УДК 94
Кавказская нефть во внешней политике США (1920-1922 гг.) Ф.Р. Джаббаров
Национальная Академия наук Азербайджана, Баку
Первые сведения о добыче и использовании нефти встречаются ещё в античных и средневековых источниках. Однако в тот период она ещё не играла значительной роли в экономике, политике, военном деле. Степень её применения ограничивалась в основном хозяйственной сферой. Совершенно иная картина стала наблюдаться со второй половины XIX века, когда в передовых странах мира началось бурное развитие экономики, промышленное, железнодорожное строительство, внедрение новых технических усовершенствований. Не осталась в стороне от этих процессов и нефтяная промышленность. В этот период основными центрами её развития являлись Соединённые Штаты Америки и Россия. Отмена в 1872 году откупной системы в нефтяной промышленности стала отправной точкой "нефтяного бума" в России. В главном нефтяном районе империи - Баку началась свободная купля-продажа нефтеносных земель, стали буриться новые скважины, создаваться фирмы, заводы по переработке. "Чёрное золото" постепенно вытесняло другие виды топлива.
С зарождением промышленного освоения нефти в Баку возросло стремление иностранных монополий получить высокие прибыли от добычи и переработки этого ценного ресурса. Так как монополии были связаны со своими национальными правительствами, экономическая конкуренция сочеталась с борьбой крупных держав за сферы влияния, стратегические позиции в регионе. С самого начала нефть превратилась в мощный фактор мировой политики. Стремление к овладению нефтяными источниками, контролю над ними, борьба за сферы влияния, маршруты транспортировки - всё это присутствовало во внешней политике крупных держав мира. Проникновение иностранного капитала в нефтяную промышленность Кавказа отмечено с 70-х годов XIX века. Ведущая роль в этом процессе принадлежала английскому и французскому капиталу. Доля же американских инвестиций в нефтяную индустрию России составляла всего 0,5 % от общих капиталовложений [1].
Наряду с этим следует отметить, что капитал США не был представлен в ведущем нефтедобывающем районе России - Баку. Попытки американцев проникнуть в Бакинскую промышленность были предотвращены фирмами "Братьев Нобель" и "Шелл". Как известно, в начале ХХ века кавказская нефть стала играть заметную роль в международ-
ных отношениях. Богатый стратегически важными природными ресурсами регион, превратившийся в 1914-1920 гг. в объект острого межгосударственного соперничества, неоднократно переходил из рук в руки. Наконец, в начале 1920 года Северный Кавказ, а также Азербайджан попали под власть Советской России. Большевистское правительство не было в состоянии в одиночку восстановить нефтяную промышленность, разрушенную первой мировой войной и переживавшую кризис. Из-за необходимости привлечения для этого иностранных инвестиций оно подготовило программу предоставления концессий. Этим самым Советская Россия планировала, с одной стороны, восстановить промышленность, а с другой - выйти из дипломатической изоляции и добиться дипломатического признания.
Соединённые Штаты Америки, влияние которых в мире после завершения войны возросло, начали проявлять активность для получения концессии в России и доступа к нефти Кавказа. Немалую роль при этом играло также традиционное соперничество между США и Великобританией, потому что американцы пытались достичь того, чего им не удалось в конце XIX века. Правительство и компании США начали предпринимать меры для устранения своей отчуждённости от нефтяных источников Кавказа. Советское правительство стремилось использовать это для разжигания противоречий между Америкой и Англией. Так, в телеграмме от 29 мая 1920 г. торговый представитель РСФСР в Лондоне Л.Красин сообщал народному комиссару иностранных дел Г.Чичерину о том, что американская компания "Стан-дард ойл" интересуется возможностью получения из Баку через Батум бензина, керосина и горючего для пароходов. Л.Красин в качестве условия выдвинул оказание помощи США в приведении в порядок Закавказской железной дороги, присылку недостающих цистерн, паровозов, а также прекращение помощи Польше. Далее Л.Красин писал: "Считаю эти переговоры имеющими серьёзное значение ввиду явного желания "Стандард ойл" подложить свинью Англии в этом деле" [2]. 31 марта 1921 г. в письме Г.Чичерину В.Ленин советовал ему заявить представителю американских промышленных кругов Вандерлипу, что Советы "могли бы сдать американцам в концессию громадные нефтяные площади (Баку, Грозный, Эмба, Ухта) и этим бы Америка побила Англию" [3].
Хотя страны Западной Европы и США официально не признавали большевистскую власть в России, но они стремились добиться доступа к кавказской нефти. Самое ожесточённое соперничество в этом вопросе велось между английским трестом "Шелл" и американским "Стандард ойл". Их интерес к региону ещё больше возрос после окон-
чания первой мировой войны. Осложняло ситуацию то обстоятельство, что советское правительство национализировало нефтяную промышленность и частные предприятия перешли под контроль государства. Но представители иностранного капитала надеялись, что посредством концессий им удастся вернуть часть национализированной собственности.
Соперничество за мировые нефтяные источники, в т. ч. такие богатейшие, как бакинские, явилось причиной создания и разрушения коалиций, превращения недавних союзников в непримиримых противников. Стремясь опередить друг друга, США и Англия начали скупку акций уже национализированных нефтяных предприятий России. В данном случае они преследовали одну цель: обладая этими акциями, предъявить впоследствии претензии на возмещение убытков, нанесённых огосударствлением. В июле 1920 г. "Стандард ойл" с санкции Государственного департамента США принял решение приобрести акции "Братьев Нобель" - одного из крупнейших монополистов в бакинской нефтяной промышленности. Пакет акций стоимостью в 11,5 млн долларов был куплен трестом за 9 млн. Несмотря на то, что все предприятия Нобелей в Баку были уже национализированы, это не остановило "Стандард ойл". Американцы надеялись на недолгое существование советской власти. Кроме того, покупая акции Нобелей, "Стандард ойл" опасался, что в случае промедления этим может воспользоваться Англия в лице треста "Шелл" [4].
Борьба крупных мировых компаний за кавказскую нефть достигла своего апогея на международной конференции в Генуе в 1922 году. Не случайно, что США, присутствовавшие на форуме как наблюдатели, проявили наибольшую активность именно тогда, когда всплыл вопрос о Баку. В Геную срочно прибыли представитель США в репарационной комиссии Логан и Д.Гамильтон Льюис, бывший сенатор от штата Иллинойс. Государственный департамент США дал указание Логану отправиться в Геную в качестве экономического наблюдателя и следить главным образом за вопросами, касающимися Бакинского нефтяного района. Что касается миссии Льюиса, то и она была связана с интересами "Стандард ойл". В своём интервью Льюис заявил, что "его присутствие в Генуе объясняется тем, что он должен защищать здесь компании, которые представляет. И, вообще, как американец, он будет делать то, что сможет, чтобы американцы имели справедливую долю в новых концессиях, если таковые должны быть оформлены на конференции" [5].
На Генуэзской конференции выявились противоречия в лагере западных стран: наметились две группы, имевшие различные взгляды
относительно национализированной в России иностранной собственности. Первая группа, представленная английским правительством и "Шелл", выступала за расширение экономического сотрудничества с Россией и намеревалась получить от советского правительства концессии. Вторая же, в лице Франции и США, настаивала только на возврате иностранной собственности, считая, что в противном случае следует отказаться от переговоров с советским правительством. Когда на конференции в Генуе стали распространяться слухи о соглашении между "Шелл" и советским правительством относительно выдачи концессий на Кавказе, позиция США ужесточилась. Оставшиеся в стороне американская и франко-бельгийская группы сразу же выступили с протестом, требуя учёта их интересов и претензий. 2 мая 1922 г. Государственный департамент потребовал от американского представителя на конференции Р.Чайлда немедленной проверки того, действительно ли "Шелл" вступил в переговоры с советской делегацией. Р.Чайлд сообщал, что он ещё не имеет достаточной информации и запрашивал у Государственного департамента инструкций на случай принятия срочных мер [6]. 3 мая экономический советник Госдепартамента США Милспо направил Р. Чайлду обширное послание, в котором давались точные данные о "Стандард ойл", его интересах в бакинской нефти. Милспо сообщал, что представители "Стандард ойл" предпримут все меры к тому, чтобы отстоять свои интересы в России в любом случае: и если союзники признают национализацию, и если "Шелл" получит концессию, что вызовет конфликт со "Стандард ойл" [7]. Фактически, американское правительство, защищающее интересы треста, выступало за принцип "открытых дверей" в отношении бакинской нефти, то есть, равного участия в реституции собственности или концессии нефтяных площадей. Этот принцип США подкрепляли купленными у Нобелей акциями бакинских предприятий.
Несмотря на подобную позицию, сами американцы тоже, не оставаясь в стороне, вступали в сепаратные переговоры с Советами по вопросам нефти. Осенью 1922 г. американская компания "International Barnsdall Corporation" получила право на концессию в Баку. Сам по себе этот факт имеет событийное значение, так как впервые за всю историю бакинской нефтяной промышленности здесь появились представители американского капитала. Переговоры с корпорацией начались ещё в мае 1921 г. [8]. В начале следующего года эксперты корпорации побывали в Баку. Здесь они увидели ужасную картину: заброшенность нефтепромыслов, упадок нефтедобычи, сокращение числа рабочих. Американцы предлагали сдать нефтяные участки в концес-
сию иностранцам. Надо сказать, что интерес американцев к бакинскому "чёрному золоту" всячески поощрялся. Так, в августе 1922 г.
A. Серебровский писал командующему Отдельной Кавказской Армии
B. Егорову: "Американские промышленники, заинтересованные нашей нефтью и её продуктами, ведут с нами деловые переговоры. На днях приехал в Баку нефтепромышленник Франк Август Губер, с которым мы имеем намерение продолжать деловые переговоры и сношения" [9].
20 сентября 1922 г. "International Barnsdall Corporation" и трест "Азнефть" подписали два договора. Согласно первому договору, корпорация получала в эксплуатацию сроком на 15 лет нефтяные скважины в Балаханы. Согласно второму договору, корпорация брала обязательство организовать бурение новых скважин в Балаханы [10]. Американские и советские газеты поместили восторженные отзывы о состоявшемся соглашении. Заокеанская пресса сообщала, что правительство США заявляет, что раз земли, о которых идёт речь, не являются национализированными, то оно не только не будет чинить корпорации препятствий, но, наоборот, отнесётся к её плану вполне благожелательно. В первое время в Баку и Москве предпринимались меры по созданию благоприятных условий для работы американской компании.
Однако последующие события свели перспективы концессии на нет. Между компанией "International Barnsdall Corporation" и местными органами власти возникли определённые разногласия, свидетельствовавшие о неверном исполнении сторонами взятых на себя обязательств. Советские государственные органы вмешивались в дела корпорации, по отношению к американским специалистам ощущалось недоверие. Другая сторона тоже не соблюдала некоторые производственные правила, осуществляла бурение скважин не предусмотренными в соглашении техническими средствами. После осуществления расчётов между "Азнефтью" и "International Barnsdall Corporation" корпорация прекратила свою деятельность в Баку.
Под влиянием безрезультатных переговоров с советским правительством относительно национализированной собственности, среди мировых нефтяных монополий стало наблюдаться стремление к объединению действий. 18 июля 1922 г. глава треста "Шелл" Г. Детердинг встретился в Лондоне с руководителем "Стандард ойл" У. Тиглом, предложив ему заключить договор о совместных действиях [11]. Фактически, здесь речь шла о нефтяной блокаде России. К такому решению Г. Детердинга и У. Тигла подтолкнула твёрдая позиция советского правительства, выразившаяся в отказе от реституции собственно-
сти. Немаловажную роль сыграл и тот факт, что монополии беспокоило постепенное восстановление нефтяной промышленности в Баку, что неизбежно вело к увеличению экспорта. Данное обстоятельство выдвигало на мировой рынок нового конкурента западных трестов -Россию, обладателя богатейшего нефтяного района Баку.
21 июля 1922 г. последовало официальное оформление единого анти-советского нефтяного фронта. Это произошло на встрече У. Тиг-ла, Г. Детердинга, Г. Нобеля в Лондоне. В так называемом "Лондонском меморандуме" три компании обязывались в любых переговорах с Москвой по нефтяным делам требовать реституции бывшей собственности с возмещением за убытки, причинённые после национализации их предприятий, или полной компенсации за неё. Ни один из участников нефтяной блокады не мог начать сепаратных переговоров с советским правительством [12]. Следует подчеркнуть, что автором меморандума был глава "Стандард ойл" У. Тигл. Этот факт ещё раз подтверждает интересы США в советской нефти.
19 сентября 1922 г. в Париже состоялась конференция представителей компаний, заинтересованных в российских нефтяных делах. Согласно принятой здесь резолюции, стороны не должны были нарушать интересы и права кого-либо из других собственников, лишённых прав советским законодательством; эксплуатация нефтяных участков возможна лишь при условии восстановления в правах бывших собственников; нефтеносные земли, принадлежащие государству, не должны быть взяты заинтересованными сторонами на условиях индивидуальных концессий без общего согласия [13]. Участники конференции приняли решение, что пока советская власть не обеспечит заинтересованным компаниям равные возможности доступа к кавказской нефти, они будут бойкотировать закупки у России нефти. Было достигнуто также соглашение об отказе от сепаратных переговоров с правительством РСФСР.
Но вскоре стало очевидным, что экономические интересы превзошли антисоветские убеждения нефтяных монополий. Потребность западных стран в нефти привела единый фронт к краху. Стремясь опередить друг друга, получить наиболее выгодные позиции, нефтяные монополии пошли на сепаратные переговоры и сделки с советским правительством. США в лице треста "Стандард ойл", главного инициатора нефтяной блокады и Лондонского меморандума, активнее других шли на сближение с большевиками ради нефти. Нельзя упускать из виду и тот факт, что формально "Стандард ойл" не подписал Парижскую резолюцию от 19 сентября. Следовательно, американский трест имел свободу в установлении отношений с Советами, не будучи
связан никакими обязательствами. Как указывалось выше, американцы получили доступ к нефтяным месторождениям в Баку в 1922 году. Случай с "International Barnsdall Corporation" создал прецедент. Уже никто из монополий всерьёз не выполнял положений о едином нефтяном фронте против России.
Таким образом, фактор кавказской нефти занимал определённое место во внешней политике США в 1920-1922 гг. Основными направлениями этой политики было добиться доступа к богатейшим нефтяным источникам Баку, не допустить гегемонии английского капитала, поддерживать интересы треста "Стандард ойл" в России. По вопросу о нефтяных концессиях между США и странами Европы существовали определённые разногласия. Вашингтон был против сепаратных концессий, и эта точка зрения одержала верх на Генуэзской конференции. США, не сумевшие получить в начале ХХ века доступа к нефти Кавказа, смогли добиться этого в конце столетия. Ведущие американские компании приступили к эксплуатации нефтяных месторождений в азербайджанском секторе Каспийского моря. Одним из приоритетных направлений внешней политики США на современном этапе является обеспечение энергетической безопасности в мире и важное место в этом отводится Вашингтоном нефти Кавказа.
Литература
1. Ахундов Б.Ю. Монополистический капитал в дореволюционной нефтяной промышленности. - М.: Соцэкгиз, 1959. - С. 62.
2. Документы внешней политики СССР: Т. 2. - М.: Госполитиздат, 1958. - С. 552.
3. В.И. Ленин об Азербайджане. - Баку: Азернешр, 1970. - С. 209.
4. Фурсенко А. А. Нефтяные войны (конец XIX - начало XX вв.). - Л.: Наука, 1985. - С. 176.
5. Лопатин В.Ф. Провал антисоветских планов США. Генуя - Гаага, 1922. - М.: Соцэкгиз, 1963. - С. 194-195.
6. Там же. - С. 205.
7. Там же. - С. 206-207.
8. Документы внешней политики СССР: Т. 5. - М.: Госполитиздат, 1961. - С. 759.
9. Государственный Архив Азербайджанской Республики (ГААР), ф. 1610, оп. 1, д. 98, л. 95.
10. ГААР, ф. 1610, оп. 1, д. 240, л. 4; Документы внешней политики СССР: Т. 5. - С. 759.
11. Фурсенко А. А. Нефть и политика: история и современность // Новая и новейшая история. 1987. № 3. - С. 76.
12. Шишкин В. А. Советское государство и страны Запада в 19171923 гг. - Л.: Наука, 1969. - С. 343.
13. Шишкин В.А. Указ. соч. - С. 343; Гофман К. Нефтяная политика и англо-саксонский империализм. - Л.: Нефт. Изд-во НТУ ВСНХ СССР, 1930. - С. 276.