Стратегия возрождения казачества на федеральном и региональном уровнях
Strategy for the Revival of the Cossacks at the Federal and Regional Levels
Получено 15.02.2017 Одобрено 27.02.2017 Опубликовано 20.05.2017 УДК: 316,334 DOI: 10.12737/article_59008d798b8ae9.75953071
КАПУСТИНА (АРТАМОНОВА) М.Г.
аспирантка кафедры социологии управления Института общественных наук Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ E-mail: [email protected]
Аннотация
Объект. Отношения между государством и казачеством в процессе возрождения.
Предмет исследования. Этнокультурное и этносоциальное развитие казачества. Стратегия управления процессом возрождения казачества. Инкорпорация казачества в институты государства.
Цель. Разработка методов системного управления процессами возрождения казачества.
KAPUSTINA (ARTAMONOVA), MG
Postgraduate, Chair of Sociology of Management at the Institute of Social Sciences, Academy of National Economy and State Service under the President of the Russian Federation E-mail: [email protected]
Abstract
Object the of Study. Relations between the state and the Cossacks in the process of revival.
Subject the of Study. Ethnocultural and ethno-social development of the Cossacks. The strategy of managing the process of the revival of the Cossacks. Incorporating the Cossacks into the institutions of the state.
Purpose of the Study. Development of methods for system management of Cossack revival processes.
Ключевые слова: метаистория, этногенез, культурогенез, со-циогенез, казачий народ, институционализация казачества, самоуправление, неосословность, гражданское общество, государство, государственная служба.
Keywords: metahistory, ethnogenesis, culturogenesis, sociogenesis, Cossack people, Cossacks' institutionalization, self-government, neo-class nature, a civil society, a state, a public service.
1. Конструктивистский подход в этнокультурном и этносоциальном развитии казачества
Конструктивистская парадигма. А.В. Сопов использует понятие «военно-демократическое общество», где термин «военное» - указывает на сословность, «демократическое» - на уникальный казачий феномен общинной самоорганизации и самоуправления, а категория «общество» - на статус народа. Основная специфичность казачьего общества и государственной сословности в том, что оно «отличается от остальных жителей России родом занятий, социальным и политическим устройством и военной организацией» [3].
Далее, А.В. Сопов интегрирует фактор этнич-ности и социальности, вводя конструкт «этно-
социум». Использование данного конструкта допустимо, но смущает вывод автора «социальный фактор все более и более преобладает» ... над эт-ничностью, т. е. поглощается социальностью [1; 7]. Это не фигура речи: государство, в этом случае поглощает этнокультуру казачества, редуцируя его к «государственному реестру», с одной стороны, оно возрождает военно-служилую сословность, ограничивая понятие «сословие», делает ее полусословностью [6], а, затем, превращает казачество фактически - в профессию госслужащего. Это и является модернистским конструктивизмом [8]. В сущности, модернизм всегда направлен на искажение, на деформацию культурной традиции и об этом писал еще А.Ф. Лосев. Конструктивистская модернизация казачества оказывается уже не возрожде-
нием, а перерождением. Оставляет надежду лишь то, что «востребованность казачества обусловлена во многом геополитическими факторами... Северный Кавказ, Центрально-азиатское пограничье, Дальний Восток продолжают оставаться регионами геополитического напряжения. межэтнические конфликты, сепаратизм и этнонационализм,
Доля дальневосточного казачества от населения ДФО около 0,5%. Доля дальневосточного и сибирского казачества относительно казачества Юга России - 15,9% (в т. ч. казачество ДФО - 10,1%), а, относительно казачества России, в целом - 9,3% (в т. ч. казачество ДФО - 5,9%). Учитывая значимость казачества в этносоциальной регуляции численность казачества ДФО и сибирского СВКО желательно удвоить. Долевые показатели Сибирского войскового казачьего общества к численности населения трудно оценить, поскольку оно действует не в границах федерального округа, а включает 8 отдельских казачьих обществ: Омское, Алтайское, Обь-Иртышское, Обско-Поляр-ное, Кемеровское, Южно-Тобольское, Томское и Новосибирское. Оренбургское казачье общество также сложно районировано и включает 18
заставляют снова и снова обращаться к тем, кто и двести лет назад успешно противостоял этим тенденциям», - заключает А.В. Сопов [3].
Приведем сведения о численности современного казачества, его социогеографическом районировании и данные о численности населения ДФО (см. таблицы 1, 2):
отдельных казачьих обществ, расположенных в Оренбургской, Челябинской, Свердловской, Курганской областях и Республике Башкортостан. Собственно, районирование Всевеликого Войска Донского, представленного департаментом в Правительстве Ростовской области, также шире пределов области и включает казачество 6 субъектов Федерации.
Население Урала и Сибири (6 963,5 тыс. чел.) соотносимо с численностью населения ДФО, которое в 2015 г. равнялось - 6 211 021 человек, а в 2017 - снизилось до 6 182 679 человек [9]. В таблице 3 - динамика изменения численности казачьего населения за последнее столетие.
Почему такие большие показатели утраты - итоговая убыль равна 91,4%? Первая причина - геноцид казачьего народа в годы революции и гражданской
Таблица 1
Численность казачьих обществ, общая численность казаков, в т. ч. - реестровых (2014 г.)
№ Войсковые казачьи общества Казачьи общества Общая численность в тыс. чел. Реестровое казачество в тыс. чел.
1 Всевеликое войско Донское 879 144,7 17,5
2 Кубанское казачье войско 469 111,9 43,1
3 Терское казачье войско 222 30,2 29,1
Юг России - Итого: 1570 286,8 89,7
4 Волжское казачье войско 108 21,3 13,4
5 Оренбургское казачье войско 40 29,8 16,0
6 Центральное казачье войско 230 80,0 34.0
Волга, Урал, ЦФО - Итого: 378 131,1 29,4
7 Сибирское казачье войско 237 15,5 10,7
8 Енисейское казачье войско 12 7,9 1.9
9 Иркутское казачье войско 61 5,5 2,8
10 Уссурийское казачье войско 64 5,9 2,7
11 Забайкальское казачье войско 3 7,9 2,3
Сибирь, Дальний Восток - Итого: 377 42,7 20,4
Всего: 2325 460,6 139,5
Источник: [11].
Таблица 2
Численности населения и казачества ДФО в сравнении с зональным и федеральными
показателями на 2017 г. (в тыс. человек)
Субъект Федерации Населен. в 2015 Населен. в 2017 Казачьи войска ДФО данные 2014 г. Общая числ. Реестр. казач.
1 Амурская область 809,9 801,8 Енисейское казачье войско 7,9 1,9
2 Еврейская авт. область 168,4 164,2 Иркутское казачье войско 5,5 2,8
3 Камчатский край 317,3 314,7 Уссурийское казачье войско 5,9 2,7
4 Магаданская область 148,1 145,6 Забайкальское казачье войско 7,9 2,3
5 Приморский край 1 923,4 1 923,1 Казачество ДФО - Итого: 27,2 9,7
6 Республика Саха (Якутия) 956,7 962,8 Сравнение по трем Федеральным округам:
7 Сахалинская область 488,3 487,4 Оренбургское каз. Войско 29,8 16,0
8 Хабаровский край 1 338,6 1 333,3 Сибирское казачье войско 15,5 10,7
9 Чукотский авт. Округ 50,8 49,8 Урал+Сибирь+ДФО 72,5 36,4
ДФО - Итого: 6 201,5 6 182,7 Зональня доля каз-ва ДФО 37,5% 26,6%
Уральский ФО 1 818,5 — Доля каз. ДФО от каз. РФ 5,9% 6,9%
Сибирский ФО 5 145,0 —
Таблица 3
Численность казачьего населения за последние 100 лет 1917-2017 гг. (в тыс. чел.)
№ Казачьи войска Казачье население в 1917 г. Казачье население в 2017 г. Убыль
науральная в %
1 Донское 1525,0 144,7 1422,9 -80,8
4 Астраханскос 42,6
2 Кубанское 1367,0 111,9 1255,1 -91,2
3 Терское 278,0 30,2 247,8 -89,2
Центральное казачье войско — 80,0 +80,0 + 100
5 Оренбургское 533,0 29,8 669,6 -95,8
6 Уральское 166,4
7 Сибирское 172,0 15,5 156,5 -91,0
8 Забайкальское 264,0 7,9 256,1 -97,1
9 Амурское 49,0 2,4 46,6 -95,2
10 Семиреченское 45,0 — 39,5 -87,8
Иркутское — 5,5
Енисейское — 7,9 +7,9 + 100
11 Уссурийское З5,0 5,9 29,1 -94,1
Всего 4 442,0 447,2 4043,2 -91,4
Источник: Трут В.П. Дорогой славы н утрат. Казачьи войска в период войн и революций. М, 2007. С. 509-510.
войны - политика расказачивания. Вторая причина - боевые потери казачества в войнах (Первая мировая и Великая Отечественная). Третья причина - лукавство статистики. По переписи населения 2002 г. казачество в Российской Федерации составляло 140 028 чел., а в 2010 г. - вдвое меньше - 67 573 (см. таблицы 4, 5).
Фальсификация Росстата. Только в Войске Донском в 2013 г. казаков было - 144,682 тыс. чел., а в 2017 г. - около 170 тысяч человек, т.е. на Дону казачества в 3 раза больше, чем Росстат насчитал в 2010 г. по России. Данные 2014 г. по численности казаков в РФ опровергает данные 2010 г. - в 7 раз (460 тыс. - против 67 тыс.), только в госреестре («под ружьем») было - 139,5 тыс. казаков. М. Фадеев (2016 г.) пишет: «В России около 7 млн. казаков.
Численность войсковых казачьих обществ более 700 тыс. реестровых казаков, и еще «нереестровых» общественных казачьих организаций более 600. ... также работают 24 казачьих кадетских корпуса, более 1000 казачьих классов, где учатся свыше 40 тысяч воспитанников» [10; 12].
В таблице 2 заметны существенные отставания ДФО по развитию казачества в сравнении с казачеством Юга России. Необходимо обеспечить рост казачьего движения. За счет чего? За счет системы образования. В ДФО, например, открыто всего 4 кадетских школы (Хабаровск, Южно-Сахалинск, Якутск, Благовещенск). Но только в одной Ростовской области Реестр образовательных учреждений со статусом «казачьи» в 2016 г. включал 323 учреждения образования.
Таблица 4
Численность казаков в Федеральных округах по данным Всероссийской переписи 2002 г.
Всё население, чел. Казаки, чел. Доля казаков в населении региона, % Процент казаков, живущих в регионе из числа всех казаков в РФ, %
РФ 145 166 731 140 028 0,10 100,00
Центральный ФО 38 000 651 2568 0,01 1,83
Северо-Западный ФО 13 974 466 920 0,01 0,66
Южный ФО 22 907 141 133 775 0,58 95,53
Приволжский ФО 31 154 744 904 0,00 0,65
Уральский ФО 12 373 926 787 0,01 0,56
Сибирский ФО 20 062 938 671 0,00 0,48
Дальневосточный ФО 6 692 865 403 0,01 0,29
Источник: Перепись населения 2002 г.
Таблица 5
По данным переписи 2010 г. численность казаков занизили в 2 раза - до 67 573 чел.
Перепись 2002 г. Перепись 2010 г. Фальсификация данных
Натуральные показатели в %
Ростовская область 87 492 29 682 57 810 - 66%
Волгоградская область 20 648 18 452 2196 - 10,6%
Краснодарский край 17542 5 261 12281 - 70,0%
Ставропольский край 3 902 3 006 896 - 23%
Карачаево-Черкесская Республика 2501 465 2036 - 81,.4%
Сумма по 5 регионам: 132 085 51 605 75 219 - 57%
Российская Федерация 140 028 67 573 72 455 - 51.7%
Источник: данные Переписи населения 2002 г. и Переписи 2010 г.
2. Казачество во взаимодействии
государства и гражданского общества
Вертикальная и горизонтальная стратификация общества. Все государственные институты имеют вертикальную структуру (социальная иерархия) управления. Современное гражданское общество имеет плоскую (горизонтальную) стратификацию. Признано, что самой архаичной и непродуктивной является дихотомическая стратификационная модель, когда социум делится на элиты и массы [2]. В этом случае атрофируется политическая, социокультурная активность общества и оно скатывается к социальной эксклюзии и отчуждению. Утрачивается вертикальная мобильность, остается лишь паническая горизонтальная мобильность, например, миграционные потоки населения из одной местности - в другую. Утрачиваются социальные лифты, что вгоняет не элитные слои, особенно, молодежь - в социальную апатию. А из апатии общество может перейти к взрыву мятежных настроений, сепаратизму - т. е. к саморазрушению.
Государственная власть Российской империи имела внутри гражданского общества мощные опоры в виде вертикально организованных страт - сословий (дворянство, купечество, казачество), являвшихся гражданскими социальными институтами [4]. Такое общество способно к самоорганизации, самоуправлению, и, к продуктивному диалогу и взаимодействию с социальными институтами государства. Это обеспечивало системную целостность общества. В советское время общества были ликвидированы, но роль вертикали в гражданском обществе СССР искусственно играла партия КПСС. Это не органическая, а механическая вертикаль, не вертикаль сотрудничества, а вертикаль принуждения. Современное гражданское общество - аморфная слабоструктурированная социальная среда с плоской структурой. В Российской Федерации есть 4 парламентских партии, но, все эти партии в сущности филиалы партии власти (Единой России), обосабливающиеся лишь в электоральные периоды.
Гармоничное сочетание вертикали и горизонтали. Только казачьи общества имеют четкую вертикаль, уникальную, закрепленную в традиции форму самоорганизации и самоуправления. Причем казачьи вертикали распространяют полноту управления, мощь руководства и на свои военные структуры, и на все гражданское общество казачьего мира. Четкая вертикаль с безоговорочной военной дисциплиной в культурной традиции казачества сочетается с горизонтальным равноправием казаков в механизмах вечевой
демократии «Казачьего круга». Самоорганизация и самоуправление в казачестве осуществляют не две разные власти (военная и государственно-гражданская), а одна и та же власть.
Казачество - воинское сословие. В условиях современного бессословного общества существуют латентные сословия (чиновники, силовики, политическая элита). Некоторые историки, политологи и социологи называют современное казачество полусословием (это относится к реестровому казачеству). В силу своей полусословности, казачье войсковое общество имеет возможность прямых управленческих воздействий на гражданское общество, при этом оно опирается на легитимное согласие всего гражданского казачьего населения. На Юге России существует повышенная межэтническая напряженность, но появление казаков в структурах МВД, и других формах коллективного наведения порядка - благополучно разрешает все вопросы и эксцессы.
Казачество является этносом и народом. В научной литературе содержится немало полемики по поводу этнокультурного и социального статуса казачества: этнос или сословие, этнос или субэтнос, социальная группа или социальная общность, этнокультурная общность или народ. В этом вопросе юридическая точка уже поставлена судебным решением Волгоградского областного суда (2010) и решением Верховного суда (15.02.2011 г.) - обе судебные инстанции вынесли положительное решения в пользу казачества, оспаривавшего нежелание Министерства Юстиции по Волгоградской области признавать законным существование общественного объединения «Региональная национально-культурная автономия казаков». Верховный суд создал государственную экспертизу в лице «Института этнологии и этнографии» РАН РФ и вынес решение: «казак» и «казачка» - являются национальностью. Национальность «казаки» внесена в государственный реестр национальностей и, кстати, в Переписях населения 2002 и 2010 гг. эта графа уже существовала. Признание национальности является признанием этноса, а всякий этнос имеет форму выражения в «народе». Являясь этносом, казаки являются и народом, причем, по разъяснению Верховного суда, право народа вытекает из права этноса и никакой дополнительной регистрация для статуса «народа» уже не требуется. В органах ЗАГС в свидетельствах о рождении уже вписывается национальность «казак», «казачка» [14]. Для большинства казаков признание статуса этноса и народа важнее сословных амбиций, это признание общей исторической памяти, культурной традиции, общей судьбы, духовной миссии военного служения Богу, Царю и Отечеству.
Казачество - социальный институт, инкорпорированный в государственные социальные институты. Внутренней проблемой казачества является его разделенность на реестровых и нереестровых казаков. Как показывают результаты опроса, проведенного в 2015 г. в Ханты-Мансийском автономном округе 72,1% казачьих атаманов главные перспективы казачьего движения в объединении реестровых и нереестровых казаков в единую организацию и встраивание ее в систему государственных органов [13]. Внешней проблемой казачества является его системная связь с институтами государства, но эта проблема переживается казачеством и как внутренняя проблема. Казачество в XVI веке имело свою государственность и вошло в состав Руси не только как население, но и как малое государство в большое, что и называется инкорпорацией. У инкор-пораций много форм. В дальнейшем, срастание управленческих структур казачества с государственной машиной Российской империи привело к форме инкорпорированности на уровне институтов государства. На этом пути казачество стало сословием, и его институции входили в военное министерство, министерство внутренних дел, министерство народного просвещения и др., в качестве структурных подразделений. Такой же вид
инкорпорированности в институты государства казачество обрело и в ходе Возрождения [5].
Атрибуты государственности обретаются тем, что казачество: выполняет государственные задачи и функции безопасности, охраны, обороны; представлено в силовых структурах государства и других министерствах; связано с государственными институтами двойными механизмами - управления и самоуправления, входит на правах Совета при Президенте РФ и теснейшим образом связано с верховной властью. В.Г. Смольков отмечает Возрождение казачества с Возрождением России в целом [15, с. 28]. Эту же мысль проводит и Е.Л. Рябова, связывая казачий народ с русским народом как часть с целым: «проблемы казачества - это сегодня проблемы всего русского народа, проблемы страны, ее армии» [15, с. 44].
Федеральный Закон №154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» от 5.12.2005 г. определил области институционализа-ции казачества в структуре государственной власти: «основным видом деятельности казаков является государственная служба членов казачьих обществ по защите государственной границы, охране общественного порядка, взаимодействие с МЧС и другими федеральными структурами» [16, с. 10].
Список литературы
1. Акоева Н.Б. Влияние модернизационных процессов на повседневную жизнь казачьего населения Юга России во второй половине XIX - начале XX вв.: Автореф. дис. доктора исторических наук: Специальность 07.00.02 - Отечественная история. Майкоп - 2012. URL: http:// dissers.ru/1istoriya/vliyanie-modernizacionnih-processov-na-povsednevnuyu-zhizn-kazachego-naseleniya-yuga-rossii-vo-vtoroy.php.
2. Мациевский Г.О. Политическая жизнь российского казачества: история становления, основные источники и тенденции развития (конец 1980-х - конец 2000-х гг.): Автореферат ... доктора исторических наук. Специальность 07.00.02 - Отечественная история. Краснодар — 2013. URL: http://cheloveknauka.com/politicheskaya-zhizn-rossiyskogo-kazachestva-istoriya-stanovleniya-osnovnye-istochniki-i-tendentsii-razvitiya-konets-1980.
3. Сопов А.В. Эволюция казачества и геополитическое развитие России: взгляд на проблему // Вестник Майкопского государственного технологического университета. Выпуск № 1. 2011. С. 65-68.
4. Таболина Т.В. Проблемы современного казачества, 1980-1990-е годы: автореф. дис. доктора ист. наук: Специальность 07.00.07 - Энтография, этнология и антропология. Москва, 1999. URL: http://www.dissercat. com/content/problemy-sovremennogo-kazachestva-1980-1990-e-gody.
References
1. Akoeva N.B. Vliyanie modernizacionnyh processov na povsednevnuyu zhizn' kazach'ego naseleniya YUga Rossii vo vtoroj polovine XIX - nachale XX vv.: Avtoref. dis. doktor istoricheskih nauk: Special'nost' 07.00.02 - Otechestvennaya istoriya. Majkop - 2012. URL: http://dissers.ru/1istoriya/ vliyanie-modernizacionnih-processov-na-povsednevnuyu-zhizn-kazachego-naseleniya-yuga-rossii-vo-vtoroy.php
2. Macievskij G.O. Politicheskaya zhizn' rossijskogo kazachestva: istoriya stanovleniya, osnovnye istochniki i tendencii razvitiya (konec 1980-h - konec 2000-h gg.): Avtoreferat ... doktora istoricheskih nauk. Special'nost' 07.00.02 - Otechestvennaya istoriya. Krasnodar — 2013. URL: http://cheloveknauka.com/politicheskaya-zhizn-rossiyskogo-kazachestva-istoriya-stanovleniya-osnovnye-istochniki-i-tendentsii-razvitiya-konets-1980
3. Sopov A.V. EHvolyuciya kazachestva i geopoliticheskoe razvitie Rossii: vzglyad na problemu // Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. - Vypusk № 1. - 2011. - S. 65-68.
4. Tabolina T.V. Problemy sovremennogo kazachestva, 19801990-e gody: avtoref. dis. doktora ist. nauk: Special'nost' 07.00.07 - EHntografiya, ehtnologiya i antropologiya. Moskva, 1999. URL: http://www.dissercat.com/content/problemy-sovremennogo-kazachestva-1980-1990-e-gody
5. Ozerov A.A., Kiblickij A.G. Vozrozhdenie kazachestva v novoj Rossii. Rostov n/D: OOO «Rostizdat», 2004. - 304 s.
5. Озеров A.A., Киблицкий А.Г. Возрождение казачества в новой России. Ростов н/Д: ООО «Ростиздат», 2004. 304 с.
6. Скорик А.П. Военно-служилая интенциональность донского казачества: историко-ретроспективный анализ // Политика и силовые структуры на Юге России / Южнороссийское обозрение Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК ЮФУ и ИСПИ РАН. Вып. 58. Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2009. С.113-128.
7. Скорик А.П., Озеров А.А. Этносоциальный адрес донцов. Научно-полемический дискурс. Ростов н/Д.: Изд-во «Дончак», 2005. 224 с.
8. Сопов А.В. Проблема этнического происхождения казачества и ее современное прочтение // Вестник Московского университета. Серия 8: История. Вып. 4. 2008. С. 66-86.
9. Дальневосточный федеральный округ. URL: http://www. b ankgoro dov.ru/fed-district/dfo.
10. Российское казачество сегодня. URL: http://ruskazaki. ru/rossiysko e-kazachestvo/
11. Карта казачьих обществ по федеральным округам. http ://каз ачеств омосквы.рф/news/karta_kazachikh_ obshhestv_po_federalnym_okrugam/2014-01-07.
12. Фадеев М. Зовут в гвардию // Российская газета - Федеральный выпуск № 7097 (229) от 10.10.2016. https:// rg.ru/2016/10/10/kazaki-smogut-ohraniat-gosudarstvennye-obekty.html.
13. Современное российское казачество: политический, социальный, экономический портрет; анализ тенденций и прогноз развития государственной службы российского казачества // Сайт Правительства Ханты-Мансийского автономного округа. (от 14.01.2015).
14. В Ростовской области теперь можно регистрировать детей в загсе с национальностью «казак» и «казачка» / http://www.pravda-tv.ru/2013/11/12/29786/v-rostovskoj-oblasti-teper-mozhno-registrirovat-detej-v-zagse-s-natsional-nost-yu-kazak-i-kazachka.
15. Российское казачество: государственная служба и кадровая политика. / Ред. Е.Л. Рябовой. М.: Международный издательский центр ЭТНОСОЦИУМ, 2008. 242 с.
16. Федеральный Закон №154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» от 5.12.2005 г.
6. Skorik A.P. Voenno-sluzhilaya intencional'nost' donskogo kazachestva: istoriko-retrospektivnyj analiz // Politika i silovye struktury na YUge Rossii / YUzhnorossijskoe obozrenie Centra sistemnyh regional'nyh issledovanij i prognozirovaniya IPPK YUFU i ISPI RAN. Vyp. 58. - Rostov n/D.: Izd-vo SKNC VSH YUFU, 2009. - S.113-128.
7. Skorik A.P., Ozerov A.A. EHtnosocial'nyj adres doncov. Nauchno-polemicheskij diskurs. - Rostov n/D.: Izd-vo «Donchak», 2005. - 224 s.
8. Sopov A.V. Problema ehtnicheskogo proiskhozhdeniya kazachestva i ee sovremennoe prochtenie // Vestnik Moskovskogo universiteta. - Seriya 8: Istoriya. - Vyp. 4. - 2008. - S. 66-86.
9. Dal'nevostochnyj federal'nyj okrug. URL: http://www. b ankgoro dov.ru/fed-district/dfo
10. Rossijskoe kazachestvo segodnya. URL: http://ruskazaki. ru/rossiyskoe-kazachestvo/
11. Karta kazach'ih obshchestv po federal'nym okrugam. http:// kazachestvomoskvy.rf/news/karta_kazachikh_obshhestv_po_ federalnym_okrugam/2014-01-07.
12. Fadeev M. Zovut v gvardiyu // Rossijskaya gazeta -Federal'nyj vypusk № 7097 (229) ot 10.10.2016. https:// rg.ru/2016/10/10/kazaki-smogut-ohraniat-gosudarstvennye-obekty.html
13. Sovremennoe rossijskoe kazachestvo: politicheskij, social'nyj, ehkonomicheskij portret; analiz tendencij i prognoz razvitiya gosudarstvennoj sluzhby rossijskogo kazachestva // Sajt Pravitel'stva Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga. (ot 14.01.2015).
14. V Rostovskoj oblasti teper' mozhno registrirovat' detej v zagse s nacional'nost'yu «kazak» i «kazachka» / http://www. pravda-tv.ru/2013/11/12/29786/v-rostovskoj-oblasti-teper-mozhno-registrirovat-detej-v-zagse-s-natsional-nost-yu-kazak-i-kazachka
15. Rossijskoe kazachestvo: gosudarstvennaya sluzhba i kadrovaya politika. / Red. E.L. Ryabovoj. M.: Mezhdunarodnyj izdatel'skij centr EHTNOSOCIUM, 2008. - 242 s.
16. Federal'nyj Zakon №154-FZ «O gosudarstvennoj sluzhbe rossijskogo kazachestva» ot 5.12.2005 g.