DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2021.105.3.075
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК ПРОГРЕССИВНЫЙ И СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Научная статья
Фролов А.Л.1, Бекетова О.Н.2' *, Арифуллин М.В.3
1 ORCID: 0000-0002-5373-2139;
2 ORCID: 0000-0003-4455-979X;
3 ORCID: 0000-0002-2271-1458;
1 2 Российский университет дружбы народов, Москва, Россия;
3 Российский государственный университет туризма и сервиса, Черкизово, Россия
* Корреспондирующий автор (astole[at]yandex.ru)
Аннотация
Признавая дистанционное образование наиболее современной формой подготовки кадров, авторы анализируют проблемы, связанные с его использованием в отечественной практике. В статье рассмотрены технологии дистанционного обучения, являющиеся актуальными в процессе получения высшего образования в современных условиях. Особое внимание уделено одному из самых прогрессивных инструментов дистанционного обучения - кейс-технологии. Авторами статьи выявлены и обобщены особенности использования кейс-метода, определено место последнего в дистанционном обучении. Описан алгоритм построения кейсов, а также проведён анализ этапов их разработки. Рассмотрена возможность использования кейс технологий в процессах повышения качества образования. Сформулированы перспективы использования кейс-технологии в дистанционном образовании.
Ключевые слова: дистанционное обучение, проблемы дистанционного обучения, качество дистанционного образования, кейс-технология, кейс-метод.
CASE METHOD AS A PROGRESSIVE AND MODERN WAY OF DISTANCE LEARNING
Research article
Frolov A.L.1, Beketova O.N.2' *, Arifullin M.V.3
1 ORCID: 0000-0002-5373-2139;
2 ORCID: 0000-0003-4455-979X;
3 ORCID: 0000-0002-2271-1458;
1 2 Peoples' Friendship University of Russia Moscow, Russia;
3 Russian State University of Tourism and Service, Cherkizovo, Russia
* Corresponding author (astole[at]yandex.ru)
Abstract
Recognizing distance education as the most modern form of personnel training, the authors of the article analyze the problems associated with its use in the Russian educational environment. The article examines distant learning technology that is currently relevant in the process of obtaining higher education while paying particular attention to one of the most advanced distance learning tools — the case method. The authors of the article identify and summarize the features of the use of the case method, determine its place in distance learning. The study describes the algorithm for constructing cases as well as analyzes the stages of their development. The authors consider the possibility of using the case method in the processes of improving the quality of education and formulate the prospects of applying it in the distance learning environment.
Keywords: distance learning, problems of distance learning, quality of distance education, case technology, case method.
Введение
Одной из основных задач высших учебных заведений в современных динамично развивающихся условиях является подготовка востребованных на рынке труда специалистов. Влияние социально -экономических и производственных факторов на образовательный процесс вызывает необходимость совершенствования не только существующей системы обучения, но и актуализирует поиск новых форм педагогической деятельности, модернизации процесса совместной работы преподавателя и студента на всех стадиях обучения. Для комфортного взаимодействия преподавателя и обучающегося в учебных заведениях повсеместно внедряются инновационные технологии, которые оказывает положительное влияние на качество взаимодействия преподавателя и обучающегося.
Внедрение новых технологий в образовательный процесс является необходимой составляющей частью при подготовке специалиста, отвечающего требованиям современной бизнес-среды. Последняя, как известно, постоянно усложняется, модернизируется, автоматизируется, используя всё более высокотехнологичные продукты.
Складывающиеся бизнес-условия не могут не влиять на процесс подготовки специалистов, не формировать более высоких требований к эффективности трудовой деятельности и не обуславливать необходимости образовательных учреждений идти в ногу со временем, не побуждать использовать дистанционные интерактивные технологии обучения [3].
Такие технологии всемирно популярны по причинам доступности, независимости от географического положения, возраста, предшествующего уровня образования, обучающегося; обеспечивают свободу выбора наиболее предпочтительного образовательного учреждения и возможность полного удовлетворения желаемых образовательных потребностей; отличаются мобильностью, своевременной и эффективной обратной связью между преподавателями и студентами; обеспечивают выбор индивидуального темпа усвоения новых знаний; способствуют индивидуализации образовательных программ и повышению качества обучения за счет применения современных средств, электронных
библиотек и техники; позволяют снизить стоимость обучения за счет отсутствия платы за аренду учебных помещений, стоимости проезда к месту учебы и т.п.
Однако на сегодняшний день состояние отечественного дистанционного образования требует проведения анализа и качественного переосмысления происходящих в нём процессов и применяемых методов обучения.
Основные результаты
Проведённое анкетирование, статистическая обработка полученных данных позволили нам выделить наиболее важные проблемы использования методик дистанционного образования. Перечислим их.
Во-первых, это, проблемы правового характера, связанные с нормативно-правовым обеспечением дистанционного обучения. Речь идёт об отсутствии единой концепции дистанционного обучения, о необходимости обеспечения его эффективности и качества, разработке механизмов экспертизы и сертификации сетевых курсов, защите интеллектуальной собственности и авторского права в электронном мире.
Во-вторых, не следует забывать о том, что разработка электронных курсов - это трудоёмкий и затратный процесс, требующий постоянного последующего обновления.
В-третьих, в отечественной практике дистанционного образования часто имеют место технические проблемы, связанные с нестабильностью связи при передаче информации, ограничением по доступности и стоимости телекоммуникационной инфраструктуры, недостаточным техническим оснащение учебных заведений и рабочего места, обучающегося [5], [6].
В-четвёртых, актуальными являются проблемы качества дистанционного образования. Пока основу электронных учебных материалов составляет информация в текстовом формате и простейшие графические объекты в виде рисунков и фото, блоки контроля знаний в виде тестовых заданий. Практически все учебные веб-ресурсы центров дистанционного образования являются закрытыми [4].
В - пятых, пока остаются не решенными коммуникативные проблемы дистанционного образования, выражающиеся в сложности организации коллективной работы студентов.
В-шестых, в работах, посвященных развитию дистанционного обучения, практически не затрагивается вопрос, связанный с обеспечением воспитательной функции дистанционного образования, формирования и развития таких личностных качеств студенческой аудитории, как нравственность; гражданственность; коллективизм, умение критически воспринимать информацию и делать осмысленный выбор.
Наш преподавательский опыт показывает, что в условиях разобщенности и роста индивидуалистических настроений среди студентов необходимо активизировать процессы создания групп для общения слушателей между собой, чаще использовать дискуссии в формате баркемпа (организации конференции самими участниками), воркшопы (интенсивные учебные мероприятия, на которых участники учатся, прежде всего, благодаря собственной активной работе), форсайты (технологии определения и описания будущих сценариев развития изучаемых процессов, тетаигры (модификации ролевых игр, ориентированных на экзистенциальный опыт, свободу воли и выбора), Такие методы кейс-обучения позволяют не только закрепить теоретические знания, но и научиться действовать в команде, договариваться, вести цивилизованную дискуссию, находить компромисс интересов [2], [7].
Следует отметить, что в зарубежной практике кейс-технология использовалась еще в начале двадцатого века при рассмотрении обучающимися практических задач в области юриспруденции и медицины. Наибольшее распространение кейс-технология получила благодаря широкому использованию данной методики Гарвардской Школой Бизнеса. Именно в этом учебном заведении и в настоящее время широко используются кейс -методы обучения, что позволяет удерживать Гарвардской Школе Бизнеса лидирующие позиции в области использования кейс-технологии в процессе обучения. Позднее кейс-метод как активный способ обучения стал весьма популярен во многих высших учебных заведениях разных стран по всему миру.
Кейс-технология набрала популярность в современном мире благодаря неординарному подходу к решению нестандартных и неоднозначных проблемных ситуаций. При её использовании обучающиеся может развить не только навык решения задач, выходящий за рамки стандартизированного аналитического подхода, но и коммуникативные и аналитические навыки, ощутить полную ответственность за принятие конкретного решения.
Педагоги-практики в своих работах приходят к выводам, что аналитическая группа навыков в процессе использования кейс-технологий развивает умение обучающихся классифицировать и выделять существенную информацию от несущественной, а также анализировать полученную информацию в рамках поставленной задачи.
Кроме того, в процессе решения кейсов, учащиеся учатся выстраивать и осуществлять коммуникации, вырабатывают умение грамотно вести дискуссию, отстаивать собственную точку зрения, объединяться в группы с идентичными взглядами на решение проблемной ситуации.
Применение кейсов способствует формированию навыков реализации на практике теоретических знаний, методов и способов решения проблемной задачи; развивает творческие навыки, направленные на развитие способности разработки альтернативных решений проблемной задачи. При этом решаются и социальные задачи, отрабатывается способность слушать оппонента, участвующего в дискуссии, формируется собственная точка зрения по поводу решения поставленных задач.
В российской системе образования попытки применения подобных технологии предпринимались еще в СССР, но широкого распространения этот процесс не получил. В основном метод кейс-технологий используется для реализации программ подготовки менеджеров МВА [1].
Недооцененным остаётся практический опыт использования кейсов в дистанционных формах обучения.
Применяемые кейс-методы могут существенно отличаться друг от друга по форме предоставления информации, сложности, специализации, новизне.
Возможно использование такого вида кейсов, при котором необходимо участие преподавателя при проверке ответа обучающегося. В этом случае решение кейса является открытым и неоднозначным [9]. Основной задачей при
использовании кейса является формирование интереса у обучающегося к проблемной задаче и побуждение к рассуждению, благодаря критическому мышлению.
Существуют и такой вид кейсов, ответ на который однозначен и решение проблемной задачи автоматизировано. При этом главная задача решения кейса заключается в формировании у обучающегося навыков работы с исходной информацией, выделении существенной части данной информации.
Хорошо зарекомендовали себя в зарубежной практике дистанционного образования кейсы, симулирующие дальнейшее развитие событий. Решение подобных кейсов оказывает влияние на исходные данные следующих кейсов, связанных с исходным кейсом. В этом случае анализируется варианты решений и не заостряется внимание лишь на одном из них.
Считаем, что следует расширить практику применения, не только вышеперечисленных форм кейс-методов, но и демонстрационных, инновационных, тренинговых, иллюстративных кейсов.
Демонстрационный кейс является одним из наиболее простых видов кейсов. Он основан на описании стандартных решенных ситуационных задач, обобщении стандартных вариантов решений, отработке практических навыков.
Противоположным видом кейса являются инновационные кейсы, когда решение ситуационной задачи не стандартизировано. Инновационный кейс подразумевает анализ сложной проблемной ситуации и поиск нестандартного решения.
Сущность тренингового кейса заключается в формировании практических навыков решения структурных проблемных ситуаций, где поиск решения осуществляется в форме дискуссии.
Иллюстративные кейсы разрабатываются на основе примеров из практической деятельности и позволяют продемонстрировать теоретические основы, раскрывая их в форме истории. В этой связи существует отдельное направление - сторителлинг. Оно позволяет донести знания до обучающихся благодаря историям, которые побуждают мыслительный процесс.
Другой разновидностью кейсов, используемых в процессе обучения, могут являются кейсы, описывающие оригинальные проблемные ситуации, существующие в реальной бизнес-среде. Такие кейсы уже имеют решение и реализованы на практике. Сущность выделенной формы кейсов заключается в возможности обеспечить обучающегося той информацией, которая поспособствует достижению правильного варианта ответа.
Кроме того, кейсы, могут имитировать шаблонный стандартизированный процесс функционирования бизнеса. В таком случае обучающийся имеет возможность рассмотреть пример пошагового решения конкретной проблемной задачи, что способствует выработке навыка решения конкретной задачи.
Наиболее сложный вид кейсов включает проблемную ситуацию с неопределенным нестандартным решением. Такие кейсы, как правило, имеют большой объем информации, которая зачастую бывает излишней. В процессе поиска решения на подобные кейсы, обучающиеся вынуждены анализировать различные варианты решений, отбирать существенную информацию благодаря комплексу аналитических методов и принципов, а также знаний, полученных ранее.
В процессе использования кейсов необходимо осознавать существующие различия не только в формах кейс-технологий, но и в способах их представления, и реализации. Особое внимание нужно уделять объему кейса. Так на ранних стадиях обучения целесообразнее использовать кейсы, не перегруженные исходной информацией. Для подготовки более квалифицированных специалистов, при повышении квалификации необходимо использовать сложные кейсы с большим объемом информации, множеством вариантов решений, а также комплексом проблемных ситуаций.
В целом структура кейса, прежде всего, зависит от целей и задач, на которые направлено обучение при использовании кейс-технологии.
Этапы разработки кейса в основном стандартны и включают несколько основных этапов. На начальном этапе разработки кейса рассматривается его место в учебной программе. После этого формируется цель и задачи кейса, его структура. Одним из основных пунктов разработки кейса является создание модели проблемной ситуации. На следующем этапе проверяется эффективность разработанного кейса, определяется влияние кейса на общий процесс обучения. Завершающим этапом является внедрение кейс-метода в образовательную программу и учебный процесс.
Для понимания сущности кейс-метода при дистанционном обучении следует рассмотреть процесс работы с кейсом. На первом этапе преподавателем предоставляется исходная информация. В этой связи существует несколько вариантов предоставления информации. Исходные данные могут быть сформированы преподавателем, либо может быть организована работа студентов по поиску необходимых исходных данных, соответствующих заданной проблемной ситуации. Следующий этап работы над кейсом заключается в обработке информационной составляющей кейса и подготовке к обсуждению. Одним из наиболее значимых этапов работы над кейсом является этап обсуждения и дискуссии. Подготовка к обсуждению и сама дискуссия позволяют сформировать творческое мышление у обучающихся. Таким образом, у обучающихся проявляются компетентные навыки анализа поставленных в проблемной ситуации задач. Завершающим этапом работы над кейсом является обработка различных вариантов, предложенных во время дискуссии, а также формирование итогового решения проблемной задачи.
При дистанционном обучении использование кейс-технологии позволяет осуществить взаимодействие обучающихся в любое время и в любом месте. Взаимодействие может быть организовано в рамках учебных форумов, находящихся в сети Интернет. В процессе обучения с использованием кейс-технологии существует возможность использовать передовые мультимедийные технологии, обеспечивающие наиболее наглядное и доступное для понимания представление материала. В этой связи следует понимать, что кейс является эффективным и актуальным, когда все элементы кейса, в том числе иллюстративные, достаточно проработаны.
Использование кейс-технологии в дистанционном обучении подразумевает тщательно разработанный комплекс необходимого материала и программного обеспечения. В этом случае программному обеспечению отводится не
меньшее значение, чем непосредственно самому кейсу. Наличие качественного программного обеспечения позволяет эффективно организовать процесс обучения с использованием кейс-технологии.
При этом к положительным сторонам использования кейс-технологии можно отнести получение обучающимися навыков работы с современными информационными технологиями и инструментами.
Заключение
Резюмировать основной вывод о применении кейс-метода как активного метода при дистанционном обучении можно по следующим положениям:
1. Кейс-технология способствует более глубокому развитию практических и аналитических навыков у будущих специалистов по выбранной области деятельности;
2. Существует возможность использования кейс-метода на разных стадиях образовательного процесса. Кейс-метод может быть использован на начальных этапах обучения, либо может использоваться в качестве сложных проблемных ситуаций с множеством вариантов решений на стадиях переподготовки, повышения квалификации. Кроме того, кейс-метод нужно применять поэтапно, от простых проблемных ситуаций до постепенного перехода к сложным кейсам;
3. Кейс-метод отражает современные тенденции в выбранной области обучения, что дает возможность получить актуальные и востребованные навыки и знания;
4. Кейс-метод при дистанционном обучении позволяет сформировать навыки работы в области информационных и коммуникационных технологий.
Конфликт интересов Conflict of Interest
Не указан. None declared.
Список литературы / References
1. Андрюхина Т.Н. Дистанционное обучение в вузе / Т.Н. Андрюхина // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки, - 2015, - №26(2). - С. 6-10.
2. Безновская В.В. Выбор образовательных технологий: традиционная модель или инновационный подход? / В.В. Безновская, В.И. Прусова // Вестник МАДИ. - 2014. - № 4 (39). -С. 3-7.
3. Бекетова О.Н. Дистанционное образование в России: проблемы и перспективы развития / О.Н. Бекетова, С.А. Демина // Социально-гуманитарные знания. -2017. -№1-С.69-78.
4. Леонтьева И.А. Дистанционное обучение как одно из средств повышения качества образования студентов в вузе / И.А. Леонтьева // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. -2017. - С. 84-88.
5. Мозжухина Т.В. Дистанционное образование: проблемы и перспективы / Т.В. Мозжухина. [Электронный ресурс]. URL: bubook.net/book/142-informacionnoe-pole-sovremennoj/ (дата обращения: 09.02.2021).
6. Молодяков С.А. Применение дистанционных технологий для расширения возможностей образовательной деятельности в институте / С.А. Молодяков, С.Э. Сараджишвили // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Общество. Коммуникация. Образование. - 2017. -№4(8). - С. 127-136.
7. Фролов А.Л. Информационные технологии в современных условиях новой экономики / А.Л. Фролов // В сборнике: Прикладные исследования и технологии ART2016. Сборник трудов международной конференции. НОУ ВО Московский технологический институт. - 2016. - С. 330-334.
8. Хромов С.С. Методология и методика дистанционного обучения в научно-профессиональной коммуникации (на примере разработки дистанционного магистерского курса по лингвистике) / С.С. Хромов, Т.П. Скорикова, Н.В. Днепровская // Открытое образование. - 2016. - №5(20) - С. 68-76.
9. Чепьюк О.Р. Реализация метода кейс-стади в дистанционном обучении студентов основам предпринимательства / О.Р. Чепьюк, А.И. Горылев // Образование и наука. -20 16. -№8(137)-С. 100-113.
10. Vopel K. Psychological principles of training adults. Workshops, seminars, amster-classes. M.: Genesis, 2010. Howard N. Drama theory (selected extracts). [Electronic resource] URL: http://www.jourssa. ru/?q=ru/2008_4. (accessed: 09.02.2021).
Список литературы на английском языке / References in English
1. Andryukhina T. N. Distancionnoe obuchenie v vuze [Distance learning in higher education] / T. N. Andryukhina // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Serija: Psihologo-pedagogicheskie nauki [Bulletin of the Samara State Technical University. Series: Psychological and pedagogical sciences], - 2015, - №26(2). - P. 6-10. [in Russian]
2. Beznovskaya V. V. Vybor obrazovatel'nyh tehnologij: tradicionnaja model' ili innovacionnyj podhod? [The choice of educational technologies: a traditional model or an innovative approach?] / V. V. Beznovskaya, V. I. Prusova // Vestnik MADI [MADI Messenger]. - 2014. - № 4 (39). -P. 3-7. [in Russian]
3. Beketova O. N. Distancionnoe obrazovanie v Rossii: problemy i perspektivy razvitija [Distance education in Russia: problems and prospects of development] / O. N. Beketova, S. A. Demina // Social'no-gumanitarnye znanija [Socio-humanitarian knowledge]. -2017. - No. 1-p. 69-78. [in Russian]
4. Leontieva I. A. Distancionnoe obuchenie kak odno iz sredstv povyshenija kachestva obrazovanija studentov v vuze [Distance learning as one of the means of improving the quality of education of students in higher education] / I. A. Leontieva // Vestnik Juzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the South Ural State Humanitarian and Pedagogical University]. - 2017. - pp. 84-88. [in Russian]
5. Mozzhukhina T. V. Distancionnoe obrazovanie: problemy i perspektivy [Distance education: problems and prospects] / T. V. Mozzhukhina. [Electronic resource]. URL: bubook.net/book/142-informacionnoe-pole-sovremennoj/ (accessed: 09.02.2021). [in Russian]
6. Molodyakov S. A. Primenenie distancionnyh tehnologij dlja rasshirenija vozmozhnostej obrazovatel'noj dejatel'nosti v institute [Application of remote technologies for expanding the possibilities of educational activity at the institute] / S. A. Molodyakov, S. E. Saradzhishvili // Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Obshhestvo. Kommunikacija. Obrazovanie [Scientific and Technical vedomosti of the St. Petersburg State Polytechnic University. Society. Communication. Education]. - 2017. - №4(8). - P. 127-136. [in Russian]
7. Frolov A. L. Informacionnye tehnologii v sovremennyh uslovijah novoj jekonomiki [Information technologies in modern conditions of the new economy] / A. L. Frolov // V sbornike: Prikladnye issledovanija i tehnologii ART2016. Sbornik trudov mezhdunarodnoj konferencii. NOU VO Moskovskij tehnologicheskij institut [In the collection: Applied Research and Technology ART2016. Proceedings of the International Conference. NOU VO Moscow Technological Institute]. - 2016. -pp. 330-334. [in Russian]
8. Khromov S. S. Metodologija i metodika distancionnogo obuchenija v nauchno-professional'noj kommunikacii (na primere razrabotki distancionnogo magisterskogo kursa po lingvistike) [Methodology and methodology of distance learning in scientific and professional communication (on the example of the development of a remote master's course in linguistics)] / S. S. Khromov, T. P. Skorikova, N. V. Dneprovskaya // Otkrytoe obrazovanie [Open Education]. - 2016. - №5(20) - P. 68-76. [in Russian]
9. Chepyuk O. R. Realizacija metoda kejs-stadi v distancionnom obuchenii studentov osnovam predprinimatel'stva [Implementation of the case-study method in distance learning of students to the basics of entrepreneurship] / O. R. Chepyuk, A. I. Gorylev // Obrazovanie i nauka [Education and Science]. -20 16. -№8(137)-Pp. 100-113. [in Russian]
10. Vopel K. Psychological principles of training adults. Workshops, seminars, amster-classes. M.: Genesis, 2010. Howard N. Drama theory (selected extracts). [Electronic resource] URL: http://www.jourssa. ru/?q=ru/2008_4. (accessed: 09.02.2021).