Научная статья на тему 'Казахи Алтайского края: полевые исследования сибирских этнографов в 1990-2010-е годы'

Казахи Алтайского края: полевые исследования сибирских этнографов в 1990-2010-е годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
258
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ / КАЗАХИ / КУЛЬТУРА КАЗАХОВ / ИСТОРИЯ КАЗАХОВ / АЛТАЙСКИЙ КРАЙ / FIELD RESEARCHES / SCIENTIFIC SCHOOLS / THE KAZAKHS / KAZAKH CULTURE / KAZAKH HISTORY / ALTAI TERRITORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Люля Наталья Викторовна, Рыков Алексей Викторович

В статье проанализированы результаты полевых исследований по изучению казахского населения Алтайского края учеными Западно-Сибирского региона. Выявляется круг исследователей, обращавшихся к вопросам истории и культуры казахов в рамках этнографических экспедиций по населенным пунктам Алтайского края в 1990-2010-е годы. Авторы приходят к выводу, что сбор материала осуществлялся лишь в моноэтничных населенных пунктах отдельных районов региона. Многие проблемы остаются малоизученными. В частности, необходимы дальнейшие исследования вопросов воздействия на культуру казахов других народов, а также сбор этнографических источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Люля Наталья Викторовна, Рыков Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ALTAI KAZAKHS: FIELD RESEARCHES OF THE SIBERIAN ETHNOGRAPHERS IN THE 1990-2010S

The article analyses the results of the West Siberian scientists’ field researches on the Kazakh population of the Altai Territory. The authors mention the researchers who focused on studying the Kazakhs’ history and culture during ethnographic expeditions to the Altai Territory in the 1990-2010s. The researchers conclude that the collection of ethnographic material was carried out only in mono-ethnic settlements of certain districts of the region. Many problems remain insufficiently studied. In particular, further studies are required to identify the influence of other cultures on the Kazakh one. The problem of collecting ethnographic material is also relevant.

Текст научной работы на тему «Казахи Алтайского края: полевые исследования сибирских этнографов в 1990-2010-е годы»

https://doi.orq/10.30853/manuscript.2019.12.22

Люля Наталья Викторовна, Рыков Алексей Викторович

КАЗАХИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ: ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СИБИРСКИХ ЭТНОГРАФОВ В

1990-2010-Е ГОДЫ

В статье проанализированы результаты полевых исследований по изучению казахского населения Алтайского края учеными Западно-Сибирского региона. Выявляется круг исследователей, обращавшихся к вопросам истории и культуры казахов в рамках этнографических экспедиций по населенным пунктам Алтайского края в 1990-2010-е годы. Авторы приходят к выводу, что сбор материала осуществлялся лишь в моноэтничных населенных пунктах отдельных районов региона. Многие проблемы остаются малоизученными. В частности, необходимы дальнейшие исследования вопросов воздействия на культуру казахов других народов, а также сбор этнографических источников.

Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/9/2019/12Z22.html

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 12. C. 119-123. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2019/12/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

Список источников

1. Васильев Г. Н. Сыма уонна атын астар. Дьокуускай: Кин. изд-та, 1993. 32 с.

2. Кулаковский А. Е. Научные труды. Якутск: Кн. изд-во, 1979. 484 с.

3. Маак Р. К. Вилюйский округ. М.: Яна, 1994. 592 с.

4. Миддендорф А. Ф. Путешествие на север и восток Сибири. СПб.: Изд-во Имп. акад. наук, 1878. 242 с.

5. Родионов Т. П. Национальная кухня: дорогу добрым традициям // Илин. 1997. № 1. С. 48-49.

6. Саввин А. А. Пища якутов до развития земледелия (опыт историко-этнографической монографии). Якутск: Бичик, 2005. 275 с.

7. Серошевский В. Л. Якуты: опыт этнографического исследования. М.: РОССПЭН, 1993. 714 с.

8. Тарбахов И. И. Эн остуолун сахалыы астара (Национальные блюда вашего стола). Дьокуускай: Бичик, 1993. 64 с.

9. Тырылгин М. А. Истоки феноменальной жизнедеятельности народа саха. Якутск: Бичик, 2000. 200 с.

10. Худяков И. А. Краткое описание Верхоянского округа. Л.: Наука, 1969. 440 с.

11. Шиманский А. Пища якутов // Известия Восточно-Сибирского отделения РГО. 1886. № 3. С. 310-319.

12. Якутия: рекорды, самое первое, самое-самое. Якутск: Бичик, 2004. 256 с.

YAKUT NATIONAL CUISINE: TRADITIONS AND MODERNITY

Illarionov Vasilii Vasil'evich, Doctor in Philology, Professor Illarionova Tuyara Vasil'evna, Ph. D. in Philology M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk Illarionov_v_v@mail. ru; 445325@mail. ru

The article examines the structure and peculiarities of the Yakut national cuisine strongly influenced by such factors as historical and ecological conditions, geographical environment and economic activity. For centuries, the Yakuts have preserved their nutritional traditions. Similar to other Turkic-Mongolian peoples, the Yakuts classify food into dairy products and meat products. According to the cultural tradition, the Yakuts start eating meat products in winter, after cattle slaughtering. In summer, after nation-nal holiday Ysyakh and in the haymaking period, the Yakuts eat dairy products and fish. Vegetables and flour appeared in their ration with the arrival of the first Russian settlers.

Key words and phrases: Yakutia; nutritional traditions; cultural heritage; Turkic culture; dairy food (white food); meat products (black food).

УДК 930 Дата поступления рукописи: 14.11.2019

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.12.22

В статье проанализированы результаты полевых исследований по изучению казахского населения Алтайского края учеными Западно-Сибирского региона. Выявляется круг исследователей, обращавшихся к вопросам истории и культуры казахов в рамках этнографических экспедиций по населенным пунктам Алтайского края в 1990-2010-е годы. Авторы приходят к выводу, что сбор материала осуществлялся лишь в моно-этничных населенных пунктах отдельных районов региона. Многие проблемы остаются малоизученными. В частности, необходимы дальнейшие исследования вопросов воздействия на культуру казахов других народов, а также сбор этнографических источников.

Ключевые слова и фразы: полевые исследования; научные школы; казахи; культура казахов; история казахов; Алтайский край.

Люля Наталья Викторовна Рыков Алексей Викторович

Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул natalyalyulya@mail. ги; avrykov@bk. ги

КАЗАХИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ: ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СИБИРСКИХ ЭТНОГРАФОВ В 1990-2010-Е ГОДЫ

Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ № 19-49-220009 р_а и Министерства образования и науки Алтайского края, договор № Н-16 от 07.08.2019 «Устная история и этнография в полевых исследованиях второй половиныXX- началаXXI века как источник и метод изучения и сохранения историко-культурного наследия сельских территорий Алтайского края»

Формирование казахского населения на территории Алтайского края происходило во второй половине XVIII -начале XX в., на что оказывали влияние внешнеполитические факторы, административные и земельные реформы XIX - начала XX в., проводимые на территории Западной Сибири и степного края Российской империи. В советское время численность казахов, проживающих на территории Алтая, оставалась стабильной (по переписи 1989 года - 21 709 чел., 5 место - 0,83%). В 1990-е годы после распада Советского Союза в результате

миграций казахов в Республику Казахстан их численность уменьшилась. По переписи 2010 года, в Алтайском крае числится 7 979 казахов (занимают 4 место - 0,34% - после русских (1 место - 93,93%), немцев (2 место - 2,13%), украинцев (3 место - 1,35%)). Значительная часть казахов проживает в приграничных районах края (Михайловский, Бурлинский, Угловский, Благовещенский, Кулундинский районы) и г. Барнауле.

Актуальность данного исследования заключается в изучении этнокультурных процессов у казахов Алтая в новых политических и административно-территориальных условиях с начала 1990-х годов. Цель данной публикации - выявление круга исследователей, обращавшихся к изучению истории и культуры казахов в рамках экспедиций по населенным пунктам Алтайского края в 1990-2010-е годы. Научная новизна работы заключается в проведенном впервые анализе результатов полевых исследований по изучению казахского населения Алтайского края учеными Западно-Сибирского региона. Практическая значимость исследования состоит в обобщении опыта предыдущих полевых исследований для определения малоизученных проблем истории и культуры казахов Алтая и усовершенствования методического инструментария.

Одной из первых в 1990-е гг. к вопросам изучения казахского населения обратилась д.и.н. Ирина Вячеславовна Октябрьская (г. Новосибирск). В том числе благодаря ее исследованиям отдел этнологии Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН стал одним из крупных центров изучения казахов. Приоритетным направлением исследований этнографа являлось определение роли казахов в этнополитических и социокультурных процессах в приграничных районах Южной Сибири. В 2004 г. она защитила докторскую диссертацию по теме «Казахи Алтая: этнополитические и этнокультурные процессы в приграничных районах Южной Сибири в XIX-XX вв.» [13], в которой были рассмотрены вопросы истории казахской миграции и социокультурной адаптации в регионе, современные этнополитические процессы в трансграничной зоне на материалах исследования чуйских и туратинских казахов Республики Алтай [Там же, с. 25].

В последнее время к изучению казахов Алтайского края обращаются новосибирские исследователи. В частности, И. В. Октябрьская обратила внимание на взаимосвязи казахов Республики Алтай и Алтайского края с Республикой Казахстан. Автор подчеркивает важность учета ценностей сообщества казахов пограничных областей России при определении стратегий развития Большого Алтая. По мнению этнографа, данные перспективы должны определять принципы межкультурного и межэтнического сотрудничества [12, с. 127]. Отличительной особенностью деятельности ИАЭТ СО РАН является тесное сотрудничество с этнографами Республики Казахстан. Например, в 2012 г. в полевых исследованиях на территории Кулундинского района приняла участие к.и.н. З. К. Сураганова (Национальный музей Республики Казахстан, г. Нур-Султан). В ходе обследования населенных пунктов Кулундинского района края сбор материала осуществлялся по духовной культуре казахов с. Кирей, рассматривались обряды жизненного цикла [14].

Одним из направлений работы новосибирских этнографов, в т.ч. учеников научной школы И. В. Октябрьской, стало изучение изменений материальной культуры казахов по музейным коллекциям на материалах Алтайского края. Так, совместно с М. В. Москвиной и к.и.н. Е. Ю. Павловой (НГМУ, г. Новосибирск) велась работа в фондах районных краеведческих музеев (Михайловского, Кулундинского, Благовещенского, Табунско-го районов) и школьных музеев (с. Кирей Кулундинского района, с. Байгамут Благовещенского района) Алтайского края [11, с. 40]. Исследователи отмечают, что «в последние годы» [Там же] созданы экспозиции по казахской культуре в каждом из вышеобозначенных музеев. Значительная часть предметов представлена «старинной домашней утварью», которую передали в фонды жители сел. Отмечается, что на базе музеев проводятся районные фестивали национальных культур и традиционные казахские праздники [Там же].

С 1990-х гг. на базе Барнаульского педагогического университета под руководством д.и.н. Татьяны Кирилловны Щегловой начинают активно проводиться историко-этнографические экспедиции [19, с. 73] в рамках реализации комплексной программы «Народы Алтая: история и культура». Была поставлена задача изучения сохранения и трансформации традиционной казахской культуры в контексте политических, экономических, социальных и этнокультурных процессов 1990-2000-х гг. Одним из ведущих направлений стало изучение истории и культуры казахов, проживающих на территории края.

Сбор полевого материала в рамках комплексных и тематических экспедиций опирался на новые методики и подходы, в частности активно развивающейся в России устной истории. Кроме комплексных историко-этнографических экспедиций проводились тематические выезды для изучения тех или иных народов. В 1995 г. в рамках комплексной экспедиции было обследовано с. Берлек Усть-Калманского района, где казахи проживали совместно с русскими. Собран материал по материальной и духовной культуре «берлековцев» [10]. С 2003 г. активно начинают проводиться тематические выезды аспирантами кафедры отечественной истории и учениками научной школы Т. К. Щегловой. В Кулундинском районе проходила экспедиция под руководством Б. Б. Пушкарева. Целью экспедиции являлось изучение истории, традиционной материальной и духовной культуры населения. С 2006 г. казахское население в рамках реализации программы «Народы Алтая: история и культура» аспирантами кафедры отечественной истории Т. А. Гориявчевой и А. В. Юсуповой были проведены полевые исследования казахов и татар. Выборка населенных пунктов определялась преобладанием в селе казахов. В 2007 г. ими была проведена экспедиция на территории Угловского района, обследованы с. Бор-Кособулат и Беленькое [4, с. 84]. В 2008 г. в ходе экспедиции обследовано казахское с. Кирей Кулундинского района [5, с. 92]. В 2012 г. в рамках историко-этнографической экспедиции в Панкрушихинский район выездной группой (А. В. Юсупова) был обследован моноэтнический пос. Кызыл-ту. Основные темы, которые были рассмотрены в ходе выезда: история развития и заселения поселка, освоение и адаптация к природно-

климатическим условиям местности, основные религиозные праздники, проведение обрядов, традиции питания [17]. В ежегодных комплексных историко-этнографических экспедициях 2010-х гг. также был собран полевой материал по истории и культуре казахов.

Обобщив полевые материалы, собранные в ходе экспедиций, Т. К. Щеглова выделила в Алтайском крае две историко-культурные зоны расселения казахского этноса - порубежные территории вдоль границы Российской Федерации и Республики Казахстан и территории в полосе бывшей Колывано-Воскресенской оборонительной линии на Алтае. В первую зону входят западные районы Алтайского края, расположенные в степной и лесостепной частях. Во вторую зону, протянувшуюся с запада на восток, через южные предгорные и горные районы Алтайского края, входят или входили ранее казахские поселения, которые образовались благодаря взаимодействию со служилым казачьим населением (Чарышский, Усть-Калманский, Петропавловский и др. районы) [18, с. 38-39]. С одной стороны, русским казакам были необходимы лошади, с другой -казахи-скотоводы выращивали их для казачьей службы. Этот симбиоз существовал и в советское время, когда колхоз в земледельческой русской деревне Осиновке и соседний казахский скотоводческий колхоз Берлек обменивались продукцией. В период ликвидации неперспективных сел многие моноэтнические русские и казахские поселения исчезли, в т.ч. Осиновка и Берлек.

Что касается казахского населения в степных западных районах, которое сохранило моноэтнические поселения, исследователем была выявлена тенденция диффузии элементов культуры, приведшая к деформациям традиций, повлекшим за собой изменения традиций питания, убранства жилья и т.д. [17, с. 102]. Как пишут на основе полевых материалов барнаульские исследователи, «происходил компромисс, при котором элементы культуры того и другого народа взаимопроникали, адаптируясь в материальной сфере и находя компромиссы в духовной сфере», в то же время большое влияние оказали такие факторы, как «граничность с материчной территорией, семейные, общественные, экономические связи с титульным этносом» [18, с. 39].

Исследованием казахов Алтайского края в 2000-х гг. занимался к.и.н. Ержан Адильбекович Бельгибаев (Алтайский государственный университет (АлтГУ), г. Барнаул). Основными источниками его работ стали полевые материалы, собранные во время экспедиций Алтайского государственного университета в рамках учебных этнографических практик студентов 1 курса исторического факультета [3, с. 90] и самостоятельных полевых исследований, преимущественно в степных западных районах Алтайского края. Крупная экспедиция по изучению казахов была организована исследователями и студентами Алтайского государственного университета в июле 2008 г. в Михайловский район. Основным методом в экспедиции являлся этносоциологиче-ский опрос с использованием анкетирования и интервьюирования. Благодаря творческим связям Ержан Адильбекович использовал опросный лист «Выявление культурных запросов и национальных установок казахов Алтайского края», подготовленный исследователями АлтГУ на основе анкеты, разработанной омскими исследователями А. Г. Селезневым и А. В. Малхасьяном для изучения татар Салехарда [1, с. 59]. Е. А. Бельгибаев закончил аспирантуру Омского государственного университета, защитил диссертацию «Традиционная материальная культура челканцев бассейна р. Лебедь (вторая половина XIX - XX в.)» под руководством выдающегося сибирского исследователя Н. А. Томилова, является носителем традиций Омской школы этнографов. Данный лист содержал ряд тематических блоков, в том числе сведения о религии, национальных установках, межнациональных отношениях. Также Ержан Адильбекович работал с фондами Михайловского отдела ЗАГС администрации Михайловского района с 1970-х гг. по 2002 г. Полученные материалы позволили Е. А. Бельгибаеву охарактеризовать этнический состав брачных партнеров, проследить динамику брачной структуры казахов. В динамике брачной структуры казахов Е. А. Бельгибаев выделяет такие тенденции, как стабильный рост числа межнациональных браков с участием лиц казахской национальности, а также постепенное расширение брачной структуры за счет представителей других национальностей [Там же, с. 62]. В ходе данной экспедиции также осуществлялся сбор материала по похоронной обрядности казахов. Е. А. Бельгибаев отмечает наличие не только общеказахских похоронных традиций, но и специфических черт, «характерных для данной группы населения Алтайского края». По его мнению, данные особенности «во многом обусловлены характером почвы в местах погребений и известной изолированностью рассматриваемой группы казахского населения» [2, с. 56].

Большой вклад в изучение традиционного орнаментального искусства казахов степной зоны Западной Сибири конца XIX - XX века внесла к.и.н. Айман Айповна Дайрабаева (АлтГУ, г. Славгород, Алтайский край). В 2002 г. под руководством известного омского археолога и этнографа М. А. Корусенко она проводила сбор полевых материалов в с. Кирей, с. Мираблит Кулундинского района; с. Михайловское, с. Ракиты, пос. Малиновое озеро Михайловского района, в 2008 г. - в с. Новосельское Бурлинского района. Итоги работы исследователя на территории Алтайского края и Западной Сибири в целом нашли свое отражение в ее кандидатской диссертации «Традиционное орнаментальное искусство казахов степной зоны Западной Сибири конца XIX - XX века» и монографии [7; 9]. Полученные материалы позволили ей рассмотреть традиционное орнаментальное искусство казахов Алтайского края, выявить как общие тенденции его развития по Западной Сибири, так и их локальную специфику. В частности, анализ материалов Омской области и Алтайского края позволил автору прийти к выводу о том, что «в конце XIX - начале XX в. украшения типа шолпы бытовали в степной зоне Западной Сибири и на близлежащих территориях» [7, с. 50]. При рассмотрении процесса ткачества автор подчеркивает, что в с. Кирей Кулундинского района вместо шерсти использовали вату, относя это к «локальной специфике мастериц Алтайского края» [Там же, с. 74]. А. А. Дайрабаевой также

проводилось описание коллекций по казахскому этносу сельских музеев Алтайского края (в частности, Бур-линского и Кулундинского районов) и Алтайского государственного краеведческого музея [6]. Отдельный интерес автора составляют вопросы изучения духовной культуры казахов Алтайского края. Так, ею был проанализирован обряд вызывания дождя казахов Бурлинского района. Автор подробно фиксирует особенности проведения обряда, но развернутых выводов не представляет [8]. Собранные автором материалы представлены фотографиями, записями интервью, зарисовками и хранятся в фондах Научного архива Музея народов Сибири ИАЭТ СО РАН и Музея археологии и этнографии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского [9, с. 7].

С 2003 года изучением казахского населения Алтайского края занимается представитель Омской научной школы Н. А. Томилова к.и.н. Шолпан Камалидиновна Ахметова (Отделение СО РАН, г. Омск). В ходе ее масштабных экспедиций были обследованы моноэтничные населенные пункты Благовещенского (с. Байгамут), Кулиндинского (с. Кирей, с. Мираблит), Михайловского (с. Михайловка, Малиновое озеро, Николаевка), Славгородского (с. Куатовка), Бурлинского районов края. Она обращается к вопросам современных этнических процессов в среде казахов, особое внимание уделяет обрядам жизненного цикла и мировоззрению казахов. В последнее время осуществляются комплексные археолого-этнографические исследования совместно с к.и.н. И. В. Толпеко по изучению погребально-поселенческих комплексов казахов Омского региона, что дополняет этнографические материалы по истории рода и аулов. Собранные Ш. К. Ахметовой полевые материалы хранятся в ее личном архиве и другим исследователям недоступны.

Под руководством Ш. К. Ахметовой в 2005-2006 гг. в ходе Казахских этнографических экспедиций Омского филиала Объединенного института истории, филологии и философии СО РАН к.и.н. А. С. Сарсамбековой на территории Алтайского края проводились самостоятельные этносоциологические исследования казахов по вопросам этнокультурных связей в среде казахов Западной Сибири и сопредельных территорий Казахстана в конце XX - начале XXI в. [15, с. 9-10]. Материалы данных исследований послужили основой для анализа национальных установок казахского населения приграничных территорий и позволили автору прийти к выводу, что «национальные установки казахов исследуемой территории можно охарактеризовать как толерантные. Для казахов исследуемой территории характерна биидентичность, так как данный регион в этническом плане является полиэтничным, что способствует формированию положительных гетеростереотипов» [16, с. 29].

Таким образом, с 1990-х гг. активно проводятся полевые исследования по изучению истории и культуры казахов Алтайского края исследователями сформировавшихся научных школ Новосибирска, Омска и Барнаула. В ходе экспедиционных исследований в местах проживания казахов сбор материала осуществлялся преимущественно в моноэтничных населенных пунктах ряда районов Алтайского края. Меньшее внимание уделялось изучению казахов в селах со смешанным населением. Среди тематических направлений полевых исследований преобладали вопросы трансформации этнической идентичности, материальной и духовной культуры казахов Алтайского края, их декоративно-прикладного искусства в прошлом и настоящем. Неизученным остается воздействие на культуру казахов других народов (татар, русских, украинцев, немцев).

Список источников

1. Бельгибаев Е. А. Браки казахов Михайловского района Алтайского края (по материалам отдела ЗАГСа) // Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае, 2008 г. Барнаул: АлтГПА, 2009. Вып. 5. С. 59-62.

2. Бельгибаев Е. А. Из погребальной обрядности казахов Михайловского района Алтайского края // Этнография Алтая и сопредельных территорий. Барнаул: АлтГПА, 2008. Вып. 7. С. 54-56.

3. Бельгибаев Е. А., Назаров И. И. Этнографические экспедиции АлтГУ 2000-2005 гг.: из опыта полевой работы // Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае, 2006 г. Барнаул: БГПУ, 2007. Вып. 3. С. 90-95.

4. Гориявчева Т. А. Этническое самосознание казахов (по материалам исследования моноэтнического села Бор-Кособулат в Угловском районе Алтайского края) // Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае, 2007 г. Барнаул: АлтГПА, 2009. Вып. 4. С. 84-87.

5. Гориявчева Т. А., Юсупова А. В. Итоги историко-этнографических исследований в селе Керей Кулундинского района Алтайского края // Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае, 2008 г. Барнаул: АлтГПА, 2009. Вып. 5. С. 88-92.

6. Дайрабаева А. А. Казахские коллекции в собраниях Бурлинского районного краеведческого музея (Алтайский край) // Культура и взаимодействие народов в музейных, научных и образовательных процессах - важнейшие факторы стабильного развития России. Омск: Наука, 2016. С. 352-354.

7. Дайрабаева А. А. Орнамент казахов степной зоны Западной Сибири: развитие искусства. Барнаул: АГУ, 2015. 172 с.

8. Дайрабаева А. А. Способ борьбы с засухой в традиционной обрядности казахов Бурлинского района Алтайского края // Интеграция археологических и этнографических исследований: в 2-х т. / гл. ред. Н. А. Томилов. Иркутск: ИрГТУ, 2013. Т. 2. С. 189-192.

9. Дайрабаева А. А. Традиционное орнаментальное искусство казахов степной зоны Западной Сибири конца XIX - XX века: автореф. дисс. ... к.и.н. Омск, 2010. 22 с.

10. Курбатова Н., Ильиных Е. Села Осиновка и Берлек // Ползуновские чтения 1996 года: материалы научно-практической конференции / ред.-сост. А. Д. Сергеев. Барнаул - Усть-Калманка: БГПУ, 1996. С. 40-44.

11. Москвина М. В., Октябрьская И. В., Павлова Е. Ю. Традиционная культура казахов в музейных собраниях Западной Сибири // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2018. № 1 (87). С. 38-41.

12. Октябрьская И. В. Казахи Алтая в исторических конфигурациях Евразии ХХ - начала XXI в. // Этнокультурные взаимодействия в Евразии: пространственные и исторические конфигурации: материалы Международной научной конференции (25-27 ноября 2012 г.) / отв. ред. Т. К. Щеглова. Барнаул: АлтГПА, 2012. С. 121-127.

13. Октябрьская И. В. Казахи Алтая: этнополитические и социокультурные процессы в пограничных районах Южной Сибири XIX-XX вв.: дисс. ... д.и.н. Новосибирск, 2004. 281 с.

14. Октябрьская И. В., Сураганова З. К. Понятия мушел и жшк в традиционной казахской культуре // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. 2012. Т. XVIII. С. 404-407.

15. Сарсамбекова А. С. Казахи Западной Сибири и сопредельных территорий Казахстана: этнокультурные связи и процессы: конец XX - начало XXI в.: автореф. дисс. ... к.и.н. Томск, 2009. 19 с.

16. Сарсамбекова А. С. Национальные установки казахов Западной Сибири и Северного Казахстана // Омский научный вестник. 2008. Вып. 1. С. 27-29.

17. Щеглова Т. К. Народы Алтая в прошлом и настоящем: численность, размещение, этнокультурный состав, этнокон-тактные зоны // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. 2015. Вып. 23. С. 97-107.

18. Щеглова Т. К. Обь-Иртышское Порубежье. Историко-культурная взаимосвязь казахстанского Прииртышья и российского Верхнего Приобья в свете новых подходов и технологий их изучения // Независимый Казахстан: история, современность и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции. Павлодар: ПГПИ, 2011. С. 34-42.

19. Щеглова Т. К. Русские, украинцы, немцы, казахи степного запада Алтайского края: формирование переселенческой историко-этнографической области и сельского культурного ландшафта: материалы к Историко-этнографическому атласу Алтайского края // Этнография Алтая и сопредельных территорий. Барнаул: АлтГПУ, 2011. Вып. 8. С. 72-83.

THE ALTAI KAZAKHS: FIELD RESEARCHES OF THE SIBERIAN ETHNOGRAPHERS IN THE 1990-2010S

Lyulya Natal'ya Viktorovna

Rykov Aleksei Viktorovich

Altai State Pedagogical University, Barnaul natalyalyulya@mail. ru; avrykov@bk. ru

The article analyses the results of the West Siberian scientists' field researches on the Kazakh population of the Altai Territory. The authors mention the researchers who focused on studying the Kazakhs' history and culture during ethnographic expeditions to the Altai Territory in the 1990-2010s. The researchers conclude that the collection of ethnographic material was carried out only in mono-ethnic settlements of certain districts of the region. Many problems remain insufficiently studied. In particular, further studies are required to identify the influence of other cultures on the Kazakh one. The problem of collecting ethnographic material is also relevant.

Key words and phrases: field researches; scientific schools; the Kazakhs; Kazakh culture; Kazakh history; Altai Territory.

УДК 94(571.5) Дата поступления рукописи: 16.10.2019

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.12.23

В статье анализируется положение тибетской медицины начала XX в. в Монголии и рассматриваются этапы ее ранних отношений с европейской медицинской системой. В исследовании представлены малоизученные аспекты попыток освоения европейских принципов оказания медицинской помощи населению представителями традиционной монгольской медицины. Выявлено, что небольшое количество представителей буддийского духовенства пытались установить плодотворное сотрудничество и перенять опыт советских врачей. Установлено, что правительство Монгольской Народной Республики в первые десятилетия стремилось привлечь эмчи-лам для решения задач здравоохранения страны. Для этого ламы и лекари направлялись на медицинские курсы, а при буддийских монастырях организовывались амбулатории с использованием традиционных методов лечения.

Ключевые слова и фразы: история здравоохранения; тибетская медицина; советская медицина; кочевые народы; Монголия; санитарный надзор; социальные болезни.

Миягашева Суржана Борисовна, к.и.н.

Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук, г. Улан-Удэ surjana.miyagasheva@imbt.ru

МОНГОЛЬСКИЕ ЭМЧИ-ЛАМЫ: ОТ ТРАДИЦИОННОГО ЛЕЧЕНИЯ К ЕВРОПЕЙСКОЙ МЕДИЦИНЕ (1920-1930-Е ГГ.)

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 19-18-00031).

В начале XX в. в связи с широким внедрением европейской медицины на территории Монголии установилась конфликтная ситуация с тибетской системой здравоохранения. Монгольское кочевое общество всецело

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.