Научная статья на тему 'Казачество в условиях современного общества'

Казачество в условиях современного общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
330
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Ключевые слова
КАЗАЧЕСТВО / НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / COSSACKS / NATIONAL STRATEGY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Малыш Елена Сергеевна

Статья посвящена условиям развития казачества как этнической группы в современной России. Цель данной статьи – показать процесс возрождения казачества в наши дни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to conditions of Cossacks as an ethnical group in modern Russia. The purpose of the article is to show process of reborn of Cossacks nowadays.

Текст научной работы на тему «Казачество в условиях современного общества»

Малыш Елена Сергеевна

Региональный исполнитель системы патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи ОГКУ «Центр социальных и информационных услуг для молодежи», г. Иркутск, Россия

Педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Дом детского творчества», г. Усолье-Сибирское, Россия

УДК 376.623 ББК 63.5

КАЗАЧЕСТВО В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Статья посвящена условиям развития казачества как этнической группы в современной России. Цель данной статьи - показать процесс возрождения казачества в наши дни.

Ключевые слова: казачество; национальная стратегия образования.

COSSACKS IN CONDITIONS OF MODERN SOCIETY

The article is devoted to conditions of Cossacks as an ethnical group in modern Russia. The purpose of the article is to show process of reborn of Cossacks nowadays.

Key words: Cossacks; national strategy of education.

Современные тенденции развития российского общества определяются экономическими и социальными преобразованиями демократического общества: для любой этнической группы дается право стать полноправным субъектом РФ, в том числе и казачеству. Речь идет не только о стране в целом: как верно подмечает в своей статье «Социально-демографические процессы восточных районов страны в XXI веке» А.Б. Архангельский «Сибирь и ее новые районы освоения нуждаются в рациональной государственной демографической политике, учитывающей сложности и проблемы этого края» [Цит. по: Архангельский, 2011 , с. 47]

Казачество является особой социальной и этнической общностью, которая сформировалась на южных окраинах русских земель в XIV веке. Она отлича-

лась специфическими особенностями экономической, политической и духовной жизни. Начиная с XVII века, заканчивая началом XX века, казачество было отнесено к военному сословию. В течение длительного процесса слияния славян и тюркских племен изначально формировалось казачество. Раннее казачество проживало на Диком поле, вдоль рек Дон, Волга, Днепр, Яик, Кубань, Терек, где они жили общинами. Количество казаков увеличивалось очень медленно до XVII века, затем в силу особенностей политики российского государства, необходимостью осваивать новые земли и укреплять рубежи казачество до 20-х гг. XX века привлекало к себе внимание правительства. Казачество как военное сословие, которое самостоятельно вело хозяйство, получало земельные наделы и прочие привилегии. В результате политики раскулачивания казачество подверглось гонениям со стороны новой власти, пришедшей после революции, долгое время оставалось «в тени». Только в конце ХХ века началось возрождение возрождения казачества.

Процесс возрождения российского казачества начался в 80-ые гг. ХХ века стихийной самоорганизацией разрозненных неформальных групп энтузиастов. Данная общность дифференцируется по этническим и конфессиональным признакам: современное российское казачество является полиэтнической и поли-конфессиональной социальной общностью с доминирующей численностью русских православного вероисповедания.

В последнее время органы власти РФ принимают организационные меры по государственному становлению российского казачества. После утверждения 2 июля 2008 г. Президентом России Д.А. Медведевым Концепции государственной политики РФ последовало принятие правовых актов, уточняющих и дополняющих правовую базу, регламентирующую деятельность казачьих обществ. В январе 2009 года распоряжением Президента России создан Совет при Президенте по делам казачества. В 2010 году было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля N 93 г. Москва «О видах государственной или иной службы, к которой привлекаются члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ». Был также издан указ Президента РФ от 9 февраля 2010 г. N 169 «О чинах членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации». 2 июня 2011 года Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной службе российского казачества», который был направлен на совершенствование порядка ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации. Этим Федеральным законом был уточнен перечень документов, необходимых для внесения казачьего общества в государственный реестр, закрепился список требований к кандидату на должность атамана войскового казачьего общества. Кроме этого, Федеральным законом было определено, что подготовка несовершеннолетних граждан Российской Федерации к несению государственной или иной службы российского казачества будет осуществляться в общеобразовательных учреждениях - казачьих кадетских

корпусах, типовое положение о которых будет утверждаться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7 декабря 2011 года Президент РФ Д.А. Медведев передал знамена атаманам войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское», Центрального казачьего войска, Волжского, Енисейского, Забайкальского, Иркутского, Оренбургского, Кубанского, Терского, Уссурийского Сибирского войсковых казачьих обществ.

Стратегия развития российского казачества до 2020 года определяет систему мер в сфере взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с российским казачеством, направленных на развитие государственной и иной службы российского казачества, развитие духовнонравственных основ, общегражданского патриотизма российского казачества. Согласно данной стратегии казачество является составной частью гражданского общества Российской Федерации, сохраняющей духовно-историческую связь с Православной Церковью [Стратегия развития российского казачества].

Так как казачество развивается, правительству приходится возобновлять сотрудничество казачьих обществ и государственных органов, для которого необходима единая государственная политика в отношении казачества и многоуровневый государственно-общественный механизм, способный обеспечить ее реализацию.

Стратегия развития казачества также предусматривает:

1.Развитие взаимодействия российского казачества с институтами гражданского общества, в том числе дальнейшее укрепление связей между российским казачеством и Русской Православной Церковью.

2. Организация работы с казачьей молодежью, военно-патриотическое, духовно-нравственное и физическое воспитание подрастающего поколения.

3.Развитие сети образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих образовательные программы с использованием «казачьего компонента», в том числе общеобразовательных учреждениях - казачьих кадетских корпусах, и поддержка деятельности данных образовательных учреждений

4.Развитие самобытной казачьей культуры.

5.Развитие международной деятельности российского казачества [Там же].

Суммируя все вышеперечисленное, казачество как социальная общность

развивается и играет все более важную роль в развитии государства, как в социально-экономическом, так и культурном плане, воспитании подрастающего поколения.

1 июня 2012 г. Указом Президента РФ была утверждена «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы» [Национальная стратегия действий]. Согласно данной стратегии политика РФ в области детства должна опираться на технологии социального партнерства, общественно -профессиональную экспертизу, реализовываться с участием бизнес-сообщества посредством привлечения общественных организаций и международных партнеров к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей.

Национальная стратегия разработана на период до 2017 года и призвана обеспечить достижение существующих международных стандартов в области прав ребенка, формирование единого подхода органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства.

Одним из направлений, описанных в национальной стратегии, является доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей. Низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития различных категорий детей приводит к возникновению в подростковой среде межэтнической и меж-конфессиональной напряженности, ксенофобии, к дискриминационному поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям.

Среди основных задач в данном направлении выделено формирование новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающий их социализацию, высокий уровень гражданственности, толерантности, законопослушное поведение. Мерой, направленной на решение этой задачи, можно считать создание условий для развития различных региональных вариантов поликультурной модели дошкольного и общего образования, обеспечивающей формирование российской гражданской идентичности. Кроме того, чтобы развивать воспитание и социализацию детей, необходимо внедрять современные программы гражданско-патриотического воспитания, направленные на формирование гражданской идентичности, культуры толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия, готовности к защите Отечества и позитивного отношения у молодых людей к службе в рядах Вооруженных сил РФ. Этого можно добиться также, разрабатывая и внедряя федеральные требования к образовательным программам дополнительного образования и спортивно-досуговой деятельности. Это будет способствовать увеличению численности детей и подростков, задействованных в различных формах внешкольной деятельности, будет стимулировать интерес к историческому и культурному наследию России.

Национальная стратегия позволяет сделать вывод, что казачество как социальная категория приобретает важное значение в современном российском обществе, так как является мощным инструментом решения вышеперечисленных задач.

Библиографический список

1. Архангельский, А. Б. Социально-демографические процессы восточных районов страны в ХХ! веке [Электронный ресурс] / А.Б. Архангельский // Проблемы социально-экономического развития Сибири: сетевой журн. -2011. - ШЬ : http://brstu.ru/static/unit/joumal_2/docs/number6/47-52.pdf (дата обращения: 20.10.2013).

2. Национальная стратегия действий в интересах детей и план первоочередных мероприятий [Электронный ресурс]. - ЦЕЬ : Ш:р://Хп--

80аЬеатси^хЬЬ§оипё0Ь9с1.Хп--Р1а1ЮеЬа1е/5666 (дата Обращения: 20.12. 2012).

3. Стратегия развития российского казачества до 2020 года [Электронный ресурс]. - ШЬ : http://www.kasak.cc/praktika/programma_razvitia.php (дата обращения: 10.12.2012).

ДЕТСКИЙ САД: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Акман Татьяна Ивановна

Воспитатель НДОУ «Детский сад №220 ОАО «РЖД», г. Иркутск, Россия Магистрант ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование Профиль: Управление образовательными системами Бельтикова Марина Дмитриевна

Зав. отделением социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», г. Иркутск, Россия Магистрант ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», Иркутск, Россия Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование Профиль: Управление образовательными системами

УДК 372.32 ББК 74.00

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ВОДА — БЕСЦЕННЫЙ ПРИРОДНЫЙ РЕСУРС» КАК ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ НАПОЛНЕНИЯ

ООП ДОО

Авторами представлен опыт разработки и частичной реализации исследовательского проекта «Вода — бесценный природный ресурс» на базе НДОУ «Детский сад № 220 ОАО «РЖД» г. Иркутск, который может быть использован как вариативная часть наполнения основной образовательной программы (ООП) дошкольной образовательной организации (ДОО). Представлен паспорт проекта, его методическое обеспечение, разработан план мероприятий по реализации проекта, спрогнозированы результаты реализации проекта, сформулированы некоторые промежуточные выводы по реализации 1 и 2 этапов проекта.

Ключевые слова: исследовательский проект в ДОО; паспорт проекта; план мероприятий по реализации проекта; создание развивающей среды ДОО; организация совместной деятельности педагогов и детей; вариативная часть ООП ДОО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.