жертва - наблюдатель» в кибербуллинге в англоязычной литературе [Электронный ресурс] / Н.Ю. Федунина. - Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n41/1143
9. Черкасенко О.С., Феномен кибербуллинга в подростковом возрасте / О.С. Черкасенко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2015. - № 6. - С. 52-54.
Педагогика
УДК 37
кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка Хашегульгова Жанна Ахметовна
ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет» (г. Магас); ассистент кафедры английского языка Ужахова Зухра Магомедовна
ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет» (г. Магас)
РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ УСТНО-РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Аннотация. В статье рассмотрены особенности обучения школьников устно-речевому общению, проанализированы функции игровых технологий, приведена классификация игр, а также изучена роль ролевых игр в процессе обучения английскому языку. Сделан вывод о том, что ролевая игра лучше всего подходит для обучения школьников устно-речевому общению, так как в процессе игры происходит погружение учащихся в ситуации, приближенные к реальным, где детям необходимо вступать в коммуникацию друг с другом. Также было показано, что для успешной реализации ролевой игры педагогу следует соблюдать определенную технологию организации игровой деятельности учащихся, состоящую из следующих этапов: этап подготовки, этап объяснения, этап проведения и этап анализа и обобщения. Грамотное использование ролевых игр способствует развитию познавательной активности учащихся в изучении английского языка.
Ключевые слова: ролевая игра, навыки, устно-речевое общение, школьник, урок английского языка.
Annotation. The article examines the features of teaching schoolchildren to oral communication, analyzes the functions of gaming technologies, provides a classification of games, and also studies the role of role-playing games in the process of teaching English. It is concluded that role play is best suited for teaching schoolchildren to verbal communication, since during the game, students are immersed in situations close to real ones, where children need to communicate with each other. It was also shown that for the successful implementation of the role-playing game, the teacher should observe a certain technology for organizing the students' play activities, which consists of the following stages: the preparation stage, the explanation stage, the stage of implementation and the stage of analysis and generalization. The competent use of role-playing games contributes to the development of students' cognitive activity in learning English.
Keywords: role play, skills, oral communication, student, English lesson.
Введение. В современном мире знание английского языка имеет большое значение в жизни каждого человека. Английский помогает выстраивать отношения с представителями других стран и культур, позволяет найти престижную работу и комфортно чувствовать себя в иностранных государствах.
Обучение иностранному языку является одним из важнейших компонентов современного российского образования. На начальном этапе обучения английскому языку в основном делается упор на изучение грамматики и лексики, не так много внимания уделяется устно-речевому общению. Однако существует необходимость формирования навыков устно-речевого общения у обучающихся именно на начальной ступени обучения в целях дальнейшего совершенствования и развития умений говорения и последующего их применения на практике.
Возрастающие требования к уровню владения иностранным языком обуславливают необходимость поиска более эффективных технологий и методик обучения. В особенности, повышается роль использования игр на уроках английского языка, которые позволяют приблизить учебный процесс к реальным условиям живого общения. Игры повышают интерес к предмету, способствуют развитию творческого воображения учащихся, а главное позволяют создать ситуации, стимулирующие и мотивирующие речевую деятельность учащихся. Все это свидетельствует в пользу включения ролевых игр как средства формирования навыков устно-речевого общения в процесс обучения.
Вопросами формирования навыков устно-речевого общения занимаются как российские (Н.Д. Гальскова, Е.Н. Соловова, З.И. Салиева, Е.И. Пассов), так и зарубежные исследователи (G. Ashman, P. Snow, A. Kusnierek). Помимо теоретических основ, авторами разработаны практические методики использования игр при обучении иностранному языку на начальном этапе (А.В. Конышева, А.А. Климова, А.Н. Мурзич).
Изложение основного материала статьи. На начальном этапе обучения английскому языку учащимся необходимо познакомиться с совершенно новым для них иностранным языком. Им предстоит освоить новую лексику, грамматику, фонетику, научиться читать, писать и разговаривать на данном языке, ознакомиться с традициями, реалиями и особенностями культуры некоторых англоговорящих стран.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по иностранному языку «должны отражать:
- приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;
- освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
- формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы» [7, С. 8].