Научная статья на тему 'Проблема природы человека в современной китайской философии'

Проблема природы человека в современной китайской философии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1882
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / MAN / ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА / КОНФУЦИАНСТВО / CONFUCIANISM / КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / CHINESE PHILOSOPHY / ДАОСИЗМ / TAOISM / МЭН-ЦЗЫ / СУНЬ-ЦЗЫ / SUN TZU / ЧЖУАН-ЦЗЫ / CHUANG-TZU / HUMANITY / MENCIUS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Митькина Светлана Андреевна

В статье поставлена и решается задача изучения истоков формирования понятия природа человека, раскрытия понятия о предназначении человека, его счастье. Показывается современное состояние категории природы человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of Human nature in modern Chinese philosophy

The article investigates the origin of the notion of human nature, human destination and happiness, also focusing on the current state of reflection on the category of human nature.

Текст научной работы на тему «Проблема природы человека в современной китайской философии»

ФИЛОСОФИЯ

ПРОБЛЕМА ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

С. А. Митькина The problem of Human nature in modern Chinese philosophy

S. A. Mitkina

Аннотация: в статье поставлена и решается задача изучения истоков формирования понятия природа человека, раскрытия понятия о предназначении человека, его счастье. Показывается современное состояние категории природы человека.

Ключевые слова: человек, природа человека, конфуцианство, китайская философия, даосизм, Мэн-цзы, Сунь-цзы, Чжуан-цзы.

Abstract: the article investigates the origin of the notion of human nature, human destination and happiness, also focusing on the current state of reflection on the category of human nature.

Keywords: man, humanity, Confucianism, Chinese philosophy, Taoism, Men-cius, Sun Tzu, Chuang-tzu.

Начиная дискуссию о вопросе природы человека в современной китайской философии, необходимо учитывать два существенных факта: 1) влияние классической китайской философии (т. е. конфуцианства) и даосизма на современную идеологию; 2) влияние коммунистической идеологии.

Вопрос об изначальной природе человека отнюдь не нов для китайских философов. Еще со времен Конфуция мудрецы Поднебесной уделяли основное внимание человеческой сущности, пытались понять, какова она, как на нее необходимо воздействовать в целях совершенствования человека, каким образом, совершенствуя себя, можно влиять на других и т. д.

Детальный анализ данного вопроса можно найти Конфуция (551-479 гг. до н. э.), Мэн-цзы (372-289 гг. до н. э.), Гао-цзы (VI до н. э.) Сюнь-цзы (313-238 гг. до н. э.), Дун Чжуншу (II в. до н. э.), Ян Сюна (53 г. до н. э. — 18 г. н.э.), Хань Юя (768-824 гг.), Чжу Си (1130-1200 гг.) и многих других. Понимание природы человека древними учеными не сильно отличалось от современных представлений: все они, рассуждая о природе человека, по сути говорили о «природных качествах человека, связанных с его психосоматической структу-

рой» (Китайская философия, 1994: 273). Изучение природы человека на протяжении многих веков подразумевало детальный разбор взаимодействия человека с такими факторами, как Добро и Зло.

Среди последователей конфуцианской концепции можно выделить три основных взгляда: «Человек не добр, не зол», считал Гао-цзы; «Люди бывают и добрыми, и злыми», утверждал Мэн-цзы; другими мыслителями предполагалось одновременное наличие и добрых, и злых элементов.

Самым жестким, разительно отличающимся от остальных в этом вопросе, однозначно, был взгляд Сюнь-цзы, который полагал, что человек изначально зол. Однако он отнюдь не был ненавистником людей. Напротив, Сюнь-цзы считал человека вершиной мироздания, высшим существом на Земле. Тем не менее, этот статус человеку необходимо поддерживать, ведь никто сразу не рождается совершенномудрым. Все высшие качества человек обретает через образование и культуру. «Природа человека зла; его доброта обретается через обучение» (Фэн Ю-лань, 1998: 168).

Каково же предназначение у столь высокого существа на этой Земле? По данному вопросу мнения столь же неоднозначны. Кто-то говорил о необходимости постижения воли Неба, другие же, напротив, полагали, что земному существу не престало отвлекаться на подобные размышления, они лишь сбивают с толку, мешают сосредоточиться на главном: человек должен пытаться постичь земные законы, развивать свои знания о земных богатствах, учиться правильно их использовать. Сюнь-цзы писал: «Если мы отбросим то, что должен делать человек, и начнем размышлять о Небе, мы не поймем природы вещей» (там же).

В таком многообразии взглядов на природу человека, тем не менее, можно выделить одну схожую мысль, которая прослеживается практически у каждого мыслителя: человек не рождается высшим существом. Таким его делают знания, культура, самообразование и самосовершенствование: «У Неба — сезоны, у Земли — богатства, у человека — культура» (там же).

Интересно также и то, что понятие природа человека привлекало китайских мыслителей не само по себе, а, скорее, как исходный материал, как нечто, из чего можно «слепить» совершенномудрого, необходимо лишь понять, каким образом надо воздействовать на человека. Именно поэтому, конфуцианцы едины во мнении, что культивирование добра в человеке, равно как и уничтожение зла, происходит искусственным путем, через образование и науку.

То есть конфуцианский утопический идеал общества «Великого единения» !может быть достигнут путем воздействия на каждого в отдельности члена социальной среды. «[Тот, кто] в состоянии полностью развить свою природу, стоянии полностью развить природу [всех] людей. [Тот, кто в состоянии полностью развить природу [всех] людей, в состоянии полностью развить природу [всех] вещей. [Тот, кто] в состоянии полностью развить природу [всех] вещей, в состоянии помочь превращению и развитию [сил] неба и земли. Тот, кто в состоянии помочь превращению и развитию [сил] неба и земли, в состоянии составить с небом и землей триединство.» (Конфуцианский трактат ... , 2003: 39).

Факт, что процветание общества напрямую зависит от каждого его индивида, не вызывал сомнения у китайских философов древности. Именно затем и были придуманы мораль и многочисленные ритуалы, с помощью которых можно было обуздать желания простого народа. Когда желания индивида находятся в состоянии «чжун» (середины), т. е. когда его чувства уравновешены, в сердце царит гармония и мир. В трактате «Чжун Юн» также описывается понятие «великой гармонии», то есть охватывающей не только человеческое общество, но и весь Космос.

Таким образом, конфуцианский метод самосовершенствования предполагает единение человека с космосом. В представлениях всех конфуцианцев можно найти одну общую идею: необходимо совершенствовать внутреннюю культуру человека, распространять любовь, подавлять эгоистические стремления, следовать морали.

Даосы же верили в освобождение разума, которого можно достичь путем «отбрасывания знаний». Для этого необходимо стереть границы между «этим» и «тем», начать олицетворять себя со всем, что есть вокруг. Человек, как и все иное на Земле, является частью Космоса. Он пришел в этот мир после чудесного перевоплощения (энергия превратилась и стала духом, дух превратился и стал телом), чтобы продолжить перевоплощения на Земле, после последнего и которых, он неминуемо покинет этот мир. Именно понимание неминуемости

1 ДА ТУН (кит.— Великое единение, Великое равенство, Великое тождество/подобие) — термин китайской философии, имеющий два различных смысла: онтологический (преимущественно в даосизме) и социально-политический (преимущественно в конфуцианстве). Главный семантический компонент бинома «да тун» — иероглиф «тун» («[объединение», «одинаковость», «равенство», «совместимость», «совпадение», «подобие», «тождество») вместе со своим антонимом «и» («различие», «инаковость», «непохожесть», «неподобие», «чуждость», «странность», «необычайность») образует пару важнейших категорий китайской классической философии. Методологическая специфика «тун» — в недифференцированном представлении логически принципиально различных понятий подобия и тождества (Да тун, Электр. ресурс).

ухода из этого мира является залогом счастья человека на Земле. И чем глубже человек развивает в себе это понимание, тем меньше в нем остается раздражения, страха, ненависти, зависти, тем тоньше он начинает понимать природу вещей, тем безмятежнее и спокойнее он становится. Совершенномудрым, или абсолютно счастливым, считается человек, полностью постигший природу вещей, то есть полностью отождествляющий себя с Космосом. Таким образом, получается, что источник счастья для даосов заключается в мудрости, правильном понимании вещей. Совершенномудрый понимает, что природа любой вещи, включая человека, конечна, и сознание конечности более не огорчает его. «Космос — единство всех вещей». (Чжуан-цзы, 1995). Понявший это воспринимает себя как часть мироздания, часть всего живого, он уже не признает своего собственного я, эго не властно над ним. Космос вечен, и совершенномуд-рый, следовательно, бессмертен, поэтому мысли о неизбежной кончине человеческого тела не беспокоят его.

Цель построения идеального общества взаимного благоденствия, преследуемая конфуцианцами, как, впрочем, и даосами, ничуть не чужда и китайским идеологам современности. Равно как их древние предшественники, мыслители XXI века постоянно обращаются к идейным истокам человека — его природным качествам, социальному стержню, с тем, чтобы понять современное общество, найти пути к его совершенствованию и процветанию. Подобное сохранение интереса к человеку, как таковому, его природе, сам факт ее глубинного исследования может свидетельствовать о наличии традиционного подтекста в современной идеологии. Можно утверждать, что традиционный склад ума свойственен менталитету современного китайского общества.

Несмотря на свою явную традиционность, вопрос о природе человека впитал в себя некоторые инновации. На сегодняшний день китайскими исследователями: философами, социологами, психологами написано немало трудов, посвященных изучению природы человека, описанию качеств, необходимых современному человеку, чтобы правильно функционировать в социуме, приносить пользу не только себе и своей семье, но и своему народу, государству и, более глобально, Космосу, частью которого мы все, по-прежнему, остаемся.

Одной из подобных работ является «Руководство по воспитанию природных качеств молодых руководящих кадров Китая» (Чжун циннянь ... , 2001). В данной работе акцентируется тот факт, что, хотя природные качества человека являются врожденными не в полной мере, в их основе лежит то, что дается человеку от природы (там же: 85). Ученые полагают, что материальная основа человека, то есть его физическое тело, является фундаментом для развития его природных качеств, которые, хоть и закладываются природой от рождения, тем

не менее должны постоянно совершенствоваться путем практики, образования, воспитания и саморазвития.

Китайские ученые признают, что на природную основу человека влияет не только мистическая воля природы, чрезвычайно важны также такие компоненты, как семья, окружение, климат и, в особенности, воспитание. Именно с помощью правильного подхода в воспитании и образовании можно не только совершенствовать ярко выраженный талант, но и найти и развить менее очевидные способности.

Авторы вышеуказанного «Руководства.» после глубокого анализа категории «природные качества человека» выделают семь, по их мнению, самых важных качеств, необходимых молодому успешному человеку, живущему в современном социуме.

1) Политические качества. Под политическими качествами человека, которые кстати стоят на первом месте по важности, подразумевается политическая подготовка индивида, его идейные взгляды, оценка текущей ситуации в стране и в мировом обществе, политическое чутье и проницательность;

2) Идеологические качества включают в себя совокупность теоретических познаний человека, его взглядов на мир, общество, его идеи, идеалы, стремления и т. д. Составителями «Руководства.» подчеркивается, что данная категория является основой для формирования и развития человеческого существа, его остальных природных качеств;

3) Способности. Под способностями подразумеваются теоретические знания и практические навыки, необходимые человеку для занятия тем или иным родом деятельности. Знания — это основа способностей, однако они должны подкрепляться практикой и опытом. Без глубоких знаний невозможно развивать способности, формировать идеологические и политические качества. Способности также чрезвычайно важная категория в данном списке. Духовная ценность человека, его роль в развитии общества и государства зависит именно от его способностей;

4) Коммуникационные качества — это предрасположенность индивида к взаимодействию с другими людьми. Они включают в себя умение изъясняться в письменной и устной форме, расположить к себе собеседника, правильно донести и воспринимать информацию. Сюда также относятся организаторские способности, умение идти на контакт, общительность, притягательность, умение убеждать и т. д. Коммуникативные способности чрезвычайно важны в современном мире, т. к. это фундамент, необходимый для осуществления общения между людьми. Хорошие коммуникативные способности — залог успеха в XXI веке;

5) Моральные качества, т. е. моральная основа человека, являют собой некую совокупность поведенческих норм, необходимых для формирования правильного общения между человеком и обществом. При помощи моральных норм выстраиваются семейная и профессиональная этика, вырабатываются нормы поведения индивида в социуме. Моральные качества — это некая сдерживающая сила, способная контролировать поведение человека в обществе, обуздать его эгоистические порывы, усмирить жажду материальных благ и т. д. Сильные моральные качества обеспечивают гармоничное развитие других категорий, указанных в данном списке;

6) Психические качества. Под психическими качествами подразумеваются такие психические явления, свойственные человеческому существу, как чувства, настроение, сила воли, отношение и т. д. Подчеркивается, что в воспитании руководящих кадров особенно важно развивать такие психические качества, как твердость, упорство, самообладание, энтузиазм и т. п. ;

7) Мыслительные качества — это основа человека, как биологического вида. Именно способность мыслить отличает человека от животного. С помощью мыслительных способностей человека формируются его познавательная и практическая деятельность, идейные взгляды, моральная основа и т. д.

Нельзя забывать, что на формирование понятия природа человека в современной китайской философии, помимо традиционного мышления, сильное влияние оказала и коммунистическая идеология. Об этом свидетельствует постановка таких категорий, как политические и идеологические качества во главу списка важных качеств человека. Тем не менее, очевидно, что природа человека, его предназначение в этом мире, способы его развития и совершенствования были и остаются главной темой для изучения с самого момента зарождения китайской традиционной философии, на протяжении многих веков ее развития и по сей день.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Китайская философия (1994). Энциклопедический словарь. М. : Мысль.

652 с.

Конфуцианский трактат «Чжун Юн» (2003). Переводы и исследования / сост. А. Е. Лукьянов; отв. ред. М. Л. Титаренко. М. : Вост. лит. 247 с.

Да тун [Электронный ресурс] // Новая философская энциклопедия. Институт философии Российской академии наук. URL: http://iph.ras.ru/elib/0904.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: 17.11.2014).

Фэн Ю-лань (1998) Краткая история китайской философии / пер. с кит. Р. В. Котенко, науч. ред. Е. А. Торчинов. С-Пб. : Евразия. 376 с.

Чжуан-цзы (1995) / пер. В. В. Малявина. М. : Мысль 59 с.

Чжун циннянь линдао ганьбу сучжи цзяоюй дубэнь (Руководство по воспитанию природных качеств молодых руководящих кадров Китая) / под ред. Ли Цзюньжу. Бэйцзинь, 2001. (На кит. яз.).

Митькина Светлана Андреевна — аспирант кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 3. Тел.: +7 (499) 374-61-81. Эл. адрес: wtop@mail.ru. Научный руководитель — д-р филос. н., проф. А. Э. Воскобойников.

Mitkina Svetlana Andreevna, Postgraduate student, Department of Philosophy, Cultural studies and Political science, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russia. Tel.: +7 (499) 374-61-81. E-mail: wtop@mail.ru. Research advisor — Doctor of Philosophy, professor A. E. Voskoboi-nikov.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.