Ибраимова В.М. учитель немецкого языка Маринина А. С. учитель английского языка МБОУ «Гимназия №22» Россия, г. Белгород
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО АКТУАЛИЗАЦИИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Аннотация: Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Знакомство с кейсом, самостоятельный поиск решения, процесс анализа ситуации во время занятия способствует формированию коммуникативной компетенции. Отличительной особенностью данного метода (кейс-метода) является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом сама проблема должна быть актуальна на сегодняшний день и иметь несколько решений.
Ключевые слова: кейс, технология, коммуникация, проблемное обучение, языковая компетенция.
Ibraimova V.M. German language teacher MBOU "Gymnasium No. 22"
Belgorod Marinina A.S. English language teacher MBOU "Gymnasium No. 22"
Belgorod
CASE-STUDY AS A MEANS OF ACTUALIZING INTERCULTURAL LANGUAGE COMPETENCE IN FOREIGN
LANGUAGE LESSONS
Abstract: the Implementation of educational cases in the practice of Russian education is currently a very urgent task. Familiarity with the case, independent search for a solution, the process of analyzing the situation during the lesson contributes to the formation of communicative competence. A distinctive feature of this method (case method) is the creation of a problem situation based on facts from real life. At the same time, the problem itself should be relevant today and have several solutions.
Keywords: case, technology, communication, problem-based learning, language competence.
Современный мир предъявляет высокие требования как к системе школьного образования в целом, так и к знаниям, умениям и навыкам
выпускников в частности. В современной школе все более острым становится вопрос мотивации обучающихся к изучению иностранного языка, как первого, так и второго, который был включен в образовательную программу совсем недавно. Для того, чтобы заинтересовать учащихся и вовлечь их в процесс обучения очень важно использовать различные интерактивные методы. Одним из таких методов является «Case - study» (Кейс - технология или кейс-метод).
Кейсовая технология (метод) обучения - это обучение действием. Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое развитие мыслительных способностей. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.
Каждый «кейс» представляет собой описание конкретной практической ситуации, в основе которого заложен методический прием обучения по принципу «от типичных ситуаций, примеров - к правилу, а не наоборот», предполагает активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности обучающихся, т.е. используется методика ситуационного обучения; также «кейс» может включать набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях, выдаваемых учащимся для самостоятельной работы.
Поставив задачу и подготовив «кейс», следует организовать деятельность обучающихся по решению поставленной проблемы. Работа в режиме кейс-метода предполагает групповую деятельность - совместными усилиями каждая из подгрупп обучающихся анализирует ситуацию, и вырабатывает практическое решение. Далее организуется деятельность по оценке предложенных решений и выбору лучшего для разрешения поставленной проблемы.
В ходе её решения идёт развитие системы ценностей обучающихся, их жизненных установок и формирование практических навыков: ученики учатся аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения, принимать коллективное решение. Кейс-метод позволяет увидеть учащимся неоднозначность решения проблем в реальной жизни, быть готовыми соотносить изученный материал с практикой.
Кейс должен соответствовать следующим требованиям:
• соответствовать чётко поставленной цели создания;
• иметь уровень трудности в соответствии с возможностями обучающихся;
• быть актуальным на сегодняшний день;
• быть ориентированным на коллективную выработку решений;
• иметь несколько решений для организации дискуссии.
При работе над кейсом прослеживается сотворчество учителя и ученика - они равноправны в процессе обсуждения проблемы. Им приходится постоянно взаимодействовать, выбирать определённые формы поведения. Главное для учителя в этой ситуации - не навязывать свою точку зрения, дать учащимся возможность аргументировано высказать свои предположения и самим найти пути решения проблемы.
Применение кейс-технологии на уроках иностранного языка преследует взаимодополняющие цели:
• совершенствование коммуникативной компетенции;
• совершенствование лингвистической компетенции;
• совершенствование социокультурной компетенции. Знакомство с кейсом, самостоятельный поиск решения (внутренняя
монологическая речь на иностранном языке), процесс анализа ситуации во время занятия (монологическая и диалогическая речь, подготовленная и спонтанная, также на иностранном языке) - всё это примеры коммуникативных задач.
Поэтому кейс-технология включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы его использования в учебной практике. Данная технология способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления. Если в течение учебного года такой метод применяется неоднократно, то у обучающихся вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.
Структура урока иностранного языка с включение кейс -метода может быть построена по следующим направлениям: Вводные илиразминочные упражнения (Starting up); Аудирование (Listening); Чтение (Reading), Повторение грамматики (Language Review).
Вероятно, в ближайшем будущем кейс-технологии станут одними из основных в преподавании иностранного языка, т.к. способствуют решению основной задачи процесса обучения иностранному языку - формированию коммуникативной компетенции.
Использованные источники:
1. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: МЭСИ, 1999.
2. Гейхман Л.К. Дистанционное образование в свете интерактивного подхода / Л.К. Гейхман // Матер. II Международ. Науч. - практ. Конф. (Пермь, 6-8 февраля 2007 г.). Пермь: Изд -во ПГТУ, 2006.
3. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс - стадии. / Под редакцией Г.Н. Прозументовой. Томск, 2003.
4. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). Источник: http://www.casemethod.ru
5. Михайлова Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия. // Маркетинг, №1, 1999.