О.Б. Герман
КАЗАЧЬЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ НА ДОНУ ПОСЛЕ ОКТЯБРЯ 1917 ГОДА
(историко-правовой анализ)
После выборов в Учредительное собрание на Дону развернулась борьба большевиков и войскового правительства за «сердца и умы» казачьего и неказачьего населения. Большевики хотели единоличной власти на донской земле и твердо добивались ее. В то же время Третий Большой войсковой круг войска Донского категорически отказывался признавать власть большевистского Совнаркома и открыто призывал казаков на борьбу с советской властью. Однако, не найдя широкого отклика среди казаков, правящие круги предприняли попытки образования объединенного правительства на основе паритетного представительства от казачества и крестьянства.
Нельзя не отметить и такой факт, что Донской круг в это время старался употребить все свое влияние для того, чтобы привлечь фронтовое казачество к вооруженной борьбе с советскими отрядами. Так, на круге был принят специальный «Указ войску Донскому и всем донским казачьим частям», в котором содержалось категорическое требование «безусловного исполнения приказаний войскового атамана и войскового правительства» [1]. Подобные постановления были изданы Кубанской краевой радой, Терским кругом. «Но даже после принятия этих указов и постановлений, - как справедливо замечает в своей работе В.П. Трут, - делегаты высших органов власти в казачьих областях особенно не обольщались относительно их действенности» [2, с. 158].
В связи с этим высшие должностные лица казачьей администрации обращались и к иным источникам пополнения своих военных формирований. Например, на Дону атаман Каледин принял решение призвать на службу станичных казаков старших возрастов. Он рассчитывал, что объявленная мобилизация казаков призыва 1903-1906 годов, которых не коснулось революционное разложение, принесет нужные результаты. Однако ожидания оказались тщетными. Полковник А. А. Зайцов очень точно охарактеризовал общее настроение казаков. Он отметил, что казачество в декабре 1917 года «на вооруженную борьбу с большевиками не пошло. И не пошли не только “фронтовики”, не пошли и “старые”, но еще способные носить оружие, станичники... На призывы своих выборных атаманов ни те, ни другие не откликнулись» [3, с. 60]. Не в силах чего-то добиться в этом отношении оказались и высшие органы власти в казачьих войсках. Их влияние среди казаков заметно уменьшалось.
Происходящие события активизировали крестьян и иногородних казачьих областей Юго-Востока Европейской России. Тогда же открыто выступила на донской арене Добровольческая армия. Однако, несмотря на авторитет руководителей (генералов М.В. Алексеева, Л.Г. Корнилова, А.И. Деникина), в нее записалось всего «2-3 тысячи людей, наиболее убежденных и самоотверженных из среды учащейся молодежи и офицеров, искавших в ее рядах прибежища от кровавых ужасов революции. Наибольшим был приток добровольцев и в последующее время...» [4, с. 175].
По предложению Деникина, тогда был создан своеобразный триумвират генералов Каледина, Корнилова и Алексеева - «в скрытом виде первое общерусское противобольшевистское правительство». При триумвирате был организован Совет с целью «организации хозяйственной части Армии, сношения с иностранными и возникшими на казачьих землях местными правительствами и с русской общественностью, в подготовке аппарата управления по мере продвижения вперед Добровольческой Армии». В Совет вошли: М.П. Богаевский, П.М. Агеев, Н.Е. Парамонов, С.П. Мазуренко, П.Н. Милюков, М.М. Федоров, П.Б. Струве, Г.Н. Трубецкой, Б.В. Савенков, Белецкий, Ведзягольский [5, с. 70-71].
Попытки превратить казачьи области Юго-Востока Европейской России в мощный антисоветский оплот не увенчались успехом. Социальная база контрреволюционных движений была очень узкой, так как основная масса казачества не оказывала им какой-либо поддержки, а придерживалась нейтралитета. Политика, проводимая правящими казачьими верхами, вызывала растущее недовольство среди казаков. Незначительная же часть радикально настроенных казаков, прежде всего, из числа фронтовиков, открыто осуждала политику войсковых атаманов и правительства и высказывалась за урегулирование взаимоотношений с СНК путем мирных переговоров. Вместе с тем убежденных идейных сторонников власти Советов даже среди них практически не было.
Все это еще раз подтверждало необходимость установления союза казачьих лидеров Дона, Кубани и Терека с неказачьим населением этих областей.
29 декабря 1917 года в Новочеркасске открылся съезд неказачьего населения области (проходил до 4 января 1918 г.) [6, с. 201]. Лидеры казачества понимали, что от его решений во многом зависит будущее края.
Большинство участников съезда считало: «Идти в правительство все-таки нужно» [7, с. 28]. И 1 января 1918 года съезд принял резолюцию «О вхождении в войсковое правительство» [6, с. 202], но при следующих восьми условиях:
1. Немедленное освобождение всех арестованных по политическим и аграрным делам, как казаков, так и неказаков, и прекращение возбужденных против них дел.
2. Разоружение и расформирование Добровольческой армии.
3. Согласие войскового правительства на перемирие между отдельными враждующими сторонами и восстановление свободного транспорта впредь до созыва Донского народного совета или Всероссийского Учредительного собрания, если последнее соберется ранее созыва Донского народного совета.
4. Снятие военного положения во всех местностях Донской области, непосредственно не связанных с районом военных действий, и вывод воинских частей из местностей с неказачьим населением, а также рудников, фабрик и заводов, где эти части расквартированы по соображениям невоенного характера.
5. Неприкосновенность крестьянских, рабочих и других демократических организаций.
6. В объединенное временное Донское правительство входят представители от казачьего и неказачьего населения в равном количестве. Председатель избирается этим правительством из своей среды.
7. Право войскового атамана приостанавливать решения объединенного областного правительства в части его, ведающей делами неказачьего населения, отменяется.
8. Впредь до созыва Донского народного совета все дела, касающиеся неказачьего населения, разрешаются лишь представителями неказачьего населения [7, с. 28; 8, с. 157-158].
Помимо этой основной резолюции, на заседаниях неказачьего съезда были приняты и другие: «О создании областной власти», «Об Учредительном Собрании», «О закрытии рудников» [6, с. 201-203].
На заседании 4 января было зачитано «Соглашение, достигнутое Войсковым Правительством с представителем Съезда неказачьего населения Области войска Донского по вопросу об основаниях вступления в состав членов Войскового Правительства представителей неказачьего населения», состоящее из восьми параграфов. В этом документе говорилось, что войсковое правительство приняло, в основном, все условия, выдвинутые в резолюциях съезда неказачьего населения, оставив, однако, за собой фактическую власть и отказавшись от разоружения Добровольческой армии [6, с. 205-206].
В тот же день, 4 января, неказаки согласились делегировать своих представителей в объединенное войсковое правительство Донской области на условиях, выдвинутых войсковым правительством съезду [6, с. 206].
А 5 января 1918 года на свет появился первый нормативно-правовой документ новоиспеченного правительства - «Декларация объединенного Войскового Правительства Донской области» [6, с. 207-208].
В советской историографии этот документ всесторонне не изучался. Объединенное правительство рассматривалось только как демократическая ширма, за которой «контрреволюционные фокусники хотели проделать харакири над октябрьскими завоеваниями» [8, с. 159; 9, с. 6].
Однако из самого текста декларации от 5 января явствует, что образование объединенного правительства из казаков и неказаков было победой демократизации. В декларации говорилось: «... две части населения Донской области - казачья и неказачья - впервые объединились в общем управлении областью. Отныне в Объединенном Войсковом Правительстве Донской области участвует через своих представителей все население области: казаки, коренные крестьяне, иногородние, горожане и рабочие» [6, с. 207].
Объединенное правительство, исполняя волю народа, признавало крайне необходимым создание областного законодательного органа для рассмотрения общих дел, касающихся казачьего и неказачьего населения области. Положение об этом органе правительство намечало подготовить быстро и уже в феврале 1918 года представить на утверждение Войскового круга и неказачьего съезда.
Предусматривалось переустройство Донской области на демократических началах лишь силами местного населения «без всякого вмешательства посторонних в области сил», и потому объединенное правительство объявляло, что: «будет бороться самыми решительными мерами против насильственных попыток Совета Народных Комиссаров навязать свою волю населению Донской области» [6, с. 207].
Члены правительства понимали, что созданному объединению нельзя дать гарантии прочности, поэтому наметили определенные меры его укрепления: «...объединение всех групп населения, начавшееся
сверху, не будет полным и прочным, если не будет осуществлено объединение всего населения на местах, путем введения в ближайшем будущем земства на Дону» [6, с. 208]. Безусловно, идея объединения снизу через земство являлась достаточно интересной. Но в ней отсутствовал анализ причин отказа ввести земское самоуправление во время советизации Дона, тоже объединения населения снизу. А ведь до этого пробуждающаяся часть казачества требовала немедленного введения на Дону земства, «дабы в этих учреждениях казачество имело возможность рука об руку идти вместе с трудовым неказачьим населением области» [9, с. 28].
Местная власть в Донской области в начале 1918 года находилась на недостаточно высоком уровне развития. Объединенное правительство указывало и ряд конкретных неотложных мер, с помощью которых оно собиралось до созыва войскового круга и неказачьего съезда поддержать в крае порядок, обеспечивающий населению сохранение всех гражданских свобод. Правительство считало необходимым: 1) обеспечить полную охрану свободы слова, печати, собраний, передвижения, свободу союзов и учреждений в их законной деятельности от разного рода посягательств, откуда бы таковые ни исходили; 2) прекратить Гражданскую войну на территории Донской области путем мирных переговоров делегаций от объединенного правительства, состоящих из представителей казачьих и неказачьих частей, с большевистскими отрядами, вторгнувшимися в область и стоящими на ее границах; 3) освободить всех заключенных по политическим и земельным делам, за исключением тех, кто, помимо того, обвинен в уголовных преступлениях; 4) отменить военное положение во всей области, оставив его только на линиях и в полосе отчуждения железных дорог, в целях обеспечения свободы транспорта и для борьбы с насильственными действиями; 5) установить строгий контроль объединенного правительства за деятельность Добровольческой армии; 6) реорганизовать милицию и надлежащим образом организовать охрану в области при активном участии органов местного самоуправления [6, с. 207-208].
В конце декларации объединенное правительство обращалось ко всему населению Донской области с призывом «помочь правительству в его трудной работе в переживаемую краем тяжкую годину» и при этом очень просило доводить до сведения правительства все, что волнует население [6, с. 208].
Как видно, объединенное правительство стремилось организовать свою работу так, чтобы она вполне соответствовала нуждам избравшего его населения. И есть все основания считать, что все перечисленные в декларации меры в январе 1918 года были рассмотрены правительством и, по возможности, претворялись в жизнь.
В тот же день, когда появилась декларация, 5 января, правительством была образована комиссия для решения вопроса об освобождении заключенных по политическим и земельным делам. А 10 января было принято постановление об амнистии политических заключенных. 8 января объединенное правительство отменило военное положение в Донской области, за исключением тех районов, где велись военные действия. А через день оно постановило созвать на 4 февраля 1918 года войсковой круг и областной съезд неказачьего населения одновременно. 12 января правительством принято постановление в отношении земельного вопроса. Объединенное правительство установило довольно жесткий контроль за деятельностью Добровольческой армии, что и явилось одной из причин ухода армии из Новочеркасска в январе 1918 года.
Со второй половины января 1918 года военная обстановка для Каледина и его сторонников с каждым днем ухудшалась. Большая часть казачества изменила свои позиции и стала отходить от поддержки антисоветского политического курса правящих верхов Дона, а некоторая его часть начала оказывать помощь большевикам и переходить на сторону советской власти.
Именно в январе 1918 года, когда большинство казаков поддалось большевистским обещаниям, было положено начало кровавой братоубийственной бойне на Дону. Под влиянием неотвратимых событий 29 января 1918 года в атаманском дворце застрелился войсковой атаман генерал Алексей Максимович Каледин. Выстрелом Каледина закончило свое существование и Донское объединенное правительство, из которого так ничего и не вышло.
Как видим, события показали, что бывший террорист и бывший комиссар Юго-Западного фронта Б.В. Савинков был полностью прав, когда, вскоре после Октябрьского переворота, предлагал А.М. Каледину и М.П. Богаевскому опереться на крестьянство в борьбе с большевиками. Богаевский, однако, не согласился: «Нет, время демократии прошло, мы рассчитывали на буржуазию и казаков» [8,
с. 157]. И время было упущено, а когда образовалось объединенное правительство на основе «паритета», то «крестьянство Донщины уже было захвачено в орбиту большевистских действий» [9, с. 6]. Аналогичная ситуация наблюдалась и в других казачьих областях юго-востока европейской России.
Литература
1. Вольный Дон. 1917. 10 декабря.
2. Трут В.П. Казачий излом (Казачество Юго-Востока России в начале ХХ века и в период революций 1917 года). Ростов н/Д, 1997.
3. Зайцов А.А. 1918 год: Очерки по истории русской Гражданской войны. Париж, 1930.
4. Казачий словарь-справочник. Кливленд; Охайо; США, 1966. Т. 1.
5. Трагедия казачества. Очерк на тему: Казачество и Россия. Годы 1917-1918. Прага, 1933. Ч. 1.
6. Пролетарская революция: Сб. 4. М.; Л., 1924.
7. Красные повстанцы. (Из истории революционного крестьянского движения в Таганрогском округе. 1900-1919 гг.) / Под ред. К. Губарева, П. Москатова. Таганрог, 1927.
8. Борьба с калединщиной (по документам белых). Декабрь 1917 и январь 1918 г. Таганрог, 1929.
9. Документ № 1. Открытое письмо Ф.К. Миронова члену Донского Войскового Правительства П.М. Агееву от 15.12.1917 г. // Миронов Ф. Тихий Дон в 1917-1921 гг. Документы и материалы / Под ред. В. Данилова, Т. Шанина. М., 1997.