Научная статья на тему 'Категория «Идентичность» в системе гуманитарной методологии'

Категория «Идентичность» в системе гуманитарной методологии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
131
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / СИСТЕМНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ / TECHNOLOGY / TECHNOLOGY OF HUMANITIES / IDENTITY / TYPOLOGY AND SYSTEMATIC CHARACTER OF IDENTITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тхагапсоев Хажисмель Гисович

Статья посвящена анализу смысловых границ и контекстов использования понятийного конструкта «идентичность». Обосновывается типология и системность идентичности, а их операциональность продемонстрирована на ряде примеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Category of identity in the methodology of the humanities

The article analyzes the semantic boundaries and contexts of the conceptual construct of identity. The typology and systematic character of identity are proposed and substantiated; the operationality of the concept is demonstrated through a series of examples.

Текст научной работы на тему «Категория «Идентичность» в системе гуманитарной методологии»

Х.Г. Тхагапсоев

КАТЕГОРИЯ «ИДЕНТИЧНОСТЬ» В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОЙ МЕТОДОЛОГИИ

Статья посвящена анализу смысловых границ и контекстов использования понятийного конструкта «идентичность». Обосновывается типология и системность идентичности, а их операциональность продемонстрирована на ряде примеров.

Ключевые слова: технология, гуманитарные технологии, идентичность, системность и типология идентичности.

Тотальная установка на технологии / технологические новации становится стратегией современного этапа социальной истории: технология ныне выступает не только в качестве демиурга форм жизнедеятельности, но и как фактор, диктующий цели, методы и ориентиры развития. В этом контексте и науки все чаще подразделяются на познающие / теоретические и прикладные / технологические. Более того, в науке само миропонимание становится едва ли не «технологическим»: мир видится и полагается не столько как предметные множества, требующие описания и объяснения, сколько как процессы и структурные трансформации, потенциальные технологии, освоение коих полезно. Это затрагивает и ценностные ориентиры познания - теперь интерес, скорее, представляет не знание само по себе, а те технологии, что в них «заключены»1.

В обрисованном контексте целью и формой бытия науки становится не только и не столько генерирование знания, сколько поиск «технологичных знаний» и порождение технологий, что относится также к наукам о человеке и социуме. Как бы оформляя и институционально закрепляя глобальный запрос времени на технологи-зацию научного знания, нарастают тенденции к переходу сферы образования на компетентностные принципы. Ведь компетенции

© Тхагапсоев Х.Г., 2011

являют собой не что иное, как «технологичные» формы организации знаний, призванные обеспечить практическую успешность обучаемого.

Очевидно, что ситуация глобального технологического вызова предъявляет к знанию требование эффективно трансформироваться в технологии. В отношении естественно-научного знания это достигается за счет его способности редуцироваться к многообразным формам прикладного (инженерного) знания, легко переводимого в конкретные технологические процессы преобразования вещества, энергии и информации. Иное дело социально-гуманитарное знание и его «перевод» в технологии. Здесь в качестве объекта технологического воздействия выступает сам человек, как цель -позиционировать его сознание «как надо»2.

Понятно, что в данном случае не приходится говорить о многообразии вариантов технологических решений. Единственно возможная форма гуманитарной технологии - это адресация сознанию человека знаний, подобранных и организованных определенным образом. Иначе говоря, реальной формой гуманитарных технологий является обращение знания в коммуникативных, интерсубъективных и интеракционных процессах, его обращение в актах идентификации смыслов и самосоотнесения человека с этими смыслами. Соответственно, гуманитарная технология может достичь своих целей лишь в том случае, если состоялась идентификация адресатом предъявленных ему смысловых посылов и пробуждена готовность адресата позиционироваться в их (посылов) интенциях. Таким образом, если инженерные технологии производят вещи, то гуманитарные продуцируют и легитимируют идентичности (ценностных ориентиров, поведенческих схем и норм, потребительских предпочтений, моды и пр.). Отметим также, что в потоке повседневности человек, как правило, не различает уровни своего познания реальности, а единственной его гносеологической потребностью является информация о подобии и различии объектов интереса (вещей, явлений, процессов) и риске принимаемых решений3.

Здесь заключение напрашивается само: идентичность выступает как главный ориентир действий человека в реально-бытий-ственном повседневном существовании.

В этом контексте понятна та активность, с которой социально-гуманитарные науки (особенно политология и этнология) апеллируют к категории «идентичность», хотя, как показывает анализ, смысловые границы, когнитивная операциональность и эпистемологический статус этой дефиниции пока еще не отрефлектированы должным образом. Данная работа является попыткой в какой-то мере восполнить этот пробел.

Любое понятие, как известно, суть единство различных аспектов, граней и моментов предмета понятия. Многообразие референтов и значений, соотносимых с понятием «идентичность» таково, что объемлет едва ли не все сферы бытия. Однако, как показывает анализ, существующие концепции, трактуя идентичность преимущественно в качестве формы и меры тождественности и самотождественности вещи, расходятся во взглядах как на спектр вещей, принципиально соотносимых с этим понятием в роли референта, так и на когнитивный статус этого понятия. В зависимости от того, как эти вопросы решаются, можно выделить три концепции идентичности4.

Первая, в которой ключевая роль отводится субъективному началу, соотносит идентичность лишь с ментально-психическими процессами самоотождествления индивида с некими образцами (эталонами, нормами, образами) социального и культурного бытия по поводу того, «кто он есть, с кем схож, кто - свой, кто - чужой».

Во второй идентичность предстает как нечто эссенциальное, онтологичное.

Третья концепция отличается тем, что за идентичностью видят нечто универсальное, предикативное: признаки, свойства, отношения и связи, выражающие самотождественность объекта или вещи любой субстанциональной природы (материальной, идеальной). При этом признаки и свойства, о которых идет речь, таковы, что могут быть объективированы и означены как некие маркеры, системно-целостная совокупность которых создает и выражает идентичность объекта.

Очерченные контуры смыслового поля рассматриваемой дефиниции показывают, что идентичность относится к числу общих, собирательных и абстрактных понятий весьма широкого плана и на нее может быть распространена существующая типология научных понятий с вытекающими из нее методологическими следствиями.

Однако дефиниция «идентичность» обладает и такими признаками, которые присущи «более крупным» формам знания. В частности, идентичность (этническая, например), выступая как теория, синтезирует в целостность знания определенные типы ментально-сти и социальности, психотипы и формы культуры, поведенческие схемы и ценностные установки, жизненные стратегии и темпораль-ности социума. В то же время идентичность (в сфере культуры) выражает некие формы регулярности: порядок, определенность, подобие. И наконец, идентичность способна функционировать в качестве предпосылочного знания, поскольку процесс социально-гуманитарного познания включает идентификацию объектов познания, изначально полагая некие «образы их подобия». При этом, как

показывает дискурсивная практика, идентичность фактически соотносится с любой формой бытия - от универсальных и формализованных логико-математических форм (конструкций) до уникальных и спонтанных форм самоощущения конкретного человека. К тому же идентичность выражает не только черты и признаки объекта, связи/отношения объектов и субъектов, но и то, как эти отношения интерпретируются субъектами познания и агентами действия. Таким образом, идентичность в своих смысловых границах коррелирует и «синтезирует» означающее и означаемое, символизируемое и символизирующее, объектное и субъектное, схватывая и выражая реаль-но-бытийственное и трансцендентное в их сложном, противоречивом и гносеологически подвижном единстве.

Эти обстоятельства должны быть учтены в типологии и системности идентичности, которые и создают реальные методологические предпосылки к оперированию этой дефиницией в общей системе форм и методов социально-гуманитарного познания.

Как известно, цель всякой типологии заключается в упорядочении наличного многообразия объектов (вещей, идей, смыслов, знаков) на основе неких идеально-типических построений, критериев. При этом в зависимости от способа построения различают два модуса типологии - эмпирический и теоретический5.

Особенности идентичности таковы, что ее типология требует сочетания указанных методов; они же (особенности) диктуют и набор критериев для ее построения. А главная особенность идентичности состоит в том, что она являет собой (выражает) некую форму регулярности бытия - самотождественность объекта или его тождественность некоему образцу (типу, модели, образу, эталону, парадигме). При этом данный тип регулярности отличается от прочих (скажем, закона) рядом особенностей: размытостью отображаемых связей/отношений, подвижностью границ их существования, а также условным характером этой регулярности (в частности, заданностью самих образцов идентичности). Учитывая сказанное и принимая во внимание соотношение объектного мира с идентичностью, можно выделить следующие ее типы:

- социальная (политическая, этническая, культурная, социе-тальная, религиозная, сетевая, клубная, корпоративно-групповая, профессиональная, субсоциумная);

- социоприродная (геополитическая, цивилизационная, ген-дерная, возрастная);

- природная (идентичность рода, вида, экосистемы, минерала, генома);

- ментальная (мода, парадигмы науки и художественного творчества, бренд).

Как уже подчеркивалось, идентичность выражает не только и ни столько объективно сущие (инструментально фиксируемые) формы регулярности, сколько такие, в которых субъективное начало (субъектный фактор) присутствует неустранимо, диктуя свои требования и к типологии. Так, если «геополитическое» понимать как конструкт сознания теоретика (а такое встречается), мы имеем дело с ментальным типом идентичности. Если же «геополитическое» трактуется как реальное порождение природно-географи-ческих, ландшафтных и культурно-цивилизационных факторов, то и тип его идентичности автоматически переходит в разряд социо-природных.

Идентичность, как известно, независимо от формы бытия являет собой некое системное образование - совокупность маркеров, паттернов, признаков, свойств, связей/отношений. Соответственно, в типологии идентичности должен быть учтен и тип ее системности. В этом плане речь может идти либо об иерархическом, либо о референциальном типе системности. Так, социальная идентичность, будучи сложной и многокомпонентной системой разновек-торных элементов, как правило, носит референциальный характер. Однако, как показывает опыт, она обретает иерархичность при наличии явно доминирующего элемента, к примеру глубокой религиозности. Иерархичны идентичности большинства молодежных субкультур, поскольку их строй задается доминирующим «фактором кумира». В то же время трудно себе представить причины, способные придать иерархический строй культурной идентичности человека светского склада, открытого космосу культурных смыслов и ценностей. К числу референциальных, вероятно, могут быть отнесены и такие формы социальной идентичности, как профессиональная, социетальная, культурная.

Поскольку идентичность суть система, следует учитывать и степень ее структурной однородности (гомогенности, гетерогенности). Очевидно, что этноидентичность, включающая в себя не только духовно-ментальные формы (язык, психотипы индивида, архетипы культуры), но и маркеры материально-вещественного плана (национальную кухню, дизайн костюма, хозяйственный быт) гетерогенна, в то время как ментальные и знаково-символиче-ские типы идентичности (как религиозная) гомогенны.

Понятно также, что типология идентичности должна как-то учитывать контекстный фактор бытия идентичности, поскольку в структуре идентичности существенное место занимает коннота-тивный элемент, обусловленный контекстом в самом широком смысле. При этом по степени зависимости от контекстного фактора, на наш взгляд, могут быть выделены по меньшей мере три типа

идентичности. Это контекстно-индифферентная (религиозная, например), контекстно-зависимая (культурная), контекстно-обусловленная (коммуникативная) идентичность.

Поскольку дискурсивная практика чаще всего апеллирует к социальной идентичности, соответственно, наибольшую детализацию в литературе получила ее системность. В частности, в широком ходу такие формы социального бытия, как политическая, этническая, культурная, религиозная, субкультурная и другие. При этом различают два уровня бытия социальной идентичности - персональную и собственно социальную (групповую). Но, как показывает анализ, и системность социальной идентичности далека от полноты. В частности, открытым остается вопрос о социеталь-ной идентичности, ее роли и месте в структуре социальной идентичности, как и вопрос о роли масштабного фактора. Различение микро-, мезо-, макро- и мегауровней пока не стало нормой в типологии идентичности. Исключением является политология, разрабатывающая категорию «макрополитическая идентичность»6.

Не решен и вопрос об унификации паттернов и маркеров социальной идентичности. В этом плане особенно характерна ситуация в этнологии, ее упорная тяга к сведению любого маркера этнично-сти к некоей исторической и культурной уникальности.

Между тем, как нам представляется, практически все возможные формы социальной идентичности (и этническая тоже) могут быть выражены и описаны достаточно полно на основе следующих типических универсальных маркеров (паттернов):

- архетипов культуры и социальности;

- социального времени/пространства (что явлено в характерных формах социальности);

- систем культурных форм и их знаково-символического мира;

- конструктивно-проективных интенций социума (в их специфике).

Занятия по выстраиванию типологий и системности категорий науки, увы, не отличаются увлекательностью. Но, как показывает опыт, любые недоработки в этом плане чреваты когнитивными издержками и мировоззренческими противоречиями.

Так, едва ли не нормой стало в ряду форм социальной идентичности числить, наряду с культурной и религиозной, также цивили-зационную, хотя ее следовало бы относить к типу социоприрод-ной идентичности. В то же время социетальная идентичность пока никак не соотнесена с социальной идентичностью. Круг огорчительных примеров этим не исчерпывается. В частности, в контексте полемики по проблемам российской национальной идентичности часто пишется и говорится о многоуровневой идентичности

и даже стратегиях ее достижения. На поверке же оказывается, что речь идет не о масштабно-уровневых, референциальных или иерархических отношениях, а о некоем «бутербродном» наслоении друг на друга идентичностей народов России, хотя подобная форма системности вообще не выявлена и неизвестна7.

Все это актуализирует проблематику операционализации категории «идентичность».

До недавнего времени казалось, что текучесть / изменчивость форм бытия, присущая нашей эпохе, схвачена в мироощущениях и языке постмодернизма, в ее решительно отменяющих интенциях - «постэкономика», «посткультура», «постчеловек». Однако нынешний кризис парадоксальным образом вернул человека к классическим основаниям рациональности бытия - к науке и технологической модернизации. Они вновь становятся опорой человека и истоком надежд. Едва ли алармистское «пост» соотносимо с оптимистично-проективными «start-up», ныне задающими контент времени/эпохи. Куда уместнее мера «идентичность» относительно грядущих социальных ценностей, культурных смыслов, политических и экономических институций, путей глобализации мира, способных обеспечить исторические перспективы человека.

Впрочем, у современной России есть и собственная «постситуация»: она проходит, судя по всему, один из сложнейших этапов своей истории - этап преодоления советского уклада жизни и далеко не во всем удачных реформ. Измерений у этой ситуации много, в числе коих и теоретические, философско-методологиче-ские. Дело в том, что с 1990-х годов в нашем теоретическом дискурсе установки на конструктивизм и проективность, обращенные к человеку, не пользуются популярностью. Это относится и к ряду прочих былых интенций «советской социологии». А в реальной действительности все обстоит совсем иначе: политические, рекламные и PR-технологии агрессивно-конструктивистского плана прочно обосновались на всем социальном пространстве. В этом плане особенно активна политология, продвигающая самые разные идеи и технологии социального конструирования, в том числе и российской национальной идентичности8.

Однако, как свидетельствуют факты, конструктивистская решимость политических технологов, увы, частенько превалирует над тем видом прояснения проблемы, которую способна обеспечить наука. Так, в книге, посвященной вопросам формирования российской национальной идентичности и адресованной широкой педагогической аудитории, не только обойден вопрос о структуре и системности социальной идентичности, но проводится и своеобразная идея о путях ее формирования. Эту идею можно понимать

следующим образом: при наличии в стране твердой властной руки из любого конгломерата людей способна родиться нация9.

А хотелось бы, чтобы прологом к действиям власти хоть в какой-то мере служила теория, привносящая рациональность в процессы строительства/обретения российской идентичности. На практике это означало бы проведение в стране такой политики (экономической, социальной, культурной), которая вызывала бы доверие и приятие россиян, а значит, содействовала бы тем самым их «самосоотнесению» и идентификации с ней (политикой).

Примечания

1 Юревич А.В. Асимметричное будущее // Вопросы философии. 2008. № 7. С. 76-84.

2 Юдин Б.Г. Наука и жизнь в контексте современных технологий // Человек. 2005.

№ 6. С. 5-17.

3 Касавин И.Т., Щавелев С.П. Анализ повседневности. М.: Канон+, 2004.

4 Тхагапсоев Х.Г., Гатиатуллина Э.Р. Идентичность: проблемы методологии //

Научная мысль Кавказа. 2010. № 4. С. 19-27.

5 Огурцов А.П. Типология // Энциклопедии эпистемологии и философии науки.

М.: Канон+, 2009. С. 984-985.

6 Малинова ОЮ. Символическая политика и конструирование макрополитиче-

ской идентичности // Полис. 2010. № 2. С. 90-105.

7 Жаде З.А., Куква Е.С., Шадже А.Ю. Многоуровневая идентичность. М.; Майкоп:

Качество, 2006.

8 Малинова ОЮ. Конструирование идентичности: возможности и ограничения //

Pro et Contra. 2007. № 3 (37). С. 38-47.

9 Тишков В.А. Российский народ. М.: Просвещение, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.