Научная статья на тему 'Керамика конца VIII-IX вв. Из Северного Тохаристана'

Керамика конца VIII-IX вв. Из Северного Тохаристана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
409
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШУРОБКУРГАН / ДАБИЛЬКУРГАН / РАСКОПКИ / EXCAVATIONS / КЕРАМИКА / CERAMICS / SHUROBKURGAN / DABILKURGAN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соловьёв Виктор Степанович

В данной статье публикуется керамика VIII-IX вв. н.э., найденная автором при раскопках поселений Шуробкурган и Дабилькурган в Южном Узбекистане в 20092013 гг. Она даёт представление об уровне керамического производства региона после арабского завоевания. Проходило оно под сильным влиянием керамики Нишапура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CERAMICS OF THE LATE 8 th - 9 th CENTURY AD FROM NORTHERN TOKHARISTAN

The article is devoted to the ceramics of the 8 th 9 th century AD that was found by the author during the excavations of the settlements Shurobkurgan and Dabilkurgan in Southern Uzbekistan in 2009-2013. It gives the idea of the level of the region’s ceramics production after the Arab conquest. It was produced under the strong influence of Nishapur ceramics.

Текст научной работы на тему «Керамика конца VIII-IX вв. Из Северного Тохаристана»

© 2014

В. С. Соловьёв

КЕРАМИКА КОНЦА УШ-1Х ВВ. ИЗ СЕВЕРНОГО ТОХАРИСТАНА

В данной статье публикуется керамика УШ-1Х вв. н.э., найденная автором при раскопках поселений Шуробкурган и Дабилькурган в Южном Узбекистане в 20092013 гг. Она даёт представление об уровне керамического производства региона после арабского завоевания. Проходило оно под сильным влиянием керамики Нишапура.

Ключевые слова: Шуробкурган, Дабилькурган, раскопки, керамика

Поселение Шуробкурган находится в 30 км к западу от г. Термеза, у слияния рек Амударьи и Карасу, где в древности функционировала переправа. Стрелка речных террас представляет собой глиняный массив подквадратной формы площадью около 3 га. В начале VII в. н.э. вся территория массива была занята постройками укреплённого поселения. Оно увеличивалось в размерах к северу и западу от него, достигнув через полвека площади 20 га. В середине VIII в. н.э. поселение пришло в упадок, площадь его значительно сократилась. В конце VIII-IX в. жизнь продолжается в ранней части поселения и к западу от неё, размеры обживаемой территории этого времени составляют около 5 га, с перерывами она длилась до XIX в.

Шуробкурган был впервые обследован в 1972 г. Э. В. Ртвеладзе. В 19821989 гг. раскопки на поселении велись С. Б. Болеловым и П. И. Гендельманом. В 2005 г. К. А. Шейко вскрыл на участке древнего берега Амударьи несколько помещений и бадрабов (мусорных ям), при этом был найден комплекс керамики, датируемый им IX — началом X в. В 2002-2007 гг. автором велись раскопки в северной части Шуробкургана двух домовладений второй половины VII — первой половины VIII в. В 2009 г. мною было дочищено одно из помещений, раскопки которого начал К. А. Шейко. На его полу и в отвале были найдены две медные монеты, которые определил и датировал концом VIII в. Э. В. Ртвеладзе. Кроме того, к западу от него раскопаны два помещения и три бадраба, относящихся к одному домовладению, при этом были найдены фрагменты керамических и стеклянных сосудов1.

Поселение Дабилькурган находится на северо-западной окраине кишлака Пашхурд Шерабадского района. Оно покоится на аллювиальной платформе конусовидной формы, обращённой остриём на юг. В плане поселение делится на две неравные половины — северную и южную, каждая из них имеет автономную фортификацию. В северо-восточном его углу на 3,5 м над жилыми постройками возвышается цитадель (30х30 м). Общая площадь поселения составляет около 4 га.

Соловьёв Виктор Степанович — доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина. E-mail: tohar.arh@ mail.ru

1 Ртвеладзе 1977, 74 -85; Шейко 2007, 217-223; Соловьёв 2011, 56-96.

В 1969 г. Дабилькурган обследовал Э. В. Ртвеладзе. В 1979 г. сотрудники Тер-мезского краеведческого музея В. А. Козловский и К. А. Шейко произвели небольшие по объёму раскопки на цитадели. В 2002-2004 гг. изучение Дабилькургана продолжил С. Б. Болелов: им были заложены две траншеи и два раскопа в северной половине поселения. В 2010-2013 гг. одна из этих траншей была расширена и превращена в раскоп (объект V), за три полевых сезона площадь его достигла 106 м2.

В процессе раскопок выяснилось, что стратиграфия Дабилькургана очень сложная. Его возникновение предварительно относится к V в. до н. э. Жизнь в поселении без перерыва продолжалась до IX в., затем она прервалась и возобновилась лишь в XVIII-XIX вв. Материалы, датируемые концом VIII-IX в., были найдены в основном в бадрабах, вскрытых на объектах V и VI. Объект VI расположен в южной половине поселения, раскопками здесь в 2010 г. руководил К. А. Шейко2. В целом с обоих памятников получена самая значительная по объёму коллекция керамики Тохаристана конца VIII-IX в. При её изучении для сравнений привлекалась керамика, полученная при раскопках других памятников Средней Азии этого периода, прежде всего Афрасиаба, а также Ирана, гончарная продукция которого оказывала сильное влияние на среднеазиатскую керамику3.

Керамика Шуробкургана делится на глазурованную и неглазурованную. Гла -зурованная керамика представлена фрагментами столовых чаш, имеющих глубокий резервуар, диаметр венчиков 16-20 см, плоское дно или кольцевой поддон диаметром 7-10 см. Палитра цветов использованной гончарами глазури разнообразна: белый, зелёный, жёлтый, синий, коричневый, чёрный. Обычно чаша покрывалась вначале бесцветной глазурью с двух сторон, затем белой или жёлтой глазурью наносился фон. Как правило, орнаментальная композиция затем по нему рисовалась на внутренней её стороне; с внешней стороны, под венчиком, — косые штрихи.

В донной части чаш рисунок имеет геометрический характер (рис. 1/16-20). Одним из популярных орнаментальных мотивов была сетка квадратов, нарисованная тёмной глазурью по жёлтому фону. Внутри половины квадратов — четыре симметрично расположенных точки или пятна зелёной глазури. В обоих случаях получался шахматный рисунок (рис. 1/1). Этот орнаментальный мотив был заимствован у гончаров Нишапура3. Впрочем, он мог попасть в Тохаристан из какого-нибудь промежуточного пункта, лежащего на пути из Нишапура в Среднюю Азию. В материалах Тюренгтепа керамика с подобным орнаментом выделена в группу 22 (полихромный декор). Кроме Шуробкургана, в Северном Тохаристане она найдена французскими коллегами в Старом Термезе. Этот орнаментальный мотив встречается и на керамике Согда, Хорезма. Для согдийской керамики он служит датировочным признаком — первая половина IX в.4

2 Выражаю благодарность К. А. Шейко, передавшему автору для публикации часть керамики, найденной им при раскопках Шуробкургана и Дабилькургана.

3 Ртвеладзе 2002, 127; Соловьёв, Шейко 2012, 262-269; Соловьёв 2010, 143-148; Wilkinson 1974, Pl. 31/5-6.

4 Gardin 1987, 121-171, fig. 151; Houal 2001, 139-141; Шишкина 1979, табл. XLI/1-6; Вишневская 2001, 146, рис. 17/3-4; Соловьёв 2000, 108, рис. 2/4; Houal 2001, pl. 5/3.

Рис. 1. Поселение Шуробкурган. Глазурованная керамика.

Популярным был в орнаментации чаш псевдорастительный мотив. Гончар, наносивший его на стенки сосудов, вначале рисовал тёмной линией несколько сильно изогнутых дуг, соприкасающихся между собой выпуклой частью. Затем пятна этой же глазури круглой и сердцевидной формы он наносил на линии дуг и внутрь их. Так получался рисунок, напоминающий веточки, листья и цветы растений. Орнамент наносился между линиями-разделителями на свободную поверхность стенок чаш (рис. 1/4-5). Интересно, что этот орнаментальный мотив есть на обломке чаши начала XI в., найденном при раскопках Безымянного городища в Кобадиане. В нескольких вариантах встречен на фрагментах чаш орнамент, состоящий из комбинаций косых тёмных штрихов на фоне светлой глазури (рис. 1/10-11). В единственном экземпляре найден фрагмент чаши, декорированный потёками зелёной глазури, стекающими от венчика вниз по стенкам (рис. 1/2). Фрагмент чаши с таким же орнаментом найден на цитадели Старого Термеза. Этот способ орнаментации чаш гончары Тохаристана применяли и в более позднее время. Целая чаша, декорированная потёками глазури, найдена в слое XII в. на городище Лягман (средневековый Хелаверд) в Вахшской долине5.

Среди фрагментов чаш есть образцы, у которых первоначально по слою бесцветной глазури был сделан гравированный рисунок. Затем стенки сосуда были покрыты пятнами глазури жёлтого, зелёного, коричневого и белого цвета (рис. 1/15). Этот декоративный приём также попал к тохаристанским гончарам из Нишапура, он был в Тохаристане популярным и в последующее время.

На одном из фрагментов чаш орнамент покрывает стенки изнутри и снаружи. С внутренней стороны на границе дна и стенок идёт цепочка удлинённых овалов, границы между которыми отмечены вертикальными штрихами. С внешней сторо-

5 Литвинский, Соловьёв 1985, рис. 25/26; Вишневская 2001, 151, рис. 22/3.

ны — орнамент в виде аркады с трилистниками внутри арок (рис. 1/9). Рисунок выполнен чёрной глазурью на белом фоне. Этот орнаментальный мотив — одна из арочных композиций, встреченных на среднеазиатской керамике, близкой по времени шуробкурганской. Из хорезмийского Джигербента происходит целая чаша, на внешней стороне которой тёмной глазурью по светлому фону нарисована аркада. Арки имеют приострённые очертания, пространства между ними заполнены вертикальными штрихами5. Неоднократно этот орнаментальный мотив встречен на керамике Согда.

В Ташкенте найдены два фрагмента чаш. В донной части одного из них сохранилось изображение вихревой розетки, на другом — часть арочной композиции. Из Нишапура происходит целая чаша с очень похожим декором, только вместо трилистников внутри арок помещены вертикальные линии, имитирующие надписи. Считается, что эта чаша была изготовлена в Чаче6.

Фото 1. Поселение Шуробкурган. Глазурованная чаша.

В Шуробкургане в 1983 г. при строительстве канала случайно была найдена целая чаша. Диаметр её венчика равен 20,8 см, дна — 10,4 см, высота — 8,3 см. В центре донной части чаши изображён юноша, сидящий на коврике поджав под себя ноги. Его фигура чётко выделяется на светлом фоне. Туловище персонажа фронтальное, голова повёрнута вправо в три четверти. Глаза несколько удлинены штрихами, брови длинные, изогнутые. Юноша одет в облегающий тулово халат с двумя отворотами, отделанными зелёной тканью. Голову и плечи обрамляет полоса чёрной ткани с белыми поперечными полосами — это, видимо, снятая с головы чалма (фото 1).

Г. А. Пугаченкова, опубликовавшая чашу, предположила, что она происходит из Мерва, где «было исключительно высоко развито ремесло». Изображение юноши она сравнила с мотивами монарха или принца, чьи изображения встречаются в домусульманском искусстве Среднего Востока. Г. А. Пугаченкова датировала

6 Шишкина 1979, табл. 1^/4-5; Семёнов, Мирзаахмедов 2002, рис. 85/13; Шишкина 1979, табл. LXI/2-3.

чашу X в. и привлекла для её характеристики керамические чаши Нишапура, в декоре которых встречаются изображения мужских персонажей7.

Однако учитывая то, что в Тохаристане в IX в. уже существовало собственное производство глазурованной керамики, можно предположить, что чаша изготовлена местным мастером и расписана искусным художником, знакомым с настенной живописью — кроме манеры исполнения, он использовал обычный ракурс, когда туловище фронтально, а голова повёрнута в три четверти вправо или влево. На мой взгляд, белый фон, на котором изображён юноша, соответствует нимбу и ман-дорле Будды в настенной живописи. Правая его рука в жесте адорации. Истоки же нишапурской керамики с антропоморфными изображениями были иными. Другим является ракурс мужских персонажей в изделиях хорасанских гончаров8.

Неглазурованная керамика представлена фрагментами водоносных кувшинов, небольших столовых кувшинчиков, кружек, котлов и крышек для них, тарных сосудов. Диаметр венчиков водоносных кувшинов равен 10-12 см, снаружи их горло профилировано концентрическими желобками, стенки покрывались орнаментом. Орнамент состоит из концентрических полос, перемежающихся с волнистыми линиями; в одном случае их дополняет орнаментальный поясок, напоминающий веточку растения (рис. 2/9-10; 18-19).

Столовые кувшинчики — небольшие по размерам, с тонким, хорошо обожжённым черепком светло-жёлтого цвета, с одной ручкой. Один из них сохранил-

Рис. 2. Поселение Шуробкурган. Неглазурованная керамика.

7 Пугаченкова 1984, 32-34; Wilkinson 1974, XVII, р1. 6.

ся почти целиком. Высота его равна 10,7 см, тулово имеет округло-уплощённую форму, диаметр 9,4 см и высоту 5,2 см. Горло раструбовидной формы, высотой 5 см, диаметр венчика — 5,7 см. Ручка крепилась к горлу и плечику сосуда (рис. 2/25). Напротив неё к горлу с внешней стороны приклеена вертикальная глиняная полоска, имитирующая соединение концов металлической пластины с помощью двух заклёпок. Опирался кувшинчик на три ножки (рис. 2/23-25).

Шуробкурган не единственный памятник Северного Тохаристана, где были найдены миниатюрные кувшинчики такого типа. Изготавливались они в IX в. тер-мезскими гончарами — в частности, кувшинчики найдены при раскопках цитадели Старого Термеза, на площадке Б, и выделены в группу сосудов малых форм. Здесь же найдены более крупные кувшины этого типа.

Среди миниатюрных кувшинчиков выделяется один, который сохранился почти полностью: у него отбит венчик. Высота его равна 14 см, диаметр горла — 7,5 см, тулова — 12,5, дна — 7,8 см. У основания горла — орнамент, состоящий из горизонтальных желобков, между которыми заключён поясок шириной 1 см, покрытый косыми линиями (рис. 2/24).

Одним экземпляром представлена керамическая чаша, у которой слегка вогнуты внутрь стенки. Диаметр её венчика равен 16,5 см, дна — 17,5 см, высота сосуда — 7,3 см. При таком соотношении размеров чаша очень устойчивая. С внешней стороны её стенки орнаментированы вилочкой с шестью зубьями, ширина орнаментированной полоски — 6 мм. Композиция состоит из двух горизонтальных полос и одной волнистой линии, зажатой между ними (рис. 2/13). Сосуд этого типа — редкая находка не только для Тохаристана, но и для других регионов Средней Азии рассматриваемого в статье времени. Его морфология и способ орнаментации восходят к иранским образцам8.

Миниатюрный сосудик, имеющий ^образную форму резервуара, мог, например, служить для косметических целей или быть чернильницей. Высота его равна 3 см, диаметр венчика — 4 см, дна — 2,7 см, с внутренней стороны дно сужается до 1 см (рис. 2/7).

Интерес представляет фрагмент керамического сосуда с прямыми стенками, на котором сохранились три пояска орнамента, вырезанного по сырой глине. Верхний поясок имитирует парапет крыши, состоящий из зубцов треугольной формы; второй поясок состоит из квадратиков-кирпичей, поставленных на угол в один ряд; на нижнем пояске — полукруглая арка входа в здание и бойницы (рис. 2/20).

Такие же архитектурные элементы есть и на керамике, близкой по времени, из других регионов Средней Азии. В подъёмном материале из Замахшара в Хорезме найден фрагмент глазурованной чаши, на нём сохранились два пояска орнамента. Верхний поясок состоит из треугольников. Во втором ярусе кирпичи изображены в виде двухцветной цепочки. В другом хорезмийском памятнике, Джигербенте, найден сосуд круглой формы, опирающийся на три ножки. Над его венчиком возвышаются четыре выступа подтреугольной формы, под ними идёт концентрическая цепочка треугольников. Третий ярус образуют стилизованные кирпичи. При раскопках Пайкенда найден почти целый сосуд округло-конической формы. По его венчику идёт концентрическая цепочка из крупных треугольников с проре-

8 Ноиа1 2001, 141/4-4; 9-10; ^еп-АуаЬп 1974, 46, fig. 92.

зями. Под ней располагается валик с вырезанными углублениями, похожими на имитацию квадратных кирпичей. Тулово сосуда покрыто вертикальными цепочками, состоящими из прорезей треугольной формы9.

В конечном итоге архитектурные памятники, элементы которых были перенесены на керамику, восходят к сасанидскому периоду. Прекрасным образцом, иллюстрирующим это, являются постройки этого времени, обнаруженные на Тю-ренгтепа. Отдельные элементы этого декора использованы в средневековой архитектуре Тохаристана. При оформлении фасада восточной купольной постройки Ходжа Машада в Кобадиане, датируемой IX в., применён орнаментальный пояс из квадратных кирпичей, поставленных на угол. Такой же орнаментальный пояс есть в декоре интерьера мавзолея Саманидов в Бухаре10.

Что же касается функциональной принадлежности сосудов этого типа, то можно предположить, что они являлись курильницами и имитировали какое-то культовое здание.

В рассматриваемое автором время жители Шуробкургана продолжали пользоваться в быту кружками с двумя кольцевидными ручками и светильниками-плошками со смятым сливом. Почти целый светильник этого типа имеет резервуар диаметром 6,5 см. В это же время у них появились светильники нового типа с ручкой, прикреплённой напротив слива. Размерами они почти не отличались от светильников-плошек (рис. 2/21-22). В IX в. переходят и хумы с тонким пережжённым черепком, потёками ангоба на тулове, орнаментированные пальцевыми вдавлениями по венчику и у перехода от стенок ко дну (рис. 2/2).

Разнообразными по форме были кухонные котлы, их изготавливали на гончарном круге и лепкой в домашних условиях. Они снабжены двумя ручками разной формы, их устье закрывалось керамическими крышками толщиной 1-1,5 см. Внешняя плоскость крышек орнаментировалась до обжига. В глиняное тесто, из которого они сформованы, добавлялся в большом количестве шамот (рис. 2/1, 3-6). Котлы с вертикальными ручками датируются концом VIII в., с витой ручкой — IX в.

В керамическом комплексе, полученном на объекте V Дабилькургана, преобладает монохромная поливная керамика. Найдены три археологически целые чаши, покрытые с двух сторон плотным слоем тёмно-зелёной глазури. Морфологически они однотипны: имеют полусферический резервуар, плоский поддон. Диаметр венчиков чаш составляет 18-22 см, поддонов — 7-10 см. Толщина их стенок максимальна в верхней и средней частях резервуара, ко дну она уменьшается. В изломе черепок имеет жёлтый и красный цвет. В некоторых случаях стенки чаш предварительно покрывались бесцветной глазурью, а затем тёмно-зелёной (рис. 3/11-14). Есть также фрагмент нижней части чаши, оформленной в виде выпуклого кольцевого поддона (рис. 3/6). В одном случае фрагмент чашечки покрыт с двух сторон светло-зелёной глазурью, диаметр её венчика равен 13 см (рис. 3/5).

9 Вактурская 1959, 285; рис. 7/3; Вишневская 2001, рис. 16/3; Семёнов, Мирзаахмедов 2003, рис. 124.

10 Boucharlat 1987, 25-49, fig. 109 -140; Беленицкий 1950, 207- 209; табл. 78/1; Булатов 1986, 104, рис. 47.

Рис. 3. Поселение Дабилькурган. Глазурованная керамика. Объект V, бадраб 1 (14); бадраб 2 (5, 9, 10-13); бадраб 4 (1-4); объект VI, бадраб 1 (6-7).

Чаши второго типа найдены вместе с чашами первого типа. Они представлены одним археологически целым сосудом и несколькими фрагментами. Отличительными особенностями этих чаш являются плавно отогнутые наружу венчики, кольцевые поддоны и двухстороннее покрытие плотным слоем молочно-белой глазури. Археологически целая чаша имеет диаметр венчика 23 см, диаметр поддона 12 см, высота её равна 9 см. Диаметр венчиков фрагментированных чаш равен 18 см (рис. 3/8-10). Чаши второго типа в Средней Азии изготавливались по ближневосточным образцам. В свою очередь на Ближнем Востоке гончары изготавливали их в подражание китайскому фарфору11.

На объекте VI была найдена целая чаша с остатками глазурного покрытия, но не обожжённая вторично, поэтому оно сохранилось местами и при высыхании рассыпалось. Стенки чаши резко расширяются от дна к венчику, диаметр его равен 21 см, диаметр плоского дна — 13,5 см, высота сосуда — 3,4 см (рис. 3/7). На объекте V найден фрагментированный светильник, покрытый с двух сторон тёмно-зелёной глазурью (рис. 3/4).

Что же касается полихромной керамики, то она представлена обломками чаш, найденных в основном на объекте VI. Среди них есть фрагмент крупной чаши,

11 Шишкина 1979, 40-41.

внутренняя поверхность стенок которой разбита вертикальными клиньями из чёрной глазури по белому фону на отсеки. Свободное пространство между ними покрыто сеткой квадратов из тёмных линий, которые поочерёдно заполнены точками, жёлтой и зелёной глазурью. Керамика этого типа найдена в Шуробкургане (рис. 4/3). На фрагменте другой чаши — вариант этого орнаментального мотива. Чаша была покрыта с двух сторон жёлтой глазурью, на внутреннюю поверхность её стенок чёрной глазурью нанесена сетка квадратов, из верхнего угла которых вниз опущен штрих. Венчик чаши с внутренней и внешней сторон подчёркнут чёрными линиями (рис. 4/2).

От третьей чаши сохранилось дно диаметром 12 см. Вся она предварительно была покрыта белой глазурью. По этому фону на её внутренней поверхности — композиция, состоящая из точек зелёного цвета. Они образуют круги, самый крупный из которых, диаметром 6,5-7 см, находится в середине дна. В центре круга глазурью жёлто-коричневого цвета нанесено пятно. Круги из точек зелёного цвета диаметром 3-4 см расположены у перехода от дна к стенкам чаши. Между ними по три пятна из глазури жёлто-коричневого цвета (рис. 4/5). Этот орнаментальный мотив заимствован тохаристанскими мастерами в орнаментике керамики Нишапура. Распространён он был и в керамике Согда12.

На фрагменте дна ещё одной чаши, которая была предварительно покрыта с двух сторон белой глазурью, с внутренней стороны нанесена геометрическая композиция, состоящая из обоймы острых углов, образованных чередующимися полосами жёлтого и синего цвета, границы между полосами обозначены тёмными линиями. Завершается композиция углом, внутреннее пространство которого заполнено зелёным фоном и пятнами жёлтой глазури по нему (рис. 4/4). Чаша с кольцевым поддоном также имеет двухстороннее покрытие из белой глазури. На внутренней стороне дна по ней были гравировкой прочерчены восемь лучей, расходящихся от центра в разные стороны. Сверху они повторены расплывчатыми линиями из жёлтой и зелёной глазури (рис. 4/7). Этот орнаментальный мотив,

Рис. 4. Поселение Дабилькурган. Глазурованная керамика. Объект VI, бадраб 1 (1-7).

12 Wilkinson 1974, 21, pl. 1; Шишкина 1986, рис. 19/4.

13 Ахраров 1965, 147-152, 151/1-2.

Среди керамических находок есть фрагмент люстровой чаши. На её дне на белом фоне изображена композиция, основу которой составляют четыре вогнутых луча, повторённые двумя линиями белого и золотистого цвета. Золотистым цветом окрашен растительный орнамент и точки на белых овалах в центре композиции (рис. 4/6). Следует отметить два фрагмента чаши, которая была покрыта с двух сторон слоем жёлтой глазури. На её лицевой стороне чёрной глазурью нанесён сложный орнамент, характер которого из-за небольших размеров фрагментов установить не удалось (рис. 3/1-2).

Неглазурованная керамика из бадрабов объекта V представлена фрагменти-рованными водоносными кувшинами, миниатюрными кувшинчиками, котлом и фрагментами крышек для них. Один из водоносных кувшинов сохранился почти целиком. Общая его высота — 36 см, диаметр венчика — 11 см, тулова — 27 см, дна — 13 см. Ручка у него отбита, но форму её можно представить по сохранившейся пластинчатой ручке от другого подобного кувшина — она крепилась к венчику и плечику сосуда (рис. 5/10). Тулово у другого кувшина более приземистое, диаметром 22 см, высотой 18 см, диаметр дна — 13,6 см (рис. 5/9). Можно предположить, что у него было сильно вытянутое горло. Плечики и горло кувшинов орнаментировались концентрическими желобками, штрихами и рельефными на-лепами с пуансонными вдавлениями (рис. 5/7).

Миниатюрные столовые кувшинчики опирались как на плоское дно, так и на три ножки, имели одну ручку, крепившуюся к горлу и тулову. Граница между горлом и плечиками отмечалась концентрическим валиком или желобком. В одном случае напротив ручки на горле кувшина сделаны две круглые глиняные нашлёпки с пуансонными вдавлениями, имитирующие соединение концов металлической пластины (рис. 5/11-15).

Фрагментированная чаша с волнистым краем найдена на объекте VI, изготовлена она лепкой из глины с примесью шамота. Диаметр венчика чаши — 15-16 см, тулова — 17 см, глубина — 7,5 см. Дно плоское, диаметром 15 см (рис. 5/17). Чаши этого типа, по моим наблюдениям, входят в обиход в Тохаристане во второй половине VII в. Они изготавливались как на гончарном круге, так и лепкой. Станковой выделки чаши найдены на Хосияттепа и на Калаишодмон; лепная — на поселении Ширкент, она датируется дирхемом, чеканенным в 711 г. Видимо, они изготавливались в подражание металлическим образцам: одну ложчатую чашу держит в правой руке женщина, участвующая в сцене пранидхи, изображённой в живописи буддийского храма в Калаи Кафирниган. Судя по тому, что чаша окрашена в жёлтый цвет, она была золотой или медной14.

На объекте VI найден светильник. По морфологии и размерам он похож на более ранние светильники-плошки, но резервуар у него более закрытый, а к стенке под венчиком, напротив слива, была прикреплена ручка. Диаметры венчика светильника и донца почти одинаковые — 5 и 4,7 см, высота — 3,9 см (рис. 5/18).

Сохранился небольшой фрагмент керамического сосуда, внешняя сторона которого украшена резьбой по сырой глине. Фрагмент небольшой, поэтому восстановить весь орнамент не представляется возможным; ясно лишь, что он был нанесён в несколько ярусов. Верхний поясок орнамента состоит из повторяющихся треугольников, направленных остриём поочерёдно вниз и вверх (рис. 5/16).

14 Соловьёв 1996, 52-53; рис. 38/6; Аннаев 1988, табл. Ш11; Литвинский 1981, 116-138.

Рис. 5. Поселение Дабилькурган. Неглазурованная керамика. Объект V, бадраб 1 (11); ба-драб 2 (1-2, 5, 7-10, 12-15); бадраб 4 (3-14, 6, 16); объект VI, бадраб 1 (17-18)

Кухонная керамика найдена на объекте V, это археологически целый котёл, обломки котла и крышек для них. Высота котла около 24 см, диаметр венчика — 22 см, тулова — 28 см, дна — 20 см. В глиняном тесте, из которого он изготовлен, есть примесь шамота. Под венчиком котла прикреплены две ручки прямоугольной формы. Между ними на плечиках прикреплены две витые ручки (рис. 5/2). От второго котла сохранился фрагмент верхней части с подковообразной ручкой. Крышки котлов изготовлены лепкой из того же теста, что и котлы. Лишь одна из них сохранилась более или менее полно, диаметр её равен 19 см, ручка имеет вид вертикального штыря диаметром 3,5-2,5 см, сохранившаяся его высота — 4 см. Лицевая сторона крышек орнаментировалась пальцевыми вмятинами, оттисками трубочки, острым предметом (рис. 5/1.3-4).

Благодаря полученным за последние годы материалам, в том числе в Шу-робкургане и Дабилькургане, сейчас можно вполне определённо говорить о том, что в Тохаристане, как и в других областях Средней Азии, в конце VIII в. глазурованная керамика уже производилась. Некоторые технические и декоративные её признаки (в частности, двухстороннее покрытие глазурью стенок сосудов, ис-

пользование тёмно-зелёной глазури, шахматный рисунок на чашах) позволяют отнести керамику к началу IX в. В середине этого века жизнь в обоих поселениях прекращается; их жители, видимо, переселяются в возрождающиеся мегаполисы, в которых развивались ремесленное производство и торговля.

В ходе изучения керамики поселений Шуробкурган и Дабилькурган было установлено, что она имеет аналогии в керамике из других памятников Средней Азии, прежде всего Согда. Причиной этого явилось то, что среднеазиатское керамическое производство находилось под сильным влиянием керамики Ирана. Изучение тохаристанской керамики конца VIII — IX в. ещё только начинается. Дальнейшие раскопки археологических памятников, накопление керамических материалов позволят дать её дробную датировку, разработать единую классификацию, выявить особенности местной керамики.

ЛИТЕРАТУРА

Аннаев Т.Д. 1988: Раннесредневековые поселения Северного Тохаристана. Ташкент.

Ахраров И. 1965: К истории появления поливной керамики в Средней Азии // ИМКУ Вып. 6 / Б. В. Лунин (ред.). Ташкент, 147-152.

Беленицкий А. М. 1950: Мавзолей у селения Саят (МИА). 15, 207-209.

Булатов М. С. 1988: Геометрическая гармонизация в архитектуре Средней Азии IX-XV вв. М.

Вактурская Н. Н. 1959: Хронологическая классификация средневековой керамики Хорезма (IX-XVII вв.) // ТХАЭЭ. Т. IV: Керамика Хорезма / С. П. Толстов, М. Г. Воробьёва (ред.). М., 261-342.

Вишневская Н. Ю. 2001: Ремесленные изделия Джигербента. М.

Литвинский Б. А. 1981: Настенная живопись Калаи Кафирниган // Кавказ и Средняя Азия в древности и средневековье (история и культура) / Б. А. Литвинский (ред.). М., 116-138.

Литвинский Б. А., Соловьёв В. С. 1985: Средневековая культура Тохаристана. М.

Пугаченкова Г. А. 1984: Уникальная чаша из Шуробкургана // ОНУ 5, 32-34.

Ртвеладзе Э. В. 2002: Александр Македонский в Бактрии и Согдиане. Ташкент.

Семёнов Г. Л., Мирзаахмедов Дж. К. 2002: Раскопки в Пайкенде в 2001 году // Материалы Бухарской археологической экспедиции. Вып. III. СПб.

Семёнов Г. Л., Мирзаахмедов Дж. К. 2003: Раскопки в Пайкенде в 2002 году // Материалы Бухарской археологической экспедиции. Вып. IV СПб.

Соловьёв В. С. 1996: Раннесредневековая керамика Северного Тохаристана. Елец.

Соловьёв В. С. 2000: Средневековая керамика Безымянного городища (Кобадиан) // Средняя Азия. Археология. История. Культура. М., 105-111.

Соловьёв В. С. 2010: Материалы для изучения стратиграфии городища Дабилькурган // Межвузовские научно-методические чтения памяти К. Ф. Калайдовича: Сборник материалов. Вып. 9. / Д. А. Ляпин (ред.). Елец, 143-148.

Соловьёв В. С. 2011: Кафиркала и Шуробкурган. Елец.

Соловьёв В. С., Шейко К. А. 2012: Археологические исследования на Дабилькургане в 2010 г. // Археологические исследования в Узбекистане 2010-2011 годы. Вып. 8 / А. Э. Бер-димуродов (ред.). Самарканд, 262-269.

Шейко К. А. 2007: К изучению шахристана Шуробкургана // Трансоксиана — Маве-раннахр. Ташкент.

Шишкина Г. В. 1979: Глазурованная керамика Согда. Ташкент.

Шишкина Г. В. 1986: Ремесленная продукция средневекового Согда. Стекло. Керамика. Вторая половина VIII — начало XIII в. Ташкент.

Gardin J.-C. 1987: La céramique islamique // Fouilles de Tureng Tepe. Paris. Houal J. B. 2001: La céramique de la citadelle de l'ancienne Termez d'après les travaux de la MAFOuz B (Premières indications) // La Bactriane de la Carrefour des routes et des civilizations de l'Asie centrale. Paris, 131-144.

Rosen-Ayalon M. 1974: La potterie islamique // MDAI. T. 1. Paris. Wilkinson Ch. K. 1974: Nishapur. Pottery of the Early Islamic Period. New York.

CERAMICS OF THE LATE 8th — 9th CENTURY AD FROM NORTHERN

TOKHARISTAN

V. S. Solovyev

The article is devoted to the ceramics of the 8th — 9th century AD that was found by the author during the excavations of the settlements Shurobkurgan and Dabilkurgan in Southern Uzbekistan in 2009-2013. It gives the idea of the level of the region's ceramics production after the Arab conquest. It was produced under the strong influence of Nishapur ceramics. Key words: Shurobkurgan, Dabilkurgan, excavations, ceramics

© 2014

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А. Ю. Рышковская, Н. Н. Болгов

К ИСТОРИИ ЖЕНСКОГО МОНАШЕСТВА НА РАННЕВИЗАНТИЙСКОМ ВОСТОКЕ (ЕГИПЕТ)

В работе предпринята попытка дать общий очерк ранней истории женского монашества в ранневизантийском Египте. На основе письменных источников становится ясно, что начало женского монашества связывается с пахомиевой традицией. Выделяются как «двойные», так и независимые женские монастыри. Индивидуальное женское анахоретство вряд ли существовало и является агиографическим штампом. Интересен феномен «отказа от пола» и уход женщин в мужские монастыри под видом мужчин. В V в. н.э. женское монашество распространяется по другим территориям Ранней Византии.

Ключевые слова: монашество, женское, Египет, монастырь, аскетизм, настоятель, община

Женская аскетическая традиция древнего христианства, развивавшаяся параллельно с мужской, закономерно привела к возникновению женского монашества на ранневизантийском Востоке, первоначально в Египте. Будучи единым

Рышковская Анастасия Юрьевна — аспирантка кафедры всеобщей истории и зарубежного ре-гионоведения Белгородского государственного национального исследовательского университета. E-mail: arish_06@mail.ru

Бспгов Николай Николаевич — доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории и зарубежного регионоведения Белгородского государственного национального исследовательского университета. E-mail: bolgov@bsu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.