и
УДК 377.5.02 :37.016
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК ОДИН ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В ОБРАЗОВАНИИ
Ацдатпа
Макалада кейс-технологиясына аньщтама бершп, окытудын, кейс-эдюшщ артьщшыльщтары белгiленген. Кейс-технология мен проблемалык, ок,ыту арасындагы ай-ырмашылык, суреттелш, кейс-технология бойынша жумыс жасаудын, кезен,дер1 мен толык, алгоритм^ кейс турлер1 керсетшп, кейс-эдютщ окытушы мумкшд^ерше мысал келтiрiледi.
Аннотация
В статье дано определение кейс-технологии,обозначе-ны преимущества кейс-метода обучения.Описано главное различие между кейс-технологией и проблемным обучением, показаны этапы и подробный алгоритм работы по кейс-технологии, виды кейсов, сформулированы обучающие возможности кейс-метода.
Annotation
The article defines what «case technology» is, identifies the advantages of case method of learning. The main difference between case technology and problem learning is shown, the stages and detailed algorithm of how to use case technology are described, the types of cases are presented, teaching and learning capabilities of case method are formulated.
Одной из эффективных технологий обучения является t^ проблемно-ситуативное обучение с использованием кей-д сов. Внедрение и использование учебных кейсов в прак-g тику казахстанского образования в настоящее время явля-^ ется весьма актуальной задачей. Кейс представляет собой
РМ „
g описание конкретной реальной ситуации, подготовленное
t^ по определенному формату и предназначенное для обуче-S
g ния учащихся анализу разных видов информации, ее обоб-§ щению, навыкам формулирования проблемы и выработки
® возможных вариантов ее решения в соответствии с уста-
w
н новленными критериями.
® Кейсовая технология (метод) обучения - это обучение § действием. Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение w знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое
Эбтдина А.С.,
колледж экономики, бизнеса
и права Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза, г.Караганда
Нег1зг1 свздер: эд1с, кейс технология артъщшылыгы, кезец, пакет.
Ключевые слова: кейс-технология, метод, преимущество, этап, пакет.
Keywords: case technology, method, advantage, stage, package.
Ш
овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Метод кейс-стади впервые был применен в Гарвардской бизнес-школе в 20-х годах XX века. Преподаватели школы очень быстро поняли, что не существует учебников, подходящих для аспирантской программы в бизнесе. Их первым решением данной проблемы было интервью с ведущими практиками бизнеса и написание подробных отчетов о том, чем занимались эти менеджеры, а также о факторах, влияющих на их деятельность. Слушателям давались описания определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности, для того, чтобы ознакомиться с проблемой, найти самостоятельно и в ходе коллективного обсуждения решение. Существует несколько точек зрения относительно определений кейса. Его можно рассматривать как описание реальной ситуации, как «кусочек» реальной жизни (в английской терминологии true life). Более общее определение звучит как события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, подтолкнуть студентов к обсуждению и анализу ситуации, принятию решения [4, с.25].
Изучением и разработкой данного метода в России занимались Ю.Д. Красовский, Г.А. Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский, О.В. Козлова, В.Я. Платов, ДА. Поспелов, О.А. Овсянников, В.С. Рапопорт, О.Г. Смоляни-нова и др.
В Казахстане изучением метода кейс-ста-ди и его практическим применением занимались Джубатырова С.С., Абуйлхаайрова Н.Г., которые выпустили учебное пособие на базе Западно-Казахстанского Государственного университета им. Утемисова «Использование кейс-метода на занятиях при кредитной технологии обучения» 2006г., изучению кейс-метода посвящены статьи молодого
ученого Юнисова Ерсина «Кейс-метод в практике полилингвального образования» (Казахский Агротехнический университет им.Сейфуллина), Слепцова Н.А. «Кейс-метод как средство воспитания компетентного преподавателя профессионального обучения» (Казахский Агротехнический университет им. Сейфуллина).
Термин «кейс-метод», «кейс-технология» в переводе с английского как «case» означает:
1 - описание конкретной практической ситуации, методический прием обучения по принципу «от типичных ситуаций, примеров - к правилу, а не наоборот», предполагает активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности обучающихся, т.е. использование методики ситуационного обучения «case-study»;
2 - набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатные, аудио-, видео-и электронные материалы), выдаваемых учащимся (студентам) для самостоятельной работы.
Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.
Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.
Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в
*
S х
<С m о
го
£ W
О *
S I—
О §
X X ш Е-
S *
s
рц
О ш Е-
себя следующие этапы:
• индивидуальная самостоятельная работа обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
• работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
• презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).
Кейс-стадии:
1 шаг: Сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее.
2 шаг: Выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины формулируются со слов «не» и «нет»).
1 и 2 шаг представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс».
3 шаг: Проблема переформулируется в цель.
4 шаг: Причины становятся задачами.
5 шаг: Для каждой задачи определяется комплекс мероприятий - шагов по ее решению, для каждого шага назначаются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий.
6 шаг: Ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятия.
^ 7 шаг: Для каждого блока задач определяли ется конкретный продукт и критерии эффек-м тивности решения задачи.
^ В основном кейсы готовятся в пакете, л _
^ включающем в себя:
1.вводный кейс (сведения о наличии проблемы, ситуации, явления; описание границ § рассматриваемого явления);
X 2.информационный кейс (объем знаний по
м
н какой-либо теме (проблеме), изложенный с он той или иной степенью детальности); § З.стратегический кейс (развитие умения м анализировать среду в условиях неопределенности и решать комплексные проблемы со скрытыми детерминантами);
4.исследовательский кейс (аналогичен групповым или индивидуальным проектам
- результаты анализа некоторой ситуации представляются в форме изложения);
5.тренинговый кейс (направлен на упрочение и более полное освоение уже использованных ранее инструментов и навыков - логических и т.п.).
Таким образом, мы сформулировали обучающие возможности кейс-метода. Его не так-то легко встроить в учебный процесс. Необходимы значительные усилия преподавателей, каждодневная творческая работа по осмыслению и отбору ситуаций, анализу учебного материала, созданию кейса как произведения искусства обучения. Это огромная работа в аудитории и за ее пределами, со студентами и без них. Но она может обеспечить значительное повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1.Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студ. вузов / Полат Е.С.; Бухаркина М.Ю. - 2-е изд., стер.
- М: Академия, 2008. - 368 с.
2.Пожитнева В.В. Кейс-технологии для развития одаренности//Химия в школе. -2008. - №4. - С.13-17
3.Полат Е.С. Организация дистанционного обучения в Российской Федерации // Информатика и образование. - 2005. - № 4, С.13-18
4.Пырьева В.В. Кейсовая технология обучения и ее применение при изучении темы «Алгоритмы» // Информатика и образование.
- 2009. - № 11, С.25-28
5.Смолянинова О.Г. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов. http://ipps2.sfuru/sites/ipps.institute. sfu-kras.ru/files/publications/57.pd (дата обращения: 12.05.2019г.)
6.Вагина М.В. Использование метода кейс-стади как образовательной технологии http://www.gup.ru/events/smi/detail. php?ID=166183 (дата обращения: 12.05.2019г.)