Литература
1. Бачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М., 1999.
2. Бачков И.В., Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга: Методологические основы субъектного подхода к групповой работе. СПб., 2004.
3. Введение в профессию «психолог»: Учебное пособие / И В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников; под ред. И.Б. Гриншпуна. М.; Воронеж, 2004.
4. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. М., 1992.
5. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. СПб., 2005.
6. Кобзева В В., Баранова Г.В. Руководителю об обучении персонала: дизайн посттренинга. М., 2006.
7. Лороцкая Е., Коноров Ф. Рецепт для заказчика, или четыре шага к бизнес-тренингу // Бизнес-тренинг: идеи и методы / Под ред. А.Ж. Моносовой. СПб., 2004.
8. Прикладная социальная психология / Под ред. А.Н. Сухова и A.A. Деркача. М., 1998.
9. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., 1998.
10. Ситников А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии. М., 1996.
© Соболева А.Н., 2008
Я.А. Чернышев
КАТЕГОРИЯ «РАЗВИТИЕ» В ПОНЯТИИ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА»
В последнее десятилетие стремительно возросло число научных работ, методических пособий, популярных брошюр, посвященных вопросам профессиональной карьеры (становления, роста, продвижения, самореализации личности и т. п. как ее составляющих компонентов и процессов). Характерно, что при большом числе предпринятых попыток в осмыслении, разборе, описании профессиональной карьеры до настоящего момента не достигнуто единство в понимании содержательных характеристик данного явления и процесса.
Одной из категорий, наиболее часто употребляемой при определении профессиональной карьеры, является категория «развитие». «Развитие профессиональной карьеры» становится достаточно благозвучным штампом, широко используемым различными авторами. При этом совместное употребление данных понятий не уточняет, а, наоборот, размывает существо вопроса. Это объясняется тем, что авторы в большинстве своем дают оригинальные определения как развития, так и профессиональной карьеры. Появляется множество авторских конструктов, интересных в своем многообразии, но недостаточно ценных с точки зрения науки и практики. Под развитием профессиональной карьеры авторами понимается достаточно широкий спектр процессов: профессионального становления личности, квалификационного роста человека как специалиста, продвижения его в должностной иерархии, раскрытия им профессионального потенциала и т.д.
Если за исходную посылку принять принципиальную правомерность каждой из выдвинутых трактовок «развития профессиональной карьеры», то следом возникнет предположение о характеристике профессиональной карьеры как многогранном процессе, имеющем несколько более сложную в сравнении с предлагаемыми описаниями структуру, компоненты которой помимо участия в общем развитии как единой модели могут «претендовать» на обособленное развитие. Целью настоящей статьи выступила попытка приблизиться к такому пониманию развития профессиональной карьеры, которое снимет основные противоречия ее авторских определений и позволит более точно и корректно отразить ее процессные характеристики.
За основу анализа нами было положено рассмотрение профессиональной карьеры как не ограниченного трудовым стажем периода жизнедеятельности человека, включающего последовательное прохождение им подготовительного (профо-риентационно-образовательного), формализованного и неформализованного (с момента выхода на пенсию) этапов, различающихся соотношением взаимных позиций в диалоге человека и профессии [12, с. 258—265].
Прежде определим и разграничим понятие «развитие» от близрасположенных по смыслу и используемых как синонимичные понятий: движения, действия, продвижения, роста. В основу поместим понимание развития как «перехода из одного состояния в другое, более совершенное; от низшего к высшему» [8, с. 523], основанное на «развертывании» до сих пор «свернутого» [10] — имеющегося, но не раскрытого.
Движение употребляется зачастую в приложении к неодушевленному, непсихическому, несознательному и означает «последовательный и непрерывный переход в пространстве, совершающийся с течением времени» [3, с. 187]. В данном смысле определение «карьерное движение», фиксирующее определенные изменения в целостном процессе профессиональной карьеры либо ее под-процессах, не обязательно означает переход «от простого к сложному». Движение означает фрагментарно представленный операциональный компонент карьерного процесса, функция которого по отношению к развитию не уточнена, а потому может иметь деструктивный, не развивающий и не запороговый характер. Так, в контексте профессиональной карьеры как личностного проекта ситуация проявления специалистом безусловного соглашательства с мнением руководства, неоспариваемого следования им всем указаниям начальства может быть в дальнейшем оценена как «развивающая» (в случае вынесения руководителем положительной оценки и поощрения такой лояльности и старательности подчиненного), однако в большинстве случаев проявление подобного стиля деятельности и взаимодействия останется сложно прогнозируемым в своих результатах бессубъектным «карьерным движением».
Действие как «проявление какой-нибудь энергии, деятельности; поступки, поведение» [8, с. 128] отличается от движения заинтересованным состоянием человека, выражающимся в проявлении им мотивированного волевого усилия. Оно изначально сознательно, что подтверждается прикреплением прилагательных «бездумное», «безумное», «непродуманное» к действиям, выпадающим из ее общеупотребительного понимания. В представленном выше примере поведение специалиста может быть определено как «карьерное действие» в случае, если модель внешне некритичного согласия и исполнительства сознательно и целенаправленно выбрана им из некоторого множества рассматриваемых альтернатив на текущем этапе его профессионального пути. Действие по сути своей не тождественно развитию, поскольку лишено центрального стержня «процессуальной переходности» — целенаправленности и управляемости движения системы на пути от одного этапа к другому, более сложному в своем строении.
В словаре С.И. Ожегова дано следующее определение понятия «продвижение»: «двигаясь, переместиться на какое-нибудь расстояние; выдвинуться, повыситься; приблизиться к завершению» [8, с. 495]. В самом определении содержится указание на ограниченный временными рамками период. Скорее, даже не сам период «завершения некоего дела», но «факт его завершения» может быть определен как «преодоление несовершенства заготовки и конечного продукта», «воплощение замысла в реальность». В этом смысле продвижение может и должно выступать уточняющей характеристикой развития - развития как результативного, эффективного, продуктивного процесса.
Под ростом традиционно понимается: «усиление, укрепление; совершенствование в процессе развития» [8, с. 559]; «приходить постепенно в возраст» [5, с. 233].
В силу этимологического сходства понятия «рост» и «развитие» наиболее часто употребляются как синонимы. Ключевым отличием между ними является непрерывно прогрессивная и в этом смысле позитивно окрашенная модальность роста. Дистанция «карьерного роста» по определению не допускает даже единичных и кратковременных периодов личностно-деятельностной, профессионально-квалификационной, иерархически-должностной стагнации. Рост профессиональной карьеры есть однозначно поступательное движение на пути к идеалу (уникального мастера своего дела, высококвалифицированного специалиста, высокопоставленного администратора), подтверждаемое равномерным расположением соответствующих показателей (уровня творений, получаемых разрядов и квалификаций, занимаемых должностей) на временной оси профессионального пути личности.
Опираясь на концептуальное понимание профессиональной карьеры как процесса нахождения — выражения - проявления себя в профессии [12] и учитывая этимологические различия сходных с развитием понятий, представим далее развитие профессиональной карьеры как имеющий в целом восходящий характер процесс отнесения человеком себя к профессиональной сфере в более (действиях) или менее (движениях) осознанных актах внутренней деятельности, имеющих соответствующие им социально-деятельностные формы проявления, в последующем фиксируемые в показателях, определяющих ее непрерывно-поступательный (рост), дискретно-поступательный (продвижение) либо другие уточняющие ее особенности характеристики.
Предлагаемая формулировка позволяет уточнить местоположение сходных по смыслу с развитием категорий в общем определении профессиональной карьеры. Остается открытым вопрос представленности искомой категории «развитие» в структурно-динамических компонентах процесса профессиональной карьеры. Что, каким образом и в направлении чего развивается в процессе профессиональной карьеры?
Профессиональная карьера представляет собой некий путь человека в профессии, в пространстве внутри- и межпрофессионального. В процессе данного пути (знакомства с его особенностями, освоения его норм, привыкания к его ритму, принятия его ценностей, предложения своего понимания стандартов деятельности и отношений и др.) человек неизбежно входит в пространство диалога со сферой профессионального. «Развитие» в данном ракурсе - это изменение и всего процесса диалога (успешное согласование позиций и достижение согласия — взаимополезное, взаимопродуктивное, взаимовыгодное), и процессов становления и взаимного предъявления их (личностного в профессиональном и профессионального в личностном). Полагаем, диалогический формат соотношения личности и профессии определяет наличие трех структурообразующих и шести составляющих их подпроцессов. На схеме представлены области, входящие в пространство данного диалога, а также векторы их наличного друг к другу отнесения, содержащие в себе потенциал развития.
Области А и В, составляющие концептуально неразрывное единство и целостность «личностного», сознательно отражены как одно — «деятельностный компонент» в другом - «социальный». Становление индивидуально личностного (и дея-тельностного) изначально и далее происходит в социальном, составляющем внешнюю оболочку деятельностного. Для наименования «данного социального» нами заимствовано определение «общественное» как «более конкретная ... характеристика бесконечно различных частных проявлений всеобщей социальности» [4, с. 506]. Тот же принцип схематического отображения применен к «профессиональному» (области СиБ) как формирующейся и сформированной социально -значимой (а потому социально определяемой) сфере деятельности.
Придерживаясь гуманистической парадигмы и субъектного подхода в психологии, определим вначале «вступление позиции «личностное» в пространство профессионального» как исходный и структурообразующий процесс профессиональ-
ной карьеры. Данный процесс развивается (гетерохронно, сложнообусловленно, неравномерно) в направлении все большего знакомства человека со сферой профессионального в пространстве и многообразии ее наличных контактов, связей, отношений и задаваемых способностей, мотивов, деятельностей.
тного»; С - «профессионально-социального»; Б - «профессионально-деятельностного». Стрелками обозначены векторы отнесения: серая — личности; черная — профессии; белая — личности в профессии
Первый из под-процессов, называемый «развитие «личностно-общественного» в профессиональном» (на схеме - малая стрелка с горизонтальной штриховкой), раскрывается через обретение человеком своей общественности как готовности простраивать и поддерживать продуктивные социальные взаимоотношения. Практика показывает, что именно данный элемент «готовности к карьере» в условиях его развитости (сформированной аутопсихологической компетентности личности, проявления дипломатичности в отношениях, коммуникабельности и высокой речевой культуры, развитого чувства юмора и др.) оказывается определяющим в появлении у человека дополнительных возможностей карьерного выбора. Многочисленные исследования вопросов: социального становления личности и социализации; формирования социального самосознания; социального самоопределения; проявления личностью социальной активности; самообразования и самоподготовки в сфере человеческих отношений; социального самосовершенствования; обретения личностью социальной компетентности позволяют утвердиться в мысли о правомерности выделения данного под-процесса в профессиональной карьере.
Предметом профессиональной деятельности выступает не столько простраива-ние социо-профессиональных отношений, сколько реализация деятельности, направленной на производство социально-значимого продукта (услуги). «Развитие «лич-ностно-деятелъностного» в профессиональном» (большая стрелка с горизонтальной штриховкой) определяется нами как следующий под-процесс профессиональной карьеры. Вступая на путь профессионального становления как специалиста, формирования профессионального самосознания и профессионального самоопределения с учетом соответствующих личностному потенциалу видов труда, включаясь в процессы получения профессионального образования и подготовки и целенаправленно организуя самоподготовку в области профессиональных взаимодействий, личность
«примеряет» свой деятельностный потенциал, способности и возможности к профессиональной сфере и ее предметно-инструментальным требованиям.
Следующим в предлагаемом анализе структурообразующим процессом, имеющим встречный к личности характер развития, выступает «предъявление пространства профессионального позиции «личностное». Сфера профессионального, заинтересованная в сохранении и приумножении своих ценностей через приобщение к ним и их производству высококвалифицированных кадров, создает своеобразный «канал» подготовки и притока компетентных специалистов.
Под-процесс «развитие «профессионально-социального» в личностном» (малая стрелка с вертикальной штриховкой) предполагает обеспечение условий вхождения человека как субъекта социального в профессиональную сферу. Используя систему общего (универсального) образования для выявления наиболее активных учащихся, организуя тематические акции и стимулируя тем самым проявления профессиональных интересов в подростковой и молодежной среде, избирательно презентуя показатели престижности работы в отрасли и формируя основы социальной идентичности, задавая нормативы социального поведения, профессия расширяет свои возможности в части прироста своего кадрового и, далее, ценностного потенциала. На уровне отдельной личности данный под-процесс может быть зафиксирован и охарактеризован как действительное «развитие» в случае, если человек в процессе подготовки и последующей реализации профессиональной деятельности начинает все более заинтересованно и высоко оценивать данную соци-опрофессиональную сферу и если вхождение для него в круг профессионального общения становится все более престижным.
Целенаправленное со стороны профессии обеспечение условий для вхождения человека как субъекта деятельностного в профессиональную сферу определяется как под-процесс «развитие «профессионально-деятельностного» в личностном» (большая стрелка с вертикальной штриховкой). Профессия как сформированная область социштьно-значимой предметно-орудийной деятельности обращается к личности через систему профессионального (профильного) образования, посредством организации через свои институты профессиональных конкурсов стимулирует проявления профессиональной активности, формирует и тиражирует оптимальные модели профессионального поведения и взаимодействия. Развитием данный процесс отнесения профессии к личности становится там и тогда, где и когда личность все более осознанно и заинтересованно начинает включаться в реализацию отдельных фрагментов и целостной модели трудовой деятельности.
Перечисленные виды взаимного отнесения себя личности и профессии носят несколько рамочный характер и потому не претендуют на глубоко осмысленное вникание и деягельностное проникновение личности в суть профессиональной сферы. По аналогии с теоретическими основами переговорного процесса, это есть первичное предъявление оппонентами своих «стартовых позиций». Оно не обязательно связано с наличием субъектной составляющей, проявлением надситуатив-ной активности, формированием и разворачиванием индивидуальности в деятельности и отношениях. Данное предъявление есть некая конфигурация ординарной коммуникации (если вывести за скобки профессию как безусловно более сложного по сравнению с человеком субъекта общения), «ничего бытийственного не открывающей и ни к чему слишком судьбическому не обязывающей» [2, с.122]. Данная коммуникация присутствует повсеместно в жизни каждого «вот этого вот» человека и потенциально содержит в себе возможность проявления развития как преодоления наличного ее и ее субъектов состояния.
Становится очевидным необходимость фиксации некоего более глубинного отнесения личности к профессии, характеризуемого большей ее устремленностью, открытостью, непосредственностью, глубинностью и позволяющего человеку проявить «со-причастность содержанию, которое заведомо недоступно нынешнему
насквозь прозрачному его уяснению» [2, с. 123]. В качестве такового мы выделяем третий структурообразующий и наиболее характерный для понимания сути «лич-ностно-профессионального развития» процесс профессиональной карьеры — «развитие диалога позиции «личностное» в пространстве профессионального». Он, в свою очередь, составляет методологически неразрывное и лишь фактически разделяемое единство двух под-процессов (стрелки без штриховки): «развитие «личностно-социального» в «профессионально-социальном» и «развитие «личностно-деятельност-ного» в «профессионально-деятельностном».
В процессе осуществления (не реализации, как ранее, а отнесения своей сути, себя целостного во всем многообразии) данного процесса человек производит гармоничное согласование стилей социальных и профессиональных взаимоотношений и взаимодействий (разрешая противоречие: от «себя» — к «себе»), формирует целостную (партнерскую и непротиворечивую) систему социо-профессиональных взаимосвязей и взаимо-деятельностей, осознанно и целенаправленно разворачивает свой личностный потенциал в поступках - отношениях и деятельности (не только собственно профессиональных, но и близрасположенных и контекстуальных), устремляет себя в направлении достижения наибольшего соответствия — соразмерности масштаба своей личности профессиональным (и, шире, социальным) ценностям взаимоотношений и взаимодействий. Это есть процесс оптимальной организации и размещения «пространства его деятельности во времени и пространстве его жизни» [1, с.24]. Достижение целостной «акме-формы жизнедеятельности» [6, с.46] предполагает синхронизацию жизненных стратегий личности, основанную на внутренне убежденном стремлении к нахождению баланса между внешними и внутренними противоречиями жизни (в многообразии ее стартовых условий, индивидуальных ритмов, ситуативных воздействий, поддерживающих факторов, сдерживающих преград и др.).
Вслед за предпринятыми в современной гуманитарной науке попытками выделения основного механизма развития личности, имеющего целостный и одновременно диалектически противоречивый характер развертывания: «идентификации — обособления» [7, с.92], «неотчужденной - отчужденной» активности [11, с.141], «индивидуализации — социализации» [9, с.222], определим способ развития профессиональной карьеры человека в трех ее структурообразующих процессах как онтогенетически последовательное и концептуально единое развертывание на личностном уровне механизмов: «утверждения ~ отрицания» готовности к профессиональной жизни; «обретения — потери» смысла профессиональной жизни; «проявления — игнорирования» своей сущности в профессиональной жизни.
Подводя итог, следует указать на наличие более глубокого содержания категории «развитие» по сравнению с общеупогребляемыми как синонимичные значениями движения, действия, продвижения, роста. Развитие является процессом относительно более длительным и постоянным, менее определенным в своей модальности, но, в целом, определяющим переход всей системы на новые и более сложные уровни. Профессиональная карьера концептуально распадается на три структурообразующих и шесть составляющих их под-процессов развития, различающихся векторами своей отнесенности и характеристиками степени причастности к сути - содержанию объекта отнесения.
Литература _
1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб., 2001.
2. Батищев Г.С. Особенности культуры глубинного общения // Вопросы философии. 1995. № 3. С. 109-129.
3. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. М., 2002.
4. Брушлинский A.B. Исходные основания психологии субъекта и его деятельности // Избранные психологические труды. М., 2006. С.459—509.
5. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия. М.,
6. Деркач A.A. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., 1999.
7. Мухина B.C. Возрастная психология: Феноменология развития. М., 2007.
8. Ожегов СЛ. Словарь русского языка. М., 1987.
9. Сайко Э.В. Субъект: созидатель и носитель социального. М.; Воронеж, 2006.
10. Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. М., 2003.
11. Фромм Э. «Иметь» или «быть» / Пер. с англ. М., 2007.
12. Чернышев Я.А. Понятие «профессиональная карьера»: сущностно-содержательная характеристика // Мир психологии. 2007. № 4. С. 257—267.
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА: ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД
овременная психология переживает этап методологического обновления,
связанного с новыми подходами к разработке проблемы развития челове-
ка. В то же время ситуация, сложившаяся в отечественной психологии в последние годы, квалифицируется и как методологический кризис, особенно остро проявляющийся в ее прикладных отраслях (Е.Д. Хомская, В.П. Зинченко, A.B. Юревич и др.). Подчеркивается углубляющийся разрыв между теоретической и практической психологией (Ф.Е. Василюк, A.B. Юревич) [9J Однако решение проблем прикладного характера в различных сферах социальной жизни невозможно без глубокой проработки их методологических оснований.
Предпринимается попытка распространить предметную область психологии на проблемы бытия личности. Психология человеческого бытия рассматривается как новое перспективное направление развития психологической науки (В.В. Знаков, B.C. Мухина, В.И. Слободчиков и др.) [9]. Становление этого направления неразрывно связано с размышлениями об интегративных тенденциях в психологической науке и с интересом к комплексным проблемам, взгляды на оптимальные пути решения которых в последнее время тоже претерпевают существенные изменения. В частности, к концу XX в, смещается акцент с познавательной парадигмы исследования на экзистенциальную (B.C. Братусь, Д.А. Леонтьев) [5, 7].
Расширение предметной сферы психологии и рассмотрение проблемы «личность и ее бытие» отражают качественно иной масштаб и уровень собственно психологического мышления «в смысле соотнесения себя с философскими мировоззренческими горизонтами». (А.Г. Асмолов, B.C. Братусь) [1, 5].
В качестве методологического основания гуманитарного знания С.Л. Рубинштейн выдвигал идею личности как субъекта бытия, полагал, что для гуманитарных наук методологически ключевой является также идея онтологии, и представлял систему онтологической структуры бытия, в которой субъект рассматривался как центр перестройки бытия.
По мнению ряда исследователей (К.А. Абульхановой-Славской, Л.Н. Ан-цыферовой, A.B. Брушлинского, В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, А.Н. Славской и др.), сегодня есть все основания утверждать, что психология личности как субъекта бытия уже обрела методологический статус: ее следует рассматривать в качестве методологической основы исследования проблем психологии человеческого бытия.
2007.
© Чернышев Я.А., 2008
EJL Петрова