Научная статья на тему 'Исследование социально-исторического и культурного потенциала казачьих обществ в Алтайском крае'

Исследование социально-исторического и культурного потенциала казачьих обществ в Алтайском крае Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
62
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАЧЕСТВО / АЛТАЙСКИЙ КРАЙ / КАРТА / ЗЕМЕЛЬНЫЙ ВОПРОС / КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дунец А.Н., Бухнер Н.Ю., Курепина Е.Ю., Позднякова Е.Ю., Исаев В.В.

В статье рассматриваются основные результаты социологического исследования исторического и культурного потенциала казачества Алтайского края. С использованием геоинформационных технологий разработана карта населенных пунктов с традиционным проживанием казаков, проведен пространственный анализ характеристик казачества, отражающий уровень их социально-экономического и политического самочувствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование социально-исторического и культурного потенциала казачьих обществ в Алтайском крае»

УДК 314.186.3

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА КАЗАЧЬИХ ОБЩЕСТВ

В АЛТАЙСКОМ КРАЕ1

А.Н. Дунец1, Н.Ю. Бухнер1, Е.Ю. Курепина2, Е.Ю. Позднякова1, В.В. Исаев1 1Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова Институт водных и экологических проблем СО РАН Барнаул, Российская Федерация dunets@mail.ru

Сибирские казаки пришли на территорию Алтая в начале XVIII в. на волне российской колонизации Сибири, положив начало первым русским населённым пунктам и крепостям. Важнейшими задачами казачества на Алтае являлись защита предприятий горнозаводской промышленности и русского населения от нападений джунгар и их союзников. В конце XVIII в. с устранением военной опасности казачество, наряду с военной службой, начинает заниматься хозяйственной деятельностью: земледелием, животноводством, различными промыслами [1]. Сибирские казаки на Алтае первыми освоили пчеловодство и сыроделие, одни из первых маслозаводов также появились в казачьих станицах.

Одной из задач исследования сибирского казачества проживающего на территории Алтайского края является выявление и картографирование мест связанных с историей казачества. Впервые разработана карта населенных пунктов с традиционным проживанием казаков (Рисунок 1). Показаны населенные пункты Колывано-Кузнецкой оборонительной линии. Ряд исторических объектов используется в туристском маршруте «Казачья подкова Алтая». Этот маршрут является брендовым туром и имеет межрегионального и трансграничного значения. Во время путешествия по маршруту, туристы имеют возможность посмотреть концертно-театрализованные представления, встретиться с атаманом и казаками станицы, принять участие в казачьих обрядах: свадьба, посвящение в казаки, купание коней, попробовать традиционную казачью кухню, познакомиться с селом, мастерством местных ремесленников, обучиться работе с казачьей шашкой, нагайкой, бичом, арканом [2].

С целью оценки культурного и социально-исторического потенциала казачьих обществ в Алтайском крае в 2015 году было проведено

1 Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ Региональный конкурс «Российское могущество

прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном» 2015 — Алтайский край. Проект №15-13-22601 «Казачество на территории Алтайского края в историко-социологическом и лингвокультурологическом аспекте: становление, современное состояние, тенденции развития» и договора №28 от 04.09.2015 с Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края.

социологическое исследование. Наибольший интерес представляют исследования в сельских районах Алтайского края, в которых традиционно проживали казаки (Быстроистокский район, Петропавловский район, Чарышский район, Курьинский район, Змеиногорский район). Использование геоинформационных технологий позволило представить результаты исследований в виде карт и диаграмм. Для удобства данные переведены в баллы и представлены на карте-схемах.

Рисунок 1 Карта населенных пунктов связанных с историей казачества [Map of localities connected with the history of the Cossacks]

Структура выборочной совокупности представлена следующими долями:

- по районам: Быстроистокский район - 8%, Змеиногорский район - 23%, Курьинский район - 17%, Петропавловский район - 8%, Чарышский район -44%;

- по возрасту: 18-24 лет - 5,6%, 25-30 лет - 13,3%, 31-40 лет - 23,3% , 41-50 лет - 20,0%, 51-60 лет - 26,7%, старше 60 лет - 11,1%;

- по уровню образования: среднее - 23,3%, среднее специальное - 38,9%, незаконченное высшее - 11,1%, высшее, несколько высших образований - 24,4%, ученая степень - 2,3%;

- по семейному положению: холост/не замужем - 17,8%, женат/замужем - 75,6%, разведен/разведена - 5,6%, вдовец/вдова - 1,2%.

Для анализа социально-исторического потенциала казачества важными в контексте развития Алтайского края как туристического региона являются оценки респондентов о способах повышения материального положения казачества. Так, лишь 14,5% респондентов выбрали ответ «Участвую в организации туристического маршрута «Казачья подкова», в то время, как наиболее специфичными для данной категории являются ответы «Веду подсобное хозяйство» - 51,3% (Рисунок 2), «Использую постоянные подработки по совместительству» - 40,1%, «Пользуюсь различными кредитами» - 22,4%, «Заключаю трудовые договоры для выполнения временных работ» - 18,4%, «Организовал собственное дело» - 16,4%.

Рисунок 2. Балльная оценка участия казачества в организации собственного подсобного хозяйства [Scoring of the participation of the Cossacks in the

organization of their own farm]

Большая часть казачества - 43,1%, отметили, что они «Не в полной мере уверены» в будущем, «Вполне уверены» - 20,3% , «Совсем не уверены» - 19,0%. Подобное распределение является вполне нормальным для россиян, что подтверждается данными, полученными М. К. Горшковым [3, с. 74]. 51,7% респондентов отметили, что их нынешнее положение можно охарактеризовать как «Есть отдельные проблемы, решение которых не требует больших усилий». «Меня беспокоят многие проблемы, решение которых вызывает большие затруднения» - отметили 24,5%. Небольшая доля казаков отметила варианты ответов «Живу спокойно, всем доволен» и «Живу в постоянном беспокойстве и ожидании опасностей» - 7,9% и 6,6% соответственно. При этом наибольшее беспокойство у респондентов вызывает «Будущее детей» - этот вариант ответа выбрали 58,0%, «Состояние здоровья Ваших близких» -47,3%, «Уровень доходов Вас и Вашей семьи» - 38,7% (Рисунок 3).

70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

58,00%

47,30%

Будущее детей

Состояни е

здоровья Ваших близких

Уровень доходов Вас и Вашей семьи

Состояни е Вашего здоровья

Сложное междуна родное положен

ие России

Ваше собствен

ное будущее, возможн

ость осуществ

ления жизненн

ых планов

Работа, карьера

Отношен ия в семье

Жилищн

ые условия

Межнациональные отношения в месте проживания

Другое

%

58,00%

47,30%

38,70%

36,00%

22,00%

18,00%

17,30%

14,70%

4,00%

2,70%

0,70%

Рисунок 3. Проблемы, которые беспокоят казачество (в %) [Problems that worry the Cossacks (in %)]

Обозначим некоторые проблемные вопросы, на которые мы хотели получить ответ в ходе изучения казачества на территории Алтайского края:

1. Сохраняются ли культурные традиции алтайского казачества, наблюдается ли их преемственность?

2. Каковы особенности национально-культурного менталитета алтайского казачества?

3. Каким образом культурная специфика алтайского казачества проявляется в языке?

Для получения ответов на данные и другие проблемные вопросы нами было предпринято исследование, основными методами которого послужили анкетирование и интервьюирование. Анкетирование проводилось в районах Алтайского края, традиционно являющимися центрами казачьей культуры. Информантами послужили как представители казачества, так и местные жители, всего в анкетировании приняло участие около 1000 информантов.

Предварительный анализ полученного материала позволяет отметить следующее:

1. Культурные традиции казачества сохраняются и активно прививаются молодежи. В анкетах отмечается, что казачьи семьи поддерживают патриархальный бытовой уклад, для них характерно традиционное ведение хозяйства. В качестве специфических черт казачьей семьи указаны уважение к старшим, трезвый образ жизни, духовно-нравственные православные устои, гостеприимство. Информантами описаны такие лингвокультурологические особенности казачества как использование казачьего фольклора, специфических поговорок, казачьих песен, легенд, а также чтение молитв, рассказы о событиях гражданской войны.

2. В ходе анкетирования были выявлены некоторые особенности национально-культурного менталитета Алтайского казачества. В их числе приверженность православным традициям, трудолюбие, дружелюбие, доброжелательность, честность, преданность, порядочность, совесть, долг перед Родиной, честь.

3. Культурная специфика алтайского казачества проявляется и в языке. Так, в анкетах отмечается, что речь казаков отличается от речи местных жителей интонацией, произношением, особенным говором (местным диалектом), кроме того, казаки используют специфические казачьи слова, терминологию, этикетные формулы (приветствия, обращения).

Балльная оценка сохранности казачьих традиций в районах Алтайского края представлена на рисунке 4.

Материалы интервьюирования позволяют дополнить полученные путем анкетирования данные. В ходе бесед с информантами мы обратили внимание на следующие лингвокультурологические особенности речи казачества:

1. В речи казаков бытует своеобразная система топонимов, в частности, названия опорных пунктов Колывано-Кузнецкой оборонительной линии сохраняют исторические апеллятивы станица (офиц. станец), маяк, защита, крепость, используется также апеллятив хутор, например: станица Терская, станица Чарышская, хутор Сосновка, хутор Маяк, маяк Николаевский, Казачья линия, острог Бердский и др.

2. В устном общении активно используются этнографизмы - названия предметов или понятий, характерных для быта, хозяйства, культуры жителей

определенной местности (этноса), не имеющие параллелей в литературном языке, например: братина (русский шаровидный сосуд ХУ1-Х1Х веков для питья на братчинных пирах); нагайка (короткая твердая плеть для управления лошадью, также является разновидностью оружия); справа (комплект казачьей формы); есаулец (дежурный казак, который ведет круг казачьего общества, поддерживает тишину и порядок); столовое вино (водка); атаманский ужин и

др.

Рисунок 4. Сохранность казачьих традиций в районах Алтайского края [Preservation of Cossack traditions in areas of the Altai territory]

3. Другой характерной чертой речи казаков является своеобразная система этикетных речевых средств, например, формулы приветствия: «Здорово дневали!», «Здорово ночевали!», ответная реплика - «Слава богу!».

4. В рассказах казаков часто описываются события гражданской войны, возникают воспоминания о дедах, прадедах, истории-легенды

(например, сказ о Ермаке, сквозные истории о пещерах, в которых скрыты оружие и боеприпасы).

Духовная культура сибирских казаков многогранна, и одно из ее проявлений - песенное творчество: свадебные, хороводные, лирические, скорые, плясовые, шуточные, походные, строевые, рекрутские песни, романсы, баллады. Интересным является анализ того, какова доля казаков относящих себя к потомкам казачьего рода (Рисунок 5).

Рисунок 5. Балльная оценка количества казаков, относящих себя к потомкам казачьего рода [Numerical estimate of the number of Cossacks, identifying themselves as descendants of the Cossacks]

Ярким выражением духовной культуры казачества на Алтае являются праздники. Наряду с общехристианскими, казаки отмечали Престольный день

своей станицы. Обязательным праздником был День Сибирского казачества (6 декабря по ст. стилю). Более двухсот лет казаки праздновали День казачки, или День матери (21 ноября по ст. стилю и 4 декабря по-новому).

С XIX в. форменная одежда казаков была коричневого цвета, брюки-шаровары шились обязательно с лампасами. Лампас (у сибирских казаков алого цвета) приобрел значение принадлежности к казачьему сословию, являлся символом казачьей независимости и обособленности. Брюки-шаровары и форменная рубашка дополнялись фуражкой с кокардой, шинелью, теплушкой, которую надевали под шинель [1].

В связи тем, что в Алтайском крае в настоящее время действуют несколько казачьих обществ, форменная одежда существенно различается. Китель реестрового казачьего общества в Алтайском крае имеет цвет морской волны и красный кант. Брюки у казаков синего цвета с красными лампасами.

Основой для оценки культурного потенциала казачества является изучение мотивов участия членов казачьих организаций в казачестве? Можно отметить, что в ответах казаков выделены когнитивные признаки групповой (казачьей) идентичности. Так, 47,1% респондентов отметили такой вариант ответа как «Вера в жизненность казачьего движения», 42,6% - «Семейные традиции, кровное происхождение», 36,1% - «Духовное влияние казачества; связь с православием», 34,2% - «Необходимость защиты России от чуждого духовного влияния», 30,3% - «Вера в ценность и эффективность казачьей службы», 27,1% - «Приобщение к старым традициям».

Для большинства представителей казачества Алтайского края важнее поддерживать свои культурные традиции, нежели связь с представителями других культурных традиций. Данный тезис подтверждается ответами на вопросы «Важно ли для Вас поддерживать собственные культурные традиции там, где Вы живете?» и « Важно ли для Вас поддерживать связь с представителями других культурных традиций там, где Вы живете?». В первом случае «Да» ответили 94,0% респондентов, во втором - 66,4%.

Казаки отметили , что основным полем деятельности для современного казачества является "Военная служба, военно-патриотическое воспитание призывников, молодежи", и также "Защита границ" (более подробно в таблице)

Таблица. Оценка респондентами осуществления некоторых видов деятельности на территории Алтайского края (в %) [Respondents in the implementation of certain activities on the _territory of Altai Krai (in %)]_

Положительно Нейтрально Отрицательно Не вижу ни деятельности, ни результатов Затрудняюсь ответить

Военная служба, военно-патриотическое воспитание призывников, молодежи 82,9% 3,3% 12,5% 1,3%

Защита границы (патрулирование пограничной зоны) 60,1% 8,8% 25,0% 6,1%

Мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий 57,0% 8,6% 27,2% 7,3%

Охрана общественного порядка 58,0% 10,5% 29,40% 2,1%

Охрана объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности 54,4% 14,3% 27,9% 3,4%

Обеспечение экологической и пожарной безопасности 44,5% 12,3% 34,9% 8,2%

Природоохранные мероприятия, охрана объектов животного мира, охрана лесов 53,5% 9,7% 34,0% 2,8%

Социологическое исследование позволило оценить материальное положение казачества в районах их традиционного проживания (Рисунок 6).

Традиционно казаки занимали определенное место в социальной структуре, их социальный статус в обобщенном виде можно описать, как поддержка государственности, регулирование конфликтных ситуаций. Для оценки того насколько важно поддержание данного статуса для современного казачества в Алтайском крае мы проанализировали ответы на вопрос «Какова, по-вашему, роль казачества в межнациональных отношениях в Вашем населенном пункте?». Можно отметить полярность представлений казаков при ответе на этот вопрос. Так 49,0% отметили традиционную роль казачества, что выразилось в ответах «Стабилизирует не допускает обострения отношений» - 22,8% и «Способствует налаживанию добрососедских отношений» 26,2%. Наряду с этим 37,9% отметили, что казачество в данном вопросе «Особой роли не играет». При этом можно отметить, что сами казаки толерантно настроены к представителям других национальностей (Рисунок 7).

Рисунок 6. Материальное положение казачества в районах традиционного проживания [Financial position of the Cossacks in the areas of traditional residence]

Электоральные настроения казачества также являются одним из элементов их социально-исторического потенциала и непосредственно связаны с культурой и традициями казачества. Можно отметить, что поддержка существующей власти не является в настоящий момент одним из признаков, отличающих казаков от других общностей. В большей степени казаки одобряют деятельность «Судебной власти Алтайского края» - 26,4% и «Аппарата полпреда Президента РФ в Сибирском Федеральном округе» -26,3%. В наибольшей степени казаки не одобряют деятельность «Местной муниципальной власти» - 61,2% (Рисунок 8).

Затрудняюсь ответить 13%

Особой роли не играет 38%

Способствует налаживанию добрососедских отношений 26%

Стабилизирует, не допускает обострения отношений

23%

Рисунок 7. Роль казачества в межнациональных отношениях [Role of the Cossacks in international relations]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аппарата полпреда Президента РФ в Сибирском Федеральном округе

Судебной власти Алтайского края

Местной муниципальной власт

Губернатора Алтайского края

министрации Алтайского края

конодательной власти Алтайского края

Одобряю Не одобряю ^^»Затрудняюсь ответить

Рисунок 8. Степень доверия казачества представителям государственной власти [Degree of trust of the Cossacks representatives of the government]

Таким образом, проведенная работа позволила выявить населенные пункты, связанные с историей казачества на территории Алтайского края. В настоящее время социологические исследования показали, что казаки проживают в Барнауле, Бийске, Бийском, Быстроистокском, Петропавловском, Чарышском, Краснощековском, Курьинском, Змеиногорском районах. Кроме

«Grand Altai Research & Education», Issue 2, 2015, page 164 of 166

того, казаки есть в других районах. Однако их немногочисленность и малая активность определила возможность индивидуальных встреч лишь с отдельными представителями казачества. На составленной карте нами отмечены населенные пункты, в которых в настоящее время существуют казачьи объединения. Перечислим это населенные пункты: Павловск, Бурановка, Новороманово, Мамонтово, Романово, Камень-на-Оби, Яровое, Николаевка, Угловское, Рубцовск, Бол.Шелковка, Веселоярск, Михайловка, Голуха, Белокуриха, Алтайское и др.Интересен тот факт, что в восточной части края практически полностью отсутствует казачество.

Исследование показало слабое взаимодействие между казачьими организациями и казаками. Казаки, проживающие в соседних населенных пунктах имеют слабое представление о деятельности друг друга.

Проведение опроса показало серьезную разочарованность казаков деятельностью государственной власти. Казаки ожидали от власти активного привлечения их в государственной службе.

Материальное положение казаков края имеет невысокий уровень. В сельских районах казачества активно занимается подсобным хозяйством. Основные проблемы, которые беспокоят казачество, связаны с состоянием здоровья и материальным положением своих близких. Менее всего беспокоят межнациональные и жилищные проблемы.

Культурные традиции лучше всего сохраняются в тех населенных пунктах, где у казаков есть реальная деятельность. Это может быть совместная хозяйственная деятельность, военно-патриотическая работа, участие в творческих коллективах, организация туризма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Исаев В. В., Дунец А. Н. Традиционная культура сибирского казачества в историко-культурном наследии Алтайского края и перспективы ее использования в туризме [Текст] / В. В. Исаев, А. Н. Дунец // Мир науки, культуры, образования. - 2014 - № 4 (47) - C. 322-324.

2. Сельские гостевые дома Алтайского края: каталог: информационно -справочное издание / под ред. А. Н. Дунца. - Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2012. -48 с.

3. Социальное самочувствие населения в условиях реформ: региональный аспект / под ред. М. К. Горшкова. - М. ; СПб. - Нестор-История, 2011. - 176 с.

REFERENCES

1. Isaev V. V., Dunets A. N. Traditcionnaya cultura sibirskogo kazachestva v istoriko-culturnom nasledd Altaiskogo kraya i perspectivi ee ispolzovaniya v turizme [Tekst] / V. V. Isaev, A. N. Dunets / / Mir nauki, culturi, obrazovaniya. - 2014 - № 4 (47) - pp. 322-324.

2. Selskie gostevie doma Altaiskogo kraya / pod red. A. N. Dunca. - Barnaul : Izd-vo AltGTU, 2012. - 48 p.

3. Socialnoe samochuvstvie naseleniya v usloviyah reform: regionalnii aspekt / pod red. M. K. Gorshkova. - M. ; SPb. - Nestor-Istoriya, 2011. - 176 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.