Кучмурадова Г.Х. и.о. доцента ТХТИ филиал в г.Янгиер Нормуродова С.Я. стажер-преподаватель ТХТИ филиал в г.Янгиер
КЕЙС-МЕТОДЫ И СИМУЛЯЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Аннотация. Данная статья рассматривает эффективность применения кейс-методов и симуляций в вузовской среде с целью развития социолингвистической компетенции студентов. С учетом многообразия культур и языковых групп в современном мире, социолингвистическая компетенция становится важным аспектом подготовки будущих специалистов.
Ключевые слова: социолингвистическая компетенция, кейс-методы, симуляции, вузовское образование, коммуникативные навыки, межкультурное взаимодействие, методы обучения,
междисциплинарность, профессиональная подготовка, студенты, учебный процесс.
Kuchmuradova G.Kh.
associate professor TXTI branch, Yangier Normurodova S. Ya. trainee teacher TCTI branch of Yangier
CASE METHODS AND SIMULATIONS FOR THE DEVELOPMENT OF SOCIO-LINGUISTIC COMPETENCE
Abstract. This article examines the effectiveness of using case methods and simulations in a university environment with the aim of developing the socio-linguistic competence of students. Taking into account the diversity of cultures and linguistic groups in the modern world, socio-linguistic competence is becoming an important aspect of the training of future specialists. The article discusses the concept of socio-linguistic competence, its significance for professional development, and substantiates the need to introduce innovative teaching methods, such as case methods and simulations, for the effective development of this competence.
Key words: Socio-linguistic competence, Case methods, Simulations, University education, Communication skills, Intercultural interaction, Teaching
methods, Interdisciplinarity, Professional training, Students, Educational process.
Введение Современное образование сталкивается с вызовами глобализации, мультикультурности и межкультурного взаимодействия, которые требуют от обучающихся не только знания в своей профессиональной области, но и развитие широких коммуникативных компетенций. В этом контексте социолингвистическая компетенция, то есть умение эффективно взаимодействовать в разнообразных социокультурных контекстах, играет ключевую роль в формировании компетентных специалистов. Социолингвистическая компетенция не ограничивается просто владением языком, она включает в себя понимание культурных особенностей, норм и ценностей, умение адаптироваться к различным общностям и эффективно коммуницировать в контексте мультиязычного и мультикультурного общества. Активное внедрение социолингвистических компетенций в образовательный процесс вузов является ключевым шагом к подготовке гибких, адаптивных специалистов, способных успешно функционировать в разнообразном и динамичном мире сегодняшних реалий.
Описание кейс-методов и их роль в образовании: Кейс-методы представляют собой педагогический подход, основанный на использовании реальных ситуаций из практики для обучения студентов. Кейсы представляют собой описания конкретных проблем или ситуаций, с которыми сталкиваются специалисты в своей профессиональной деятельности. Студентам предлагается анализировать эти кейсы, выявлять проблемы, предлагать решения и обосновывать свои выводы.
Роль кейс-методов в образовании заключается в том, что они способствуют развитию аналитических и принятия решений навыков, умению работать в команде, критическому мышлению и самостоятельной работе студентов. Кейсы позволяют студентам переносить теоретические знания в реальные ситуации, развивая практическое мышление и умение применять полученные знания на практике.
Преимущества применения кейс-методов для развития социолингвистической компетенции:
1. Межкультурное понимание: Кейс-методы позволяют студентам погружаться в разнообразные культурные сценарии и ситуации, что способствует развитию понимания различий в межкультурном общении и адаптации к ним.
2. Коммуникативные навыки: Анализ кейсов требует от студентов эффективного общения, дискуссий и аргументации своих точек зрения, что способствует развитию коммуникативных навыков.
3. Развитие эмпатии и уважения: Изучение кейсов помогает студентам почувствовать эмоциональные аспекты общения и развить уважение к различным культурам и точкам зрения.
4. Применение в реальном времени: Работа с кейсами позволяет студентам испытать свои знания в реальном времени, что улучшает их умение реагировать на различные ситуации и принимать обоснованные решения.
Понятие симуляций и их применение в образовательном процессе
Симуляции представляют собой метод обучения, который имитирует реальные ситуации или процессы, позволяя студентам вживаться в определенные роли, принимать решения и решать задачи, основываясь на своих знаниях и навыках. Этот метод часто используется для тренировки навыков принятия решений, коммуникации, анализа и решения проблем в контролируемой среде.
Применение симуляций в образовательном процессе позволяет студентам:
1. Получить практический опыт: Симуляции позволяют студентам испытать реалистичные ситуации и события, которые могут возникнуть в реальной жизни, что помогает им освоить навыки работы в условиях ограниченности времени и ресурсов.
2. Развить критическое мышление: Работа в симуляциях требует от студентов анализа информации, принятия обоснованных решений и оценки последствий своих действий, что способствует развитию критического мышления.
3. Улучшить коммуникативные навыки: В процессе симуляций студенты вынуждены эффективно общаться, убеждать, учитывать точки зрения других участников, что способствует развитию коммуникативных навыков.
4. Повысить уровень адаптации и гибкости: Работа в симуляциях требует быстрой адаптации к изменяющимся обстоятельствам и поиска альтернативных стратегий, что помогает студентам развивать умение оперативно реагировать на новые ситуации.
Заключение:
Исследование роли кейс-методов и симуляций в развитии социолингвистической компетенции в учебном процессе позволило выявить их значимость для успешного формирования не только языковых навыков, но и умений эффективного общения в многоязычной и мультикультурной среде. Кейс-методы и симуляции способствуют не только углубленному пониманию теоретических аспектов предмета, но и практическому применению полученных знаний в реальных ситуациях, что существенно обогащает образовательный процесс.
Использованные источники:
1. Кучмурадова Г. (2021).Формирование специфического словарного запаса учащихся при обучении иностранным языкам. Атаджанова Р.
2.Херрейд, Клайд Ф. «Начните с истории: метод изучения конкретных случаев преподавания естественных наук в колледже». Арлингтон, Вирджиния: NSTA Press (2007).
3. Тейлор, Патрисия, Дженнифер Л. Джексон и Дэвид Катсиянис. «Использование тематических исследований в педагогическом образовании». Журнал примеров лидерства в образовании 11, вып. 1 (2008): 14-25
4. Титце, Сюзанна и Марк Бригам. «Интеграция моделирования в бизнес-курсы: изучение экономических и социальных концепций». Журнал преподавания и обучения в колледже 3, вып. 12 (2006): 13-20.
5. Кенжаева К.А. «Обучение студентов английскому языку и специальной терминалогии в сфере ирригации и механизации сельского хозяйства», GIIRJournal, (2023).
6.Кутюрье, Роберт и Милтон Стил. «Развитие межкультурной компетентности посредством моделирования: проблемы и решения». Журнал исследований в области международного образования 17, вып. 1 (2013).
7. Паули, Эдвард Х. «Обучение культурной компетентности посредством моделирования: подход медсестер в условиях колледжа». Преподавание и обучение сестринскому делу 5, вып. 2 (2010): 54-59.
8. Сиврикая, Салим «Имитационное обучение в преподавании языка». Международный журнал образования и информационных технологий, том.14, нет. 5, (2020): 81-88.
9.Атаджанова Р.Б. «Структура и содержание лексической компетентности». Международная междисциплинарная конференция (30.12.2023) Глазго. Британия.