Гипотезы, дискуссии, размышления
УДК 37.018.43:004.9
Использование кейс-тестинга в условиях дистанционного обучения педагогов
Н. Н. Колосова
https://orcid.org/0000-0002-3965-8606 kolosova_nataly@mail.ru
Using case testing in the context of distance learning for teachers
N. N. Kolosova
Аннотация
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Современные тенденции развития российского общества определяют новые задачи для системы образования, одной из которых является активное внедрение дистанционного обучения.
К достоинствам дистанционного обучения можно отнести его доступность и открытость, более индивидуальный и гибкий, по сравнению с традиционным обучением, характер.
Важнейшим компонентом системы дистанционного обучения является правильно выстроенная система контроля, проверка и оценка усвоенной учебной информации. Среди наиболее часто используемых методов контроля в дистанционном обучении можно выделить кейс-тестинг, под которым понимается метод оценки знаний и навыков (компетенций) с помощью специализированных задач, представленных в виде кейсов различного типа.
Цель исследования. Определение специфики использования кейс-тестинга как метода контроля в процессе дистанционного обучения педагогов.
Методология (материалы и методы).
В ходе исследования применялись методы изучения и анализа психолого-педагогической и
методической литературы, обобщения педагогического опыта использования кейс-тестинга в процессе дистанционного обучения педагогов.
Результаты. В статье представлена характеристика кейс-тестинга и описаны возможности его использования как эффективного метода контроля в процессе дистанционного обучения. На основе анализа научных исследований автор уточняет такие понятия как «кейс-тестинг», «кейс-тест», «кейс». Обозначены и аргументированы варианты использования кейсов, требования к их отбору, алгоритм работы и критерии оценивания. Приведен пример расширенного кейса. Делается вывод о том, кейс-тестинг позволяет совместить контрольно-диагностические, развивающие и мотивационные функции; выявить профессиональные знания и умения, личностные качества, систему профессиональных ценностей и др.
Abstract
The research problem and the rationale for its relevance. Modern trends in the development of Russian society define new challenges for the education system, one of which is the active introduction of distance learning. The advantages of distance learning include its accessibility and openness, more individual and flexible, compared to traditional, nature. The most important component
of the distance learning system is a well-built system of control, verification and evaluation of the acquired educational information. Among the most frequently used control methods in distance learning, we can distinguish case testing, which is a method of evaluating knowledge and skills (competencies) using specialized tasks presented in the form of various types of cases.
The goal of research is determining the specifics of using case testing as a control method in the process of distance learning for teachers.
Methodology. The study used such methods as the study and analysis of psychological, pedagogical and methodological literature, generalization ofpedagogical experience in the use of case testing in the process of distance learning for teachers.
Results. The article presents the characteristics of case testing and describes the possibilities of its use as an effective method of control in the process of distance learning. Based on the analysis of scientific research, the author clarifies such concepts as "case testing", "case test", "case". Options for using cases, requirements for their selection, work algorithm, and evaluation criteria are identified and reasoned. An example of an extended case is given. It is concluded that case testing allows you to combine control and diagnostic, developmental and motivational functions; identify professional knowledge and skills, personal qualities, system of professional values.
Ключевые слова: дистанционное обучение, обучение педагогов, контроль, кейс-тестинг, кейс-тест, кейс.
Keywords: distance learning, teacher training, control, case testing, case test, case study.
Введение
Система современного образования стремительно меняется во многом благодаря развитию информационных технологий, что не только приводит к пересмотру его целевых ориентиров, содержания, но и обусловливает необходимость изменения форм организации образовательного процесса. В качестве одной из таких форм, приобретающих сегодня все большую актуальность, выступает дистанционное обучение.
К достоинствам дистанционного обучения можно отнести его доступность и открытость, более индивидуальный и гибкий, по сравнению с традиционным обучением, характер. Обуча-
ющиеся сами определяют темп изучения теоретического материала, могут изучать его столько, сколько необходимо, что гарантирует более глубокие знания. Опыт показывает, что дистанционное обучение дает возможность стать более самостоятельным, мобильным и ответственным (конечно при условии высокой мотивации).
Образовательный процесс в дистанционном обучении основан на индивидуальной, самостоятельной деятельности обучающихся, которые изучают размещенные на образовательных платформах учебные материалы. Не менее важный компонент - это правильно выстроенная система контроля за этой деятельностью, выполняющая ряд важнейших функций:
1) проверка результатов теоретического и практического усвоения учебной информации:
2) уточнение, обобщение и интеграция приобретенных знаний;
3) развитие личности обучающегося, его познавательных способностей, памяти, мышления, внимания и др.;
4) дисицплинирование обучающихся, повышение чувства ответственности;
5) возможность преподавателю вносить необходимые коррективы в процесс обучения: изменять его содержание, пересматривать формы и методы или принципиально перестраивать всю систему работы.
Современные исследователи считают, что «решение проблемы контроля качества дистанционного обучения, его соответствия образовательным стандартам имеет принципиальное значение для успеха всей системы дистанционного обучения» (Д. Ф. Романенкова [1, с. 122]). В качестве педагогических требований к организации контроля называются: индивидуальный характер, систематичность, регулярность проведения, разнообразие форм, всесторонность, объективность.
Осуществляя контроль в рамках дистанционного обучения следует помнить, что он не может быть сведен только к выявлению уровня знаний (хотя это и остается одним из показателей качества обучения, но является недостаточным для общего контроля уровня учебной успешности), а должен обеспечивать максимально полную, точную и оперативную информацию о ходе и результатах образовательного процесса.
Исследователи в качестве наиболее часто используемых методов контроля в дистанционном обучении называют метод рейтинговых оценок, тестирование, анкетирование, проблемно-поисковые методы (веб-квест, кейс-метод, метод проектов), портфолио.
Особое место среди этих методов занимает кейс-тестинг (от англ. case-testing - кейс тестирование), под которым понимается метод оценки знаний и навыков (компетенций) с помощью специализированных задач, которые могут быть представлены в виде кейсов различного типа (педагогическая ситуация, фрагмент научного или художественного текста и др.).
Использование кейст-тестинга в дистанционном обучении нивелирует недостатки тестирования как метода контроля, что особенно важно, так как современному педагогу необходимо уметь решать разнообразные проблемные ситуации наиболее оптимальным способом, прогнозировать возможные результаты, осуществлять рефлексию и самоконтроль.
Обзор литературы
Согласимся с мнением К. В. Булах, которая считает, что по сравнению с другими методами контроля кейс-тестинг «...обладает высоким уровнем соответствия той деятельности, на измерение которой он направлен, а также имеет дополнительную развивающую функцию, поскольку в процессе выполнения задания студент или уже действующий профессионал знакомится с более действенной техникой анализа производственной ситуации» [2, с. 32].
По мнению Е. А. Поддубской, возможности кейс-тестинга в образовании взрослых можно проанализировать в нескольких плоскостях: как средство педагогической диагностики, как сильный мотивирующий фактор и как серьезный инструмент когнитивного развития [3, с. 55].
Таким образом, эффективность кейс-тестинга обеспечивается возможностью проверить соответствующие знания, умения в процессе анализа педагогических ситуаций. При таких условиях актуализируются не только контрольные и диагностические функции теста, но и развивающие, мотивационно-ценностные.
Основным инструментом кейс-тестинга является кейс-тест. Анализируя его специфику, исследователи отмечают, что «он выводит обучающегося за рамки учебного предмета и дает воз-
можность применить не только знания, умения и навыки, полученные при усвоении соответствующего учебного материала, но и активно использовать собственный опыт.» [4, с. 733].
Рассматривая кейс-тест как методику «.оценки и развития потенциала профессионала», Е. Б. Моргунов подчеркивает, что она «.сочетает в себе преимущества и преодолевает недостатки традиционных кейсов и тестов» [5]. И действительно, кейс-тесты могут оценивать: профессиональные знания и умения (основное преимущество кейс-тестов перед тестами знаний - реалистичность: они описывают реальные педагогические ситуации); личностные качества (уважение к личности ребенка, эмпатия, тактичность и др.); систему профессиональных ценностей и позиций, жизненные установки; выступать как фильтр в поведенческой оценке.
Изучая особенности работы с кейс-тестом, О. В. Шварева приходит к выводу, что «.необходимо не просто решить кейс-ситуацию, а проанализировать предложенные варианты и выбрать из них оптимальный, актуализировав имеющиеся профессиональные теоретические и практические знания, что способствует формированию навыка успешного исполнения профессиональной деятельности и получению количественной и качественной оценки педагогической компетентности...» [6, с. 31].
Существенной особенностью кейс-тестинга является создание или отбор кейса (с лат. casus - дело, случай), специально разработанного учебного материала, содержащего структурированное описание ситуации, взятой из реальной практики и предназначенной для дальнейшего анализа и решения.
М. Д. Даммер и Н. В. Зубова под кейсом понимают педагогический инструмент, в котором представлено «описание конкретной ситуации, возникающей в профессиональной деятельности, с явной или скрытой проблемой» [7].
Использование в кейсе реальных педагогических ситуаций обеспечивает его преимущества перед другими методами. Г. М. Гаджикур-банова акцентирует внимание на том, что это «. целеполагание, сбор информации с разных точек зрения, выдвижение гипотез, выводов, заключения, самоконтроль процесса получения знаний и его результатов [8, с. 48].
Согласно М. А. Никитиной, кейс является важным средством обучения и контроля в условиях компетентностного образования.
Он «ориентирован не столько на приобретение конкретных знаний, сколько на формирование умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, умению перерабатывать большие массивы информации, аналитической деятельности» [9].
Согласно автору, использование кейса дает возможность обучающимся освоить и активно использовать различные методы практической деятельности, близкой к профессиональной, применять разнообразные приемы при анализе, оценке и решении конкретных проблем и практических ситуаций.
Обобщая исследования ученых, можно выделить три основных варианта использования кейсов для оценки уровня сформированности знаний, умений и навыков: решение перед экзаменом, непосредственно в ходе экзамена и проведение контрольного тестирования с помощью мини-кейсов (в формате очного письменного тестирования или в формате компьютерного тестирования - в аудитории или дистанционно). Именно этот, третий вариант, получил название кейс-тестинга.
Результаты и их описание
Рассмотрим специфику использования кейс-тестинга в процессе дистанционного обучения педагогов. Для примера возьмем курс «Педагогическая поддержка ребенка».
При отборе конкретных кейсов учитывались следующие требования: интересное содержание, необходимое и достаточное количество информации, четкое соответствие цели контроля, соответствующий уровень сложности, наличие нескольких вариантов решения, иллюстрация реальной педагогической практики.
Необходимо отметить, что отбор кейса зависел от вида контроля, в ходе которого он использовался и от формы проведения - письменного или компьютерного. При условии письменного контроля использовались кейсы, не предусматривающие однозначного решения, направленные на формулировку открытого ответа, который оценивался, прежде всего, по критериям содержательности, правильной аргументации и т. д. Такие задачи не могут
быть использованы для компьютерного тестирования, которое требует соответствующей стандартизации вариантов ответов на вопросы кейса.
Для того чтобы повысить эффективность контроля, использовались следующие варианты вопросов к кейсам: в чем заключается проблема? кто выступает в качестве субъектов предложенной ситуации? каковы причины (внешние, внутренние) возникновения проблемы? чьи действия привели к возникновению проблемы? какие действия педагога могут обеспечить решение проблемы ребенка? какие теоретические знания необходимы для анализа и решения проблемы? какие способы решения являются наиболее продуктивными? в чем преимущества и недостатки каждого из способов?
Алгоритм работы с кейс-тестом можно представить в виде последовательных этапов.
Ознакомительный - введение обучающихся в ситуацию, привлечение к выяснению ее сущности, специфики.
Аналитический этап - осознание и формулировка проблемы на основе интерпретации ситуации, выявление причин ее возникновения, выработка различных способов действия (вариантов решения проблемы).
Рефлексивный этап - выбор лучшего решения с опорой на прогнозируемые положительные и отрицательные последствия каждого варианта.
Если кейс-тестинг использовался для текущего контроля, после индивидуальной работы обучающимся предлагалось обсудить предложенные решения в группе (study group) с помощью форума, чата или интернет-конференции. В этом случае «кейс-тест разворачивался сначала как индивидуальная, а затем как групповая методика» (Е. Б. Моргунов [5]).
При оценке результатов решения кейсов оценивались следующие умения: выделять и идентифицировать проблемную ситуацию; письменно ее анализировать (с выводами, проблемами, вопросами); кратко и четко излагать ее суть; использовать теоретический материал для оценки проблемы конкретного ребенка; давать характеристику субъектам, участвующим в ситуации; разрабатывать многовариантные подходы к реализации плана действий по педагогической поддержке; аргументировать свой вариант решения с помощью дополни-
тельного фактического материала и статистических данных; самостоятельно принимать решение в условиях неопределенности; прогнозировать способы развития предложенной ситуации.
Ниже приведен пример расширенного кейс-теста, который использовался для текущего контроля и последующего обсуждения в рамках изучения темы «Реализация педагогической поддержки ребенка в условиях образовательной организации» (контролируемые компетенции: УК-1 - способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач, ОПК-6 - способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, ОПК-7 -способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ).
Ольга Владимировна, наблюдая за детьми, заметила, что девочки чем-то недовольны и расстроены. Оказалось, что Никита обидел их, дразня и дергая за косы.
Воспитатель вспомнила пару таких же случаев, произошедших недавно, беседу с родителями и самим мальчиком, обещание родителей изменить ситуацию и повлиять на сына, рекомендации психолога, испробованные способы влияния на поведение Никиты.
Обдумывая сложившуюся проблему, Ольга Владимировна своими глазами увидела, как Никита подбежал к группе мальчиков и начал их толкать за то, что они не захотели с ним играть.
Тогда Ольга Владимировна подозвала к себе Никиту и спросила: «Что же ты делаешь? Зачем толкаешься?» Мальчик, ничуть не стесняясь, сказал: «Они со мной не разговаривают и не играют». На что воспитательница ответила: «А может, ты сам виноват в этом? Может твое поведение отталкивает детей?» В ответ услышала: «Нет! Это они такие. Я хороший».
Дополнительная информация к кейсу
Характеристика детского коллектива: дети очень дружные, отличаются неконфликтностью и организованностью, в группе отсутствуют изолированные и отчужденные дошкольники.
Воспитатель Ольга Владимировна - педагог с большим стажем (около 20 лет). Отличается высокой работоспособностью, профессионализмом, умением находить подход к каждому ребенку. Любую проблему решает вместе с детьми, приучая их находить правильное решение и верить в свои силы.
Никита - очень способный и хорошо развитый мальчик. Отличается неусидчивостью, своенравностью, не понимает слово «нельзя», всегда делает то, что ему хочется.
Семья Никиты состоит из трех человек: мамы, папы и его самого. Родители Никиты люди очень занятые, имеют свою фирму. В результате Никита чаще всего предоставлен сам себе, но, когда у родителей выдается редкий выходной или отпуск, вся их любовь «обрушивается» на сына, любое его желание исполняется.
Вопросы, которые приведут к решению (оформляются в виде текстового файла): в чем вы видите проблему? конкретизируйте ее в форме противоречия, требующего решения; определите, какая дополнительная информация вам необходима для решения проблемы; каковы должны быть действия воспитателя в отношении ребенка, родителей и детского коллектива? (При составлении кейса использована ситуация, предложенная М. Г. Голубчиковой, С. А. Харченко [10, с. 85-88].)
Обсуждение
Результаты теоретической и экспериментальной работы показали, что использование кейс-тестинга в дистанционном обучении целесообразно и эффективно, так как позволяет обучающимся видеть сущность педагогического явления, анализировать конкретные факты в контексте педагогической теории, использовать эти знания для прогнозирования педагогических действий, осуществлять рефлексию и оценивать свое поведение в различных ситуациях взаимодействия с субъектами образовательного процесса, искать свой индивидуальный стиль профессиональной деятельности, обобщать, алгоритмизировать лучшие находки.
Проведенное исследование позволяет на качественно новом уровне решать вопросы организации контроля в условиях дистанционного обучения. Однако его результаты не исчерпывают всей полноты освещения рассматриваемой научной проблемы. Перспективы дальнейших исследований связаны с разработкой
организационно-педагогических условий использования кейс-тестинга в высшем и дополнительном профессиональном образовании и проверке эффективности их реализации на практике.
Заключение
Таким образом, кейс-тестинг мы рассматриваем как составляющую кейсовых практик, позволяющую совместить контрольно-диагностические и развивающие, мотивацион-ные функции. Следует отметить, что использование кейс-тестинга как метода контроля дает возможность обучающимся творчески применить пройденный материал, адаптировать свои знания к реальным или возможным ситуациям. Как показал опрос, они положительно воспринимают такой вид контроля, видя в нем возможность не только продемонстрировать свои знания, но и проявить инициативу, почувствовать самостоятельность, закрепить необходимые в дальнейшей профессиональной деятельности практические навыки. Кроме того, анализ ситуаций, изложенных в кейсах, влияет на профессионализацию, способствуя формированию положительной мотивации к дальнейшему профессиональному совершенствованию. Все вышесказанное дает основание сделать вывод о том, что кейс-тестинг обладает необходимым резервом для эффективного контроля знаний и умений педагогов.
Библиографический список:
1. Романенкова, Д. Ф. Методы педагогического контроля качества учебной деятельности в системе дистанционного обучения / Д. Ф. Романенкова. - Текст : непосредственный // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2013. - Том 5. - № 1. -С. 121-126.
2. Булах, К. В. Кейс-тест и возможности его использования как инструмента оценки личностного компонента в компетентностной модели будущего специалиста / К. В. Булах. -Текст : непосредственный // Научный вестник государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт». -2015. - № 3. - С. 31-34.
3. Поддубская, Е. А. Кейс-тестинг: возможности и ограничения в образовании взрослых /
Е. А. Поддубская. - Текст : непосредственный // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы : материалы IX Международной научно-практической конференции. - 2016. -С.53-56.
4. Кейс-метод как средство оценивания и развития терминологической компетентности будущего педагога / Н. В. Бордовская, Е. А. Кошкина, М. А. Тихомирова и др. - Текст : непосредственный // Интеграция образования. - 2018. -Т. 22. - № 4 (93). - С. 728-749.
5. Модели и методы управления персоналом / под ред. Е. Б. Моргунова. - Москва : ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001. -464 с. - Текст : непосредственный.
6. Шварева, О. В. Кейс-тест: инновационное оценочное средство компетентности бакалавров / О. В. Шварева. - Текст : непосредственный // Научно-педагогическое обозрение. -2013. - № 1 (1). - С. 28-32.
7. Даммер, М. Д. Методика обучения физике в техническом вузе на основе комплексной кейс-технологии / М. Д. Даммер, Н. В. Зубова. - Текст : непосредственный // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. -2015. - Т. 7. - № 2. - С. 9-15.
8. Гаджикурбанова, Г. М. Кейс-технологии в научно-исследовательской работе будущего педагога / Г. М. Гаджикурбанова. - Текст : непосредственный // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. - 2013. - № 2. -С.46-48.
9. Никитина, М. А. Кейс-метод как средство реализации федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения на занятиях по информатике / М. А. Никитина. - Текст : непосредственный // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 3 (40). -С. 126-128.
10. Голубчикова, М. Г. Кейс-технологии в профессиональной подготовке педагога / М. Г. Голубчикова, С. А. Харченко. - Иркутск : ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2012. - 116 с. - Текст : непосредственный.
References:
1. Romanenkova, D. F. Methods of pedagogical quality control of educational activities in the system of distance learning [Metody pedagogicheskogo
kontrolya kachestva uchebnoj deyatel'nosti v sisteme distancionnogo obucheniya], Bulletin of SUSU. Series "Education. Pedagogical science", 2013, Vol. 5, No. 1, pp. 121-126.
2. Bulakh, K. V. Case test and the possibility of its use as a tool for evaluating the personal component in the competence model of a future specialist [Kejs-test i vozmozhnosti ego ispol'zovani-ya kak instrumenta ocenki lichnostnogo kompo-nenta v kompetentnostnoj modeli budushchego specialista], Scientific bulletin of the state Autonomous educational institution of higher professional education "Nevinnomyssk state humanitarian and technical Institute", 2015, No. 3, pp. 31-34.
3. Poddubskaya, E. A. Case testing: opportunities and limitations in adult education [Kejs-testing: vozmozhnosti i ogranicheniya v obra-zovanii vzroslyh], Higher school: experience, problems, prospects (Proceedings of the IX International scientific and practical conference), 2016, pp. 53-56.
4. Bordovskaya, N. V., Koshkina, E. A., Ti-homirova, M. A. Case-method as a means of evaluating and developing the terminological competence of the future teacher [Kejs-metod kak sredstvo ocenivaniya i razvitiya terminolog-icheskoj kompetentnosti budushchego pedagoga], Integration of education, 2018, Vol. 22, No. 4 (93), pp.728-749.
5. Models and methods of personnel management: the Russian-British training manual [Modeli i metody upravleniya personalom], ed. by E. B. Morgunov. Moscow, 2001. 464 p.
6. Shvareva, O. V. Case-test: innovative evaluation means of competence of bachelors [Kejs-test: innovacionnoe ocenochnoe sredstvo kompetentnosti bakalavrov], Scientific and pedagogical review, 2013, No. 1 (1), pp. 28-32.
7. Dammer, M. D., Zubova, N. V. Methods of teaching physics at a technical University based on a complex case technology [Metodika obucheniya fizike v tekhnicheskom vuze na os-nove kompleksnoj kejs-tekhnologii], Bulletin of the South Ural state University. Series: Education. Pedagogical Sciences, 2015, Vol. 7, No. 2, pp. 9-15.
8. Gadzhikurbanova, G. M. Case technologies in the research work of a future teacher [Kejs-tekhnologii v nauchno-issledovatel'skoj rabote budushchego pedagoga], News of the DSPU. Psychological and pedagogical Sciences, 2013, No. 2, pp.46-48.
9. Nikitina, M. A. Case-method as a means of implementing the Federal state educational standard of higher professional education of the third generation in computer science classes [Kejs-metod kak sredstvo realizacii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovaniya tret'ego pokoleniya na zanyatiyah po in-formatike], World of science, culture, education, 2013, No. 3 (40), pp. 126-128.
10. Golubchikova, M. G., Kharchenko, S. A. Case-technologies in professional teacher training: textbook [Kejs-tekhnologii v professional'noj podgotovke pedagoga], 2012. 116 p.