6. CRS Report for Congress Prepared for Members and Committees of Congress Political Transition in Tunisia Alexis Arieff Analyst in African Affairs June 18, 2012. - http://www.fas.org/sgp/crs/row/RS21666.pdf
7. Долгов Б.В. Демократия и исламизм в арабских странах (Алжир, Тунис, Египет) // Полития. - 2007. - № 7. - С. 130-131.
8. Закария Ф. Будущее свободы: Нелиберальная демократия в США и за их пределами. - М., 2004.
9. Кафаров Т.Е. Принципы этики ислама: Нравственный ориентир для мусульманина // Исламоведение. - 2010. - № 2.
10. Малик Х.М. Особенности религиозной ситуации в постреволюционном Египте // Исламоведение. - 2012. - № 2.
11. Помощь Египту Персидского залива в $ 12 млрд рассматривается как «спасательный круг», но не является панацеей // Режим доступа: http://english. alarabiya.net/en/business/economy/2013/07/11/Gulf-s-12bn-aid-to-Egypt-seenas-lifeline-not-a-cure.html
12. Программа Пакистанской мусульманской лиги. Режим доступа: http://pml. org.pk. - Загл. с экрана.
13. Программа Партии справедливости и развития. Режим доступа: http://www. akparti.org.tr/english/akparti/parti-programme
14. Хатами С.М. Традиция и мысль во власти авторитаризма. - М., 2001. - 228 с.
«Исламоведение», Махачкала, 2014 г., № 1, с. 13-21.
И. Бабич,
доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН ИСЛАМ В ЖИЗНИ КАВКАЗСКИХ ЭМИГРАНТОВ ВО ФРАНЦИИ (1919-1939)*
Представители народов Северного Кавказа, как и многие русские, после Октябрьской революции 1917 г. были вынуждены эмигрировать в страны Европы, в том числе и во Францию. Адаптируясь к французской жизни, северокавказцы продолжали сохранять свою религиозную ориентацию: как и на Северном Кавказе, они были в основном мусульманами, отчасти православными, многие - индифферентны к какой бы то ни было религии.
В предлагаемой статье мы рассмотрим роль ислама в общественно-политической сфере жизни кавказских эмигрантов, соотно-
* Работа выполнена по Программе фундаментальных исследований Президиума РАН «Историческая память и российская идентичность», 2015-2017 гг.
шение ислама и православия в жизни кавказских военных во Франции в 1919-1939 гг.
Ислам в общественно-политической жизни
кавказских эмигрантов
В кавказской эмигрантской мысли Европы в течение целого ряда лет разрабатывалась своя теория построения «государственности» на Кавказе вообще и на Северном Кавказе в частности. Это происходило преимущественно в рамках деятельности Конфедерации народов Кавказа - мощной эмигрантской организации, направленной на формирование единого крупного независимого Кавказского государства. В 1924 г. был подготовлен Документ об образовании Конфедерации четырех республик Кавказа и подписан общественными деятелями Кавказа, Азербайджана, Грузии и Северного Кавказа (кроме Армении, но за ней было оставлено место в Конфедерации). В нашем распоряжении оказалась уникальная рукопись одного из лидеров Конфедерации народов Кавказа, крупного азербайджанского деятеля во французской эмиграции Алимардана Топчибаши «К вопросу о возможности объединения эмигрантов-кавказцев (азербайджанцев, армян, грузин и северокавказцев) в Париже и вообще за рубежом» (рукопись не имеет даты, мы ориентировочно можем датировать ее 1931 г.)1.
Итак, семь лет назад А. Топчибаши отмечал в этой рукописи, что «идея о необходимости Конфедерации четырех Республик Кавказа все более делается популярной и пускает корни среди наличных деятелей означенных Республик как здесь, так и на местах. Соответствуя многим общекавказским условиям и данным, идея эта имеет теперь горячих сторонников не только в партиях и организациях и в лице вообще активных работников на политической арене и борьбе за освобождение наших народов от ненавистного ига, но и среди кавказских элементов, по тем или иным причинам и соображениям стоящих в стороне от политики, но не могущих быть, конечно, чуждыми ея, равно как проникнутых патриотическими стремлениями ко благу Кавказа и его народов, и придерживающихся чисто кавказской ориентации».
14 июля 1934 г. в Брюсселе лидерами национальных центров Азербайджана, Грузии и Северного Кавказа был подписан Пакт Кавказской Конфедерации. Перечислим тех, кто его подписал: М.-Э. Расул-Задэ, А. Топчибаши (от Азербайджана), Н. Жордания, А.И. Чхенкели (от Грузии), М. Сунш, И. Чулик, Т. Шакман
(от Северного Кавказа). Одним из препятствий к желательному объединению мог бы быть вопрос о языке. В своей рукописи А.М. Топчибаши писал, что «в сношениях между собой народы Кавказа, не имея, к сожалению, общего языка, вынуждены пользоваться русским языком в продолжение более 100 лет. Этот язык стал поневоле общим, заставшим народы Кавказа в период отделения от бывшей России и образования Республик... Правительства этих последних вынужденно вели свои сношения на этом языке между собой, при посредстве его происходили и происходят наши конгрессы, совещания, комиссии и пр., равно как и здесь между официальными кавказскими органами, лишь иногда прибегающими в сношениях между собой к помощи французского языка. Усвоить этот последний более или менее удовлетворительно возможно лишь среднему и особенно молодому поколению, учившемся во французских учебных заведениях».
Между тем вопрос о религии А. Топчибаши даже не упоминал. Почему? Ответ мы найдем, если обратимся к основным принципам данной конфедерации.
1. «Создание светского государства, построенного на основах мирового народоправства, обеспечивающего за всеми гражданами без различия пола, национальности и вероисповедания разные гражданские права».
2. «Восстановление частной инициативы и признание частной собственности, индивидуальной и коллективной, с теми ограничениями, которые предусматриваются законодательствами передовых демократических европейских стран».
3. Форма будущего государства - демократическая республика.
Таким образом, мы видим, что в основе построения новой «государственности» на Кавказе в рамках Конфедерации народов Кавказа ислам как ключевая ось идеологии нового государства отсутствовал. Между тем были ли в кавказской эмигрантской мысли другие теории «государственности», всё же связанные с исламом? Да, были. Но к идее создания мусульманского государства обращались, главным образом, общественные деятели Северного Кавказа. В основе данной идеи были положены исторические события, связанные с исламом. Ключевым событием в этой истории был Имамат Шамиля. Так, Э. Хасан подчеркивал, что тот тип государственности, которую стремился построить Шамиль, идеально подходил для горцев Северного Кавказа. Государство Шамиля - это идеал общества и власти. 1838-1845 гг. - «это рас-
цвет горской государственности». В настоящее время следует стремиться к «северокавказской государственности, олицетворяемой Имаматом Шамиля» - исламского государства, которое пытался сформировать имам Шамиль в Х1Х в. на Кавказе2. Эти идеи поддерживал и другой известный северокавказец - Барасби Байту-ган3. Однако идеи мусульманского государства не получили достаточной поддержки среди южнокавказцев, которые считали, что религия лишь разъединяет народы Кавказа. Поэтому в общественно-политической жизни кавказских эмигрантов в 1919-1939 гг. ислам не только не поддерживался в этих кругах, а наоборот, его роль старались принижать, чтобы он не смог разъединить и так достаточно разрозненные народы Кавказа.
Ислам и кавказские мусульмане в русских масонских ложах Франции. Многие видные представители русских имели многолетний опыт работы в масонских ложах Российской империи. Оказавшись в эмиграции, они примерно с начала 1920-х годов возобновили деятельность своих лож, как правило, в рамках двух французских лож: Большой ложи Франции и Великой ложи Востока. Русские масоны обратили свое внимание на общественно-политический потенциал кавказцев-эмигрантов для того, чтобы объединить кавказские силы в рамках единой масонской ложи и привлечь их к общей борьбе против СССР, но в рамках единой Российской империи как монархического государства4.
Включение» кавказцев в масонскую деятельность началось с ложи «Астрея»5. В ходе формирования данной ложи и своей деятельности руководители ложи обратили внимание на представителей Кавказа, которые так же как и русские оказались в эмиграции, во Франции. В течение первых двух лет в ложу вошли восемь представителей Кавказа: четыре представителя Северного Кавказа: К. Хагондоков, И. Шаков, Т. Шакманов, М. Куриев; три грузина: А. Амилахвари, А. Андронников, И. Вачнадзе; один армянин: С. Лианозов.
В нашем распоряжении оказались «досье поступления» почти всех вышеуказанных представителей Кавказа (кроме С. Лиано-зова), в котором были следующие документы: 1) просьба о посвящении желающего вступить в ложу; 2) рапорт о беседе с ним по политическим вопросам; 3) рапорт о беседе с ним по философско-религиозным вопросам; 4) рапорт о беседе по биографии и определению личных качеств желающего вступить в ложу6.
Кабардинец Константин Хагондоков. Рекомендовал его в ложу П. Половцев - один из основателей ложи «Астрея». Оба
примерно одного возраста, оба - военные и окончили Николаевскую академию Генерального штаба примерно в одно время, поэтому были знакомы давно. Беседы с ним провели: П. Половцев, М. Казаринов, Э. Беннигсен (7, 14 июня). Посвящение проходило 23 июня 1923 г. Он получил 1-й градус (ученик).
Ингуш Мурзала Муссиевич Куриев подал заявление 14 июня 1924 г. Официально его рекомендовал Д.А. Шереметев. Беседы проводили: А.И. Мамонтов, В.Л. Вяземский, В.В. Лыщинский-Троекуров (8 и 9 июля 1924 г.). Обратимся к рапорту В. Л. Вяземского о М. Куриеве, который рассмотрел его политические и религиозные взгляды.
Целью русского масонства во Франции - «участие масонов в восстановлении жизни в России», в ходе политических вопросов, задаваемых профанам (т. е. желающим вступить в ложу), главными стали вопросы об отношении к России, к будущей форме правления в России, отношении к будущему национальных регионов бывшей Российской империи, в том числе и Кавказа7.
Согласно Внутреннему уставу ложи «Астрея», «каждый, вступивший в ряды Русских Вольных Каменщиков, тем самым признает, что он не может быть неверующим и атеистом, и, что наоборот, он становится борцом за дух и за свободу духа против материализма и безбожия». П. А. Бурышкин отмечал, что Русское масонство - «категория духовно-религиозных формаций». В самом обряде посвящения присяга будущего члена должна была произносится на Библии. В этом контексте роль религиозных взглядов будущего члена имела большое значение, поэтому для новых членов проводилась отдельная беседа по религиозно-философским взглядам, но фактически - по религиозным, так как вышеуказанные профаны чаще всего не имели каких-либо определенных философских взглядов.
К. Хагондоков в своей беседе с Э. Беннигсеном указал, что он «грекоортодоксальной веры», хотя его родители были мусульманами. И. Гайдаров, Т. Шакманов, И. Шаков и М. Куриев определили себя «мусульманами». Беседовавшие с ним так о них писали: И. Шакманов слабо разбирался в исламе и был «готов осваивать основы мировых религий и мировой культуры»; И. Шаков, «принадлежа к Магометанскому вероисповеданию, которое как по форме, так и по содержанию - чтит и уважает, - профан, в то же время относится ко всем религиям с одинаково глубоким уважением, убежденный, что Бог у всех один, а что религия есть способ приближения к Божеству».
Сложнее было с М. Куриевым. В. Лыщинский указывал, что М. Куриев - «магометанин, верующий и исполняющий обряды своей религии», но «к другим религиям относится с полной терпимостью и большим уважением, считая, что стремление к Богу есть основа нравственности». Но вряд ли, по нашему мнению, он стал бы совершать клятву на Библии.
И. Гайдаров, по мнению П. Половцева, «свою мусульманскую религию ставит очень высоко, считая, что при правильном ее понимании она дает человеку очень высокий идеал... В мусульманской стране не может быть отделения церкви от государства, ибо ислам руководит и школой, и судом и пр. Для дагестанца шариат и адаты вполне достаточный свод законов, другого ему не понять». В результате П. Половцев рекомендовал его, добавляя, что «его верования не только не помешают, но, наоборот, помогут ему стать хорошим масоном».
Северокавказские военные и ислам в эмиграции8. Отметим, что многие военные с Кавказа, служившие в российской имперской армии, принимали православие, хотя в этой армии были и мусульманские полки. Обратимся к судьбе крупного кабардинского военного, генерала Фёдора Николаевича (Тембота Жанхотовича) Бековича-Черкасского (1870-1953 Бобиньи) .
Тембот Жанхотович, в крещении получивший имя и отчество Фёдор Николаевич, родился 14 мая 1870 г. в Малой Кабарде в княжеской семье и по семейной традиции стал военным в Русской армии. Он окончил Елисаветградское кавалерийское училище, офицерскую кавалерийскую школу, был участником Русско-японской, I мировой и Гражданской войн, дослужился до генерал-майора, став георгиевским кавалером. Кабардинский род Бекови-чей-Черкасских - очень известный в Российской империи, из него вышла плеяда блестящих полководцев и политических деятелей России. Они честно и плодотворно служили России со времен Петра I. Приведем стихотворение на смерть генерала: «Памяти Бековича-Черкасского»10. Автор стихотворения - Иван Иванович Сагацкий, казак, ст. Новониколаевской Кубанской области, 1901 г. хорунжий Лейб-гвардии казачьего полка - кавалерийского полка русской гвардии.
Усопший князь! Смиренье пред утратой Не любит тени сдвинутых бровей. Склоняясь, как все, пред жизнью, Роком смятой, Я молчалив пред памятью Твоей.
Тебе не надо больше ни печали, Ни теплых слов, ни почестей иных: Теперь Ты там — в покое светлой дали У рубежей бессмертья неземных.
Ты ждешь, но вскоре Ангел светлоокий Твоих томлений снимет боль и гнет И душу сам Твою в простор широкий, Оставив прах, на крыльях понесет. Туда, где цепи строгие Кавказа Ушедших лет легендою горды, Где снег и ключ горят огнем алмаза, В ущельях прежней отчей Кабарды. Туда, где род Твой древний, судьбы края Связавший с мощью русских всех царей, Твой путь мечтает к тайнам вечным рая Направить сам до призрачных дверей.
И, знаю я, потомкам правоверным Дороже станет твой бездушный прах И будет к сыну, внемля предкам верным, В Преддверьи Рая милостив Аллах!
В эмиграции Ф.Н. Бекович-Черкасский жил во Франции, в Париже, активно включился в «русскую монархическую организацию Николаевского толка» - сторонников бывшего Верховного главнокомандующего Российской армией Великого князя Николая Николаевича - эмигранта, живущего во Франции, и одного из главных претендентов на российский трон. Ф.Н. Бекович-Черкасский стал участвовать в деятельности различных военных союзов,
в частности находился в Правлении Союза Георгиевских офицеров, Союза офицеров Кавказской армии, Объединении бывших воспитанников Николаевского кавалерийского училища, Объединении кирасир Его Императорского Величества полка.
А как же его кавказские корни? Из перечня вы видим, что он практически не контактировал с кавказскими организациями, которые во Франции вели целенаправленную антироссийскую и антирусскую деятельность, направленную не на восстановление имперской власти на Кавказе, а на создание независимых государств. Мы находим лишь одно упоминание о его членстве в Кавказском обществе «Алаверды», которое не было связано с политическими движениями и преследовало чисто культурные цели.
Важно подчеркнуть, что он не участвовал и в кавказских движениях во время Второй мировой войны, которые поддержали немцев в их войне против СССР, более того, есть информация, что он был одним из руководителей Русского антифашистского сопротивления в Париже.
Между тем эволюция взглядов Ф.Н. Бековича-Черкасского имела место, и заключалась она в смене его религиозной принадлежности: к концу жизни Фёдор Николаевич, или скорее уже Тем-бот, принял ислам и был похоронен на мусульманском кладбище под Парижем в Бобиньи 16 ноября 1953 г.
Его жена, калмычка - Надживат Капланова, пережила его более чем на 25 лет, последние годы жила в Доме русских военных инвалидов в Монморанси, где и умерла в 1979 г., она была также похоронена на мусульманском кладбище в Бобиньи.
Итак, мы видим, что кавказские эмигранты, которые после 1917 г. начали жить во Франции, с одной стороны, стремились к адаптации к европейской жизни, где исламские ценности и ислам как религиозный институт были достаточно мало и слабо представлены в этот период, а с другой - в эмиграции общественно-политические силы Кавказа стремились объединить всех кавказцев, и религиозная принадлежность в данном случае могла являться препятствием к этому, в силу чего религиозные ценности не были определяющими в формировании кавказской (северокавказской) идентичности в европейской эмиграции в 1919-1939 гг.
Примечания
1 Топчибаши А.М. «К вопросу о возможности объединения эмигрантов-кавказцев (азербайджанцев, армян, грузин и северо-кавказцев) в Париже и вообще за рубежом» (рукописный вариант) // Архив А.М. Топчибаши, Париж (Франция), CERCEC, 1Х чем.; Топчибаши А.М. «К вопросу о возможности объединения эмигрантов-кавказцев (азербайджанцев, армян, грузин и северо-кавказцев) в Париже и вообще за рубежом» (машинописный вариант) // Архив сына А.М. Топчибаши. Париж (Франция), CERCEC, папка № 3.
2 Хасан Эмир. Эпоха Шамиля // Журнал «Северный Кавказ». - Париж. Май. 1934. - № 1. - С. 12-14.
3 Байтуган Б. Гражданское и военное устройство при Имаме Шамиле // Журнал «Горцы Кавказа» (Les Montagnards du Caucase). Июль 1932 г. - Париж. -№ 30. - С. 26-30.
4 Бабич И.Л. Кавказ и российская монархия // История государства и права. -2014. - № 24. - С. 36-41; Бабич И. Л. Рецензия на: Российское зарубежье во Франции. - М., 2010 // Этнографическое обозрение. - 2011. - № 4. - С. 176178.
Архив Большой ложи Франции, Париж; Бурышкин П.А. История Русского Масонства в эмиграции. Черновик (рукописный вариант) // Архив Большой ложи Франции, Париж.
Бабич И.Л. Кавказ и российская государственность // Вестник российской нации. - 2014. - № 6. - С. 173-188.
Бурышкин П. А. История русских масонских лож. Черновик (напечатанный на машинке вариант) // Архив Большой ложи Франции. Коробка 3. С. 13. Бабич И.Л. Адыги - участники Первой мировой войны: Их судьбы в эмиграции // Вопросы казачьей истории культуры. - Майкоп, 2014. Бабич И. Л. Казаки и западные адыги // Вопросы казачьей истории и культуры. -Майкоп, 2013. - С. 5-22.
Архив Алиакбера Топчибаши, Париж. Франция, коробка 10; газета «Русская правда», № 7, 1954, 19 февраля.
Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир».
6
7
8
9
10