Научная статья на тему 'Казачество на территории алтайского края: лингвокультурологический аспект'

Казачество на территории алтайского края: лингвокультурологический аспект Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
46
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАЧЕСТВО / ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / ЭТНОГРАФИЗМЫ / КУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Позднякова Е.Ю.

Состояние вопроса: В настоящее время основные усилия ученых направлены на изучение исторических и социальных вопросов, связанных с происхождением, становлением, развитием казачества как историко-социального явления, однако мы полагаем, что сибирское казачество представляет собой уникальный лингвокультурный феномен, оказавший существенное влияние на становление культуры народов Сибири. Материалы и методы: Основными методами исследования послужили анкетирование и интервьюирование. Анкетирование проводилось в районах Алтайского края, традиционно являвшихся центрами казачьей культуры. Информантами послужили как представители казачества, так и местные жители, всего в анкетировании приняло участие около 1000 информантов. Результаты: В результате были получены данные, свидетельствующие о том, что национально-культурные традиции казачества сохраняются, в том числе в языке, наблюдается их преемственность. Выводы: Лингвокультурологические особенности казачества проявляются в использовании своеобразной системы топонимов, сопровождаемых специфическими апеллятивами, этнографизмов, этикетных формул (приветствий, обращений), а также в устном народном творчестве песенной традиции, историях-легендах, преданиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Казачество на территории алтайского края: лингвокультурологический аспект»

Grand Altai Council of HEI Chancellors network edition

УДК 811.161.1'271

КАЗАЧЕСТВО НА ТЕРРИТОРИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ: ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ12

Е.Ю. Позднякова,

Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова

Барнаул, Российская Федерация helena_poz@mail .ru

В истории заселения и освоения Сибири и, в частности, Алтая казачество сыграло важную роль. Начиная с XVI века казаки активно расширяли границы Российского государства, приобщая сибирские народы к евразийской культуре и политическому прогрессу: «российское освоение Сибири было сопряжено с жестокой колонизацией, ограблением местных жителей, лишением их значительной части природных богатств, что вело к обнищанию аборигенного населения. Но в целом включение Сибири в состав Российского государства было исторически вынужденным и позитивным явлением» [1, с. 52].

Как отмечает В.А. Дорофеев, «казачество создало свое особое жизнеустройство и воспитывало личности, имевшие свои специфические индивидуально-психологические особенности» [2, с. 45]. Следует добавить, что своеобразный хозяйственно-экономический уклад и особый образ жизни казаков постепенно сформировали особое мировидение и национально-культурный менталитет, сохранявший преемственность на протяжении длительного времени. В числе особенностей жизнеустройства, повлиявших на становление особой картины мира казачества, вслед за В.А. Дорофеевым, выделим следующие: «...распределительное землепользование и экстенсивный характер природопользования с проявлением защитно-охранительного отношения, воинственно-захватническая форма приобретения материальных богатств, разделение казачьего населения на воинов и обосновавшихся земледельцев, ремесленников, торговцев и других, создание особой организационно-правовой и морально-этической системы гражданской жизни и военной службы, своих духовных ценностей; острая вынужденная борьба за выживание, стремление к политической независимости и компромиссам, постепенная утрата демократического самоуправления и переход на государственную службу, развитие иерархии и социально неравных отношений, формирование прочной православной веры и законопослушного сознания казаков, надежных защитников государственно-императорских интересов» [2, с. 45].

12 Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ Региональный конкурс «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном» 2015 — Алтайский край. Проект №15-13-22601 «Казачество на территории Алтайского края в историко-социологическом и лингвокультурологическом аспекте: становление, современное состояние, тенденции развития» и договора №28 от 04.09.2015 с Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края.

В настоящее время основные усилия ученых направлены на изучение исторических и социальных вопросов, связанных с происхождением, становлением, развитием казачества, как историко-социального явления. Однако мы полагаем, что сибирское казачество, кроме прочего, представляет собой уникальный лингвокультурный феномен, оказавший существенное влияние на становление культуры народов Сибири. Новый, комплексный лингвокультурологический подход позволяет расширить представление, как о культурной специфике и самобытности казачества, так и в целом об особенностях русской национальной культуры.

Изучение казачества с позиций лингвокультурологии предполагает обращение к разнообразному языковому материалу, бытующему в условиях неофициального общения, преимущественно в устной форме. Особый интерес с данной точки зрения представляют собой культурные концепты, «культурноспецифичные слова» (А. Вежбицкая), а также этикетные речевые средства, отражающие специфику казачества, как национально-культурного явления. Как отмечает А. Вежбицкая, «культурноспецифичные слова представляют собою понятийные орудия, отражающие прошлый опыт общества касательно действий и размышлений о различных вещах определенными способами; и они способствуют увековечиванию этих способов» [3, с. 20]. В таких языковых единицах аккумулируется культура народа. С точки зрения исследователя, специфика каждой конкретной культуры может быть выявлена, как через ключевые слова данной культуры — «слова, особенно важные и показательные для отдельно взятой культуры (судьба, душа, тоска — в русской культуре)» [3, с. 35], так и через культурную разработанность понятия (наличие нескольких наименований одного предмета в данном языке) и частотность употребления слов (как показатель их культурной значимости).

Обозначим некоторые проблемные вопросы, на которые мы бы хотели получить ответ в ходе изучения казачества на территории Алтайского края:

1. Сохраняются ли культурные традиции алтайского казачества, наблюдается ли их преемственность?

2. Каковы особенности национально-культурного менталитета алтайского казачества?

3. Каким образом культурная специфика алтайского казачества проявляется в языке?

Для получения ответов на данные и другие проблемные вопросы нами было предпринято исследование, основными методами которого послужили анкетирование и интервьюирование. Анкетирование проводилось в районах Алтайского края, традиционно являвшихся центрами казачьей культуры. Информантами послужили как представители казачества, так и местные жители. Всего в анкетировании приняло участие около 1000 информантов.

Предварительный анализ полученного языкового материала позволяет отметить следующее:

Grand Altai Council of HEI Chancellors network edition

1. Культурные традиции казачества сохраняются и активно прививаются молодежи. В анкетах отмечается, что казачьи семьи поддерживают патриархальный бытовой уклад, для них характерно традиционное ведение хозяйства. В качестве специфических черт казачьей семьи указаны уважение к старшим, трезвый образ жизни, духовно-нравственные православные устои, гостеприимство. Информантами описаны такие лингвокультурологические особенности казачества, как использование казачьего фольклора, специфических поговорок, казачьих песен, легенд, а также чтение молитв, рассказы о событиях гражданской войны.

2. В ходе анкетирования были выявлены некоторые особенности национально-культурного менталитета алтайского казачества. В их числе — приверженность православным традициям, трудолюбие, дружелюбие, доброжелательность, честность, преданность, порядочность, совесть, долг перед Родиной, честь.

3. Культурная специфика алтайского казачества проявляется и в языке. Так, в анкетах отмечается, что речь казаков отличается от речи местных жителей интонацией, произношением, особенным говором (местным диалектом). Кроме того, казаки используют специфические казачьи слова, терминологию, этикетные формулы (приветствия, обращения).

Материалы интервьюирования позволяют дополнить полученные путем анкетирования данные. В ходе бесед с информантами мы обратили внимание на следующие лингвокультурологические особенности речи казачества:

1. В речи казаков бытует своеобразная система топонимов. В частности, названия опорных пунктов Колывано-Кузнецкой оборонительной линии сохраняют исторические апеллятивы станица (офиц. станецЛ маяк, защита, крепость, используется также апеллятив хутор, например: станица Терская, станица Чарышская, хутор Сосновка, хутор Маяк, маяк Николаевский, Казачья линия, острог Бердский и др.

2. В устном общении активно используются этнографизмы — названия предметов или понятий, характерных для быта, хозяйства, культуры жителей определенной местности (этноса), не имеющие параллелей в литературном языке, например: братина (русский шаровидный сосуд XVI-XIX веков для питья на братчинных пирах); нагайка (короткая твердая плеть для управления лошадью, также является разновидностью оружия); справа (комплект казачьей формы); есаулец (дежурный казак, который ведет круг казачьего общества, поддерживает тишину и порядок); столовое вино (водка); атаманский ужин и

др.

3. Другой характерной чертой речи казаков является своеобразная система этикетных речевых средств, например, формулы приветствия: «Здорово дневали!», «Здорово ночевали!», ответная реплика — «Слава богу!».

4. В рассказах казаков часто описываются события гражданской войны, возникают воспоминания о дедах, прадедах, истории-легенды (например, сказ о Ермаке, сквозные истории о пещерах, в которых скрыты оружие и боеприпасы).

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

— культурные традиции казачества сохраняются и активно прививаются молодежи;

— речь казаков отличается от речи местных жителей интонацией, произношением, особенным говором (местным диалектом);

— лингвокультурологические особенности проявляются в использовании своеобразной системы топонимов, сопровождаемых специфическими апеллятивами, этнографизмов, этикетных формул (приветствий, обращений), а также в устном народном творчестве — песенной традиции, историях-легендах, преданиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Позднякова Е.Ю. и др. Русский язык: культурные традиции и современность: уч.пособие [Текст] / Е.Ю. Позднякова, В.С. Бовтун, Т.Н. Внучкова, И.А. Жерносенко. — Барнаул, 2009. — 105 с.

2. Дорофеев В.А. Методология и методика социологических исследований проблем казачества: уч.-методич. пособие. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1995.

— 91 с.

3. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов [Текст] / Пер. с англ. А.Д. Шмелева. — М.: Языки славянских культур, 2001. — 288 с.

REFERENCES

1. Pozdnyakova Y.Y. and etc. Russian language: cultural traditions and modernity: textbook [Text] / Y.Y. Pozdnyakova, V.S. Bovtun, T.N. Vnuchkova, I.A. Jerosenko.

— Barnaul, 2009. — 105 p.

2. Dorofeev V.A. The methodology and methods of sociological researches of the Cossacks' problems: textbook. — Barnaul, 1995. — 91 p.

3. Vezhbitskaya A. Understanding of cultures through their keywords [Text] / Transl. Shmelev A. D. — Moscow: Languages of Slavic cultures, 2001. — 288 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.