Бредихин A.B.
старший научный сотрудник Центра политологических исследований ФГОБУВО «Финансовый университет при Правительстве РФ, научный сотрудник Центра проблем развития и модернизации ФГБУН
«Национальный институт мировой экономики и международных отношений
им. Е.М. Примакова Российской академии наук»
Государственная политика в отношении российского казачества: казачьи чины
Институционализация казачьих сообществ в Российской Федерации в настоящее время находится на стадии завершения. В процессе самоорганизации и формирования казачьи общества приобрели названия «войсковые», в них утвердилась военная субординация, звания, чинопроизводство1.
Созданы 11 войсковых казачьих обществ (ВКО «Всеве-ликое войско Донское», ВКО «Центральное казачье войско», Волжское ВКО, Енисейское ВКО, Забайкальское ВКО, Иркутское ВКО, Кубанское ВКО, Оренбургское ВКО, Сибирское ВКО, Терское ВКО, Уссурийское ВКО), создается Крымское ВКО, а также сформировалась крупнейшая общественная организация «Союз казаков-воинов России и Зарубежья». Следующим этапом самоорганизации казачьих обществ выступает создание Всероссийского войскового казачьего общества, которое, согласно Плану мероприятий по реализации в 2017-2020 гг. Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 г. (далее - План мероприятий), будет организовано в 2018 г. Тогда же пройдут выборы атамана Всероссийского ВКО. К этому времени будут сформированы и международные векторы интеграции казачьих организаций, в первую очередь на евразийском пространстве2.
Одним из основных атрибутов современного казачества выступает форма одежды, утверждения приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 22 апреля 2010 г. № 182 «Об утверждении описания предметов формы одежды, знаков различия членов казачьих обществ,
1 Герман О.Н. Российское казачество в конце XX века: особенности политической культуры: исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: теории и практики, 2011. № 5-3. С. 115-118.
2 Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Роль казачества в формировании евразийского пространства// Альманах "Казачество", 2016. № 18 (5). С. 7-16.
№
внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации». Приказом определяется парадная, повседневная, зимняя и летняя виды форм, созданные специально для каждого войскового казачьего общества.
Однако, несмотря на наличие нормативно-правовых актов, в среде казачества актуальной проблемой остается вопрос присуждения чинов и соотношения их с воинскими званиями. Появление «казачьих генералов» не имеющих соответствующего Указа Президента Российской Федерации, присуждение чинов с нарушением порядка выслуги лет и очередности, вызывают опасения и беспокойство как у органов исполнительной власти, отвечающих за политику в отношении российского казачества, так и самих членов казачьих обществ.
Присуждение чинов членам казачьих обществ регламентируется Указом Президента Российской Федерации от 9 февраля 2010 г. № 169 «О чинах членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» (далее - Указ № 169). Согласно нему, казачьи чины подразделяются на нижние (казак, приказный, младший урядник, урядник, старший урядник, утверждаются атаманом окружного (отдельского) общества по представлению казачьей первичной организации), младшие (младший вахмистр, вахмистр, старший вахмистр, утверждаются атаманом ВКО по представлению атамана отдельского (окружного) общества), старшие (подхорунжий, хорунжий, сотник, подъесаул, утверждаются атаманом ВКО по представлению атамана отдельского (окружного) общества), главные (есаул, войсковое старшина, казачий полковник, утверждаются Полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе), высший (казачий генерал, утверждается Президентом Российской Федерации). В Указе № 169 также прописывается срок выслуги лет для присвоения очередного чина и соответствие чинов должностям в казачьем обществе.
Несмотря на имеющуюся нормативно-правовую базу, в казачьих обществах, входящих в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации, сложились свои традиции в процессе чинопроизводства. Присвоение офицерского казачьего чина происходило лишь при наличии у члена казачьего общества высшего (среднеспециального) образования. Например, в Положении о присвоении казачьих чинов
казакам Волжского войскового казачьего общества, утвержденном 17 декабря 2012 г. Указом атаманом ВВКО И.К. Мироновым, оговаривается, что для получения чина подхорунжий старшему вахмистру необходимо иметь среднеспециальное образование, а для получения чина хорунжий и выше необходимо наличие высшего образования.
Кроме того, предпринимались неоднократные попытки приведения казачьих чинов в соответствие с воинскими званиями. Так, отставной офицер, приходивший из Вооруженных сил Российской Федерации, органов ФСБ, ФСО, МВД, органов прокуратуры или государственный гражданский (муниципальный) служащий получал в казачьем обществе чин, соответствующий имеющемуся званию (классному чину), либо на порядок выше.
Подобная практика противоречит действующему законодательству. Казачьи чины являются специальными чинами и не относятся к чинам государственной гражданской и муниципальной службы. Статьей 6.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» казачьи общества признаются некоммерческими организациями, в связи с чем является нецелесообразным приравнивание чинов членов казачьих обществ и воинских званий военнослужащих.
Согласно законодательству, специальные звания присваиваются гражданам Российской Федерации, находящимся на службе в органах внутренних дел, органах юстиции, таможенных органах, федеральной противопожарной службе, государственной гражданской и муниципальной службе. Несмотря на это, в Российской Федерации идет процесс инкорпорирования чинов казачьих обществ в государственную систему чинов и званий. Примером тому выступает Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2005 г. № 515 «О порядке присвоения главных чинов не проходящим военную службу членам казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации», который определяет присвоение главных чинов полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе. Его логичным продолжением выступает Указ № 169. Таким образом, чинопроизводство членов казачьих обществ уже сейчас выступает вопросом не только некоммерческой организации,
но и Администрации Президента Российской Федерации, что приводит к усилению значимости казачьих чинов и включает их в систему государственного чинопроизводства.
В тоже время, в рамках реализации Федерального закона от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», казачьи общества, в связи с созданием Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, проходят новый этап совершенствования государственной службы: они формируют территориальные роты обороны, пилотный проект которых запущен в ВКО «Всевеликое войско Донское» на территории Донецкого округа. В дальнейшем практика донских казаков будет распространена и на другие казачьи общества.
В соответствии с Планом мероприятий, ФСБ России при участии заинтересованных органов субъектов Российской Федерации, проводит работу по привлечению российского казачества к участию в защите государственной границы. Ряд пунктов Плана мероприятий обеспечивает участие казачьей молодежи в призыве и прохождении воинской службы в казачьих частях. Удостоверения казака членам казачьих обществ, входящих в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации, выдаются при участии военных комиссаров. Таким образом вопрос выравнивания казачьих и воинских званий (чинов) получает новый этап актуализации и потребует пересмотра действующего законодательства.
На основании изложенного переходим к заключению.
Во-первых, казачьи общества, как показывает практика, не являются классическими некоммерческими организациями. Их отличает социально-экономическая, образовательная, этнокультурная, военная составляющие3. Все это подкрепляется наличием исторической преемственности с казачьими войсками и областями Российской империи. Учитывая наличие в ряде субъектов государственных бюджетных учреждений «Казаки Дона», «Казаки Кубани», «Казачий центр государственной службы» и других, носящих роль «штаба» ВКО, мы видим практическую реализацию государственной службы российского казачества.
Во-вторых, военизированность казачьих организаций присутствует в названиях ВКО, в их системе самоорганизации
3 Водолацкий В.П. Этническое и социальное в самоопределении казачества// Социально-гуманитарные знания, 2011. № 7. С. 5-12.
ввиду большого количества в казачьих обществах отставных офицеров. Вместе с тем, казачьи кадетские корпуса выступают учебными учреждениями, значительная часть выпускников которых, в дальнейшем, продолжает обучение в высших военных учебных заведениях. Есть и примеры передачи казачьих кадетских корпусов силовым структурам: Аксайского Данилы Ефремова казачьего кадетского корпуса Министерству обороны Российской Федерации, а Московского казачьего кадетского корпуса (Московское президентское кадетское училище) им. М.А. Шолохова Министерству внутренних дел Российской Федерации4. Кроме того, члены казачьих обществ принимают участие в охране государственной границы, общественного порядка, формирование территориальных рот обороны, имеют перспективы на создание казачьих подразделений в составе Росгвардии.
В-третьих, сформирован социальный заказ членов казачьих обществ на совершенствование российского законодательства в вопросах государственной службы членов казачьих обществ и, как следствие, закрепление казачьих чинов в системе специальных званий и выравнивание их с воинскими званиями.
Список литературы:
1. Бредихин А.В. О системе духовно-нравственного и патриотического воспитания в системе кадетских корпусов// Альманах "Казачество", 2016. № 17 (4). С. 12-19.
2. Водолацкий В.П. Этническое и социальное в самоопределении казачества// Социально-гуманитарные знания, 2011. № 7. С. 5-12.
3. Герман О.Н. Российское казачество в конце XX века: особенности политической культуры: исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: теории и практики, 2011. № 5-3. С. 115-118.
4. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Роль казачества в формировании евразийского пространства// Альманах "Казачество", 2016. № 18 (5). С. 7-16.
Bibliography
1. Bredihin A.V. A system of spiritual, moral and patriotic education in the system of the cadet corps // Almanac "The Cossacks", 2016. № 17 (4). p. 12-19.
2. Vodolatsky V.P. Ethnic and social self-determination of the Cossacks // Socially-humanitarian knowledge, 2011. № 7. p. 5-12.
3. Herman O. Russian Cossacks in the late XX century: the peculiarities of political culture: historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history: Theory and Practice, 2011. № 5-3. p. 115-118.
4. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Cossacks role in the formation of the Eurasian space // Almanac "The Cossacks", 2016. № 18 (5). p. 7-16.
4 Бредихин A.B. О системе духовно-нравственного и патриотического воспитания в системе кадетских корпусов// Альманах "Казачество", 2016. № 17 (4). С. 12-19.