Научная статья на тему 'Этническая история верхнего Приобья и Прииртышья в исследованиях казахстанских и российских ученых'

Этническая история верхнего Приобья и Прииртышья в исследованиях казахстанских и российских ученых Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
185
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этническая история верхнего Приобья и Прииртышья в исследованиях казахстанских и российских ученых»

ЛИТЕРАТУРА

[1] Подробнее см.: Вибе П. П. Роль и место А.Ф. Палашенкова в истории омского краеведения и сохранении культурного наследия Сибири // Краеведение как феномен провинциальной культуры : матер. Всерос. науч.-практ. конф., посвященной 125-летию со дня рождения Андрея Федоровича Палашенкова (18861971) (Омск, 27-29 октября 2011 г.) / под ред. П. П. Вибе, А. А. Кильдюшевой, Е. М. Бежан, О.А. Безродной. Омск : ОГИК музей, 2011. С. 7-19.

Е.М. Бежан, А.Г. Смирнова

ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ВЕРХНЕГО ПРИОБЬЯ И ПРИИРТЫШЬЯ В ИССЛЕДОВАНИЯХ КАЗАХСТАНСКИХ И РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ

21-23 ноября 2011 г. в г. Барнауле в Алтайской государственной педагогической академии (АлтГПА) прошла VIII Международная научная конференция «Этнография Алтая и сопредельных территорий: этнокультурные процессы в Верхнем Приобье и Прииртышье». В этот раз данное научное мероприятие было посвящено 20-летию историко-этнографических исследований сектора устной истории и этнографии Лаборатории исторического краеведения АлтГПА. Соорганизаторами российского вуза в процессе подготовки конференции были учебные заведения Республики Казахстан - государственные педагогический институт и университет им. Шакарима из г. Семипалатинска.

В г. Барнауле для участия в конферен-циии приехали ученые, преподаватели, аспиранты из городов России и Казахстана -Бийска, Горно-Алтайска, Казани, Кемерова, Новосибирска, Томска, Усть-Каменогорска, самые крупные делегации прибыли из Омска и Семипалатинска. Заочно приняли участие ученые из других городов России и Казахстана, а также из республик Беларусь, Узбекистан, Украина и Германии. К началу работы конференции был выпущен научный сборник с ее материалами [1].

Конференция начала свою работу с пленарного заседания, на котором выступили российские ученые - доктора наук: Н.А. Томилов (Омск) с докладом «Этнология: объектно-предметные области и вопросы периодизации ее истории в России», Е.Ф. Фурсова (Новосибирск) - «Славянский мир в Сибири: базисные ценности и изменчивость этнических культур», Т.К. Щеглова (Барнаул) - «Этнокультурное взаимодействие народов Обь-Иртышского междуречья в исторической ретроспективе: к вопросу о

создании историко-этнографического атласа Алтайского края». Из казахстанских участников выступили доктора наук: Е.Б. Са-дыков (Астана) с докладом о территориальном размежевании Казахстана и Сибкрая в контексте национальной политики советского государства 1920-х гг., М.Г. Ескенди-ров и М. К. Каримов (Семей) «Казахское население российского Алтая: история и современность», Б.Ж. Атантаева (Семей) -

«Межэтнические взаимодействия в контексте общественного согласия: опыт и перспективы», Г.Т. Мусабалина (Астана) с сообщением о культурной жизни Восточного Казахстана в XIX в.

Методологическую направленность имел доклад директора Омского филиала Института археологии и этнографии СО РАН и Сибирского филиала Российского института культурологии, заведующего кафедрой этнографии и музееведения Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского Н.А. Томилова, в котором были определены объекты и предметы не только этнологии, но и ряда ее субдисциплин. Фактически продолжением доклада стали две прочитанные Н.А. Томиловым в АлтГПУ лекции по методологии музееведения (музеологии) и этноархеологии.

В докладе одного из главных организаторов конференции первого проректора и заведующего кафедрой отечественной истории АлтГПУ Т.К. Щегловой было выдвинуто и доказано положение о том, что «...на территории Алтайского края сформировалась самостоятельная переселенческая историкоэтнографическая область» и что «в ее границах сложилась сеть населенных пунктов с моноэтническими селами или селами со смешанным составом, где до наших дней сохранились русские, украинские, немецкие, казахские, татарские компоненты культуры [2].

Далее работа проходила в рамках трех секций. Первая секция называлась «Российско-казахстанское порубежье: этнокультурное развитие и межэтническое взаимодействие в прошлом и настоящем» (руководители секции В.М. Кимеев (Кемерово) и М.Н. Тихомирова (Омск)). Сначала выступали гости из Казахстана. Красной нитью практически сквозь все выступления прошла тема национального вопроса в политике правительства Казахстана, формирования казахов как нации.

Т. М. Демежанов (Семей) в своем выступлении осветил вопрос об этнокультурном аспекте в изучении русского языка в школах Казахстана. Доклад К.С. Калиевой (Усть-Каменогорск) назывался «Ассамблея народов Казахстана как институт государственной политики в сфере межэтнических отношений». Выступление Г.Е. Мамаевой (Семей) освещало практическую сторону реализации национальной политики в Казах-

стане на примере деятельности Русского социально-культурного центра в г. Семей.

Очень интересно было выступление Х.-М. Ш. Илиуфа (Семей) о происхождении этнической категории «чала-казак». Он рассказал, что это слово в казахском языке появилось в начале XIX в., когда шло формирование этой группы населения. В настоящее время этот термин в основном обозначает лиц, рожденных от брака коренного населения - казахов и поволжских татарок.

Далее выступали российские докладчики. М.Н. Тихомирова (Омск) рассказала о роли продуктов питания в трудовых процессах татар Западной Сибири, об иррациональном использовании пищи с целью достижения благополучия в хозяйственных занятиях, о традициях дележа прибавочного продукта со своей группой.

Доклад В.В. Кимеева (Кемерово) был посвящен экомузеям Горной Шории и Западной Монголии. Он сообщил собравшимся участникам об опыте создания таких музеев в Таштагольском районе Кемеровской области. Это известные на Алтае экомузеи-заповедники «Тазгол» и «Трехречье» в пос. Усть-Кабырза. Также докладчик рассказал о разведывательных экспедициях в Западной Монголии Кемеровского госуниверситета с целью выявления наиболее перспективных природных объектов, археологических памятников для создания экомузеев.

Далее выступала Н.О. Тадышева (Горно-Алтайск) с сообщением о современных обрядах, связанных с ребенком у алтайцев. Завершала работу первой секции Н.А. Та-дина (Горно-Алтайск). Ее доклад был посвящен очень интересной теме - этнические образы и стереотипы на примере трех народов, проживающих на Алтае (алтайцы, русские, казахи). Она рассказала о тех элементах, которые составляют этнический образ: внешний облик, хозяйственно-культурный тип, язык, одежда, пища, конфессиональная принадлежность. Также перечислила экзоэтнонимы (наименование этнической группы, которое дает ей другой этнос), рассказала об отношении респондентов к межэтническим бракам, восприятии внешнего облика народа его соседями.

Вторая секция «Славянский мир: подвижность и устойчивость этнокультурных границ и пути развития» работала под председательством Е.Ф. Фурсовой (Новосибирск) и Т. А. Гончаровой (Томск). Здесь были представлены не только конкретные итоги регионального изучения восточнославянских народов, но и различные теоретические, методические, эмпирические и практические проблемы современных исследований.

В первом блоке докладов были рассмотрены религиозные аспекты культуры восточных славян. Так, И.В. Куприянова (Барнаул) проанализировала взаимопроникновение и взаимодействие конфессиональной

и бытовой составляющих старообрядческой культуры. М. М. Ларионов (Усть-Каменогорск) посвятил свой доклад Усть-Каменогорскому благочинническому округу Усть-Каменогорской епархии Казахстанского митрополичьего округа Русской православной церкви (Московский патриархат). Образ жизни и семейные предания сибирских старообрядцев Саблиных-Серебренниковых были рассмотрены в докладе Е.Ф. Фурсовой (г. Новосибирск).

Второй блок докладов был посвящен результатам конкретных этнографических и музееведческих исследований русского населения Западной Сибири. Были заслушаны доклады Е. И. Глухих (Новосибирск) «Традиции домостроения русского старожильческого населения Прииртышья (на примере сел Малое Зеркальцево и Вагай)», В.Ю. Корневой (Томск) «Антропологический аспект знаков зернового кода в календарной обрядности русских», Е.А. Коляскиной (Бийск) «Отношение русских Алтая к смешанным бракам во второй половине XIX - первой половине ХХ в.», Н.С. Грибановой (Барнаул) «Полотенце в свадебной обрядности русского сельского населения Алтая в конце XIX -начале XXI в.», совместный доклад М.А. Жигуновой и Е. Н. Кузьминой (Омск) «Культура детства в этнографических коллекциях музеев Омской области», а также О.С. Мамонтовой (г. Барнаул) «Традиционная русская керамика как источник по изучению традиционной материальной и духовной культуры русского населения Алтая (на примере собраний муниципальных музеев Алтайского края)».

Наибольший интерес вызвали доклады, где рассматривались различные теоретические и методологические проблемы современных исследований. В докладе Т.А. Гончаровой (Томск) была поднята проблема этнической идентичности белорусов Томской области. Результаты обучения старшеклассников приемам работы с устными историческими источниками представила Е.К. Лейбова (Новосибирск). Бурное обсуждение вызвал доклад М.А. Жигуновой (Омск) «Основные тенденции современных этнокультурных процессов у русских Западной Сибири», где она констатировала формирование новой региональной общности «сибиряки». Хочется отметить удачное название третьей секции по этнической истории «Этническая история и этническая культура в разнообразии источников, методов и подходов», так как данное научное направление подразумевает изучение самых разных компонентов этноса, включая этнические процессы в разные исторические периоды. Само понятие «этническая история» в интерпретации Н.А. Томилова подразумевает многообразие источников, методов и частных методик в изучении этнической истории какого-либо народа, а также использо-

вание междисциплинарного подхода. В русле данного направления работают этнографы, антропологи, археологи, лингвисты, культурологи, музейные сотрудники. Программа данной секции и продемонстрировала участие вышеперечисленных специалистов в работе секции. Руководили работой секции М.А. Жигунова и С.Н. Корусенко (Омск). Всего в работе секции приняли участие около 20 человек, было заслушано 8 докладов, которые вызвали много вопросов и дискуссий.

Доклад М.Л. Бережновой (Омск) «Роль теории в интерпретации этнографических материалов (на примере реконструкции социального статуса сибирских крестьян XVIII-XX веков)» был посвящен изучению социальных групп переселенцев в Сибири как основе формирования субэтнических групп русских сибиряков. Наиболее интересной в этом плане стала проблема «старинных крестьян» - понятия, использовавшегося в делопроизводственных документах XVIII в., но так и не ставшего однозначным для исследователей XX в. Докладчик аргументированно обосновала свою позицию по этому вопросу, связав данное понятие с категорией первых крестьян в Сибири.

В докладе Х.-М.Ш. Илиуфа (Семей) «Астральный миф о “Трех аралах”» рассмотрены мифологические представления, которые автор исследует на основе изобразительного искусства древних - обнаруженных автором доклада петроглифов и мифологических представлений разных народов, в том числе отраженных в их сказках. В результате проведенного исследования он доказывает, что «сопоставление наскальных изображений с мифическими сюжетами и образами позволяет нам приблизиться к истокам древних мифологических представлений, выявить причины и пути их смешения, трансформации и возникновения новых элементов, проследить генезис некоторых религиозных образов и фольклорных персонажей. С этих позиций... сказки, которые сохранили не всегда поддающиеся интерпретации древние образы, зачастую представляют собой осколки древних мифологических сказаний» [3].

Мифотворчеству сибирских татар был посвящен доклад С.Н. Корусенко (Омск) «Кучум и Ермак в устной истории татар Западной Сибири». Ею рассмотрены и проанализированы многочисленные исторические предания, в которых имеется информация о Кучуме и Ермаке. Часто в них описываются какие-либо события, которые и хронологически привязываются ко времени правления Кучума. В части родословных легенд потомков бухарцев представлена информация о том, что основатель рода пришел в Сибирь по просьбе Кучума и т. д. С.Н. Кору-сенко выявила основные сюжетные линии, представленные в многочисленных преданиях, собранных и проанализированных в

разное время известными исследователями (Г.Ф. Миллер, В.В. Радлов, Н.Ф. Катанов, И.В. Белич) и хранящихся в архиве Музея археологии и этнографии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (сборы 1970-х - начала 2000-х гг.). Участвующие в работе секции представители научной сферы Казахстана обратили внимание автора доклада на бытование сюжетов, связанных с Ермаком, в сказаниях казахов Казахстана, что позволяет продолжить начатое исследование, расширив территориальные и этнические рамки.

В докладе А.В. Богочановой (Барнаул) были изучены и проанализированы архивные источники, в которых представлены программы этнографического исследования Горного Алтая таких известных ученых конца XIX - начала XX в., как С.П. Швецов и Д. А. Клеменц.

В докладе М.Н. Тихомировой (Омск), подготовленном ею в соавторстве с А.Н. Блиновой (Омск) «О работе над справочником по женским рукоделиям в секторе исторического музееведения Омского филиала Института археологии и этнографии СО РАН» были представлены результаты обозначенной в заглавии тематики. Докладчиками подготовлена рукопись «Справочника по женским рукоделиям народов юга Западной Сибири». Хронологически акцент сделан на информацию о предметах (полотенца, половики, наволочки, салфетки, шторы, занавески, одежда), созданных во второй половине XX в. Структура справочника включает несколько блоков: 1) общие методические рекомендации по описанию музейного предмета; 2) методические рекомендации по описанию музейных предметов из ткани с элементами декора; 2) рекомендации по описанию предметов с вышивкой, с ришелье, с кружевом, аппликацией, из лоскутов ткани; 3) этнические особенности орнаментированных предметов женского рукоделия и их изучение. Справочник содержит библиографию и приложения - каталог сайтов по рукоделию, обзор музеев текстиля, ткани, вышивки. Данный справочник адресован, в первую очередь, музейным работникам небольших районных, сельских, городских музеев, у которых не всегда есть возможность работы в научных библиотеках, не всегда имеется доступ в сеть Интернет для первичного описания и атрибуции поступившего в фонды музея предмета. Блок докладов, посвященных языковым проблемам коренного населения Алтая, был озвучен сотрудниками Научно-исследовательского института алтаистики им. С.С. Суроза-кова (Горно-Алтайск) - это доклады О.М. Аль-чиковой «Средства выражения аспектуаль-ности в алтайском языке», Б.Б. Саналовой «Семантическое варьирование слов на примере глаголов мыслительной деятельности в алтайском языке», Е.В. Чайчиной «Образо-

вание сложных имен существительных с общей семантикой названия жилищ в алтайском языке» и А.Э. Чумакаева «Устаревшая лексика в составе алтайских фразеологизмов». Несмотря, казалось бы, на некоторую изолированность данных докладов от этнографической тематики, в действительности авторы показали на примере определенных языковых аспектов связь языка и культуры народов, что еще раз подтвердило тот факт, что этническая история - это прежде всего междисциплинарное научное направление, в русле которого работают специалисты - антропологи, археологи, этнографы, филологи и т.п.

Завершилась работа конференции круглым столом «Этнология в школе и вузе: проблемы национального образования и этнокультурного воспитания», который был проведен 23 ноября в Алтайском краевом российско-немецком доме. Председателями круглого стола были Т.К. Щеглова - первый проректор и заведующая кафедрой отечественной истории АлтГПА и Э.В. Винтер - директор Алтайского краевого Российско-немецкого дома, сопредседателями - М.Л. Бе-режнова, доцент кафедры этнографии и музееведения Омского государственного университета, заведующая сектором научной информации Сибирского филиала Российского института культурологии и Н.С. Грибанова, старший преподаватель кафедры отечественной истории, заведующая историко-краеведческим музеем АлтГПА. К участию в круглом столе были специально приглашены представители высшей и средней школы, руководители национально- культурных центров.

Круглый стол был проведен в формате «свободного микрофона», когда слово получали те участники, которые хотели выразить свое отношение к заявленным проблемам. Круг вопросов для круглого стола был сформулирован широко: от проблем этнокультурного воспитания в системе дошкольного образования и до проблем сохранения национального языка и народных традиций. Однако в центре внимания оказалась одна, но очень важная для многонациональных регионов проблема - сохранение родного языка, использование его не только в семейном быту, но и в образовательной и культурной сферах.

Особенно сложными оказались проблемы образования на родном языке. Эту тему подняла Н.Г. Баринова, заслуженный учитель РФ, директор Каракульской средней общеобразовательной школы с. Кирей Ку-лундинского района Алтайского края. В руководимой ею школе обучение ведется на казахском языке с 1 по 11 класс. Сохраняя родной язык и родную культуру, дети, тем не менее, оказываются в сложной ситуации, оканчивая школу. Её выпускники не всегда способны выдержать конкурс в высшие

учебные заведения. Возникают проблемы со сдачей ЕГЭ на русском языке, на котором обучение фактически не ведется. Сама Н.Г. Баринова сказала о том, что многие ученики старших классов завершают школьное образование в Республике Казахстан.

Мнение собравшихся было неоднозначным. Стремление к общению и обучению на родном языке получило полное понимание, но практика выезда для дальнейшего обучения в соседнее государство далеко не всеми была одобрена. В очередной раз собравшиеся усомнились и в целесообразности тотальной «ЕГЭ-изации» образования, которое ставит препоны при реализации одного из главнейших прав человека - использования родного языка во всех сферах жизни.

Другие поднятые проблемы были не менее острыми, но их обсуждение было более спокойным. Это и проблема обучения детей немецкому языку как родному в средней школе, где главным вопросом является нехватка часов на выполнение ранее разработанной образовательной программы и невозможность совместить их с современными образовательными стандартами. Об этом говорили как ученые, исследующие проблемы обучения родному языку, - заведующая кафедрой немецкого языка Лингвистического института АлтГПА Л.И. Москалюк, доцент кафедры дошкольного и дополнительного образования АлтГПА О.И. Давыдова, так и работники учреждений, непосредственно связанных с образовательной практикой -учитель немецкого языка средней школы с. Гальбштадт Немецкого национального района Л.В. Зимес, руководитель центра немецкой культуры с. Ананьевка Кулундинско-го района Алтайского края Л.А. Янцен.

Связь языковой подготовки, изучение родного языка - это прямой путь к изучению культуры своего народа. Об этом говорили руководители национально-культурных центров, которые ведут обучение польскому и литовскому языку. И.В. Коричко, руководитель Алтайской краевой общественной организации «Общество литовской культуры», подчеркнула связь обучения литовскому языку и культуре с интересом Литвы к возможной репатриации. Рассказывая об опыте обучения детей из литовских (а сейчас чаще смешанных) семей в Литве в специальных учебных заведениях и летних лагерях, она упомянула о том, что полученное в Литве среднее образование фактически не оставляет перед юными россиянами выбора - высшее образование молодые люди также получают в Литве, так как их образовательные документы и полученные знания становятся в определенной мере препятствием для поступления в вузы России.

Таким образом, реалии современной жизни поставили перед собравшими прежде всего вопрос о возможности реализации

права на обучение на родном языке и соотношении полученного образования с современным законом об образовании. Решение найдено не было, но состоявшийся разговор позволил еще раз обратить внимание на болевые точки этнокультурного развития народов России.

На заключительном пленарном заседании международной конференции собравшиеся высоко оценили ее результаты и выразили искреннюю благодарность устроителям данного форума за прекрасно организованную работу конференции.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Этнография Алтая и сопредельных территорий : материалы 8-ой междунар. науч. конфе-

ренции / отв. ред. Т. К. Щеглова. Барнаул : Издание Алтайск. педагогич. академии, 2011. 358 с.

[2] Щеглова Т. К. Русские, украинцы, немцы, казахи степного запада Алтайского края: формирование переселенческой историко-этнографической области и сельского культурного ландшафта (материалы к Историко-этнографическому атласу Алтайского края) // Этнография Алтая и сопредельных территорий. Барнаул, 2011. С. 82.

[3] Илиуф Х.-М. Ш. Астральный миф о «Трех архарах» // Этнография Алтая и сопредельных территорий. Барнаул, 2011. С. 222.

Н.А. Томилов, М.Л. Бережнова, М. А. Жигунова, С.Н. Корусенко, М.Н. Тихомирова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.