Научная статья на тему 'Категория «стилистическая компетенция» как элемент терминологического аппарата методики преподавания русского языка: аспекты лингвистического развития учеников профильных классов'

Категория «стилистическая компетенция» как элемент терминологического аппарата методики преподавания русского языка: аспекты лингвистического развития учеников профильных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стилистика русского языка / стилистическая компетенция / профильные классы / лингвистическое развитие / stylistics of the Russian language / stylistic competence / specialized classes / linguistic development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максина Ольга Сергеевна

В статье рассматриваются вопросы актуальности нового методического осмысления стилистической компетенции, формулируется актуальность введения понятия «стилистическая компетенция» в терминологический аппарат методики преподавания русского языка, предлагается определение сущности указанной компетенции. Обозначаются проблемы, связанные с методикой преподавания стилистики в школе: нечеткая классификация стилистических ошибок, размытые требования к знаниям стилистики, недостаточное осмысление в современной методике стилистических ресурсов русского языка как предмета изучения в составе формирования четырех ключевых компетенций школьников. Проанализирована связь знаний стилистики русского языка с теми результатами, которые сформулированы в целях развития языковой, лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенций. Определяется компонентный состав стилистической компетенции и примерные критерии оценки ее сформированности, связь стилистической компетенции с таким понятием, как «чувство языка». Обозначены методические условия успешного обучения практической стилистике в школе, в том числе работа не только с «эталонными» текстами, но и с теми, которые отражают реальный языковой процесс в современном обществе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CATEGORY “STYLISTIC COMPETENCE” AS AN ELEMENT OF THE TERMINOLOGICAL APPARATUS OF THE RUSSIAN LANGUAGE TEACHING METHODOLOGY: ASPECTS OF THE LINGUISTIC DEVELOPMENT OF STUDENTS IN SPECIALIZED CLASSES

The article discusses the relevance of a new methodological understanding of stylistic competence, formulates the relevance of introducing the concept of “stylistic competence” into the terminological apparatus of Russian language teaching methods, and proposes a definition of the essence of this competence. The problems associated with the methodology of teaching stylistics at school are identified: unclear classification of stylistic errors, vague requirements for knowledge of stylistics, insufficient understanding in modern methods of stylistic resources of the Russian language as a subject of study as part of the formation of four key competencies of schoolchildren. The connection between knowledge of the stylistics of the Russian language and those results that are formulated in order to develop language, linguistic, communicative and cultural competencies is analyzed. The component composition of stylistic competence and approximate criteria for assessing its formation, the connection of stylistic competence with such a concept as “sense of language” are determined. The methodological conditions for successful teaching of practical stylistics at school are outlined, including work not only with “standard” texts, but also with those that reflect the real language process in modern society.

Текст научной работы на тему «Категория «стилистическая компетенция» как элемент терминологического аппарата методики преподавания русского языка: аспекты лингвистического развития учеников профильных классов»

Категория «стилистическая компетенция» как элемент терминологического аппарата методики преподавания русского языка: аспекты лингвистического развития учеников профильных классов

Максина Ольга Сергеевна,

аспирант, кафедра методики преподавания русского языка, Институт филологии, Московский педагогический государственный университет E-mail: ms.cinik@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы актуальности нового методического осмысления стилистической компетенции, формулируется актуальность введения понятия «стилистическая компетенция» в терминологический аппарат методики преподавания русского языка, предлагается определение сущности указанной компетенции. Обозначаются проблемы, связанные с методикой преподавания стилистики в школе: нечеткая классификация стилистических ошибок, размытые требования к знаниям стилистики, недостаточное осмысление в современной методике стилистических ресурсов русского языка как предмета изучения в составе формирования четырех ключевых компетенций школьников. Проанализирована связь знаний стилистики русского языка с теми результатами, которые сформулированы в целях развития языковой, лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенций. Определяется компонентный состав стилистической компетенции и примерные критерии оценки ее сформированности, связь стилистической компетенции с таким понятием, как «чувство языка». Обозначены методические условия успешного обучения практической стилистике в школе, в том числе работа не только с «эталонными» текстами, но и с теми, которые отражают реальный языковой процесс в современном обществе.

Ключевые слова: стилистика русского языка, стилистическая компетенция, профильные классы, лингвистическое развитие

о с

U

см см

Современная методика преподавания русского языка все чаще сталкивается с феноменом социального заказа в сфере образования. Результатом такого социального заказа является появление все большего количества профильных классов, добавление в учебный план новых дисциплин, увеличение количества учебных часов, которые отводятся на предметы.

Эти процессы формируют определенный вызов перед учеными-методистами и учителями-словесниками: сегодня, получая аттестат о среднем общем образовании, вчерашний школьник должен обладать глубокими знаниями о системе русского языка, часто - достаточными не только для успешного прохождения Государственной итоговой аттестации, но и для продуктивной предпро-фессиональной деятельности, профессионального определения.

Школьник сегодня - активный участник социальной жизни. По данным РИА Новости, летом 2022 года 57% школьников подросткового возраста подрабатывали, внушительная часть из них старалась найти подработку в сфере своих будущих профессиональных интересов. Также с каждым годом растет интерес учеников профильных классов к таким проектам, как Профессиональное обучение без границ, которые позволяют освоить профессию во время учебы в 10-11 классах. Подобное положение дел, на наш взгляд, не должно игнорироваться школой: необходимо дать ученикам инструменты для их предпрофессионального развития. Конечно, одним из главных таких инструментов должен быть язык, а точнее, глубокие знания функционирования современного языка в различных сферах современной жизни.

Одним из аспектов языка, незаслуженно отодвинутых на второй план, является стилистика. Конечно, ситуация меняется, что отражается, например, в заданиях Единого государственного экзамена. Однако как подступиться к этой дисциплине, какие задания давать ученикам профильных классов, какие тексты отбирать в процессе изучения стилистики - вопросы, которые являются актуальными для учителей. Значительное количество трудов ученых-методистов направлено на решение указанных вопросов в области преподавания иностранных языков на русском (Н.А. Та-расюк, Е.Л. Черникова и др.). Также необходимо отметить большой вклад Т.И. Чижовой [12], чья докторская диссертация, посвященная преподаванию стилистики в средней школе, не теряет своей актуальности с 1982 года. Учителя, работаю-

щие в профильных классах, занимающиеся обучением будущих журналистов, врачей, педагогов, физиков и так далее, нуждаются в пособиях, которые отвечали бы современной языковой ситуации и помогли бы школьникам сознательно применять русский язык как инструмент в том числе профессионального общения. Конечно, это требует методического осмысления.

В рамках преподавания стилистики в профильных классах мы предлагаем остановиться на ее практическом аспекте. Целями методики преподавания русского языка являются формирование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенции: отражение данного положения мы видим в обновленном ФГОС СОО. В связи с тенденцией к все большему внедрению компетентностного подхода в практику обучения школьников мы считаем необходимым уточнять цели преподавания стилистики, углублять понимание учителями-словесниками целей и задач преподавания русского языка, предлагать практические способы достижения этих целей.

Необходимо отметить, что элементы знаний стилистики мы встречаем в описании результатов формирования каждой из компетенций, входящих в классическую «четверку». Некая путаница усугубляется еще больше, если проанализировать списки типичных стилистических ошибок, которые приведены в различных пособиях. Например, Д.Э. Розенталь в работе «Практическая стилистика русского языка» [9] помимо таких ошибок, которые однозначно связаны с коммуникативной компетенцией (к ним относятся, например, речевая недостаточность или речевая избыточность, нарушение лексической сочетаемости и др.), приводит примеры стилистических ошибок на уровне синтаксиса или морфологии, отсутствие которых расходится с целями формирования лингвистической компетенции, а также примеры ошибок в употреблении историзмов, архаизмов, заимствованных слов и др., что, по логике компетентностного подхода, должно устраняться в рамках формирования культуроведческой компетенции.

Таким образом, можно сказать, что прослеживается прочная связь практически значимых навыков стилистического анализа текста-предложения-слова и достижением высокого уровня тех четырех компетенций, которые ставятся во главу угла в обновленном ФГОС. На наш взгляд, формирование стилистической компетенции может решить одну из важнейших задач, которые стоят в условиях современного образования перед учителями-словесниками - осуществление полноценного лингвистического развития школьников. Опросы среди учащихся старшей школы позволяют вывести связь между осознанием школьниками языка как сложной культурно значимой развивающейся системы и более бережным отношением к нему, более тщательным отбором речевых средств и во время написания учебных тестов, и при повседневном общении.

Еще одним важным аргументом в пользу целенаправленного и последовательного формирования стилистической компетенции в профильных классах является тот факт, что изучение школьниками стилистики русского языка помогает формировать их нравственный стержень. К сожалению, специфика общения в киберпространстве приводит к снижению уровня ответственности человека за свои слова. Как пишут исследователи современного права, все чаще возникают юридические вопросы, связанные с оскорблением человеческого достоинства в интернете, которые фиксируются в судебной практике [1]. На наш взгляд, сегодняшнему учителю русского языка необходимо принимать во внимание эту «теневую» сторону общения школьников и строить уроки таким образом, чтобы в них достаточное количество времени уделялось формированию умения анализировать стилистическую окраску слов и осуществлять отбор языковых средств для успешной, продуктивной и отвечающей букве закона коммуникации.

Школьник, у которого стилистическая компетенция развита в должной мере, не «сбрасывает» с себя языковые приличия, выйдя за порог класса. Его языковое чутье и чувство языковой ответственности развиты достаточно, чтобы, вступая в любой тип коммуникации, ученик использовал языковые средства сознательно.

Чтобы указанные выше цели формирования стилистической компетенции были достижимы, необходимо определить компонентный состав стилистической компетенции. На наш взгляд, ее составляющие таковы:

1. Владение нормами русского языка, умение оценивать языковые единицы с позиции соответствия или несоответствия норме;

2. Умение определять стилистическую принадлежность любого текста и осуществлять его стилистический анализ;

3. Знание критериев отбора языковых единиц в соответствии с возможными речевыми ситуациями как в бытовом общении, так и в деятельности профессиональной направленности;

4. Умение идентифицировать языковые явления, с которыми ученик встречается в различных сферах своей деятельности;

5. Навык «любования» текстами и отдельными языковыми единицами, умение оценить эстетическую и этическую составляющую текстов;

6. Понимание языка как системы постоянно изменяющихся и сменяющих друг друга языковых единиц, умение видеть «актуальность» или «неактуальность» слова, видеть его историческую подоплеку;

7. Развитое чувство языка.

Определение понятия чувство языка требует уточнения. Сущность этого понятия определяется учеными-методистами по-разному [7]. На наш взгляд, большая часть определений термина «чувство языка» имеет излишне формальный характер. Так, многие исследователи под чувством языка понимают умение ориентироваться в речевой

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

и

см см

ситуации на основе предыдущего опыта (Т.М. Колесникова) или умение следовать нормам речи (Т.К. Донская). Однако мы хотим подчеркнуть, что в нашей работе мы будем рассматривать чувство языка не только как механизм саморегуляции языковой личности. О.Е. Дроздова в своей докторской диссертации связывает понимание языкового чутья с процессом лингвистического развития школьников в рамках преподавания русского языка как метапредметной дисциплины [4]. Понятие чувства языка ближе к пониманию чувства прекрасного и должно рассматриваться не только в русле прикладных знаний, но и в эстетическом, этическом, общенаучном ключе.

Отметим, что мы не считаем такой подход излишне оторванным от реальной методики: наоборот, важность включения понятия чувство языка в методический обиход и наделение его эстетически значимой функцией подчеркивали многие великие ученые-языковеды. Так, Вильгельм фон Гумбольдт писал об особой «духовной силе, которая неразрывно сопряжена с изучением языка. Продолжал его идеи Потебня, который также связывал процесс овладения языком с «участием души».

Очень много о понятии чувство языка написала в своих трудах психолог Божович [2]. По ее словам, существует необходимость в ограничении содержания понятия чувство языка, так как многие ученые-методисты вкладывают в него разный смысл. Также Божович предложила использовать термин чувство языка при работе на высших уровнях языка: синтаксическом, лексико-фразеологическом и стилистическом, что согласуется с целями формирования стилистической компетенции. В упомянутом ранее труде Т.И. Чижовой также большое внимание уделяется чувству языка [12].

М.Р. Львов определяет чувство языка, устанавливая тождество между этим понятием и термином языковое чутье, как неосознанное владение закономерностями языка. [8] На наш взгляд, такое толкование расширяет понимание исследуемого нами термина и отражает его психолингвистическую природу. Стоит отметить, что многие исследователи все же разграничивают понятия чувство и чутье [6], подчеркивая «бессознательность» чутья и сознательную природу чувства. На наш взгляд, в русле развития стилистической компетенции старших школьников необходимо подчеркивать осознаваемость этого процесса самими учениками, поэтому мы остановимся на термине чувство языка и будем рассматривать его как один из ключевых.

Считаем методически оправданным в процессе формирования стилистической компетенции у учеников профильных классов следовать принципу прозрачности для учащихся целей и задач обучения, проговаривания учителем целей, которые учащиеся должны достичь. Результатом такого подхода будет осознание факта «я развиваю свое чувство языка» не только как «я познаю язы-

ковые нормы и все меньше рискую использовать язык неправильно», но и как «я вижу гармонию и многообразие языка, чувствую сопричастность к его постоянному развитию, ощущаю связь своей речи с языковой картиной мира русского народа».

Необходимо обозначить, возможно, главную методическую сложность, неминуемо возникающую при обучении школьников стилистике, - это вопрос оценки должного уровня сформирован-ности стилистической компетенции. Как писал М.Н. Вятютнев, среди всех носителей языка «нет двух людей с одинаковой коммуникативной компетенцией» [3]. В связи с этим утверждением, от которого мы будем отталкиваться, можно выделить ряд сложностей в критериях оценки знаний школьниками стилистики русского языка.

Безусловно, одним из главных критериев оценки будет минимизация стилистических ошибок в устной и письменной речи старших школьников. Мы используем термин «минимизация», а не «отсутствие» неслучайно: вряд ли даже самый мотивированный к изучению филологических дисциплин школьник может иметь безупречную речь: сложность обнаружения и предупреждения стилистических ошибок заключается в их многообразии и сопряжении со всеми уровнями языка, что было сказано ранее.

Еще одним важным показателем высоко развитой стилистической компетенции будет широкий словарный запас школьников, владение синонимами - лексическими и грамматическими, большой языковой опыт, связанный с анализом текстов различных стилей.

Учителя, преподающие в профильных классах, могут встречаться со сложностями, которые связаны с отбором языкового материала для уроков. Мы будем настаивать на том, что обучение стилистике не может проводиться только на «эталонных», проверенных временем текстах, так как игнорирование огромного пласта не прошедших «проверку временем» образцов русской речи приведет к деактуализации языкового материала и лишит школьников возможности в процессе обучения сопоставить те тексты, которые соответствуют нормам, с теми, которым лучше не подражать. В Концепции преподавания русского языка в редакции 2016 года одним из принципов изучения норм русского языка является «учет возрастных, гендерных, этнокультурных» особенностей школьников. Также в Концепции подчеркивается важность включения в образовательный процесс текстов различных функциональных стилей. Одной из главных задач для современной методики преподавания русского языка вообще и стилистики в частности мы видим не создание «банка текстов», а разработку понятных каждому учителю-словеснику алгоритмов, которые помогут подбирать образцы текстов в соответствии с задачами конкретного урока, профиля класса, интересами учеников.

Таким образом, одним из важнейших постулатов методики преподавания стилистики русского

языка в профильных классах мы считаем учет реального, ежедневного речевого опыта школьников в соответствии с их кругом общения и чтения, предпрофессиональными и личными интересами. Только в этом случае сам ученик будет рассматривать стилистические ресурсы языка как спектр возможностей, а стилистические нормы - как ориентиры, а не как искусственно созданные ограничения. Результатом обучения стилистике должно являться осознанное использование языка: отбор языковых средств, учет ситуации - не только речевой, но и политической, социальной, экономической. Русский язык в ключе развития стилистической компетенции выступает как гиперподвижная система, которая отражает все социокультурные процессы в стране.

Неотъемлемой частью работы в рамках формирования стилистической компетенции мы видим чтение, анализ и сопоставление текстов, публикуемых современными СМИ и научно-популярными изданиями. Отметим большую важность такой работы для пополнения словарного запаса учеников и расширения их кругозора. Причем словарная работа по фиксированию и усвоению незнакомых слов не должна стоять во главе угла: так уроки стилистики будут способствовать развитию чувства языка старших школьников, иначе учитель во время урока рискует углубиться в объяснение научных понятий вместо наблюдения за функционированием языковых средств в текстах публицистического и научного стиля. Как писала Л.П. Фе-доренко, чувство языка связано со способностью «понимать человеком такие слова родного языка, с которыми он раньше не встречался [10]. Таким образом, целью лексического анализа текстов разных стилей должно быть, с одной стороны, расширение словарного запаса школьников, но с другой - развитие речевой догадки. Важно не тратить излишне много времени на записывание новых слов и тем более составление неких словарей. Учитель должен понимать, что в условиях реальной жизни школьники постоянно встречаются с незнакомыми словами, и их первичное восприятие, понимание, анализ и дальнейшее использование - важный элемент развития языковой личности.

В современных источниках все чаще можно увидеть классификацию стилистических ошибок, в число которых входят и собственно-стилистические, и стилистико-грамматические, и стилис-тико-синтаксические, мы видим большое поле для переосмысления практической стилистики как отрасли научного знания о языке для преподавания в старших классах, которая суммировала бы знания и навыки, полученные в 5-9 классах. На наш взгляд, это еще одна причина, по которой надо выделить формирование стилистической компетенции как одну из задач учителя русского языка в старшей школе.

Подводя итог, нельзя не отметить социокультурную значимость стилистической компетенции. Стилистические навыки позволят ученикам

и выпускникам старшей школы быть активными и успешными гражданами своей страны, найти свое место в профессиональной среде, заявить о себе как о личности. Задача школы - подготовить ребенка к жизни, учесть реалии, с которыми он столкнется, выйдя из дверей родного класса. Поэтому так важно воспитывать людей, для которых владение русским языком будет честью.

Литература

1. Алавердов О.С. «Распространение компрометирующих сведений в глобальной сети Интернет: уголовно-правовой аспект» Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, no. 3, 2009, pp. 179-182.

2. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьника. Психолого-педагогические аспекты языкового образования. М. - Воронеж, 2002

3. Вятютнев М.Н. Теория учебника русского языка как иностранного (методические основы). -М.,1984

4. Дроздова О.Е. Метапредметный подход к обучению русскому языку в разных предметных областях школьного образования, дис. ... д-ра пед. наук, 2017

5. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку: на материале русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1989. 219с.

6. Кохичко Андрей Николаевич. «Чувство языка как актуальная проблема методики обучения младших школьников русскому языку» Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, no. 1, 2009, pp. 72-80.

7. Лебедева Ольга Александровна. «Чувство языка как компонент коммуникативной компетенции (в аспекте соотношения понятий)» Вестник Томского государственного университета, no. 311, 2008, pp. 153-155.

8. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» / М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1988. - 240 с.

9. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М.: Высш. шк., 1965

10. Федоренко, Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку. Пособие для студентов педагогических институтов / Л.П. Федоренко. - М.: Просвещение, 1964. - 256 с.

11. Хуторской А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов / А.В. Хуторской. - М.: Ин-т новых образовательных технологий, 2002.

12. Чижова Т.И. Научные основы методики обучения стилистике в средней общеобразовательной школе: дис. ... д-ра пед. наук. Л., 1982

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

THE CATEGORY "STYLISTIC COMPETENCE" AS AN ELEMENT OF THE TERMINOLOGICAL APPARATUS OF THE RUSSIAN LANGUAGE TEACHING METHODOLOGY: ASPECTS OF THE LINGUISTIC DEVELOPMENT OF STUDENTS IN SPECIALIZED CLASSES

Maksina O.S.

Moscow Pedagogical State University

The article discusses the relevance of a new methodological understanding of stylistic competence, formulates the relevance of introducing the concept of "stylistic competence" into the terminological apparatus of Russian language teaching methods, and proposes a definition of the essence of this competence. The problems associated with the methodology of teaching stylistics at school are identified: unclear classification of stylistic errors, vague requirements for knowledge of stylistics, insufficient understanding in modern methods of stylistic resources of the Russian language as a subject of study as part of the formation of four key competencies of schoolchildren. The connection between knowledge of the stylistics of the Russian language and those results that are formulated in order to develop language, linguistic, communicative and cultural competencies is analyzed. The component composition of stylistic competence and approximate criteria for assessing its formation, the connection of stylistic competence with such a concept as "sense of language" are determined. The methodological conditions for successful teaching of practical stylistics at school are outlined, including work not only with "standard" texts, but also with those that reflect the real language process in modern society.

Keywords: stylistics of the Russian language, stylistic competence, specialized classes, linguistic development.

References

1. Alaverdov O.S. "Dissemination of compromising information on the global Internet: criminal legal aspect" Bulletin of the Adyghe

State University. Series 1: Regional studies: philosophy, history, sociology, jurisprudence, political science, cultural studies, no. 3, 2009, pp. 179-182.

2. Bozhovich E.D. To the teacher about the student's language competence. Psychological and pedagogical aspects of language education. M. - Voronezh, 2002

3. Vyatyutnev M.N. The theory of the textbook of Russian as a foreign language (methodological foundations). - M., 1984

4. Drozdova O.E. Meta-subject approach to teaching the Russian language in different subject areas of school education, dis. ... Dr. ped. Sciences, 2017

5. Zimnyaya I.A. Psychology of teaching a non-native language: on the material of the Russian language as a foreign language. M.: Russian language, 1989. 219 p.

6. Kokhichko Andrey Nikolaevich. "The sense of language as an urgent problem in the methodology of teaching Russian to junior schoolchildren" Bulletin of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University, no. 1, 2009, pp. 72-80.

7. Lebedeva Olga Aleksandrovna. "The sense of language as a component of communicative competence (in the aspect of the relationship of concepts)" Bulletin of Tomsk State University, no. 311, 2008, pp. 153-155.

8. Lvov, M.R. Dictionary-reference book on the methods of the Russian language: A textbook for students of pedagogical institutes on special topics. No. 2101 "Rus. language or T." / M.R. Lvov. - M.: Education, 1988. - 240 p.

9. Rosenthal D.E. Practical stylistics of the Russian language. M.: Higher. school, 1965

10. Fedorenko, L.P. Principles and methods of teaching the Russian language. A manual for students of pedagogical institutes / L.P. Fedorenko. - M.: Education, 1964. - 256 p.

11. Khutorskoy A.V. General subject content of educational standards / A.V. Khutorskoy. - M.: Institute of New Educational Technologies, 2002.

12. Chizhova T.I. Scientific foundations of methods of teaching stylistics in secondary schools: dis. ... Dr. ped. Sci. L., 1982

o d

u

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.