Идентичность
в теории и прикладных исследованиях
УДК 930.2 Б01: 10.22378/Ье.2018-3-2.252-266
КЕМ БЫЛИ БУРТАСЫ?
Я.В. Пилипчук
Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова
Киев, Украина
Статья посвящена вопросу происхождения и этнической идентичности бур-тасов. Буртасы - это ираноязычное население. Они происходили от степных алан-ских, а не кавказских аланских групп населения. Буртасы не были аборигенами Среднего Поволжья, а являлись ираноязычными мигрантами из степей и лесосте-пей. Они поддерживали союзнические отношения с хазарами и вероятно помогали им поддерживать власть Хазарского каганата над народами Среднего Поволжья. Относительно их изначальной языковой принадлежности, то можно сделать заключение об их иранском языке, близком языку аланов. Буртасы активно взаимодействовали с тюркскими соседями и подвергались тюркизации. Уже в Раннем Средневековье буртасы - это гетерогеное население, включающее как иранцев, так и волжских финнов. Иранцы занимали доминирующее положение, мордвины же находились под их властью. Во время Позднего Средневековья этническая группа, называемая буртасы, стала тюркоязычной. Буртасы передали завоеванным мордвинам Посурья свой этноним.
Ключевые слова: буртасы, Среднее Поволжье, волжские булгары, идентичность, мордва, иранцы.
Для цитирования: Пилипчук Я.В. Кем были буртасы? // Историческая этнология. 2018. Т. 3, № 2. С. 252-266. Б01: 10.22378/Ие.2018-3-2.252-266
Вопрос о происхождении и этнической идентичности буртасов достаточно давно интересует исследователей. В историграфии существует ряд статей, посвященных данной этнической группе. В частности, это публикации А. Халикова, Г. Афанасьева, П. Голдена, В. Ставицкого, М. Полесских, Б. Васильева, С. Андреева, О. Бубенка, Г. Белорыбкина [40, с. 161164; 41, с. 88-97; 6; 5; 7, с. 74-79; 8, с. 7-17; 43; 44, р. 98-102; 37, с. 8-16; 38, с. 84-91; 32, с. 56-68; 18, с. 180-210; 2, с. 241-248; 33; 17, с. 18-34; 16; 10, с. 82-87; 12; 11, с. 75-76; 13]. В них представлены разные, часто взаимоисключающие точки зрения на проблему происхождения и этнической идентичности буртасов. До сих пор интерпретация археологических мате-
риалов и сведений письменных источников о них является проблематичной. Для нас важно не только ответить на вопрос: «Кем изначально были буртасы», но и показать как изменялась их этничность во времени.
Касательно происхождения буртасов, то учеными выдвинуто несколько гипотез. Многие авторитетные востоковеды высказываются в пользу их волжско-финнской принадлежности. П. Савельев, Й. Маркварт, В. Бартольд, В. Минорский считают буртасов частью мордвы. Персидский хронист Рашид ад-Дин упоминает буртасов вместе с мухшей (мокшанами) и арджанами (эрзянами). Археологические памятники буртасов находили на территориях расселения мордвы. Однако они отличаются от мордовских. В ряде исследований конца ХХ в. гипотеза об их принадлежности была подкорректирована, в частности, А. Новосельцев считает буртасов вымершим финским народом Поволжья. Среди части ученых принято считать буртасов тюрками (И. Смирнов, С. Середонин, Ф. Чекалин, В. Вестберг, А. Халиков, М. Сафаргалиев, Ш. Бахтиев, С. Ромашов, Г. Бе-лорыбкин, М. Полесских). Это мнение основано на факте размещения сведений о буртасах в произведении Тахир ал-Марвази и Гардизи в главу о тюрках, а также сведений о том, что религия буртасов похожа на религию огузов. Г. Белорыбкин считает буртасов предками чувашей, татар-мишарей и части башкир. М. Полесских отождествляет с буртасами поселения с красно-коричневой керамикой. В некотором отношении она похожа на булгарскую. Он отмечал, что буртасы появились на территории будущей Пензенской области после разгрома Святославом Хазарского каганата. Буртасы жили чересполосно с мордвинами и булгарами. П. Голдэн затрудняется с определением происхождения буртасов, хотя ранее считал их вымершим финским народом. А. Халиков не считал буртасов коренным народом и предполагал, что они пришли в Поволжье из региона между Уралом и Эмбой. С буртасскими древностями исследователь связывал некоторые похожие черты кердерской культуры Приаралья, носители которой в IX в. были потеснены токуз-огузами. А. Халиков считает, что описание погребального обряда Армиевского могильника соответствует описанию в арабских источниках, по которым одна часть буртасов сжигает своих умерших, вторая хоронит. В. Ставицкий, однако, подчеркивает намного более сложную погребальную обрядность населения оставившего могильник и считает, что А. Халиков существенно преуменьшил долю мордвинов среди местного населения. Материалы Армиевского могильника демонстрируют седентаризацию группы кочевников, но вместе с тем там присутствовало и местное, оседлое поволжско-финское население. Армиевское население с тюрками отождествляет Г. Белорыбкин. По его мнению, бур-тасы подчинили в Посурье местных мордвинов. Буртасам принадлежали Юловское и Золотаревское городища. Золотаревское городище мордовский ученый сопоставляет с городом Буртас у Ибн Саида.
Теорию угорского происхождения буртасов поддерживали Б. Васильев, П. Степанов, П. Черменский, А. Расторопов. Б. Васильев отождествля-
ет буртасов с мажарами/можерянами, указывая на некоторые их связи с огузами. Однако погребальный обряд бурта сов, описаный у Ибн Русте, коренным образом отличается от погребального обряда огузок, описаного Ибн Фадланом. На данный момент угорской теории придерживается И. Андреев, который считал буртасов частью мадяр и которые впоследствии были булгаризованы в Пензенском крае. Буртасия являлась частью Волжской Булгарии. С буртасами он связывает топонимы с формантом -И. Андреев считает, что буртасы занимали район Верхнего Посурья. Ученый связывает их с мордас, упоминаемых Гильомом де Рубруком. Он считает, что степные группы буртасов попали в зависимость от кыпчаков, а лесные - от волжских булгар.
Позднее появилась гипотеза об иранской идентичности буртасов. Эту теорию выдвинули О. Прицак, И.Добродомов и Г. Афанасьев, а поддержали ее О. Бубенок, Т. Левицкий, В. Напольских, Р. Кузеев, В. Петрухин, Д. Раевский, Е. Казаков. В археологическом отношении памятники буртасов относятся к салтовскому ареалу, впрочем как и памятники булгар. Кроме того, заметен ряд осетино-мордовских паралелей в погребальной обрядности и костюме. Сами этниконы «мордва» и «удмурт» в русском языке указывают на их происхождение от иранцев. Сделать заключение об иранской принадлежности буртасов позволяют памятники лесостепного варианта салтовской культуры. Гипотеза И. Добродомова, касательно происхождения названия Казань от осетинского «къадзонаег», вряд ли состоятельна. Миграции печенегов, а потом кыпчаков, вынудили буртасов отступить из лесостепей в земли волжских булгар. С буртасами С. Алихо-ва отождествляет переселение салтовцев, расколовших надвое мордовские племена. Она считает, что обряд сокращенного погребения женщин (с подогнутыми ногами) в цнинской группе памятников был принесен аланами, пришедшими из лесостепного Подонья в земли мокшан. Временем прибытия данных переселенцев обозначен VIII в. Первые сочинения, в которых упомянуты буртасы, датированы Х в. Сама миграция не была запечатлена, а буртасов хронисты и географы уже фиксировали как народ на Волге. В более позднее время, а точнее во время существования Волжской Булга-рии, буртасы ощутили влияние со стороны булгар и были тюркизованы. Керамика Золоторевского городища похожа на керамику аланов, а конструкция домов похожа на булгарские. Е. Казаков отмечает, что предки бур-тасов были связаны с именьковскими и турбаслинскими племенами, которые были вытеснены кушнаренковскими кочевниками (венграми) на правобережье Волги в Саратово-Самарском регионе. Булгары, продвигаясь в земли буртас, принесли древнетюркские традиции. Он считает, что биру-тальность погребального обряда буртасов, ряд особенностей культуры и религии мордвы обусловлен влиянием сарматского мира, который, впрочем, был разнообразным и включал как кочевые, так и оседлые племена. Однако в таком подходе имеются некоторые проблемы.
В антропологическом отношении буртасы относились к понтийскому антропологическому типу. Анализируя памятники на Армиевском курган-но-грунтовом могильнике, А. Халиков отмечает присутствие нескольких компонентов (не только бурта сов). Е. Казаков отрицает булгаризацию буртасов. По его мнению, в Посурье, в котором присутствовали буртасы, в случае булгаризации должны были появиться мусульманские памятники. Но их нет. Впрочем, в арабо-персидских источниках напрямую не говорится о том, что буртасы - мусульмане. Об этом сказано в весьма расплывчатой форме Юлианом и Гильомом де Рубруком. Джиованни де Плано Карпини относил брутахиев к иудаистам. В «Слове о погибели Русской земли» не указана религия буртасов. Мы можем предполагать исламизированность буртасов, но они, вероятно, были не так тверды в вере как булгары. Влади-миро-суздальский летописец, говоря о Ясыне и Амбале, не указывал на то, что они мусульмане. Буртасы вероятно были поликонфесиональны. А. Рас-торопов настаивает на том, что выделять археологическую культуру бурта-сов пока рано. В. Ставицкий указывает на ряд слабых мест в разных точках зрения. Для алан были характерны раннекласовые отношения, а буртасы находились на стадии племенной разобщенности. Комплекс вооружения буртасов и алан отличался. Он скорее соответствует комплексу вооружения мордвинов. Буртасы по описаниям арабов - скорее лесной народ, который промышлял охотой. Однако, это не исключало коневодства. Впрочем, исследователь не исключал, что пришедшие с юга пришельцы могли дать этноним буртас местному финнскому населению. Ученый считал, что этноним «буртасы» возник в аланской среде, а позже распространился и на финское население, а с XVI в. им стали обозначать тюркское население Западного Поволжья. В частности, синонимом «буртасов» выступал этноним «посопные татары» [40, с. 161-164; 41, с. 88-97; 6; 5; 7, с. 74-79; 8, с. 7-17; 43, р. 248-249; 44, р. 98-102; 37, с. 8-16; 38, с. 84-91; 32, с. 56-68; 18, с. 180210; 2, с. 241-248; 33; 17, с. 18-34; 16, с. 303-304; 10, с. 82-87; 12; 11, с. 7576; 28, Главы 37, 42; 23, с. 102-106; 15, с. 5-10].
Ал-Масуди характеризует буртасов как тех, кто вместе с булгарами и хазарами разгромили русов, которые до того воевали против мусульман на Каспийском море. Ибн Русте, Гардизи, Тахир ал-Марвази указывали на то, что буртасы враждуют с булгарами и печенегами, то есть они были врагами явным и неявным противникам хазар. Ибн Хаукаль, ал-Истахри, Йакут отмечает, что буртасы - соседи хазар. Ибн Хаукаль пишет о том, что бур-тасы - не народ, а народы. Вероятно, буртасы были опорой хазарской власти в Поволжье. В «Худуд ал-Алам» упоминается две группы буртасов. Первая из них проживала в районе Волго-Донской переволоки и находилась под непосредственной властью хазар, а вторая - выше по течению Волги [20; 9; 42; 22, 2006, с. 702; 29, с. 708; 14, с. 67-77, 125-130; 24, с. 4244; 19; 25; 45, Главы 51-52; 4, с. 9].
Константин Багрянородный упоминает страну Мордия как соседа печенегов. Г. Литаврин и А. Новосельцев отождествляют Мордию с мордвой.
Однако если сравнить данные Константина Багрянородного со сведениями арабских и персидских источников, то на месте Мордии окажутся буртасы, которые описываются как враги печенегов и подданые хазар. Анонимный персидский географ указывал, что буртасы исповедуют веру гузов и сжигают тела умерших, у них два правителя, они подвластны хазарам. На юг от них жили хазары, к северу - тюркские печенеги, к западу - в.н.н.др. Главное их богатство - мех. Гардизи указывал на то, что буртасы нападают на печенегов и булгар каждый год. Вся их страна - равнина с деревьями и источниками. Они вооружены стрелами с луком и топором. У них нет кольчуг и панцирей, а кони есть только у самых богатых. Ибн Русте отмечал, что земля буртасов находилась между булгарами и хазарами. Буртасы подчиняются хазарам, а управляются одним или двумя старейшинами в поселении. Они выставляют 10 тыс. всадников. Вера буртасов похожа на веру гузов. Одни буртасы сжигают тела мертвых, а иные хоронят. У них существовала кровная месть. Женщины пользуются свободой волей. Буртасы - земледельцы и главное их богатство в мехах. У них много скота, есть мед. Страна в ширину простирается на 17 дней. Ал-Бекри сообщает о том, что между фрдасами и хазарами 15 дней пути. Вера фрдасов похожа на веру гузов, между страной блкан и фрдас 3 дня пути. У них девушки пользуются свободой. Всадников около 10 тыс. Главное богатство фрдасов - мех, есть пашни и скот. У фрдасов много торговых мест и их страна вширь на протяжении 1,5 месяца. Тахир ал-Марвази указывает на то, что территория буртас была частью хазарского государства. Буртасов он относил к тюркам. Они поддерживали хазар конницей в 10 тыс. всадников. Каждое поселение управлялось старейшиной. Их страна равнина были и леса. Буртасы нападали на булгар и печенегов. Они разводили свиней и добывали мед. Буртасы состоят из двух групп, одна из которых сжигает тела мертвых, а вторая погребает. Их женщины свободны (28, Глава 37; 45, Главы 51-52; 46, р. 33-34; 9; 42; 22, с. 702; 29, с. 708). Ал-Истахри пишет о том, что буртасы являются соседями хазар. Буртас - имя страны, а буртасы разбросаны вдоль реки Атиль. Ал-Балхи сообщает о том же (17, с. 19). Низами Гянджеви упоминает о бурта-сах как о врагах Искандера зу-л-Карнайна (Александра Македонского), что является вымыслом поэта (Низами). Ал-Масуди сообщает о том, что из страны буртас поступают шкурки черных и красных лисиц. Одна шкурка ценой в 100 дирхемов дороже шкурки соболя и является престижным товаром. Хронист относит буртасов к тюркам и отмечает, что они в 913 г. разбили русов [30; 31; 34].
В русских источниках буртасы почти не упоминаются. В «Слове о Погибели Русской земли» они названы среди финноязычных соседей Руси. В русских летописях буртасы упомянуты среди населения Золотой Орды. В частности в Устюжской летописи они упомянуты в войске Мамая, в Никоновской летописи 1396 г. указываются в соседстве с Пермью. Шихаб ад-Дин Марджани отмечает, что буртасы являлись мусульманами.
Мусульманские ученые локализировали страну буртасов обычно в двенадцати или семнадцати днях пути, то есть в Среднем Поволжье. Реку Буртас П. Голдэн идентифицирует с рекой Самара. Имеется несколько рек с названием Буртас в Поволжье. Важно отметить, что, к сожалению, Ибн Фадлан ничего не сообщал о буртасах, в то время как его современники оставили их описания. Это народ присутствует в хазаро-еврейской переписке как народ б-р-т-с, который подчиняется хазарам.
К сожалению, от языка буртасов ничего не осталось. Этноним «буртас» реконструируется в форме fard-as (асы-перевозчики) сторонниками их иранской идентичности. В арабских источниках отмечено, что язык буртасов отличается от булгарского и хазарского. Таким образом, можно сделать заключение о том, что в 1Х-Х вв. буртасы не были тюрками, но археологические памятники XIII в. указывают на их тюркизацию. Буртасы упоминаются в русских документах XVI и XVII вв. Буртасская топонимия присутствует в землях мордвинов и Мещерской земли, на западе бывшей Волжской Булгарии. В Позднем Средневековье буртасы должны были быть тюркоязычными, поскольку жили среди мусульман и исповедовали ислам. Среди проблем касательно идентификации буртасов, стоит упомянуть то, что в отличии от кавказских алан в погребениях буртасов трупо-положения совершались по обряду кремации и в могилах присутствовали лошади. В этом было некоторое идеологическое влияние со стороны тюрок. У кавказских аланов тела умерших погребали по обряду ингумации в катакомбах. Если буртасы были связаны с аланами, то явно не с Северного Кавказа, а из лесостепных и степных пространств Восточной Европы. По мнению А. Халикова, буртасы пришли на Среднюю Волгу вместе с ранними булгарами, то есть в VII в. [44, p. 98-101; 25; 36].
Буртасы были поддаными хазар и воевали против их врагов - булгар и печенегов. Отмечен их оседлый образ жизни и то, что они не жили в степи. Особо оговаривается самостоятельность женщин. В постхазарское время о судьбе буртасов сообщается мало. Причина в том, что они перестали играть существенную роль в истории Восточной Европы. По мнению Д. Расовского, из района Хопра и Медведицы их вытеснили кыпчаки. О. Бубенок указывает на то, что на буртасов оказывали давление печенеги. Из скупых упоминаний имеются сведения Ибн Саида ал-Магриби и Абу-л-Фиды о городе Буртас. Ал-Идриси упоминает о земле Буртас. Юлиан сообщает о городе Бундаз в стране сарацинов Вела. Йакут ал-Хамави отмечает, что Буртас - это город. Рашид ад-Дин упоминает о буртасах как о народе-соседе мухши и арджан. Джиованни де Плано Карпини пишет о брутахиев, исповедующих иудаизм, однако эти сведения не подтверждены сведениями мусульманских источников. Гильом Рубрук сообщает о народе «мордас», который исповедует ислам. Сведения о нем противоречит сведениям об эрзянах и, вероятно, его можно отождествить с буртасами, которые ощутили на себе влияние волжских булгар. С городом Буртас Г. Белорыбкин сопоставляет Золотаревское городище. Поселение этого
города было полиэтничным и среди него были буртасы. В предмонголь-ское время кочевники вытеснили буртасов из лесостепей, и они были вынуждены переселиться в Волжскую Булгарию, где в качестве федератов сражаться против врагов булгар. В Лаврентьевской летописи сказано об Анбале Ясине. Среди некоторых ученых была популярна идея об еврейском следе в его происхождении. Однако в таком случае его в летописи назвали бы «жидовином». О его мусульманском вероисповедании не сказано. Это может быть объяснено тем, что среди буртасов было несколько групп, которые исповедовали разные религии и имели разное происхождение. В русских источниках этноним «буртас» впервые упомянут в «Слове о погибели Русской земли». Древнерусский автор локализировал их между булгарами и черемисами (марийцами). Кроме того о них упоминают поздние русские источники, отмечая, что в Мещере они были чужаками. Этноним «буртасы» к этому времени теряет свое первоначальное значение [39, с. 36; 26, с. 120; 27, с. 32, 114; 3, с. 80; 35, с. 81; 5; 36; 16, с. 307; 12; 13; 14, с. 74-78, 122-124].
Г. Афанасьев отметил сложность локализации владений буртасов, указывая на то, что на этот счет имеется 64 варианта. Буртасы представляли собой оседлое животноводческое и земледельческое население. Их нишей должна была быть лесостепь. К западу от Волги граница со степью проходила по линии Балаклея - Валуйки - Россошь - Новохоперск и далее к Самарской луке. Буртасы жили западнее Волги в бассейне Дона в лесостепной зоне в 375-500 км от хазар. Они были соседями славянских племен вятичей и северян. Буртасам соответствуют археологические памятники аланского лесостепного варианта салтовской культуры. Г. Афанасьев связывает с буртасами гидроним Оскол. Про аланское происхождение племени аскел высказался И. Добродомов. О. Бубенок видел в аскелах-эсэгэлах этническую группу финно-угорского, но не венгерского происхождения. Д. Хвольсон считает аскелов секеевами - этническую группу венгерского происхождения. С. Кляшторный определяет их чигилями. Последнее более вероятно.
Поход Святослава против хазар в 965 г. нанес серьезный удар по бур-тасам, однако они сохранились на Среднем Дону. Часть из них ушла на северо-восток в Среднее Поволжье, принеся с собой иранский язык. Г. Афанасьев пришел к заключению о том, что сведения ал-Исхари, Ибн Хаукаля отражали реалии VIII - начала IX в. Украинские ученые О. Бубе-нок и Д. Радивилов предполагают существование двух групп буртасов. А. Тортика локализовал буртасов в Поволжье [6; 8, с. 7-17; 7, с. 74-79; 5, с. 75-76; 17, с. 18-34; 16, с. 295-297].
Буртасы изначально - это ираноязычное население. Они происходили от степных аланских, а не кавказских аланских групп населения. Буртасы Среднего Поволжья находились в зоне влияния сначала хазар, а потом волжских булгар. Уже в Раннем Средневековье буртасы - это гетерогеное население, включающее как иранцев, так и волжских финнов. Иранцы за-
нимали доминирующее положение. Буртасы должны были ощущать тюркское влияние на протяжении всего Средневековья. Они должны были плотно взаимодействовать с волжскими финнами и передать завоевангой среднецнинской мордве свой этноним. Во время Позднего Средневековья этническая группа, называемая буртасы, стала тюркоязычной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алихова А.Е. Материальная культура средне-цнинской мордвы VIII-XI вв. Саранск Мордовское книжное издательство, 1969. 129 с.
2. Андреев С.И. К исторической интерпретации буртасов // Вестник Тамбовского университета. Гуманитарные науки. Тамбов: Грамота, 2011. № 10. Т. 102. С. 241-248.
3. Аннинский С. А. Известия венгерских миссионеров XIII и XIV вв. о татарах и Восточной Европе // Исторический архив. М.: Изд-во АН СССР, 1940. Т. III. С. 71-112.
4. Ашкеев Д.О. М^а^ i розселення печешпв за повщомленнями вченних Арабського халiфату IX-Х ст. // Сходознавство. К.: 1нститут сходознавства iм. А.Ю. Кримського, 2009. № 48. С. 3-13.
5. Афанасьев Г.Е. Буртасы // Исчезнувшие народы. М., 1988. С. 85-96.
6. Афанасьев Г.Е. Донские аланы. Социальные структуры алано-асско-буртасского населения бассейна Среднего Дона. М.: Наука, 1993. 183 с.
7. Афанасьев Г.Е. Поиск страны фурт-ас // Достояние поколений. М.: Издание фонда содействия охране памятников археологии Археологическое наследие, 2007. № 1 (2). С. 74-79.
8. Афанасьев Г.Е. К проблеме локализации Хазарии и Фурт-асии (о противоречии данных археологии и письменных источников) // Форум Идель-Алтай. Тезисы докладов. Казань: институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2009. C. 7-17.
9. Известия ал-Бекри и других авторов о Руси и славянах. Ч. 1. // Записки Императорской Академии Наук. СПб.: Изд-во Императорской академии наук, 1878. Т. 32. № 2.
10. Белорыбкин Г.Н. Монголы в землях обулгаризованных буртасов // Волжская Булгария и монгольское нашествие. Казань: ИЯЛИ КФАН СССР, 1988. С. 82-87.
11. Белорыбкин Г.Н. Буртасы // Пензенская энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. C. 75-76.
12. Белорыбкин Г. Н. Западное Поволжье в средние века. Пенза: Изд-во ПГПУ, 2003. 200 с.
13. Белорыбкин Г.Н. Золотаревское поселение. СПб. Пенза: Изд-во ПГПУ, 2011. 190 с.
14. Бубенок О. Б. Ясы и бродники в степях Восточной Европы (VI - начало XIII вв.). Киев: Логос, 1997. 224 с.
15. Бубенок О.Б. Проблема походження буртаав у дослвдженнях О. Прщака i схщноевропейських дослвднишв друго1 половини XX ст. // Схщний свгг. К.: Шститут сходознавства iм. А.Ю. Кримського, 2008. № 4. С. 5-10.
16. Бубенок О.Б. Ввд Аттши до Чинпз-хана. Алани i тюркомовш номади Сврази. Бша Церква: Видавець Олександр Пшоншвський, 2012. 508 с.
17. Бубенок О.Б., PaAiB^B Д.А. Свщчення ^-MacyAi та Худуд ал-Алам про двi групи буртаав // Схiдний свгт. К.: 1нститут сходознавства iM. А.Ю. Кримсько-го, 2009. № 3. С. 18-34.
18. Васильев Б.А. Буртасы и мордва // Вопросы этнической истории мордовского народа. М: Изд-во АН СССР, 1960. Т. 63. Вып. 1. С. 180-210.
19. Гардизи - Извлечение из сочинения Гардизи «Зайн ал-ахбар». Приложение к «Отчету о поездке в Среднюю Азию с научной целью. 1893-1894 гг.» // Академик В. В. Бартольд. Сочинения. Т. VIII. Работы по источниковедению. М.: Наука, 1973. URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Gardizi/frametext_1.htm (дата обращения 5.11.2018)
20. Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских (с половины VII века до конца Х века). СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1870. VIII. 308 с.
21. Джиованни де Плано Карпини. История монгалов. Вильгельм де Рубрук. Путешествие в Восточные страны / Пер. с лат. А.И. Малеина. Ред., вступит. ст. и примеч Н.П. Шастиной. М.: Государственное издательство географической литературы, 1957. 270 с.
22. Ибн Русте. Книга драгоценных ожерелий // История татар. Т. 2: Волжская Булгария и Великая Степь. Казань: РухИЛ, Институт истории им. Ш. Марджани, 2006. С. 699-706.
23. Казаков Е.П. Хронологические этапы взаимодействия сармат с поволжскими финнами // Вестник Казанского государственного педагогического университета культуры и искусств. № 4-2. Казань: Казанский государственный педагогический университет культуры и искуств, 2015. С. 102-106.
24. Каплун Н.М. Арабсьш та персьш джерела про печешпв 1Х-Х1 ст. // Актуальш питання вггчизняно!, свггово! ютори та ютори науки: пошуки, роздуми, знахвдки. Матерiали мiжнародноi науково-практично! конференций Ч. 1. Луганськ: Схщноукрашський нацюнальний ушверситет iменi В. Даля, 2008. C. 42-44.
25. Коковцев П.К. Еврейско-хазарская переписка в Х веке. Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1932. 134 с.
26. Коновалова И.Г. Ал-Идриси о странах и народах Восточной Европы: текст, перевод, комментарий. М.: Восточная Литература, 2006. 328 с.
27. Коновалова И.Г. Восточная Европа в сочинениях арабских географов XIII-XIV вв.: текст, перевод, комментарий. М.: Восточная Литература, 2009. 226 с.
28. Константин Багрянородный. Об управлении империей. М.: Наука, 1991. 496 с.
29. Тахир Марвази. Природа животных // История татар. Т. 2. Волжская Булгария и Великая Степь. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2006. С. 707-709.
30. Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербента / Пер. С.Г. Микаэлян. М.: Восточная литература, 1963. 265 с.
31. Низами Гянджеви. Касыды. Газели. Хамсе (поэмы). URL: http://azeribooks.narod.ru/poezia/nizami/poemy.htm (дата обращения 5.11.2018).
32. Полесских М.Р. О культуре и некоторых ремеслах оболгаризированных буртас // Из истории ранних болгар. Казань: Татарское книжное издательство, 1981. С. 56-68.
33. Полубояров М.С. Древности Пензенского края в зеркале топонимики: М.: Издательство ЗАО «ФОН», 2010. 224 с.
34. Прицак О., Голб Н. Хазарско-еврейские документы Х века. Москва-Иерусалим: Мосты Культуры - Гешарим, 2003. 240 с.
35. Расовский Д. А. Половцы. III. Пределы «поля половецкаго» // Seminarium Kondakovianum / Анналы института им. Н.П. Кондакова. Прага: Институт им. Н.П. Кондакова, 1937. Вып. 9. C. 71-85.
36. Слово о погибели русской земли. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/ Слово_о_погибели_Русской_земли/ДО (дата обращения 1.11.2018).
37. Ставицкий В.В. Еще раз о мордве и буртасах // Центр и периферия. Саранск: Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при правительстве Республики Мордовия, 2013. № 2. С. 8-16.
38. Ставицкий В. В. Истриография буртасской проблемы второй половины ХХ - начала ХХ1 вв. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. Пенза: Пензенский государственный университет, 2014. № 1 (29). С. 84-91.
39. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т.II: Извлечения из персидских сочинений, собранных В.Г. Тизенгаузеном и обработ. А.А. Ромаскевичем и С.Л. Волиным. М.-Л.: Изд-во Академии Наук СССР, 1941. 308 с.
40. Халиков А.Х. К вопросу об этнической территории буртасов во второй половине VIII - начале X в. // Советская этнография. 1985. № 5. С. 161-164.
41.Халиков А.Х. Буртасы и их историко-археологическое определение // Вопросы этнической истории Волго-Донья в эпоху средневековья и проблема бурта-сов: тезисы к межобластной науч. конф. (23-27 января 1990 г.). Пенза, 1990. С. 88-97.
42. Хвольсон Д.А. Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах, русах Абу-Али Ахмеда Бен Омар Ибн Даста, неизвестного доселе арабского писателя начала Х века. СПб.: Типография императорской академии наук, 1869. 199 с.
43.Golden P.B. The peoples of the Russian forest belt // The Cambridge History of Early Inner Asia. Cambridge UK.: Cambridge University Press, 1990. Р. 229-255.
44. Golden P.B. Burtas // Encyclopedia of Islam. Leiden: Brill, 2011. P. 98-101.
45. Hudud al-Alam. The Regions of the World. A Persian Geography. Tr. and expl. by V. Minorsky. With the preface by V.V. Barthold. London: Luzac & co., 1937. - [VII] - XX, p. 11. 524 p.
46. Minorsky V. Sharaf al-Zaman Tahir Marvazi on China, the Turks and India. -London: Royal Asiatic Society, 1942. 170 р.
Сведения об авторе: Пилипчук Ярослав Валентинович - кандидат исторических наук, кафедра истории и археологии славян, Институт исторического образования Национального педагогического университета им. М.П. Драгоманова (01601, ул. Пирогова, 9, Киев, Украина); [email protected]
Историческая этнология. 2018. Том 3, № 2 WHO WERE THE BURTASES?
Ya.V. Pylypchuk
National Pedagogical Dragomanov University
Kiev, Ukraine
pylypchukyaroslav@gmail. com
This paper is devoted to the question of the Burtases ethnicity. The Burtases were originaly an Iranian-speaking population. They came to the Middle Volga region from the steppe and forest-steppe regions of Eastern Europe. The Burtases were not natives of the Middle Volga region. Burtases make alliances with the Khazars and helped them to installed the power of the Khazar Khanate over the Finnish nations of the Middle Volga. Burtases actively cooperated with its Turkic neighbors and subjected Turkization. Burtases was a heterogeneous population already in the Early Middle Ages, including Iranians and Volga Finns. Iranians occupied a dominant position; the Mordovians were also under their reign In the Late Middle Ages the people called Burtases became a Turkic speaking ethnic group.
Keywords: Burtases, Middle Volga Region, Volga Bulgars, identity, Mordva, Iranians.
For citation: Pylypchuk Ya.V. Who were Burtases? Istoricheskaya etnologiya -Historical Ethnology, 2018, vol. 3, no. 2, pp. 252-266. DOI: 10.22378/he.2018-3-2.252-266
REFERENCES
1. Alikhova A.E. Material'naja kul'tura sredne-cninskoy mordvy VIII-XI vv. [The material culture of the Middle Tsna Mordovians in the 8th-9th centuries.] Saransk: Mordovia Publ. House, 1969. 129 p. (In Russian)
2. Andreev S.I. K istoricheskoy interpretacii burtasov [To the Historical Interpretation of the Burtases] Vestnik Tambovskogo universiteta - Bulletin of Tambov University. No. 10. Vol. 102. Humanities. Tambov, Gramota Publ., 2011, pp. 241-248. (In Russian)
3. Anninskiy S.A. Izvestiya vengerskih missionerov XIII i XIV vv. o tatarah i Vostochnoy Evrope [Data of Hungarian Missionaries of the 13th and 14th centuries on Tatars and Eastern Europe] Istoricheskij arhiv - Historical Archive. Vol. 3. Moscow, USSR Academy of Sciences Publ., 1940, pp. 71-112. (In Russian)
4. Anikeev D.O. Migratsiya i rozselennya pechenigiv za povidomlennyami vchennih Arabs'kogo halifatu IX-X st. [Migration and Settlement of the Pechenigs according data of the Arabian Khalifate scholars] Skhodoznavstvo - Oriental studies, No, 48. Kazan, A.Yu. Krymskiy Oriental Studies Institute, 2009, pp. 3-13. (In Ukranian)
5. Afanasyev G.E. Burtasy [The Burtases] Ischeznuvshie narody [Disappeared peoples]. Moscow, 1988, pp. 85-96. (In Russian)
6. Afanasyev G.E. Donskie alany. Social'nye struktury alano-assko-burtasskogo naselenija bassejna Srednego Dona [The Don Alans. Social structures of Alan-As-Burtas peoples of the Middle Don basin]. Moscow, Nauka Publ., 1993. 183 p. (In Russian)
7. Afanasyev G.E. Poisk strany furt-as [Search for the Country of Furt-As]. Dostojanie pokolenij - Wealth of Generations. No. 1 (2), Moscow, Archeological Heritage Fund for Promoting Protection of Archeological Monuments Publ., 2007, pp. 7479. (In Russian)
8. Afanasyev G.E. K probleme lokalizacii Hazarii i Furt-asii (o protivorechii dannyh arheologii i pis'mennyh istochnikov) [On the Issue of the Khazaria and Furt-Asia Localization]. Forum Idel'-Altaj. Tezisy dokladov - Idel-Altay Forum. Abstracts. Kazan, TAS Sh.Marjani Institute of History Publ., 2009, pp. 7-17. (In Russian)
9. Izvestija al-Bekri i drugih avtorov o Rusi i slavjanah. Ch. 1. [Data of Al-Bekri and Other authors on Rus and the Slavs. Part 1]. Zapiski Imperatorskoj Akademii Nauk - Scholarly Notes of Imperial Academy of Sciences. Vol. 32. No.2. St.Petersburg, Imperial Academy of Sciences Publ., 1878. (In Russian)
10. Belorybkin G.N. Mongoly v zemljah obulgarizovannyh burtasov [Mongols in the Lands of the Bulgarasied Burtases]. Volzhskaja Bulgarija i mongol'skoe nashestvie [Volga Bulgaria and Mongol Conquest]. Kazan, IYALI KFAN USSR Publ., 1988, pp. 82-87. (In Russian)
11. Belorybkin G.N. Burtasy [The Burtases] Penzenskaja jenciklopedija [The Penzanian Encyclopedia]. Moscow, Big Russian Encyclopedia Publ., 2001, pp. 75-76. (In Russian)
12. Belorybkin G.N. Zapadnoe Povolzh'e v srednie veka [Western Volga Region in Middle Ages]. Penza, Penza State Pedagogical University Publ., 2003. 200 p. (In Russian)
13. Belorybkin G.N. Zolotarevskoe poselenie [The Zolotaryovo Settlement]. St.Petersburg-Penza, Penza State Pedagogical University Publ., 2011. 190 p. (In Russian)
14. Bubenok O.B. Jasy i brodniki v stepjah Vostochnoj Evropy (VI - nachalo XIII vv.) [The Yases and Brodniks in the steppes of Eastern Europe (the 6th - early 13th centuries)]. Kiev, Logos Publ., 1997. 224 p. (In Russian)
15. Bubenok O.B. Problema pohodzhennja burtasiv u doslidzhennjah O. Pricaka i shidnoevropejs'kih doslidnikiv drugoyi polovini XX st. [The problem of the Burtases' origin in the studies of O. Pritsak and eastern-European researchers of second half of 20th century]. Shidnij svit - The World of Orient. No.4. Kazan, A.Yu. Krymskiy Oriental Studies Institute Publ., 2008, pp. 5-10. (In Ukranian)
16. Bubenok O.B. Vid Attily do Chingiz-hana. Alany i tjurkomovni nomady Evraziyi [From Attila to Chingis-khan. The Alans and Turkic nomads of Eurasia]. Bila Cerkva, Vydavets Oleksandr Pshonkivskiy Publ., 2012. 508 p. (In Russian)
17. Bubenok O.B., Radivilov D.A. Svidchennja al-Masudi ta Hudud al-Alam pro dvi grupy burtasiv [Data of al-Masudi and Hudud al-Alam about two groups of Burtases]. Shidnij svit - The World of Orient. No. 3. A.Yu. Krymskiy Oriental Studies Institue Publ., 2009, pp. 18-34. (In Ukranian)
18. Vasilyev B.A. Burtasy i mordva [The Burtases and the Mordva] Voprosy jetnicheskoj istorii mordovskogo naroda - Questions of ethnic history of the Mordovian people. Vol. 63. No. 1. Moscow, USSR Academy of Sciences Publ., 1960, pp. 180-210. (In Russian)
19. Gardizi - Izvlechenie iz sochinenija Gardizi «Zajn al-ahbar». Prilozhenie k «Otchetu o poezdke v Srednjuju Aziju s nauchnoj cel'ju. 1893-1894 gg.» [Extract from Gardizi's «Zayn al-Akhbar». Appendix to the «Report on a trip to Central Asia for a scientific purpose». 1893-1894]. Akademik V.V. Bartol'd. Sochinenija. T. VIII. Raboty
po istochnikovedeniju [Academician V.V. Barthold. Written works. V. VIII. Source studies]. Moscow, Nauka Publ., 1973. (In Russian)
20. Garkavi A.Ja. Skazanija musul'manskih pisatelej o slavjanah i russkih (s poloviny VII veka do konca X veka) [Data of Muslim writers about the Slavs and Russians (from the middle of the 7th century to the end of the 10th century)]. St.Petersburg, Imperial Academy of Sciences Printing House, 1870. VIII. 308 p. (In Russian)
21. Dzhiovanni de Plano Karpini. Istorija mongalov [The History of Mongols]. Vil'gel'm de Rubruk. Puteshestvie v Vostochnye strany [Travelling to the Eastern Countries]. Transl. From Latin A.I. Malein. Ed. N.P. Shastina. Moscow, State Publ. House of Geographical Leiterature, 1957. 270 p. (In Russian)
22. Ibn Ruste. Kniga dragocennyh ozherelij [The Book of Precious Necklaces]. Istorija tatar. T. 2: Volzhskaja Bulgarija i Velikaja Step' [History of Tatars. Vol. 2: Volga Bulgaria and Great Steppe]. Kazan, RuhIL, Sh. Marjani Institute of History, 2006, pp. 699-706. (In Russian)
23. Kazakov E.P. Khronologicheskie etapy vzaimodejstvija sarmat s povolzhskimi finnami [Chrological stages of interaction between the Sarmats and the Volga Finns]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta kul'tury i iskusstv - Bulletin of Kazan State Pedagogical University of Culture and Arts. No 4-2. Kazan, Kazan Pedagogical University of Culture and Arts Publ., 2015, pp. 102-106. (In Russian)
24. Kaplun N.M. Arabs'ki ta pers'ki dzherela pro pechenigiv IX-XI st. [Arabian and Persian sources about the Pechenegs in the 9th-11th centuries]. Aktual'ni pitannja vitchiznjanoyi, svitovoyi istoriyi ta istoriyi nauky: poshuky, rozdumy, znahidky. Materialy mizhnarodnoyi naukovo-praktichnoyi konferenciyi. Ch. 1. [Topical issues of national and global history and the history of science: searches, reflections, discovery. Materials of the international scientific and practical conference. Part 1]. Lugansk, V. Dal' Skhidnoukrayinsk University Publ., 2008, pp. 42-44. (In Ukranian)
25. Kokovtsev P.K. Evrejsko-hazarskaja perepiska v Xveke [The Hebrew-Khazar correspondence in the 10th century]. Leningrad, USSR Academy of Sciences Publ., 1932. 134 p. (In Russian)
26. Konovalova I.G. Al-Idrisi o stranah i narodah Vostochnoj Evropy: tekst, perevod, kommentarij [Al-Idrisi on the countries and peoples of Eastern Europe: text, translation and comments]. Moscow, Vostochnaja Literatura Publ., 2006. 328 p. (In Russian)
27. Konovalova I.G. Vostochnaja Evropa v sochinenijah arabskih geografov XIII-XIVvv.: tekst, perevod, kommentarij [Eastern Europe in works of Arabian geographers: text, translation and comments]. Moscow, Vostochnaja Literatura Publ., 2009. 226 p. (In Russian)
28. Konstantin Bagrjanorodnjy. Ob upravlenii imperiej [On governing an empire]. Moscow, Nauka Publ. 1991. 496 p. (In Russian)
29. Tahir Marvazi. Priroda zhivotnyh [Nature of Animals]. Istorija tatar. T. 2. Volzhskaja Bulgarija i Velikaja Step' [History of Tatars. Vol. 2: Volga Bulgaria and the Great Steppe]. Kazan, Sh. Marjani Institute of History Publ., 2006, pp. 707-709. (In Russian)
30. Minorskiy V.F. Istorija Shirvana i Derbenta [History of Shirvan and Derbents]. Transl. S.G. Mikajeljan. Moscow, Vostochnaja Literatura Publ., 1963. 265. (In Russian)
31. Nizami Gjandzhevi. Kasydy. Gazeli. Hamse (pojemy) [Qasidas, Gazelis, Hamse (poems)]. Available in: http://azeribooks.narod.ru/poezia/nizami/poemy.htm (accessed 2.11.2018). (In Russian)
32. Polesskikh M.R. O kul'ture i nekotoryh remeslah obolgarizirovannyh burtas [On the culture and some crafts of bulgarized Burtases]. Iz istorii rannih bolgar [From the history of the early Bulgars]. Kazan, Tatar Book Publ. House, 1981, pp. 56-68. (In Russian)
33. Polubojarov M.S. Drevnosti Penzenskogo kraja v zerkale toponimiki [Antiquities of the Penza territory in the light of toponymy]. Moscow, ZAO FON Publ., 2010 224 p. (In Russian)
34. Pritsak O., Golb N. Hazarsko-evrejskie dokumenty X veka [Khazarian-Hebrew documents of the 10th century]. Moscow-Jerusalem: Mosty Kul'tury - Gesharim Publ., 2003. 240 p. (In Russian)
35. Rasovskiy D.A. Polovcy. III. Predely "polja poloveckago" [The Cumans. III. Boundaries of 'Pole Poloveckoe']. Seminarium Kondakovianum/Annaly instituta im. N.P. Kondakova - Seminarium Kondakovianum/ Annals of N.P. Kondakoff Institute.. Prague, N.P. Kondakov Institute Publ., 1937. Vol. 9, pp. 71-85. (In Russian)
36. Slovo o pogibeli russkoj zemli [Poem about destruction of Russian land]. Available in: https://ru.wikisource.org/wiki/Cfl0B0_0_n0rH6eflH_PyccK0H_3eMflH/30 (accessed 2.11.2018). (In Russian)
37. Stavickiy V.V. Eshhe raz o mordve i burtasah [Once again on the Mordva and Burtases]. Centr i periferija - Centre and periphery. No 2. Saransk, Humanities Scientific Research Center, 2013, pp. 8-16. (In Russian)
38. Stavickiy V.V. Istriografija burtasskoj problemy vtoroj poloviny XX - nachala XXI vv. [Historiography of Burtas problem in the second half of the 20th - early 21st centuries]. Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Gumanitarnye nauki - Bulletin of higher educational institutions. Volga region. The Humanities. No. 1 (29). Penza, Penza State University Publ., 2014, pp. 84-91. (In Russian)
39. Tizengauzen V.G. Sbornik materialov, otnosjashhihsja k istorii Zolotoj Ordy. T.II: Izvlechenija iz persidskih sochinenij, sobrannyh V.G. Tizengauzenom i obrabot. A.A. Romaskevichem i S.L. Volinym [Tisenhausen VG Collection of materials related to the history of the Golden Horde. T.2: Excerpts from Persian works compiled by V.G. Tisenhausen and processed by A.A. Romaskevich and S.L. Volin]. Moscow-Leningrad, USSR Academy of Sciences Publ., 1941. 308 p. (In Russian)
40. Khalikov A.H. K voprosu ob jetnicheskoj territorii burtasov vo vtoroj polovine VIII - nachale X v. [On the question of ethnic territory of the Burtases in the second half of the 8th - early 10th century]. Sovetskaja jetnografija - Soviet Ethnography. No. 5. Moscow, Nauka Publ., 1985, pp. 161-164. (In Russian)
41. Khalikov A.H. Burtasy i ikh istoriko-arheologicheskoe opredelenie [The Burtases and their historical-archaeological definition]. Voprosy jetnicheskoj istorii Volgo-Donja v jepohu srednevekovja i problema burtasov : tezisy k mezhoblastnoj nauch. konf. (23-27 janvarja 1990 g.) [Questions of the ethnic history of the Volgo-Don territory in the Middle Ages and the problem of the Burtases: Abstracts to Inter-Oblast research. conf. (January 23-27, 1990)]. Penza, 1990, pp. 88-97. (In Russian)
42. Khvol'son D.A. Izvestija o hazarah, burtasah, bolgarah, madjarah, slavjanah, rusah Abu-Ali Ahmeda Ben Omar Ibn Dasta, neizvestnogo dosele arabskogo pisatelja nachala X veka [Data about the Khazars, the Burtases, the Bulgarians, the Magyars, the Slavs, and the Ruses of Abu Ali Ahmed Ben Omar Ibn Dust, the previously unknown
Arab writer of the early 10th century]. St. Petersburg, Imperial Academy of Sciences Pinting House, 1869. 199 p. (In Russian)
43. Golden P.B. The peoples of the Russian forest belt. The Cambridge History of Early Inner Asia. Cambridge UK., Cambridge University Press, 1990, pp. 229-255. (In English)
44. Golden P.B. Burtas Encyclopedia of Islam. Leiden: Brill, 2011, pp. 98-101. (In English)
45. Hudud al-Alam. The Regions of the World. A Persian Geography 372 A H. -982 A.D. Tr. and expl. by V. Minorsky. London, Luzac & Co. Publ., 1937. 524 p. (In Russian)
46. Minorsky V. Sharaf al-Zaman Tahir Marvazi on China, the Turks and India. London, Royal Asiatic Society Publ., 1942. 170 p. (In English)
About the author: Yaroslav V. Pylypchuk is a Candidate of Science (History), Department of History and Archaelogy of the Slavs, Institute of Historical Education of National Pedagogical Dragomanov University (9, Pirogov St., Kiev 01601, Ukraine); [email protected]