Научная статья на тему 'КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО АКТУАЛИЗАЦИИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО АКТУАЛИЗАЦИИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙС / ТЕХНОЛОГИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / CASE / TECHNOLOGY / COMMUNICATION / PROBLEM-BASED LEARNING / LANGUAGE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибраимова В.М., Маринина А.С.

Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Знакомство с кейсом, самостоятельный поиск решения, процесс анализа ситуации во время занятия способствует формированию коммуникативной компетенции. Отличительной особенностью данного метода (кейс-метода) является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом сама проблема должна быть актуальна на сегодняшний день и иметь несколько решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ибраимова В.М., Маринина А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CASE-STUDY AS A MEANS OF ACTUALIZING INTERCULTURAL LANGUAGE COMPETENCE IN FOREIGN LANGUAGE LESSONS

The Implementation of educational cases in the practice of Russian education is currently a very urgent task. Familiarity with the case, independent search for a solution, the process of analyzing the situation during the lesson contributes to the formation of communicative competence. A distinctive feature of this method (case method) is the creation of a problem situation based on facts from real life. At the same time, the problem itself should be relevant today and have several solutions.

Текст научной работы на тему «КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО АКТУАЛИЗАЦИИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

Ибраимова В.М. учитель немецкого языка Маринина А. С. учитель английского языка МБОУ «Гимназия №22» Россия, г. Белгород

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО АКТУАЛИЗАЦИИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация: Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Знакомство с кейсом, самостоятельный поиск решения, процесс анализа ситуации во время занятия способствует формированию коммуникативной компетенции. Отличительной особенностью данного метода (кейс-метода) является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом сама проблема должна быть актуальна на сегодняшний день и иметь несколько решений.

Ключевые слова: кейс, технология, коммуникация, проблемное обучение, языковая компетенция.

Ibraimova V.M. German language teacher MBOU "Gymnasium No. 22"

Belgorod Marinina A.S. English language teacher MBOU "Gymnasium No. 22"

Belgorod

CASE-STUDY AS A MEANS OF ACTUALIZING INTERCULTURAL LANGUAGE COMPETENCE IN FOREIGN

LANGUAGE LESSONS

Abstract: the Implementation of educational cases in the practice of Russian education is currently a very urgent task. Familiarity with the case, independent search for a solution, the process of analyzing the situation during the lesson contributes to the formation of communicative competence. A distinctive feature of this method (case method) is the creation of a problem situation based on facts from real life. At the same time, the problem itself should be relevant today and have several solutions.

Keywords: case, technology, communication, problem-based learning, language competence.

Современный мир предъявляет высокие требования как к системе школьного образования в целом, так и к знаниям, умениям и навыкам

выпускников в частности. В современной школе все более острым становится вопрос мотивации обучающихся к изучению иностранного языка, как первого, так и второго, который был включен в образовательную программу совсем недавно. Для того, чтобы заинтересовать учащихся и вовлечь их в процесс обучения очень важно использовать различные интерактивные методы. Одним из таких методов является «Case - study» (Кейс - технология или кейс-метод).

Кейсовая технология (метод) обучения - это обучение действием. Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое развитие мыслительных способностей. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.

Каждый «кейс» представляет собой описание конкретной практической ситуации, в основе которого заложен методический прием обучения по принципу «от типичных ситуаций, примеров - к правилу, а не наоборот», предполагает активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности обучающихся, т.е. используется методика ситуационного обучения; также «кейс» может включать набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях, выдаваемых учащимся для самостоятельной работы.

Поставив задачу и подготовив «кейс», следует организовать деятельность обучающихся по решению поставленной проблемы. Работа в режиме кейс-метода предполагает групповую деятельность - совместными усилиями каждая из подгрупп обучающихся анализирует ситуацию, и вырабатывает практическое решение. Далее организуется деятельность по оценке предложенных решений и выбору лучшего для разрешения поставленной проблемы.

В ходе её решения идёт развитие системы ценностей обучающихся, их жизненных установок и формирование практических навыков: ученики учатся аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения, принимать коллективное решение. Кейс-метод позволяет увидеть учащимся неоднозначность решения проблем в реальной жизни, быть готовыми соотносить изученный материал с практикой.

Кейс должен соответствовать следующим требованиям:

• соответствовать чётко поставленной цели создания;

• иметь уровень трудности в соответствии с возможностями обучающихся;

• быть актуальным на сегодняшний день;

• быть ориентированным на коллективную выработку решений;

• иметь несколько решений для организации дискуссии.

При работе над кейсом прослеживается сотворчество учителя и ученика - они равноправны в процессе обсуждения проблемы. Им приходится постоянно взаимодействовать, выбирать определённые формы поведения. Главное для учителя в этой ситуации - не навязывать свою точку зрения, дать учащимся возможность аргументировано высказать свои предположения и самим найти пути решения проблемы.

Применение кейс-технологии на уроках иностранного языка преследует взаимодополняющие цели:

• совершенствование коммуникативной компетенции;

• совершенствование лингвистической компетенции;

• совершенствование социокультурной компетенции. Знакомство с кейсом, самостоятельный поиск решения (внутренняя

монологическая речь на иностранном языке), процесс анализа ситуации во время занятия (монологическая и диалогическая речь, подготовленная и спонтанная, также на иностранном языке) - всё это примеры коммуникативных задач.

Поэтому кейс-технология включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы его использования в учебной практике. Данная технология способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления. Если в течение учебного года такой метод применяется неоднократно, то у обучающихся вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Структура урока иностранного языка с включение кейс -метода может быть построена по следующим направлениям: Вводные илиразминочные упражнения (Starting up); Аудирование (Listening); Чтение (Reading), Повторение грамматики (Language Review).

Вероятно, в ближайшем будущем кейс-технологии станут одними из основных в преподавании иностранного языка, т.к. способствуют решению основной задачи процесса обучения иностранному языку - формированию коммуникативной компетенции.

Использованные источники:

1. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: МЭСИ, 1999.

2. Гейхман Л.К. Дистанционное образование в свете интерактивного подхода / Л.К. Гейхман // Матер. II Международ. Науч. - практ. Конф. (Пермь, 6-8 февраля 2007 г.). Пермь: Изд -во ПГТУ, 2006.

3. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс - стадии. / Под редакцией Г.Н. Прозументовой. Томск, 2003.

4. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). Источник: http://www.casemethod.ru

5. Михайлова Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия. // Маркетинг, №1, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.