Научная статья на тему 'Категория релятивности и модусы «Память» и «Воление»'

Категория релятивности и модусы «Память» и «Воление» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
82
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТЕГОРИАЛЬНО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ КОНТИНУУМЫ / КОНЦЕПТ / МОДУСНЫЕ КАТЕГОРИИ / РЕЛЯТИВНОСТЬ / CATEGORICCONCEPTUAL CONTINUA / CONCEPT / MODE CATEGORIES / RELATIVITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Скокова Т. Н.

В данной статье исследуется корреляция между модусными категориями и категориально-концептуальными континуумами концепта с целью выявления особенностей взаимосвязи модусных категорий с категорией релятивности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CATEGORY OF RELATIVITY AND THE MODES " MEMORY" AND "VOLITION"

The present article investigates the correlation of mode categories and categoric-conceptual continua of the concept with the aim of determination of the peculiarities of the interrelation of mode categories with the category of relativity.

Текст научной работы на тему «Категория релятивности и модусы «Память» и «Воление»»

Скокова Т.Н.

Кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкого языка, Национальный исследовательский университет

«Белгородский государственный университет»

КАТЕГОРИЯ РЕЛЯТИВНОСТИ И МОДУСЫ «ПАМЯТЬ» И «ВОЛЕНИЕ»

Аннотация

В данной статье исследуется корреляция между модусными категориями и категориально-концептуальными континуумами концепта с целью выявления особенностей взаимосвязи модусных категорий с категорией релятивности.

Ключевые слова: категориально-концептуальные континуумы, концепт, модусные категории, релятивность

Skokova TN

Candidate of Philology, associate professor of the Chair of the German Language, Scientific Research University “Scientific Research

University BSU” (Belgorod State University)

THE CATEGORY OF RELATIVITY AND THE MODES ” MEMORY” AND "VOLITION”

Abstract

The present article investigates the correlation of mode categories and categoric-conceptual continua of the concept with the aim of determination of the peculiarities of the interrelation of mode categories with the category of relativity.

Keywords: categoric- conceptual continua, concept, mode categories, relativity.

В данной работе концептуальный анализ ориентирован на описание концепта ВЕЧНОСТЬ, который является одним из ключевых в познании мира. Важнейшие классификации концептов отражены в работах Ю.Д. Апресяна, Н.Д. Арутюновой, А. Вежбицкой, С.Г. Воркачова, А.А. Залевской, В.В. Колесова, Е.С. Кубряковой, В.А. Масловой, Ю.С. Степанова, В.Н. Телия и мн. др. Среди таких групп, как общекультурные (Н.Ф.Алефиренко), универсальные и этноцентрические (В.А. Маслова), религиозные, нравственно-этические и бытийно-антропоцентрические (О.И. Митрофанова) и др., следует выделить концепты, которые носят глобальный, сверхличностный характер, включающие в себя образы, способные открывать перспективы познания: концепты познания. С помощью таких концептов субъект ориентируется в окружающем его мире, овладевая им. Концепт рассматривается как многоуровневое образование, составляющими которого являются категориально-концептуальные континуумы (ККК). Языковой иллюстрационный материал выбран их произведения Булгакова «Мастер и Маргарита».

Понимание модуса основано на философской его интерпретации, где под модусом (лат. modus - мера, способ, образ, вид) подразумевается свойство предмета, которое присуще ему не постоянно, а в некоторых состояниях, способых бытия, действия, переживания, мышления (НФЭ). Модус память (в ее высших сознательных проявлениях) взаимосвязан с категориальноконцептуальным континуумом (ККК) концепта отношением тождества, так как память - это образ, объективно, точно воспроизводящий прошлое, отграниченный от любых фантазий (ср. об отношении тождества: «Необходимо...признать истинным, что есть единое во многом, ибо если бы этого не было, то не было бы и общего, а, следовательно, и никакого доказательства. Должно, поэтому быть нечто единое и тождественное во многом, не как одноимённое» [1, 276]. Значительный вклад в разработку проблемы тождества внёс П.Абеляр, который выделял шесть значений тождества, а именно: по сущности, по числу, по определению, по результату, по состоянию неизменности. То есть, одним из важных аспектов является отдельность, единичность, которые создаются индивидуумом или этноязыковым сообществом. Приведем пример: - В числе прочего я говорил, - рассказывал арестант, - что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть. Для Иешуа царство истины и справедливости - тождественно существованию при отсутствии власти, что возможно при возврате к прошлому (первобытный строй). Но это, конечно, может быть и другой мир, ранее не имевшийся, отрицающий весь предыдущий опыт. В словосочетании ‘царство истины и справедливости’, где «царство» - существительное от «царить, господствовать, все охватывать, наполнять, заполнять собой, то есть существовать», - является и объектом оценки способа существования, и некоторой потенциальной ситуацией. «Основанием оценки предметной ситуации как потенциальной служат объективно существующие или субъективно представленные говорящим обстоятельства, детерминирующие возможность или необходимость реализации данной ситуации и влияющие на характер этой реализации» [3, 124]. Причиной желать альтернативного мира есть отрицание старых и воплощение новых человеческих идеалов, где преобладает доброе начало. «Альтернативный мир» соответствует определенной области действительности, в которой реализуется тот или иной аспект индивидуума, и представляет собой условия, способствующие этой реализации. Таким образом, «альтернативные миры» тесно связаны с конкретными аспектами человеческой деятельности» [4, 239]. И.Л. Исаакян также говорит, что сферу деятельности личности можно разбить на множество альтернативных миров, окружающих человека: мир ситуаций, мир поведенческих правил, мир идей, иллюзий и т.д. [4, 239]. Оценка ситуации как возможной предполагает, что допускается как положительный, так и отрицательный ее исход. Предпочтительной реализацией является вечное существование истины и справедливости. Таким образом, при интерпретации выделяется категориально-концептуальный континуум «вечность это - непрерывный поиск общей и неизменной, постоянной, устойчивой (вечной) истины» (ср. слова неизвестного мудреца о вечности: Иди за тем, кто ищет истину и беги от того, кто утверждает, что нашел ее), который связан с модусом воление отношением каузальности.

Модус воление. Платон понимал волю как некую способность души, определяющую и побуждающую активность человека. Воля - это то, что обязывает человека направлять свое внимание на что-то и вызывать мысли о чем-то. И в этом волю определяет закон мотивации. Мотивация, по мнению Р.С Немова [5] - это каузальность, видимая изнутри. Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. ...Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан. Мотивационное отношение между ККК «вечность это - непрерывный поиск общей и неизменной, постоянной, устойчивой (вечной) истины» и модусом воление порождает различные смыслы: истина не в возвышенном, а в желании иметь простые, обыденные вещи: чтобы не было боли, найти потерянное, иметь рядом любимое существо. Мотивационной основой не только языкового поведения, но и сознания является экспрессивность, о которой уже говорилось. В основе явления экспрессивности лежат психологические закономерности, которые касаются выражения чувств и эмоций, а также восприятия. Эмоции составляют сущность мотива (см.: Р. Декарт. Т. Гоббс, В. Вундт и др.). Ш. Балли пишет, что она «неразрывно связана с нашими ощущениями, желаниями, устремлениями и ценностными суждениями, являясь внешним выражением интереса, который мы испытываем к реальной жизни» [2, 98]. Иешуа воспринимает «вечную» истину как добро и честность с другими и самим собой, которые являются следствием истинной жизни. Стоит вспомнить, что вместе с Мастером город покинуло все духовное, в нем осталось лишь то, что лишено истинных чувств; в городе остались люди, для которых вечными есть лишь материальные ценности. Не все люди считают чувства - истиной, некоторые видят ее в знании, некоторые - в вере. Вспомним, что на балу говорит Воланд: Вы всегда были горячим проповедником той теории, что по отрезании головы жизнь в человеке прекращается, он превращается в золу и уходит в небытие. ...Ваша теория и солидна, и остроумна. Впрочем, ведь все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это! (Ср.: «.по вере вашей да будет вам» (Мф. 9: 29). Мотивация влияет на познание, являясь основой ассоциации идей, под которой Д. Юм понимал их соединение с помощью 134

134

определенных типов отношений (ассоциаций): ассоциации по сходству, по смежности в пространстве и времени, причинности. Отношение мотивации соединяет следующие смыслы: поиск вечной истины и воля сходны в том, что они не являются самостоятельной реальностью, а объясняются желанием, преимущества которого определяет разум; смежность в пространстве и времени проявляется в том, что это феномены, которые характеризуются нестатической качественной множественностью, включающей то, для чего немыслимы ни начало, ни конец; каузальность выступает как особая форма закона, который предстает как закон достаточного основания действия (по Немову). Интерпретируя на этой основе пример, можем выделить следующие смыслы: разумное стремление к вечным истинам - добру, любви, красоте и других качественных множеств, даже среди зла и лжи, приведет к духовному преобразованию как закону жизни на земле, и от того, как человек прожил эту жизнь, зависит, что он обретет после нее.

Подведем итог. 1. Концепт может быть рассмотрен еще с одной стороны, а именно: как системное синергетическое образование, категориально-концептуальные составляющие которого вступают в отношения с модусными категориями, включая модусы памяти и воления, которые по своей природе связаны с онтологией человеческого сознания, его интерпретирующей функцией. 2. В соотнесении с ККК, вербализация которых осуществляется определенными средствами концептуализации и категоризации мира в языке, модусные категории, не обладая своей информацией о мире, приобретают определенное содержание.

3. Модусной релятивность называется взаимная корреляция между модусными категориями и категориально-концептуальными континуумами концепта, вербализация которых позволяет установить реляции между этими феноменами, и которая обладает моделирующей способностью и служит необходимым условием аккумулятивного получения и совершенствования знаний о мире, в котором живет человек.

Литература

1. Аристотель. Сочинения в четырех томах. М.: Мысль, 1978.

2. Балли Ш. Язык и жизнь. - М.: Едиториал УРСС, 2009.- 232 с.

3. Беляева Е.И., Цейтлин С.Н. Анализ модальных полей // Теория функциональной грамматики. - Л.: Изд-во «Наука». Ленинградское отделение, 1990. - С.123-126.

4. Исаакян И.Л. Пространственные предлоги и альтернативные миры человека//Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке. - М.: Изд-во «Индрик», 1999.- С. 239-244.

5. Немов Р.С. Общие основы психологии. 4-е изд. - М.: Владос, 2003. - 688с.

6. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

7. Новый Завет. - Wuppertal und Zurich: R. Brockhausverlag, 1985. - 571 с.

8. Солженицын А.И. Красное колесо // Наш современник. - М., 1990. №11.

9. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс] URL: http://dic.academic.ru (дата обращения 10.01.2014).

Сурина В.Н.

Кемеровская государственная медицинская академия

ПОНЯТИЕ ЖАНРА. СООТНЕСЕНИЕ ПОНЯТИЙ РЕЧЕВОЙ ЖАНР/РЕЧЕВОЙ АКТ, ЖАНР/СТИЛЬ

Аннотация

Целью данной статьи был анализ научных работ, посвященных исследований таких понятий, как «речевой акт», «речевой жанр» и «текст» и проблеме их соотнесения.

Ключевые слова: речевой акт, речевой жанр, стиль, текст.

Surma V.N.

Kemerovo State Medical Academy

CONCEPT OF THE GENRE. ATTRIBUTED TERMS OF SPEECH GENRE / SPEECH ACT GENRE / STYLE

Abstract

The article presents the analysis of such terms as “speech act", “speech genre" and “text" and also reveals the problem of their correlation.

Keywords: speech act, speech genre, style, text.

Интернет, из-за специфики своих сущностных и функциональных особенностей, является наиболее эффективным каналом передачи рекламной информации в современном мире. Именно это объясняет возросший интерес лингвистов к исследованиям особенностей жанров интернет-коммуникации. Это объясняет и тот факт, что в настоящее время в период компьютеризации всех коммуникативных процессов особо актуальными становятся исследования форм презентации рекламной информации в интернетпространстве. Для такого рода исследований ключевыми выступают понятия жанра и интернет-жанра.

Теория речевых жанров разрабатывается во многих направлениях современной науки. Исследованием данного вопроса занимаются ученые, работающие в области лингвистической антропологии, социолингвистики, лингвопрагматики, когнитологии, стилистики, коммуникативной онтолингвистики, риторики, поэтики, культурологии, этнографии и др. [Paltridge 1997: 9-46].

В отечественной лингвистике проблема жанров речи активно разрабатывается: ей посвящено большое количество исследований (работы Н.Д. Арутюновой, А.Г. Баранова, М.М. Бахтина, В.Е. Гольдина, В.В. Дементьева, К.А.Долинина, Е.А. Земской, В.И. Карасика, М.Н. Кожиной, О.А. Крыловой, Н.А. Купиной, Н. Б. Лебедевой, Л.М. Майдановой, Т.В. Матвеевой, К.Ф. Седова, Г.Я. Солганика, М.Ю. Федосюка, Т.В. Шмелевой и многих других ученых).

Первым из отечественных ученых, внесших огромный вклад в развитие данной теории, считается М.М. Бахтин. Не смотря на то, что его труд долгое время игнорировали западные ученые, на отечественную лингвистику его работа оказала огромное влияние. Все последующие изыскания на эту тему шли в трех направлениях. К первому относятся ученые, которые вслед за М.М. Бахтиным отождествляют речевой акт и речевой жанр. Другие исследователи критически противопоставляют эти два понятия. Третья группа лингвистов соотносит речевой жанр и речевой акт, отмечая оси пересечения этих явлений и указывая на различия между ними. Как правило, данные исследования выстроены в русле социолингвистики.

Следует отметить, что социолингвистика не единственная отрасль науки, отмеченная исследованиями, посвященными теории речевых жанров. Определения жанра, сформулированные отечественными учеными, разнятся в зависимости от аспекта, выделяемого ими в качестве основного. Обзор научных работ, посвященных обсуждаемому вопросу, показал, что жанр определяют с позиций доминирования таких аспектов, как социальный [Гольдин 1999], социопрагматический [Арутюнова 1992; Земская 1988; Федосюк 1996, 1997; Шмелева 1990, 1997; Иссерс 1999], психолингвистический [Седов 1998].

Развивая теорию речевых актов, разработанную М.М. Бахтиным, ряд ученых, работающих в области социопрагматики, при определении речевых жанров в качестве доминантного аспекта выделяли иллокутивный. Среди них - Н.Д. Арутюнова [1992], Е.А. Земская [1988], М.Ю. Федосюк [1996, 1997], Т.В. Шмелева [1990, 1997], О.С. Иссерс [1999] и др. Например, Е. А. Земская выводит следующее определение понятия «речевой жанр»: «Жанры речи - более крупные единицы, чем речевые акты. Они характеризуются более сложным строением, могут включать несколько иллокутивных сил. Каждый жанр имеет определенную композицию и тематическое строение» [Земская 1988: 42]. 135

135

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.