Научная статья на тему 'Казачья тема на занятиях по русскому языку как иностранному (методические рекомендации к изучению повести Л. Н. Толстого "казаки")'

Казачья тема на занятиях по русскому языку как иностранному (методические рекомендации к изучению повести Л. Н. Толстого "казаки") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
166
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / RUSSIAN LANGUAGE / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / ЛИТЕРАТУРА / LITERATURE / КАЗАКИ / COSSACKS / МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / GUIDELINES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Белозубова Наталья Иннокентьевна

В статье представлены методические рекомендации для изучения повести Л.Н. Толстого «Казаки» на уроках русского языка как иностранного.The article presents the guidelines for study the novel L.N. Tolstoy's «The Cossacks» at the lessons of Russian as a foreign language.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Казачья тема на занятиях по русскому языку как иностранному (методические рекомендации к изучению повести Л. Н. Толстого "казаки")»

Литературоведение

УДК 801.1; 82.0: 801.6

Н.И. Белозубова

КАЗАЧЬЯ ТЕМА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

(методические рекомендации к изучению повести Л.Н. Толстого «Казаки»)

В статье представлены методические рекомендации для изучения повести Л.Н. Толстого «Казаки» на уроках русского языка как иностранного.

Ключевые слова: русский язык, иностранный язык, литература, казаки, методические рекомендации.

THE TOPIC ON COSSACKS AT LESSONS IN RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE: methodological recommendations to study «The Cossacks» novel written by Leo Tolstoy

The article presents the guidelines for study the novel L.N. Tolstoy's «The Cossacks» at the lessons of Russian as a foreign language.

Key words: Russian language, foreign language, literature, the Cossacks, guidelines.

Над повестью «Казаки» Л.Н. Толстой работал более десяти лет. Он начал писать ее в 1853 г., живя на Кавказе, а закончил в 1863 г. В том же году она была напечатана в январском сборнике журнала «Русский вестник».

Почти три года Л.Н. Толстой провел в станице Старогладковской, где жили гребенские казаки - смелые, вольнолюбивые люди, никогда не знавшие крепостничества. Их жизнь - воинов и земледельцев - произвела на молодого писателя неизгладимое впечатление. По мнению критиков, Толстой воссоздал в своей повести картины казачьей жизни, показав ее в поэтическом свете.

Цель изучения повести Л.Н. Толстого на уроках РКИ - совершенствование навыков чтения и литературоведческого анализа неадаптированного текста русской классической литературы; активизация лексических знаний; формирование толерантного отношения к культуре другого народа.

Начало работы над текстом предваряют предтекстовые задания.

Задание 1. Найдите в толковом словаре значения приведенных ниже слов. Какие из них содержат особые пометы: «устаревшее», «разговорное», «просторечное»? Выпишите их.

Станица Казак Горец Камыш

Сажень Бурун Старовер Чеченец

Ногаец

Холопка

Казачка

Отступник

Чинара Подрост

Аул

Полуверста

Верста

Городище

Лыча

Раина

Ежевичник

Виноградник

Бирюк

Фазан

Кордон

Вышка

Часовой

Хребет Подданство Предание Нрав

Праздность

Грабеж

Джигит

Хата

Торгаш

Переселенец

Малороссиянин

Шаповал

Щегольство

Черкес

Пьянство

Бешмет

Чувяки

Бахча

Просо

Вал

Лафет

Шашка

Фрунт

Аршин

Раина

Терновник

Травянка Стручки

Задание 2. Повесть Л.Н. Толстого называется «Казаки». Найдите в толковом словаре значение слова «казак». Как вы думаете, какие события лежат в основе повести, кто ее герои?

Задание 3. Как вы считаете: где и когда происходят события повести?

1. Кавказская повесть 1852 года.

2. Вся часть Терской линии, по которой расположены гребенские станицы, около восьмидесяти верст длины, носит на себе одинаковый характер и по местности и по населению. Терек, отделяющий казаков от горцев, течет мутно и быстро, но уже широко и спокойно...

Задание 4. Как вы понимаете следующие выражения:

На этой плодородной, лесистой и богатой растительностью полосе живет с незапамятных времен воинственное, красивое и богатое староверческое русское население, называемое гребен-скими казаками.

Живя между чеченцами, казаки перероднились с ними и усвоили себе обычаи, образ жизни и нравы горцев; но удержали и там во всей прежней чистоте русский язык и старую веру.

Предание, еще до сих пор свежее между казаками, говорит, что царь Иван Грозный приезжал на Терек, вызывал с Гребня к своему лицу стариков, дарил им землю по сю сторону реки, увещевал жить в дружбе и обещал не принуждать их ни к подданству, ни к перемене веры.

Красота гребенской женщины особенно поразительна соединением самого чистого типа черкесского лица с широким и могучим сложением северной женщины.

Задание 5. Составьте таблицу «Лексика повести Л.Н. Толстого «Казаки»», используя слова из задания 1. Какие тематические группы слов вы выделили? О чем они свидетельствуют? Какую роль они играют в тексте Л.Н. Толстого?

Задание 6. Сравнительная степень прилагательных образуется с помощью различных суффиксов. Наиболее продуктивными являются суффиксы ее (симпатичный - симпатичнее, глупый -глупее) и - е (большой - больше).

Иногда при образовании сравнительной степени происходит чередование согласных: молодой - моложе, сухой - суше.

Найдите прилагательные в сравнительной степени в данном предложении. Подумайте, как образованы эти прилагательные. Составьте с ними собственные предложения.

.Женщины большею частию и сильнее, и умнее, и развитее, и красивее казаков.

Задание 7. Прочитайте, как автор описывает просторы Кавказа. Какие топосы представляют художественное пространство повести? Какой образ является центральным? Какой вы представляете реку? (Предлагается отрывок из повести с описанием топосов Кавказа).

Послетекстовые задания:

1. Скажите, о чем говорится в этом фрагменте повести?

2. Кто рассказчик в повести?

3. Кто ее герои?

4. Какие чувства вызывают они у рассказчика?

5. Какие эпитеты использует автор для характеристики гребенских казаков? Каково их значение?

6. Как гребенские казаки оказались за Тереком?

7. Чьи обычаи они усвоили и с кем породнились?

8. Что сохранили казаки, живя за Тереком?

9. Каковы главные черты их характера?

10. Каково, по мнению рассказчика, влияние России на казаков?

11. Кого уважает и кого презирает казак? О какой черте характера казака это свидетельствует?

12. Как называют казаки переселенцев-малороссиян и почему?

13. Чем щеголяет молодой казак? Кому он подражает?

14. Где и как проводит казак большую часть времени?

15. В каком значении употреблено слово «гуляет»?

Гулять: 1. Совершать прогулку. 2. перен. Перемещаться в разных направлениях. 3. Быть свободным от работы, иметь выходной день (разг.). 4. Кутить, веселиться (прост.) 5. Быть в близких любовных отношениях (прост.).

16. Как вы понимаете выражение: «Вино у казаков у всех свое, и пьянство есть не столько общая всем склонность, сколько обряд, неисполнение которого сочлось бы за отступничество»?

17. Каково значение метафоры в следующих фразах: «От станицы до станицы идет дорога, прорубленная в лесу на пушечный выстрел», «На женщину казак смотрит как на орудие своего благосостояния»?

18. Почему женщина в доме казака получает «большее, чем на Западе, влияние и вес в домашнем быту»?

19. В каком значении употреблено слово «баба» в следующих предложениях: 1) «...девке только позволяет гулять, бабу же заставляет с молодости до глубокой старости работать для себя... »; 2) «Казак, который при посторонних считает неприличным ласково или праздно говорить с своей бабой, невольно чувствует ее превосходство, оставаясь с ней с глазу на глаз»?

Баба: 1. Замужняя крестьянка, а также вообще женщина из простонародья (прост.). 2. Вообще о женщине (иногда с пренебр. или шутл. оттенком; прост.). 3. То же, что жена (в 1 знач.) (прост.и обл.). 4. То же, что бабушка (во 2 знач.) (прост. и обл.).

20. Каково отношение казака к домашнему труду?

21 .Что дали гребенской женщине (казачке) тяжелый труд и заботы? Какие черты они развили

в ней?

22. Найдите в тексте описание казачки, прочитайте его. На чем акцентирует внимание автор, описывая гребенскую женщину? Как в сравнении с казаками отзывается рассказчик о казачках?

23. Что говорит рассказчик о красоте гребенской женщины?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Что носят казачки? Расскажите об их костюмах.

25. Какие качества отличают одежду, убранство хат казаков?

26. Что составляет «средства жизни казаков»?

27. Что вы узнали о домах казаков?

28. Чем занимаются женщины? Чем мужчины?

29. Что нового вы узнали о казаках, их культуре, характере? Какую роль в этом сыграла тематическая лексика?

30. Существительное «казак» в русском языке имеет следующие значения: 1. В старину на Украине и в России - член военно-земледельческой общины вольных поселенцев на окраинах государства. 2. Крестьянин, потомок таких поселенцев (на Дону, на Кубани, на Тереке), а также боец воинской части, состоящей из этих крестьян.

Найдите существительное казак (и) в тексте повести Л.Н. Толстого и подумайте, в каком значении оно употребляется.

31. Слово «образ» в русском языке имеет несколько значений. Различают образ в философии, в искусстве, в художественном произведении.

Образ литературный - художественное обобщение человеческих черт, свойств, качеств в индивидуальном, общего в единичном. Образы могут быть романтическими, реалистическими, фантастическими. Образ - это понятие абстрактное. Конкретным выражением образа является герой, действующее лицо.

Какие образы созданы Л.Н. Толстым в повести «Казаки»?

Домашнее задание. Напишите эссе: образ русского казака в повести Л.Н. Толстого «Казаки».

1. Толстой, Л.Н. Казаки // Избранные произведения. - М.: Государственное изд-во детской литературы Министерства просвещения РСФСР, 1960. - С. 519-522.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.