Научная статья на тему 'КИБЕРБУЛЛИНГ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕСТРУКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: ПРОБЛЕМНЫЙ АСПЕКТ'

КИБЕРБУЛЛИНГ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕСТРУКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: ПРОБЛЕМНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
597
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИБЕРБУЛЛИНГ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / БУЛЛИНГ / ФЕНОМЕН ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ / МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КИБЕРБУЛЛИНГУ / CYBERBULLYING / SOCIAL NETWORKS / AGGRESSIVE BEHAVIOR / BULLYING / THE PHENOMENON OF PSYCHOLOGICAL HARASSMENT / MEASURES TO COUNTER CYBERBULLYING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Братусин Алексей Радиславович

В статье рассматриваются подходы к изучению проблем деструктивного общения современной молодежи в глобальной сети Интернет, определяемой как кибербуллинг, приведены данные статистики и ряда исследований, посвященных данному негативному феномену современного социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CYBERBULLING AS A MANIFESTATION OF DESTRUCTIVE COMMUNICATION IN MODERN SOCIETY: A PROBLEM ASPECT

The article discusses approaches to the study of the problems of destructive communication of modern youth on the global Internet, defined as cyberbullying, provides statistics and a number of studies devoted to this negative phenomenon of modern society.

Текст научной работы на тему «КИБЕРБУЛЛИНГ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕСТРУКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: ПРОБЛЕМНЫЙ АСПЕКТ»

Педагогика

УДК 316.35

старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки, подполковник полиции Братусин Алексей Радиславович

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар)

КИБЕРБУЛЛИНГ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕСТРУКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ

ОБЩЕСТВЕ: ПРОБЛЕМНЫЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к изучению проблем деструктивного общения современной молодежи в глобальной сети Интернет, определяемой как кибербуллинг, приведены данные статистики и ряда исследований, посвященных данному негативному феномену современного социума.

Ключевые слова: кибербуллинг, социальные сети, агрессивное поведение, буллинг, феномен психологического преследования, меры противодействия кибербуллингу.

Annotation. The article discusses approaches to the study of the problems of destructive communication of modern youth on the global Internet, defined as cyberbullying, provides statistics and a number of studies devoted to this negative phenomenon of modern society.

Keywords: cyberbullying, social networks, aggressive behavior, bullying, the phenomenon of psychological harassment, measures to counter cyberbullying.

Введение. Кибербуллинг - это одна из форм преследования, травли запугивания, насилия подростков и младших детей при помощи информационно-коммуникационных технологий, а именно Интернета и мобильных телефонов. Чтобы лучше понять, что такое кибербуллинг («cyber bullying»), необходимо обратиться к происхождению данного термина. Если его первая часть понятна, то вторая часть названия этого вида виртуального террора происходит от английского слова «bull» - бык. Отсюда идут все родственные по сути значения: агрессивно нападать, придираться, провоцировать, терроризировать, донимать, травить и проч.

Самым большим минусом виртуального пространства является то, что процесс общения происходит при отсутствии межличностного контакта как такового. Люди не видят человека, соответственно, не могут со 100% уверенностью утверждать, кем он является в действительности. Получается, что каждый человек может себе придумать новую жизнь, новое амплуа, новое поведение. Ведь крайне маловероятно, что правда рано или поздно выяснится. Таким образом, человек не боится, что рано или поздно ему придется отвечать за поступки, высказывания, действия, поэтому он ведет себя как угодно, как правило, совсем плохо, некорректно. Это подробный ответ на вопрос о том, что такое кибербуллинг. Подростки часто пользуются такой возможностью, «примеряют» на себя другие роли, причем делают это с удовольствием. Есть и взрослые люди, которые осведомлены, что такое кибербуллинг, они используют это ради забавы или вследствие психологических заболеваний.

Изложение основного материала статьи. По данным, представленным лабораторией Касперского «Каждый десятый родитель в России знает об кибербуллинге, а доля самих детей, которые знают об онлайн-травле или сталкивался с ней, доходит до 33%», - говорится в исследовании. Такая разница могла образоваться из-за того, что дети не посвящают родителей в свою сетевую жизнь [1].

По рекомендациям психологов, занимающихся оказанием психологической помощи подросткам, подвергшимся кибербуллингу, родителям стоит чаще проводить мониторинг страницы детей в социальных сетях и знать, кого они добавляют в друзья.

В рамках исследовательских проектов в сентябре 2019 года были опрошены 1057 респондентов в возрасте от 10 до 18 лет из 52 регионов России. Более половины российских школьников в возрасте от 7 до 18 лет получают в социальных сетях предложения дружбы от незнакомцев, в 34% случаев это взрослые. При этом, каждый шестой школьник не побоялся встретиться с незнакомцами, с которыми познакомился в социальных сетях. По мнению подростков, в возрасте от 16 до 18 лет, школьников чаще всего травят за их внешний вид (43,8%) или принадлежность по национальности (33,6%). Каждый пятый опрошенный (19,7%) говорит о случаях агрессии со стороны учителей. 22% респондентов заявили о буллинге учителей учениками. При этом 65% подростков считают атмосферу в своей школе дружелюбной [2].

Столкнувшись с агрессией в школе, 63% подростков расскажут об этом родителям, 29,9% - друзьям, 19,2% - учителю, а 15,2% предпочтут не говорить о произошедшем. В полицию обратятся только 0,5% российских школьников. В свою очередь школьники посоветуют тому, кто стал жертвой травли, рассказать об этом родителям (56,3%), обратиться за помощью к друзьям (23,6%) или учителям (20,2%), проявить агрессию в ответ (17,1%) или вообще никак не реагировать (24,8%) [3].

Буллинг - это психологическое преследование, когда цель - это уничтожение, унижение личности и взятие контроля над ней. Обычно буллинг распространяется, когда структура социальной группы элементарная и люди думают, что так нормально, так было и будет всегда. Агрессия детей в отношении учителей, - это случаи чаще всего инструментальные: подростки провоцируют взрослого, снимают на смартфон унизительное или нелепое положение учителя и выкладывают его в Сеть. Им чаще всего эта манипуляция доставляет удовольствие. Позже многие начинают понимать, что унижают человека. Такие данные представлены в ряде исследований, проведенных научными сотрудниками Психологического института Российской Академии Образования.

Основными интернет-площадками, где чаще всего встречается травля в сети, по ее словам, остаются "ВКонтакте" и "YouTube". Данные социальные сети также ведут работу по очистке подобного контента и активно сотрудничают с профильными государственными органами.

К основным характеристикам буллинга и кибербуллинга: можно отнести следующие: умышленность, регулярность, неравенство сил, групповой процесс (затягивается широкий круг участников), процесс не заканчивается сам по себе, негативное психологическое воздействие ситуации на всех участников.

Нельзя сказать, что в России вообще не пытаются бороться с кибербуллингом. Роскомнадзор регулярно удаляет из сети информацию, где явно прослеживается травля и оскорбления других пользователей (по

состоянию на 13 апреля ведомство избавилось от 6 тысяч страниц с подобным содержанием). Однако, прямой ответственности за буллинг в сети российское законодательство не предусматривает.

В законодательстве есть инструменты, позволяющие бороться с травлей. Уголовный кодекс предусматривает наказание за оскорбление религиозных чувств верующих (статья 148 УК РФ), за доведение до самоубийства (статья 110 УК РФ), оскорбление представителя власти (статья 319 УК РФ). Есть ответственность за клевету (128.1 УК РФ), шантаж и вымогательство (163 УК РФ). В Административном кодексе тоже есть ответственность за оскорбление (5.61 КоАП). Тем не менее весь этот арсенал не позволяет на сегодняшний день предотвратить кибербуллинг в интернете.

Новые подходы в борьбе с киберпреступлениями развиваются в направлении противодействия хищениям денег, защиты критически важной инфраструктуры, покушения на государственную безопасность. Защита чести и достоинства, защита от психологической травли часто оказывается на обочине внимания, вне правового поля.

Проблема кибербуллинга совсем не нова, и особенно остро она затрагивает детей. Еще в 2016 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) признала Россию лидером Европы по жалобам школьников на травлю в сети. 11 процентов опрошенных девочек и 8 процентов мальчиков в возрасте 11 лет рассказали, что подвергались подобному влиянию как минимум 2-3 раза за месяц. Однако поделать с этим дети ничего не могут [4].

Эксперты сходятся во мнении, что отсутствие подобных законодательных инициатив, которые бы защищали жертв интернет-буллинга, обусловлено тем, что многие просто не подозревают о существовании какой-либо проблемы. Многих эта проблема еще не коснулась. Освещение случаев насилия в СМИ, как правило, оказывается не в интересах пострадавших. Сама по себе травля в сети отдаленно похожа на "суд Линча", работает психология толпы, объединенной ненавистью к жертве, уверенность в безнаказанности конкретного действия.

Некоторые эксперты считают, что до сих пор не было резонансных дел о кибербуллинге, которые бы придавались широкой огласке. Интернет всегда рассматривался с точки зрения ответственности пользователей, а не их защиты. До этого законодательные инициативы были направлены на то, что пользователь должен платить, пользователь обязан, и так далее. Принятию соответствующих поправок препятствует лобби со стороны социальных сетей и мессенджеров, на плечи которых может лечь дополнительная модерация.

Во многих развитых государствах меры по противодействию кибербуллингу закреплены законодательно. В Южной Корее закон против травли в сети был принят еще в 2007 году. Уголовное наказание за интернет-травлю есть и в Германии. Некоторые страны ведут борьбу на уровне школ. Во Франции учителя следят за блогами учеников и помогают жертвам, агрессорам же грозит исключение из школы.

Например, в США нет Федерального закона о кибербуллинге, но ответственность за травлю закреплена законодательно в некоторых штатах. В 1999 году закон приняли власти Джорджии, - там запрещено использовать гаджеты в целях травли. Позже подобные меры применили и в Неваде, где за устные или письменные угрозы школьникам грозит уголовное наказание.

В Америке работает общественная организация Bully Police USA, которая защищает детей от травли, поддерживает пострадавших и обращает внимание на неточности в принятых законах. Бороться с запугиванием детей в сети в США также помогает некоммерческая организация The Fight Crime: Invest In Kids. В нее входят около пяти тысяч полицейских, шерифов, юристов и других людей, которые тщательно изучают стратегии предупреждения преступности, а также информируют общественность и политиков о сделанных выводах.

Целая система по борьбе с кибербуллингом функционирует в Канаде. Разработкой методики предотвращения интернет-травли среди школьников занимается крупная организация Promoting Relationships and Eliminating Violence Network (PREVNet). В нее входят 130 ученых-исследователей и 62 национальные молодежные организации. Кроме того, в 2015 году власти страны обновили уголовный кодекс: он стал наказывать тех, кто отправляет интимные фотографии человека без его согласия.

Чтобы уберечь школьников от травли, в Великобритании внесли изменения в закон об образовании. Обязанность предотвращать все формы буллинга среди школьников легла на учителей. Для этого педагоги проходят специальную подготовку. За хорошее поведение в сети для учеников предусмотрено поощрение.

Сегодня борьбу с кибербуллингом можно назвать международным трендом. Есть прогрессивный опыт Германии и США. Похожий законопроект принимается во Франции, но он касается использования недостоверной информации.

Сравнивать Россию с другими странами в данном контексте некорректно. Меры должны приниматься с оглядкой на то, что в России иная система образования, у россиян другое воспитание и другая культура, другой менталитет.

Многие современные педагоги не считают кибербуллинг проблемой. Можно ли предотвратить агрессию в сети на ранних стадиях, чтобы не бороться с ее последствиями? Это возможно, если повышать в России информационную культуру: учить нормам человеческого общежития в информационном обществе в школах, объяснять, что в интернете тоже есть правила, нарушать которые нельзя. Нужно быть вежливыми, помогать слабым, бороться за добро и чистоту. Интернет-площадки должны вводить автоматизированные алгоритмы, выявляющие «кибертравлю». В принципе, при размещении негативного, агрессивного контента система могла бы спрашивать "уверен ли пользователь в цели своих действий?". Однако, дополнительную проблему может создавать то, что большинство школьных педагогов даже не подозревают о существовании кибербуллинга. Для значительной части учителей проблема существует, если она происходит в режиме формата «офлайн».

Поэтому в первую очередь в качестве превентивных мер нужно обучать педагогов. Чтобы педагоги на родительских собраниях тоже рассказывали о существовании такой проблемы, как травля в интернете.

Выводы. Применение технологий и платформ социальных сетей в недоброжелательных целях и называется "кибербуллинг" (травля в Интернете). Исследование, проведенное Анти-Буллинговым Союзом Великобритании, показало, что почти половина (45%) родителей обеспокоены тем, что их дети подвергаются травле в сети Интернет.

И их беспокойство не беспочвенно, согласно данным, более половины подростков подвергались кибербуллингу. Как и в случае травли в реальной жизни, жертвы кибербуллинга чувствуют себя крайне неловко, и в большинстве случаев не рассказывают родителям о случившемся.

Травля известна человечеству с древних времен, но у нынешнего молодого поколения есть в распоряжении ряд новых средств, которые они могут использовать с данной целью".

Последствия кибербуллинга весьма плачевны. Одним из основных различий между травлей в сети и издевательствами в реальной жизни является то, что жертвам кибербуллинга негде скрыться, этот факт делает травлю в Интернете особенно коварной. Быть жертвой издевательств - это тяжелое жизненное испытание. Наряду с физическим и моральным страданием, которые приносит травля, существует постоянный страх нового нападения агрессора и нанесения нового удара по уверенности и самооценке личности.

Раньше дом, в частности спальная комната ребенка, служила ему убежищем от подобного вида издевательств. Но сейчас, в том месте, где ребенок должен чувствовать себя в наибольшей безопасности, он все еще остается в зоне досягаемости киберагрессора, посредством текстовых сообщений, электронных писем, публикаций в социальных сетях или унизительных видео на YouTube.

Другим важным отличием является тот факт, что травля в Интернете позволяет обидчику действовать анонимно благодаря экрану, который разделяет киберагрессора и его жертву. Это означает, что насмешки и издевательства могут зайти куда дальше, чем допустимо в реальной жизни.

В мире Интернета киберагрессоры часто ведут себя менее осмотрительно, это явление, известное как "расторможенность", подразумевает выполнение действий, которые человек никогда бы не реализовал, будь он лицом к лицу с оппонентом. Так как обидчик не видит последствий своих слов и насмешек, а также может избежать ответной реакции со стороны жертвы, это позволяет ему быть еще более агрессивным.

Кибербуллинг также подразумевает то, что насмешки могут попасть во внимание большего количества наблюдателей, и их сложнее контролировать. Какая-нибудь неудачная фотография, которая могла быть дополнительно обработана в фоторедакторе, может стать достоянием огромной аудитории, если будет размещена в социальной сети или на веб-сайте".

Как известно, кибербуллинг наносит серьезный удар по представителям молодого поколения и может привести жертву к депрессии, употреблению наркотиков и, в особо трагичных ситуациях, к самоубийству.

Родители и педагоги должны осознавать особую опасность, которую несет кибербуллинг, а также потенциальный риск, который грозит ребенку.

Литература:

1. https://www.kaspersky.ru/ Официальный сайт лаборатории Касперского

2. Бочавер А.А, Хломов К.Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Психология. Журнал ВШЭ. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 20.06.2020).

3. Волкова Е.Н., Волкова И.В. Кибербуллинг как способ социального реагирования подростков на ситуацию буллинга // Вестник Мининского университета. 2017. №3 (20). URL: https://cyberleninka.ru / (дата обращения: 03.05.2020).

4. Макарова Е.А., Макарова Е.Л., Махрина Е.А. Психологические особенности кибербуллинга как формы интернет-преступления // Российский психологический журнал. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 27.07.2020).

5. Нестерова А.А., Гришина Т.Г. Предикторы школьной травли в отношении детей младшего подросткового возраста со стороны сверстников // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 21.08.2020).

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Булаева Марина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород);

студент Чеснокова Полина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема педагогической межкультурной коммуникации в вузе. Обознается возрастающее значение межкультурной коммуникации в образовании, выделяются механизмы реализации профессионального поведения педагога в условиях межкультурной коммуникации. Определены особые требования к формированию содержания педагогического сообщения в условиях межкультурной коммуникации. Разработаны и обоснованы предпосылки формирования профессионального поведения педагога в условиях межкультурной коммуникации в вузе, выделены принципы отбора информации педагогических сообщений для иностранных студентов.

Ключевые слова: коммуникация, педагог высшей школы, профессиональное поведение, межкультурная коммуникация, межкультурное взаимодействие, культурные различия.

An^tatton. The article deals with the actual problem of pedagogical intercultural communication in the university. The increasing importance of intercultural communication in education is recognized, the mechanisms for the implementation of the teacher's professional behavior in the context of intercultural communication are identified.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.