Ирина БАБИЧ
Доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии Российской академии наук (Москва, Российская Федерация).
КАВКАЗЦЫ В РУССКИХ МАСОНСКИХ ЛОЖАХ ФРАНЦИИ (1922—1939 ГГ.)1
Резюме
В статье, на основе материалов, обнаруженных в трех архивах Франции, рассмотрена деятельность кавказских эмигрантов во Франции в 1920—1930-х годах. Среди тех, кого русские приглашали в масонские ложи, прежде всего были те кавказцы, которые
ранее либо находились на военной службе в российской армии, либо служили в гражданских российских учреждениях и выборных органах. Ключевыми критериями при привлечении кавказцев стало их отношение к России, русской культуре, к будущему Кавказа в составе Российской империи.
КЛЮЧЕВЫЕ кавказцы, русские масонские ложи, Франция, российская СЛОВА: государственность, монархия, национальная политика.
Введение
Эмиграция кавказских народов, не принявших советскую власть, была достаточно масштабной. При этом в исторической науке анализируется главным образом история исхода
1 Приношу огромную благодарность фонду «Дом науки о человеке» (Fondation Maison des sciences de l'homme, Франция) за предоставленную возможность работать в архивах и библиотеках Франции (2009—2014 гг.).
русских из Российской империи. Оказавшись в других странах, преимущественно во Франции, которая приютила как русскую эмиграцию, так и иную, в том числе и кавказскую, многие представители Северного и Центрального Кавказа инициировали мощные общественно-политические движения.
Известно, что уже до этого многие русские люди имели многолетний опыт пребывания в масонских ложах Российской империи2. Оказавшись в эмиграции, они с начала 1920-х годов возобновили деятельность своих лож, как правило, в рамках двух французских лож: Большой ложи Франции и Великой ложи Востока. Именно русские масоны обратили свое внимание на общественно-политический потенциал эмигрантов-кавказцев, для того чтобы объединить кавказские силы в рамках единой масонской ложи и привлечь их к общей борьбе против СССР, — но в рамках проекта восстановления единой Российской империи. Ключевой целью русских масонов было преодоление национальных барьеров и создание единого политического пространства в борьбе за новую Россию.
В статье, подготовленной по материалам, обнаруженным нами в трех архивах Франции: архиве Большой ложи Франции (Париж, ул. Пюто), архиве Великой ложи Востока (Париж, ул. Каде) и отделе рукописей Национальной библиотеки им. Миттерана, мы рассмотрим нижеследующие вопросы. Каким образом кавказцы привлекались в русские масонские ложи Франции в начале 1920-х годов? Каковы были цели их участия в русских масонских ложах? В какой степени кавказцы сумели «преодолеть» свои национальные устремления и заниматься выработкой единой политической и философской платформы в рамках определенных лож? Каковы основные формы деятельности кавказцев в русских масонских ложах? Каковы оказались результаты деятельности кавказцев в русских масонских ложах?
Ложа «Астрея»
Включение кавказцев в масонскую деятельность началось с ложи «Астрея». В 1922 году в Париже была образована ложа «Астрея», в которую вошли крупные российские деятели: Л. Кандауров, П. Бобринский, Э. Бенигсен и др. Согласно «Внутреннему уставу» ложи «Астрея»3, ее целью было «создание духовно крепкой, однородной и тайной для профанно-го мира группы братьев, сила и влияние которых как в масонском, так и профанном мире были бы большими, чем раньше, вследствие их самоотверженности, единения, дисциплины и духовного единомыслия». Лозунгами ложи были слова: «Мудрость — Красота — Сила». Согласно мнению Л. Кандаурова, целью русского масонства во Франции было «участие масонов в восстановлении жизни в России»4.
Согласно Внутреннему уставу «ложа должна стремиться не к увеличению количества братьев, но лишь к высокому качеству. Такими качествами должны почитаться не только ум, образованность и знания, но и способность к восприятию масонских настроений и братства, единению в духе Внутреннего устава, а также порядочность, верность слову, жертвенность и активная любовь к людям»5. Однако в реальности, как отмечал П.А. Бурышкин, ложа «стала весьма быстро пополняться членами»6: к концу 1922 года — в ложе было 60 человек, а к концу 1924 года — 100.
В ходе формирования и деятельности данной ложи руководители ее обратили внимание на представителей Кавказа, которые так же, как и русские, оказались в эмиграции. В течение первых двух лет в ложу вошли девять представителей Кавказа: четыре от Северного Кавказа (К. Хагон-
2 См.: СерковА.А. История русского масонства в XIX в. М., 2000.
3 См.: Архив Большой ложи Франции. Париж. Коробка 3.
4 Бурышкин П.А. История русских масонских лож. Черновик (напечатанный на машинке вариант) // Архив Большой ложи Франции. Коробка 3. С. 13.
5 Архив Большой ложи Франции. Коробка 3.
6 Бурышкин П.А. Указ. соч. С. 25.
доков, И. Шаков, Т. Шакманов, М. Куриев), трое грузин (А. Амилахвари, А. Андронни-ков, И. Вачнадзе) и два армянина (С. Лиа-нозов, А. Шах-Назаров)7.
В нашем распоряжении оказались материалы о вступлении в ложу всех вышеуказанных представителей Кавказа (кроме С. Лианозова и А. Шах-Назарова, которые вошли в нее значительно раньше остальных кавказцев), обнаруженные нами в Архиве Большой ложи Франции:
1) просьба о посвящении желающего вступить в ложу;
2) беседа с ним по политическим вопросам;
3) беседа по философско-религиозным вопросам;
4) беседа о биографии и определение личных качеств желающего вступить в ложу.
В первую очередь, опишем, в каком порядке принимались кавказцы в масонскую ложу. Это позволит нам понять процесс их приглашения в «Астрею».
Первым был московский армянин Степан Георгиевич Лианозов8, который, согласно списку членов ложи «Астрея», был принят 11 ноября 1922 года. Важно отметить, что к концу 1923 года он уже имел третий градус — градус мастера (первый градус он получил 11 ноября 1922 г.). Но, к сожалению, материалами на С.Г. Лианозова мы не располагаем.
Затем выразил желание вступить в ложу кабардинец Константин Николаевич Хагондо-ков9. Заявление датируется 24 мая 1923 года. Рекомендовал его в ложу Петр Александрович Половцов10 — один из основателей ложи «Астрея». Оба были примерно одного возраста, оба
7 См.: Бабич И.Л. Северокавказская нация в европейской эмиграции: миф или реальность. В кн.: Общество как объект и субъект власти. Спб, 2012. С. 376—402.
8 Степан Георгиевич Лианозов (9 августа 1872, Москва — 10 августа 1949, Париж, похоронен на кладбище Пасси). Юрист, нефтепромышленник. Окончил естественный и юридический факультеты Московского университета. Работал помощником присяжного поверенного округа Московской судебной палаты. В 1901 году переехал в Баку и занялся нефтяными делами. Директор-распорядитель и член правления свыше 20 нефтепромышленных и других компаний. Один из организаторов Русской генеральной нефтяной корпорации «Ойл». После 1917 года перебрался в Финляндию и стал одним из организаторов антибольшевистского движения. Входил в состав Политического совещания при генерале Н.Н. Юдениче, отвечал за финансы. При организации похода Юденича на Петроград (август 1919 г.) стал председателем Совета министров и министром финансов, а затем министром иностранных дел Северо-Западного правительства. В 1920 году эмигрировал в Париж.
9 К.Н. Хагондоков (14/26 сентября 1871, Пятигорск Владикавказской губ. — 2 декабря 1958, Сент-Женевьев-де-Буа, похоронен на местном кладбище). Генерал-майор Генерального штаба. Окончил 2-й кадетский корпус и Константиновское военное училище. Участвовал в подавлении Боксерского восстания в Китае в 1900 году. Окончил Николаевскую академию Генерального штаба. Участвовал в Русско-японской войне. Во время Первой мировой войны был командиром бригады Кавказской туземной («Дикой») дивизии. Награжден орденом св. Георгия и золотым Георгиевским оружием. В 1916 году военный губернатор Амурской области и наказной атаман Амурского казачьего войска.
10 П.А. Половцов (Половцев) (30 мая/12 июня 1874, Царское Село Петербургской губ. — 9 февраля 1964, Монте-Карло, Монако). Генерал-лейтенант, общественный деятель, литератор. Учился в Историко-филологическом институте, затем находился на действительной военной службе. Сдал офицерский экзамен в Николаевском кавалерийском училище, офицер лейб-гвардии Гродненского гусарского полка. Окончил Николаевскую академию Генерального штаба. Участник Русско-японской войны, затем помощник военного агента в Лондоне (1905 г.), с 1906 года рабо-
Фо т о 1 Эмблема ложи «Астрея».
окончили Николаевскую академию Генерального штаба, поэтому были знакомы давно. Беседы с К.Н. Хагондоковым провели П. Половцев, М. Казаринов, Э. Бенигсен (7 июня, 14 июня, посвящение проходило 23 июня 1923 г.). Он получил 1-й градус (ученик).
Фото 2 Списки ложи «Астрея».
Вторым среди северокавказцев стал лезгин Ибрагим-Бек Исабекович Гайдаров". Дата подачи заявления о посвящении — 30 октября 1923 года12. Рекомендации Гай-
тал в Главном управлении Генерального штаба. Во время мировой войны командовал Татарским полком, бригадой Дикой дивизии, служил начальником штаба Кавказского корпуса. Награжден Георгиевским оружием и Георгиевским крестом. В 1917 году командующий войсками Петроградского военного округа, военный губернатор Терской области, командующий войсками Терско-Дагестанского края. Товарищ министра иностранных дел Временного правительства. В эмиграции во Франции с 1919 года. Промышленник. Был одним из директоров казино в Монте-Карло.
11 Ибрагим-Бек Исабекович Гайдаров (23 августа 1879, Дербент — неизвестно). Инженер путей сообщения, Член III Государственной думы от Дагестанской области. В 1917-м член Центрального комитета Союза объединенных горцев, комиссар Дагестанской области. Министр почт и телеграфа Горской республики. В 1919 году участвовал в Версальской мирной конференции во Франции. В эмиграции с 1921 года. Жил в Париже, работал чертежником на заводе Renault. С середины 1920-х годов находился в Турции, занимался частной деятельностью в качестве инженера путей сообщения.
12 Архив Большой ложи Франции. Коробка 5.
«■и** 0МТ1ЛП0Ц
—1 "V-
л**
~ 1 У
дарову давали П. Половцев и Л. Кандауров. Беседы проводили П.А. Половцев, Д.А. Шереметев, В.Л. Вяземский (2 и 15 ноября). Дата посвящения — 15 декабря 1923 года. Он получил 1-й градус (ученик).
Следующими членами стали два уроженца Нальчика (Кабарда) и один уроженец Назрани: кабардинец И. Шаков1Ъ, балкарец Т. Шакманов14 и ингуш М. Куриев15. Рекомендации им дал К.Н. Хагондоков — также житель Кабарды, который, безусловно, хорошо знал их. Видимо, их посвящения в члены масонской ложи проходили одновременно. Официально Измаила Шакова рекомендовал Д.А. Шереметев, однако неофициально он получил рекомендации К. Хагондокова и И. Гай-дарова, о чем в своем рапорте написал один из тех, кто проводил беседу, — С.С. Новоселов. Дата заявления — 8 июня 1924 года. Беседы
Фото 3
Заявление К.Н. Хагондокова о приеме в ложу.
Фото 4
Обязательство К. Хагондокова о его взносе как члена ложи — 5 франков в месяц (вместо положенных 160 франков для остальных членов).
13 Измаил Магометович Шаков (6 апреля 1878, Нальчикский округ Терской обл. — не позднее 1945, Франция?). Доктор медицины, специалист по женским болезням и акушерству, масон. Окончил медицинский факультет Киевского университета. Работал земским врачом. Прошел хирургическую ординатуру в больнице Красного Креста в Елисаветграде. В 1914—1917 годах владелец собственной хирургической лечебницы в Грозном. В 1920 году эмигрировал в Константинополь. В 1923 году переехал в Париж.
14 Таусултан Келеметович Шакманов (3 июля 1885, Нальчик Терской обл. — неизвестно). Юрист, общественно-политический деятель, масон. Учился в харьковском Технологическом институте, окончил юридический факультет Московского университета. Работал во Владикавказе помощником присяжного поверенного. Участвовал в деятельности Центрального комитета Союза объединенных горцев. Председатель Кабардинского национального комитета. Во время Гражданской войны был в составе Кабардинской бригады Добровольческой армии. Эмигрировал в Константинополь. С 1924 года во Франции, жил в Париже и его предместьях.
15 Мурзала Муссиевич Куриев (26 ноября 1882, Назрань Терской обл. — 7 сентября 1952, Мюнхен, Германия). Полковник Ингушского полка, промышленник, масон. Окончил Тифлисское военное училище. Участник Русско-японской войны. В мировую войну сражался в рядах Чеченского конного полка в составе Дикой дивизии. Во время Гражданской войны командовал Ингушским полком, но в боевых действиях участия не принимал. Владел нефтяными участками. В 1920 году эмигрировал в Константинополь. С 1921 года жил в Париже.
с И. Шаковым проводили Д.А. Шереметев, С.С. Новоселов, К.Н. Хагондоков (8 и 9 июля 1924 г.). Ингуш Мурзала Муссиевич Куриев подал заявление 14 июня 1924 года. Официально его рекомендовал Д.А. Шереметев. Беседы проводили А.И. Мамонтов, В.Л. Вяземский, В.В. Лыщинский-Троекуров (8 и 9 июля 1924 г.). Таусултана (Келемета) Шакманова рекомендовал кроме К.Н. Хагондокова Дмитрий Александрович Шереметев16. Дата заявления — 20 июня 1924 года. Беседы с Шакмановым проводили Д.А. Шереметев, А.А. Мордвинов, С.С. Новоселов (3 и 10 июля)17. Посвящение всех трех северокавказцев проводилось в один день — 12 июля 1924 года.
Фото 5 Рекомендация К. Хагондокова Т. Шакманову для вступления в члены ложи.
В течение 1923—1924 годов были посвящены в ложи и три грузина: А. Амилахвари (фактически он был вторым после К. Хагондокова), А. Вачнадзе и А. Андронников. Заявление
16 Д.А. Шереметев, граф (20 мая/1 июня 1885, С.-Петербург — 23 декабря 1963, Париж, похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа). Камер-юнкер Высочайшего Двора, коммерсант. Учился на юридическом факультете С.-Петербургского университета. Служил в Кавалергардском полку. Во время Первой мировой войны служил в штабе Северного фронта. В 1919 году эмигрировал в Константинополь. Во Франции с 1920 года, жил в Париже.
17 См.: Архив Большой ложи Франции. Коробка 6.
A. Амилахвари датируется 11 июня 1923 года18. Рекомендацию ему дал П.А. Половцов. Беседы проводили П.А. Половцов, В. Дезобри, И. Тхоржевский (17 июня, 22 сентября 1923 г.)19. Обряд посвящения проводился 29 сентября 1923 года. А. Амилахвари получил 1-й градус (ученик). Ираклий-Александр Иосифович Вачнадзе20 подал заявление о посвящении 15 февраля 1924 года21. Его рекомендовал В.Л. Вяземский. Беседы с ним проводили В.Л. Вяземский,
B.В. Лыщинский-Троекуров, Б.А. Фюрстенберг (3 апреля, 4 мая 1924 г.). Посвящение проходило 12 июля 1924 года (вместе с северокавказцами). Следующим грузином, принятым в ложу, был Арчил Соломонович Андронников, который подал заявление о вступлении 16 марта 1924 года22. Рекомендацию давали Д.А. Шереметев и Т. Макшеев. Беседы проводили П. Бобринский, Д.А. Шереметев, А.И. Мамонтов (2 и 8 мая). Время обряда посвящения — 10 мая 1924 года.
Для понимания, почему для привлечения в ложу были выбраны именно эти люди, рассмотрим их ответы на вопросы по их политическим и религиозно-философским взглядам.
Политические взгляды кавказцев
Поскольку, как уже указывалось выше, по мнению Л. Кандаурова, целью русского масонства во Франции было «участие масонов в восстановлении жизни в России»23, то в ходе политических вопросов главным стал вопрос об отношении к России, к будущей форме правления в России, к будущему национальных регионов бывшей Российской империи, в том числе и Кавказа.
П.А. Бурышкин, характеризуя суть русского масонства Шотландского устава в эмиграции, подчеркивал, что «оно является национально-русской организацией... и сохраняло живую связь с традицией и духовной направленностью русского масонства в прошлом»24 и далее уточнял: «Мы сказали, что русское масонство национально. Это, однако, отнюдь не означает, что оно проникнуто какой-либо национальной нетерпимостью. В созданных русских ложах приняли активное участие представители всех племен и народов русского государственного конгломерата: великороссы и украинцы, евреи, поляки, русские немцы, народности (затем это слово было зачеркнуто и написано — уроженцы. — И.Б.) Кавказа и пр., объединенные великой русской культурой (здесь и далее курсив наш. — И.Б.) и морально-политическим неприятием большевиков»25. Таким образом, мы видим, что положительное отношение к России, Россий-
18 Александр Владимирович Амилахвари, князь (20 ноября 1879, Гори, Грузия — 21 августа 1968, Нью-Йорк). Гвардии полковник, масон. Окончил Тифлисский кадетский корпус, Пажеский корпус. Участник Первой мировой войны. Воевал в составе Кабардинского полка. Награжден Георгиевским оружием. После революции находился в Тифлисе, служил во французском обществе «Опторг». В 1920 (1921) году эвакуировался в Константинополь, затем переехал в Париж. Работал на заводе, затем служил в Доме вышивки «Китмир». В 1930-х годах сотрудничал с журналом «Кавказ».
19 См. : Архив Большой ложи Франции. Коробка 7.
20 Александр-Ираклий (Ираклий-Александр) Иосифович (Александрович) Вачнадзе, князь (6 марта 1885, Тифлисская губ. — октябрь 1957, Франция, похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа). Капитан. Учился на факультете восточных языков С.-Петербургского университета. Окончил Алексеевское военное училище, прошел курс автомобильной школы в С.-Петербурге. Участник Первой мировой войны. Георгиевский кавалер. В 1920 году эмигрировал. С 1924 года жил в Париже.
21 См.: Архив Большой ложи Франции. Коробка 7.
22 Там же.
23 Бурышкин П.А. Указ. соч. С. 13.
24 Бурышкин П.А. История Русского масонства в эмиграции. Черновик (рукописный вариант) // Архив Большой ложи Франции. Коробка 3. С. 11.
25 Там же. С. 13.
ской империи, русской культуре было одним из ключевых критериев включения в состав ложи «Астрея».
П. Половцов подчеркивал, что профан Хагондоков «взглядов политических очень широких, сочетая разумный русский патриотизм с глубокой привязанностью к своему родному кабардинскому племени», и считает, что в будущем «народности, населяющие окраины России, должны будут с нею вновь воссоединиться и по соображениям экономическим, и по соображениям политическим». Один из ключевых политических факторов для Кавказа заключается в том, что «после революции там оказалось слишком мало государственно-мыслящих людей». К. Хагондоков считал, что для России приемлема лишь монархия: «Только твердая монархическая власть сможет дать России успокоение», признавая между тем необходимым парламентаризм в той или иной его форме. В новой России должен быть какой-то «общеимперский сейм», где «каждый народ имел бы право голоса, но составленный на непропорциональном представительстве». Ведь при пропорциональном представительстве «в массах русского представительства потонут голоса мелких народов». Для национальных окраин (Туркестана, Сибири, Кавказа) необходимо, по мнению К. Хагондокова, широкое местное самоуправление, которого не было до революции (была «чрезмерная централизация» и вред от нее очевиден). М. Казарин также пишет, что К. Хагондоков считает, что «кавказские племена не могут существовать отдельно и независимо от России и по соображениям историческим, экономическим и географическим единение их с Россией неизбежно»26.
Т. Шакманов также делал упор на представительство всех народов в управлении новой Россией. В своей беседе с Д. Шереметевым он подчеркивал, «что строй [в России] должен быть представительным, независимо от того, будет ли он монархическим или республиканским... и демократическим. что он должен быть образовательным для массы и создающим наибольшее благосостояние наибольшему количеству обитателей ее. Будущие отношения Кавказа с Россией профан мыслит не как новое насильственное завоевание, а как федерацию, с сознательным пониманием Кавказом своего места и значения в этой федерации. Эти федеративные отношения профан мыслит, конечно же, с Россией государственно-правовой». Т. Шакманов «государственному строю. не придает большого значения, считая, что таковой является лишь способом осуществления и находится в зависимости от исторических причин и характерных особенностей данной национальности». Главное, по мнению Т. Шакманова, — идеи и цели, преследуемые государством, и способы их осуществления. «В отношении России проф. придерживается взгляда, что не только Кавказ без России существовать не может, но что русская культура как таковая Кавказу необходима. Прежде можно было опасаться турецкого влияния, но после того, что Кавказу пришлось ближе столкнуться с Турками, — он потерял к ним какое бы то ни было уважение, чувствуя полную их некультурность. Русская же культура с Кавказом сроднилась, и без нее его расцвет уже невозможен»27. К. Хагондоков, который тоже беседовал с Т. Шакмановым, в своей рекомендации от 8 июля 1923 года подчеркивал, что Т. Шакманов «никаких злых умыслов против России и ее интересов не питал, как и сейчас не питает», и готов на общественную работу «среди горцев Кавказа не только в узко-национальном смысле, но и в широком понимании государственной пользы России, включающей в свои пределы многие миллионы так называемых инородцев»28.
Д. Шереметев указывал, что И. Гайдаров убежден в необходимости сильной централизованной власти для России, причем нерусским народам должно быть предоставлено широкое самоуправление: «ему лично как инородцу может быть временно и придется с этой властью бороться, в зависимости от того, какова она будет, то есть, по его убеждению, войти в полное единение с Русским государством можно будет лишь тогда, когда оно будет благоустроено, сильно и разумно... но местное самоуправление естественно должно будет быть расширенно».
26 Архив Большой ложи Франции. Коробка 5.
27 Там же. Коробка 6.
28 Там же.
На Кавказе «школа и религия должны быть самобытны. Ввиду того, что мусульмане по численности занимают второе место после русского народа, то он считает, что естественно мусульмане должны играть большую роль и быть связующим звеном между Россией и мусульманским миром». И. Гайдаров уточнял: «...управление Дагестаном должно быть самобытно, но связано с общим управлением государством. Кавказ экономически связан с Россией, и мысль его самостоятельности — есть утопия. Ввиду общности интересов населения Дагестана и Азербайджана, он находит, что представители их в Москве могут быть общими. В вопросе о симпатиях к Турции он выразил убеждение, что, несмотря на наличие этих симпатий, русская культура настолько выше турецкой и настолько проникла в сознание населения, что она всегда будет пользоваться большим влиянием»29.
Беседа с И. Шаковым по политическим вопросам была не столь положительной. В его взглядах было больше «националистических» элементов: он высоко ставил «свою исторически развившуюся культуру кабардинцев, ее нравственные устои», но нахождение в составе России неизбежно приведет к ассимиляции кабардинцев русскими. Между тем он убежден, что «цветок тянется к свету, который для Кабарды светит с севера. От русской государственности она никогда не отказывалась», тогда как обращение к Турции не соответствует насущным интересам. Любопытно, что И. Шаков не был готов на изменение положения женщин. Он подчеркивал «рыцарское отношение к женщинам у единоплеменников-кабардинцев, для которых вопрос о равноправии женщин не существует».
А.И. Мамонтов в своей рекомендации М. Куриеву подчеркивал, что «род Куриевых очень известен в их племени и издавна славится своей преданностью России и службой в рядах Русской армии». Прадед, дед и отец М. Куриева служили в императорском конвое. Мамонтов указывает: М. Куриев имеет «все достоинства, присущие горцам Сев. Кавказа, так красноречиво описанные в произведениях наших писателей и поэтов, а именно: честность, прямоту взглядов и благородство убеждений. Профан — русский патриот и жаждет восстановления Великой России»30. Между тем и М. Куриев считал, что «в будущей России следует установить равноправие национальностей, в том числе и евреев. Русская культура имеет положительное влияние на народы Кавказа, Кавказ должен быть в России, но в статусе автономии».
А. Амилахвари был убежден, что будущая Россия должна стать «страной свободной, имеющей представительные учреждения и федеративное устройство». Монархическую власть он считал необходимым объединяющим Россию началом. «Отношения между народностями должны быть построены на началах равенства и взаимного уважения. В частности, А. Амилахвари высказался за еврейское равноправие. Окраины, по его мнению, естественно тяготеют к России, и федеративный строй должен не только не мешать, но, напротив того, содействовать прочности наших государственных связей, при условии единого трона, общей армии и общности международных сношений»31. А. Мамонтов в своей беседе с А. Андрон-никовым 29 апреля 1924 года указывал, что профан «ярый грузинский националист, но, принадлежа по своему происхождению к одной из известнейших грузинский фамилий, много послуживших на пользу России, он вместе с тем не мнит существования Грузии и вообще всего Кавказа без тесной экономической, культурной и государственной связи с будущей Россией. Он желает видеть Грузию автономной, но входящей в состав России. Профан вместе с тем большой русский патриот. Будущее русское государственное устройство должно быть построено на основах равноправия всех граждан, в том числе и евреев. Проф. сторонник местного самоуправления».
Наиболее полно отражены в документах политические взгляды И. Вачнадзе32. Он считал, что революция в России была неизбежной и большевики «сыграли немалую роль в политиче-
29 Архив Большой ложи Франции. Коробка 5.
30 Там же.
31 Там же. Коробка 7.
32 См.: Там же.
ском развитии крестьян. Неустанная и навязчивая пропаганда большевиков, пусть механически, но все же воспринималась массами», поэтому «лучшей формой правления для России профан считал бы конституционную монархию, ибо, по его мнению, русскому народу свойственна идея единоначалия, которая при большевиках олицетворилась Лениным. Проф. считает, что личность монарха в России гораздо важнее формы монархии. Личности, способной возглавить монархию культурного типа, проф. не видит и приходит к выводу о необходимости создания федеративной республики с широкими полномочиями президента». Между тем он подчеркивал, что «огромность территории России и разноплеменность ее населения требуют федеративной республики». «Новые государства, как Грузия и др., не могут существовать самостоятельно, они неизбежно воссоединяться с Россией на началах федерации. Политически эти государства доказали свою полную несостоятельность (единственным результатом деятельности грузинских меньшевиков-правителей явился неслыханный и несвойственный грузинам шовинизм)».
Таким образом, мы видим, что всех принятых членов отличает приверженность России, желание жить в составе России, признание русской культуры, хотя практически все считали, что самостоятельность Кавказа должна быть значительно расширена33.
Религиозные взгляды кавказцев
Согласно Внутреннему уставу ложи «Астрея», «каждый вступивший в ряды Русских Вольных Каменщиков тем самым признает, что он не может быть неверующим и атеистом и что, наоборот, он становится борцом за дух и за свободу духа против материализма и безбожия»34. П.А. Бурышкин отмечал, что русское масонство — «категория духовно-религиозных формаций»35. В самом обряде посвящения присяга будущего члена должна была произноситься на Библии36. В этом контексте роль религиозных взглядов будущего члена имела большое значение, поэтому для новых членов проводилась отдельная беседа по религиозно-философским взглядам, но фактически — по религиозным, так как вышеуказанные профаны практически не имели определенных философских взглядов.
К. Хагондоков в своей беседе с Э. Бенигсеном указал, что он «грекоортодоксальной веры», хотя его родители были мусульманами37. И. Гайдаров, Т. Шакманов, И. Шаков и М. Куриев — мусульмане. Шакманов слабо разбирался в исламе и был «готов осваивать основы мировых религий и мировой культуры»38. И. Шаков: «принадлежа к магометанскому вероисповеданию, которое, как по форме, так и по содержанию чтит и уважает. в то же время относится ко всем религиям с одинаково глубоким уважением, убежденный, что Бог у всех один, а что религия есть способ приближения к Божеству»39. Сложнее было с М. Куриевым. В. Лыщинский указывал, что М. Куриев — «магометанин верующий и исполняющий обряды своей религии», но «к другим религиям относится с полной терпимостью и большим уважением, считая, что стремление к Богу есть основа нравственности»40. Но вряд ли он стал бы совершать клятву на Библии. И. Гайдаров, по мнению П. Половцова, «свою мусульманскую религию ставит очень высоко,
33 См.: Бабич И.Л. Кубанцы и кавказцы: вместе и врозь в европейской эмиграции // Научная мысль Кавказа. Ростов-на-Дону, 2012, № 1.
34 Архив Большой ложи Франции. Коробка 3.
35 Бурышкин П.А. История русского масонства в эмиграции. С. 14.
36 См.: Там же. С. 12.
37 См.: Архив Большой ложи Франции. Коробка 5.
38 Там же. Коробка 6.
39 Там же.
40 Там же. Коробка 5.
считая, что при правильном ее понимании она дает человеку очень высокий идеал. В мусульманской стране не может быть отделения церкви от государства, ибо ислам руководит и школой, и судом и проч. Для дагестанца шариат и адаты вполне достаточный свод законов, другого ему не понять». В ходе беседы речь зашла о распространенном в те годы движении «панисламизма». И. Гайдаров привел примеры из деятельности Кемаль-паши, который руководствовался принципом «панисламизма». «Панисламизм не может являться историческим фактором, ибо исторические традиции слишком различны, но ислам дает возможность всем своим последователям находить общий язык для духовного понимания». Тем не менее И. Гайдаров приветствовал «некоторые реформы в мусульманской религии, в частности вопрос о женщинах, который извращен был муллами». В результате П. Половцев рекомендовал его, добавляя, что «его верования не только не помешают, но, наоборот, помогут ему стать хорошим масоном»41.
С грузинами религиозных проблем не было — они были православными, но достаточно терпимыми к другим религиям. Так, А. Андронников указывал, что «знаком с исламом и высоко ставит Коран»42. А. Амилахвари говорил, что «православная вера его удовлетворяет по потребностям, к другим религиям относится с полным уважением и проникнут глубокой веротерпимостью».
Вот мнение тех, кто опрашивал будущих членов ложи «Астрея». Очень часто в отчетах о проведенных опросах фигурировала характеристика «материал, который может быть обработан» (В. Лыщинский об И. Вачнадзе); «из него может выйти толк» (В. Вяземский об И. Вачнадзе); «хороший материал для обработки» (Д. Шереметев об А. Андронникове), «сырой, но хороший материал для обработки» (Б. Дезобри об А. Амилахвари). В. Вяземский писал об И. Гайдарове: «хорошая, но полудикая натура. материал для перерождения от условного к чему-то более реальному в нем есть»43. В. Вяземский указывал, что М. Куриев «вначале производит невыигрышное впечатление — замкнутого, вялого человека. Но чем дальше с ним знакомишься, тем более убеждаешься, что к нему ошибочно было бы применять общерусскую «славянскую» мерку, и я склонен думать, что под покровом чисто восточной флегмы и равнодушия ко всему кроется цельная и хорошая натура. Это не звезда первой величины, но прочным камнем он, безусловно, сможет оказаться».
Как формулировали цели своего членства в «Астрее» сами кавказцы? И. Вачнадзе подчеркивал, что «он совершенно осознанно стремится к нам, — писал В. Вяземский, — надеясь именно у нас найти поддержку и развитие своих духовно-нравственных запросов, ему претят политические партии, и он совершенно сознательно ни к одной из них не примыкает». Б. Дезобри подчеркивал, что А. Амилахвари «ищет сплочения с людьми сильными и объединенными, которые, по его мнению, одни могут создать основы будущего строительства России. Его желание — служить родине, и он ждет от масонства, что оно даст возможность ему выбрать тот правильный путь, на котором он может принести максимум пользы и будущей России, и самому масонству». К. Хагондоков в ходе беседы с М. Казариным отмечал, что «в масонстве профан видит одно из средств для возрождения России»44.
Деятельность ложи «Астрея» и кавказцев в ложе. Главными формами деятельности членов ложи были доклады, групповая работа, исполнение поручений, помощь братьям и забота о них45. Обсуждаемые вопросы в ходе докладов — прошлое, настоящее и будущее России. 23 мая 1923 года ложа проводила конференцию на тему «Цивилизаторские действия России на Кавказе».
41 Архив Большой ложи Франции. Коробка 5.
42 Там же. Коробка 7.
43 Там же. Коробка 5.
44 Там же.
45 См.: Там же Коробка 3.
Фото 6 Объявления о мероприятиях в ложе «Астрея».
Личные достижения кавказцев (получение степеней — градусов). Наиболее «успешной» и плодотворной работа в ложе была у армянина С. Лианозова, кабардинца К. Хагондокова, лезгина И. Гайдарова и грузина А. Амилахвари — все они получили за время работы в ложе третью степень. Причем трое последних получили третью степень — степень мастера в один день, 15 ноября 1924 года. На первой степени остановились И. Шаков, Т. Шакманов, М. Куриев (см. табл. 1).
Таблица 1
1-я степень 2-я степень 3-я степень
С. Лианозов 11.11. 1922 26.05.1923 26.05.1923
К. Хагондоков 23.06.1923 29.05.1924 15.11.1924
И. Гайдаров 15.12.1923 25.10.1924 15.11.1924
А. Амилахвари 29.09.1923 29.05.1924 15.11.1924
А. Андронников 10.05.1924
М. Куриев 12.07.1924
И. Шаков 12.07.1924
Т. Шакманов 12.07.1924
И. Вачнадзе 12.07.1924
История ложи «Золотое руно»
При создании ложи «Золотое руно» был «предварительный этап», когда еще 12 ноября 1924 года было принято решение о создании ложи и название было несколько иным: «Symbolique a l'Or», но в документах за декабрь 1924 года ложа получила название «Золотое руно». В нее вошли 19 человек — почти все (в том числе и все кавказцы) ранее входили в ложу «Астрея»: Л. Кандауров (основатель), К. Хагондоков, Д. Шереметев, И. Гайдаров, Е. Лианозов, И. Шаков, С.Г. Ротинов (родился в Тифлисе), В.В. Кочубей, А. Шах-Назаров (Кавказ), М. Куриев, Т. Шак-манов, Ю. Семенов (родился на Кавказе), И. Вачнадзе, А. Сейделер, П.Л. Штейнгель (родился во Владикавказе)46, Н. Голеевский (военный востоковед), А. Андронников, А. Амилахвари, С.Я. Зильберштейн (родился в Одессе). Из новых кавказских членов — московский армянин А.С. Шах-Назаров47, который ранее входил в другую ложу — «Гарибальди». Согласно спискам членов ложи «Золотое Руно» он был принят в ложу «Гарибальди» 7 июня 1922 года. 4 апреля 1923 года он получил второй градус, а 13 апреля 1924 года — третий.
Должности в ложе распределялись таким образом: мастер — Л. Кандауров, оратор — Н. Голеевский, первый страж — Д. Шереметев, казначей — Ю. Семенов, второй страж — И. Гайдаров, секретарь — А. Сейделер, «hosp» (самая младшая должность — непонятная пока) — С. Лианозов. Таким образом, мы видим, что два члена, которые получили третью степень, занимали должности в новой ложе. Интересно, что есть и второй документ по распределению должностей, в котором отмечены «низшие» должности и у А. Амилахвари, К. Хагон-докова и А. Шах-Назарова.
Согласно документу, утверждение новой ложи «Золотое руно» в Большой ложе Франции произошло 16 января 1925 года, а окончательное решение было принято 25 января 1925 года48.
Опираясь на списки на виртуальном сайте Дмитрия Галковского можно утверждать, что за два года работы ложи в нее вошли представители Кавказа49: восемь северокавказцев: Аджи-гоев Пхемат (посвящен 26.12.1925; вышел в отставку из ложи 31.12.1926); Баммат Гайдар (посвящен 29.4.1925; возведен во 2-ю ст. 10.10.1925, в 3-ю ст. — 4.8.1926, вышел в отставку из ложи 31.12.1926); Бадуев (Бади) Абдул-Меджид (посвящен 28.2.1925; возведен во 2-ю ст. 27.6.1925, в 3-ю ст. — 28.1.1926, вышел в отставку из ложи 31.12.1926); Далгат Азиз-Гирей (посвящен 26.12.1925, вышел в отставку из ложи 26.12.1926); Джанбеков Руслан Алиевич (посвящен 29.4.1925, вышел в отставку из ложи 26.12.1926); Намиток Айтек Алиевич (посвящен 29.4.1925, возведен во 2-ю ст. 10.10.1925, в 3-ю ст. — 4.8.1926, вышел в отставку из ложи 31.12.1926); Чермоев Осман (посвящен 28.11.1925, вышел в отставку из ложи 31.12.1926); Шипшев Джембах Темирхан (посвящен 29.4.1925, возведен во 2-ю ст. 24.4.1926, вышел в отставку из ложи 31.12.1926); пять грузин: Гвазава Георгий (посвящен 27.3.1926, вышел в отставку из ложи 31.12.1926); Гобечиа Иосиф (посвящен 29.5.1926, вышел в отставку из ложи 31.12.1926); Карумидзе Шалва Александрович (посвящен 31.1.1925, работал под руководством Д.А. Шереметева, вышел в отставку из ложи 31.12.1926); Кобиев Тер-Микелович (посвящен ок. 28.11.1925); ХачалаваЯков Виссарионович (посвящен 27.3.1926, вышел в отставку из ложи 31.12.1926); два армянина: Гурджиан Акоп Макарович (посвящен 27.3.1926), Тер-Осипов Па-
46 Павел Леонардович Штейнгель, барон (2 июля 1880, Владикавказ Терской обл. — 24 августа 1965, Шато д'Абондан, под Парижем, похоронен на кладбище в Шавиле). Инженер-технолог. Построил черепичный завод в Грозном, занимался нефтяными делами, организацией оросительной системы в низовьях Терека. Участник Гражданской войны. Через Константинополь эмигрировал во Францию. С 1920 года жил в Париже.
47 Александр Семенович Шах-Назаров (10 августа 1896 [по другим сведениям, 20 июля 1895] — 17 января 1933, Париж, похоронен на кладбище Тиэ). Офицер, артист кино, режиссер. Окончил Николаевское кавалерийское училище. Участник мировой войны, воевал как офицер в составе Заамурского конного полка, затем Александрийского гусарского полка. Участник Гражданской войны. В эмиграции был во Франции.
48 См.: Архив Большой ложи Франции. Коробка 5.
49 [http://samisdat.com].
вел (посвящен 31.1.1925, возведен во 2-ю ст. 27.6.1925, работал под руководством Ю.Ф. Семенова); четыре азербайджанца: Гаджинский Садык-Бек (посвящен 29.4.1925 г.)50; Кассим-заде Кассим (посвящен 31.1.1925, вышел в отставку из ложи 31.12.1926); Мир-Касимов Абидин (посвящен 29.4.1925, работал под руководством Л.Д. Кандаурова, вышел в отставку из ложи 31.12.1926); Хаджибейли Джейханн (посвящен 28.2.1925). Практически все он были приняты в течение 1925 года.
Опираясь на этот же список мы можем увидеть дальнейшее продвижение тех кавказцев, которые поступили еще в ложу «Астрея» (см. табл 2).
Таблица 2
2-я степень 3-я степень
А. Андронников 27.06.1925
М. Куриев 28.03.1925 23.05.1925
Т. Шакманов 28.03.1925 23.05.1925
У остальных «старых членов» не было изменений.
Фото 7 Списки с достижениями кавказцев.
История масонской ложи (история лож «Юпитер» и «Прометей») четко характеризуется в двух важных документах, обнаруженных нами в двух архивах:
50 Садык-Бек Гаджинский (23 апреля 1890, Баку — 20 апреля 1929, Франция). Нефтепромышленник. После 1917 года эмигрировал во Францию.
■ В архиве ложи «Северная звезда» (Национальная библиотека им. Миттерана, отдел рукописей): напечатанный на машинке текст «Истории русских лож во Франции» (подготовлен в 1929—1930 гг. Л. Кандауровым и, может быть, П. Переверзевым)51.
■ В архиве «Большой ложи Франции»: напечатанный на машинке текст «История русских лож в эмиграции» (подготовлен в 1949—1952 гг. П.А. Бурышкиным).
Дата образования ложи в этих документах — 25 января 1925 года52. «Целью образования этой ложи было внесение франкмасонского света в среду инородческих жителей Кавказа, дабы дать им возможность учредить впоследствии на Родине у себя собственные франкмасонские ложи. Имелись в виду следующие инородцы: грузины, армяне, горцы Северного Кавказа и азербайджанцы. Было при основании ложи условлено между русскими и инородческими учредителями (последние принадлежали по посвящению к ложе «Астрея»), что первые будут заниматься вторыми, в видах надлежащего их франкмасонского обучения и назидания, только два года, после чего братья покинут ложу «Золотое руно» и образуют свою самостоятельную ложу, либо все останутся в первой, из которой уйдут русские в этом случае». Досточтимым мастером в 1925 году стал Л. Кандауров, в 1926 году — Шереметев. По моему мнению, данная ложа была скорее «масонской школой» для воспитания кавказцев, чем полноценной функциональной ложей.
Те кавказцы (25 инородцев), которые вышли из ложи «Золотое Руно», с согласия и одобрения «Великой ложи» Франции образовали ложу «Прометей» под юрисдикцией «Великой ложи» Франции.
Фот о 8
Документы об образовании ложи «Золотое руно» с подписями кавказцев.
51 См.: Архив ложи «Северная звезда» (Etoile du Nord). Коробка — FM 8-4 // Национальная библиотека им. Миттерана, отдел рукописей.
52 См.: Бурышкин П.А. История русских масонских лож. С. 29.
Ложа просуществовала, как и было задумано, два года, с 1925 года по 1926 год включительно. Л. Кандауров отмечает: «Через два года оказался возможным лишь первый вариант, так как армяне в этой ложе не захотели отделяться от русских, однако другие инородцы предъявляли разные, подчас противоречивые требования и сложилось впечатление, что они сами не знают, что хотят. Затем после надлежащего отеческого воздействия все эти братья подали в отставку из ложи Золотое руно в декабре 1926 года. Отставка была принята, но из ложи ушли и некоторые русские. Затем ложа была переименована в «Юпитер».
П.А. Бурышкин в своей записке повторяет вышеприведенные слова Л. Кандаурова и делает очень важное дополнение: «Этот опыт совместной работы русских с представителями кавказских народностей оказался неудачным. Никакой спайки между русскими и кавказцами не получилось, более того, среди нерусской части ложи начались трения и несогласия, в особенности между армянами и грузинами. Ни к какому соглашению прийти не удалось, несмотря на длительные переговоры». Ложа распалась53.
Таким образом, мы видим, что в ложе сформировалось два типа противоречий:
1) между русскими и кавказцами,
2) между армянами (С. Лианозовым, А. Шах-Назаровым) и грузинами (А. Амилахвари, И. Вачнадзе, А. Андронниковым).
Поскольку в дальнейшем армянские члены решили объединяться не с кавказцами, а с русскими, то ясно, что противоречия эти касались России, будущего России и места Кавказа в новой России.
Любопытно, что П.А. Бурышкин писал, что «в русских масонских собраниях встречаются с братскими чувствами люди, принадлежащие ко всем национальным группам, исповедующие самые различные религии и политические убеждения, и потому, на фоне эмигрантской неразберихи, масонство является оазисом спокойствия и мирного строительства самых противоречивых элементов эмиграции. За все время существования русских лож не было ни одного случая каких-либо резких столкновений на религиозных или политических вопросах, проявлений нетерпимости и неуважения к чужим убеждениям»54. По нашему мнению, в «истории русского масонства в эмиграции» П.А. Бурышкин намеренно практически убирает историю кавказской ложи, и, главное, — считает эту ложу незначительной. Отметим, что при сборе архивного материала для данной Записки сбор материала по этой кавказской ложе не производился. Сохранилось лишь мнение Л. Кандаурова, который руководил ложей и составил первую историю лож в 1928—1929 годах.
Ложа «Юпитер»
Итак, армяне вместе с русскими остались в ложе «Золотое руно», которая, сохранив номер регистрации (536), поменяла название на «Юпитер». Руководителем ложи стал армянин С.Г. Лианозов, у которого, как отмечал в своей Записке П.А. Бурышкин, была «очень успешная деятельность». Северокавказцы вместе с некоторыми членами ложи — русскими и евреями — образовали новую ложу «Прометей».
Таким образом, в ложе «Юпитер» должны были оказаться: С. Лианозов, А. Шах-Назаров, А.М. Гурджиан, П. Тер-Осипов. Однако это не совсем так: А. Шах-Назаров перешел вместе с северокавказцами в ложу «Прометей». С.Г. Лианозов действительно перешел в новую ложу,
53 См.: Там же.
54 Бурышкин П.А. История русского масонства в эмиграции. С. 13—14.
причем стал членом-основателем этой ложи, получив титул «досточтимого мастера» со дня основания ложи. Однако уже в конце 1927 года он из этой ложи ушел. Армяне А.М. Гурджиан и П. Тер-Осипов также состояли в этой ложе, но П. Тер-Осипов ушел вместе с С.Г. Лианозо-вым, а А.М. Гурджиан покинул ложу в 1935 году, получив 3-ю степень. В эту ложу вступил еще один армянин (И.А. Галамян) и один азербайджанец. Заседания ложи «Юпитер» проходили в русском масонском доме на улице Ивет (д. 29).
Ложа «Прометей»
Таким образом, 25 инородцев, вышедших из ложи «Золотое руно», образовали ложу «Прометей» под юрисдикцией Великой ложи Франции. В эту ложу попали все кавказцы, кроме уже указанных выше лиц. Досточтимым мастером стал С.Я. Зильберштейн, поскольку никто из кавказцев не имел в то время «стажа» в три года, установленного правилами, для того чтобы стать мастером. Инсталляция ложи проведена 19 января 1927 года. Работала в союзе с Великой ложей Франции под № 558 по Древнему и Принятому Шотландскому Уставу. Целью данной кавказской ложи было подготовить людей для входа в масонство на Кавказе.
Как пишет П.А. Бурышкин, «сначала ложа работала энергично.. ,»55. В 1927 году в ложу были приняты новые кавказцы: азербайджанцы Аюб-Семгог Амин (посвящен 21.5.1927, возведен во 2-ю ст. 17.12.1927); Зеки Абдулла (посвящен 5.6.1927, возведен во 2-ю ст. 17.12.1927, в 3-ю ст. — 28.7.1928); Султан-задеХосров-Бей (посвящен 19.2.1927); грузин Ширтладзе Давид (посвящен 19.2.1927); северокавказцы Тукаев Саид Амин (посвящен 16.4.1927); Чермоев Абдул-Меджид (посвящен 2.4.1927); Чермоев Абу-Бакар (посвящен 5.3.1927, возведен во 2-ю ст. 17.12.1927); Чермоев Магомет (посвящен 18.6.1927).
Финансировал ложу Абдул-Меджид Чермоев. Но уже с начала 1928 года, то есть уже через год, грузины, состоявшие в ложе, стали выходить из нее. Вместе с ними вышли и некоторые северокавказцы. Однако в 1928 году ложа еще работала, и в этот период главой ее был К. Хагондоков. Окончательно ложа была закрыта в начале 1930 года.
К сожалению, мы пока не нашли материалов о деятельности ложи в 1927 году и не можем судить о характере этой деятельности. Наша характеристика опирается лишь на мнение Л. Кандаурова: «Этот неуспех, надо надеяться, временный, в образовании самостоятельного инородческого франкмасонства из национальностей Кавказа был вызван, конечно, ошибочным расчетом учредителей ложи «Золотое руно», переоценивших данные тех братьев, которыми имели в виду заниматься только два года. Для поставленной цели требовалось, по-видимому, гораздо более продолжительное о них попечение, автор этих строк продолжает, впрочем держаться того мнения, что такое попечение преждевременно было бы считать обреченным во всяком случае на конечный неуспех. В среде населяющих Кавказ национальностей имеются элементы несомненные, которые могут подойти для восприятия франкмасонских идей»56.
В нашем распоряжении лишь один документ о Т. Шакманове, в котором указано, что он за неуплату взносов 14 января 1930 года исключен из ложи. В этом документе любопытно то, что ложа «Прометей» фигурирует как часть ложи «Астрея», то есть ложа «Прометей» продолжала традиции скорее «масонской школы», нежели полноценной, самостоятельно работающей ложи.
55 Бурышкин П.А. История русских масонских лож. С. 29.
56 Архив ложи «Северная Звезда» (Etoile du Nord). Коробка — FM 8-4.
Дальнейшая судьба кавказцев в контексте деятельности масонских лож
Интересна судьба И. Гайдарова. Он выбыл из ложи «Прометей» в 1928 году, уехал в Турцию, где вступил в турецкую масонскую ложу. В нашем распоряжении оказался документ из Большой ложи Турции (1935 г.).
П.А. Половцев организовал новую школу «Северное сияние», став в ней мастером в 1925—1926 годах. Членами этой ложи были многие из тех, кто прежде входил в ложу «Астрея». К. Хагондоков начал ее посещать в 1924 году, параллельно с деятельностью в кавказской ложе, став в ней привратником, затем знаменосцем. Вышел из ложи в конце 1929 года.
В 1925 году была основана ложа «Любомудрие», которая собиралась в русском масонском доме на улице Ивет. Председателем ложи стал П.А. Бобринский, который был членом ложи «Астрея». Членом ложи был Л. Кандауров. И в эту ложу пришло несколько кавказцев, в первую очередь С.Г. Лианозов. В этой ложе он оставался до 1938 года — за эти годы он был возведен в 4-ю ст. 9.1.1935, в 9-ю ст. — 8.5.1935, в 13-ю ст. — 11.12.1935, в 14-ю ст. — 27.5.1936. Туда же пришел и К. Хагондоков (возведен в 14-ю ст. 15.12.1927, 2-й страж в 1929 г.). В течение 1927 года в ложу по рекомендации К. Хагондокова пришли три северокавказца: И. Шаков, с которым он был вместе еще в ложе «Астрея», а также Г. Баммат (в 1927 г. получил 4-ю ст.) и А.А. Намиток (в 1927 г. получил 4-ю ст.).
В 1924 году в Париже была образована ложа «Северная звезда», которая просуществовала дольше всех — до конца 1960-х годов. В ней активно работали армяне и известный осетинский писатель Гайто Газданов, который стал последним мастером этой ложи, но об этом речь пойдет в нашей следующей статье.
Заключение
Итак, изучение французских архивных материалов по истории русского масонства показало, что на первом этапе привлечения кавказцев в русские масонские ложи Франции большую роль сыграли русские масоны, которые имели опыт участия в ложах в дореволюционной России. Многих из тех кавказцев, кого пригласили русские масоны в свои ложи, были знакомы между собой еще до революции либо по учебе в военных заведениях, либо по служебной линии.
Ключевыми критериями при выборе кавказцев стало отношение к России, Российской империи, русской культуре, российской национальной политике по отношению к национальным окраинам и к народам России, к будущему Кавказа в составе России. Таким образом, для привлеченных на первом этапе кавказцев была характерна «пророссийская» ориентация. Очевидно, что она была наиболее сильной у тех, кто ранее уже «работал» на Российскую империю. Для кавказцев во Франции проблема соотношения политической и этнической идентичности была непростой и во многом была решена в сторону политики благодаря их политической ориентации57.
Цели русских масонов и цели кавказцев на первом этапе были различными: если русские масоны стремились к образованию кавказцев, преодолению националистических устремлений и привлечению их в дальнейшем к активной деятельности в ложе, то для самих кавказцев это во многом была одна из форм «адаптации» к загранице и лишь отчасти — поиска новых форм
57 См.: БабичИ.Л. Соотношение политической, религиозной и этнической идентичности в современном кабардино-балкарском обществе. В кн.: Фактор этноконфессиональной самобытности. М., 1998. С. 140—167.
общественной жизни. Собственных внутренних побуждений к участию в ложах чаще всего у кавказцев не было. Многие начали вступать в ложи, практически только начав жить в Париже.
На втором этапе кавказцы, уже получившие опыт существования в ложе, стали привлекать тех своих собратьев, которых они знали до революции, как правило, по месту их проживания. В этот период уже не имели большого значения ни взгляды кавказцев, ни степень их включенности в общественную жизнь — главным критерием была принадлежность к Кавказу.
Если в архивах русских масонских лож и в созданных двух историях русских масонских лож (1929 г. Л. Кандауров и 1952 г. П.А. Бурышкин) содержится информация о первом этапе участия кавказцев в деятельности лож, то материалов о втором этапе практически нет. В истории скупо, без каких-либо подробностей было только сказано, что этот опыт создания «кавказской ложи» оказался неудачен.
Как нам представляется, кавказцы лишь частично сумели преодолеть свои национальные устремления и заниматься выработкой единой политической и философской платформ в рамках определенных лож. Основными формами их деятельности было предоставление докладов о Кавказе, а основными результатами этой деятельности стали для русского общественно-политического движения во Франции — обогащение деятельностью ряда кавказских лидеров; для кавказского общественно-политического движения — развитие духовной жизни кавказцев и углубление их общественно-политических взглядов.