Научная статья на тему 'Керамика с росписью люстром на Самосдельском городище'

Керамика с росписью люстром на Самосдельском городище Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
273
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЮСТР / ЛЮСТРОВАЯ КЕРАМИКА / САМОСДЕЛЬСКОЕ ГОРОДИЩЕ / ИМПОРТ КЕРАМИКИ В СРЕДНИЕ ВЕКА / ВОЛЖСКИЙ ТОРГОВЫЙ ПУТЬ / LUSTRE / LUSTRE POTTERY / SAMOSDELKA SITE / IMPORTED CERAMICS IN THE MIDDLE AGES / VOLGA TRADE WAY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Болдырева Екатерина Михайловна

В статье рассмотрена люстровая керамика, обнаруженная в ходе исследований на городище Самосделка в дельте Волги. Автор выделяет классы и группы керамики, предлагает возможную интерпретацию представленных групп. Археологическая интерпретация и датировка дополняется обращением к типологии и хронологии, разработанной искусствоведами для люстровой керамики домонгольского времени. Делается вывод о наиболее вероятных источниках импорта исследуемой керамики и времени ее поступления на городище.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Luster pottery on the Samosdelka site

The article studies the luster pottery found during investigations on the Samosdelka site at the Volga Delta. The author identifies classes and groups of the pottery, offers interpretation of the presented groups. Archaeological interpretation and dating are supplemented by reference to the typology and chronology, developed by arts historians for the ceramics of pre-Mongolian time. The conclusion considers the most likely sources of imports of the studied pottery and period of its coming to the site.

Текст научной работы на тему «Керамика с росписью люстром на Самосдельском городище»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2014. № 6

Е.М. Болдырева

(аспирантка кафедры археологии исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)*

КЕРАМИКА С РОСПИСЬЮ ЛЮСТРОМ

НА САМОСДЕЛЬСКОМ ГОРОДИЩЕ

В статье рассмотрена люстровая керамика, обнаруженная в ходе исследований на городище Самосделка в дельте Волги. Автор выделяет классы и группы керамики, предлагает возможную интерпретацию представленных групп. Археологическая интерпретация и датировка дополняется обращением к типологии и хронологии, разработанной искусствоведами для люстровой керамики домонгольского времени. Делается вывод о наиболее вероятных источниках импорта исследуемой керамики и времени ее поступления на городище.

Ключевые слова: люстр, люстровая керамика, Самосдельское городище, импорт керамики в Средние века, Волжский торговый путь.

The article studies the luster pottery found during investigations on the Samosdelka site at the Volga Delta. The author identifies classes and groups of the pottery, offers interpretation of the presented groups. Archaeological interpretation and dating are supplemented by reference to the typology and chronology, developed by arts historians for the ceramics of pre-Mongolian time. The conclusion considers the most likely sources of imports of the studied pottery and period of its coming to the site.

Key words: lustre, lustre pottery, Samosdelka site, imported ceramics in the Middle ages, Volga trade way.

* * *

Сложнокомпонентный состав, основными ингредиентами в котором являются оксиды меди и серебра, получил в историографии название «люстр». С VIII в. люстр стал использоваться в Египте и Сирии при украшении сосудов из стекла, а с IX в. — на территории Ирака. Стеклянные сосуды, украшенные люстром, по мнению ряда исследователей, могли служить имитациями сосудов из драгоценных металлов1. Поливная керамика с росписью люстром впервые появилась в конце IX в., в период правления династии Аббасидов в Багдаде и в Самарре. Активное производство люстро-вых сосудов продолжалось в Египте до конца XII в.2

* Болдырева Екатерина Михайловна, тел. 8-916-037-76-61; e-mail: embold@mail.ru

1 Lane A. Early Islamic pottery. London, 1958. P. 14; Caiger-Smith A. Lustre pottery: technique, tradition and innovation in Islam and the Western world. London, 1985. P. 24—25; Watson O. Ceramic from the Islamic lands. Kuwait national museum. The al-sabah collection. London, 2005. P. 38.

2 Caiger-Smith A. Op. cit. P. 25—27, 29; Hobson R.L. A Guide to the Islamic pottery of the Near East. London, 1932. P. 4; Watson O. Op. cit. P. 282.

Люстровый состав наносился на уже глазурованный и обожженный сосуд и закреплялся на его поверхности при помощи повторного низкотемпературного обжига в «восстановительной» (т.е. без доступа воздуха) среде. Во время этого процесса происходило восстановление металлов из оксидов и поверхность сосуда, расписанная люстром, приобретала легкий металлический блеск, цвет которого зависел от соотношения оксидов в составе раствора и особенностей обжига3.

Под воздействием неблагоприятной внешней среды и других антропогенных факторов цвет люстровых покрытий мог меняться с течением времени или стираться на отдельных участках сосуда, но при этом он оставлял на поверхности тонкие красноватые контуры, по которым возможно реконструировать роспись.

Ранние люстровые сосуды изготавливались из теста на глиняной основе и украшались полихромным люстром. На рубеже IX—X вв. полихромные люстры уступают место монохромным4 и продолжают производиться на территории Египта. После падения династии Фатимидов изготовление люстра в Египте приходит в упадок, постепенно уступая место мастерским средневекового Ирана, а отдельные очаги производства продолжают сохраняться в Сирии5. В это же время среди люстровой керамики начинают доминировать сосуды уже не на глиняной, а на кашинной основе. Люстровое производство керамики на кашинной основе продолжает развиваться в Иране вплоть до XVIII в.6

Люстровые изделия, изготовленные на Ближнем Востоке, распространяются на большие расстояния. Данный факт послужил толчком к выдвижению гипотез о существовании производства люстра на территории Армении7, Хазарии8, Средней Азии и Византии9. Эти гипотезы подвергаются сомнению современными исследователями10.

В зону распространения люстровой керамики входит и Нижнее Поволжье, в частности дельта Волги, где пока известно единственное крупное поселение домонгольского времени в этом регионе —

3 Pérez-Arantegui J., Pardos C. Lustre Recipes for Hispani-Moresque Ceramic decoration in Muel (Aragon, Spain), or «How Much a Little Copper Weighs» // Archaeology, history and science: integrating approaches to ancient materials. London, 2008. P. 151—152.

4 Caiger-Smith A. Op. cit. P. 31; Watson O. Op. cit. P. 183.

5 Watson O. Op. cit. P. 282.

6 Caiger-Smith A. Op. cit. P. 56.

7 Кафадарян К. Город Двин и его раскопки. Т. 1. Ереван, 1952. С. 276.

8 Шелковников Б.А. Поливная керамика Саркела — Белой Вежи // МИА. № 75. М.; Л., 1959. C. 305, 306.

9 Пугаченкова Г.А. К открытию люстровой керамики Мерва // Известия АН Туркм. ССР. Сер. общественных наук. Ашхабад, 1960. № 4.С. 84—86

10 Коваль В.Ю. Керамика Востока на Руси. М., 2010. С. 40.

Самосдельское городище. За годы раскопок (2000—2011 гг.) здесь было обнаружено 38 фрагментов от сосудов с росписью люстром.

В основе используемой классификации люстровой посуды лежат три ее основных признака: тип поливы (прозрачная или непрозрачная), ее цвет и характер кашинного теста. Использование разных типов и цветов кроющей глазури является определенным маркером мест производства люстровой керамики и присуще разным школам мастеров, существовавшим не одно столетие. Сочетание ее с разными типами кашинного черепка дополняет и уточняет атрибуцию изделий. Данный подход к анализу керамики, включающий три основных характеристики люстрой посуды, уже использовался в работах ряда исследователей11. Кроме того, в искусствоведческой литературе при описании люстровых сосудов используются характеристики типа кроющей глазури, ее цвета и характера черепка.

Данная статья входит в один из разделов диссертационного исследования, поэтому наименования таксономических единиц классификации является частью общей схемы анализа керамики, используемой в диссертации.

Вся исследуемая керамика входит в один отдел: керамика из кашина. Согласно принятой в историографии традиции, выделяются три сорта кашина: твердый, мягкий и рыхлый12. Кашин различных регионов имел свои особенности приготовления, что отражалось не только на его плотности, но и на цвете. Поэтому при выделении подотделов в составе отдела кашинной керамики будут использоваться характеристики не только плотности кашина, но и его цвета. На следующем этапе посуда делится на два класса: с прозрачной и с непрозрачной глазурью. И на последнем этапе выявляются группы: сосуды с бесцветной, с молочно-белой и с синей (ультрамариновой) глазурью.

Подотдел I. Керамика из твердого белого кашина (27 шт.)

Сюда входит большая часть коллекции люстровой посуды. В составе данного подотдела — 27 фрагментов сосудов. Согласно исследованиям последних лет, твердый белый кашин использовался при производстве в ряде стран Ближнего Востока в домонгольское время и в иранской керамике периода правления династии Сефе-видов (XVI—XVШ вв.)13, но так как слоев XVI—XVШ вв. на горо-

11 Даркевич В.П., Стародуб Т.Х. Иранская керамика из раскопок Старой Рязани // Советская археология. 1983. № 2. С. 183—195; Коваль В.Ю. Указ. соч.; Caiger-Smith A. Op. cit.; Watson O. Op. cit.

12 Коваль В.Ю. Указ. соч. С. 22—23.

13 Там же. С. 22.

дище не обнаружено, то люстровую посуду из такого теста можно датировать домонгольским временем.

Класс 1. Керамика с прозрачной глазурью (6 шт.)

Группа 1. Бесцветная глазурь (3 шт.)14. Представлена фрагментами от трех разных сосудов, украшенных люстром по прозрачной бесцветной глазури. Состоит из одного венчика блюда с широким бортом и двух фрагментов сосуда закрытого типа — кувшина или вазы.

Использование прозрачной бесцветной глазури в люстровой керамике характерно для сосудов сирийского происхождения15. В частности для керамики, производившейся в Ракке в конце XII — первой половине XIII в., характерна не только прозрачная глазурь, но и выполнение люстровых надписей почерком «насх» по краю сосудов. Венчик тарелки (рис. 1, 1)16 из комплекса раннеордын-ского времени украшен аналогичным способом, поэтому может быть датирован XIII в.

Рис. 1. 1 — венчик тарелки (2010—б/н), 2 — венчик чаши (2010—пол. № 9.11), 3 — фрагмент горла кувшина (2010—пол. № 9.13), 4 — венчик и горло кувшина (2009—пол. № 1.2.п2), 5 — фрагмент кувшина (2008—пол. № 9.11), 6 — фрагмент кувшина (2009— пол. № 1.2.п4), 7 — донце чаши (2005—б/н), 8 — венчик чаши (2001—пол. № 117)

14 2010—б/н [без номера]; 2011-полевой № 1.2.п8; 2010—пол. № 9.12.

15 Watson O. Op. cit. P. 292; Lane A. Op. cit. P. 38—39; Коваль В.Ю. Указ. соч. С. 57.

16 2010—б/н.

Группа 2. Синяя глазурь (3 шт.)11. Состоит из трех фрагментов от трех разных сосудов с росписью люстром на синем прозрачном фоне. Керамика с прозрачной синей глазурью получила большое распространение в XIII—XIV вв. на территории Сирии. Ее производство было налажено в Дамаске после того как в середине XIII в. город Ракка подвергся монгольскому завоеванию, и продлилось до конца XIV в.: в 1401 г. Дамаск был сожжен Тимуром. На протяжении XIII—XIV вв. данный тип керамики был довольно широко распространен, за что и получил в средневековой Европе название «дамасская керамика» — по знаменитой вазе, украшенной надписями и подписью мастера Юсуфа из Дамаска18.

Класс 2. Керамика с непрозрачной глазурью (21 шт.)

Группа 2. Синяя глазурь (4 шт.)19. Представлена фрагментами от двух чаш, выполненных из твердого белого кашина с двусторонней светло-синей непрозрачной глазурью и двух чаш с непрозрачной глазурью ультрамаринового цвета. Керамика с люстровой росписью на заглушенном синем фоне встречается достаточно редко. В частности, на территории Руси известны всего три находки такой керамики, одна из которых из Старой Рязани имеет общие черты с одной из самосдельских находок20.

Группа 3. Белая глазурь (17 шт.)21. Состоит из 11 фрагментов от 16 разных сосудов. Восемь покрыты белой непрозрачной поливой с обеих сторон, а на 9 использовалась светло-синяя прозрачная глазурь на тыльной стороне. Сочетание твердого белого кашина с непрозрачной белой глазурью и иногда дополняемое легким окрашиванием внутренней поверхности в синий цвет, получаемый добавлением небольшого количества кобальта в состав глазури,

характерно для люстровой керамики иранского производства до-

22

монгольского времени22.

Для иранской люстровой керамики домонгольского времени Оливер Уотсон выделил три фазы в развитии росписи. Они соответствуют трем хронологически последовательным стилям: монумен-

17 2011—пол. № 9.1.3; 2008-б/н; 2006-б/н.

18 Caiger-Smith A. Op. cit. P. 55; Watson O. Op. cit. P. 396. Cat. R.1; Коваль В.Ю. Указ. соч. С. 58.

19 2011—пол. № 9.1.2; 2006—б/н; 2001—б/н; 2010—б/н.

20 Коваль В.Ю. Указ. соч. С. 47. Рис. 12, 10.

21 2000—пол. № 37; 2010—б/н; 2010—пол. № 9.11; 2010—б/н; 2009—б/н; 2007— б/н; 2008—пол. № 1.2.п4; 2010—пол. № 9.13; 2002—б/н; 2009—пол. № 1.2.п2; 2007—б/н; 2005—б/н; 2008—пол. № 9.11; 2009—пол. № 1.2.п4; 2009—пол. № 1.2.п4; 2010—б/н; 2006—б/н.

22 Коваль В.Ю. Указ. соч. С. 41; Caiger-Smith A. Op. cit. P. 60.

тальному, миниатюрному и кашанскому, которые в определенные периоды сосуществовали23. Сохранность археологических материалов не всегда позволяет определить, к какому стилю росписи следует относить найденный фрагмент, но в тех случаях, когда это возможно, стилевая атрибуция дополняет археологическую атрибуцию и датировку.

Так, венчик чаши (рис. 1, 2)24, украшенный арабской надписью, выполненной гравировкой тонкой палочкой по сырому люстру, вероятнее всего следует относить к кашанскому стилю росписи сосудов и датировать первыми двумя десятилетиями XIII в.25

К монументальному стилю можно отнести верхнюю часть горла рельефно моделированного кувшина (бутыли) с изображением маскарона (рис. 1, 3)26. Черты его лица имеют объемную структуру: глаза в виде небольших впадин, немного выступает нос. Люстром выделены глаза, брови, рот, овал лица.

Оформление узкого высокого горла кувшинов расположенными по кругу выступающими маскаронами или просто рельефными выступами известно в керамике Ирана XII в. Этот прием использовался при производстве не только люстровых сосудов, но и при изготовлении сходных по форме бутылей или кувшинов, покрытых прозрачной глазурью с потеками кобальта21. Люстровые аналогии кувшину известны в коллекции Кейра28 и в экспозиции музея Виктории и Альберта в Лондоне, где время их существования определяется как концом, так и всем XII в. Однако принадлежность к монументальному стилю росписи все же позволяет сузить эти рамки до последней трети XII в.29

В группу входит венчик кувшина с широким и высоким цилиндрическим горлом (рис. 1, 4)30. Он практически аналогичен кувшину, найденному при раскопках на городище Орен-Кала в Азербайджане в 1953 г.31 Узор сосудов состоит из многогранных секторов, образованных переплетенными «лентами» из люстра. Сектора поочередно

23 Watson O. Op. cit. P. 347—361.

24 2010—пол. № 9.11.

25 Watson O. Op. cit. P. 347.

26 2010—пол. № 9.13.

27 Ladan Akbarnia. Der Iran im Mittelalter // Schätze des Aga Khan Museum Meisterwerke der islamischischen Kunst Martin-Gropius-Bau, Berlin 17. Märzbis 6. Juni 2010. S. 177. Ill. 143.

28 Grube E.J. Islamic pottery of the 8th to the 15th century in the Keir Collection. London, 1976. N 154.

29 Watson O. Op. cit. P. 347.

30 2009—пол. № 1.2.п2.

31 Шелковников Б.А. Фаянсы, расписанные люстром по белой непрозрачной глазури из Орен-Кала // МИА. № 67. М.; Л., 1959. Табл. II, 1.

заполнены орнаментом из «ягодок с усиками»32, окруженными точками и лепестками на тонкой веточке. Сходную орнаментацию из «ягодок с усиками» имеют фрагменты от еще двух кувшинов, обнаруженных на городище (рис. 1, 5, 6)33. Оба эти сосуда, вероятно, побывали в пожаре: на внутренней поверхности глазурь частично вспузырилась и перегорела, один из фрагментов деформирован.

Донце чаши из 23 сооружения раскопа побывало в пожаре, люстр частично стерт (рис. 1, 7)34. На ее фрагменте видна часть фигуры человека, играющего на струнном щипковом музыкальном инструменте. Изображение крупной композиции, выполненной в резерве, с доработкой некоторых деталей люстровыми штрихами, позволяет отнести узор на этой чаше к монументальному стилю росписи, уходящему корнями в более ранние люстровые изделия фатимидского периода35. По археологическому контексту находка датируется периодом существования сооружения 23 — с конца XI до начала XII в., однако, скорее всего, она попала в культурный слой немного позднее, так как заполнение сооружения было нарушено образовавшейся позднее ямой № 128.

Подотдел II. Керамика из твердого серого кашина (6 шт.)

Класс 2. Керамика с непрозрачной глазурью (6 шт.)

Группа 3. Белая глазурь (6 шт.)36. Тесто данных сосудов более грубое и зернистое, а сами сосуды имеют более толстые стенки, роспись на них выполнена с меньшей проработкой деталей. Изделия с указанным набором характеристик получили в историографии наименование «ильханских» люстров37. «Ильханы» — это титул, который носили монгольские правители в Иране с 1256 г. по 1353 г.38, поэтому период распространения «ильханских» люстров может варьироваться в промежутке с середины XIII до середины XIV в. Археологический контекст этих находок на городище не противоречит указанному времени, а лишь ограничивает верхнюю дату первой четвертью XIV в.39

32 Термины, употребляемые Б.А. Шелковниковым при определении люстра из Орен-Калы.

33 2 0 0 8—пол. № 9.11; 2009—пол. № 1.2.п4.

34 2005—б/н.

35 Watson O. Op. cit. P. 347. Cat. O.1; Caiger-Smith A. Op. cit. Pl. 28, fig. 1.

36 2010—пол. № 1.2.п10; 2000—пол. № n115; 2009—пол. № 1.2.п3; 2009—пол. № 1.2.п3; 2011—пол. № т1.2.п9; 2002—б/н.

37 Caiger-Smith A. Op. cit. P. 76.

38 Коваль В.Ю. Указ. соч. С. 44.

39 Васильев Д.В. Некоторые результаты исследований на раскопе № 2 // Само-сдельское городище: вопросы изучения и интерпретации. Астрахань, 2011. C. 43—48.

Подотдел III. Керамика из твердого кашина розового оттенка (1 шт.)

Класс 1. Керамика с прозрачной глазурью (1 шт.)

Группа 2. Синяя глазурь (1 шт.)40. Состоит из одного фрагмента от кувшина или вазы из твердого кашина бежево-красного оттенка.

Подотдел IV. Мягкий серый кашин (2 шт.)

Класс 2. Керамика с непрозрачной глазурью (2 шт.)

Группа 2. Синяя глазурь (2 шт.)41. Представлена двумя обломками сосудов из грубого и зернистого мягкого кашина серого оттенка.

Подотдел V. Мягкий розовый кашин (1 шт.)

Класс 2. Керамика с непрозрачной глазурью (1 шт.)

Группа 3. Белая глазурь (1 шт.)42. Сюда входит один венчик блюда с широким бортом, выполненный из розового кашина, относимого к категории мягких.

Подотдел VI. Рыхлый бежево-желтый кашин (1 шт.)

Класс 2. Керамика с непрозрачной глазурью (1 шт.)

Группа 3. Белая глазурь (1 шт.)43 (рис. 1, 8). Представлена одним фрагментом чаши с росписью люстром по белой непрозрачной глазури и подглазурной росписью синей краской с рыхлым черепком бежево-белого оттенка. Использование рыхлого кашина в сочетании с росписью люстром по белому заглушенному фону характерно для золотоордынского времени44. Сочетание этих характеристик, а также факт находки фрагмента при сборах подъемного материала позволяет предполагать датировку более поздним периодом — первой половиной XIV в.

Таким образом, даже эта небольшая статистическая выборка позволяет сделать некоторые выводы. Основная часть люстровой посуды, вероятно иранского происхождения, поступала на городище в домонгольское время, со второй половины XII по первую треть XIII в. Это время соответствует периоду наибольшего расцвета города и соотносится исследователями памятника с так на-

40 2011—пол. № 1.2.п11.

41 2010—пол. № 9.10; 2010—пол. № 9.16.

42 2008—б/н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

43 2 001—пол. № 111.

44 Коваль В.Ю. Указ. соч. С. 22; Булатов Н.М. Классификация кашинной поливной керамики золотоордынских городов (По материалам Царевского, Селитрен-ного и Маджарского городищ) // Советская археология. 1968. № 4. С. 106.

зываемым «саксинским» слоем. Преобладание иранского люстро-вого импорта возможно связывать с выполнением городищем роли перевалочного пункта на Волжском торговом пути. Его активное функционирование в это время было доказано исследованием восточного керамического импорта на территорию Древней Руси. В работе В.Ю. Коваля было наглядно продемонстрировано, что находки люстровой керамики домонгольского времени концентрируются на северо-восточных окраинах Руси, которые имели прямые контакты с Волжской Болгарией, вовлеченной в этот торговый маршрут45. Находки люстра второй половины XIII — первой трети XIV в. единичны, а люстр XIV в. вовсе представлен единственной находкой.

Единичные находки люстровой керамики сирийского производства, вероятно, следует связывать с личными дарами или с покупками мусульманских паломников, вернувшихся после путешествий по святым для них местам.

С наступлением эпохи Золотой Орды жизнь на городище приходит в упадок, поэтому ввоз импортной, а тем более люстровой посуды на городище резко сокращается, а ко времени расцвета Золотой Орды памятник перестает существовать.

Список литературы

1. Булатов Н.М. Классификация кашинной поливной керамики золо-тоордынских городов (По материалам Царевского, Селитренного и Мад-жарского городищ) // Советская археология. 1968. № 4.

2. Васильев Д.В. Некоторые результаты исследований на раскопе № 2 // Самосдельское городище: вопросы изучения и интерпретации. Астрахань, 2011.

3. Даркевич В.П., Стародуб Т.Х. Иранская керамика из раскопок Старой Рязани // Советская археология. 1983. № 2.

4. Кафадарян К. Город Двин и его раскопки. Т. 1. Ереван, 1952.

5. Коваль В.Ю. Керамика востока на Руси. М., 2010.

6. Пугаченкова Г.А. К открытию люстровой керамики Мерва // Известия АН Туркм. ССР. Сер. общественных наук. Ашхабад, 1960. № 4.

7. Шелковников Б.А. Поливная керамика Саркела — Белой Вежи // МИА. № 75. М.; Л., 1959.

8. Шелковников Б.А. Фаянсы, расписанные люстром по белой непрозрачной глазури из Орен-Кала // МИА. № 67. М.; Л., 1959.

9. Caiger-Smith A. Lustre pottery: technique, tradition and innovation in Islam and the Western world. London, 1985.

10. Grube E.J. Islamic pottery of the 8th to the 15th century in the Keir Collection. London, 1976.

45 Коваль В.Ю. Указ. соч. С. 190. Рис. 65.

11. Hobson R.L. A Guide to the Islamic pottery of the Near East. London, 1932.

12. Ladan Akbarnia. Der Iran im Mittelalter // Schätze des Aga Khan Museum Meisterwerke der islamischischen Kunst Martin-Gropius-Bau, Berlin 17. Märzbis 6. Juni 2010.

13. Lane A. Early Islamic pottery. London, 1958.

14. Perez-Arantegui J., Pardos C. Lustre Recipes for Hispani-Moresque Ceramic decoration in Muel (Aragon, Spain), or «How Much a Little Copper Weighs» // Archaeology, history and science: integrating approaches to ancient materials. London, 2008.

15. Watson O. Ceramic from the Islamic lands. Kuwait national museum. The al-sabah collection. London, 2005.

nocrynraa b peg;a^HM 15 Mas 2013 r.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.