Научная статья на тему 'КАЗАХСТАН В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ ИСЛАМСКОГО МИРА'

КАЗАХСТАН В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ ИСЛАМСКОГО МИРА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
501
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Казахстан / Исламский мир / сотрудничество / перспективы / потенциал / Kazakhstan / Islamiс world / cooperation / perspectives / potential
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КАЗАХСТАН В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ ИСЛАМСКОГО МИРА»

Джалилов З.Г.

д.и.н., Институт востоковедения КН МОН Республики Казахстан

Zaur1952@mail.ru

КАЗАХСТАН В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ ИСЛАМСКОГО МИРА

Ключевые слова: Казахстан, Исламский мир, сотрудничество, перспективы, потенциал.

Keywords: Kazakhstan, Islamw world, cooperation, perspectives, potential.

Как мы видим, на фоне существования традиционных угроз безопасности резко возросли новые угрозы. Главной из них, безусловно, являются вооруженные конфликты в странах исламского мира. Быстро расширяющие свой ареал, использующие разнообразные методы и способы борьбы, они представляют собой реальную угрозу дестабилизации в мировом сообществе, в центрально-азиатском регионе. Поэтому Казахстан входит в число самых заинтересованных участников процесса ликвидации конфликтов и противостояний. Однако, как добиться цели, если волна внутриполитического кризиса в странах мусульманского Востока все шире захватывает в свой водоворот другие страны, и призрак дестабилизации все отчетливее витает над некоторыми постсоветскими республиками? Выход из сложившейся ситуации видится в реализации масштабной программы социально-экономического и гуманитарного характера. Сегодня Казахстан четко заявляет о своей готовности содействовать ее разработке и реализации1.

Активно взаимодействуя с исламским миром, занимающим огромное пространство на южных и юго-западных рубежах республики, и имея более 70 % мусульман в составе своего населения, Казахстан не может не учитывать важность «мусульманского аспекта» своей внешней политики и рационального использования членства в Организации исламского сотрудничества (ОИС)2.

Одной из слабых сторон этой организации является то, что ее страны-участницы имеют разный социально-экономический и культурный уровень развития.

Если исходить из наличия геоэкономического фактора, то сотрудничество Казахстана со странами исламского мира является весьма важным. Это обусловливается современной структурой мировой экономики, содержанием процессов глобализации и регионализации, конкуренцией между международными экономическими центрами, усилением борьбы за рынок, в том числе за финансовые, научно-технические и природные ресурсы.

По зарубежным статистическим данным, за последние 20 лет потребление на планете в год всех видов минерального сырья значительно увеличилось: нефти - в 1,8 раза; газа - 2,7; угля - 2; железных руд - 3; алюминия - 3; меди - 2,3; никеля - 2,4; олова - 1,8; золота - 2,5; фосфатов - в 8,4 раза и т.д.3 Минерально--сырьевые ресурсы государств ОИС различны по многим природным показателям и особенностям, они различаются не только по геологическим параметрам и степени научного изучения их территорий, но и по географической удалённости

В начале третьего тысячелетия мировое сообщество и особенно страны мусульманского мира ощутили необходимость в пересмотре мировой минерально-сырьевой политики. Начало этому процессу положено на Евразийском континенте в результате возникших противоречий при использовании минерально-сырьевых ресурсов в условиях глобализации. Но сегодня стало очевидным, что конкурентоспособную минерально-сырьевую базу нельзя формировать независимо. Необходимо отстаивать в международной торговле свои государственные интересы и формировать экономически выгодное международное сотрудничество. Это в равной степени касается целей, задач, компромиссов, механизмов и методов реализации государственной политики и в отношении стран ОИС. Необходимо формировать новые связи на новых принципах и условиях с учётом сохранившейся и крепнущей близости между народами стран, входящих в ОИС.

Реалии сегодняшнего дня и перспективы развития глобального и регионального разделения труда непременно будут требовать координации хозяйственных связей с этими странами, имеющими к тому же схожий с Казахстаном уровень экономического развития и производственных отношений. Развитие всесторонних связей со странами исламского мира и их институтами полностью сочетается с решением задач по освоению новых сегментов торгово-экономического пространства и целями финансово-экономического обеспечения инновационных прорывных проектов в Казахстане.

Основными целями Казахстана при развитии взаимодействия с другими государствами участниками ОИС в сфере промышленности являются: поощрение взаимовыгодного сотрудничества для расширения экспортных возмож-

1 Приветствие Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева участникам международной научно-практической конференции «Современный Казахстан и «Путь в Европу» // К председательству Казахстана в ОБСЕ. Сборник документов и материалов. -

Алматы, 2009. - С. 5.

2

Лаумулин М. Геополитические процессы в исламском мире. - Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2011. - С. 5. Козловский Е.А., Комаров М.А., Макрушин Р.Н. Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР: стратегия недропользования. -М., 2013. - 400 с.

ностей, обеспечение условий для поставок в Казахстан из государств-участников ОИС современного оборудования и передачи технологий, развитие сотрудничества в области производства и использования минеральных ресурсов в интересах диверсификации рынков сбыта данного вида казахстанской продукции, привлечение в экономику страны инвестиций государств-участников ОИС в целях модернизации и развития горнодобывающей промышленности.

В политическом плане дальнейшая активизация отношений Казахстана с этими странами отвечает стратегическим интересам республики и является дополнительным фактором укрепления независимости, суверенитета и территориальной целостности Казахстана. Такая политика способствует поддержанию сбалансированной внешней политики Казахстана и усилению целого ряда стратегических направлений отечественной дипломатии, таких как азиатское, ближневосточное, мусульманское и других ее векторов. В свое время руководство ряда мусульманских стран отметило, что Казахстан со своим природным, экономическим, культурным и интеллектуальным потенциалом, сбалансированной и взвешенной внутренней и внешней политикой является бесценным вкладом в общую сокровищницу мусульманских народов, а также мирового сообщества. Президент Организации культурного и мусульманского наследия Ирана Махмуд Мухаммади Ираки высоко оценил сегодняшние политические и торгово-экономические связи с Казахстаном. «В историческо-культурном и географическом плане, - отмечает он, - наши страны очень близки. Мы существуем в едином культурно-историческом пространстве, в наших интересах очень много общего». Об этом же говорил Верховный имам «Аль-Азхара» шейх Мухаммед Саид Тантауи во время встречи с Первым Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым в рамках его официального визита в Арабскую Республику Египет. О большом потенциале развития двусторонних отношений между Республикой Казахстан и Хашимитским Королевством Иордании говорилось и во время встречи руководства Казахстана с королем Абдаллой II. Асхат Оразбай, Посол Казахстана в Иране, во время встречи, посвященной достижениям Казахстана за 30 лет независимости в Институте культуры ОЭС в Тегеране отметил, что Иран являлся одной из первых стран, которая признала Казахстан сразу после обретения независимости (в 1991 году) и открыла свое посольство в Нур-Султане. При этом он заявил, что Казахстан понимает и уважает позицию Ирана в регионе и мире и имеет много социальных, религиозных, культурных и языковых корней с Ираном, сообщив, что у страны никогда не было пограничных, экономических и политических проблем с Тегераном1.

Уже в процессе подготовки к председательству в ОИС Казахстан обратил внимание на необходимость развития транзитно-транспортного потенциала стран-членов Организации и евразийских трансконтинентальных коридоров; разработки проектов, связанных с усилением торгово-экономического сотрудничества государств мусульманского мира со странами Центральной Азии; принятия технических регламентов и гармонизированных стандартов; сотрудничества в вопросах повышения качества жизни и продовольственной безопасности; реализации комплекса мер, направленных на укрепление стабильности, безопасности и восстановления экономики ряда мусульманских стран, пострадавших от войн, межэтнических и межрелигиозных конфликтов. Кстати сказать, как крупный экспортер зерна и других видов продовольствия, Казахстан активно способствует выполнению целей ООН в области преодоления голода и решения проблемы продовольственной безопасности в мире. 1 сентября 2008 года наша страна сняла запрет на экспорт зерна на мировые рынки. Это был вклад страны в усилия международного сообщества по сдерживанию глобального роста цен на зерно.

В преддверии открытия 38-й сессии СМИД ОИС Казахстан провел VII Всемирный исламский экономический форум с участием деловых кругов всего мусульманского мира. Задачами данного экономического форума являлись выявление и мобилизация факторов, способствующих укреплению многостороннего стратегического сотрудничества в рамках ОИС, а также между мусульманскими и немусульманскими странами. Обсуждались вопросы, касающиеся развития исламского банкинга, финансовой инфраструктуры, индустрии «халал», малого и среднего бизнеса, альтернативных источников энергии и др.

В Казахстане был проведен III Конгресс министров здравоохранения, а также другие крупные конференции и симпозиумы, на которых обсуждались проблемы в области гендерной политики, защиты окружающей среды, совместного продвижения высоких технологий, развития научных исследований и транспортного потенциала.

Активное строительство железных дорог в Иране, появление новой ветки в Афганистане, расширение портов, несомненно, будут способствовать более интенсивному выходу на дальние рынки. Так, строительство железной дороги от города Актау до Туркменистана и далее до иранской границы позволит ей соединиться с новыми трансиранскими магистралями, ведущими в Персидский залив, Пакистан, Ирак и далее на Саудовскую Аравию, Иорданию, африканский континент. Для Казахстана как страны, не имеющей прямого выхода на большие морские просторы, вопросы транспортировки грузов на внешние рынки имеют особую значимость.

Новый импульс расширению сотрудничества и диалога между мусульманскими странами придал VII Всемирный исламский экономический форум (ВИЭФ), прошедший в Астане 28 июня 2011 года. На Форуме был выдвинут ряд инициатив, которые могут быть совместно реализованы странами исламского мира.

Первое. В целях создания нового направления экономического сотрудничества предлагается создать на базе ВИЭФ диалоговую площадку группы ведущих десяти экономик стран мусульманского сообщества.

Второе. С учетом отставания стран исламского мира в области научно-технологического и инновационного развития предлагается создать Международный центр инноваций с участием заинтересованных стран ОИС.

Третье. В целях поддержки субъектов малого и среднего бизнеса предлагается созвать специальную рабочую группу ВИЭФ и на площадках форума обсудить создание специального фонда малого и среднего бизнеса при Исламском банке развития.

1 Источник: Информационное Агентство REGNUM.

Четвертое. Важным условием расширения торгово-экономического сотрудничества является развитие транс-портно-коммуникационных и логистических схем.

Пятое. В целях укрепления продовольственной безопасности предлагается разработать систему продовольственной помощи и безопасности в рамках ОИС. Ее основой может стать создание регионального фонда по типу ФАО (Всемирная продовольственная организация при ООН) в структуре группы Исламского банка развития и пула продовольствия стран ОИС. Руководством Казахстана было предложено разместить штаб-квартиру регионального фонда именно в Казахстане как стране, активно развивающей экспортный потенциал продовольствия 1.

Кстати сказать, 8 октября 2014 г. нижняя палата парламента Республики Казахстан ратифицировала статус Исламской организации по вопросам продовольственной безопасности. Правительство Казахстана будет выделять по 145 млн. тенге каждый год для финансирования организации. Создание Исламской организации по безопасности пищевых продуктов позволит импортировать казахстанское зерно и другие продукты питания в страны Организации исламского сотрудничества, а также будет способствовать реализации крупных инвестиционных и инфраструктурных проектов в Казахстане и других странах.

Депутаты сената парламента на пленарном заседании приняли закон РК «О ратификации генерального соглашения об экономическом, техническом и торговом сотрудничестве между странами-членами Организации Исламской Конференции». Генеральное соглашение было подписано РК 25 ноября 2015 года в Стамбуле. Цели и задачи данного соглашения полностью соответствуют экономическим интересам Казахстана.

За последние годы мир подвергся значительным изменениям. Трансформации затронули практически все сферы социально-экономического, общественно-политического и культурного развития. В этих условиях Казахстаном был выдвинут пакет предложений по проблемам безопасности и сотрудничества в различных регионах мира.

Эти предложения нашли свое отражение в инициативах руководства Казахстана, призвавших все страны и регионы к укреплению диалога между мусульманским миром и Западом. Мотивы, побудившие Казахстан выступить с этими инициативами, очевидны. Казахстан, являющийся составной частью евразийского пространства, мусульманского мира, жизненно заинтересован в укреплении международной стабильности и безопасности.

Среди этих инициатив Казахстана - открытие миссий ОИС в мировых столицах, создание казахстанского агентства помощи Ка7ЛШ, независимой комиссии по правам человека в ОИС, создание механизма по развитию и укреплению межцивилизационного и межкультурного диалога в рамках организации. К числу других важных предложений Казахстана относятся также предложения по контролю над исполнением рекомендаций, принятых во время VII Всемирного исламского экономического форума; по приданию нового импульса взаимодействию в сфере здравоохранения, науки и культуры, активному взаимодействию с международными финансовыми институтами, а также по эффективному использованию водных ресурсов.

Сейчас, как никогда, важно не упустить ни один шанс для того, чтобы переломить опасные тенденции в странах Ближнего Востока, Северной Африки и других регионах. Нужны конструктивные подходы к нерешенным проблемам, такие, которые на деле, осязаемо для всех людей, делали бы обстановку отличной от нынешней, проникнутой чувствами взаимного недоверия, тревожными ожиданиями новых всплесков вооруженных межэтнических и межрелигиозных конфликтов. Мусульманское сообщество, особенно сегодня, нуждается в решении фундаментальных проблем, связанных с разрешением военных конфликтов, обеспечением мира и прогресса. Речь идет о Ливии, Сирии, Египте, Йемене, Алжире и о двух субрегиональных ситуациях - в зоне Персидского залива и в странах Магриба2.

По мнению В. Наумкина, «уровень насилия во внутреннем конфликте, степень радикализации и потенциал исламистского движения выше в тех ближневосточных обществах, которые можно отнести к глубоко разделенным и которые стали объектом внешнего вмешательства» [там же]. После окончания холодной войны и вплоть до нынешнего дня многие страны мира сталкивались с проблемой военных конфликтов, которые, несмотря на свою локальность, часто становились основанием для вмешательства крупных держав, осознающих угрозу своим интересам, и таким образом приобретали уже международный характер. Казахстан на сегодняшний день играет важную роль в политическом урегулировании вооруженных конфликтов на Ближнем и Среднем Востоке, имеет свое собственное представление о мироустройстве и альтернативном варианте решения целого ряда международных проблем и занимает, например, в сирийском конфликте твердую позицию защиты территориальной целостности Сирийской Арабской Республики.

Как известно, Казахстан является страной, которая входит в десятку ведущих мировых производителей пшеницы и муки. Ежегодно страна экспортирует порядка 7 млн. тонн пшеницы. Результаты исследовательских работ экспертного сообщества показывают, что уже к 2030 году урожайность пшеницы может упасть на 40%. По мнению экспертов, это не может не вызвать проблему продовольственной безопасности.

Президент Республики Казахстан К.Ж. Токаев3 отметил важность и необходимость перехода к низкоуглеродной трансформации экономики Казахстана. Казахстанская инициатива, как отметил Президент, становится проектом национального масштаба с большим международным резонансом. А это потребует не только дипломатических усилий, но и модернизации топливно-энергетического комплекса, промышленности и аграрного сектора экономики. Эта инициатива будет способствовать:

- формированию благоприятного внешнего окружения, укреплению дружественных, и взаимовыгодных политических и экономических отношений Казахстана со всеми странами мусульманского мира;

1 Курятов В., Абенов Ж. «Дух Астаны» в исламском измерении // Казахстанская правда. 2011. - 1 июля.

2 Конфликты и войны XXI века (Ближний Восток и Северная Африка) / Отв. ред. В.В. Наумкин, Д.Б. Малышева. — М.: Институт востоковедения РАН, 2015. - 504 с.

3 См.: Информационный портал zhaik.su.

- достижению более высокого уровня торгово-экономического сотрудничества Казахстана со странами-членами ОИС на основе диверсификации и цифровизации национальной экономики;

- повышению уровня информированности широкой общественности Казахстана и зарубежных стран о долгосрочных приоритетах, практических шагах и конкретных результатах внешней политики государства;

- получению государством, частным предпринимательством и народом Республики Казахстан конкретных выгод от внешнеполитической деятельности.

Выводы

Выгоды от взаимодействия с исламским миром:

1. Доступ к новым рынкам, расширение объемов торговли оказывает существенное воздействие на экономический рост. Как отмечают некоторые эксперты, 10% рост торговли увеличивает экономический рост государств в среднем на 0,5%.

2. Дополнительные возможности инвестиций, например, в области индустрии и охраны окружающей среды, непосредственно улучающие качество жизни, а также укрепление роли Казахстана в международной политике.

3. Модернизация, происходящая в мусульманских странах, увеличивает импортную потребность, прежде всего в отношении инвестиционных благ, переоценка национальных валют умножает покупательную способность населения, следовательно, происходит дополнительный рост спроса.

4. Активное взаимодействие со странами ОИК увеличивает и вес, и влияние Казахстана на международной арене.

Какие факторы лежат в фундаменте взаимодействия Казахстана с ОИК?

Геоэкономический фактор. Для взаимоотношений Казахстана с ОИК на сегодня этот фактор является наиболее важным. Структура мировой экономики и сущность происходящих процессов глобализации и регионализации, конкуренция с другими международными экономическими центрами, усиление борьбы за рынки, в том числе за финансовые, научно-технические, природные ресурсы обусловливает необходимость сотрудничества Казахстана со странами входящими в ОИК.

Геополитический фактор. Радикально меняющаяся мировая геополитическая парадигма в последние годы мотивирует страны к сотрудничеству для преодоления монополярности.

Фактор безопасности. В этой сфере для Казахстана и стран ОИК наметилась серьезная потребность в развитии единой системы безопасности.

Культурный фактор. Общая культура и религия мусульманских стран создают хорошую основу для укрепления сотрудничества и развития интеграционных процессов.

Формирование новой системы международных отношений будет приобретать все большее значение. Осознание единства национальных и общечеловеческих ценностей и целей, необходимости приведения в соответствие экономических и внешнеполитических интересов, предполагающих в качестве главной цели обеспечение мира, может спасти человечество от глобальных и региональных катастроф.

Добрынин В.В.

д.филос.н., профессор, Институт бизнеса и деловой администрации РАНХиГС при Президенте РФ

prof.dobrynin@yandex.ru

Перепелкин Л. С.

к.и.н., с.н.с. Института востоковедения РАН leonethnography@yandex.ru

ЦИВИЛИЗАЦИЯ, РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И РОЛЬ РОССИИ В ЕВРАЗИЙСКИХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ

Ключевые слова: Евразия; империя; интеграция; интеграционное объединение (социально-культурная целостность); осевое время; социальная эволюция; ресурсы; цивилизация; элиты; энергетика.

Keywords: Eurasia; empire; integration; integration association (socio-cultural integrity); axial time; social evolution; resources; civilization; elites; energy.

Цивилизация есть сложный исторический феномен, при рассмотрении которого надо принимать во внимание следующие его аспекты: 1) определенное множество человеческих объединений, живущее совместной исторической жизнью и являющееся творцом и носителем цивилизации; 2) определенные результаты совместной жизнедеятельности, воплощающиеся в системе власти, хозяйстве, верованиях, культуре, характере человеческого материала и образе жизни населения объединений; 3) превращение этих результатов...

в основной фактор дальнейшей совместной жизни и эволюции этих человеческих объединений;

4) условия возникновения, эволюция и границы цивилизации1.

1. Понятие «цивилизация» было впервые использовано в научном обороте шотландским интеллектуалом Адамом Фергюсоном в 1767 г. в книге «Опыт истории гражданского общества». Под цивилизацией он понимал этап в развитии общества/человечества наравне с «дикостью» или «варварством»2. Само понятие происходит от латинского слова «городской», что указывает на важную его характеристику3. Впоследствии эту традицию поддержали американский антрополог Л.Г. Морган, а также Ф. Энгельс. Далее в это направление входят все исследования, связанные с возникновением государственности4 и механизмами этого процесса5. Шире - все, кто занимается процессами социальной эволюции, например, Ш. Эйзенштадт6.

Впоследствии это понятие приобрело культурные характеристики стараниями многих ученых - Н.Я. Данилевского, А.Дж. Тойнби, Н. Элиаса и др., включая исследователей типа С. Хантингтона, которые используют понятие «цивилизация» как инструментарий в геополитических разработках7. Если первое направление связано со стадией развития общества, то второе в первую очередь с механизмами его интеграции8. Тут важен вот какой момент: при первом подходе рассматривается «абстрактное», «любое» общество, если оно имеет соответствующие стадиальные черты, второй подход имеет более конкретные, специфические черты данного общества. Иными словами, речь идет либо о типах общественной организации, либо о ее формах. При этом традиционно важнейшим механизмом интеграции общества-цивилизации считается религия как один из главных элементов культуры (А.Дж. Тойнби и др.).

1 Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. - М.: Центрополиграф, 2000. - С. 276.

2 Фергюсон Адам. - https://vikent.ru/author/2773/; Цивилизация. - https://economic-defmition.com/People_and_nation/Civiliza иуа_СЫ1кайоп_eto.html

3 По схожему принципу образованы и такие понятия, как «информационная цивилизация», «советская цивилизация», «аграрная цивилизация» и проч. См.: Синявский А. Д. Основы советской цивилизации. - М.: Аграф, 2002; Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. Ч. 1. От начала до великой победы. - М.: Алгоритм, 2001.

4 Например, Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. - М.: Прогресс; Пангея, 1995 (первое издание -1889 г., на фр. яз.).

5 Например, Кобищанов Ю.М. Полюдье: явление отечественной и всемирной истории цивилизаций. - М.: РОССПЭН, 1995.

6 Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. - М.: Аспект Пресс, 1999. Также см.: Коротаев А.В. Социальная эволюция: факторы, закономерности, тенденции. - М.: Восточная литература, 2003.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: АСТ, 2003. Подробнее см.: Ерасов Б.С. (сост.) Сравнительное изучение цивилизаций: хрестоматия. - М.: Аспект Пресс, 1999.

8 Подробнее см.: Перепелкин Л.С. Цивилизация, империя и региональная интеграция: диалектика понятий // Вопросы социальной теории. Научный альманах. Т. 11. Пути цивилизационного развития. Перспективы для России. - М., 2019. - С. 65-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.