Научная статья на тему 'КАТЕГОРИЯ ПУТИ В СКАЗКАХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. (А. ПОГОРЕЛЬСКИЙ, В. ОДОЕВСКИЙ)'

КАТЕГОРИЯ ПУТИ В СКАЗКАХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. (А. ПОГОРЕЛЬСКИЙ, В. ОДОЕВСКИЙ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
297
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКАЗКА / СИМВОЛ / ПУТЬ / ДОРОГА / МИР / FAIRY TALE / SYMBOL / PATH / ROAD / WORLD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кузнецова Д.А.

В статье сопоставлены две сказки писателей-романтиков XIX в. - «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского и «Городок в табакерке» В. Одоевского. Целью работы является изучение художественных особенностей данных сказок в философском аспекте. Объект исследования: трансформация образа дороги и осмысление категории пути в творчестве писателей-романтиков. В основании работы положен историко-литературный метод. Результаты: сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» и В. Одоевского «Городок в табакерке» проанализированы в аспекте научно-художественной и философской литературы. Вывод: смыслопорождающей и стуктурообразующей для обоих текстов является категория пути. Герои проходят инициацию и обретают тайное знание о мире. Однако в сказках присутствует мысль о том, что владение тайной может стать разрушительным как для мира («Городок в табакерке»), так и для героя («Черная курица, или Подземные жители»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CATEGORY OF THE PATH IN THE TALES OF RUSSIAN WRITERS OF THE FIRST HALF OF THE 19TH CENTURY. (A. POGORELSKY, V. ODOEVSKY)

The article compares two fairy tales of romantic writers of the XIX century - "The Black Hen, or Underground Inhabitants" by A. Pogorelsky and "The Town in the Snuffbox" by V. Odoevsky. The aim of the work is to study the artistic features of these fairy tales in a philosophical aspect. Object of research: transformation of the image of the road and understanding of the category of the way in the works of romantic writers. The work is based on the historical and literary method. Results: the fairy tales of A. Pogorelsky "The Black Hen, or the Underground Inhabitants" and V. Odoevsky's "The Town in the Snuffbox" is analyzed in the aspect of scientific, artistic and philosophical literature. Conclusion: the meaning-generating and structureforming category for both texts is the path category. The heroes are initiated and gain secret knowledge about the world. However, in fairy tales, there is an idea that the possession of a secret can be destructive both for the world ("The Town in the Snuffbox") and for the hero ("The Black Hen, or the Underground inhabitants").

Текст научной работы на тему «КАТЕГОРИЯ ПУТИ В СКАЗКАХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. (А. ПОГОРЕЛЬСКИЙ, В. ОДОЕВСКИЙ)»

Ф^РУ м

молодёжной науки ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Категория пути в сказках русских писателей первой половины XIX в. (А. Погорельский, В. Одоевский)

Кузнецова Д. А.,

dascha_kuz_01@mail. т

ФГБОУВО «Удмуртский государственный университет» (г. Ижевск, Россия)

УДК 1751

Аннотация. В статье сопоставлены две сказки писателей-романтиков XIX в. - «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского и «Городок в табакерке» В. Одоевского. Целью работы является изучение художественных особенностей данных сказок в философском аспекте. Объект исследования: трансформация образа дороги и осмысление категории пути в творчестве писателей-романтиков. В основании работы положен историко-литературный метод. Результаты: сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» и В. Одоевского «Городок в табакерке» проанализированы в аспекте научно-художественной и философской литературы. Вывод: смыслопорождающей и стуктурообразующей для обоих текстов является категория пути. Герои проходят инициацию и обретают тайное знание о мире. Однако в сказках присутствует мысль о том, что владение тайной может стать разрушительным как для мира («Городок в табакерке»), так и для героя («Черная курица, или Подземные жители»).

Ключевые слова: сказка, символ, путь, дорога, мир.

The category of the path in the tales of Russian writers of the first half of the 19th century. (A. Pogorelsky,

V. Odoevsky)

Kuznetsova D.A.,

dascha_kuz_01@mail.ru

Udmurt State University (Izhevsk, Russia)

UDC 1751

Annotation. The article compares two fairy tales of romantic writers of the XIX century - "The Black Hen, or Underground Inhabitants" by A. Pogorelsky and "The Town in the Snuffbox" by V. Odoevsky. The aim of the work is to study the artistic features of these fairy tales in a philosophical aspect. Object of research: transformation of the image of the road and understanding of the category of the way in the works of romantic writers. The work is based on the historical and literary method. Results: the fairy tales of A. Pogorelsky "The Black Hen, or the Underground Inhabitants" and V. Odoevsky's "The Town in the Snuffbox" is analyzed in the aspect of scientific, artistic and philosophical literature. Conclusion: the meaning-generating and structureforming category for both texts is the path category. The heroes are initiated and gain secret knowledge about the world. However, in fairy tales, there is an idea that the possession of a secret can be destructive

Ф^РУ м

молодёжной науки

Youth Science Forum Journal

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

both for the world ("The Town in the Snuffbox") and for the hero ("The Black Hen, or the Underground inhabitants").

Keywords: fairy tale, symbol, path, road, world.

Введение

К жанру сказки обращались многие писатели первой половины XIX (В. Жуковский, В. Даль, А. Пушкин, В. Одоевский, А. Погорельский, П. Ершов, С. Аксаков и пр.). В системе романтической литературы не были областью детской словесности, данный жанр был ориентирован на взрослую аудиторию и являлся неотъемлемой частью серьезной словесности.

В настоящем исследовании сопоставлены две сказки писателей-романтиков XIX в. - «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского и «Городок в табакерке» В. Одоевского. Объектом рассмотрения является трансформация образа дороги и философское осмысление категории пути в творчестве этих авторов.

Основная часть

Как известно, категория пути является формо- и смыслообразующей для жанра волшебной сказки. Впоследствии хронотоп дороги станет определяющим для структуры русского романа. Многие исследователи рассматривали символ дороги в своих работах. Наиболее известные работы, созданные в этом направлении, - «Исторические корни волшебной сказки» В. Проппа и «Движение и путь в балканской модели мира» Т. В. Цивьян, «Движение и дорога в фольклоре» С. Ю. Неклюдова [1-3]. В древнейшем понимании дороги лежит представление о разделении мира на «свой» и «чужой». «Свой» мир рассматривается как положительный, а «чужой» как отрицательный. Дорога - это граница между «своим» и «чужим»; важно, что «свое» и «чужое» всегда взаимосвязаны. Вследствие подобной организации мира дорога является важнейшей его частью. Она связывает все пространства и проходит сквозь них. Дорога в сказках может быть бесконечной, утомительной, трудной. Также она является местом соприкосновения героя с персонажами потустороннего мира. Именно поэтому этот образ занял особое место в русском фольклоре. Профессор С. Ю. Неклюдов в статье «Движение и дорога в фольклоре» говорит о том, что слово «путь» фигурирует в сказке обычно в «связанном» виде - путь-дорога. В русской волшебной сказке слова дорога/путь (путь-дорога) встречаются более чем 2/3 обследованного корпуса текстов, что представляет собой довольно высокий количественный показатель. Путь полон неожиданных препятствий, герою сказки предстоит разобраться с трудностями и опасностями, которые встанут у него на пути.

Повесть Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» была опубликована в 1829 г. Она является одним из самых известных произведений писателя. В сказке соединяется волшебство и действительность, она помогает читателю задуматься не только о нравственных ценностях, но и способах познания этого мира. В жанровом аспекте это произведение можно отнести к святочному рассказу. «Согласно народным представлениям, в святки земной мир может сообщаться с миром небесным и подземным, душа человека открыта для духов ангельских и бесовских, это время испытаний и искушений. Маленький, одинокий, покинутый всеми человек оказывается один на один с искушением, поддается ему, затем искренне раскаивается и тем самым заслуживает сострадания и даже награды - любви и дружбы товарищей по пансиону» [3]. Святочный рассказ связан с сюжетом инициации. Инициация или посвящение - это обряд, означающий переход героя на следующий этап развития. Инициация героя литературной сказки соответствует реальному взрослению, инициация в «святочном рассказе» связана с обретением особого духовного знания. Художественное пространство повести Погорельского имеет три уровня: мир земной, мир небесный и мир подземный. К

Ф^РУ м

молодёжной науки

Youth Science Forum Journal

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

земному (реальному) миру относится Петербург и жизнь внутри пансиона. Подземный мир соотносится с Подземным царством, куда во сне попадает Алеша. Подземное царство играет роль мира мертвых, медиатором между этими мирами становится черная курица, которая к тому же выполняет функцию «волшебного дарителя». В соответствии с романтической традицией черная курица - это символ зла. Алеша начинает общение с потусторонним миром и получает из этого мира волшебный предмет - конопляное семечко. Пока волшебный предмет у него, в нем проявляются отрицательные черты характера. После потери предмета, Алеша пробуждается от беспамятства и возвращается в реальный мир. Миром небесным в повести выступает сон. Ведь именно во сне мальчик получает совет, который должен предотвратить новые беды. Таким образом, Погорельский перестраивает структуру традиционной волшебной сказки. Дар оказывается не спасением, а искушением, но, в конечном итоге, только пройдя через искушение, герой обретает истинное духовное знание. Странствия Алеши познавательны и поучительны одновременно: проходя через комнаты старух-голландок, оказываясь под землей, вновь возвращаясь в стены пансиона, герой претерпевает развитие, узнавая новое о себе самом, об окружающем мире.

Еще один вариант пути представлен в сказке В. Одоевского «Городок в табакерке». Одоевский был блестящим музыкантом и музыкальным критиком. «Городок в табакерке» - первая научно-фантастическая сказка в русской детской литературе. Впервые сказка была опубликована в 1834 году. Материалом для нее послужила музыкальная шкатулка. Не случаен интерес к ней самого автора, создавшего музыкальный инструмент «клавицин». В современном литературоведении уделяется недостаточное внимание исследованию этого произведения. В «Городке в табакерке» изображена новая реальность. Она включает в себя как мифологические, так и научно-художественные черты. Также необходимо отметить и наличие сказочных элементов в произведении. Отличительной особенностью данного текста является включение в повествование большого количества научного и познавательного материала. В «Городке в табакерке» отчетливо звучит социальная аналогия (рождение - смерть - романтическое воскрешение человека). Главный герой открывает общность принципов устройства музыкальной шкатулки с логичностью общественного устройства. Все взаимосвязано, повреждение одной детали выводит из строя всю систему. Таким образом, городок в табакерке является своеобразной микромоделью мира. По сути, Одоевский показывает читателям, как устроен механизм музыкальной шкатулки. Шкатулка символизирует в человеческой культуре мироздание. Сказка В. Одоевского не только объясняла устройство табакерки, но и показывала, как все взаимосвязано в реальном мире.

Путешествуя по музыкальной шкатулке, Миша постоянно задается вопросом: «Откуда звучит музыка?». Скрытый смысл вопроса - «что есть наш мир?», «как он устроен?». Именно музыка для романтиков олицетворяла суть мира, потому что в музыке виделась разгадка мироздания. Дорога, ведущая в городок, проходит через своды, сделанные «из пестрой тисненой бумажки с золотыми краями». В обряде инициации прохождение через арку означало новое рождение, окончание определенного этапа жизни и начало нового. По сути, эта дорога является переходом от мирского к сакральному. Сказка Одоевского создана на пересечении волшебного, мистического и научного интереса к тайнам человеческой психики. Этот пространственно-временной путь предстает как путешествие героя-ребенка в мир «чужой» и возвращение домой повзрослевшим.

Заключение

Пытающиеся разгадать загадку бытия писатели-романтики столкнулись с неразрешимой дилеммой. С одной стороны, человек создан, чтобы познавать тайны мира, с другой стороны, это тайное знание приводит к разрушению мира. В обеих сказках эта идея четко прослеживается. В

Ф^РУ м

молодёжной науки ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

«Городке в табакерке» герой, нарушая отцовский запрет, прикасается к пружинке, которая является тайным механизмом, приводящим мир в движение. В «Черной курице» - идея всезнания также оказывается губительной, она разрушает самого человека. В системе человеческой культуры дорога связана с поиском истины. Путь человечества - это путь истины. Человечеству всегда свойственно желание познать то, что находится за пределами человеческого. Сказки А. Погорельского и В. Одоевского относятся к жанру текстов-предупреждений. Тяга к запредельному, попытки прикоснуться к последним тайнам оборачиваются неизбежной катастрофой. В «Черной курице» и «Городке в табакерке» впервые в русской литературе был поставлен вопрос о границах человеческого познания.

Библиографический список

1. Неклюдов С.Ю. Движение и дорога в фольклоре // Die Welt der Slaven. 2007. № 2. С. 206222.

2. Пропп В. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2000. 333 с.

3. Цивьян Т.В. Движение и путь в балканской модели мира: Исследования по структуре текста / РАН, Институт славяноведения; ред. В.Н. Топоров. М.: Индрик, 1999. 374 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.