Научная статья на тему 'КАЗАЧЕСТВО КАК ФОРМА ВЫРАЖЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ '

КАЗАЧЕСТВО КАК ФОРМА ВЫРАЖЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
российское казачество / государственная политика / самобытная культура / духовно-нравственные основы / потомки казаков / Russian Cossacks / state policy / original culture / spiritual and moral foundations / descendants of Cossacks

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корякин Клим Дмитриевич

В рассматриваемой статье были подняты вопросы правового регулирования казачества в Республике Саха (Якутия). В ходе проведенного анализа отмечено, что казачество сыграло важную роль в истории становления Якутии. Делается вывод, что некоторые аспекты государственной политики нуждаются в дальнейшей разработке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cossacks as a form of expression of national and cultural identity: legal aspect

In the article under consideration, the issues of legal regulation of the Cossacks in the Republic of Sakha (Yakutia) were raised. During the analysis, it was noted that the Cossacks played an important role in the history of the formation of Yakutia. It is concluded that some aspects of public policy need further development.

Текст научной работы на тему «КАЗАЧЕСТВО КАК ФОРМА ВЫРАЖЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ »

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 11(227)

DOI 10.47643/1815-1337_2023_11 _204 УДК 342.59

КАЗАЧЕСТВО КАК ФОРМА ВЫРАЖЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Cossacks as a form of expression of national and cultural identity: legal aspect

КОРЯКИН Клим Дмитриевич,

кандидат юридических наук, доцент кафедры «Теория, история государства и права» юридического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Белинского, 58. E-mail: jflaw@mail.ru;

KORYAKIN Klim Dmitrievich,

Associate Professor, Department of Theory, History of State and Law, Faculty of Law of the Northeastern Federal University named after M.K. Ammosov, PhD (Law). 677000, Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk, ul. Belinsky, 58. E-mail: jflaw@mail.ru

Краткая аннотация. В рассматриваемой статье были подняты вопросы правового регулирования казачества в Республике Саха (Якутия). В ходе проведенного анализа отмечено, что казачество сыграло важную роль в истории становления Якутии. Делается вывод, что некоторые аспекты государственной политики нуждаются в дальнейшей разработке.

Abstract: In the article under consideration, the issues of legal regulation of the Cossacks in the Republic of Sakha (Yakutia) were raised. During the analysis, it was noted that the Cossacks played an important role in the history of the formation of Yakutia. It is concluded that some aspects of public policy need further development.

Ключевые слова: российское казачество, государственная политика, самобытная культура, духовно-нравственные основы, потомки казаков.

Keywords: Russian Cossacks, state policy, original culture, spiritual and moral foundations, descendants of Cossacks.

Для цитирования: // Право и государство: теория и практика. 2023. № 11(227). С. 204-205. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_204.

For citation: //Law and state: theory and practice. 2023. No. 11(227). pp. 204-205. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_204.

Статья поступила в редакцию: 20.10.2023

В XVII веке когда начался процесс формирования якутского казачества. Это подтверждается новыми исследованиями архивных документов, и данными по материальной культуре и фольклору русских старожилов. Обстоятельства формирования и дальнейшей исторической судьбы во многом определили особенности самосознания якутского казачества [1].

Начиная с 1917 г. после попытки организации союза суверенных казачьих республик начались репрессии со стороны советской власти, началась массовая политика расселения казаков из мест их исторического проживания.

Как отмечают А.Г. Масалов и П.В. Бондарев в целом, советским государством проводилась политика «нивелирования» казачества в социальной структуре, что соответствовало стратегии создания однородной структуры социалистического общества как важного фактора перехода к коммунизму [2].

Правовое регулирование положения казачества в Российской Федерации началось с принятием Закона "О реабилитации репрессированных народов". Данный Закон констатировал факт незаконных и преступных действий против народов в советское время и устанавливает право граждан подвергшимся репрессиям на возмещение ущерба.

Благодаря активным действиям представителей движения за возрождение казачества, был издан Указ Президента Российской Федерации "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества". Данный Указ положил официальное начало возрождению хозяйственной деятельности, экономических, культурных и патриотических традиций. В соответствии с Указом казаки получили право объединяться в казачьи общества. В Указе закрепляется порядок создания и регистрации, порядок деятельности и членства казачьего общества.

Для придания организованного характера движению за возрождение российского казачества Указом Президента Российской Федерации 9 августа 1995 г. был регламентирован порядок внесения в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Таким образом, со стороны государства был установил контроль за казачьими структурами. Ведение реестра было возложено на Министерство юстиции Российской Федерации.

В декабре 2005 г. был принят Закон "О государственной службе российского казачества". В Законе дается толкование таких понятий как: российское казачество, казачье общество, хуторское, станичное, городское казачье общество, районное (юртовое) казачье общество, окружное (отдельское) казачье общество, войсковое казачье общество и всероссийское казачье общество. Закон закрепил возможность несения членами казачьих обществ государственной и иной службы.

9 августа 2020 года Президентом Российской Федерации была утверждена «Стратегия государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021-2030 годы», которая поставила новые цели и задачи, уточнила позицию государства к общественным объединениям казаков и зарубежному казачеству.

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

Начало реализации концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества способствовало в 2009 г. созданию Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества. Совет является совещательным и консультативным органом при Президенте Российской Федерации, образованным в целях содействия реализации государственной политики в отношении российского казачества.

Таким образом, в Российской Федерации за последние годы появилась правовая база, способствующая возрождению казачества в Российской Федерации [3]. Наблюдается активное взаимодействие казачьих обществ с органами государственной власти. Происходит трансформация российских казачеств с учетом социальной и политической ситуации в стране.

Возрождение российского казачества в Российской Федерации предопределило развитие казачества на территории Республики Саха (Якутия). С 2020 года в Республике Саха (Якутия) реализуется подпрограмма «Поддержка казачьих обществ в Республике Саха (Якутия)» в рамках государственной программы Республики Саха (Якутия) «Укрепление общероссийской гражданской идентичности и этнокультурное развитие народов в Республике Саха (Якутия) на 2020-2024 годы».

В Республики Саха (Якутия) в 2004 г., 2009 г. и 2014 г. создавался и активно работал Совет по делам казачества при Главе Республики Саха (Якутия). Заседания проводились не реже одного раза в полугодие. Совет являлся консультативным органом и оказывал содействие реализации государственной политики в отношении российского казачества, способствовал взаимодействию казачьих обществ с органами местного самоуправления и органами государственной власти Республики Саха (Якутия). С 2019 г. деятельность Совета приостановлена Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 6 августа 2019 г. N 687 "О признании утратившими силу указов Главы Республики Саха (Якутия)".

В ноябре 2005 г. Указом Президента Республики Саха (Якутия) был образован Республиканский общественно - государственный фонд содействия развитию казачества в форме некоммерческой общественно-государственной организации. Фонд осуществляет историко-исследовательскую деятельность в области культуры казачества, а также организует финансирование проектов, программ по развитию казачества.

По состоянию на 15.10.2023 г. Министерством юстиции Российской Федерации на территории Республики Саха (Якутия) зарегистрировано всего 10 казачьих обществ.

аким образом, правовая политика республики в отношении современного положения якутского казачества находится в процессе формирования. Отсутствует системный комплекс, направленный на становление и развитие казачьего движения в Республике Саха (Якутия). Реализация действующей программы направлено лишь на развитие духовно-нравственных основ и самобытной культуры российского казачества, привлечению российского казачества к гражданской и иной службе. Это важные составляющие, но также необходимо уделить внимание возрождению культуры и традиций, развитию патриотического и нравственного воспитания молодого поколения.

В настоящее время исследованиями конституционно-правовых основ российского казачества, занимаются многие юристы. В научном сообществе [4] возникают разносторонне дискуссии, нацеленные на получение определенного результата. Выявленная разноплановая правотворческая деятельность в субъектах Российской Федерации препятствует формированию единой государственной политики для решения текущих актуальных задач.

Заслуживает особого внимания исследования А.С. Черткова, в которых автор считает, что было бы правомерно говорить не о казаках, а о потомках казаков. Из истории не вычеркнуть геноцид и рассказачивание, которые уничтожили это сословие. Вряд ли можно искусственно возродить то, что органически складывалось в течении столетий, опираясь лишь на сознание и, пусть даже праведные, желания [5]. В частности, атаман Волжского войскового казачьего общества Б. Гусев в 2009 г. заявил: «Казаком по роду быть совершенно не обязательно, принимаем людей любых национальностей», аналогичную точку зрения высказывал в 2013 году и атаман Всевеликого Войска Донского В. Гончаров [6].

Приведенное мнение А.С. Черткова может стать следующим этапом в государственной политике по отношению к казачеству. Корректировка законодательства о казаках поспособствует к достижению их устойчивого развития и девальвирует вопрос о стремлении к национальной обособленности путем восстановления казачьих областей и округов.

С учетом исторических событий, для развития развитие духовно-нравственных основ и самобытной культуры российского казачества, привлечению российского казачества к гражданской и иной службе, возрождению культуры и традиций, развитию патриотического и нравственного воспитания молодого поколения необходимо рассмотреть вопрос о внесении изменения в действующее законодательство и в дальнейшем применять основное понятие - потомки казаков. Также, требуется закрепление правовых и экономических условий для решения вопросов, связанных с деятельностью российского казачества в Республике Саха (Якутия) путем принятия закона Республики Саха (Якутия) «О развитии российского казачества в Республике Саха (Якутия)».

Библиография:

1. Якутия - наш общий дом: очерки истории народов Республики Саха (Якутия) / Отв. ред. С.И. Боякова. - Якутск, 2012. - 232 с.

2. Масалов А.Г., Бондарев П.В. Государственно-правовые основы возрождения казачества. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. - С. 38.

3. Сайт министерства юстиции Российской Федерации. URL: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx

4. Зейналова Л.М., Нешитой А.В. Основные проблемы современного российского казачества // Вестник Института мировых цивилизаций. - 2019. Т. 10. № 1 (22). С. 113-117; Зенин С.С. Отдельные особенности правового регулирования казачества в субъектах Российской Федерации // Lex Russia. - 2019. - № 5. - С. 49-59.

5. Чертков А.С. Якутское казачество во второй половине XIX - начале XX вв. - М., 1996. - С. 127-128.

6. Казачество на изломе веков (XX - XXI век) / Под общ. ред.А.Г. Мартынова. - М., 2017. - 373 с.

References:

1. Yakutia is our common Home: Essays on the history of the Peoples of the Sakha Republic (Yakutia) / ed. by S.I. Boyakov. - Yakutsk, 2012, -232 p.

2. Masalov A.G., Bondarev P.V. State-legal foundations of the revival of the Cossacks. - Stavropol: Publishing house of the SSU, 2003. -p.38.

3. Website of the Ministry of Justice of the Russian Federation. URL: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx

4. Zeynalova L.M., Neshitoy A.V. The main problems of modern Russian Cossacks // Bulletin of the Institute of World Civilizations. - 2019. Vol. 10. No. 1 (22). pp. 113117; Zenin S.S. Some features of the legal regulation of the Cossacks in the subjects of the Russian Federation // Lex Russia. - 2019/ - No.5. - pp.49-59.

5. Chertkov A.S. Yakut Cossacks in the second half of the XIX - early XX centuries. - M., 1996. - pp.127-128.

6. Cossacks at the turn of the century (XX - XXI century) / Under the general editorship of A.G. Martynov. - M., 2017. - 373 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.