Гуманитарные исследования. История и филология. 2023. № 10. С. 49-58. Humanitarian Studies. History and Philology. 2023. No. 10. P. 49-58.
Научная статья УДК 81'23
doi: 10.24412/2713 -0231 -2023 -10-49-58
КАТЕГОРИЯ МАНИПУЛЯЦИИ: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ Анастасия Александровна Костарева
Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия, [email protected]
Аннотация. В данной работе анализируется ряд основных понятий философии: категории, сознательное и бессознательное и связанная с ними теория манипуляции. Выделяются ее основополагающие моменты и способы защиты от негативного воздействия на «бессознательное». Сложность изучения проблемы бессознательного заключается в том, что пока бессознательные процессы не переходят в область сознания, о них нельзя ничего сказать. Зная, что бессознательное проявляется через речь, поведение человека, его сны, можно сказать, что эти моменты сложно зафиксировать. И как следствие возникает проблема изучения бессознательных процессов человека. Но, несмотря на это, ученые не отрицают, что бессознательное является базовой частью психики человека. Вся сознательная деятельность человека в первую очередь проходит бессознательный уровень психики и только потом формируется на уровне сознания. Бессознательное играет не последнюю роль в содержании субъективной реальности. Недооценивая значимость бессознательного в жизни общества, наука не может объективно рассматривать субъективную реальность. Особенно сегодня, когда мы живем в эпоху, которая очень точно определена как время информационного взрыва. Именно эта эпоха - эпоха больших требований к психике человека. Информационные процессы в повседневной жизни общества «требуют» от сознания и бессознательного человека небывалой стойкости и выносливости. Чтобы устранить отрицательное влияние (а это влияние воплощается, прежде всего, в попытках определить социальную силу манипуляции сознанием и бессознательным человека) необходимо знание и понимание основных психических состояний человека и наиболее распространенных методов манипуляции бессознательным человека.
Ключевые слова: категория, бессознательное, категория манипуляции, структура, содержание. Для цитирования: Костарева A.A. Категория манипуляции: структура и содержание // Гуманитарные исследования. История и филология. 2023. № 10. С. 49-58. https://doi.org/10.24412/2713-0231-2023-10-49-58
Original article
THE CATEGORY OF MANIPULATION: STRUCTURE AND CONTENT
Anastassiia А. Kostareva
Perm State University, Perm, Russia, [email protected]
Abstract. This paper analyses a number of basic concepts in philosophy: categories, the conscious and the unconscious and the related theory of manipulation. Its fundamental points are highlighted and ways of defending against negative influences on the 'unconscious'. The difficulty in studying the problem of the unconscious lies in the fact that until the unconscious processes pass into the field of consciousness, nothing can be said about them. Knowing that the unconscious manifests itself through speech, human behaviour, dreams, one can say that these moments are difficult to fix. So, the problem of studying unconscious processes of a person arises. Nevertheless, scientists do not deny that the unconscious is the basic part of
© Костарева A.A., 2023
human mentality. All human conscious activity first of all passes through the unconscious level of psyche and only then is formed at the level of consciousness. The unconscious plays no small part in the content of subjective reality. Underestimating the importance of the unconscious in the life of society, science cannot consider subjective reality objectively. Especially today when we live in an epoch that has been very accurately defined as the time of information explosion [The analytical journal Left Politics 2014: 15]. This very epoch is the epoch of great demands on the human psyche. Information processes in everyday life of society "demand" from consciousness and unconsciousness an unprecedented firmness and endurance. To eliminate the negative influence (and this influence is embodied, first of all, in attempts to determine the social power of manipulating human consciousness and unconsciousness) it is necessary to know and understand basic psychic states of a person and the most common methods of manipulating human unconsciousness
Keywords: category, unconscious, manipulation category, structure, content.
For citation: Kostareva A.A. The category of manipulation: structure and content. Humanitarian Studies. History and Philology. 2023;9:49-58. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2713-0231-2023-10-49-58
«Весь мир - театр.
В нём женщины, мужчины - все актёры.
У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль» В. Шекспир
Введение
Сегодня данное четверостишие актуально как никогда, только интерпретировать его следует не через круговорот человеческих жизней, а в контексте проблемы манипуляции сознательным и бессознательным человека. Ведь с помощью определенных методов и приемов можно сформировать не только ложное видение окружающего мира, но и навязать человеку определенные роли, которые он будет исполнять, сам того не подозревая.
Сегодня мы живем в открытом информационном обществе, где любую интересующую информацию можно найти на Интернет-ресурсах или в средствах массовой информации. Но несмотря на всю доступность и открытость, мы сталкиваемся с сокрытием действительно важной информации. У людей, которые легко поддаются воздействию, формируется ложное (второе) сознание, так как массированный поток информации влияет на их бессознательное.
Основная часть
Но прежде, чем перейти к анализу проблемы манипуляции, следует разобраться с такими понятиями философии, как категория и «бессознательное». Первые упоминания учения о категориях мы можем встретить в философии Аристотеля. Древнегреческий философ рассматривает данную проблему как проблему соотношения содержания высказываний о некотором сущем с самим этим сущим [Аристотель 2015: 56]. С его точки зрения в высказываниях связываются понятия, выражающие общее в предметах, и только с их помощью мы понимаем, друг друга, когда говорим о единых предметах. Говоря о категориях, философ высоко оценивает их познавательную способность, но при этом низводит роль человека в процессе познания. Далее учение о категориях получило свое развитие в философии Канта и Гегеля. И. Кант дает следующее определение: категории - это всеобщие формы, в которых мы мыслим все воспринимаемое, априорные формы рассудка, упорядочивания нашего опыта [Кант 2012: 21].
Гегель же понимал под категориями развивающиеся способы полагания абсолютным духом своего предмета, всеобщие формы его саморазвития и самоопределения, как прочные узлы, служащие опорными и направляющими пунктами жизни [Ленин 2009: 85]. Для немецкого философа категории выступают только как духовные формы любого предмета. Однако наиболее полное и исчерпывающее учение о категориях мы можем встретить в марксистской философии. Согласно этому учению категории сформировались в процессе исторического развития познания, общественной практики. Их основой служит не активность духа, а развитие способов общения. В диалектическом материализме можно выделить основные пары категорий: материя и движение, время и пространство, качество и
количество, мера, единичное, особенное и всеобщее, противоречие, сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность. В своей необходимой взаимосвязи они образуют систему, воспроизводящую объективную, исторически развивающуюся взаимозависимость всеобщих способов отношения человека к миру. В марксисткой философии говорится, что категории представляют собой единство исторического и логического, движение от абстрактного к конкретному, от внешнего к внутреннему, от явления к сущности. Категории марксистской философии, как и любой другой науки не являются замкнутой системой, а представляют собой динамически развивающее понятие.
Категория - форма осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы и общества и мышления [Философский словарь 1986: 191]. Перейдем к рассмотрению категорий -«сознательное» и «безсознательное». Сложность изучения проблемы бессознательного заключается в том, что пока бессознательные процессы не переходят в область сознания, о них нельзя ничего сказать. Ведь структура личности гораздо сложнее, чем полагал 3. Фрейд. Поскольку диалектическому взаимодействию «сознательного» и «бессознательного» подвержены все ее структурные элементы - мировоззрение, самосознание, система ценностных ориентаций, моральных, эстетических норм и многое другое. Моральная сфера в большей степени демонстрирует отношения между сознательным и бессознательным. Характер выбора предпочтительных нравственных ценностей не всегда осознается их носителем (по крайней мере, до конца).
Бессознательное играет не последнюю роль в содержании субъективной реальности. Недооценивая значимость бессознательного в жизни общества, наука не может объективно рассматривать субъективную реальность. Чаще всего бессознательное проявляется через речь, поведение человека, и его сны. Основываясь на этом, можно сказать, что эти моменты сложно зафиксировать. И как следствие возникает проблема изучения бессознательных процессов человека. Но, несмотря на это, ученые не отрицают, что бессознательное является базовой частью психики человека. Вся сознательная деятельность человека в первую очередь проходит бессознательный уровень и только потом формируется на уровне сознания. Если рассматривать бессознательное в целом, то следует признать его принадлежность как к низшим уровням психического отражения человека, так и к высшим - сознанию.
Сознание - высшая форма отражения материального мира, которая возникает в результате бесконечного развития материи и осуществляется наиболее высоко организованной материей [Орлов 1966: 15]. Специфическая сущность сознания содержится в его идеальности. Эта идеальность заключается в следующем: «...Идеальное, - писал Маркс, -есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» [Маркс 2005: 96]. Однако идеальность выступает не единственным важным свойством сознания. Также оно имеет и другую, более важную сторону - объективное содержание, средством существования которого и выступает идеальность. На этом уровне сознание выступает как субъективный образ объективного мира [Орлов 1966: 21]. Сознание рассматривается как единство двух сторон: субъективной формы и объективного содержания. Объективное содержание - это все то, что заимствовано, перенесено сознанием из внешнего мира, то есть тождественно с ним. Субъективная реальность как целостность, охватывает психику, начиная от дорефлексивных форм, и завершая сознанием, как высшей формой бытия психического. Пронизывая все содержание психического, такая реальность представляет собой диалектическое единство противоположных сторон - сознательного и бессознательного, где выражена вся гамма проявлений бессознательного.
В широком смысле субъективное можно определить как такую сторону сознания, которая отличает последнее от внешнего мира, или, иначе, как то, что остается в сознании «за вычетом» всего заимствованного извне объективного содержания [Орлов 1966: 23]. Субъективное имеет, несколько сторон и аспектов. Одной из наиболее важных сторон субъективного выступает непосредственная данность явлений сознания их владельцу. Ощущения, восприятия, понятия, переживания, чувства и т. д., как таковые, непосредственно
даны только их владельцу («закрытый сад») и не могут непосредственно восприниматься внешним наблюдателем. Непосредственная данность субъекту и закрытость для внешнего наблюдателя - одно из фундаментальных свойств психики, обусловливающее ее важнейшие особенности. Благодаря этому свойству возникает внутренний мир человека, духовный мир, который приобретает большую автономность и, следовательно, способность к свободному творчеству. Субъективное отображает и познает внутренний мир человека. Познавая объективный мир в форме объективного содержания своего сознания, человек одновременно познает самого себя - в форме субъективной стороны своих ощущений, понятий, теорий.
Исходя из проанализированного материала, следует, что бессознательное - это часть субъективной реальности, а также все те потенции (способности и возможности), заложенные в человеке в ходе бесконечного развития материи и общества в целом, включая его историческую память, которые он не успевает реализовывать в силу конечности своего опыта. Другими словами, бессознательное есть универсальная часть структуры психики человека, как микрокосма, как единства конечного и бесконечного [авторское определение]. Далее в бессознательном можно выделить следующие свойства: 1) оно идеально; 2) вторично; 3) часть субъективной реальности; 4) не является биологическим элементом психики. Бессознательное следует рассматривать, как часть социальной реальности, так как оно выступает обратной стороной сознания, диалектической парой.
Говоря о бессознательном, следует выделить и его структуру. Один из ее вариантов был предложен Пермской философской школой. В анализе структуры бессознательного представители данной школы опираются на то, что оно является низшим по отношению к сознанию. Высшие формы всегда содержат в себе материал низших, образуясь из них, с прибавлением чего-то нового. Сознание, как высшая форма, задает направление реализации бессознательных процессов. Однако бессознательное, как низшая форма, «прорывается» через сознание и проявляется в психической деятельности человека через сновидения, некоторые неконтролируемые движения, оговорки.
Вообще сознание и бессознательное являются диалектически связанными противоположностями. Сознание есть действительность, а бессознательное, в таком случае -возможность. Если же говорить о структуре психики человека, то, с точки зрения диалектического материализма, она состоит из 3 частей: 1) биопсихика человека - это высшая ступень развития биопсихики животных, которая формируется уже в процессе жизнедеятельности человека; 2) бессознательное - совокупность психических процессов и явлений, в отношении которых отсутствует контроль сознания; 3) сознание - высшая форма отражения объективной реальности, представляющая собой триединство разума, чувства и воли.
Основываясь на этой иерархии, можно сделать вывод, что бессознательное является идеальным, а также формой отражения материального мира, только уже на таком уровне, на котором человек не может его контролировать, оно как бы остается за рамками осознаваемого. Далее основываясь на структуре субъективной реальности, можно выделить следующие проявления сознательного и бессознательного в жизни общества:
1) Преобладание неосознанности на уровне обыденного и теоретического отражения действительности. Здесь преимущественно протекание общественно-психологических процессов и существует с момента становления человеческого общества, проявляясь уже в фетишистских формах отражения древних людей. Первобытный человек еще не вычленял себя из окружающего мира, а посему отсутствовала способность различения субъекта и объекта. В процессе развития сознания первобытных людей преобладающей отражательной особенностью оставалась неосознанность. Даже миф с его попыткой как-то осмыслить, осознать действительность представлял поле бессознательности. Испанский ученый Ф. Кабреро не без оснований полагает, что в мифе зафиксированы бессознательные и иррациональные уровни человеческой жизни. Причем он связывает эти особенности мифа не только с архаической эпохой существования человечества, но и полагает, что в наше время идет процесс мифологизации всего бессознательного и иррационального [Кабреро 2009: 54]. Мифы могут быть выражением бессознательного содержания психики. Описанные в них
институты могут изображать противоположность действительности. Это видно на примере северо-индейского мифа об Асдивале. В нем Waux обозначено как наследство отцовских охотничьих угодий, в то время как другие тексты и непосредственные наблюдения свидетельствуют, что собственность мужчины, включая его охотничьи угодья, переходит сыну его сестры, что означает наследование от мужчины к мужчине по материнской линии [Леви-Стросс 2009: 78]. Чтобы понять миф, необходимо учитывать бессознательный характер мифотворчества его создателей. В свою очередь, чтобы понять содержание бессознательного творцов мифа, нужно знать те факторы, которые породили его, то есть, в конечном счете, учитывать социально-исторические условия его возникновения.
2) Осознанность на уровне обыденного сознания, неосознанность на теоретическом уровне. Этот этап характеризуется несистематизированным, поверхностным отражательной активности субъекта. Включаясь в общественное действие, всякий индивид в целом остается сознательным существом. Но понимание этого действия при наличии осознанных целей, предвидимых результатов может оставаться на уровне обыденного сознания, не поднимаясь до теоретического. Таково бессознательное в сфере экономических отношений. В работе «Материализм и эмпириокритицизм» В.И. Ленин правомерно обращает внимание на то, что хозяйственная жизнь людей полностью не охватывается сознанием: «Из того, что вы живете и хозяйничаете, <...> производите продукты, обмениваете их, складывается объективно необходимая цепь событий, день развития, независимая от вашего общественного сознания, не охватываемая им полностью никогда» [Ленин 2009а: 345]. Также бессознательное на этом уровне относится и к правовой сфере. Здесь, как правило, акцент делается на сознательной стороне бытия личности. В результате бессознательные проявления человеческой активности оказываются вне поля зрения. При этом они играют заметную роль во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в правовой сфере.
3) Осознанность на теоретическом уровне, неосознанность на уровне обыденного сознания. Бессознательное в области идеологии представляет собой разновидность бессознательного переходного типа от обыденного уровня к теоретическому и может принадлежать каждому из уровней в зависимости от конкретных условий. Понятие, бессознательное часто сливается с общественной и массовой психологией. Данное явление характеризуется ее основными чертами и интенсивно выражается неосознанностью всех видов активности социального субъекта. Наличие индивидуального бессознательного дает возможность манипулировать психикой масс, ориентировать ее в определенном направлении. Соотношение сознательного бессознательного реально в процессе взаимодействия субъектов. Проявляясь в различных социальных движениях эти представления, переходят с уровня идеологии на уровень общественной психологии. П.А. Матвеев, анализируя этот вопрос, пишет следующее: «любое политическое движение не обладает однородным политическим сознанием, ибо в нем можно выделить сознание теоретиков-идеологов, сознание руководителей и сознание масс» [Матвеев 2002].
4) Осознанность на обоих уровнях общественного сознания. На этом этапе субъект, осознавший свои возможности, суть происходящего, свое место в нем, обладающий адекватным самосознанием своей сущности, имеет больше возможностей для успешной социально значимой деятельности. Осознанность в полном смысле понимается как историческая необходимость, понятая в достаточной мере. Конечно, объективная необходимость всегда «проложит себе дорогу». Благоприятность ее реализации во многом зависит от того, воспринята ли она осознанно как субъективная цель. Чтобы ставить такие цели, необходимо знать объективные законы развития, умело пользоваться ими, что возможно только при наличии субъекта деятельности и мышления, обладающего высокой степенью осознанности. Осознанность на обоих уровнях - идеал социальной осознанности, определяющий наибольшую эффективность функционирования общества, способствующий достижению максимальной рациональности [Бармашова 2006: 302].
Впервые проблема манипулирования бессознательным, была рассмотрена немецким философом Эрихом Фроммом. Мыслитель пишет, что «бессознательное» в принципе детерминируется обществом, причем происходит это двояким образом: общество подвергает
своих членов иррациональным потрясениям и одновременно снабжает их различными фикциями, с помощью которых истина деформируется и оказывается в плену у мнимой рациональности. Первым методом воздействия выступают мнения влиятельных людей. Обладатели авторитета и те, кто извлекают из него выгоду, стараются убедить народ в подлинности этой фикции и усыпить его способность к реалистическому, то есть критическому мышлению.
Эрих Фромм пишет, что существуют методы пропаганды, которые оболванивают людей, полностью разрушают способность к критическому суждению и «убаюкивают» сознание, сводя его до одномерного уровня. Фиктивная реальность, в которую они верят, заслоняет настоящую, которую они уже не способны понять и оценить. Следующим способом воздействия общества на бессознательное являются манипуляции и внушения. «В результате манипуляции и процедур по внушению индивиду определенных идей и доктрин с помощью целой системы поощрений, наказаний и идеологических ухищрений общество в целом решает эту задачу столь успешно, что большинству людей кажется, что они действуют по собственной воле» [Фромм 2012: 122].
Примером данной концепции выступает общество XXI («Общество потребления») века влияет на «бессознательное» индивидов и формирует у них ложные ценности и представления. Основы теории воздействия на «бессознательное», заложенные Эрихом Фроммом, продолжают развиваться и в современной науке. Манипуляция - «акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка» [Оксфордский словарь 2003: 69]. Современной науке известны две формы манипуляции: 1) явная, или биологическая - «применение электродов в «коррекции» поведения, лоботомирование, воздействие психотропными лучами или газами» [Кара-Мурза 2000: 167]; 2) неявная, или психологическая. Психологическая манипуляция - прием, с помощью которого оказывается влияние на широкие общественные слои, как бы создавая платоновскую «пещеру», так как данный вид манипуляции является более опасным.
В современном мире людей условно можно разделить на три группы: 1) те, кто признает факт манипуляции сознанием и поддерживает его. Они считают, что человек - это большой ребенок, следовательно, нуждается в мудром наставнике, который проведет его через бесконечный поток разнородной информации; 2) люди, которые знают о манипуляции, но выступают против нее, объясняя это тем, что свобода воли и незатуманенный разум человека суть большая ценность; 3) люди, которые вообще не догадываются о факте манипуляции сознанием и «бессознательным». Современное определение можно сформулировать следующим образом: манипуляция - программирование мнений и устремлений масс, их настроений и даже психического состояния с целью обеспечить такое поведение, которое нужно тем, кто владеет приемами манипуляции [там же: 140]. Объектом манипуляции выступают психические структуры человеческой личности.
Родовыми признаками этого феномена являются: 1) духовное, психологическое воздействие; 2) воздействие в неявной, скрытой форме. Под манипулированием в большинстве случаев следует понимать психическое воздействие, которое производится тайно, а следовательно, и в ущерб тем лицам, на которых оно направлено. Простейшим примером тому может служить реклама. «Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно» [там же: 64]; 3) наличие достаточно высокого уровня мастерства и знаний; 4) отношение к людям, сознанием которых манипулируют, не как к личностям, а как к вещам, потому что манипуляция - это часть технологии власти.
Условием успешной манипуляции является то, что подавляющее большинство граждан не желает тратить ни душевных, ни умственных сил, ни времени на то, чтобы просто усомниться в сообщениях. Во многом это происходит потому, что пассивно окунуться в поток информации гораздо легче, чем критически перерабатывать каждый сигнал. Манипуляция сознанием является историческим феноменом, который возникает только с формированием классового общества и, как следствие, государства, поскольку «государство,
есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим» [Оксфордский словарь 2003: 89]. Задача манипуляция заключается в изменении мнений, побуждений и целей людей в нужном власти направлении.
По многим признакам манипуляция общественным сознанием напоминает войну небольшой, хорошо организованной и «вооруженной армии» чужеземцев против мирного населения, которое к этой войне не готово. Иногда говорят даже, что манипуляция сознанием есть «колонизация своего народа» [Кара-Мурза 2000: 45]. Постепенно создавались системы «оружия» в этой особой войне, по мере накопления знания о человеке и его поведении, складывались доктрины манипуляции сознанием. Поскольку «война» эта тайная, и успех в ней определяется умением «колонизаторов» не допустить организованного сопротивления, главные доктрины манипуляторов излагаются в туманной, завуалированной форме, в связи с частными косвенными вопросами. Став частью буржуазных революций, манипуляция сознанием с самого начала получила щедрое финансирование класса собственников. Когда этот класс пришел к власти и создал свое принципиально новое буржуазное государство, деятельность по манипуляции сознанием получила поддержку и защиту государства. В этой «войне» можно выделить несколько основных этапов: 1) оказать давление на тех, кто руководит; 2) взять под контроль две главных сферы духовной деятельности человека: познание и общение; 3) устранить «... из сознания стабилизирующий блок традиций, что резко повысит уязвимость к манипуляции» [там же: 30]; 4) «отключить» более систематизированное и «рациональное» знание - историческую память. В этой памяти заложены сведения и символы, которые соединяют людей в обществе и обеспечивают наличие в нем общего языка и устойчивых каналов общения. После анализа теории манипуляции в общем виде переходим к методам манипуляции.
1) Прямая ложь. СМИ заменяют «политическую цензуру» (очевидное искажение информации) цензурой «психоаналитической» - они используют подпороговые культурные явления. Под этими явлениями в социодинамике культуры понимается постоянное искривление социокультурного пространства. Создается такая плотность потока захватывающих аудиторию сообщений и так полно отключается краткосрочная память, что разоблачение «вчерашней» лжи уже никого не интересует. Например: «США ввели санкции против ряда предприятий России в связи с будто бы нарушениями эмбарго на поставку военных технологий в Иран. В связи с этим 2016 г. состоялось заседание Комитета по международным делам Госдумы. Выяснилось, что никаких нарушений со стороны России не было, скандал был искусственно раздут прессой» [там же: 76]. Данный метод сегодня можно встретить и в философской, и научной среде. Он проявляется в отношении научного сообщества к экономической теории Маркса и всему марксизму в целом. Например: Збигнев Бжезинский в своей книге "Большой провал. Рождение и смерть коммунизма в двадцатом веке" пишет, что марксизм умер в конце XX в. Но в то же время, несмотря на констатацию смерти, отдает ему должное, отмечая, что марксистское понимание истории - часть мирового интеллектуального наследия [Brzezinski 1989: 20]. Либерально настроенные ученые считают марксизм не наукой, а идеологией, которая нацелена на подавление демократии и свободы, принижение эффективности рыночной экономики. Они отрицают фундаментальные политико-экономические идеи К. Маркса (трудовая теория стоимости, теория прибавочной стоимости и т.д.), подменяя их рыночными принципами (свободная хозяйственная деятельность, свободная конкуренция и т.д.) [Бузгалин 2016: 15]. Вся эта критика и «очернение» марксизма ведется с одной единственной целью - скрыть недостатки и провалы ныне господствующей экономической системы.
2) Не прямая ложь, а умолчание. Этот метод используется как в крупномасштабных кампаниях (например, умолчание цели реформы, сроков и социальной цены), так и в мелкомасштабных. Например, до сих пор вспоминают, как И.В. Сталин не поверил предупреждению Р. Зорге, о нападении Германии 22 июня 1941 г. В результате немцы оказались у Волги (из иных сообщений можно понять, что Германия и вовсе одержала победу в войне). Эта версия повторяется уже много лет, и при этом умалчивается о том, что немцы вели интенсивную программу дезинформации относительно планов начала войны с СССР. С самого начала 1941 г. в Генштаб ежедневно поступали агентурные донесения с
датой нападения - всегда с разной. Много таких донесений прислал и Зорге. Они раз за разом оказывались ложными, следовательно, сам он не имел возможности отличить истину от дезинформации [Кара-Мурза 2000: 105].
3) Умолчание цели, «цены» и сроков изменений. Важнейшим средством (и признаком) манипуляции сознанием в политике является умолчание цели проекта. Иными словами, политик, собирающий под свои знамена граждан, сознательно не говорит о цели своего «проекта», о том, что их ждет в том случае, если он с помощью их голосов (или действий) придет к власти. Вся его явная пропаганда сводится к обличению противника, причем к обличению главным образом его «общечеловеческих» дефектов. Например, попирает свободу, пьет народную кровь, обирает бедных, поощряет несправедливость, врет и т. д. Из всех этих обличений следует, что при новом режиме подобных зол не будет, а воцарится свобода, справедливость, нравственность, трезвость и т. д. [там же: 90].
4) Принижение значения проблемы. Подмена фундаментального, жизненно важного вопроса его второстепенной, частной стороной. Например, при продаже за бесценок Норильского комбината один из местных чиновников успокаивает недовольных граждан тем, что вырученные деньги пойдут на выплаты зарплат учителям [там же].
5) «Троянский конь». Данный прием представляет собой фрагментирование и постепенное внедрение необходимой манипулятору информационной установки, между или вперемешку с информацией нейтральной, объективной или не являющейся частью манипуляции [там же: 68]. Говоря о данном приеме, можно выделить несколько его особенностей. Во-первых, смешение нейтральной и манипулятивной информации сбивает логическое восприятие человека с привычного ритма и не дает ему трезво анализировать полученную информацию. Во-вторых, в построении манипуляции подобным образом смысл обсуждаемого предмета становится размытым и непонятным. Например, в информационных кампаниях начального периода «реформ» проводилась скрытая реклама США, капитализма, западных ценностей. Упоминания о «промышленно развитом западном мире», о преимуществах рыночной экономики перед плановой приводились в СМИ (в статьях, передачах и выступлениях отдельных лиц) регулярно. Но они были отделены друг от друга другими потоками информации, окружающими человека в современном мире. Причем начиналось с малого: что конкуренция эффективна и повышает качество товаров, что безработица стимулирует высокую культуру труда и т.п. Постепенно «градус повышался»: делались заявления, что «и нам так же неплохо бы сделать», «нужно вводить элементы рыночной экономики», «нечего нам с США соперничать - мы же так многому можем у них научиться» [Кара-Мурза, Смирнов 2009: 50].
Из этого следует, что США - оплот демократии и рай земной, а наша страна никуда не годна, отсталая и достойна полной перестройки. Эффективность этой манипуляции оказалась столь высокой, что многие до сих пор продолжают придерживаться таких взглядов. Любая политическая пропаганда имеет свои мировоззренческие корни, и наша - не исключение. Сегодня правительство вместе с официальными СМИ используют серую пропаганду, т. е. они доносят до людей правду, но где-то ее слегка искажают, а где-то просто скрывают суть.
Заключение
В своей основе бессознательное имеет три важных аспекта.
1) Эмоции. Они дают потенциальную возможность для осознания переживания, но эта возможность не всегда реализуется. Эмоция, являясь своеобразным индикатором обнаружения скрытой информации, сигнализируя о наличии бессознательного, сама по себе не всегда в состоянии раскрыть его содержание, а лишь сообщает о его наличии.
2) Язык жестов. «... человеческое тело не просто физическая вещь, но - орудие выражения неисповедимых тайн вечности. Тело и лицо человека - не физический факт, но зерцало всего бытия, откровение и выражение всех тайн, которые только возможны» [Лосев 2011: 70].
3) Практика. Источником бессознательного, как и сознательного, является практика, для конкретного человека - его жизненный опыт, как результат приобщения к культурно-историческому достоянию цивилизации. Именно практика является связующим звеном между «сознательным» и бессознательным.
Далее можно выделить ряд характерных черт, по которым можно определить, что происходит манипуляция: 1) особый язык: использование в своей речи политиками или дикторами малопонятных слов и языковых конструкций, вроде ваучера или секвестра -значит велика вероятность того, что идет манипуляция; 2) давление на эмоции: признаком манипуляции является явное давление на чувства; в данном случае целесообразно временно «очерстветь», постараться рационализировать свои эмоции; 3) сенсационность и срочность: это технология общего действия, обеспечивающая шум и необходимый уровень нервозности, подрывающей психологическую защиту; однако иногда создание искусственного фона сенсационности служит какой-то конкретной цели, чаще всего для отвлечения внимания; 4) повторение: можно заподозрить манипулирование сознанием, если вдруг начинают ежедневно освещать одну и ту же тему или употреблять одни и те же словесные комбинации; повторение действует на подсознание, а его контролировать практически невозможно; 5) дробление: политик, который манипулирует нашим сознанием, представляет нам вместо целостной проблемы ее маленькую часть, да и ее дробит на части -так, чтобы мы осмыслить целое и сделать выбор не могли или сделать это было бы очень не просто; проблему же можно представить в виде целостного организма, «у нее есть предыстория («родители»), она возникает и развивается, обретает «семью и потомков» -связанные с нею или порожденные ею проблемы; когда она будет разрешена («умрет»), начнется новый цикл, жизнь следующего поколения - будущее» [Кара-Мурза 2000: 15]; 6) прикрытие авторитетами: когда как довод в поддержку какого-то утверждения привлекается авторитет и уважение, завоеванные в совершенно иной, не связанной с этим утверждением сфере, речь скорее всего идет о манипуляции.
Список литературы
1. Аналитический журнал «Левая Политика» [Электронный ресурс]. № 22. 2014. URL: https://urss.ru/cgi-bm/db.pl?lang=Ru&blang=ru&page=Catalog&Hst=Series604 (дата обращения: 23.06.2016).
2. Аристотель. Категории. М.: АСТ, 2015. 520 с.
3. Бармашова Т.И. Проблема «бессознательного» в основных системах философского теоретизирования [Электронный ресурс]. Красноярск, 2006. URL: http://www.dsHb.net/soc-filosofia/problema-bessoznatelnogo-v-osnovnyh-sistemah-filosofskogo-teoretizirovanija.html (дата обращения: 23.06.2016).
4. Бузгалин А.В. Марксизм: к критическому возрождению [Электронный ресурс]. URL: http://www.intelros.ru/subject/figures/aleksandr-vladimirovich-buzgalin/ (дата обращения: 23.06.2016).
5. Кабреро Ф. Миф, «бессознательное» и символическое в творчестве. М.: Эксмо, 2009. 350 с.
6. Кант И. Критика чистого разума: М.: АСТ, 2012. 520 с.
7. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. СПб.: Алетейя, 2000. 1200 с.
8. Кара-Мурза С.Г., Смирнов С. Манипуляция сознанием 2. М.: Эксомо, 2009. 600 с.
9. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Проспект, 2009. 450 с.
10. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. Т. 18. М.: Эксмо, 2009.
2500 с
11. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. Т. 29. М.: Эксмо, 2009а. 1950 с.
12. Лосев А.Ф. Бытие - Имя - Космос. СПб.: Алетейя, 2011. 700 с.
13. Матвеев П.А. Политическая интуиция и мышление. Уфа: Эксмо, 2002. 120 с.
14. Маркс К. Капитал. Том первый. Послесловие ко второму изданию. К. Маркс, Ф. Энгельс, Собр. соч., изд. 2. Т. 23. 2350 с.
15. Оксфордский словарь. М., АСТ, 2003. 500 с.
16. Орлов В.В. Психофизиологическая проблема. Философский очерк. Пермь: Изд-во «Пермский университет», 1966. 120 с.
17. Философский словарь. М: Издательство политической литературы, 1986. 589 с.
18. Brzezinski Z. The Grand Failure. The Birth and Death of Communism in the Twentieth Centry. New York: Charles Scribner's Sons, 1989. X, 278 p. URL: https://www.amazon.com/Grand-Failure-Communism-Twentieth-Century/dp/0684190346 (дата обращения: 20.02.2023).
References
1. Analiticheskij zhurnal «Levaja Politika» [Analytical magazine "Left Politics"]. No. 22, 2014. (In Russ.). Available at: https://urss.ru/cgi-bin/db.pl?lang=Ru&blang=ru&page=Catalog&list=Series604 (accessed: 23.06.2016).
2. Aristotel' Kategorii [Aristotle Categories]. Moscow, AST, 2015. (In Russ.).
3. Barmashova T.I. Problema «bessoznatel'nogo» v osnovnyh sistemah filosofskogo teoretizirovanija [The problem of the "unconscious" in the main systems of philosophical theorizing]. Krasnojarsk 2006. In Russ.). Available at: http://www.dslib.net/soc-filosofia/problema-bessoznatelnogo-v-osnovnyh-sistemah-filosofskogo-teoretizirovanija.html (accessed: 23.06.2016).
4. Buzgalin A.V. Marksizm: k kriticheskomu vozrozhdeniyu [Marxism: towards a critical revival]. (In Russ.). Available at: http://www.intelros.ru/subject/figures/aleksandr-vladimirovich-buzgalin/ (accessed: 23.06.2016).
5. Kabrero F. Mif, «bessoznatel'noe» i simvolicheskoe v tvorchestve [Myth, "unconscious" and symbolic in creativity]. Moscow, Eksmo, 2009. (In Russ.).
6. Kant I. Kritika chistogo razuma [Critique of pure reason]. Moscow, AST, 2012. (In Russ.).
7. Kara-Murza S.G. Manipulyatsiya soznaniem [Mind manipulation]. Saint Petersburg, Aleteiya, 2000. (In Russ.).
8. Kara-Murza S.G. i Smirnov S. Manipulyatsiya soznaniem 2 [Mind manipulation 2]. Moscow, Eksomo, 2009. (In Russ.).
9. Levi-Stross K. Strukturnaya antropologiya [Structural anthropology]. Moscow, Prospekt, 2009. (In Russ.).
10. Lenin V.I. Materializm i empiriokrititsizm [Materialism and empirio-criticism]. Poln. sobr. soch. Vol. 18, Moscow, Eksmo, 2009. (In Russ.).
11. Lenin V.I. Materializm i empiriokrititsizm [Materialism and empirio-criticism]. Poln. sobr. soch. Vol. 29, Moscow, Eksmo, 2009. (In Russ.).
12. Losev A.F. Bytie - Imya - Kosmos. Peterburg: Aleteiya, 2011. (In Russ.).
13. Matveev P.A. Politicheskaya intuitsiya i myshlenie. Ufa, Eksmo2002. (In Russ.).
14. K. Marks. Kapital. Tom pervyi. Posleslovie ko vtoromu izdaniyu [Capital. Volume one. Afterword to the second edition]. Sobr. soch. Ed. 2, vol 23. (In Russ.).
15. Oksfordskii slovar' [Oxford Dictionary]. Moscow, AST, 2003. (In Russ.).
16. Orlov V.V. Psikhofiziologicheskaya problema. Filosofskii ocherk [Psychophysiological problem. Philosophical essay]. Perm', 1966. (In Russ.).
17. Filosofskii slovar' [Philosophical dictionary]. Moscow, Izdatel'stvo politicheskoi literatury, 1986. (In Russ.).
18. Brzezinski Z. The Grand Failure. The Birth and Death of Communism in the Twentieth Centry. New York: Charles Scribner's Sons, 1989. X, 278 p. URL: https://www.amazon.com/Grand-Failure-Communism-Twentieth-Century/dp/0684190346 (accessed: 20.02.2023).
Информация об авторе А.А. Костарева - соискатель, аналитик, управления научной и инновационной деятельности, Пермский государственный национальный исследовательский университет.
Information about the author A.A. Kostareva - Applicant, Analyst, Department of Scientific and Innovative Activity,
Perm State University.
Статья поступила в редакцию 20.02.2023; одобрена после рецензирования 20.03.2023; принята к публикации 25.05.2023.
The article was submitted 20.02.2023; approved after reviewing 20.03.2023; accepted for publication 25.05.2023.