Научная статья на тему 'КАТЕГОРИЗАЦИЯ В СФЕРЕ ЭРГОНИМОВ'

КАТЕГОРИЗАЦИЯ В СФЕРЕ ЭРГОНИМОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
151
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ ОНОМАСТИКА / ЭРГОНИМЫ / КАТЕГОРИЗАЦИЯ / COGNITIVE ONOMASTICS / ERGONYMS / CATEGORIZATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Щербак А. С., Дзюба М. С.

На материале эргонимов города Тамбова предпринята попытка рассмотреть проблемы эргонимической категоризации. С позиции когнитивной ономастики обосновывается общая и частная категоризация эргонимов, позволяющая выявить сведения о самобытности тамбовского городского пространства, на котором они локализованы, что позволяет говорить об эргонимии как о системе, организованной особым образом. В качестве организующего центра устанавливается базовый уровень эргонимической категоризации, предусматривающий доминирующее количество информации. Выявляются особенности субординатного уровня, на котором сосредотачиваются типичные для исследуемого региона эргонимы. Намечаются теоретические предпосылки изучения наименований различных точек общественного питания (названия кафе, ресторана), торговых точек (названия магазина, супермаркета), промышленных предприятий (название завода, фабрики) как единой эргонимической концептуальной структуры, отражающей различные типы ономастического знания, предопределяющего и акт городской номинации, и категориальную интерпретацию. Устанавливается, что процессы эргонимической номинации восходят к разным культурным, историческим, ситуативным, а главное - региональным источникам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КАТЕГОРИЗАЦИЯ В СФЕРЕ ЭРГОНИМОВ»

DOI 10.26105/PBSSPU.2020.2020.3.005 УДК 811.161.1'373.1 ББК 81.411.2-316

А.С. Щербак, М.С. Дзюба

КАТЕГОРИЗАЦИЯ В СФЕРЕ ЭРГОНИМОВ

На материале эргонимов города Тамбова предпринята попытка рассмотреть проблемы эргонимической категоризации. С позиции когнитивной ономастики обосновывается общая и частная категоризация эргонимов, позволяющая выявить сведения о самобытности тамбовского городского пространства, на котором они локализованы, что позволяет говорить об эргонимии как о системе, организованной особым образом. В качестве организующего центра устанавливается базовый уровень эргонимической категоризации, предусматривающий доминирующее количество информации. Выявляются особенности субординат-ного уровня, на котором сосредотачиваются типичные для исследуемого региона эргонимы. Намечаются теоретические предпосылки изучения наименований различных точек общественного питания (названия кафе, ресторана), торговых точек (названия магазина, супермаркета), промышленных предприятий (название завода, фабрики) как единой эргонимической концептуальной структуры, отражающей различные типы ономастического знания, предопределяющего и акт городской номинации, и категориальную интерпретацию. Устанавливается, что процессы эргонимической номинации восходят к разным культурным, историческим, ситуативным, а главное - региональным источникам.

Ключевые слова: когнитивная ономастика, эргонимы, категоризация.

A.S. Shcherbak, M.S. Dzyuba

CATEGORIZATION IN THE FIELD OF ERGONYMS

On the material ergonomov city of Tambov, an attempt was made to address the problems ergonimically categorization. From the position of cognitive onomastics is grounded and a categorization ergonomov, allowing to reveal information about the identity of the Tambov urban space where they are localized, which allows to speak about ERGONOMIE as a system, organized in a special way. As the organizing center, the basic level of ergonymic categorization is established, which provides for a dominant amount of information. The features of the subordinate level, which focuses on typical ergonyms for the region under study, are revealed. Theoretical prerequisites for studying the names of various public catering outlets (cafe, restaurant names), retail outlets (store, supermarket names), industrial enterprises (factory names) as a single ergonymic conceptual structure that reflects various types of onomastic knowledge, which determines both the act of urban nomination and categorical interpretation. It is established that the processes of ergonymic nomination go back to different cultural, historical, situational, and most importantly - regional sources.

Key words: cognitive onomastics, ergonyms, categorization.

Введение

На современном этапе изучения имён собственных учёные подчёркивают, что когнитивная ономастика ориентируется на когнитивную (аккумулятивную) функцию языка [12, с. 48-51], которая заключается в том, что форме и структуре ономастических единиц отводится особая роль в хранении информации. А.В. Уразметова подчёркивает: «Познавая окружающий мир, языковая личность подразделяет информацию на значимую и незначимую» [10, с. 872].

В рецензии Н.В. Васильевой на первую в мировом языкознании хрестоматию (Германия, 2016 г.), в которую вошли рассуждения предвестника когнитивного подхода к изучению имени собственного английского философа Томаса Гоббса «Of Names» (1655 г.), подчёркивается «дидактическая и информационно-научная ценность данной хрестоматии» [3, с. 210]. В представленных в хрестоматии материалах европейских учёных (из Австрии, Венгрии, Германии, Польши, Финляндии) за период 2004-2014 годы Н.В. Васильева видит важное когнитивное значение.

Необходимость изучения эргонимов в когнитивном аспекте заключается в том, что эргонимические единицы функционируют в качестве средств репрезентации ономастических знаний и служат уточнению современных эргонимических процессов, происходящих в русском языке.

Актуальность исследования определяется связью с приоритетными научными направлениями, которые отражают современное состояние ономастической науки и развитие представленной в ней теории когнитивной ономастики.

Цель

Цель данной статьи - рассмотреть эргонимию города Тамбова в аспекте теории ономастической категоризации.

Материалы и методы

Материалом для исследования послужила авторская картотека тамбовских эргонимов, в которую вошли названия действующих городских учреждений и предприятий, извлечённые из научных публикаций, рекламных и интернет-ресурсов. Основным методом исследования является когнитивный подход к рассмотрению ономастических фактов, отвечающий представлениям о задачах исследования актуальной ономастики сегодняшнего дня.

Новизна работы определяется впервые представленной в научной литературе попыткой рассмотреть эргонимическую категоризацию.

Результаты и обсуждение результатов

Прежде всего стоит подчеркнуть, что имя собственное - это слово. Как и любое нарицательное слово оним имеет богатейшие возможности для формирования языковой картины мира и концептуальной картины мира, так как характеризуется диффузностью границ апеллятивности и проприальности, что отмечали учёные [12, с. 42-49]. Речь идёт о том, для эргонимов - по большей части вторичных или множественных по номинации единиц - является особо важной их необычайная активность порождения, реализующая право пользователей языка на эргономическую номинацию в более свободном формате, чем, скажем, выбор антроплексем или зоонимов. Семантическая организация эргонимиче-ского пространства внутри ономастического пространства города связана со стремительным ростом количества эргонимов в дискурсе и в узусе пользователей.

Объектом рассмотрения когнитивной ономастики служит ономастическая категория, репрезентируемая различными видами онимов, которая формируется в результате нашей ориентации в окружающем мире. Имена собственные формируют и репрезентируют различные типы ономастических знаний и отражают способы структурирования ономастического знания, определяющегося «структурой языковых функций и их внутренней структурированностью, каждая из которых в своей реализации тоже основывается на типах и формах знания и поддерживается на категориальном уровне» [2, с. 100]. В случае ономастической категоризации речь идёт об осмыслении ономалексем с позиции отражения действительности «ономастическим сознанием» [12, с. 302-303].

Эргонимы мыслятся как «любая группа языковых элементов, выделяемая на основании какого-либо общего свойства; в строгом смысле -это некоторый признак (параметр), который лежит в основе разбиения обширной совокупности однородных языковых единиц на ограниченное число непересекающихся классов, члены которых характеризуются одним и тем же значением данного признака» [6, с. 215]. Следовательно, можно говорить об антропонимической категории, которую репрезентируют фамилии, имена, отчества, прозвища, псевдонимы, никнеймы; о топонимической категории, объективируемой названиями географической местности, водных объектов, о ряде других ономастических категорий.

Выделяется эргонимическая категория, представленная сферой эргонимов. Согласно словарю русской ономастической терминологии Н.В. Подольской, эргоним - «собственное имя делового объединения людей, в том числе союза, организации, учреждения, корпорации, предприятия, общества, заведения, кружка» [7, с. 151]. Термин «эргоним» широко используется для обозначения разнообразных объектов сельского и городского пространства, «в большинстве своём это названия магазинов, предприятий общественного питания и других сфер обслуживания населения, которые наиболее подвержены изменениям в связи с расширением предпринимательства и частного бизнеса» [4, с. 222].

С точки зрения когнитивной семантики, имена собственные участвуют в процессе категоризации. Процесс ономастической категоризации -это важнейшая функция всей познавательной деятельности человека в таком контексте, как «категоризация ономастических единиц». Выделяется общая и частная категоризация эргонимов.

Согласно теории семантических прототипов, имена собственные являют собой названия категорий субординатного уровня, на котором отражается представление о спецификации объектов. В этом случае проявляется частная категоризация в сфере эргонимов, отражающая названия (здесь и далее приводятся примеры эргонимов г. Тамбова). Частная категоризация эргонимов выглядит следующим образом:

- суперординатный (надбазорвый) уровень (торговое учреждение);

- базовый уровень (магазин);

- субординатный (подбазовый) уровень («Ашан», «Лента». «Магнит», «Пятёрочка»).

ИЛИ:

- суперординатный уровень (предприятие);

- базовый уровень (завод);

- субординатный уровень («Пигмент», «Комсомолец», «Октябрь»).

Особое место в системе категоризации эргонимов занимает базовый уровень. Этот уровень предусматривает наибольшую информацию, которая требуется в повседневных условиях человеческой деятельности, в частности в условиях естественной коммуникации - непринуждённого общения. По этой причине категории базового уровня наиболее частотны в разговорно-обиходном стиле речи, в рассуждениях разговорной речи, в то время как названия суперординатного и субординатного уровней доминируют в условиях специализированной коммуникации (например, коммуникации в организациях для передачи информации). Ср.:

Иван Петрович работает на предприятии.

Иван Петрович работает на заводе.

Иван Петрович работает на заводе «Комсомолец» имени Н.С. Арте-

мова.

Как показывает материал, категоризация - это когнитивный процесс (мыслительный акт), состоящий в признании актуализации существующих норм категориального членения смысловой совокупности посредством языковых единиц.

Когнитивный подход к осмыслению имён собственных свидетельствует о том, что имена собственные могут уравниваться с апеллятивами в праве участвовать в формировании концептуально-семантической сферы языка и категоризировать те или иные объекты, то есть онимы обрабатываются сознанием особым образом, это совокупность «ономастических знаний», которые человек приобретает в процессе познания окружающего мира [5, с. 185-203].

Как известно, проблема уровней категоризации рассматривалась учёными, и вопрос о базовом уровне категоризации был освещен в работах американского психолога Э. Рош [16], эту идею развивали Дж. Лакофф, Дж. Тэйлер и Г. Клейбер (см.: [15] и ряд других зарубежных исследователей). В отечественном языкознании этот вопрос обсуждался в трудах Е.С. Кубряковой, Н.Н. Болдырева и др. [9; 2]. Общекогнитивные механизмы категоризации распространяются и на ономастические категории, с помощью которых человек отражает эргонимические знания об окружающей его действительности.

Как отмечалось нами в более ранней публикации, эргонимическому пространству «присущи ядерные (обязательные) и периферийные функции, которые дают ментальное представление об объекте в городском пространстве по его названию. Данный факт является весьма существенным в когнитивном аспекте осмысления эргонимов, позволяющим рассмотреть эргоним как средство категоризации» [14, c. 155].

Также мы указывали, что «общая эргонимическая категоризация осуществляется также на трёх уровнях: базовом (срединном), суперор-динатном (надбазовом) и субординатном (подбазовом).

Суперординатный уровень передает знания общего порядка в виде категории ЗАВЕДЕНИЕ / ПРЕДПРИЯТИЕ.

Базовым уровнем категоризации эргонимических единиц является срединный уровень, который предусматривает оптимальное количество информации об официальных названиях объектов» [14, c. 155]; на этом уровне сосредотачивается большая часть наших знаний о конкретных наименованиях того или иного заведения / предприятия. На этом уровне

сосредотачиваются эргонимы с опорными словами ДОМ, ЛАВКА, ДВОР, ДВОРИК. Использование этих имён существительных послужило основой формирования собственно русских по языковой основе эргонимов.

Т.О. Прокофьева приводит ряд тамбовских названий заведений, в которых опорными являются эти слова, усвоенные жителями города ещё с детства:

ДОМ: «Дом художников»; «Торговый дом», компания «Хлебный дом», ООО «Пивной дом»;

ДВОР: «Постоялый двор», «Пломбирный двор», «Гостиный двор», компания «Кузнечный дворъ Пахомова», «Пивной двор», ООО «Хлебный двор», ООО «Колбасный двор»;

ЛАВКА: «Кондитерская лавка», «Сладкая лавка», «Лавка сухофруктов», «Кулинарная лавка», «Восточная лавка», «Книжная лавка писателя»; ООО «Пивная лавка», ООО «Мясная лавка»;

ДВОРИК: «Итальянский дворик» [8, с. 244-248].

Суперординатный уровень передает знания общего порядка в виде категории ПОКУПКА.

На субординатном уровне сосредоточиваются локальные названия учреждений и свидетельствуют об индивидуальности города: в состав эргонимов входят номинаторы с прототипом исторического характера, например, в честь купца Василия Михайловича Аносова, Почётного гражданина Тамбова, благотворительность которого во второй половине XIX века способствовала развитию города. В наши дни появился торговый дом с названием «Домъ купца Аносова», магазин «Тамбовчанка», кондитерский магазин «Тамбовская Казначейша». Т.О. Прокофьева относит такого рода эргонимы к разряду «ретро» и подчёркивает, что «они способствуют созданию комфортной языковой и отчасти социокультурной ситуации в городе» [8, с. 248].

Заметим, что субординатный уровень предусматривает эргонимы, которые восходят, например, к урбанонимам, отражающим историю города в антропонимах и топонимах. Так, известный тамбовский музыкант Василий Агапкин (автор марша «Прощание славянки»), Михаил Чичканов (активный участник установления Советской власти в Тамбове), Валериан Куйбышев (выдающийся деятель Коммунистической партии и Советского государства) тесно связаны с Тамбовским краем. Названия улиц, указывающих направление в населенные пункты - Рассказовская (г. Рас-сказово), Мичуринская (г. Мичуринск), Кронштадтская (г. Кронштадт), -расположены в северной и центральной части города, в западной части города находится район Белый Бак.

Ср.: «Пекарня на Агапкина», «Пекарня на Куйбышева», «Пекарня на Чич-канова», «Автомойка на Кронштадтской», «Харчевня на Белом Баке», «Кондитерская на Чичканова», «Хлебокомбинат на Чичканова», «Шиномонтажная мастерская на Рассказовской», «Закусочная на Мичуринской».

Выводы

Таким образом, принимая во внимание вышесказанное, следует признать, что процесс создания эргонимов - это не только акт номинации, но и категориальная интерпретация.

В аспекте когнитивного понимания имени собственного категоризация эргонимов выглядит следующим образом (см. Таблицу).

Таблица

Категоризация эргонимов

Категоризируемые сущности Уровни

Учреждение / предприятие Организация Суперординатный уровень

Официальные / традиционные названия Официальные названия городских объектов Базовый уровень

Официальные / традиционные названия и их территориальные предпочтения Официальные названия с привлечением регионального потенциала Субординатный уровень

Решение вопросов категоризации эргономических единиц имеет выход на вопросы культуры речи в традиционном понимании (борьба с европеизмами), а также на системы эргонимов, зависящие от языковой ситуации и языковых и локальных предпочтений жителей определённого города.

Литература

1. Болдырев Н.Н. Язык и система знаний. Когнитивная теория языка. M.: Издательский Дом ЯСК, ZO18. 48O с.

2. Болдырев Н.Н. Категории как форма репрезентации знаний в языке II Концептуальное пространство языка: [Сб. науч. тр.] I Под ред. проф. Е.С. Кубряковой. Тамбов: Изд-во Тамбовского гос. ун-та им. Г.Р. Державина, ZOO5. С. 16-39.

3. Васильева Н.В. Когнитивная ономастика: взгляд из Европы. Рец. накн.: Cognitive Onomastics: A Reader / ed.by S. Brendler. Hamburg: Baat 2016 // Вопросы ономастики. 2017. Т. 14. № 3. С. 210-217.

4. Врублевская О.В. Языковая мода в русской ономастике: Дисс. ... д-ра филол. наук. Волгоград, ZO17. 43O с.

5. Голомидова M^. Современная урбанонимическая номинация: стратегические подходы и практические решения II Вопросы ономастики. ZO17. Т. 14. № 3. С. 185-203.

6. Лингвистический энциклопедический словарь I Гл. ред. В.Н. Ярцева. M.: Советская энциклопедия, 199O. 68Z с.

7. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. M.: Наука, 1988. ZOO с.

8. Прокофьева Т.О. Ретро-элементы в эргонимии современного провинциального города: фрагмент ономастической картины Тамбова II Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. ZO14. № ^ (14O). С. Z44-248.

9. Кубрякова Е.С. Язык и знание. На пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. M.: Языки славянской культуры, 2004. 560 с.

10. Уразметова A^. Топонимическая система ŒA: первичная и вторичная номинация: Mонография. M.: Флинта: Наука, ZO17. 188 с.

11. Щербак A.C Ономастическое сознание как когнитивно-языковая система II Когнитивные исследования языка. M.: Ин-т языкознания FA^ Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, ZOZO. С. 3O1-304.

12. Щербак A.C, Казанкова A.A. Когнитивные признаки урбанонимов II Вестник Пятигорского государственного университета. ZO17. № 4. С. 48-51.

13. Щербак A.C, Казанкова A.A. Лексические группировки слов: взаимодействие языковой и ономастической картины мира II Неофилология. ZO17. Т. 3. № 4 (1Z). С. 4Z-49.

14. Щербак A.C, Левина В.Н., Грошев И.В. Урбанонимическая категоризация II Вестник Пятигорского государственного университета. ZOO7. № 4. С. 155-160.

15. Lakoff G. Classifiers as a Reflection of Mind // Noun Classes and Categorization / ed by С. Craig. New York: Oxford University Press. 1986. S. 13-51.

16. Rosch E. Principles of Categorization // Cognition and Categorization / ed. by E. Rosch, B. Lloyd. New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers Hillsdale, 1978. S. 28-41.

References

1. Boldy'rev N.N. Yazy'k i sistema znanij. Kognitivnaya teoriya yazy'ka [Language and knowledge system. Cognitive theory of language]. M.: Izdatel'skij Dom YaSK, 2018. 480 s. (In Russian).

2. Boldy'rev N.N. Kategorii kak forma reprezentacii znanij v yazy'ke [Categories as a form of knowledge representation in the language] // Konceptual'noe prostranstvo yazy'ka: [Sb. nauch. tr.] / Pod red. prof. E.S. Kubryakovoj. Tambov: Izd-vo Tambovskij gos.un-t im. G.R. Derzhavina, 2005. S. 16-39. (In Russian).

3. Vasil'eva N.V. Kognitivnaya onomastika: vzglyad iz Evropy' [Cognitive onomastics: a view from Europe]. Recz. na kn.: Cognitive Onomastics: A Reader / ed. by S. Brendler. Hamburg: Baat 2016 // Voprosy' onomastiki. 2017. T. 14. № 3. S. 210-217. (In Russian).

4. Vrublevskaya O.V. Yazy'kovaya moda v russkoj onomastike [Language fashion in Russian onomastics]: Diss. ... d-ra filol. nauk. Volgograd, 2017. 430 s. (In Russian).

5. Golomidova M.V. Sovremennaya urbanonimicheskaya nominaciya: strategicheskie podxody' i prakticheskie resheniya [Modern urbanonymic nomination: strategic approaches and practical solutions] // Voprosy" onomastiki. 2017. T. 14. №3. S. 185-203. (In Russian).

6. Lingvisticheskij e'nciklopedicheskij slovar' [Linguistic encyclopedic dictionary] / Gl. red. V.N. Yarceva. M.: Sovetskaya e'nciklopediya, 1990. 682 s. (In Russian).

7. Podol'skaya N.V. Slovar' russkoj onomasticheskoj terminologii [Dictionary of Russian onomas-tic terminology]. M.: Nauka, 1988. 200 s. (In Russian).

8. Prokofeva T.O. Retro-e'lementy' v e'rgonimii sovremennogo provincial'nogo goroda: fragment onomasticheskoj kartiny' Tambova [Retro elements in the ergonymy of a modern provincial city: a fragment of an onomastic picture of Tambov] // Vestnik Tambovskogo universi-teta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2014. № 12 (140). S. 244-248. (In Russian).

9. Kubryakova E.S. Yazy'k i znanie. Na puti polucheniya znanij o yazy'ke: chasti rechi s kogni-tivnoj tochki zreniya. Rol' yazy'ka v poznanii mira [Language and knowledge. On the way to gaining knowledge about language: parts of speech from a cognitive point of view. The role of language in the knowledge of the world]. M.: Yazy'ki slavyanskoj kul'tury', 2004. 560 s. (In Russian).

10. Urazmetova A.V. Toponimicheskaya sistema SShA: pervichnaya i vtorichnaya nominaciya [Toponymic system of the USA: primary and secondary nomination]: Monografiya. M.: Flinta: Nauka, 2017. 188 s. (In Russian).

11. Shcherbak A.S. Onomasticheskoe soznanie kak kognitivno-yazy'kovaya sistema [Onomastic consciousness as a cognitive-language development] // Kognitivny'e issledovaniya yazy'ka. M.: In-t yazy'koznaniya RAN, Tambov: Izdatel'skij dom TGU im. G.R. Derzhavina, 2020. S. 301-304. (In Russian).

12. Shcherbak A.S., Kazankova A.A. Kognitivny'e priznaki urbanonimov [Cognitive signs of urbanity] // Vestnik Pyatigorskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017. № 4. S. 48-51. (In Russian).

13. Shcherbak A.S., Kazankova A.A. Leksicheskie gruppirovki slov: vzaimodejstvie yazy'kovoj i onomasticheskoj kartiny' mira [Lexical groupings of words: interaction of the language and onomastic picture of the world] // Neofilologiya. 2017. T. 3. № 4 (12). S. 42-49. (In Russian).

14. Shherbak A.S., Levina V.N., Groshev I.V. Urbanonimicheskaya kategorizaciya [Urbanonymic categorization] // Vetsnik Pyatigorskogo gosudarstvennogo universiteta. 2007. № 4. S. 155-160. (In Russian).

15. Lakoff G. Classifiers as a Reflection of Mind // Noun Classes and Categorization / ed. by C. Craig. New York: Oxford University Press. 1986. S. 13-51. (In English)

16. Rosch E. Principles of Categorization // Cognition and Categorization / ed. by E. Rosch, B. Lloyd. New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers Hillsdale, 1978. S. 28-41. (In English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.