Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 3
ФИЛОСОФИЯ
УДК 273.99
Католики -традиционалисты: к уточнению понятия
Л. А. Борисов
Борисов Леонид Андреевич, аспирант кафедры философии религии и религиоведения, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Москва, Borisovphd@ yandex.ru
Обращаясь к исследовательской литературе по католическому традиционализму, а также работам самих католиков-традиционалистов, виднейшим представителем которых был вставший в оппозицию к Риму архиепископ Марсель Лефевр, мы сталкиваемся с многообразием определений и самоопределений для традиционалистских групп. Эти определения сконструированы, как правило, вокруг того факта, что Второй Ватиканский собор (1962-1965) послужил причиной рождения католического традиционализма, однако обилие описательных подходов и исследовательских акцентов в теме католического традиционализма (от исследования политических корней до изучения его фундаменталистских основ) усложняет проблему понимания этого крупного религиозного движения XX-XXI вв. Цель настоящей статьи - уточнить границы для определения католиков-традиционалистов. Под католиками-традиционалистами мы понимаем представителей, объединенных идеей частичного или полного неприятия нововведений Второго Ватиканского собора религиозных групп, как внутри Католической церкви, так и исторически тесно связанных с ней. Обсуждению этого определения, а также уточнению его объема и посвящена настоящая статья.
Ключевые слова: Католическая церковь, Второй Ватиканский собор, католический традиционализм, модернизм, Марсель Лефевр, FSSPX.
DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671 -2019-19-3-242-245
Введение
Второй Ватиканский собор оказался центральным событием католической истории XX в. Оперируя предложенной папой Бенедиктом XVI дихотомией двух герменевтик в оценке его итогов, можно выделить группы верующих, известных как католики-традиционалисты, которые встали на позиции «герменевтики разрыва»: для них Второй Ватиканский собор стал причиной разрыва с традицией Католической церкви. «Я осуждаю Собор!» - то motto, пожалуй, самого известного католика-традиционалиста монс. Марселя Лефевра (1905-1991), вынесенное им в заглавие одной из своих книг и в полной мере выразившее саму основу традиционалистского мировоззрения.
Обращаясь к работам, посвященным проблемам католиков-традиционалистов, можно видеть, что спектр представления здесь простирается от религиозного фундаментализма [1, p. 98-99] до политического активизма [2, p. 212]. Это обилие описательных подходов и исследовательских акцентов зачастую усложняет проблему понимания католиков-традиционалистов как крупного религиозного движения в XX-XXI вв. Желая, в свою очередь, поучаствовать в ее разрешении, целью этой статьи мы ставим уточнение границ для определения католиков-традиционалистов, вслед за подавляющим
© Борисов Л. А., 2019
большинством исследователей конструируя наше понимание католиков-традиционалистов вокруг несомненного факта: Второй Ватиканский собор оказался причиной и моментом рождения для этой религиозной группы.
Итак, под католиками-традиционалистами мы будем понимать представителей, объединенных идеей частичного или полного неприятия нововведений Второго Ватиканского собора (1962-1965) религиозных групп (как внутри Католической церкви, так и исторически тесно связанных с ней).
Границы католического традиционализма
Дав определение представителей католиков-традиционалистов, сделаем ряд замечаний и уточнений.
1. Слова об «исторически тесной связи» нужно понимать следующим образом: в основе религиозного учения в группах католиков-традиционалистов нет никаких догматических положений, отличных от учения Католической церкви до Второго Ватиканского собора. Так, например, часто относимую рядом исследователей к католикам-традиционалистам религиозную группу «Пальмарианская церковь» мы рассматривать не будем - изменения догматического порядка (догмат о телесном вознесении св. Иосифа и пр.) [3, p. 196-199] выводят ее в нашем понимании за пределы католиков-традиционалистов. То же самое можно сказать и про других конклавистов (группы верующих, в которых после Второго Ватиканского собора прошли «конклавы» для избрания «истинного папы» взамен «впавшего в апостасию» римского понтифика) - марги-нальность этих групп сильно затрудняет их религиоведческий анализ. Проблема Sede Vacante рассматривается как богословский курьез, седева-кантисты (представители тех религиозных групп внутри католического традиционализма, которые считают, что папы, начиная с Иоанна XXIII (или, в другом случае, с Павла VI), впали в ересь и лишились ipso facto Святого Престола (оставив его, таким образом, вакантным - лат. Sede Vacante)) нами отнесены к католикам-традиционалистам.
Неприятие реформ Второго Ватиканского собора для католиков-традиционалистов выстроилось дискретно из богословского анализа конкретных соборных и послесоборных церковных документов, но в то же время континуально было предрешено той платформой взглядов, на которой стояли будущие лидеры традиционалистского движения ко дню открытия собора 11 октября 1962 г. Католики-традиционалисты в известном смысле продолжают консервативную линию «защиты Церкви», восходящую через
папу Пия X и папу Пия IX к папе Григорию XVI и папе Пию VI. Идейная предыстория католиков-традиционалистов уходит в дособорную эпоху Пиев, ее легко можно проследить уже со второй половины XIX в., ориентируясь, в первую очередь, на официальные церковные документы того времени и, конечно же, на известный Syllabus Errorum папы Пия IX от 1864 г. «Они ненавидят Силлабус» - эти экспрессивно окрашенные слова теолога и традиционалиста Виктора-Алана Берто о церковных либеральных активистах на Втором Ватиканском соборе указывают на линию, ограничивающую сознание дособорной Католической церкви и затем католиков-традиционалистов - линию, траектория которой задается смысловым содержанием Силлабуса. Такому пониманию традиционализма органично соответствует и самоощущение самих католиков -традиционалистов. В книге «Воскресение Римско-Католической церкви. Руководство по течениям католического традиционализма» дается следующее определение католиков-традиционалистов: «Течение католического традиционализма есть Римско-Католическая Церковь» [4, p. 6]. Под Католической церковью подразумевается церковь до реформ Второго Ватикана.
2. В приведенном определении католиков-традиционалистов мы ограничиваемся религиозными группами (группа рассматривается в контексте ее инклюзивной институционализации) и не принимаем во внимание традиционалистские движения. Такой подход обусловлен двумя соображениями. С одной стороны, тем, что сами представители подобных движений очень часто уже и так состоят в какой-либо религиозной группе католиков-традиционалистов (в противном случае, скорее, имеет смысл говорить о таких явлениях, как, например, литургическое движение за возвращение к традиционным формам служения мессы внутри Католической церкви, мирские католические консервативные движения и пр.). С другой стороны, само понятие «традиционалистские движения» вызывает слишком много вопросов и не всегда является религиозным: известное движение Una Voce, распространенное сегодня в более чем 30 странах [5] и сыгравшее важную роль в защите Тридентской мессы, является таковым, а вот кампания британских интеллектуалов 1970-1971 гг. по защите Тридентской мессы, приведшая к так называемому «индульту Агаты Кристи», подтверждающему возможность (при определенных условиях) служения Тридентской мессы на территории Англии и Уэльса, была подчеркнуто светской. Так что сама широта трактовки понятия «традиционалистские движения» затрудняет с ним работу.
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 3
3. В приведенном определении мы не указываем на фундаменталистский или консервативный характер движения католиков-традиционалистов, проводя разграничение между такими понятиями, как «консерватизм», «фундаментализм» и «интегризм», «традиционализм» [6, p. 126]. Также, признавая симпатии многих католиков-традиционалистов к правополитическим организациями (особенно во Франции) [7, p. 71], мы не будем сводить этот частный интерес отдельных верующих к общей формуле для определения католиков -традиционалистов.
4. Наконец, мы не стали идентифицировать (распознавать) представителей католиков-традиционалистов через их жесткое отрицание литургической реформы Второго Ватикана. Действительно, литургическая реформа оказалась одним из центральных пунктов в критике [8, с. 230-232] традиционалистами Католической церкви после реформ Второго Ватиканского собора, однако поле дискуссии «традиционалистов» и «модернистов» выходит за рамки обрядового вопроса. В 2014 г. Бернар Фелле, генеральный настоятель крупнейшей группы католиков-традиционалистов Священнического братства св. Пия X, заявил, что «... нашим первым принципом остается Сохранение Веры и нашей традиционной католической идентичности» [9], понимаемой, очевидно, шире просто приверженности Тридентской мессе.
5. В таком определении католиков-традиционалистов оказывается весьма неоднородным и многообразие религиозных групп, представители которых являются в нашем понимании католиками-традиционалистами, нуждающимися во введении своей типологии. Проблема типологи-зации любых религиозных течений, сопряженная со многими трудностями и нечеткостью в вопросах религиозной принадлежности, выводит сегодня в серьезное проблемное поле. Стремясь обойти большинство трудностей стороной, вслед за другими исследователями [10, с. 13] мы применим простой критерий для деления на группы католиков-традиционалистов - их формальные отношения со Святым Престолом, в соответствии с которым можно выделить три группы:
а) группы верующих, находящиеся в неполном каноническом единстве со Святым Престолом. Самым известным примером тут является Священническое братство св. Пия X SSPX, основанное в 1970 г. архиепископом Марселем Лефевром;
б) группы верующих, которые состоят в полном каноническом общении со Св. Престолом. Это Священническое братство св. Петра FSSP или Институт Христа Царя и Архиерея ICRSS, связанные с Папской комиссией Ecclesia Dei;
в) группы верующих, оказывающихся в полном каноническом разрыве со Святым Престолом, например, различные группы седева-кантистов. Две основные проблемные области седевакантистской позиции состоят в следующем: во-первых, может ли Римский папа в принципе оказаться еретиком (проблема каноническая) и, во-вторых, в силу каких причин поствторовати-канские папы могут потерять Святой Престол (проблема богословская). Факт наличия Sede Vacante в Католической церкви в течение столь долгого времени (с 60-х гг. XX в.) для седевакан-тизма означает экстраординарную ситуацию, не имеющую прецедентов в прошлом, но разрешимую в будущем, и является для них, по сути, лишь структурной особенностью КЦ второй половины XX - начала XXI в. Наиболее полно седевакантизм представлен в США, менее активно - в Европе и странах Азии и Африки, где традиционно сильные позиции у SSPX и FSSP.
Выводы
В противовес встречаемым иной раз в литературе определениям католиков-традиционалистов «в широком» (т.е. католики-традиционалисты - все, кто против реформ Второго Ватиканского собора) и даже «широчайшем смысле» (в этом случае под брендом католики-традиционалисты по принципу фундаменталистского жупела собирают всех: и старокатоликов, и пальмарианцев, и членов Мариавитской церкви, и членов Petite Église). Представленный выше подход к определению «католики-традиционалисты» можно считать определением «в узком смысле». Он имеет важное преимущество: формализованный в своем смысловом объеме вокруг соборной проблематики и сконструированный вне фундаменталистского или консервативного исследовательского дискурса, он дает точный инструмент анализа этого представительного религиозного течения.
Список литературы
1. Dinges W., Hitchcock J. Roman Catholic traditionalism and activist conservatism in the United States // Fundamentalisms observed. Chicago : University of Chicago Press, 1991. P. 66-141.
2. Michel F. Intégrisme catholique et politique // Études. 2009. Vol. 411, iss. 9. P. 211-222.
3. Lundberg M. A Pope of Their Own : Palmar de Troya and the Palmarian Church. Uppsala Studies in Church History 1. Uppsala : Uppsala University, 2017. 247 p.
4. Ruby G. The Resurrection of the Roman Catholic Church : A Guide to the Traditional Catholic Movement. IUni-verse, 2002. 508 p.
244
Научный отдел
5. Worldwide Una Voce Member Associations. URL: http:// www.fiuv.org/p/worldwide-member-associations.html (дата обращения: 12.02.2019).
6. Krogt Christopher von der. Catholic Fundamentalism or Catholic Integralism // To Strive and Not to Yield : Essays in Honour of Colin Brown. Velington : Victoria University, 1992. P. 123-135.
7. Birnbaum P. The New Right // The Columbia History of Twentieth-Century French Thought. N.Y. : Columbia University Press, 2007. P. 69-73.
8. Лефевр Марсель, архиеп. Они Его развенчали. От либерализма к отступничеству. Трагедия Собора / пер. с фр. В. П. Пономарева. М. : ООО «Полиграф-Сервис», 2011. 279 с.
9. About a meeting : Pope Francis and Bishop Fellay. URL: http://sspx.org/en/news-events/news/about-meeting-pope-francis-and-bishop-fellay-4067 (дата обращения: 10.02.2019).
10. Пучкин Д. Э. Современная ситуация в католическом традиционализме // Община XXI век. Православное обозрение. 2000. № 2. C. 13-14.
Образец для цитирования:
Борисов Л. А. Католики-традиционалисты: к уточнению понятия // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 3. С. 242-245. БО!: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-3-242-245
Catholic Traditionalists: An Attempt to Refine the Definition
L. A. Borisov
Leonid A. Borisov, https://orcid.org/0000-0003-3889-6052, St. Tikhon's Orthodox University, 23b Novokuznetskaya St., Moscow 115184, Russia, [email protected]
Referring to the research literature on Catholic traditionalism, as well as the works of the traditionalist Catholics themselves (whose most prominent representative was the Archbishop Marcel Lefebvre), we invariably come across a whole variety of definitions and self-determination of traditionalist groups. These definitions are built, as a rule, upon the fact that the Second Vatican Council (1962-1965) turned out to be the cause and the moment of birth for Catholic traditionalism. At the same time the very abundance of descriptive approaches and research emphasis on the subject of Catholic traditionalism (from the study of its political roots to the study of its fundamentalist foundations) complicates the problem of understanding this important religious movement of the XX-XXI centuries. Wishing, in turn, to participate in resolving this problem, in this article we set ourselves the goal of clarifying the boundaries for the definition of traditionalist Catholics. By traditionalist Catholics, we mean representatives of the religious groups united by the idea of partial or total rejection of the innovations of the Second Vatican Council (both within the Catholic Church and historically closely related to it). This article is dedicated to discussing this definition and clarifying its scope. Keywords: Catholic Church, Second Vatican Council, Catholic Traditionalism, modernism, Marcel Lefebvre, FSSPX.
References
1. Dinges W., Hitchcock J. Roman Catholic traditionalism and activist conservatism in the United States. Funda-
mentalisms observed. Chicago, University of Chicago Press, 1991, pp. 66-141.
2. Michel F. Intégrisme Catholique et Politique. Études, 2009, vol. 411, iss. 9, pp. 211-222.
3. Lundberg M. A Pope of Their Own: Palmar de Troya and the Palmarian Church. Uppsala Studies in Church History 1. Uppsala, Uppsala University, 2017. 247 p.
4. Ruby G. The Resurrection of the Roman Catholic Church. A Guide to the Traditional Catholic Movement. IUni-verse, 2002. 508 p.
5. Worldwide Una Voce Member Associations. Available at: http://www.fiuv.org/p7worldwide-member-associations. html (accessed 12 February 2019).
6. Krogt Christopher von der. Catholic fundamentalism or Catholic Integralism. In: To Strive and Not to Yield: Essays in Honour of Colin Brown. Velington, Victoria University, 1992, pp. 123-135.
7. Birnbaum P. The new right. In: The Columbia history of twentieth-century French thought. New York, Columbia University Press, 2007, pp. 69-73.
8. Lefebvre Marcel. Ils l'ont découronné. Du libéralisme à lapostasie. La tragédie conciliaire. Moscow, Poligraf Servis Publ., 2011. 279 p. (in Russian).
9. About a meeting: Pope Francis and Bishop Fellay. Available at: http://sspx.org/en/news-events/news/about-meeting-pope-francis-and-bishop-fellay-4067 (accessed 10 February 2019).
10. Puchkin D. E. The Current Situation in Catholic Traditionalism. Obschina XXI vek. Pravoslavnoe obozrenie [Community XXI Century. Orthodox Review], 2000, no. 2, pp. 13-14 (in Russian).
Cite this article as:
Borisov L. A. Catholic Traditionalists: An Attempt to Refine the Definition. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2019, vol. 19, iss. 3, pp. 242-245. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-3-242-245