Казначейское сопровождение государственных контрактов и пути его совершенствования
Гуртуева Фатима Алибековна
аспирант, Департамент общественных финансов, Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации, [email protected]
В Российской Федерации существенную долю расходов федерального бюджета занимают расходы на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд. При неэффективном расходовании средств из федерального бюджета увеличивается нагрузка на бюджетную систему Российской Федерации. В связи с этим, вопрос эффективного и целевого использования средств, полученных из федерального бюджета, остается актуальным. Статья посвящена вопросу контроля бюджетных расходов федерального бюджета с помощью нового инструмента контроля Федерального казначейства - казначейского сопровождения государственных контрактов. Рассмотрен механизм казначейского сопровождения государственных контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ и услуг. Проведен анализ осуществления Федеральным казначейством казначейского сопровождения в 2015-2018 гг. Исходя из результатов анализа осуществления казначейского сопровождения, определены положительные и отрицательные аспекты данного механизма. Выявлен возможный инструмент совершенствования и развития казначейского сопровождения. Ключевые слова: Федеральное казначейство, казначейское сопровождение, государственный контракт, финансовый контроль, совершенствование.
В Российской Федерации объем финансирования закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд занимает существенную долю расходов федерального бюджета. Практика показывает, что довольно часто происходит отвлечение средств из бюджета на цели, не соответствующие целям и условиям их предоставления, после перечисления средств из бюджета исполнителям по государственным контрактам, отсутствует контроль за использованием целевых средств, отмечается рост дебиторской задолженности. Неэффективное использование средств приводит к увеличению нагрузки на бюджетную систему Российской Федерации. В связи с данными причинами, актуален вопрос эффективного и целевого использования средств, полученных из бюджета государства.
В рамках своих полномочий, основными контролерами, выполняющими функции по контролю за использованием государственных средств в Российской Федерации, являются Счетная палата Российской Федерации и Федеральное казначейство.
В последнее время всё больший интерес вызывает деятельность Федерального казначейства. С каждым годом расширяя свой функционал, Казначейство России стало одним из главных контролеров государственных закупок.
До 2015 году контролю подлежали средства, находящиеся на казначейских счетах. После перечисления средств с казначейского счета в оплату государственных контрактов и договоров, при поступлении средств на банковские счета исполнителей контрактов, их нельзя было считать бюджетными. Средства переходили в реальный сектор экономики, в связи с чем, контроль со стороны государства не осуществлялся. Так в 2015 году Федеральным казначейством был предложен механизм казначейского сопровождения, который подразумевает контроль над действиями и операциями юридических лиц, являющихся исполнителями (соисполнителями) по государственным контрактам, либо получателями субсидии из бюджета. Данный механизм направлен на снижение риска потерь бюджетных средств. При казначейском сопровождении средства проходят через счета, которые генеральные подрядчики по государственным контрактам, их подрядчики и субподрядчики обязаны открыть в казначействе.
Открытие и ведение лицевых казначейских счетов для юридических лиц производится в соответствии с Порядком открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденным Приказом Федерального казначейства от 17 октября 2016 г. № 21н.
В 2015 году казначейскому сопровождению подлежали государственные контракты свыше 1 млрд. руб. или с авансом более 30%. Оценив положительные результаты эксперимента, Министерство финансов Российской Федерации поручило расширять казначейское сопровождение в 2016 году. Таким образом, к 2016 году казначейскому сопровождению подлежали государственные контракты стоимостью более 100 млн. руб., а также субсидии, бюджетные инвестиции и взносы в уставные капиталы.
Казначейскому сопровождению подлежат целевые средства, перечень которых ежегодно закрепляется в законе о федеральном бюджете на предстоящий год.
В 2019 году в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 29 ноября 2018 г. № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» казначейскому сопровождению подлежат следующие целевые средства:1
1. Субсидии и бюджетные инвестиции юридическим лицам.
2. Взносы в уставные (складочные) капиталы, вклады в имущество юридических лиц.
3. Авансовые платежи по контрактам (договорам), заключаемым юридическими лицами, получающими средства в соответствии с вышеуказанными пунктами (1 и 2).
4. Авансовые платежи по государственным контрактам, заключаемым на сумму 100 000,0 тыс. рублей и более (кроме государственных контрактов, заключаемых при реализации государственного оборонного заказа).
О £
Я
3
Г
5
сч
1Л £
Б
а
2 ©
5. Авансовые платежи по контрактам (договорам), заключаемым на сумму 100 000,0 тыс. рублей и более федеральными бюджетными и автономными учреждениями за счет субсидий в соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 78.1 и ст. 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
6. Расчеты по государственным контрактам, заключаемым в целях реализации государственного оборонного заказа на сумму более 100,0 тыс. рублей.
7. Авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения государственных (муниципальных) контрактов в соответствии с вышеуказанными пунктами (3,4,5 и 6).
8. Средства, получаемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
Казначейское сопровождение государственного оборонного заказа (ГОЗ) стало обязательным в 2017 году. Правила казначейского сопровождения ГОЗ на 2019 год утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации № 1702 от 28 декабря 2018 года. Сопровождению ГОЗ подлежат все платежи в рублях при расчетах по госконтрактам, которые заключены головными исполнителями с исполнителями или между исполнителями. Исключение предусмотрено для госконтрактов, которые заключает Министерство обороны Российской Федерации. Также казначейскому сопровождению не подлежат контракты, заключенные госзаказчиками при наличии банковского сопровождения или для обеспечения: органов внешней разведки
- инструментами разведывательной деятельности; Федеральной службы безопасности - инструментами контрразведывательной деятельности; «Росатома»
- товарами, работами, услугами, связанными с ядерными боеприпасами и зарядами.
Осуществление казначейского сопровождения госконтрактов проводится с использованием аккредитива. Казначейский аккредитив - это платежный документ, формируемый Федеральным казначейством на основании заявления получателя бюджетных средств, который подтверждает обязанность данного получателя бюджетных средств оплатить обязательства исполнителя (соисполнителей) государственного контракта или соглашения о предоставлении субсидии юридическому лицу, при выполнении
70000 60 000 50 000 40000 30 000
го ооо 10000 о
6 635 7В5,79млн.ру6
2 123 431,86млн.ру6 59918
47114
1053 583,8 млн. руб.
9 353
2016
2017
2018
Рис 1. Количество госконтрактов (договоров, соглашений), подлежащих казначейскому сопровождению в 2016-2018 гг.
Источник: А.Ю. Демидов, «Итоги казначейского сопровождения в 2018 г.».
Режим доступа: http://wж.roskazna.ru/dokumenty/kaznacheyskoe-soprovozhdenie/?PAGEN_1=2
определенных условий (подтверждения факта поставки товара, выполнения работ, оказания услуг и др.).2
Основная задача использования аккредитива - повышение эффективности расходов бюджета, а также создание дополнительных резервов для их оптимизации.
При казначейском сопровождении в госконтракты должны быть включены определенные условия, в том числе обязанность поставщика (подрядчика):
- открыть лицевой счет в ТОФК для осуществления операций;
- предоставить в орган казначейства и государственному заказчику сведения об исполнителях (соисполнителях);
- представить в территориальный орган Федерального казначейства документы, предусмотренные правилами расходования целевых средств (накладных, актов и т.д.).
В платежных и расчетных документах и документах, которые подтверждают возникновение денежных обязательств, должен быть указан идентификатор госконтракта (договора, соглашения).
Идентификатор госконтрактов (договоров, соглашений) имеет особое значение в системе казначейского сопровождения. Идентификатор используется для определения контрактов и расчетов по ним.
В соответствии с ФЗ-56 от 3 апреля 2017 года «О внесении изменений в статьи 169 и 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации, идентификатор в обязательном порядке должен быть указан в момент оформления счета-фактуры госконтракта (договора, соглашения). Это касается всех бюджетных заказчиков и всех типов счетов-фактур - обычных, авансовых и кор-
ректировочных. Идентификатор госконтракта (договора, соглашения) в счете-фактуре - это присвоенный госконтракту (договору, соглашению) уникальный двадцатизначный цифровой код, который указывается в счете-фактуре на поставку товаров, работ, услуг, соглашения о предоставлении из федерального бюджета юридическому лицу субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в уставный капитал. Он присваивается госконтракту (договору, соглашению) после формирования реестровой записи в реестре государственных контрактов и сохраняется на всем протяжении исполнения госконтракта (договора, соглашения).
В рамках реализации некоторых проектов по решению Правительства Российской Федерации кроме предоставления документов, подтверждающих исполнение контракта (накладная, акт приемки передачи, акт выполненных работ, счет-фактура и др.), может применяться расширенное казначейское сопровождение, предполагающее осуществление допол-нительно:3
- проверки ведения участниками казначейского сопровождения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности;
- проверки расходной декларации о структуре цены государственного (муниципального) контракта, договора;
- проверки факта поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) (фото-видеофиксации выполненных работ, поставленных товаров, оказанных услуг);
- перечисления целевых средств с казначейских счетов участников казначейского сопровождения на счета в кредитных организациях после направления государственным заказчиком в казначейство уведомления о полном исполнении государственного контракта.
70000 60000 50000 40000 30000 20000 10000 о
6 6SS 785,79млн.руб
2 123 431,86млн.руб 59 918
47114
1053 SS3.8 млн.руб.
9353
Рис 2. Результаты казначейского сопровождения в 2016-2018 гг.
Источник: А.Ю. Демидов, «Итоги казначейского сопровождения в 2018 г.».
Режим доступа: http://www.roskazna.ru/dokumenty/kaznacheyskoe-soprovozhdenie/?PAGEN_1=2
С внедрением казначейского сопровождения юридическим лицам не представляется возможным перечислять целевые средства на депозиты, взносы в уставный фонд, а также на банковские счета поставщика (за исключением средств на заработную плату или оплату фактически выполненных работ).
В 2016 году казначейскому сопровождению подлежало 9 353 государственных контрактов (договоров, соглашений) на общую сумму 1 053 583,8 млн. руб. По итогам осуществления казначейского сопровождения в 2016 году в доход федерального бюджета было зачислено 5,8 млрд. руб. неиспользованных остатков средств юридических лиц с их банковских счетов. После расширения данного механизма, в 2017 году существенно увеличилось количество сопровождаемых государственных контрактов (договоров, соглашений) - 47 114 госконтрактов (договоров, соглашений) на сумму 2 123 431,86 млн. руб. В 2018 году количество государственных контрактов (договоров, соглашений) составило 59 918 на сумму 6 635 785,79 млн. руб. (Рисунок 1).
По результатам санкционирования операций на лицевых счетах юридических лиц, в отношении которых осуществлялось казначейское сопровождение, за период 2016-2018 гг. количество отказанных платежных поручений составило 604 779 шт. На рисунке 2 подробно отражены данные результаты по количеству предъявленных и отказанных платежных поручений в 2016-2018 гг.
По результатам казначейского сопровождения в 2016-2018 гг. было отказано в проведении платежей на сумму 3 377 171,2 млн.руб., в том числе из-за расхождения информации об объемах работ и услуг с условиями контракта, несоответствия актов выполненных работ фактически выполненным работам. Ос-
таток средств на лицевых счетах, открытых в органах Федерального казначейства по состоянию на 1 января 2019 года составил 660 328,63 млн. руб.
Практика показала, что казначейское сопровождение осуществляет не только финансовое сопровождение государственных контрактов, но также выполняет контролирующие функции. Проводится проверка некоторых элементов исполнения контракта:
- соблюдения установленных сроков;
- факта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- соответствия стоимости поставляемых товаров, выполненных работ и оказанных услуг себестоимости по элементам произведенных затрат.
Механизм казначейского сопровождения стремясь повысить эффективность государственного финансового контроля за расходами бюджета, демонстрирует множество преимуществ, как для поставщиков, так и для заказчиков. Недобросовестных участников пугают новые правила, вследствие чего снижается конкуренция. Исполнение контрактов становится открытым и обеспечивается прозрачность расчетов с использованием бюджетных средств. Повышается финансовая дисциплина: поставщики гарантировано получают оплату, а заказчики уверены, что средства из бюджета будут выделены и направлены на заданную цель. Снижаются риски неисполнения контрактов.
Инструментами казначейского сопровождения удалось снизить вероятность возникновения таких бюджетных рисков, как:
§ превышение сумм заключенных государственных контрактов над доведенными государственному заказчику бюджетными ассигнованиями;
§ риск увеличения дебиторской задолженности;
§ риск превышения уровня софинан-сирования из федерального бюджета при предоставлении межбюджетных субсидий.
Казначейское сопровождение относительно новый механизм, который демонстрирует положительные результаты, поэтому очевидно, что предполагается его дальнейшее совершенствование и развитие. И в связи с тем, что в последние годы государство охвачено идеей цифровизации экономики, на наш взгляд, необходим переход некоторых этапов осуществления казначейского сопровождения в плоскость цифровых технологий. Предполагается открытие «единых» лицевых счетов, ведение и учет операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, в подсистеме «Электронный бюджет». Это не только сократит документооборот, но и ускорит процессы ведения и учета операций.
Литература
1. Федеральный закон от 14 декабря
2015 г. № 359-Ф3 «О федеральном бюджете на 2016 год»;
2. Федеральный закон от 19 декабря
2016 г. № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов»;
3. Федеральный закон от 5 декабря
2017 г. № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»;
4. Федерального закона от 29 ноября 2018 г. № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»;
5. Итоговый доклад о результатах деятельности Федерального казначейства за 2018 год и основных направлениях деятельности на среднесрочную перспективу. 2019, с. 39
6. Бедоева З.Н. Правовое обеспечение казначейского сопровождения бюджетных средств // Финансовое право. 2018. № 5. с. 22.
7. Васин А.С. «Новации в порядке казначейского обеспечения обязательств в
2018 году (казначейский аккредитив)». Федеральное казначейство, 2018.
8. Демидов А.Ю. Эволюция бюджетного менеджмента: от казначейского сопровождения к бюджетному мониторингу // Финансы. 2017. № 12. с. 24.
9. Демидов А.Ю. «Итоги казначейского сопровождения в 2018 г.». (Электронный ресурс). Режим доступа: http:// www.roskazna.ru/dokumenty/ kaznacheyskoe-soprovozhdenie/ ?PAGEN 1=2
О
3
в
S
ff 5
10. Сафина С.Д. «Казначейское сопровождение контрактов».- 2018. (Электронный ресурс). Режим доступа: https:/ /school.kontur.ru/publications/1598
Ссылки:
1 Федеральный закон от 29 ноября 2018 г. № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»
2 Васин А.С. «Новации в порядке казначейского обеспечения обязательств в 2018 году (казначейский аккредитив)». Федеральное казначейство, 2018.
3 Итоговый доклад о результатах деятельности Федерального казначейства за 2018 год и основных направлениях деятельности на среднесрочную перспективу. 2019, с. 39
Treasury support of state contracts and
ways of its improvement Gurtueva F.A.
Financial university under the Government of the Russian Federation
In the Russian Federation the essential share of expenses of the federal budget is occupied by expenses on purchase of goods, works and services for the state needs. At inefficient expenditure of means from the federal budget load of the budgetary system of the Russian Federation increases. In this regard, the question of effective and target use of the means received from the federal budget remains relevant. Article is devoted to a question of control of budget outlays of the federal budget by means of the new instrument of control of Federal Treasury - treasury support of government contracts. The mechanism of treasury support of government contracts (agreements) is considered on delivery of goods, performance of work and services. The analysis of implementation of treasury maintenance by Federal Treasury in 2015-2018 is carried out. Proceeding from results of the analysis of implementation of treasury maintenance, positive and negative aspects of this mechanism are defined. The possible instrument of improvement and development of treasury maintenance is revealed.
Key words: Federal Treasury, treasury support, state contract, financial control, improvement.
References
1. Federal Law of December 14, 2015 No. 359-FZ "On the federal budget for 2016";
2. Federal Law of December 19, 2016 No. 415-FZ "On the federal budget for 2017 and the planning
period of 2018 and 2019";
3. Federal Law of December 5, 2017 No. 362-FZ "On the federal budget for 2018 and for the
planning period of 2019 and 2020";
4. Federal Law of November 29, 2018 No. 459-FZ "On the federal budget for 2019 and for the
planned period of 2020 and 2021";
5. The final report on the results of the activities of
the Federal Treasury for 2018 and the main activities
for the medium term. 2019, p. 39
6. Z.N. Bedoeva Legal support of treasury support
of budgetary funds // Financial Law. 2018. No. 5. p. 22
7. Vasin A.S. "Innovations in the order of treasury
collateral obligations in 2018 (treasury letter of credit)". Federal Treasury, 2018.
8. Demidov A.Yu. Evolution of budget management:
from treasury escort to budget monitoring // Finance. 2017. № 12. p. 24
9. Demidov A.Yu. «The results of treasury escort in
2018». (Electronic resource). Access mode: http://www.roskazna.ru/dokumenty/ kaznacheyskoe-soprovozhdenie/?PAGEN_1=2
10. Safina S.D. «Treasury support contracts». 2018. (Electronic resource). Access Mode: https:// school.kontur.ru/publications/1598
СЧ
in £
6
2 ©