Научная статья на тему 'Становление основ государственной политики СССР в нефтяной сфере'

Становление основ государственной политики СССР в нефтяной сфере Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
462
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление основ государственной политики СССР в нефтяной сфере»

Торговые отношения сближали народы и способствовали укреплению их многообразных связей. Торговля становилась связующим звеном, причиной и следствием развития промышленности и сельского хозяйства. Список использованной литературы:

1. Кавказский календарь на 1855 г. Тифлис, 1854. С.475-479.

2. АКАК. Т.2, ч.2. Тифлис, 1868. С.934.

3. История предпринимательства в России. - М.: РОССПЭН, 2000. - Кн. 2. - С.83-85.

4. РГВИА, ф.1301, оп.1, д.189, л.10 об.

5. Богословский В.С. - Указ. соч. - С.250.

6. Лазарян С.С. Становление предпринимательства в регионе КМВ 1780-1917 гг. - Пятигорск, 2003. - С. 119-120.

© И.А. Базна, 2015

УДК 93/94

Е.В.Бодрова

Д.и.н., профессор

Зав. кафедрой истории, Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и электроники, РФ

В.В. Калинов

Зав. кафедра истории, Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина, Москва, РФ

СТАНОВЛЕНИЕ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СССР В НЕФТЯНОЙ СФЕРЕ

Аннотация

Исследование проблемы становления советской государственной политики в сфере развития нефтяной отрасли промышленности позволяет авторам определить ее особенности, этапы, формы и методы реализации в 1917-1930-е гг.

Ключевые слова

советское государство, государственная политика, нефтяная промышленность, модернизация.

В условиях меняющейся геополитической ситуации и поиска оптимальных механизмов реализации модернизационных стратегий, необходимости реструктуризации экономики, критической важности для страны точного выбора приоритетов возрастает потребность научно-теоретического переосмысления проблемы эволюции государственной политики в сфере развития нефтяной отрасли промышленности как одной из наиболее значимых для внутри- и внешнеполитического положения России.

О значимости НГК страны для ее социально-экономического развития и геополитического статуса писали В.Ю. Алекперов, А.Н. Дмитриевский, Е.А. Телегина, А.А. Иголкин, М.В. Славкина, М.М. Козеняшева и другие известные эксперты. Так, роль и значение нефти и каменного угля при осуществлении индустриализации в стране рассмотрены в книге И.А. Дьяконовой [5]. Исследователь полагает, что медленные темпы освоения второй нефтяной базы СССР были отчасти обусловлены ориентацией ТЭК страны на более быстрые темпы роста угольной промышленности.

Одним из важнейших документов Советского правительства стал Декрет о национализации (28 июня 1918 г.), в соответствии с которым все предприятия считались перешедшими в собственность государства. Одновременно они находились в безвозмездном арендном пользовании прежних владельцев до особого распоряжения в каждом отдельном случае [3]. В первые послеоктябрьские месяцы национализировались конкретные предприятия, владельцы которых не подчинялись советской власти, саботировали проведение Декрета о рабочем контроле [4] или имели задолженности государству (Путиловский, Невский заводы) [22, 23]. Еще в декабре 1917 г. был издан Декрет о национализации банков, в соответствии с которым все частные акционерные банки, банкирские конторы объединялись с Государственным банком и объявлялись

собственностью Российской Республики [6, с. 230]. С начала 1918 г. все чаще национализировались предприятия без каких-либо объяснений.

Установление государственного контроля над производством, распределением и потреблением нефтепродуктов, а также над прибылью предприятий явилось предпосылкой национализации и нефтяной промышленности. Еще в сентябре 1917 г. в работе «Грозящая катастрофа и как с ней бороться» В.И. Ленин теоретически обосновал необходимость национализации нефтяной промышленности: «Возьмите нефтяное дело. Оно «обобществлено» уже предшествующим развитием капитализма в гигантских размерах. Пара нефтяных королей - вот кто ворочает миллионами и сотнями миллионов, занимаясь стрижкой купонов, собиранием сказочных прибылей с «дела», уже организованного фактически, технически, общественно в общегосударственных размерах... Национализация нефтяной промышленности возможна сразу и обязательна для революционно-демократического государства, особенно когда оно переживает величайший кризис, когда надо во что бы то ни стало сберегать народный труд и увеличивать производство топлива» [14, с. 169].

20 июня 1918 г. на заседании СНК был утвержден Декрет и принято Постановление об ответственности кредитных и иных учреждений, а также частных лиц за сохранность имущества национализированных нефтяных предприятий [7, с. 460]. Согласно Декрету о национализации нефтяной промышленности, объявлялись государственной собственностью предприятия нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие, нефтеторговые, подсобные по бурению и транспортные (цистерны, нефтепроводы, нефтяные склады, доки, пристанские сооружения и пр.) со всем их движимым и недвижимым имуществом, где бы оно ни находилось и в чем бы оно ни заключалось; объявлялась государственной монополией торговля нефтью и ее продуктами. Управление национализированными предприятиями в целом было передано в Главный нефтяной комитет при Отделе топлива Высшего Совета народного хозяйства (Главнефть).

Все права и обязанности Совета съезда нефтепромышленников передавалась соответствующим местным органам по управлению национализированной нефтяной промышленностью. Фактическая национализация частной торговли нефтепродуктами была осуществлена позже. В Баку было национализировано 165 самостоятельных нефтяных фирм со всеми находившимися в их ведении промыслами, заводами, трубопроводами и другими подразделениями. Они были объединены и слиты в одно нефтяное хозяйство, которое непосредственно управлялось Бакинским Совнархозом [17, с. 17].

С момента роспуска Особого совещания по топливу при Временном правительстве регулирование добычи нефти, производства и распределения нефтепродуктов было сосредоточено в Нефтяной части Отдела топлива ВСНХ. 2 марта 1918 г. ВСНХ РСФСР учредил Нефтяной комиссариат во главе с И. Э. Гуковским. В мае 1918 г. был учрежден Главный нефтяной комитет (Главнефтеком) в отделе топлива Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ) [7, с. 282], в ведение которого перешли все вопросы добычи, переработки, хранения, распределения нефти и нефтепродуктов. Правительственный комиссар имел право устанавливать цены на нефтепродукты, передавать прибыль в собственность государства. Этот Комитет явился первым центральным органом управления нефтяной промышленностью. Одновременно были созданы местные нефтяные комитеты. Коллегию Комитета возглавил Н.И. Соловьев, в состав ее вошли Г.Н. Пылаев, И.Э. Гуковский, А.А. Шибинский, К.А. Махровский, С.М. Тер-Габриэлян. По предложению В. И. Ленина в Комитет был введен также И.М. Губкин [17, с. 14], которому принадлежала инициатива в создании этого комитета. И.М.Губкин был членом коллегии Главнефтекома и в течение более 20 лет (до своей смерти в 1939 г.) принимал самое активное участие в управлении нефтедобычей и ее разработкой.

Печатным органом Главного нефтяного комитета стал созданный по инициативе И.М. Губкина журнал «Нефтяное и сланцевое хозяйство», в состав редколлегии которого входили также И.Н. Стрижов, П.М. Шох и В.Н. Якубов. В 20-е гг., по сути, это было единственное центральное издание, освещавшее различные аспекты функционирования нефтяного и газового хозяйств. В частности, на страницах журнала обсуждались проблемы бурения скважин, разработки и эксплуатации месторождений, переработки нефти и газа и их транспортировка, экономики нефтяной отрасли и т.д. За счет нефтетрестов на местах печатались «Грозненское нефтяное хозяйство» и «Азербайджанское нефтяное хозяйство», в которых поднимались вопросы литологии, стратиграфии, тектоники Кавказа, геологии нефти и газа [9].

В процессе государственного строительства одним из самых значимых и неоднозначных был вопрос о наиболее оптимальной организации управления промышленным производством. В.И. Ленин настаивал на проведении централизации хозяйственной жизни в общенациональном масштабе, обеспечении «безусловного и строжайшего единства воли, направляющей совместную работу сотен, тысяч и десятков тысяч людей» [15, с.200], «единства воли, связывающего всю наличность трудящихся в один хозяйственный орган, работающий с правильностью часового механизма [15, с.157].

К числу недостатков системы «главкизма», созданной в конце 1917 г., справедливо относят: оторванность промышленных отраслей, отсутствие горизонтальных связей, невозможность распоряжаться произведенной продукцией, зависимость от снабженческих возможностей и усилий центра, недостаточность которых грозила остановкой предприятия, ограниченное финансирование. Так, Главнефть приостановил работы на заводе бывшего Общества «Петроль» из-за отсутствия сырья [16]. Другим примером стала деятельность экспедиции, которая была послана Главнефтью летом 1918 г. по предложению И.М. Губкина для разведки сланцев около села Ундоры в Симбирской губернии. В результате был привезен в центр вагон образцов горючих сланцев. После еще одной экспедиции В.И. Ленину был направлен доклад о залежах 25 млн пудов горючего сланца в Симбирской губернии. На Волгу выехали работники Главсланца во главе с его председателем И.М. Губкиным, членом Президиума ВСНХ В.П. Ногиным, председателем Высшего горного совета ВСНХ Ф.Ф. Сыромолотовым [21, с. 30-31; 2, с. 261]. Главнефтью были выделены материалы и инструменты для бурения, Геологическим комитетом были командированы геологи для осмотра выходов нефти, этим вопросом занимались Самарский ГСНХ, местные Советы. Поиски были под контролем В.И. Ленина. В 1920 г. Самарский ГСНХ направил в центр просьбу о необходимости еще одной разведывательной экспедиции по поиску нефти в Бузулукском, Бугурусланском, Пугачевском уездах [13, с. 16; 21, с. 34,34; 24, с. 38]. Но отсутствие достаточного финансирования обусловили их неудачу.

Между тем, Первая мировая война, гражданская война, интервенция и сопутствующие им разруха и дезорганизация экономики отбросили нефтяную промышленность России к уровню конца XIX в. Бурение скважин почти полностью прекратилось. Фонд действующих скважин резко сократился вследствие интенсивного их обводнения. Добыча нефти в Советской России в 1918 г. упала до 3,7 млн. т. Резко снизились объемы буровых работ и действующий фонд нефтяных скважин. 20 мая 1918 г. была образована Экономическая комиссия для помощи Баку. 22 мая 1918 г. СНК РСФСР утвердил постановление Экономической комиссии об ассигновании 100 млн. руб. для вывоза нефти из Баку и выдачи заработной платы рабочим, а также об отправке из Царицына в Баку 10 тыс. пудов хлеба. 14 февраля 1921 г. Политбюро ЦК РКП (б) обсудило вопрос о положении нефтяной промышленности и приняло решение о мерах по ее восстановлению. Весной этого года в письме в Главтоп В.И. Ленин требовал усилить поддержку Баку, внести на рассмотрение Совета Труда и Обороны «программу систематических мер помощи Баку». В результате туда были направлены эшелоны с оборудованием, материалами и продовольствием, в том числе за счет заграничных закупок. Руководству Азнефтекома было предоставлено право самостоятельно вести торговлю с заграничными фирмами. Однако 1921 г. удалось добыть только 3,8 млн т нефти, т. е. столько же, сколько в 1890 г. [17, с.7-12]. Одной из серьезнейших проблем оставался дефицит кадров. Состояние разработки нефтяных месторождений после их национализации было таково, что важнейшей задачей стала борьба с технологически необоснованным массовым обводнением нефтяных скважин и продуктивных пластов [10. с. 8-9].

После национализации нефтяных предприятий и отказа выплатить компенсацию бывшим собственникам, руководителям нефтяных компаний Шелл и Стандард Ойл, стране был объявлен экономический бойкот. Это вынудило советское правительство изменить взаимоотношения с иностранными нефтяными компаниями и использовать политику концессий. Соответствующее постановление принимается в конце ноября 1920 г.[8]. Оно позволяло на льготных условиях иностранным компаниям вести бизнес, в частности, восстановить с помощью ведущих нефтяных держав нефтяное хозяйство Апшерона и вывести его на ведущие мировые позиции [18, с. 25-48].

В середине 20-х гг. «Азнефть», «Грознефть», «Эмбанефть», объединившиеся в «Нефтесиндикат» и образовавшие монополию, контролировали добычу и экспорт нефти и нефтепродуктов и активно торговали нефтью и нефтепродуктами с компаниями Мобил и Шелл в странах Ближнего и Дальнего Востока, Европы.

Затем эта монополия была преобразована в «Нефтесиндикатсоюзнефть», продукция которого составляла 14% всего импорта Западной Европы [18, с. 25-48].

В целях концентрации сбыта нефтепродуктов внутри страны в 1922 г. был создан «Нефтеторг». Позже он был реорганизован в «Нефтесиндикат», полностью монополизировавший сбыт продукции входящих в его состав трестов. В 1920-е гг. в нефтяной промышленности действовали три крупнейших общесоюзных треста - «Азнефть, «Грознефть» и «Эмбанефть», каждый из которых обладал значительной самостоятельностью при решении многих вопросов. В ВСНХ деятельность нефтетрестов регулировалась главком, название которого неоднократно менялось. В 1926-1929 гг. это было Главное горно-топливное и геолого-геодезическое управление ВСНХ СССР, в котором существовал Директорат нефтяной промышленности. Управление регулировало деятельность нефтетрестов, являясь одним из главков ВСНХ. Реализацией нефти на внутренних и внешних рынках занимался «Нефтесиндикат». В 1928 г. функции синдикатов еще более расширились. Они теперь не только вмешивались в область финансов, но и в значительной степени определяли техническую политику. Нефтетресты лишались значительной самостоятельности, которую они имели годы нэпа. Всё большую роль начинали играть центральные органы управления и планирования, а также высшие органы партийной и государственной власти, направлявшие и контролировавшие развитие ключевых отраслей экономики, в том числе — нефтяной.

После сообщений из Перми об открытии чусовской нефти и высокой оценки её обнаружения «на основании предварительных данных» 18 мая 1929 г. был подписан приказ ВСНХ №731 об организации при Главгортопе «Особого бюро - «Уралнефть» для руководства всеми работами по разведке нефтяных и газовых месторождений Урала [19, с. 356]. «Особое бюро - «Уралнефть», не просуществовав и месяца, уступило место конторе «Уралнефть», ставшей первой организационно оформленной структурой по разведке и эксплуатации нефтяных месторождений Урала, по руководству и управлению зарождавшейся в регионе нефтяной отраслью. Контора состояла при Главгортопе ВСНХ СССР и учреждалась «.. .в целях организации и производства буровых разведок нефтяных и газовых месторождений Урала, а также в целях ведения иных подготовительных работ для промышленной эксплуатации этих месторождений». Наиболее важные направления по управлению и обеспечению жизнедеятельности конторы «Уралнефть» делегировались её представительству в Москве, которое, впрочем, вскоре было ликвидировано. На базе конторы «Уралнефть» по инициативе И.В. Сталина возник трест с аналогичным названием. В структуре треста появились буровой, механический, транспортно-дорожный и строительный отделы, Главная контора [12, с. 183].

30 ноября 1929 г. на базе общесоюзных трестов нефтяной промышленности организовывалось Всесоюзное объединение нефтяной промышленности «Союзнефть» [11, с. 169].

Постановление ЦК ВКП(б) «О реорганизации управления промышленностью» [20, с.136-142] от 5 декабря 1929 г., в соответствии с которым с ликвидации главных управлений и остатков рыночных форм хозяйствования, создания промышленных объединений на базе синдикатов (включая Нефтяной) для руководства отраслями начался переход к наркоматской системе управления с ее жестким административным планированием и оперативным управлением предприятиями отрасли. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 января 1939 г. Наркомат тяжелой промышленности был разукрупнен в последний раз и на его базе образовано шесть наркоматов, одним из которых стал Наркомат топливной промышленности во главе с Л.М. Кагановичем. Создание позднее Народного комиссариата нефтяной промышленности преследовало ряд целей — приближение руководящего аппарата к предприятиям, конкретизация и улучшение хозяйственного и технического руководства ими, усиление «технического руководства низовым звеном» [1, с. 5,6].

Таким образом, с утверждением Советской власти начинается новый этап в эволюции государственной промышленной политики, ее выделение в качестве специфической сферы управления. Однако бесконечная череда реорганизаций в системе управления обусловила серьезные сбои в развитии, в том числе и нефтяной промышленности, которые объяснялись либо вредительством, либо недостатками в организационной структуре аппарата. Подобная логика вызывала к жизни новые структурные перестройки. Снижали эффективность системы управления нефтяной отраслью и громоздкость управленческого аппарата, его неповоротливость, «выдвиженчество», классовый подход к кадрам, низкий уровень квалификации специалистов. Так, например, Р.З. Бучацкий, имея лишь «низшее» образование, возглавлял крупнейшие нефтяные тресты - «Уралнефть», «Востокнефть» [12, с. 198]. Принцип единоначалия не мог в полной мере

осуществляться, так как директорский корпус подчинялся как вышестоящему отраслевому, так и партийному руководству.

В числе особенностей политики государственной промышленной политики в целом в 20-30-е гг.: высокая степень централизации, цельность; огосударствление всех звеньев; способность быстро подстраиваться и подчиняться задачам политического и экономического характера; директивность, жесткие, подчас, репрессивные методы руководства; включение в структуру народного хозяйства и планы его развития; отраслевой принцип построения с целью максимального приближения к производству; целенаправленная замена слоя специалистов с дореволюционным стажем слоем «кадров», социально и мировоззренчески близким власти. Эти особенности обуславливались спецификой российской модели модернизации, ее мобилизационным характером; традиционно определяющей ролью государства в трансфомационных процессах; высокими темпами индустриализации; ярко выраженным прагматизмом власти, ее стремлением сконцентрировать на приоритетных направлениях максимум из имеющихся ресурсов, добиться запрограммированного в кратчайшие сроки; внешнеполитической ситуацией; ограниченностью средств; низким уровнем образования населения; дефицитом квалифицированных кадров; мировой тенденцией к этатизации как альтернативного варианта построения индустриального общества. Список использованной литература:

1. Болдырев Г. И. Реорганизация управления нефтяной промышленностью //Нефтяная промышленность СССР. 1940. № 2.

2. Гражданская война в Поволжье / Под ред. М.К. Мухарямова и др. -Казань, 1974. 352 с.

3. Декрет СНК РСФСР «О национализации предприятий ряда отраслей промышленности, предприятий в области железнодорожного транспорта, по местному благоустройству и паровых мельниц» от 28 июня 1918 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/18-06-28.htm (дата обращения: 21.08.2012).

4. Декреты СНК РСФСР «О конфискации и объявлении собственностью Российской Республики всего имущества акционерного Симского общества горных заводов» от 9 декабря 1917 г. // Собрание узаконений РСФСР (СУ РСФСР). 1917. № 4, ст. 69; «О конфискации и объявлении собственностью Российской Республики всего имущества акционерного общества Богословского горнего округа от 7 декабря 1917 г. // СУ РСФСР. 1917. № 6. Ст. 95; «О конфискации и передаче в собственность Российской Республики всего имущества «Общества электрического освещения 1886 г.» от 16 декабря 1917 г. // СУ РСФСР. 1917. № 9. Ст. 140; «О конфискации всего имущества акционерного общества Сергинско-Уфалейского горного округа» от 27 декабря 1917 г. // СУ РСФСР. 1917. № 13. Ст. 190 и др.

5. Дьяконова И.А. Нефть и газ в энергетике царской России в международных сопоставлениях. - М.,1999.

6. Декрет ВЦИК «О национализации банков» от 14.12.1917 г. // Декреты Советской власти. T.I. - М.: Изд-во ИМЛ ЦК КПСС и АН СССР, 1957.

7. Декреты Советской власти. - М.: Изд-во ИМЛ ЦК КПСС и АН СССР, 1959. Т. II

8. Декрет СНК РСФСР от 23 ноября 1920 г. «Общие экономические и юридические условия концессий». [Электронный ресурс] // Библиотека нормативно-правовых актов СССР. [Электронный ресурс] // URL:http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_777.htm (дата обращения: 16.02.2012).

9. Евдошенко Ю.В. Неизвестное «Нефтяное хозяйство». 1920 - 1941 гг. Очерки по истории нефтяной промышленности СССР и отраслевого научно-технического журнала. М.,2010. 345 с.

10. История управления разработкой и история разработки нефтяных месторождений СССР и России. М., 1998. 172 с.

11. Иголкин А.А. Нефтяная политика СССР в 1928-1940-м годах. М. 2005. 264 с.

12. Курятников В.Н. Становление нефтяного комплекса в Уральском и Поволжском регионах (30-50-е гг. ХХ в.): Дис. .. .д-ра ист. наук. Самара, 2009.

13. Кряжимский С.В., Фадеев А.Д. По пути электрификации. Очерки истории электрификации Куйбышевской области. Куйбышев, 1980. 94 с.

14. Ленин В. И. Грозящая катастрофа и как с ней бороться // Полн. собр. соч. Т. 34. М.: Изд-во Полит. литература, 1969.

15. Ленин В.И. Очередные задачи Советской власти // Полн. Собр. Соч. Т.36. М.: Изд-во Полит. литература, 1974.

16. Морозов В.Ю. Экономические отношения Москвы и провинции в годы гражданской войны (на примере совнархозов Самары, Саратова, Симбирска) // Россия от Первой мировой войны до образования СССР. Вып. 1. Самара; М., 2011. [Электронный ресурс] // URL:http://www.cdk-f1.ru/wrcw/index.html(дата обращения: 21.10.2012).

17. Нефть СССР (1917-1987 гг.) / Ю. Г. Апанович, Н. М. Банков, М. А. Берлин и др. / Под ред. В. А. Динкова. М., 1987. 384 с.

18. Полищук А.В. Стратегии развития нефтяной промышленности России и управление экологическими рисками: Дис. ... канд. социол. наук. М., 2004.

19. Романовская О. А. Первое десятилетие Пермской нефти (1929-1939 гг.) // Нефть страны Советов. Проблемы истории нефтяной промышленности СССР (1917-1991) / Под общ. ред. В.Ю. Алекперова. М., 2005.

20. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т.2. М. 1967.

21. Сафронов Е.Д., Фадеев А.Д. К вопросу о роли В.И. Ленина в развитии промышленности Среднего Поволжья // Опыт партийного руководства народным хозяйством. Куйбышев, 1970.

22. СУ РСФСР. 1917. 13. Ст. 191;

23. СУ РСФСР. 1918. 16. Ст. 236.

24. Троцкий В.В., Демидов А.Д. 1920 год в Средневолжском крае (хроника революционных событий). М.- Самара, 1934.

© Е.В. Бодрова, Калинов В.В., 2015

УДК 343

Л.В.Липунова

К.ист.н, доцент

Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета

г. Новокузнецк, Российская Федерация

ИСТОКИ ВЗАИМОСВЯЗИ ИНСТИТУТА СМЕРТНОЙ КАЗНИ С ИНСТИТУТОМ КРОВНОЙ

МЕСТИ

Аннотация

В статье рассматривается эволюция смертной казни, так как в истории российского общества, вопрос существования смертной казни не получал никогда однозначного решения. Рассуждения по данному вопросу, иногда прямо противоположные.

Ключевые слова

Обычай кровной мести, уголовное наказание, смертная казнь, месть

Смертная казнь - одно из древнейших наказаний, известных человечеству. Собственно говоря, смертная казнь применялась еще до того, как возникло уголовное право в современном смысле этого понятия. «Лишение жизни как вид общественной расправы с преступниками встречалось несравненно ранее», - писал ученый - правовед Н.С. Таганцев [4, с. 533].

Смертная казнь - это высшая мера наказания, суть которой состоит в лишении человека жизни. В Россию смертная казнь пришла на смену кровной мести еще в X веке, а затем она на законодательном уровне десятки раз отменялась и вводилась, в том числе в советское время.

Обычай кровной мести мог родиться только в условиях общности людей (одного рода), в результате совместной трудовой деятельности и длительного совместного проживания. Предметом обычаев, по нашему мнению, могут быть, по сути, любые отношения: когда те или иные правила поведения входят в привычку, они приобретают черты обычаев.

Обычаи, завещанные предками, передавались от поколения к поколению постепенно, в течение многих тысячелетий, теряя свою практическую значимость для рода, племени, семьи, но, сохраняя в основе своей консервативную сущность, что установлено людьми, изменять нельзя [2, с. 17].

Равенство членов рода, вызванное низким уровнем производительных сил, и как следствие, необходимость в совместном труде приводили к тому, что обычай становился единственным регулятором общественных отношений.

Соблюдение правового обычая, основанного на многовековом опыте выживания, гарантировало необходимый порядок, целостность и безопасность общины в борьбе с внешними врагами и стихийными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.