№ 359
ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Июнь
2012
УДК 1(075.8)
ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ
Т. Г. Мазур
КАТЕГОРИЯ «ПРИРОДНЫЕ КАЧЕСТВА» ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ: ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ И ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ
На основе перевода и анализа работы идеологического характера «Руководство по воспитанию природных качеств молодых ганьбу Китая» (2001 г.), вышедшей в издательстве центральной партшколы КПК, рассматриваются содержание категории «природные качества» (сучжи) человека в трактовке идеологов современного Китая, анализируются её идейные истоки, проводятся параллели с традиционной для древней и средневековой китайской философии категорией «природа человека» (син), демонстрируется устойчивость данной категории в китайской культуре и менталитете китайского народа.
Ключевые слова: Китай; идеология; природные качества человека; природа человека; личность социалистического типа.
В идеологии современного Китая немало внимания уделено вопросу о природных качествах человека (сучжи) и способах их развития, что делает актуальным анализ содержания этой категории и идейных истоков её формирования.
В работе «Руководство по воспитанию природных качеств молодых ганьбу Китая» [1] данный вопрос получает достаточно широкое освещение. Давая определение категории «природные качества», авторы работы отмечают, что уже в самом этом понятии заложено указание на природно-физиологическое [начало] в человеке. «Природные качества, хотя и не в полной мере, являются врожденными, однако <...> в их основе лежит то, что дается человеку от природы», - пишут идеологи современного Китая [1. С. 85].
Раскрывая данный тезис, авторы работы ссылаются на то, что человек как природное существо является одним из видов живой материи, обладающей телом и объективным существованием, и это составляет материальную основу человеческих природных качеств. Обозначая материальную основу как «физиологические качества», они включают в нее физическое развитие человеческого тела, состояние здоровья, отправления функций организма и т.п. [Там же].
Однако подчеркивая, что физиологические качества составляют фундамент природных качеств человека и формирование последних происходит именно на их основе, авторы тем не менее отмечают, что содержание природных качеств человека не сводится к тому, что дано только от природы, а формируется и развивается в процессе благоприобретаемой практики и воспитания [Там же].
Изложенная выше трактовка категории «природные качества» человека, разработанная в идеологии современного Китая, не выходит за рамки общепринятых естественнонаучных представлений о конституции организма человека, о формировании его психики и соотносится с такими понятиями, как генотип и фенотип, которые также отражают большое значение в индивидуальном развитии человека как его наследственной основы (генов), так и условий среды обитания.
Оставляя в стороне собственно физиологические качества человека, авторы рассматриваемой работы делают упор на ту часть природных качеств, которую можно сформировать под влиянием тех или иных
внешних факторов. Так, содержание природных качеств в «Руководстве...» сводится к совокупности семи видов качеств: 1) политические качества; 2) идеологические качества; 3) способности; 4) коммуникационные качества; 5) моральные качества; 6) психические качества; 7) мыслительные качества [1. С. 87-92].
Под политическими качествами понимается политическая подготовка человека, включающая его политическую позицию, политическое поведение, политические предпочтения, политические взгляды, политический характер, политическую проницательность, политическое чутье и т.п. [1. С. 87]. Формирование политических качеств происходит под влиянием того положения в обществе, которое человек занимает, однако в то же время политические качества определяют поведение человека, обусловливают его действия [1. С. 87]. В структуре природных качеств человека политические качества занимают центральное место, выступают своего рода ориентиром для других природных качеств: если они правильные, то ум и талант человека получают правильное развитие, приносят пользу обществу, если же нет, то умственные способности человека могут быть использованы во вред обществу [Там же].
Идеологические качества - это воззрения человека на мир, на общество, его идейная позиция, теоретическая подготовка и др. [Там же]. Идеологические качества - это также достаточно важная составляющая в структуре природных качеств человека, играющая важнейшую роль в процессе формирования и развития других его качеств. Они даже являются своего рода фундаментом политических качеств: нет хороших идеологических качеств, нет глубоких знаний марксистской теории, невозможно иметь твердую политическую позицию и правильную политическую ориентацию [1. С. 88]. Идеологические качества являются также основой для познавательных способностей человека и других качеств [Там же].
Способности идеологи современного Китая определяют как знания и практические навыки, которыми необходимо обладать для занятия определенным видом деятельности. Основу способностей составляют знания, однако способности - это не просто знания, а их применение и проявление [1. С. 88].
Способности представляют важную часть человеческих природных качеств, играют весьма важную роль в
деле познания и преобразования мира. Какие у человека природные качества - высокие или низкие, в очень большой степени определяется тем, высокие или низкие у него способности [1. С. 89].
Способности и знания, как подчеркивают авторы работы, также являются своего рода фундаментом для других природных качеств: если у человека нет достаточных знаний и способностей, не смогут в полной мере проявиться его политические идеалы и политические стремления [Там же].
Что касается коммуникационных качеств, то это база, необходимая человеку для осуществления взаимодействия с другими людьми. Коммуникационные качества охватывают способность изъясняться устно, способность изъясняться письменно, способность воспринимать информацию, способность идти на контакт, организаторскую способность, способность поддерживать знакомство, способность соблюдать правила общения, а также притягательность, заразительность, влиятельность и др. [Там же].
Как указывается в «Руководстве.», для руководящих работников коммуникационные качества представляют особую важность: нет определенных организаторских способностей и силы убеждения - невозможно организовать массы и руководить ими, нет способности идти на контакт, поддерживать знакомство -невозможно объединить людей и поддерживать связь с ними, нет способности воспринимать информацию -невозможно овладеть большим объемом знаний и материалов и принять научно обоснованные меры [1. С. 89-90].
Моральные качества рассматриваются как совокупность поведенческих норм, на которых строятся отношения между людьми, а также между отдельным человеком и обществом. Моральные качества включают в себя этические взгляды, моральный дух, моральные нормы, формируя служебную и профессиональную этику, семейную этику, общественную мораль и др. [1. С. 90]. Среди природных качеств человека моральным качествам также отводится важное место, поскольку они считаются некой сдерживающей силой, способной изнутри регулировать поведение человека, а также в определенной степени обеспечивать правильное направление развития других природных качеств [Там же].
Важным видом природных качеств, как подчеркивают идеологи современного Китая, являются и психические качества. Понятие психики здесь употребляется в узком значении и главным образом включает в себя чувства, волю и другие нерациональные элементы [Там же]. Чувства охватывают настроение (например, радость, печаль, воодушевление, энтузиазм) и отношение (например, симпатия и антипатия, честь, покорность и т.д.). Воля объединяет в себе твердость, упорство, решимость, самообладание, непоколебимость и др. [Там же]. Психическим качествам отводится важное значение как в контексте других природных качеств, так и в контексте индивидуального развития человека. Особо подчеркивается, что такие психические качества, как пыл, энтузиазм, твердость, решимость, самообладание и некоторые другие, просто необходимы для осуществления успешной руководящей деятельности [1. С. 91].
Мыслительные качества - это способность человека рационально мыслить, включающая в себя собственно мыслительные способности и методы мышления. Мыслительные способности подразделяются на способность к анализу, способность к суждению, способность к умозаключению, способность к абстрагированию, способность к обобщению и др. Методы мышления -это способы, посредством которых человек рационально мыслит, они представлены, например, статическим и динамическим мышлением, стратегическим и тактическим методом и др. Мыслительные качества считаются важными природными качествами человека как биологического вида, необходимыми для его познавательной и практической деятельности [1. С. 91].
Таким образом, категория «природные качества», как видно из её содержания, представленного выше, подвергается в идеологии современного Китая достаточно глубокому анализу.
Говоря об идейных истоках формирования данной категории, необходимо иметь в виду два обстоятельства:
- во-первых, связь современного китайского общества с социалистическими и коммунистическими принципами;
- во-вторых, влияние на современную идеологию Китая традиционной китайской философии, в которой вопрос о природной основе человека рассматривался достаточно широко.
Что касается влияния социалистических и коммунистических идей на формирование категории «природные качества» человека, то интересно отметить тот факт, что сами идеологи современного Китая называют своим идейно-политическим кредо марксизм. В их трактовке категории «природных качеств» человека действительно можно видеть влияние раннемарксистских представлений о сущности человека как «совокупности всех общественных отношений».
В рассматриваемой работе даже имеется ссылка на марксизм, который, как отмечают авторы, «считает, что человеческие природные качества - это продукт общественной истории». Для раскрытия и подтверждения данного тезиса в работе даются следующие пояснения: изначально природные качества «ребенка-волчонка» мало чем отличаются от природных качеств обычного ребенка, однако из-за того, что он оказывается оторванным от общества и общения, его природные качества лишаются возможности для развития [1. С. 85-110].
Влияние марксистско-ленинской теории подтверждается не только прямым указанием на это авторов рассматриваемой работы, но и самим содержанием категории «природные качества». В достаточно сильной степени оно перекликается с характеристиками личности социалистического типа, коммунистически воспитанного человека, представленными в советской литературе: «Социалистический тип личности характеризуют такие черты, как коммунистическая идейность, проявляющаяся в коллективизме, интернационализме, высокой социальной ответственности, творческое отношение к труду, стремление к самосовершенствованию, гуманизм в отношениях с другими людьми, высокая культура поведения, непримири-
мость к недостаткам» [2. С. 131]; человек, воспитанный на коммунистических идеалах (цель воспитания при социализме), - это «целостная личность, активный, общественный деятель, всесторонне образованный, обладающий научным марксистско-ленинским мировоззрением, высокой внутренней и внешней культурой, безупречными нравственными качествами; ему присуще чувство глубокой ответственности перед обществом и коллективом; он физически закален, эмоционально восприимчив, эстетически развит; способен управлять делами общества и своим собственным поведением, умеет строить жизнь по законам науки и красоты; к труду относится как к первой потребности жизни, способу наиболее полного творческого самоутверждения и развертывания способностей» [2. С. 110].
Марксистско-ленинское мировоззрение, лежащее в основе учения о личности социалистического типа, таким образом, действительно можно считать одним из идейных истоков формирования категории «природные качества» человека.
Однако идеологи современного Китая не ограничиваются простым перечислением тех качеств, которыми должна обладать личность в современную эпоху, а ставят вопрос глубже: что такое «природные качества» вообще и каково их содержание, т. е. пытаются понять природную основу человека, переводя вопрос уже на уровень философии.
Такая постановка вопроса сближает категорию «природные качества» человека с традиционной для древней и средневековой китайской философии категорией «природа человека» (син).
Анализ категории «природа человека» присутствует в работах практически всех теоретиков конфуцианства: Конфуция (551-479), Мэн-цзы (372-289), Сюнь-цзы (313-238), Дун Чжуншу (190(179) - 120(104)), Ян Сюна (53 г. до н.э. - 18 г. н.э.), Хань Юя (768-824), Чжу Си (1130-1200) и др. Под природой человека все они понимали природные качества человека, связанные с его психосоматической структурой [3. С. 273], т.е. его природную основу. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что сама постановка вопроса о природных качествах человека не нова для Китая, а, скорее, традиционна.
Вопрос о природе человека проходит через всю историю китайской философии как проблема соотношения природного начала человека с такими качествами, как добро (шань) и зло (э). На протяжении всей древней и средневековой истории Китая предлагались различные, зачастую противоположные, варианты решения данной проблемы.
Так, сам Конфуций, как считают исследователи, утверждал, что природа человека (син) нейтральна к добру и злу. Но он не отказывался от идеи преобразования человека. Согласно его концепции обычный человек, если он строго следует установленному дао, может стать цзюньцзы (благородным мужем), которому в учении Конфуция «отведена роль идеального человека, наглядного примера для подражания» [4. С. 188]. И, напротив, добровольно отказавшись от этого пути, человек превратится в сяо жэня, чей образ воплощает в себе все негативное в человеке [4. С. 207].
Последователь Конфуция Мэн-цзы был более определенен в оценке человеческой природы с этической точки зрения: по его мнению, природа, дарованная человеку небом, добра, а её злой характер приобретается лишь с обнаружением страстей. Природа человека подобна природе воды, и доброта также присуща ей, как последней - свойство течь вниз: «Среди людей нет таких, которые бы не стремились к добру, [так же как] нет такой воды, которая не стремилась бы [течь] вниз» [5. С. 124]. Но так как даже воду можно заставить течь вверх с помощью «преграды», то и человек под воздействием грубой силы внешнего вмешательства способен совершать плохие поступки [Там же]. Поэтому Мэн-цзы выступал против «насильственных методов воспитания, могущих, по его мнению, принести человечеству больше вреда, чем пользы» [Там же].
Люди, которые под влиянием страстей потемнили и извратили первоначально добрую природу, должны неуклонно наблюдать за своим внутренним миром и постоянно самосовершенствоваться [6. С. 79]. При этом Мэн-цзы подчеркивал, что каждый человек лишь сам может возвратить свою природу к её изначальной доброте и «ни для кого не закрыты двери сделаться таким же мудрым и святым, каким был император Шунь», сохранивший дарованную ему небом добрую природу в неприкосновенной целости и потому без учения обладающий всеми нравственными и умственными совершенствами [Там же. С. 79-80].
Тезис Мэн-цзы о доброте человеческой природы был подвергнут критике в трудах Сюнь-цзы. Свой трактат «О злой природе человека» Сюнь-цзы начинает утверждением, что «человек по природе зол», поскольку он «рождается с инстинктивным желанием наживы», «рождается завистливым и злобным», «рождается с ушами и глазами» и поэтому «его влекут звуки и красота» [7. С. 256].
Из природы человека и его стремления удовлетворить свои чувства происходит, по его мнению, «желание оспаривать и грабить, совершать то, что идет вразрез с его долгом, нарушаются все принципы, что ведет к беспорядку» [7. С. 256-257].
И если Мэн-цзы, как уже указывалось выше, протестовал против каких-либо насильственных методов воспитания, то Сюнь-цзы, напротив, именно с помощью воспитания и закона пытался воздействовать на человека, считал, что только соблюдение норм ритуала и выполнение долга способствует проявлению у человека уступчивости и делает его культурным, т.е. приводит к порядку [7. С. 257].
Таким образом, уже в древнем конфуцианстве были представлены различные решения вопроса о соотношении природы человека с добром и злом, и подобное отсутствие единого мнения по этому вопросу характерно для всего периода традиционного Китая.
Данное обстоятельство подтверждает тот факт, что природа человека была интересна китайским мыслителям не сама по себе, а как «рабочий материал», который необходимо понять, чтобы потом более результативно воздействовать на него в нужном направлении. Поэтому несмотря на отсутствие единства во мнениях относительно характера человеческой природы, все конфуцианцы в конечном счете признавали возмож-
ность искусственного воспитания в человеке добра и нейтрализации зла путем воздействия на него окружающей его социальной среды.
Подобная мотивация в постановке вопроса о природных качествах человека прослеживается и у идеологов современного Китая, о чем, в частности, свидетельствует тот факт, что анализ этой категории представлен не в психологической или философской литературе, а в литературе идеологической.
Задача, которую ставят современные теоретики-идеологи, - воспитание достойных руководящих кадров. Изучение же вопроса о природных качествах человека носит при этом, как и в конфуцианстве, прикладной характер.
Единая цель - построение идеального общества, преследуемая и конфуцианцами и современными китайскими идеологами, побуждает и тех и других обращаться к человеку, и глубже - к его природной основе.
Сам факт постановки этого вопроса, сам подход к человеку, мотивация интереса к нему, - все это позволяет сделать вывод о наличии неких традиционных констант, свойственных менталитету китайского народа в целом, и определить эти константы как ещё один идейный источник формирования категории «природные качества» в современном Китае.
Представленный анализ содержания категории «природные качества» (сучжи) человека подтверждает значимость данной категории в идеологии современного Китая, позволяет сделать вывод о том, что в целом эта категория укладывается в рамки общепринятых естественнонаучных представлений о ней, а также определить в качестве её идейных истоков марксистско-ленинское учение и традиционные константы, свойственные менталитету китайского народа, более раннее проявление которых обнаруживается, например, в идеологии конфуцианства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Чжун циннянь линдао ганьбу сучжи цзяоюй дубэнь (Руководство по воспитанию природных качеств молодых ганьбу Китая) / под ред. Ли
Цзюньжу. Бэйцзинь, 2001.
2. Научный коммунизм : словарь. М., 1983.
3. Китайская философия: энциклопедический словарь. М., 1994.
4. Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение и судьба. М., 1993.
5. ЗайцевВ.В. Конфуцианская концепция человека в философской мысли КНР // Философия и религия на зарубежном Востоке: ХХ в. М., 1985.
6. Попов П.С. Китайский философ Мэн-цзы. СПб., 1904.
7. Сюнь-цзы. О злой природе человека // Феоктистов В.Ф. Философские и общественно-политические взгляды Сюнь-цзы. М., 1976.
Статья представлена научной редакцией «Философия, социология, политология» 10 марта 2012 г.