Научная статья на тему 'Казаки Саранска и саранской засечной черты XVII столетия'

Казаки Саранска и саранской засечной черты XVII столетия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1248
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Novogardia
Область наук
Ключевые слова
САРАНСК / КАЗАЧЕСТВО / КАЗАКИ В 17 ВЕКЕ / 17 СТОЛЕТИЕ / САРАНСКАЯ ЗАСЕЧНАЯ ЧЕРТА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фролов Д. В.

В СТАТЬЕ ОБОБЩАЮТСЯ ОСНОВНЫЕ ИМЕЮЩИЕСЯ НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ ПО ИСТОРИИ САРАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА В 17 СТОЛЕТИИ, А ТАК ЖЕ ВПЕРВЫЕ ВВОДИТСЯ В НАУЧНЫЙ ОБОРОТ РЯД ДОКУМЕНТОВ ИЗ РГАДА (Ф.1156 САРАНСКАЯ ПРИКАЗНАЯ ИЗБА) И ДР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Казаки Саранска и саранской засечной черты XVII столетия»

УДК 94 ББК 63.3

DOI 10.25797/Ш.2019.2.2.017

Д.В. Фролов

КАЗАКИ САРАНСКА И САРАНСКОЙ ЗАСЕЧНОЙ ЧЕРТЫ

XVII СТОЛЕТИЯ

Аннотация: в статье обобщаются ос- (ф.1156 — Саранская приказная изба) новные имеющиеся научные знания по и др.

истории саранского казачества в 17 сто- Ключевые слова: Саранск, казачество, летии, а так же впервые вводится в науч- казаки в 17 веке, 17 столетие, саранская ный оборот ряд документов из РГАДА засечная черта

Для описания своих заслуг перед Россией казаки нашли поэтическую формулу, когда писали в челобитных русским государям, что служат им «с травы и с воды». Их появление среди жителей крепостей на «засечной черте» неслучайно. Дело в том, что для службы в пограничных районах требовались люди особого рода — неприхотливые, предприимчивые, привыкшие смотреть в лицо опасности. Принятые на государеву службу казаки образовывали вместе с пушкарями и стрельцами своеобразный промежуточный слой русского общества, занимая среднее положение между дворянами, с одной стороны, посадскими людьми и крестьянами — с другой.

«Оклады служилых казаков существенно отличались от окладов дворян и детей боярских: если у последних они могли увеличиваться за службу или уменьшаться за неявку на службу в индивидуальном порядке, то оклады казаков были строго фиксированы. В пределах одного уезда казаки наделялись и равными земельны-

ми наделами. Однако у них были и привилегии. Дворы в городах и поместья казаков были освобождены («обелены») от посадского и крестьянского тягла. Отсюда, кстати говоря, и встречающиеся в документах термины для обозначения казаков — «беломестные» и «белопомест-ные» казаки»1.

Казаки выполняли сторожевую, полковую, городовую и иные службы. От засечной черты степь постоянно наблюдалась разъездными станицами и неподвижными заставами-сторожами. Сторожи выдвигались в степную сторону на 4-5 дневных переходов от города. Промежутки между ними были от половины до одного дневного перехода. Высылка станичных сторожей начиналась обычно с 1 апреля и продолжалась до 15 ноября. Все станичники делились на 8 очередей: каждая очередь несла службу две недели. К 15 июля исчерпывался весь «наряд» и начиналась

1 Мордовский народ: вехи истории. Саранск,

2007. С.216.

вторая очередь в том же порядке. Так в наказе соседнему с Саранском, Инсарскому воеводе от 1685 года написано об этом: «А самому ему Князю Ивану на Инсаре и по Инсарской черте жить с великим бе-режением, и по инсарской засеке подле валу и иных засечных крепостей держать сторожи частыя, и служилых людей на те сторожи посылать переменясь по скольку человек пригожо без переменно. Да на той же засеке по черте посылать в приход по два человека безпрестанно, и велеть им подле засечных крепостей до засечного ломовскаго рубежу и по другую сторону до саранскаго лесу и в саранский лес, до которых мест учинена засека, съезжат-ца тех городов служилыми людьми... И велеть станишкам и сторожам и вестов-шикам про воинских людей вестей проведывать всякими обычаи неоплошно, чтоб воинские люди к Инсаре и мимо Инсары засечных крепостей безвестно не пришли и под городами и над уезды дурна никако-ва не учиняли»2.

Однако, как отмечает историк В.Д. Кочетков, «в целом жизнь показала низкую эффективность этой службы. Татары умело обходили сторожи и станицы. Сторожи часто становились источниками дезинформации правительства... Так в 1646 г. сразу после Пасхи отряды татар подошли к Атемарской засеке. Они ограбили окрестности Шишкеевского острога, сожгли много селений. В дальнейшем ногайцы намеревались идти вниз по Суре и «разметав земляной вал пройти в Ала-тырский уезд, а Отемар и остроги осадить». Атемарский воевода князь Л. Шля-

ковский послал голову Тихона Порецко-го и сотника М. Власьева с 200 ратными людьми алатырских мурз и казаков за р. Суру в степь. Разведка сработала плохо, вместо небольшого отряда татар оказалось 2000 человек. Итог понятен. Татары разбили алатырцев, оставшихся в живых взяли в плен. Сумел сбежать лишь казак Васька Данилов»3. Жизнь на границе была непростой и предполагала множество внезапных сложностей и поворотов.

После строительства крепости первыми переведенными в Саранск «на вечное житье» стали 63 казака из разных городов. Многие были жителями соседних крепостей: 10 человек из Темникова, 5 из Ядри-на, 3 из Курмыша, 2 из Арзамаса, 1 из Алатыря, 1 из Лыскова, 1 из Касимова другие были переведены издалека (1 из Владими-

2 ФроловД.В. Первый век саранской истории: город и его жители в XVII столетии. Саранск, 2014. С. 17.

3 Кочетков В.Д. Город-крепость на Суре. Очерки истории г. Алатыря и уезда в XVI-XVII вв. Чебоксары, 2012. С. 27.

ра, 1 из Юрьевца, 1 из Казани, 1 из Перми) и 36 человек без указания об их прежнем местожительстве. К весне 1642 г. основа гарнизона новопостроенной крепости составляла 200 казаков, которые получили по 20 четвертей пашни и 40 копен сенных покосов на рядового казака (сенных покосов отделялось больше, чем стрельцам, поскольку казаки несли конную полковую службу), а казачьи начальники получили более крупные наделы земли: десятники — 30 четвертей и 60 копен, пятидесятники — 40 четвертей и 80 копен. Земля выделялась не отдельным служилым людям, а всему их «товариществу». К указанному количеству пашни добавлялась приписка «а в дву потому ж», что отражало особенности существовавшей тогда трёхпольной системы севооборота (что фактически означало увеличение указанной площади в три раза).

Документы сохранили имена казаков-пятидесятников — «Китунка Свитин, Ивашко Павлов, Мишка Гаврилов, Мики-та Костентинов».

В середине прошлого века краевед И.Д. Воронин писал, что «многие потомки саранских казаков и теперь проживают в Саранске: Свитины, Плодухины, Холо-повы, Трубчиковы, Воронины, Елховико-вы, Новокрещеновы, Комаровы, Лукины, Алаторцевы, Пусковы, Маскенсковы, Егу-новы, Лаптевы, Зотовы, Щетинины, Ни-щевы, Вельяиовы, Спиридоновы, Прес-нухины, Переплетчиковы, Калашниковы, Калмыковы и др»4.

Эти сведения получены из одного документа, который считаем важным опубликовать полностью (находится в ЦГА

4 Воронин И.Д. Первые поселенцы Саранска // Очерки и статьи. Саранск, 1957. С. 125.

РМ) — выпись 3 июня 1652 г. из Атемар-ских писцовых книг 7151 и 7152 (16421643) гг. Саранского города полковых конных казаков, прибранных на службу, устроенных пашней в Саранском уезде.

«Выпись из атемарских писцовых книг 7151 (1642) и 7152 (1643) годов на казачью землю Саранского города полковых конных казаков, прибранных на службу и устроенных пашнею в Саранском уезде. Лета 7160 (1652) июня в 3 день били челом государи царю и великому князю Алексею Михайловичу всея Русии Саранского города полковые конные казаки Янка Зиновьев сын Курмышенин, Васка Васильев сын Еремин с товарищи а сказали: по государеву указу, как на Атемаре были писцы Иван Бобрищев-Пушкин с товарищи, и отвели де им Янке Зиновьеву с товарищи двухсот человеком дикого поля на пашню и на сенные покосы вдоль Инзеры реки пашни на четыре тысячи на двести на сорок чети в поле а в дву пото-муж и той их земли межи и грани и всякие признаки в атемарских в писцовых книгах написаны, а выписи де им с тех писцовых книг на тое их землю не дано, а которые де полковые конные казаки прибраны вновь после их Васки с товарищи и те де казаки пашнею устроены ж в Саранском уезде из порозжих земель из диких поль и живут они от города от Саранска верст по десяти и больше и государь бы пожаловал их прежнего прибору Васку Еремина с товарищи велел им на тое землю, что им отвели писцы Иван Бобрищев-Пушкин да подъячей Анисим Ильин, дати с писцовых книг выпись.

А в атемарских в писцовых книгах письма и меры Семена Вильяминова да подъячего Анисима Ильина 150 (1642)

году написано: в Саранском острожке се-лятца новополковые казаки Янка Зиновьев сын Курмышенин, Васка Васильев сын Еремин, Васка Ермолаив сын Ядри-нец, Карпунка Федоров сын Ядринец, Во-лодимерко Васильев сын Ядринец, Федка Сидоров Медописцов, Микулка Лукьянов сын Лысковец, Микифорко Яковлев сын Ядринец, Ивашка Ермолаев сын Ядринец, Ивашко Денисов сын Курмышенин, Оска Онанин, Васка Ортемив, Любимко Мосе-ив, Олешка Клементьев, Ивашка Матвеев, Федка Артемив сын Холопов, Сенка Олек-сеев, Федка Елизаров, Сенька Архипов сын Мордяков, Митрошка Семенов сын Казанец, Федка Гаврилов сын Лодыгин, Сергейко Иванов сын Бахматов, Евсейко Федоров сын Захватов, Сенька Кирилов сын Хаботов, Ондрюшка Микифоров сын Юрьченин, Петрушка Окиньев сын Ере-хов, Гришка Семенов сын Бряхов, Стенка Родивонов сын Питехов, Васка Олексеев сын, Олферко Яковлев сын Арзамасец, Федка Васильев сын Пермитин, Микит-ка Федоров сын Алаторец, Митка Мики-тин сын Арзамасец, Ондрюшка Микитин Курмышенин, Афонка Китаев сын Малявин, Сенка Микитин сын Моматов, Васка Максимов сын Володимерец, Ортюшка Васильев сын Касимовец, Назарко Иванов сын Темниковец, Федка Петров сын Темниковец, Ивашка Гаврилов сын Коновал, Елизарко Левонтьев сын Горшешник, Карпунка Федоров сын Кузнец, Ромашко Левонтьев сын Малцов, Офонка Федоров, Кондрашко Петров, Спирка Логинов сын Темниковец, Янка Петров сын Тем-никовец, Васка Григорив, Васка Парфе-ньев, Стенка Степанов, Янка Офонасив, Федка Марков сын Темниковец, Олешко Марков сын Темниковец, Терешка Агапи-

тов, Самойлка Трофимов сын Темниковец, Нестерко Иванов сын Темниковец, Мишка Ильин, Васка Степанов сын Темнико-вец, Лукянко Степанов сын Темниковец, Ерофейко Кондратьев, Лукянко Андреев, Ивашко Семенов и тем казакам и с теми, которых впредь приберут, двусот человеком дикого поля на пашню добрые земли четыре тысячи двести сорок чети в поле, а в дву потому ж, сена восмь тысяч четыреста восемьдесят копен; пятидесятником по сороку чети человеку, сена по осмиде-сят копен; десятником по тритцати чети человеку, сена по штидесят копен; рядовым казакам по двадцати чети человеку, сена по сороку копен, да в отемарских же в писцовых межевых книгах Ивана Бо-брищева-Пушкина да подячего Анисима Ильина 150 (1642) и 151 (1643) году написано: межа Саранчинского острожку полковых казаков земле с выгонною землею почен от реки Инзеры в болоте стоит вяз, на нем грань, а от того вязу прямо на березу, на ней две грани, а от тое березы прямо на столб дубов, на нем три грани, на праве земля полковых казаков, а на-леве выгонная земля, а от того столба направо прямо через вражек полем на столб дубов, на нем две грани, а от того столба прямо через крутой враг к редкодубу на дуб з делью, на нем две грани, а от того дуба прямо через редодуб на дуб, на нем две грани да вал, а от того дуба прямо полем на столб дубов, на нем две грани, а от того столба прямо на другой столб дубов, на нем две грани, а от того столба прямо на третей столб дубов на нем две грани, а от того столба прямо через речку Мокрую Пензу в редодубе на дуб з делью, на нем две грани, а от того дуба прямо через ре-додуб на дуб с делью ж, на нем две грани,

а от того дуба прямо х Кучуганпомре, на вершине Кучуганского врага стоит дуб, на нем грань, а оттого дуба Кучуганским врагом вниз до реки Инзеры живым рубежом, на праве земля Саранских казаков а на леве земля голов и сотников. Справил Елисейко Самойлов»5.

По Саранской черте в острогах в 16611663 гг. насчитывалось: «в Саранске казаков русских людей 211 человек; казаков же мордвы и татар 270 человек. В Атемар-ском остроге казаков русских людей 87 человек, казаков же татар и мордвы 57 человек. В Инзерском остроге казаков русских людей 40 человек, казаков же мордвы и татар 235 человек. В Шечкеевском остроге казаков русских людей 170 человек, казаков же мордвы и татар 25 человек»6. Известно, что в Инзерском остроге казачью службу несла мордва из д. Елховки (современная Малая Елховка Республики Мордовия). По Шишкееву казачью службу несли татары и мордва д. Мельцапина (теперь село Мельцапино Лямбирского района Республики Мордовия) и казаки д. Ингеняр. Группа пушкарей была поверстана в Шишкеев из мордовской деревни Кулдым. Всего же в Саранске в 1661 г. служилых по прибору (стрельцы, казаки, пушкари и проч.) — 1299 человек, в Ате-маре — 691, в Инзерском остроге — 688, в Шишкеевском — 4697.

На юго-восточном направлении засечной черты это был самый крупный гарнизон. Для сравнения, в такой важнейшей крепости как Симбирск числилось

5 ЦГА РМ. Ф. Р-3448. Оп. № 1. Ед. хр. № 181.

6 Веселовский С.Б. Сметы военных сил Московского государства 1661-1663 гг. // Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских. Кн. 3. СПб., 1911. С. 243.

7 Там же. С. 237.

1375 человек, в Корсуни — 1011 человек, в Инсаре — 965 человек. У большинства остальных крепостей гарнизон редко превышал 500 человек.

Таким образом, воинский контингент Саранской крепости (вместе с соседним Инзерским острогом) в начале 60-х XVII века был самым мощным среди крепостей, прикрывавших юго-восточное направление. Однако большая часть этих сил, включая всех дворян и детей боярских, была в это время вдали от Саранска. Они были разосланы по другим местам и крепостям: на Дон, в Царицын и Уфу.

Как следует из документов, мордовское население не всегда добровольно и охотно шло на опасную и хлопотную казачью службу, бегало от «государевых посылок» и при возможности старалось от службы освободиться. Так в соседнем с Саранском Инсарском уезде мордва-казаки били челом царю Феодору Алексеевичу, что «та де им казачья служба служить не в мочь и не за обычей, к ружью не привычны и ружьем владеть не умеют. А преж де сего деды и отцы их жили в Темниковском уезде в тягле, а не в службе. А они де от той службы оскудали и разорились. И нам, великому государю, пожаловати б их, велеть их от казачьи службы отставить, и написать их в том же Инсарском уезде в посопном тягле, и обложить нашими, великого государя, податьми, и о том дать нашу, великого государя, грамоту. Да та ж мордва наперед сего, как были наряжены на нашу, великого государя, службу на Дон, и они службу не служили и с дороги бежали»8. Приведем полностью текст двух сохранившихся документов по этому делу.

8 Документы и материалы по истории Мордовской АССР. Т. II. Сарана, 1940. С. 23-24.

Так в царской грамоте от 13 декабря 1678 г. инсарскому воеводе Н.В. Юшкову о розыске про челобитье служилой мордвы об освобождении от казачьей службы с переводом в тягло написано: «От царя и великого князя Феодора Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержца на Инсару, воеводе нашему Микифору Васильевичю Юшкову. Били челом нам, великому государю, Инсар-ского уезду, Лухнинского острогу служилая мордва Рузманка Юртушев да Ку-дашка Одманов с товарыщи. В прошлых де годех построен город Инсара, и в те де поры деды и отцы их и братья переведены в Инсарской уезд из Темниковского уезду на вечное житье из тяглых жеребьев. И воевода де Григорей Борнеков приписал их по Инсарской черте в казачью службу. И та де им служба служить не за обычей и к ружью не привычны и ружьем владеть не умеют. А преж де сего деды и отцы их жили в Темниковском уезде в посопном тягле. А приписал де их в ту службу воевода Григорей Борнеков поневоле. И от той службы они стали скудны и безлошадны и розорились без остатку. И нам, великому государю, пожаловати б их, Руз-манка Юртушева с товарыщи, велеть их от казачьи службы отставить, а написать их в том же Инсарской уезде в посопном тягле для их скудости, а ружье взять в нашу, великого государя, казну. И как к тебе ся наша, великого государя, грамота придет, и ты б из той деревни велел взять лут-чих людей, сколько человек пригоже, и их допросил: по их ли веленью челобитчики к Москве приходили и челобитную подавали, чтоб им в казачье службе не быть, а платить тягло, и, буде по их веленью, и они б сказали, по чему они учнут пла-

тить, сверх прежнего оброку меду и денег, вновь денег же и хлеба. А тебе б о том порадеть и росмотрить вправду, по чему им того нового оброку платить с двора дове-детца. Да о том к нам, великому государю, писал и допросные речи за своею рукою и за их знамяны прислал и велел подать в Приказе Казанского Дворца, боярину нашему князю Михаилу Юрьевичу Долго-руково да дьяком нашим думному Офона-сью Зыкову, Петру Самойлову, Михаилу Прокофьеву, Левонтью Меншову. Писан на Москве, лета 7187 декабря в 13 день»9.

Второй документ — продолжение того же самого дела. 12 марта 1679 г. Грамота инсарскому воеводе в. С. Норову об устройстве тяглой мордвы. «От царя и великого князя Феодора Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержца на Инсару, воеводе нашему Василью Сидоровичю Норову. В нынешнем во 187 году ноября в 6 день, били челом нам, великому государю, Инсарского уезду, Лухминского острогу мордва Роз-манко Ертушев, Кудашко Атманов с това-рыщи. В прошлых де годех построен город Инсара (1647), и деды де и отцы их и братья переведены из Темниковского уезду в Инсарской уезд на вечное житье из тяглых жеребьев. И воевода де Григо-рей Борняков приписал их по Инсарской черте в казачью службу, а та де им казачья служба служить не в мочь и не за обычей, к ружью не привычны и ружьем владеть не умеют. А преж де сего деды и отцы их жили в Темниковском уезде в тягле, а не в службе. А они де от той службы оскуда-ли и разорились. И нам, великому государю, пожаловати б их, велеть их от казачьи службы отставить, и написать их в том

9 Там же. С. 22.

же Инсарском уезде в посопном тягле, и обложить нашими, великого государя, по-датьми, и о том дать нашу, великого государя, грамоту. И в инсарских строельных книгах 156 (1648) году воеводы Григорья Борнякова написано: переведены из Тем-никовского уезду в Инсарской уезд с розных деревень мордва из тяглых жеребьев и приверстаны в службу оберегать засечные крепости на Сурской дороге, где был прежней нагайским людям приход, и дано им ружье, и поселены близко засечных крепостей на реке Лухме. А в прошлом во 185 (1677) году, по нашему, великого государя, указу, велено от Пензы города по Пензенской черте до Ломовской засеки сделать вал для приходу воинских людей. И по отпискам воеводы Павла Языкова сделано того валового дела по нынешней по 187 (1679) год вполы и больши, а Ин-сара город и Инсарская черта стала в Пензенском валу. И декабря в 7 день, послана наша, великого государя, грамота на Инсару к воеводе к Микифору Юшкову, велело ему Лухминского острогу мордву лутчих людей, сколько человек пригож, допросить: по их ли веленью челобитчики нам, великому государю, били челом, чтоб им в казачье службе не быть, а платить тягло, и, буде по их веленью, и они б сказали, по чему они станут платить сверх прежнего оброку меду и денег, вновь денег же и хлеба, да о том к нам, великому государю, писать и допросные речи за своею рукою и за их знамены прислать к Москве, в Приказ Казанского Дворца. И февраля в 13 день, писал к нам, великому государю, с Инсары воевода Микифор Юшков и прислал под отпискою Инсар-ского уезду, Лухминского острогу мордвы Вячичка Прянова с товарыщи допросные

речи, за своею рукою и за их знамены. А в допросных их речах написано: би-ти челом нам, великому государю, они, мордва, челобитчиков посылали, чтоб им в казачье службе не быть, а платить тягло, и о том они, Лухминская мордва, нам, великому государю, все челобитчики. А оброку де они, мордва, сверх прежнего своего платежу, учнут впредь платить в нашу, великого государя, казну вновь с той своей Лухминской деревни на Инса-ре по вся годы, против Инсарской тяглой мордвы и против писцовых тяглых тринадцати дворов, ямских денег по тринадцати рублев по тритцати алтын по четыре деньги, стрелецкого и посопного хлеба по штидесят по пяти четьи ржи, овса то ж, на год. И как к тебе ся наша, великого государя, грамота придет, и ты б велел Инсар-ского уезду, Лухминского острогу мордве, которые переведены из Темниковского уезду из тяглых жеребьев и построены у засечных крепостей для береженья, быти в тягле, и денежной, и медвеной оброки прежней и что вновь на себя наложили, денег же и хлеба, платить своею братьею вместе с той же своей земли, с пашни и с сенных покосов, и на нынешней на 187 (1679) год взять, и рублевые и полтинные деньги с них имать против их же братьи по новым переписным книгам для того, что та мордва тяглая, а приверстаны были оберегать засечные крепости на Сурской дороге, где был нагайским людям приход, а ныне по нашему, великого государя, указу построена от приходу воинских людей за Инсарскою чертою от Пензы по черте до Ломовской засеки вновь вал и острожки и поселить велено слободы, и та Инсар-ская черта стала в том новом Пензенском валу. Да та ж мордва наперед сего, как бы-

ли наряжены на нашу, великого государя, службу на Дон, и они службу не служили и с дороги бежали. А в прибавку к инсар-ским казакам прибрать в службу из их, казачьих, детей и из братьи и с племянников, которые в службу поспели и написаны в переписных книгах, чтоб тех казаков было в службе то ж число, сколько было, и ружье у той Лухминской мордвы взять в нашу, великого государя, казну. Писан на Москве, лета 7187 марта в 12 день10.

Многие крестьяне и мордва бежали от податей из дворцовых сел (принадлежавших лично царю и государству) и жили на посадах или поступали на «порозжие» службы в Понизовых городах, куда относился и Саранск. По царскому указу от 22 апреля 1697 г. всех беглых, кто пришел с 1676 года, полагалось вывозить «с посадов, и с служб, и с тягл» и возвращать на прежнее место, а из помещичьих и монастырских сел возвращать беглых без срока давности их побега.

22 апреля 1697 г. апреля 22. Указ в высылке бежавших из дворцовых сел городов крестьян, мордвы и татар на старые места. «Великий государь указал послать из Приказу Большого Дворца в Казань, в Свияжск, в Симбирск, в Саранск, на Пензу, на Самару, в Курмыш, в Ядрин, на Инсару, в Мокшанск, в Сызрань, и в иные Понизовые городы и тех городов в уезды стольников Семена Готовцова, Павла Скрябина. И в тех городех и в уез-дех сыскивать им его, великого государя, дворцовых городов и сел Алаторского, Арзамасского, Темниковокого уездов, Красные слободы Троицкого острогу и Залесного стану, Нижнеломовского уезду Наровчатовского городища, Нижего-

10 Там же. С. 23-24.

родского уезду Терюшевской волости, и иных дворцовых сел беглых крестьян, и новокрещенов, и бортников, и мордву, которые не хотя его, великого государя, денежных и всяких доходов платить, прежде и после писцовых и переписных книг 186 (1678) году, бежав, живут в вы-шеписанных городех и в уездех, поселясь на посадских и на порозжих его, великого государя, и на поместных и вотчинных землях дворами, и в стрелецких и в казачьих слободах, и во властелинских, и в монастырских, и в помещиковых, и в вотчинниковых селах и деревнях, а иные живут в бобылях и в захребетниках. И, сыскивая им тех беглых крестьян, и новокрещеных, и бортников, и мордву, из тех вышеписанных городов и уездов вывозить с посадов, и с служеб, и тягл с указанного со 184 (1676) году, а из вла-

стелинских и из монастырских сел и деревень, и из-за помещиков и вотчинников без урочных лет, с женами, и с детьми, и со всеми их крестьянскими животы, и с хлебом стоячим и с молоченым»11.

Следует отметить, что остаться незамеченным в казачьей или иной любой слободе, где все друг друга знали в лицо, было крайне сложно.

Границы русской Казачьей слободы, находившейся рядом с кремлем, на карте современного Саранска, можно обозначить, используя в качестве ориентира современные улицы города: на юге — улица Советская, на западе — улица Льва Толстого до её пересечения с улицей Коммунистической, далее граница слободы загибалась дугой на восток примерно до перекрёстка проспекта Ленина и улицы Б. Хмельницкого, по которой проходила северная граница слободы, на востоке слободу можно ограничить улицей Рабочей на отрезке между улицами Б. Хмельницкого и Коммунистической, далее улицей Крупской до её пересечения с Советской. Четыре квартала Казачьей слободы были вытянуты с востока на запад, что обеспечивало естественный сток талых и дождевых вод по склону вдоль улиц в реку Инзера (современный Инсар). Кварталы слободы в центре пересекал проезд, в целом совпадающий с направлением современной улицы Володарского. Он вёл к северному выезду из слободы, выходившему на дорогу к старинным сёлам Лада и Никитино. Улицы слободы не были строго прямолинейны на всём их протяжении, а кварталы отличались различной шириной как внутри одного квартала, так и в сравнении между собой. Тем не менее,

11 Там же. С. 123-124.

планировку слободы можно считать вполне регулярной12.

Подходы к Казачьей слободе были защищены крепостью, находившейся в её юго-западном углу, и рекой Инзера с востока. Кроме этого, слобода имела свою собственную систему укреплений. С южной стороны это были солидные укрепления засечной черты. тянувшиеся до точки, которая находится в самом начале Советской улицы, перед железнодорожным переездом. Источник 1681-1684 годов, описывающий укрепления засечной черты6, свидетельствует, что в этом месте тарасы кончались наугольной проезжей башней,

13

далее к реке тянулся земляной вал13.

У саранских казаков были свои церкви — Христорождественская и Троицкая, а также Богородицко-Казанский мужской монастырь (точно так же, как и у стрельцов — Иоанно-Богословская, Воскресенская до 1682 г., затем Вознесенская с пределом Покрова, Спасский собор, Иьин-ский монастырь).

Поскольку Саранск относился к Патриаршей области, то все челобитья о строительстве новых храмов отправлялись к правящему архиерею, а им являлся патриарх Московский и всея Руси. Время сохранило нам интересный документ — благословенную грамоту митрополита Казанского и Свияжского Адриана в межпатриаршество казакам города Саранска на строительство церкви во имя Живоначальной Троицы (9 июля 1690 г.).

«.во имя Живоначальные Троицы великие государи пожаловали б их, велели о том церковном строении дати им ис Па-

12 Нечаев А.Г. Крепости XVI-XVII веков в междуречье Суры и Мокши. Саранск, 2015. С. 94.

13 Там же. С. 95.

триарша Казенного приказу Благословенную грамоту. И аз, смиренный Адриан, Божиею милостью митрополит Казанский и Свияжский, по повелению великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всеа Ве-ликия и Малыя и Белыя Росии самодержцев меж патриаршества города Саранска казаков Ваську Михайлова, Ивашку Кузьмина с товарыщи благословил. Велел им на церковное строение лес готовить и в том лесу в городе Саранске в казачьей их окрайней слободе на угодном к церковному строению месте построить вновь церковь во имя Живоначальныя Троицы. А верх бы на той церкве был не шатровой и алтарь в клеть зделать круглой тройной. А в церкве во олтарной стене царские двери были б посреди, а по правую их сторону южныя, а по левую северная, а подле царских дверей по правую сторону меж южных в начале поставить образ Всемилостивого Спаса, а подле Спасова образа поставить образ настоящаго того храма, а по левую сторону царских дверей меж северных в начале поставить образ Пресвятые Богородицы и иныя образы по чину. А как та церковь построена и ко освящению изготовлена будет и о освящении

тоя церкви и о антиминсе и кому святить впредь бить челом. А для антиминса приехать к Москве попу или дьякону, а не простолюдину. А под церковь и под кладбище и попу с причетники под селидьбу отмерять земли от церкви во все стороны по сороку сажен. Да ис Казанского приказу в Патриаршей Казенной приказ в памяти за приписью дьяка Викулы Богдан-чикова нынешнего 7198/1690/ году июня в 23 день написано: города Саранска казаки Васька Михайлов, Ивашка Кузьмин с товарыщи к той церкви Живоначальные Троицы попу с причетники на прокормление поступились из своих казачьих дач пашни дватцать четь в поле, а в дву по тому ж, сенных покосов дватцать копен. И им, казакам Ваське Михайлову с товары-щи, тое даную к той церкве землю пашню и сенные покосы против своего челобитья отвесть ныне от города в ближнем месте срядче, а не в розни и при писцах. Написать в писцовые книги к той церкве Жи-воначальные Троицы в церковные земли и отмежевать. Писан на Москве лета 7198/1690/ июля в 9 день. Пошлин взято (неразборчиво)»14.

В «Главной церковной и ризничной описи Пензенской епархии города Саранска Троицкой церкви», датированной 1822-1849 годами утверждается, что церковь «прежде была деревянна зданием и начало свое получила с 1690 года, а стояла на северо-восточном краю города» на пространстве «в длину 12 саженей 1 аршин, в ширину — 6 саженей и 2 аршина»15 (то

14 Саранский священник Алексей Масловский и его духовное наследие (к 160-летию со дня рождения). Сост.: Н.И. Новотрясов, Л.А. Богданович. Саранск, С. 14-17.

15 ЦГА РМ. Ф.32. Оп. 1. Д. 6. Л. 1 об.

есть, если принять во внимание, что аршин 0,71 м, а сажень 2,13 м, то получится, что «церковное место» со зданием и проч. занимало участок земли 26,27*14,2 м. Там же говорится, что деревяная церковь «существовала до 1771 года, а в том же году по Указу и Благословению Преосвященного Феофана, Епископа Нижегородского построена купцом Алексеем Васильевым Ашмариным каменная»16, которая и существует до сих пор на углу улиц Рабочей и Богдана Хмельницкого.

При постройке Саранской крепости земля, прилегающая к реке Инсаре с левой стороны, от города на север, отведена была саранским казакам. Восточная грань их владений шла «от земляного валу рекою Инзерою, вниз живым рубежом до устья речки Сухие Пензы»17

В челобитье царю 1686 года, саранские казаки, отстаивая свое право на землю в споре с князем Черкасским, писали: «Дано де им великих государей жалованье — на пашню земля и на сенные покосы 200 человекам, от города Саранска в ближних местах, вниз реки Инзеры до речки Сухой Пензятки — пятидесятникам по 40 четей человеку, десятникам по 30 четей, рядовым по 20 четей, человеку в поле, а в дву потому же; да на сенные покосы по указу. И в писцовых де атемарских книгах Ивана Бобрищева-Пушкина да подьячего Анисима Ильина та земля написана за ними... » В ответе на челобитье саранских казаков, присланном из Москвы в Саранск на имя стольника Левашова, мы находим и указание времени отвода земли саранским полковым казакам. Здесь говорится: «И как к вам, сия наша грамота придет, и

16 Там же.

17 ГАПО. Ф. 132.Д. 4. Л. 1-7.

вы б той земле за саранскими казаками, за нынешними челобитниками за Ивашкой Павловым с товарищи велели быть по атемарским писцовым книгам Семёна Вельяминова 1642 года, по прежним граням и межам...»18.

Из указанного дела полностью выявил границы земли 1642 г. первых 200 саранских казаков известный краевед И.Д. Воронин в своей работе 1948-51 гг. «Восточной гранью этой земли была река Инсара, западной — линия, идущая прямо на север от «выгонной земли», где теперь пеньковый комбинат, от Никитинского оврага Пятисотенным рубежом через речку Мокрую Пензу, на восточный край «Кочуган Помры» (роща, именуемая теперь Чука-лами), далее на вершину «Кочуганского врага», затем «Кочуганским врагом на низ до речки Лямбери и речкою Лямберью до речки Сухой Пензятки». Северной границей земли саранских казаков была речка Сухая Пензятка, южной — Никитинская и Ладская горы, т. е. линия от пенькоком-бината на восток по Никитинскому оврагу к тому месту, где теперь железнодорожный мост через реку Инсару. Через бывшие поля саранских казаков и теперь проходят дороги Ладская (она же Ромода-новская) на села Ромоданово и Лада.»19.

На восточной стороне дороги на Пензу (которая начиналась на месте современной Московской улицы) в 1665-1696 гг. жили казаки-украинцы (или черкасы по терминологии XVII столетия) «идучи до Пензенской дороги Саратовская тож... и тою дорогою до другова поворотного столба на праве земля саранских стрел-

цов пятидесятников Ромашки Гарасимова с товарыщи а на леве земля саранских же Черкасской слободы казаков»20, которые в после взятия Азова в 1696 г. были все переведены туда на «вечное житье»21.

В подчиненном Саранску Шишкеев-ском остроге было значительное количество казаков. В Атемарских писцовых книгах Семена Вельяминова 1642 г. записано следующее: «.в Шечкеевском острожке селятся новополковые казаки Ивашка Васильев сын Ситник с товарищи и с теми, которых впредь приберут 250 человек, дикого поля за ними на пашню добрые земли по обе стороны речки Шечкеевки вниз речки Сивини 3000 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена по речке Шеч-кеевке вниз поль по вражком 6000 копен. да им же полковым казакам в додачу дано и попримерно у Монтелея Мурзы Байбар-сова с товарищи, что было на оброке за Пурдышевским монастырем вниз по речке Рудне на пашню добрые земли 670 четвертей в поле, а в дву потому ж сена по речке Рудне 1340 копен, да им же дано вверх по речке Рудне против деревни Кул-дымовы... дикое поле 8000 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена по речке Рудне 1600 копен. А всего Шечкеевского острогу казакам 250 человекам отмерено дикого поля на пашню 5300 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена 10600 копен»22. Из приведенного отрывка архивного доку-

18 Там же.

19 Воронин И.Д. Первые поселенцы Саранска/ / Очерки и статьи. Саранск, 1957. С. 108-109.

20 МРОКМ им. И.Д. Воронина. Выпись из отказных писцовых книг на владение замлей саранских стрельцов и посадских людей 1686 г. Л. 29 (№ 27 в рукописи).

21 Отказные книги Пензенского края. ивиШр://$и$1опу.ги/01ка2пуе4.И1:т

22 Научный архив НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия И-57. Л. 3.

мента видно, что земля шишкеевцев тянулась на север от острога километров на 20, до окрестностей современного с. Ин-генер-Пятины Старошайговского района. Всего саранские казаки получили земли на пашню в 1642 г. 4240 четвертей в поле (2120 десятин), а в трех полях — 6360 десятин. Кроме того, все казаки имели «сенные покосы по указу». Гарнизон Шиш-кеевской крепости был по тому времени довольно значительным. Только рядом с острогом поселились 250 казаков. Земля

шишкеевцев тянулась на север от крепости километров на 20. Кроме 250 казаков, в этом гарнизоне несли службу и стрельцы (с. Стрелецкая слобода) рядом с Шишкеевом, и пушкари, о чем напоминала улица «Пушкарка», в самом Шишке-еве. По Шишкеевскому гарнизону несли службу и татары.

В той же Атемарской писцовой книге Семена Вельяминова от 1642 года указано: «Опричь Шечкеевского острожку полковым же казакам отхожие татарские слободы, слобода татарская на левой вершине речки Пензы на правой стороне, что писалися в службу в Шечкеевский острожек в полковые казаки, селятся ново Та-нашка Ишьев с товарищи пятьдесят человек, и тое татарской слободы полковым казакам отмерено дикого поля добрые земли 1060 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена 2120 копен, пятидесятнику 40 четвертей, сена 80 копен, четырем человекам десятникам по 30 четвертей, сена по 60 копен, рядовым казакам по 20 четвертей, сена по 40 копен потому, что близко Шечкеевского острожку против государева указа дикого поля не стало»23.

В этой записи книги речь идет о казаках д. Пензятка, где при самом начале строительства Атемарской черты поселилось 4 человека, а в 1642 году сюда было переведено еще 46 человек24.

Очень часто, как стрельцы, так и казаки были «половинщиками», иногда даже, хотя и редко, «третчиками». То есть за один земельный, хлебный и денежный оклад службу несли по очереди 2 человека (соответственно, оклад делился ими напопо-

23 Воронин И.Д. Саранск. Историко-докумен-тальные очерки. Саранск, 1961. С. 40.

24 Там же.

лам). Для правительства это было выгодно, поскольку в случае военных действий «под ружье» вставало два человека, а из казны выдавались средства на одного. Так, например, история сохранила нам судное дело 1673 г. между саранскими казаками-половинщиками Мокием Полуек-товым и Фомой Гавриловым, неподелив-шими свои «половины» службы.

Дело о половине казачьей службы саранских служилых казаков Дракинской слободы. 1673 г.

В квадратных скобках восстановленные автором статьи фрагменты текста, /-конец строки, //- конец листа, Ь-буква «ять».

«Царю государю и великому князю АлексЬю Михайловичу всея/ великия и малыя и бЬлыя Росии самодержцу бьет челом/ холоп твой саранской казак слободы Дракино й МокЬйка/ Полуехтов в прошлом государь во 180 (1672) году снял я хол[оп твой ?] (обрыв)/ с саранского казака тоеж слабоды Дракина с Фомки/ Гаврило-ва полавину ево казачьей службы и половину/ ево двора и хоромишок и пашенной земли и [в прошлых государь ?](обрыв)/ годЬхъ какъ ево Фомкин сын послан с Саранска] (обрыв)/ на твою великого государя службу на Камышинку (обрыв)/с моей снохи с Овдотьицы взялъ подмогу таку сыну своему/ полтора рубля денег и в нынешнем государь во 181 (1673) году/ написан в Саранскомъ сынишка мой Ивашко на твоей/ великого государя службу на Дон и ныне он Фомка с той сво/ей с полавины казачьи службы против прежние (обрыв) сво/ ей подмоги полутара рубля денег сынишку [моему ?] (обрыв)/ Ивашку в ту донскую службу не даетъ и (обрыв) своего казачья двора и хоромишокъ са мной холопомъ/

твоимъ против съЬмной записи папалам не делит/ своимъ насильствомъ а ныне государь на смотре/ перед столникомъ и полковником и воеводою/ перед Григорьемъ Ивановичемъ Касаговым он Фомка/ внука

своего Тараску Левонтьева женатова по/та-илъ у себя милосердый государь и великий князь/ АлексЬй Михайлович всеа великия и малыя/ и бЬлыя Росии самодержец пожалуй меня холо/па своего вели государь мнЬ с нимъ с Фомкою в томъ/ свой великого государя милостивый указ учинить чтоб мнЬ/холопу тваему в том в конец не поги-нуть царь государь сми/луйся пожалуй.//

181 (1673) году февраля въ 4-е в Саранску в стрелецкой/ и в казачьей съе[з] дной избЬ перед головою перед Макси/ мам МатвЬивичемъ Стоговымъ саранской казакъ Дракинской слободы Фомка Гавриловъ/против челобитья той же слободы половин/щика иво МокЬйки Полу-ехтова роспраши/ван а в роспросе своемъ сказал в прошломъ/ де во 180 (1672) году снял у него Фомки половину казачьи/ службы пасынокъ иво Фомки Микитка Михай/ловъ и той его Микитка жил с ним Фомкою слу/жил попалам казачью службу полюбовна и записей/ де с нимъ у него не было а он де МакЬйка тою/ половину казачьи службы у него Фомки не има/вал и записи де у него Фомки с нимъ Макей-ком/ и с найму иво в той службе нЬт толка женился/ сынъ иво МакЬйков Иван на таго пасынка моего/ на жене и лез к ней в увос потаму он МакЬйка /тою половинаю казачьи службы и по се число вла/дЬетъ и в прошлых же де годЬх как послан с Саран/ска великого государя на службу на Комышенку/ иво Фомки сынъ Кирсанка и он де Фомка с тое полови/ны казачьи службы снохи иво с Авдотьицы подмо/ги сыну своему полутора рубли не имавал/ и в нынешнем де во 181 (1672) году какъ написан сыну иво/ МакЬйкову великого государя на службу на Дон/ и подмоги де ему сыну иво полутора рубли/ денегъ датъ нельзя потому что он Фомка сно/хи иво подмоги не имавал и сыну иво МакЬй/ко-ву назад не написан написан назад самъ/ он МакЬйка и о том к ним в Дракина при-сла/на именая роспись и Иван ево Фом-кин и хоромы сына/ МакЬйкому раздЬля-ны пополам (прорыв) я ту//

про тое дело всею слободою Драки-ною каза/ки а на смотре де перед столни-

ком и пол/ковъникомъ и воиводою перед Григорьем Ива/новичемъ Касаговымъ он Фомка внука/ своего Тараску Левонтьива женатова/ не утаивал потаму де что стол-нику/ и полковънику и воивода Григорей Иванови/чу Касагову в том иво внукЬ не допра/шивал а в ту де пору на смотре детей и бра/тьи и внучатъ из иху слободы Драки/на ничьих не было а какъ де после смотру/ тех детей и братью и внучатъ онъ Фомка/ в Саранску поставили и тЬх де детей их в Саранску в приказной избЬ не досматривалъ/ жилъ»//.

На обороте второго листа: «К сем ро-спроснымъ речемъ саранской/площади подьячий Ефтюшка/ Гласковъ вместо Фомы/ Гаврилова по иво веленью руку [приложил]»//25.

25 РГАДА. Ф.1156.Оп.1, Ч.11.Д. 79. Л.1-3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, из двух челобитных представляется совершенно разная картина одного и того же дела. Так Мокий Полуектов говорил, что снял половину службы (вместе с половиной двора, земли и проч.) с казака тойже Дракинской слободы Фомы Гаврилова. В предыдущие годы, когда сын Фомы был послан на царскую службу на Камышенку, то Фома взял со снохи Овдотьицы «подмогу» в 1,5 рубля денег, а когда в текущем 1673 году пришла очередь идти на службу сыну Мокия — Ивану на Дон, то Фома никаких денег не отдал и, кроме того, двор и строения по съемной записи не делит «своим насилством» да на смотре в Саранске перед воеводой Григорием Ивановичем Касаговым «потаил» своего женатого внука Тараса.

В Саранске в приказной избе 4 февраля 1673 года это дело разбирал саранский стрелецкий и казачий голова Максим Матвеевич Стогов. На челобитье Мокия Полуехтова в своих распросных речах Фома Гаврилов ответил следующее, что в 1672 году снял у него половину казачьей службы его же пасынок Никита Михайлов, с которым они жили вместе в одном дворе и несли одну службу по устному договору без «записей». Так же он сказал, что половину службы Мокий Полуехтов у Фомы не снимал и что съемной «записи» нет, а Мокий требует половину всего на том основании, что сын Мокия Иван женился на жене пасынка Авдотье, забрав ее увозом. По этой причине Фома владеет обеими половинами службы. А когда в «прошлых годех» послан был сын Фомы Кирсан на службы на Камышенку, то Фома с Авдотьи, жены сына, «подмоги сыну своему полутара рубли не имовал»... А на вопрос про утайку внука на смотре ответил, что «воивода Григорей Иванович Касагов в том иво внуке не допрашивал, а в ту де пору на смотре детей и братьи, и внучат из их слободы Дракина ничьих не было.»26.

Сложно разобрать, без дополнительных документов, кто прав в данной истории.

Этот памятник письменности очень ценен тем, что кроме содержания дела он помогает подтвердить, что кроме воевод в Саранске были стрелецкие и казачьи головы.

В составе крупных гарнизонов у стрельцов и казаков были свои сотники, подчинявшиеся головам (стрелецким и казачьим), в Саранске и других понизовых и украинных городах часто практиковалось,

26 Там же.

что один голова руководил всем стрелецким и казачьим гарнизоном и следил за порядком в слободах. Стрелецкий и казачий голова давал распоряжение об отправке людей на различные государевы службы, руководил личным составом гарнизона, в том числе сотниками, вел именные списки. Сотник имел в своем распоряжении двух пятидесятников и восемь десятников и подчинялся непосредственно стрелецкому или казачьему голове. Сотники должны были «ежеденно» проверять всех рядовых своей сотни и их присутствие в слободах, поскольку несли ответственность за самовольную отлучку последних. В стрелецкие и казачьи сотники обычно назначались городовые дворяне данного уезда.

Голова (стрелецкий или казачий) должен был постоянно следить за очередностью служб, в соответствии с которой он направлял стрельцов и казаков в строгом порядке по спискам. В его распоряжении находилась пороховая и свинцовая казна. Выдавать боеприпасы он мог только для исполнения служб или в осадное время для защиты города. Голова полностью отвечал за наличие гарнизона в слободах и длительное нахождение там посторонних людей. Он отвечал не только лично, но иногда и своими деньгами, если служилый человек сбегал с казенным оружием. Таким образом, голова передавал и распределял приказы центральной власти и воевод, снабжал стрельцов и казаков необходимыми боеприпасами, вершил суд и расправу над своими подчиненными, в его ведении находились все судебные дела между стрельцами и казаками кроме воровства и разбоя.

В Саранске у стрельцов и казаков был один голова, назначавшийся из Разрядного

приказа. В 1664 г. в следственном деле о беглых пензенских людях упоминается саранский стрелецкий и казачий голова Иван Киреев, а через 9 лет (в 1673 г.) взаимные жалобы саранских казаков разбирал в съезжей избе следующий стрелецкий и казачий голова Максим Матвеевич Стогов27.

Царские указы воеводам гласили: «да будет служилых людей против указу великого государя не сполна, и (стрелецкому голове)... прибирать с ведома воевод: от отцов детей и от братеи братью и от дядьев племянников и всяких вольных и гулящих людей, в которых бы воровства не чаять, чтоб у него в приказе. были все сполна. Да по тех новоприборных людях имать поручные записи по-прежнему и приводить тех новоприборных в Приказную избу. А тяглых, и пашенных государевых и помещиковых беглых крестьян, и никаких крепостных людей и воров не выбирать»28

Постоянно нуждаясь в пополнении военных гарнизонов юго-восточных и южных городов, правительство допускало запись в приборные войска беглых крестьян, холопов. Специальные указы царя и даже после принятия Соборного Уложения 1649 г. разрешали смотреть сквозь пальцы на происхождение служивых и принимать на службу беглых крестьян в окраинных городах с выдачей за них денежной компенсации помещикам (20 руб. за семейного, 10 руб. за холостого)29.

В небольших пограничных городах, каким являлся Саранск, сословный принцип

27 Фролов Д.В. Первый век саранской истории: город и его жители в XVII столетии. С. 40.

28 Там же. С. 15.

29 Полное собрание законов Российской империи. Т.1. СПб., 1830. № 96. С. 287-288.

стрелецких и казачьих служб соблюдать было сложно, потому военное сословие «по прибору» часто пополняли не только выходцы из посада, «гулящие люди», но и крепостные крестьяне, о чем говорит еще один документ, не нуждающийся в дополнительных комментариях.

Поручная запись по казаку Инзерского острога Филиппе Тимофееве

«Аз КирЬй Самсонов сын Корноуховъ да яз (обрыв)/ Костянтинов да яз Козма да яз Григорей Ма(обрыв)/яновы дЬти Валю-гины да яз Данила Д(обрыв)/ [Анд?]рей ЯрафЬевъ да яз Федор Лукьянов (обрыв)/ да яз Прокофей Барисов сынъ (обрыв)/ Филатьев сын Цывылянинъ да (обрыв)/ Аверкиевъ да яз Павел Яковлев (обрыв)/ Инзерского острогу служилые казаки что (обрыв)/ всЬ есмя порутъчики поручили-ся есмя (обрыв) [в Са]/ранскомъ городе приставу Онтону Колмагорову/ по инзер-скомъ служилом козакЬ по Фи/липке Ти-мофЬеве в томъ, что стати ему/за нашею порукою по государеве цареве/ и великого князя АлексЬя Михайловича/ всеа Русии грамоте на МосквЬ в прика/зе Казанскова Дворца перед боярином да/ перед князем АлексЬемъ Никитичемъ (обрыв)/ Трубец-кимъ да передъ дьяки передъ (обрыв)/ пе-редъ Ларионом Лопухиным да перед (обрыв) [Пет?]ромъ ГрибоЬдовым да перед Томилой Перфиль/евым по челобитью белозерца алаторс[ко]/го помЬщика Петра Чернова в ыску ево/ въ беглом в ста-ринномъ бобылЬ в Тимошке/ МатвЬеве и в сыне ево в нем Филке в кресть/янстве к суду в нынешнем во 161 (1653) году ген-варя/ къ 1 числу а будетъ он Филка Ти-мофЬевъ/ за нашею порукою в том исцове иску въ крестьянстве/ к отвЬту на МосквЬ в приказе Казанскова Дворца/ в нынешнем

во 161 (1653) году на указ со срокъ генва-ря/ въ 1-е не станетъ писана на порутчи-кахъ/ того белозерца алаторсково помЬ-щика Петра/ Черново искъ по государеву

указу крестьянство а ко нам/ порутчиков по сей записи будетъ в лицахъ/ на том ис-цов искъ крестьянство по государеву указу/ все сполна а на то послуси Федор Ера-фЬевъ Филип/ АндрЬевъ а запись писал саранской площадной подьячей/ Гришка Елкинъ лЬта 161 (1652) октября въ 12»//.

На обороте под заклейкой рукоприкладство попа инзерского острога Якова Флорова за порутчиков — инзерских служилых казаков.

«Послух Филка ОндрЬев руку прило/ жил».

«Послух Фетка Ерофеев руку приложил»30.

Во многом похожий документ — поручная саранских казаков в том, что одному из них быть в Саранске «по вся дни суда до решенья суднова дела». Любопытный факт этого памятника тот, что один из казаков-поручителей был портным мастером, то есть шил одежду и этим вполне профессионально зарабатывал кроме несения казачьей службы.

«Се аз Григорей Иванов да яз Иван Ар-темьевъ сынъ пор/тной мастер саранские казаки новой слободы Дра/киной поручи-лися есми в Саранском приста/ву Василью Щедре по саранском казаке новой сло/бо-ды Дракиной по ЯковЬ ИвановЬ в том/что ставитца ему Якову за нашею пору/кою в Саранском в приказной избЬ перед стол/ никоми воиводою перед Стефаном Афона-сьиви/чем Зубовым да перед подьячим перед Фомою/ Васильивы[м] суда по вся дни до рЬшенья суд/нова дела что писан на нем ЯковЬ тоеж новой/ слободы Дракины казак Григорей Суря с това/рыщем иску свойво дву рублев с полтиною а бу/де он Яков за нашею порукою в Саранскомъ/ в

РГАДА. Ф.1156. Оп.1. Ч.11. Д. 64. Л. 1.

30

Приказной избЬ на следущею того судьею ви/дел а не станет и с Саранска съЬдет или збЬ/жит и нас на порутчиках государевы пошлины пе/ресуд и правой десяток и ис-цев искъ весь/сполна а на то послуси Агей Петровъ/ Терентей Микифоровъ а запись писал саранской/ площедной подьячий Микишка Дмитреив/ лЬта 7166 (1658)-го году июня въ 28 день»//.

На обороте: «К сей поручной записи вместо порутчиков/ Григорья Иванова Ивана портнова ма/стера по ихвеленью саранской площад/ной подьячий Наседка (?) Иванов руку зложил».

«Послух АгЬйка Петровъ руку приложил».

«Послух ТерЬшка Микифоров руку

31

приложил»31.

Еще одна поручная запись атемарских казаков по своем товарище, казалось бы, вполне стандарный документ своего времени, однако, возвращающий нам ряд персоналий населения саранского пригорода — Атемара и характеризующий условия несения службы (документ ветхий, правая часть истлела — Д.Ф.). Так же в публикуемом памятнике указан род занятий одного из казаков (Левонтия Григорьева) — рыбак, сын которого (Михей Ле-вонтьев) уже получил фамилию Рыбаков.

«Се аз Левонтей Григорьивъ сынъ рыбак да яз Гаврила/ ДмитрЬевъ сынъ Свия-женин да яз МихЬй Левонт[ьев] (обрыв)/ сынъ Рыбаков да яз Аристъ Гаврилов сынъ да яз (обрыв)/Гаврило Кондратьев сынъ да яз Иван Петьров сын [ново] (об-рыв)/крещен да яз Яков да Петръ Степано [вы дети] (обрыв)/ Помелова да яз Павел Гаврилов (обрыв) [атемар]/ские полковые конные казаки пору[чились есмя] (обрыв)/

31 РГАДА Ф.1156. Оп.1. Ч.11. Д. 68.Л. 1.

на Саранском в государеву казну по Максиме Ив (обрыв)/ весне ДергоусовЬ в том что он Максим (обрыв)/ на Атемаре стал в полковую казачью служ[бу] (обрыв)/в бЬглово полковова казака Стенки Иванова Сини(обрыв)/ мЬсто а за государево жалованье за дворово[е]/ строенье и за семянной хлЬб тово бЬгло[го]/ казака на Атемаре вдоль (?) ево двор да полторы де-сетины насЬянного хлЬба р[жа] (обрыв)/ нова имяной у взял (?) и сенные [покосы] (обрыв)/ ево пай и ему Максиму за нашею

О > ^ л ^

' еь^ лъд о то« (И Обго „

Ч.-А/ЗчЛ&СсК? (дк'А и Г\6 ЧУ

ГГ. ] -X /V ^ / т7 д I

КО1

ТоСЛ/ч/о и^/^Д-о'-Л

■Г'Т^ ^^ ч ^

№ ьМ

Слу >

П'М-' Н^ ^„ачцц Тг

'(/ п > Г4}л ' I V г -

у*"/ ГТ<

А-Я С « < <нл \ Тг ФХА,

Д /ул -Я 611 I

I 1 I

¿Л

л«

! ЫЦ I

6i.it рсПси^Сллв/и^я

'о у ^ о г , осА ' ,г.^ КС о< ( о "Х^Ч) Ч ОЯ-о >

']Х О -ГГГ 0 р Ьу^Ч С 5 К. К к ¿а^с "Мгх/X ^

V / 1 . г „ > '

Ьоа* илосЛ)^«» ^ ?

I л . о Л гь г

'(а ОМ-*"

■ .¿Л ^тс

^^^гл^иг ж*

по[рукою служить] (обрыв)/ государева полковая конная служба по Атем[ару] (об-

рыв)/ или гдЬ государь укажет и с отЬзжей государоевы слу[жбы] (обрыв)/ не съежат в Крым и в Литву и в Нагаи и в ыные [ор]/ ды не отЬхать и государево жалованье и ружье и зе[лье]/ и свинец не стерять и никаким воровством не во/ровать татемъ и розбойником приЬздъ к се[бе]/ и от себе отЬздъ не чинить и тайные рухледи [не прини] (обрыв)/ мать а буде он Максим за нашею порукою по [Ате](обрыв)/ мару государевой полковой конной службы служить не [станет] (обрыв)/ и с отЬзжей государевы службы збежит в Крым и в [Литву]/ и в Нагаи и в ыные орды отЬдетъ и госуд[арево] (обрыв)/ ружье зелье и свинец истеряет и учнет каким [воров] (об-рыв)/ством вороват и не будет ево в лицах и на н[ас на]/ порутчиках пеня государя царя и великого князя/ АлексЬя Михайловича всеа великия и [малыя]/ и бЬлыя Ро-сии самодержца а пеня что государь/ укажет и наши порутчиковы головы в/ голову мЬсто а кой нас порутчиков будет вл (обрыв)/ на том пеня и порука и государево дережное и хлЬб[ное]/ жалованье и ружье зелье и свинец все сполна (обрыв)/послу-хи Федор Федоров сынъ Комяревъ а пору [чную за](обрыв)/ пись писалъ атемарской площедной подьячей (обрыв)/ Урванцов лЬта 7164 (1656) февраля въ 21 день»//.

На обороте: «[К сей] порушной записи вмЬсто порутчи/ков кои в сей записи имяны писаны/ по их веленью Петрушка Федоров руку/ приложилъ».

«Послух Федка Федоров сынъ Комя-рев/ руку приложилъ»32.

Таким образом, в XVII в. на Саран-ско-Атемарской засечной черте казаки и стрельцы были самыми многочисленными группами служилых людей «по при-

РГАДА Ф.1156. Оп.1. Ч.11. Д. 146. Л. 3.

32

бору», в их числе мордва и татары. Служилых людей переводили из центральных уездов России и из близлежащих крепостей. Круг обязанностей служилых по «прибору» был широк. Казаки выполняли сторожевую, полковую, городовую и иные службы. Они привлекались для транспортировки или сопровождения казенных грузов, выполняли различные мелкие посылки33.

33 Кадерова Т.Н. Служилые люди по «прибору» на Атемаро-Саранской засечной черте в

С конца XVII в. Атемаро-Саранская засечная черта утратила прежнее военное значение, и часть служилых людей по «прибору» стали переводить на другие оборонительные линии, а оставшиеся постепенно превратилась в тяглое население.

XVII веке// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практи-ки.№ 6 (32). в 2-х ч. Ч. I. Тамбов, 2013. С. 85-88.

Библиография

Источники:

ГАПО. Ф. 132. Д. 4.

МРОКМ им. И.Д. Воронина. Выпись из отказных писцовых книг на владение замлей саранских стрельцов и посадских людей 1686 г. Л. 29 (№ 27 в рукописи).

Научный архив НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия И-57.

Отказные книги Пензенского края. ШЬИ1::р://$и$!опу.ги/0:ка2пуе4.М1:т

РГАДА. Ф.1156. Оп.1. Ч. II. Д. 64.

РГАДА Ф.1156. Оп.1. Ч. II. Д. 68

РГАДА. Ф.1156. Оп.1. Ч. II. Д. 79.

РГАДА Ф.1156. Оп.1. Ч. II. Д. 146

ЦГА РМ. Ф. Р-3448. Оп. № 1. Ед. хр. № 181.

ЦГА РМ. Ф. 32. Оп. 1. Д. 6.

Документы и материалы по истории Мордовской АССР. Т. II. Саранск, 1940. Полное собрание законов Российской империи. Т. 1. СПб., 1830.

Саранский священник Алексей Масловский и его духовное наследие (к 160-летию со дня рождения) / Сост. Н.И. Новотрясов, Л.А. Богданович. Саранск, 2001.

Литература:

Веселовский С.Б. Сметы военных сил Московского государства 1661-1663 гг., // Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских. Кн. 3. СПб.,1911. Воронин И.Д. Первые поселенцы Саранска // Очерки и статьи. Саранск, 1957. Воронин И.Д. Саранск. Историко-документальные очерки. Саранск, 1961. Кадерова Т.Н. Служилые люди по «прибору» на Атемаро-Саранской засечной черте в XVII веке // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики.№ 6 (32). Ч. I. Тамбов, 2013.

Кочетков В.Д. Город-крепость на Суре. Очерки истории г. Алатыря и уезда в XVI-XVII вв. Чебоксары, 2012.

Нечаев А.Г. Крепости XVI-XVII веков в междуречье Суры и Мокши. Саранск. 2015.

ФроловД.В. Первый век саранской истории: город и его жители в XVII столетии. Саранск,

2014.

Юрченков В.А. Мордовский народ: вехи истории. Саранск, 2007.

Сведения об авторе:

Фролов Дмитрий Викторович, кандидат филологических наук, заместитель директора по науке Мордовского республиканского объединенного краеведческого музея имени И. Д. Воронина, г. Саранск (Россия). Область научных интересов: История Мордовского края в XVII в., историческая реконструкция «бунташного века», скорописные документы, старопечатные и рукописные книги, приказной язык, искусствоведение, музейное дело, древнерусский и церковно-славянские языки.

E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

D.V. Frolov

COSSACKS OF SARANSK AND SARANSK CROAT FEATURES

OF THE XVII CENTURY

Annotation: the article summarizes the documents from the RGADA (f.1156 —

main available scientific knowledge on the Saransk mandative hut), etc. history of the Saransk Cossacks in the 17th Keywords: Saransk, Cossacks, Cossacks

century, as well as for the first time introduced in the 17th century, 17th century, Saransk

into a scientific circulation a number of junction line

References

Sources:

GAPO [State Archive of Penza Oblast']. F. 132. D. 4. (In Russian).

MROKM imeni I.D. Voronina [I.D. Voronin Mordovian Republican Unified Regional Museum]. Vypis' iz otkaznykh pistsovykh knig na vladenie zemlej saranskikh streltsov i posadskikh ljudej. L. 29 (№ 27 v rukopisi). . (In Russian).

Otkaznye knigi Penzenskogo kraja [Granted Books of Penza Region]: http://suslony.ru/ Otkaznye4.htm (In Russian).

RGADA [Russian State Archive of Ancient Acts]. F. 1156. Op. 1. Ch. 2. D. 64. . (In Russian). RGADA. F. 1156. Op. 1. Ch. 2. D. 68. . (In Russian). RGADA. F. 1156. Op. 1. Ch. 2. D. 79. (In Russian). RGADA. F. 1156. Op. 1. Ch. 2. D. 146. (In Russian).

TsGA RM [Central State Archive of Republic of Mordovia]. F. R-3448. Op. № 1. Ed. khr. № 181. (In Russian).

TsGA RM. F. 32. Op. 1. D. 6. (In Russian).

Dokumenty i materially po istorii Mordovskoj ASSR [Documents and Materials on Mordovian ASSR]. T. II. Saransk, 1940. (In Russian).

Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii [Complete Collection of Russian Imperia Laws]. T. 1. SPb., 1830. (In Russian).

Saranskij svjastchennik Aleksej Maslovskij i ego dukhovnoje nasledie (k 160-letiju so dnja rozhdenija) [Saransk Priest Alexey Maslovsky and his Spiritual Heritage (to the 160th anniversary)] / Sost. N.I. Novotrjasov, L.A. Bogdanovitch. Saransk, 2001. (In Russian).

Researches:

VeselovskijS.B. Smety voennykh sil Moscovskogo gosudarstva 1661-1663 gg. [Estimates of the Military Forces of Muscovite State 1661-1663] // Chtenia v imperatorskom obschestve istorii i drevnostej Rossijskikh. Kn. 3. SPb., 1911. (In Russian).

Voronin I.D. Pervye poselentsy Saranska [The First Colonists of Saransk] // Ocherki i stat'i . Saransk, 1957. (In Russian).

Voronin I.D. Saransk. Istoriko-dokumental'nye ocherki [Saransk. Historical and Documentary Essays]. Saransk, 1961. (In Russian).

Kaderova T.N. Sluzhilye ludi po priboru na Atemaro-Saranskoj zasechnoj cherte v XVII veke [Serving peoples for recruitment on Atemaro-Saransk Serif Line] // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i juridicheskie nauki, kultorologija I iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. № 6 (32). Ch. 1. Tambov, 2013. (In Russian).

FrolovD.V. Pervyj vek saranskoj istorii: gorod i ego zhiteli v XVII stoletii [The First Age of Saransk History: The City and its Inhabitants in 17th century]. Saransk, 2014. (In Russian).

Jurchenkov V.A. Mordovskij narod: vekhi istorii [Mordovian People: Milestones in its History]. Saransk, 2007. (In Russian).

Aboout the author:

Frolov Dmitry V., Kandidat of philology, Deputy Director for Science, Mordovia Republican United Museum of Local Lore named after I.D. Voronin, Saransk (Russia) E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.