Научная статья на тему 'Современный Казахстан: ислам и международное сотрудничество'

Современный Казахстан: ислам и международное сотрудничество Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
220
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный Казахстан: ислам и международное сотрудничество»

Л. Аристова,

политолог

СОВРЕМЕННЫЙ КАЗАХСТАН:

ИСЛАМ И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Одной из ключевых задач в современном мире является налаживание взаимовыгодного сотрудничества, или взаимодействия, в различных сферах экономики в рамках процесса интеграции. В эпоху глобализации и сближения различных стран, усиления международной конкуренции складываются условия для сближения отдельных стран и образования экономических союзов. Возникающие проблемы и перспективы диалога между азиатскими государствами и Европой нередко связываются с противостоянием идеологий, в первую очередь ислама и идеологии западных стран. Слово «ислам» в современном мире для многих людей является ключевым, независимо от их религиозных наклонностей. Слово может для одних иметь позитивный характер, для других связано с терроризмом. В современном мире ислам не просто религия. По данным некоторых средств массовой информации, мусульмане всего мира имеют облик фанатиков-экстремистов, что в ряде стран Европы вызывает развитие антиисламских настроений. По словам главного редактора республиканской казахстанской газеты «Наш мир» А. Каипова, ислам «центральное слово эпохи», пароль нашего времени.

Во многих европейских странах большая часть населения (до 60%) воспринимает мусульманский мир и взаимодействие с ним как угрозу и опасность. Таковы сведения из доклада «Ислам и Запад: годовой отчет по диалогу», который был издан Всемирным экономическим форумом (Женева) 21 января 2008 г. В существующей ситуации, когда исламу объявлена «психологическая война», мусульманам надо перестать обороняться. Европа должна осознать, что террор - это не ислам, диктатура - это не ислам, угнетение женщин - это не ислам.

Если говорить о Казахстане, то именно сегодня здесь можно разработать собственную модель ислама. Иначе сценарий прихода мусульманских ценностей в общественную жизнь страны могут написать за нас другие силы и другие идеологи. Казахским мусульманам следует, не разделяясь на секты и течения, не следуя советам сотен псевдоученых, изучать религию не по тысячам и тысячам книг ученых глубокой древности, а обратиться к первоисточнику - Корану. Современное понимание Корана позволяет сде-

лать вывод: то общество, которое предлагает ислам, в значительной степени отвечает интересам всего человечества. Причем не просто декларативно, а вполне объективно.

По словам министра иностранных дел Казахстана М. Тажина, «наш общий дом - Азия. Это непростой во всех отношениях континент, славящийся исключительным разнообразием. Однако, к сожалению, на сегодняшний день являющийся олицетворением многих вызовов, угроз и конфликтов. И все же издревле в Азии, которая является колыбелью таких мировых религий, как ислам, христианство, буддизм и иудаизм, призывающих к добру и свету, воспитывались культура, традиции, идеи мира и толерантности, решение проблем с помощью слов, а не оружия. И не случайно у казахстанского народа, испокон веков живущего в самом центре континента, есть мудрая пословица "Груз, непосильный слону, поднимет слово"».

Казахстан - одно из современных независимых государств Центральной Азии. Являясь светским государством, он в то же время имеет тесные экономические и культурные связи со многими странами мусульманского мира. В течение многих веков на территории Казахстана сосуществовали различные народы, культуры, верования, что в большой степени повлияло на особый характер развития исламской цивилизации в этом регионе.

В современном Казахстане на различных государственных уровнях обсуждаются пути развития ислама, его влияние на идеологию, социальную жизнь и экономику. Так, в сентябре 2007 г. на Ассамблее народов Республики Казахстан, где присутствовали представители ряда соседних государств, общественные и религиозные деятели, представители международных организаций, был проведен круглый стол на тему «Ислам в современном государстве». Прежде всего, обсуждались отношения РК с мусульманским миром, идеология религиозного экстремизма и др. Выступления участников конференции показали, что ислам является не просто религией, но разносторонним явлением. Ислам оказывает воздействие на экономическую жизнь страны, расширяются связи РК с другими мусульманскими странами, с Россией, где ислам занимает значительное место в общественной жизни, в экономике, в сфере производства и просвещения населения.

При Казахстанском гуманитарно-юридическом университете (КазГЮУ) создан Центр исламской экономики и права. В июне 2008 г. в нем была проведена международная конференция «Ислам: тенденции и перспективы развития в XXI веке» с участием

ученых из России, Киргизии, Азербайджана и других стран, на которой обсуждались вопросы роли ислама в современном мире и о его дальнейшем развитии. Для таких стран, как Казахстан, приоритетными исследованиями должны стать вопросы экономики, юриспруденции, политологии, социологии.

Обладая выгодным географическим положением, Республика Казахстан, как и во времена «Великого шелкового пути», в значительной степени заинтересована в укреплении и расширении своих и международных путей между Азией и Европой. Геополитическое положение страны можно назвать сложным, если учитывать наличие на ее территории значительного количества слабонаселенных, неосвоенных районов и в то же время областей, богатых природными ресурсами (углеводороды, минеральное сырье). В Казахстане, согласно государственной индустриально-инновационной политике 2006-2010 гг., предполагалось осуществить активные действия по реализации проектов во всех областях экономики. 2011-2015 гг. могут стать самыми продуктивными за счет диверсификации структуры отраслей экономики, экспорта. Так, транспорт РК должен будет сыграть важную роль в выполнении программы по освоению новых с/х районов, уже существующих с/х зон (2004-2010) и казахстанского сектора Каспия. Кроме того, необходимо добиться снижения транспортных расходов при экспорте сельхозпродукции (прежде всего пшеницы) и продукции переработки нефти и обеспечить рост объемов перевалки нефти и др. Нефтегазовое будущее РК тесно связано в настоящее время с тремя месторождениями - Тенгиз, Карачаганак, Кашган. Они находятся в эксплуатации и составляют основу экономического роста страны. В последние годы и в ближайшее время запасы месторождения Кашган, расположенного в Казахстанском секторе Каспия, оцениваются в 7-9 млрд. баррелей. Карачаганак является крупнейшим газоконденсатным месторождением в мире. Правительство Казахстана, желая активно участвовать в перемещении национальных грузов, прежде всего нефти и газа, а также транзитных грузов, уделяло большое внимание обновлению оборудования и модернизации морского порта Актау, который является одним из важнейших пунктов транспортных коридоров Европа-Азия и одним из основных транспортных узлов для Казахстана.

Перспективный рост грузопотоков РК, полностью ориентированный на морские порты Каспия, связан с созданием портовой инфраструктуры, способной обеспечить ряд услуг по доставке и обработке грузов. По данным казахстанских экономистов, общий

объем перевозок на Каспии увеличится в ближайшие годы до 70 млн. т, в том числе по нефти до 50 млн. т, по сухим грузам до 20 млн. т. К 2012 г. объем перевозимой нефти составит 38 млн. т в год, сухих грузов - 3 млн. т. В связи с этим Министерство транспорта РК проводило меры по реконструкции каспийских портов (Актау, Курык и Баутино). Разработана стратегия в сфере транспорта (до 2020 г.). Даны поручения ряду государственных организаций проанализировать перечень экспортоориентированных проектов, реализуемых институтами развития, учесть номенклатуру товаров и создать план работы над первоочередными проектами инфраструктуры на ближайшие три года. Определяются направления рынков сбыта казахстанских товаров, в том числе проведен анализ российских рынков, стран Европы и Китая.

Основными видами экспорта РК являются: нефть и нефтепродукты, уголь, цветные металлы, медь, никель, марганец, ферросплавы, минеральные удобрения, зерно, подсолнечник. На неоднократно проводимых в Министерстве транспорта РК совещаниях оцениваются состояние и меры по развитию транспортной инфраструктуры. В ходе обсуждения было поручено взять под контроль проблемные вопросы по проектам автомобильной дороги Алматы-Астана и в ближайшие сроки изучить состояние выполнения работ акционерным обществом «Жезказган жолдары» по реализации проекта реконструкции участка 526-590 км автодороги Самара-Шымкент. Кроме того, обращено внимание на наиболее острые проблемы, связанные с реализацией Программы развития автодорожной отрасли, также внесены конкретные предложения по созданию необходимых условий для безусловного выполнения намеченного объема работ в определенные сроки и качественно.

В частности, с целью ужесточения требований к подрядным организациям Комитету развития транспортной инфраструктуры поручено подготовить предложения по разработке механизма финансового обеспечения гарантийных обязательств подрядных организаций за дефекты, разработать и согласовать типовую конкурсную документацию по каждому виду ремонтно-строительных работ, учитывающую жесткие требования к подрядным организациям по качественному выполнению работ, и предусмотреть увеличение гарантийного срока реконструированных автомобильных дорог до пяти лет. На совещании в министерстве даны следующие поручения: внесение предложений по оснащению областных управлений Комитета современными передвижными лабораториями; внедрение в автодорожную отрасль модели государствен-

но-частного партнерства по разграничению ответственности между заказчиком и инжиниринговой организацией; разработка фундаментальных тем в прикладных научных исследованиях с последующим их внедрением в производство. Были пересмотрены проектно-сметная документация по объектам реконструкции, включенным в план работ прошлых лет, с учетом повышения допустимой осевой нагрузки до 13 т и перевода в более высокую категорию, и реальные сроки выполнения работ для обеспечения надлежащего качества.

В Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Казахстан была разработана транспортная стратегия РК до 2020 г. На состоявшемся осенью 2007 г. (XI) совещании под руководством министра транспорта А. Мамина были даны поручения Департаменту транспортной политики и внешних связей совместно с Центром маркетинговых и аналитических исследований проанализировать перечень экспортоориентированных проектов, реализуемых институтами развития, с учетом номенклатуры товаров, а также в месячный срок подготовить и внести на рассмотрение Правительства Республики Казахстан перечень первоочередных приоритетных проектов на ближайшие три года.

Исламский сектор экономики Республики Казахстан, по мнению директора Центра исламской экономики и права при КазГЮУ М.А. Смагулова, будет развиваться независимо от того, есть ли экономический кризис, хотят ли этого отдельные силы или противники. Директор Центра - один из активнейших мусульманских ученых современного Казахстана, сторонник интеграции мусульман стран СНГ, получивший образование в старейшем университете исламского мира - Аль-Азхар в Каире. По мнению М. Смагулова, все страны СНГ должны развиваться объединенно: «...мы, как соседи, обречены быть всегда вместе. А соседи без взаимопонимания не живут. Что касается исламского взаимодействия, то мы обязаны помогать друг другу в благих делах». Оценивая возможность взаимодействия РК и России в сфере образования, М. Смагулов отметил, что многое можно сделать в области изучения ислама: «Наш Центр и вуз в целом открыты для сотрудничества. Думаю, что если российские и казахстанские ученые-исламоведы, арабисты и религиоведы будут работать сообща, не дублируя друг друга и наметив общие планы, то остальные республики СНГ с радостью войдут в этот творческий союз. Даже по переводу "классики" - работы непочатый край, не говоря уже о

современных веяниях и концепциях. Я всегда отдаю приоритет в переводах русскому языку».

Вместе с другими учеными РК М. Смагулов указывает, что для стран СНГ и РК важно развивать концепцию «васатыя» (сре-динности) в исламе. «Именно научная "васатыя" дает нам желаемую исламскую толерантность! Сейчас все, кому не лень, пишут о "срединном исламе". Даже российский сайт открыли - Wasat.ru, но дальше новостей, копирования тем "рубубии" и "ширка" у арабов пока не идут. "Срединность" для пространства СНГ отличается от "арабской срединности". Концепцию "срединности" должны разрабатывать ученые, а не энтузиасты-переводчики. Поэтому я и "болею" этой темой».

По мнению ученых-исламоведов РК, исламский сектор экономики республики будет расширяться независимо от того, есть ли мировой экономический кризис, есть ли трудности в экономике РК, есть ли противники этого процесса. Уже подписано соглашение с Банком Катара, который откроет филиал в Казахстане. Центр исламской экономики и права при государственном университете сотрудничает с Исламским банком развития РК, есть также представители арабских банков.

В 2011 г. в Казахстане предполагается провести VII Всемирный исламский экономический форум (ВИЭФ). Решение было принято на ежегодном заседании секретариата ВИЭФ осенью 2008 г. в штаб-квартире Исламского банка развития в Джидде. Глава ВИЭФ Т.М. Хитам на заседании секретариата «дал высокую оценку казахстанской инициативе провести впервые в Центральной Азии так называемый "мусульманский Давос"». Проведение данного форума в Республике Казахстан «наряду с председательством Казахстана в Организации Исламская конференция (ОИК) в 2011 г. будет содействовать дальнейшему укреплению торгово-экономических связей между мусульманскими странами». Известно, что в 57 странах - членах ОИК сосредоточено 70% мировых запасов нефти и половина запасов природного газа. Их совокупный ВВП составляет 1,7 трлн. долл. США, или 8% от объема мировой экономики.

Для решения вопросов и разработки плана мероприятий по внедрению исламской банковской системы в республике в Агентстве РК по регулированию и надзору за финансовым рынком и финансовыми организациями была создана межведомственная группа, куда вошли представители различных министерств и ведомств, а также Ассоциации финансистов Казахстана (АФН). Об

этом в ходе пресс-конференции «Исламская банковская система и финансы в Казахстане» сообщил заместитель председателя АФН Г. Узбеков. По его мнению, для достижения успеха нужны изменения в законодательстве и в некоторых нормативно-правовых актах. Однако эксперт по вопросам финансов старший юрист Исламского банка развития Мудассир X. Сиддик считает такое мнение заблуждением. «Мы будем анализировать ситуацию и сделаем выводы относительно того, где нам нужно что-то менять, а где не нужно».

Основным элементом является, кто будет готовить такие бумаги или финансовые инструменты, которые соответствовали бы исламским принципам. Г. Узбеков также отметил, что для продажи финансовых инструментов и ценных бумаг исламской банковской системы в РК, которые будут выпущены не только в республике, но и за рубежом, необходимо создать соответствующий орган с участием зарубежных экспертов. «Это обсуждаем, поэтому сейчас сложно говорить в деталях, какие есть несоответствия (в законодательстве). Но я думаю, что мы будем менять Налоговый кодекс».

Особый интерес к развитию исламской системы финансирования экономики РК связан с тем, что в ближайшее время предполагается принять закон об исламской банковской системе, что несет в себе много нового. По данным казахстанских экономистов, многие западные предприниматели не были знакомы с особенностями исламского бизнеса. В настоящее время известно, что принципы исламских банков практически не были затронуты мировым финансовым кризисом. Поэтому именно исламские банки сейчас становятся одними из крупнейших инвесторов в мире, а для растущей экономики РК они могут стать долгосрочным источником финансирования, в отличие от европейских банков, где условием работы с банком является наличие заемной собственности и процентная ставка в 20-25%. Расплатиться с банком необходимо вне зависимости от работы компании. Принцип работы исламских банков иной - банк вместе с компанией участвует в проекте на равных, разделяя все риски. Если проект терпит фиаско, банк теряет свои деньги вместе с компанией, если же он успешен, то прибыль делится пополам.

Из-за запрета на вознаграждение в виде процентов проценты на вклады не начисляются. Исходя из принципа участия всех сторон сделки в рисках не гарантируются возвратность и вознаграждение по депозитам. В результате своей инвестиционной деятель-

ности исламский банк распределяет прибыль между вкладчиками пропорционально их вложениям, и в случае убытков ни клиенты, ни исламский банк не получают вознаграждения.

Кроме того, в Казахстане будут придерживаться правил, согласно которым исламские инвесторы не имеют права финансировать проекты, не отвечающие нормам шариата, а также покупать акции компаний, которые занимаются производством или торговлей оружием, алкоголем, табаком, свининой, представляющих индустрию развлечений (кинотеатры, казино), а также страховых и финансовых компаний, работающих за счет процентов от сделок.

В настоящее время правительством Казахстана и Исламским банком развития обсуждается вопрос выпуска исламских ценных бумаг, номинированных в тенге. В случае успеха Казахстан станет второй страной после Малайзии, где ИБР выпустил бумаги в национальной валюте. Кроме того, доля исламского финансирования должна достичь 5-7% казахстанского финансового рынка.

В настоящее время ИБР интенсивно ведет диалог с Министерством индустрии и торговли о том, чтобы выпустить инфраструктурные облигации, финансировать развитие и улучшение энергетической отрасли в Усть-Каменогорске с помощью компании AES. По мнению Г. Узбекова, данный вопрос может быть решен в ближайшее время. Он считает, что поставленная задача -доля исламских финансов на рынке должна составить 5-7% -очень амбициозная, притом что в настоящее время в Казахстане эта доля имеет почти нулевое значение, но принципиальное согласие со стороны банка получено.

Сегодня, в начале XXI в., в Казахстане частные предприниматели и граждане не стремятся покупать продукты и / или услуги исламского сектора. «Мы хотим, чтобы Казахстан был региональным центром по исламскому финансированию, именно чтобы бумаги, которые будут выпускаться на территории РК, признавались людьми, которые хотят покупать эти продукты или получать услуги согласно исламским принципам финансирования», - отметил заместитель председателя АФН Г. Узбеков.

Между тем известно, что второй по величине банк Казахстана «Турам Алеем» и «Emirates Islamic Bank» из Объединенных Арабских Эмиратов планируют создать в Казахстане банк, который будет работать на основе законов шариата. Предполагается создать совместное предприятие, которое будет предлагать как корпоративные, так и ритейловые продукты. Каждой стороне будет принадлежать по 50% капитала. Отличительная черта ислам-

ского финансирования - запрет на взимание любых процентов по кредитам (номинальные, простые и сложные, фиксированные или плавающие). Для того чтобы получить доход от кредитования, финансовый институт либо должен быть долевым участником, полностью разделяя риски и премии предприятия, либо участвовать в торговле и получать прибыль от разницы между себестоимостью товара и его продажной ценой. Торговые контракты должны быть основаны на принципах справедливости и не способствовать незаконному обогащению любой из сторон, что, по сути, является основой и традиционного бизнеса.

В настоящее время имеется значимый фактор, который может кардинально изменить в лучшую сторону не только экономическое положение РК и каждой из соседних стран. Этим фактором является создание Кругокаспийского макрорегиона. Все страны каспийского региона и их соседи активно развивают все отрасли экономики, борются за установление эффективных внешнеэкономических связей, участвуют в строительстве различных международных транспортных путей. Особенно наглядно это проявляется в России, Иране, Казахстане, Туркмении.

Казахстан и Туркмения целеустремленно продвигают свои экономические проекты в сторону пустынного каспийского побережья. Отличие этих двух стран, как и других среднеазиатских и кавказских республик: Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Азербайджана, состоит в том, что основное направление, которое они выбрали под воздействием зарубежных инвесторов, - это сырьевое развитие экономики.

Россия также прилагает определенные усилия по развитию транспортной инфраструктуры на каспийском побережье, доказательствами чего являются строительство нового морского порта Оля, подведение к нему железнодорожной 50-километровой ветки от станции Яндыки, развитие порта Махачкала. Активную экономическую программу осуществляет администрация Астраханской области, выдвигая перспективные предложения.

Главным препятствием для получения ожидаемого прикаспийскими странами результата является их разобщенность в экономической сфере. Более того, между ними часто возрастают конкуренция и изоляционизм. Это подтверждается и тем, что они готовы прокладывать новые транспортные магистрали параллельно уже действующим, лишь бы не пересекать границу с соседом. Страны Евросоюза придерживаются прямо противоположной стратегии, развивая международные транспортные коридоры.

Стремление к получению серьезных экономических и, соответственно, социальных позиций переходит в стадию регионализации. Она возникла как движение, защищающее небольшие страны от угроз глобализации, экономического поглощения транснациональными корпорациями. Основополагающими факторами в регионализации, наряду с территориальной близостью, являются историческая общность, сходный менталитет. Стремление к региональной солидарности РК и других азиатских стран четко обозначило нежелание этих стран оставаться чьей бы то ни было сырьевой базой.

Наглядным примером того, как обретают конкретные очертания основанные на обоюдной выгоде и взаимном интересе инициативы главы Туркменского государства, служит строительство железной дороги Узень-Гызылгая-Берекет-Этрек-Горган, которое было начато 1 декабря 2007 г. в Берекете. В торжественной церемонии укладки первых рельсов стальной магистрали, призванной стать важным звеном нового международного транснационального коридора Север-Юг, приняли участие президент Туркменистана Г. Бердымухамедов, высокопоставленные представители Ирана и Казахстана.

Отмечая востребованность, экономическую целесообразность строительства новой железной дороги, Г. Бердымухамедов особо выделил тот факт, что она будет состыкована с транспортной сетью Европы и Азии. Таким образом, Туркменистан, как и РК, становится важнейшим транспортным центром континентального значения, что принесет стране немалую экономическую выгоду от транзитных перевозок, послужит дальнейшему развитию всестороннего международного сотрудничества. Новый транспортный коридор, который свяжет страны региона в третьем тысячелетии, послужит конструктивной интеграции на условиях реальной экономической выгоды и равноправного партнерства. Именно это отметил президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад в своем послании Г. Бердымухамедову по случаю открытия в Ашхабаде специализированной выставки товаров Исламской Республики Иран, в которой приняли участие свыше 80 ведущих иранских компаний.

Выполнению обязательств, связанных с реализацией проекта по созданию транспортно-коммуникационного коридора Север-Юг, строительству Прикаспийского газопровода и модернизации действующей газотранспортной системы было отведено главенствующее внимание и на переговорах двухсторонней межправитель-

ственной комиссии. Пребывание высокопоставленной делегации Казахстана в туркменской столице завершилось подписанием двустороннего протокола, в котором определены важнейшие направления на высшем уровне, подтверждена готовность обеих стран к расширению и диверсификации взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества, включая топливно-энергетический сектор, сельское и рыбное хозяйство, туризм, сферу транспорта и телекоммуникаций.

Осуществление этих планов напрямую зависит от политической и финансовой стабильности как в мире, так и в договаривающихся странах. Сегодня в связи с разразившимся мировым финансовым кризисом, упадком экономической активности в самом Казахстане и соседних странах большая часть проектов будет заморожена до более благоприятных времен.

«Исламский фактор в истории и современности»,

М., 2011 г., с. 188-190.

М. Шумилов

доктор исторических наук

РОЛЬ КИРГИЗИИ В РЕАЛИЗАЦИИ

СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ США

В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

11 сентября 2001 г. послужило удобным информационным прикрытием для закрепления военного присутствия американцев в Афганистане, который стал для них стратегическим плацдармом в деле обеспечения контроля над всей Центральной Азией (ЦА). В конце того же месяца США обратились к руководству Киргизской Республики (КР) с просьбой предоставить воздушное пространство для проведения операции в Афганистане, на что получили положительный ответ. 11 декабря 2001 г. верхняя палата Жогорку Кенеша - парламента КР - одобрила решение правительства предоставить ВВС США международный аэропорт «Манас», Решение о предоставлении аэропорта для военной техники США было согласовано с партнерами по ДКБ и ШОС. Таким образом, для осуществления боевых действий и гуманитарной помощи в рамках антитеррористической операции США «Несокрушимая свобода» в Афганистане в декабре 2001 г. по мандату ООН в КР была открыта авиабаза площадью 224 га. Здесь предусматривалось разместить примерно 40 самолетов и 4 тыс. военнослужащих, ко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.