УДК 656.073:658.8
Категория «идеальный терминал»
как способ комплексной оценки логистического объекта О. Д. Покровская, Т. С. Титова
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, 190031, Санкт-Петербург, Московский пр., 9
Для цитирования: Покровская О. Д., Титова Т. С. Категория «идеальный терминал» как способ комплексной оценки логистического объекта // Известия Петербургского университета путей сообщения. - СПб.: ПГУПС, 2019. - Т. 16, вып. 3. - С. 347-360. БО1: 10.20295/1815-588Х-2019-3-347-360
Аннотация
Цель: Разработать концептуально-теоретическую категорию «идеальный терминал», определяющую параметры состояния и функциональный режим работы логистического объекта. Методы: Применяются методы системного анализа, логистики, синергетики, кластерного анализа, теории множеств, теории складских систем, теория терминалистики. Результаты: Предложена категория «идеальный терминал», дано параметрическое и теоретическое описания наилучшего режима работы логистического объекта как «идеального терминала». Математически описан режим «идеальный терминал». Практическая значимость: Приведенная методика позволяет учесть целый комплекс различных параметров и факторов, влияющих на режим работы и состояние типичного логистического объекта. Категория «идеальный терминал» может использоваться при решении управленческих задач стратегического и тактического ракурсов, например, в вопросах планирования развития, проектирования, модернизации и эксплуатации, а также при планировании и оценке деятельности логистических объектов, работающих на железнодорожном транспорте. Применение в терминально-логистическом бизнесе ОАО «РЖД» такой категории как «идеальный терминал» повысит инвестиционную привлекательность работающей терминальной сети путем адаптивного управления режимом работы логистических объектов с «наилучшими» параметрами состояния. Методика позволяет проводить комплексную оценку операционной терминально-складской деятельности грузового терминала как логистического объекта для установления граничных стадий развития и выбора рационального режима его дальнейшего функционирования. Предлагаемая методика может быть полезна компании ОАО «РЖД» при контроле и оценке деятельности терминально-складской инфраструктуры, доля которой в современном портфеле бизнеса ОАО «РЖД» составляет не менее 20 %.
Ключевые слова: Логистический объект, идеальный терминал, суперкритерий, комплексная оценка, эволюционно-функциональное развитие, режим работы, терминально-складская инфраструктура.
Актуальность концепции «идеальный терминал»
Ключевым элементом логистического объекта (ЛО) является терминал. Категория «идеальный терминал» необходима для установления «граничных» стадий функционирования и развития ЛО любого типа при комплексной
оценке его деятельности. Цель - однозначное определение «идеальных» («наилучших») функциональных условий режима работы и параметров состояния ЛО. Можно полагать, что применение категории «идеальный терминал» обеспечит принятие рациональных решений по созданию новых и реконструкции действующих ЛО, а также комплексно оценит
текущее состояние и показатели операционной логистической деятельности терминалов, работающих на сети Холдинга «РЖД».
Вопросы оптимизации структуры ЛО изучались такими отечественными учеными как А. А. Смехов, П. А. Козлов, Б. М. Лапи-дус, А. М. Гаджинский, В. М. Николашин,
B. В. Дыбская, Л. Б. Миротин, О. Б. Маликов,
C. М. Резер, С. Ю. Елисеев, Т. А. Прокофьева и др.
В транспортной литературе известны следующие подходы к типологии ЛО: железнодорожный (ЛО - транспортный узел) [1-7]; технический проектировочный (ЛО - транс-портно-складской объект) [8-12]; экономико-логистический (ЛО - географический объект, поставщик логистических услуг) [13-19]. При этом недостаточно исследований, цель которых - построение интегрированной системы оценки параметров деятельности ЛО для отыскания наилучших режимов его эксплуатации.
Об актуальности принятия эффективных решений на любой стадии развития и эксплуатации ЛО при сохранении максимально высокого уровня реализуемого сервиса свидетельствуют «расширение» терминальной сети Холдинга «РЖД», а также рост требований клиентов к комплексности предоставляемого на ЛО сервиса.
К основной задаче работы относятся характеристика концепции и формулирование категории «идеальный терминал» с учетом принципов организации и параметрической структуры типового ЛО.
ЛО - это транспортно-складская система (ТСС) по обеспечению всех видов операционной терминальной деятельности, состоящая из взаимосвязанных функциональных модулей и реализующая сквозную комплексную услугу по доставке грузов (товаров) от начального до конечного клиента.
Категорией «идеальный терминал» будем определять соответствие состояния ЛО (его режима функционирования) ряду обязательных условий. Для формирования и описания этой категории были использованы модели и
методы теории систем, множеств, управления запасами, логистики, системного анализа и математического моделирования, принятия решений, а также авторские теории складских систем и терминалистики.
Особенности категории «идеальный терминал»
Введение категории «идеальный терминал» определяется следующими генеральными направлениями:
1) определение «граничных» стадий в жизненном цикле различных ЛО (по авторской классификации);
2) концептуальная поддержка проектирования, развития, эксплуатации и оценки ЛО;
3) математическое выражение с построением экономико-математических моделей режима работы ЛО, что позволит отыскать в реальных условиях эксплуатации режим работы ЛО, необходимый и достаточный для высококачественной терминальной переработки грузов;
4) разработка принципов функционирования ЛО с использованием категории «идеальный терминал», что даст возможность выделить и уточнить необходимые и достаточные условия, в которых ЛО способен приносить стабильную прибыль владельцу.
Подходы к решению многокритериальных оптимизационных задач, одной из которых является задача проектирования и последующей эксплуатации ЛО с наилучшими параметрами, могут быть с «обобщенным критерием» оптимизации и с применением «пороговой оптимизации».
Подход с «обобщенным критерием» имеет ряд недостатков, а именно:
- задача поиска оптимальных решений приводится к однокритериальному виду, что снижает альтернативность и адаптивность отыскания «наилучших» вариантов (поиск экстремума не дает оптимума из-за противоречивости критериев);
- применение «весовых» коэффициентов повышает субъективность оценки и последую-
щих управленческих решений за счет участия экспертов;
- значимые критерии предоставляются относительным (безразмерным) вариантом, что требует знания пределов их изменений, которые зачастую в процессе оптимизации остаются неизвестными.
Подход «пороговой» оптимизации связан с отысканием оптимизационного решения путем полного или частичного «перебора» всех альтернативных элементов множества решений, что зачастую объективно не реально выполнить [20].
Помимо перечисленных, известны и экспертные методы. Однако сложность их использования в процессах оптимизации сложных транспортно-складских систем связана с определением «веса» и последующей балльной оценкой по «неформализуемым» критериям. Это делает полученные решения «субоптимальными».
Следует отметить, что на практике бизнесу не требуются именно оптимальные решения, тем более, что в большинстве своем они фактически не реализуемы в условиях «турбулентной» экономики. «Максимум прибыли и минимум затрат» - сегодня этот принцип становится измерителем «успешности» любого управленческого решения, что приводит к упрощенческому подходу при отыскании наилучшего варианта функционирования, проектирования или развития ЛО.
В настоящем исследовании предлагается интегрированная методика комплексной оценки ЛО. Методика может универсально применяться при разных вариантах оптимизации работы ЛО, причем лишенная большинства из перечисленных выше недостатков. Целью данной методики является формулировка тех ключевых параметров, которые конкретно и однозначно определяют параметры наилучшего режима функционирования и состояния «идеального терминала». Это позволяет изучать работу и комплексно оценивать эффективность ЛО в терминальной сети с точки зрения логистики, синергетического и системного подходов.
Категория «идеальный терминал» будет использована здесь в качестве «суперкритерия» для проведения определенной «свертки» критериев в единственный критерий при обязательном выполнении ограничивающих условий. Такая концептуально-теоретическая категория позволяет приблизить состояние железнодорожного ЛО к целевому в «фокусе» интересов и нужд ОАО «РЖД» как владельца терминальной сети.
«Идеальность» режима работы ЛО означает отсутствие у ЛО всех типичных недостатков работы, которые имеют реально работающие на сети терминалы. При этом современный рынок не требует непременного достижения режима «идеального терминала», что и практически невозможно. Исходя из этого, в категории критериев «идеальности» большая часть является исключительно рекомендуемыми, при соблюдении которых не на 100 %, а, допустим, уже на 65-70 %, улучшает показатели деятельности терминала в целом.
Категория «идеальный терминал» существует в нескольких аспектах:
1) как целевая функция, направленность которой соответствует эволюционно-функ-циональному развитию ЛО;
2) как теоретико-формализованная модель, универсально применимая для разных подходов к типологии ЛО;
3) как «движущая» сила эволюции ЛО (в эволюционно-функциональной теории терми-налистики», подробно изложенной в работах [21-26]) - необходимое и достаточное условие трансформации ЛО в объект качественно нового уровня развития.
Концепция «идеального терминала» может быть широко применима при решении управленческих задач терминально-логистического бизнеса, что даст прикладные инструменты для принятия высокоэффективных управленческих решений в масштабе экономики страны. Использование теории функционально-логистического развития терминально-складской инфраструктуры и «идеального терминала» позволит проводить логистический аудит и комплексно оценивать работу ЛО на
соответствие параметров состояния режиму «идеального терминала». В свою очередь, это отразит «узкие места» в операционной деятельности ЛО.
Эволюционно-функциональный подход был подробно описан в работе [22], согласно которому категория «идеальный терминал» определяет вектор эволюции как функциональной (основной), так и технической (обеспечивающей) подсистемы ЛО.
Согласно подходу теории синергетики, «идеальный терминал» соответствует точке бифуркации, в которой реализуется установление «нового порядка» всех элементов самоорганизующейся системы, «переход» системы на качественно новый уровень.
Согласно подходу общей теории систем, «идеальный терминал» выступает переходным моментом от системы «низшего» к системе «высшего» иерархического порядка за счет действия эволюционно-функциональных «движущих» факторов.
Согласно подходу теории принятия решений, «идеальный терминал» - точка «невозврата» к предыдущему состоянию, создание предпосылок для преобразования в новый формат ведения терминально-логистической деятельности.
Известная категория «оптимальный» терминал предполагает наличие у ЛО параметров, оптимизированных с помощью математических моделей и методов. Терминальная сеть представляет собой сложную технико-экономическую систему. При использовании одного критерия обычно в соответствии с теорией принятия решений предлагают некоторые комплексные критерии, которые при этом учитывают также влияние факторов различного характера. Следует отметить, что в таком случае многокритериальная задача оптимизации решается на основе теории принятия решений по ключевым показателям эффективности или по выборке из альтернативных вариантов (сценариев) развития.
Поиск параметров режима «идеального терминала» может быть дополнен и эвристическими, и описательными категориями.
Таким образом, режим «идеальный терминал» - это такое состояние ЛО, которое в полной мере отвечает интересам участников системы товародвижения.
В соответствии с предлагаемой концепцией методика достижения целевого параметрического состояния «идеального терминала» направлена на отыскание оптимальных решений для ЛО железнодорожного транспорта. При этом даже реализация целевых значений хотя бы некоторых параметров целевой функции из множества значимых для состояния ЛО уже позволит перейти ЛО на новый уровень.
«Идеальный» режим предполагает, что ЛО работает при максимальных значениях параметров состояния, а это зачастую нереализуемо, с одной стороны, и не рационально - с другой. Формулирование этой категории связано с ошибочным мнением многих грузовладельцев и владельцев ЛО при «гигантомании» в процессе застройки территории, строительстве складских комплексов, привлечения клиентов, закупки дорогостоящего оборудования, использования последних версий автоматизированных систем и др.
Поясним применение категории «идеальный», а не «оптимальный» терминал. «Оптимум» достижим при определенных реальных условиях, а «идеальность» - это случай совершенства, часто недостижимый в реальных условиях. Заметим, что режим «идеальный терминал» будет трансформироваться для разных цепей поставок, грузов, условий перевозки и складирования. С понятием «идеальный терминал» напрямую связаны вопросы, как расположить, как «связать» с экономикой региона, как терминал соответствует потребностям торговли в регионе и ее размещению.
Эволюционно-функциональный подход и параметры состояния ЛО
Рассмотрим основные параметры, связанные с «идеальностью» работы ЛО: морфология терминальной сети в целом и логистической цепи в частности, характер «питающих»
терминал грузопотоков (с учетом закона их распределения), режим технической эксплуатации ЛО, экономико-географическое расположение ЛО.
Формализованно процесс функционирования ЛО показан на рисунке.
Такая модель состояний и переходов ЛО позволяет комплексно оценивать и оптими-
(w3)
P(W4-WJ
Граф состояний и переходов ЛО (в примере указаны 4 состояния W1, W2, W3, W4 и 8 переходов) и их вероятности [9]
зировать работу ЛО, которую в общем виде можно представить как матрицу вероятностей
P =
P P
гп г\
21
12
[ 22
- j1 1 j2
- и1
! n2
2i
1n
2n
jn
Так, на главной диагонали показаны вероятности того, что ЛО не выйдет из состояний 1-го, 2-го, ..., п-го. Прочие элементы - это вероятность перехода ЛО из одного состояния в другое.
В эволюционно-функциональном развитии ЛО переход на стадию «идеальный терминал» осуществляется поэтапно, согласно следующей последовательности:
1) 10 % - «не оптимальный» («спонтанных бизне с-решений»);
2) 20 % - «рациональный» («бизнес-решения без достижения заданного объема прибыли»);
3) 60 % - «частично оптимальный» («бизнес-решения имеют фрагментарный характер и точечное достижение оптимума»);
4) не менее 80 % бизнес-решений на ЛО имеют оптимум - «оптимальный»;
5) «идеальный» - 100%-е достижение оптимума каждым функциональным модулем ЛО, что отражено в таблице (составлено на основе анализа работ [27-29]).
При этом трансформация ЛО из одного состояния в другое реализуется при активном воздействии внешних систем в процессе передачи и преобразования материальных и информационных потоков. Иными словами, функциональные и технологические элементы ЛО эволюционируют.
По оценке текущих параметров состояния ЛО в течение определенного времени можно судить об успешности решенных им задач эволюционно-функционального развития, а также о правильности принятых при его создании технологий, о целесообразности внесения изменений в его структуру.
Зачастую не всегда необходим режим 100 % «идеального терминала» - достаточно и 60 % удовлетворения требований «идеальности».
Состояния ЛО в эволюции к режиму «идеальный терминал»
№ этапа Описание состояний (режимов) работы ЛО Обозначение состояния ЛО Вероятности состояний ЛО
1 10 % - «не оптимальный» (спонтанные решения) Wi P (Wi)
2 20 о% - «рациональный» (решения имеют экономическое обоснование, но не реализуют плановых объемов прибыли) W2 p (W)
3 60 % - «частично оптимальный» (решения отдельных вопросов организации работы ЛО решены на высоком уровне с достижением оптимума, однако имеются недостатки в работе ЛО) W3 p W
4 Не менее 80 % решений на ЛО достигают оптимума -«оптимальный» W4 p (W)
Однако есть и то состояние, к которому следует стремиться: «идеальный терминал». При этом реализация режима работы ЛО «идеальный терминал» не всегда определяется экстремумом целевых функций. Это связано с тем, что, к примеру, максимальное использование мощности складского оборудования и площади (на 100 % загрузки) приведет к отсутствию страховых запасов, с одной стороны, и работе оборудования и техники на критических значениях параметров - с другой.
Последнее вызовет повышение доли эксплуатационных издержек владельца ЛО и уход клиентов в случае сбоев в поставке груза, т. е. при невыполненном хотя бы одном из «восьми правил» логистики.
Предлагается категорией «идеальный терминал (the best terminal, IT)» обозначить такое состояние ЛО i-го типа, X(ЛО(.), обладающего рядом параметров, при котором достигается максимальная общая эффективность.
Формализация категории «идеальный терминал»
Текущее функциональное состояние ЛО, соответствующее уровню эволюции (согласно работам [11, 21, 22]), имеет вид
!Т = [X(ЛО,.) е {^Т; ^СК }] ^ тах(Е),
ГГ' = [X(ЛО,.) е {^СФ}] ^ тт(Е'),
где 1Т - целевая функция «идеального терминала» по максимизации составляющих -эффективность Е; 1Т' - целевая функция «идеального терминала» по минимизации составляющих - эффективность Е'; ^ - целевая функция технического вида для ЛО; ^ - целевая функция качественного вида для ЛО; FСф - целевая функция финансового вида для ЛО.
Рассмотрим режим операционной деятельности ЛО с применением концепции «идеальный терминал»:
1Т = X(ЛО,.) || Е ^ ГТ,
то Е - эффективность ЛО - можно описать следующим множеством параметров состояния «идеального терминала»:
Lrr • ; Qrr •; Arr.; Z r.; WT ,T.;
IT i'z^IT • ' IT • ' qs IT • ' IT • '
SUr i ; G it i ; Sxp пол it i ; RnPM ; R • E • T • T • Fr
тр' скл ' раб ' гр '
здесь ЬТГ {- дислокация ЛО, км; QIT {- предельная грузоперерабатывающая способность ЛО (базовой станции), работающего в режиме «идеального терминала», т/сут. (конт./сут.,
подд./сут.); AIT i - уровень автоматизации вну-трискладских потоков (дороговизна программного обеспечения влечет за собой и удорожание себестоимости грузовых операций на ЛО); Zqs ITi - оснащенность ЛО эффективными машинами и механизмами, ед.; WTIT i - своевременность приема и выдачи груза при требуемом режиме хранения (warehousing, timeliness); SUIT i - персонифицированность обслуживания клиентов и их грузов; GIT i - сбалансированность величины завоза и вывоза груза с/на ЛО по усредненным данным, т/сут. (конт/сут., подд/сут.); S хр пол ^ t - «полнота» использования площади хранения; RnPM - «полнота» загрузки ресурсов машин, механизмов и иной техники, работающей на ЛО; Rrp - минимальная величина запаса грузов на ЛО; Ескл - «полнота» использования объема ЛО; Траб - прибытие и отправление без очередей транспортных средств и простоя техники; Т - минимальная величина среднесуточных простоев транспорта под грузовыми операциями; Fr -адекватная внешним условиям величина страхового запаса при наличии резерва площади хранения на ЛО.
Режим функционирования ЛО
Такой режим, согласно требованиям категории «идеальный терминал», предполагает состояние ЛО (X (ЛО)) со следующими атрибутами при ограничениях целевой функции IT (по работам [27-29]):
1) соответствие потребности рынка (региона) при нахождении ЛО в зоне обслуживания;
2) нахождение в месте зарождения или в месте максимального раздробления грузопотока, или в промежуточном месте: на удалении 2/3 расстояния от производства или 1/3 от места потребления - зависит от распределения грузопотоков на товаропроводящей сети;
3) умеренная автоматизация складских процессов (если будет очень дорогим, то дорогой будет и грузопереработка);
4) соответствующее объемам и функциям техническое оснащение;
5) обеспечение для каждого груза соответствующего режима хранения и своевременной приемки/выдачи груза клиентам в установленные сроки;
6) предоставление уникальной услуги с индивидуальным обеспечением клиента информационной и сопроводительной транспортно-логистической поддержкой при доставке груза от начального отправителя до конечного получателя;
7) равенство среднего завоза и вывоза груза с/на терминал;
8) не менее 80 % использования полезной площади хранения;
9) не менее 80 % загрузка ресурса и грузоподъемности погрузочно-разгрузочного оборудования;
10) минимальный запас груза;
11) полное использование складского объема;
12) прибытие и отправление подвижного состава видов транспорта по расписанию (работа без очередей транспортных средств и без простоя техники);
13) минимальные продолжительности простоя подвижного состава под грузовыми операциями;
14) наличие достаточной мощности на ЛО для комплектации по заявке клиента (быстрый отклик на запрос).
Сфера практического применения полученных результатов
Категория «идеальный терминал» может быть применима:
- как инструментарий комплексной оценки операционной деятельности ЛО в процессе эксплуатации для совершенствования технологии его работы и рационального планирования дальнейшего развития;
- как способ рационального проектирования и постадийного планирования развития ЛО различного типа.
При этом по математическому виду параметрической структуры ЛО возможно идентифи-
цировать тип объекта терминально-складской инфраструктуры и его функциональную роль цепи доставки.
Категория «идеальный терминал» позволяет отыскать «наилучший» режим эксплуатации и развития ЛО, а также адекватно оценивать и планировать работу терминально-складской инфраструктуры ОАО «РЖД» в целом, включая вопросы стыка видов транспорта и взаимодействия с клиентами [30-35].
Выводы
Категория «идеальный терминал» в данной работе охарактеризована как наилучший, рекомендуемый режим работы любого ЛО, приведен перечень принципов функционирования режима «идеального терминала». Описывается также параметрическая структура типового ЛО, на основе которой могут быть реализованы модели и методы оптимизации его функционирования.
Разработаны процедуры проектирования и поэтапного планирования развития ЛО как «идеального терминала» с указанием тех эволюционно-функциональных условий, в которых терминальная сеть Холдинга «РЖД» обеспечит желаемые величины прибыльности транспортно-логистического бизнеса.
В качестве предмета последующего исследования может выступить: совершенствование теории построения сетевых графов структуры ЛО и выбора режима функционирования ЛО
[36] с учетом логистического нормирования
[37], а также экологической составляющей деятельности, включая оценку экологических рисков и комплексную оценку влияния новых технологий на геоэкологическую обстановку [38-43]; моделей и методов управления потоковыми процессами, рисками и инновационным развитием ЛО [44-46].
Библиографический список
1. Ефименко Ю. И. Железнодорожные станции и узлы / Ю. И. Ефименко, В. И. Апатцев, Н. В. Прав-
дин и др. ; под ред. В. И. Апатцева, Ю. И. Ефименко. - М. : Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. транспорте, 2014. - 450 с.
2. Правдин Н. В. Проектирование инфраструктуры железнодорожного транспорта (станции, железнодорожные и транспортные узлы) / Н. В. Правдин, С. П. Вакуленко, А. К. Головнич и др. ; под ред. Н. В. Правдина, С. П. Вакуленко. - М. : Маршрут, 2014. - 1086 с.
3. Бройтман Э. З. Железнодорожные станции и узлы / Э. З. Бройтман. - М. : Маршрут, 2004. -372 с.
4. Числов О. Н. Научно-методический комплекс классификации железнодорожных узлов (на примере Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО «РЖД») / О. Н. Числов, В. В. Хан // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. -С. 24-28. - URL : http://www.science-education. ru/ru/article/view?id=16956 (дата обращения : 20.08.2016).
5. Савченко И. Е. Железнодорожные станции и узлы / И. Е. Савченко, С. В. Земблинов, И. И. Стра-ковский. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Транспорт, 1967. - 467 с.
6. Самуйлов В. М. Практика и эффективность формирования транспортно-логистических кластеров / В. М. Самуйлов, О. Д. Покровская // Вестн. Урал. гос. ун-та путей сообщения. - 2016. - № 4 (32). -С. 76-88.
7. Титова Т. С. Понятийный аппарат термина-листики / Т. С. Титова, О. Д. Покровская // Бюл. результатов науч. исследований. - 2018. - Вып. 2. -С. 29-43.
8. Балалаев А. С. Транспортно-грузовые системы железных дорог : учеб. пособие / А. С. Балалаев, И. А. Чернышова, А. Ю. Костенко. - Хабаровск : Изд-во Дальневосточн. гос.ун-та путей сообщения, 2006. - 108 с.
9. Титова Т. С. Междисциплинарное положение теории терминалистики / Т. С. Титова, О. Д. Покровская // Изв. Петерб. ун-та путей сообщения. - СПб. : ПГУПС, 2018. - Т. 15, вып. 2. - С. 248-260.
10. Экономика России : прошлое, настоящее, будущее : монография / под общ. ред. Н. А. Адамова. -М. : ИТКОР, 2014. - 248 с. (см. с. 116-143).
11. Покровская О. Д. Моделирование системы организации перевозочного процесса через терми-
нальную сеть / О. Д. Покровская // Изв. Транссиба. -2017. - № 1 (29). - С. 118-130.
12. Гаджинский А. М. Современный склад. Организация, технологии, управление и логистика / А. М. Гаджинский. - М. : ТК Велби ; Проспект, 2007. - 176 с.
13. Елисеев С. Ю. Система логистического управления взаимодействием с морскими и речными портами и другими видами транспорта : монография / С. Ю. Елисеев. - М. : ВИНИТИ РАН, 2005. - 96 с.
14. Прокофьева Т. А. Логистические центры в транспортной системе России : учеб. пособие / Т. А. Прокофьева, В. И. Сергеев. - М. : Издат. дом «Экономическая газета», 2012. - 522 с.
15. Миротин Л. Б. Логистика, технология, проектирование складов, транспортных узлов и терминалов / Л. Б. Миротин, А. В. Бульба, В. А. Демин. -Ростов н/Д. : Феникс, 2009. - 408 с.
16. Воскресенский И. В. Алгоритмизация комплексного расчета параметров терминальной сети региона / И. В. Воскресенский, О. Д. Покровская // Транспорт Урала. - 2011. - № 1 (28). - С. 10-13.
17. Дыбская В. В. Управление складированием в цепях поставок / В. В. Дыбская. - М. : Альфа-Пресс, 2009. - 720 с.
18. Логистика : учеб. пособие / под ред. Б. А. Аникина. - М. : ИНФРА-М, 1999. - 327 с.
19. Балалаев А. С. Транспортно-логистическое взаимодействие при мультимодальных перевозках / А. С. Балалаев, Р. Г. Леонтьев, Т. А. Попова. - М. : Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. транспорте, 2012. - 268 с.
20. Попов А. П. Оптимизация технологических процессов / А. П. Попов, Т. А. Попова // Мир транспорта. - 2015. - Т. 13, № 5. - С. 16-25.
21. Маликов О. Б. Вопросы логистической иерархии железнодорожных объектов / О. Б. Маликов, О. Д. Покровская // Изв. Петерб. ун-та путей сообщения. - СПб. : ПГУПС, 2016. - Вып. 4 (49). -С. 521-531.
22. Маликов О. Б. Классификация, иерархия и идентификация объектов терминально-складской инфраструктуры / О. Б. Маликов, О. Д. Покровская // Транспорт : наука, техника, управление. -2017. - № 8. - С. 13-21.
23. Коровяковский Е. К. Логистика терминалов : перспективное направление логистики / Е. К. Коровя-
ковский, О. Д. Покровская // Изв. Петерб. ун-та путей сообщения. - СПб. : ПГУПС, 2015. - Вып. 3 (44). -С. 155-164.
24. Покровская О. Д. «Сбитый прицел» клиен-тоориентированности / О. Д. Покровская // РЖД-Партнер. -20.06.2016.
25. Покровская О. Д. Классификация объектов железнодорожной терминально-складской инфраструктуры / О. Д. Покровская // Вестн. Урал. гос.ун-та путей сообщения. - 2017. - № 1 (33). - С. 70-83.
26. Pokrovskaya O. D. Chi terminelistica reale come una nuova direzione scientifica / O. D. Pokrovskaya // Italian Science Review. - 2016. - Vol. 1 (34). -P. 112-116.
27. Козлов П. А. К теории транспортных узлов / П. А. Козлов, В. Ю. Пермикин, Н. В. Кащеева // Транспорт Урала. - 2013. - № 4 (39). - С. 3-5.
28. Микони С. В. Многокритериальный выбор на конечном множестве альтернатив / С. В. Микони. -СПб. : Изд-во «Лань», 2009. - 156 с.
29. Вентцель Е. С. Исследование операций. Задачи, принципы, методология / Е. С. Вентцель. - М. : Дрофа, 2004. - 208 с.
30. Самуйлов В. М. Интеграция региональной терминально-логистической сети в международные транспортные коридоры / В. М. Самуйлов, О. Д. Покровская, Т. П. Воскресенская // Инновационный транспорт. - 2013. - № 1 (7). - С. 33-37.
31. Воскресенская Т. П. Методика и алгоритмизация принятия решений по формированию терминальной сети в регионе / Т. П. Воскресенская, О. Д. Покровская // Вестн. Урал. гос. ун-та путей сообщения. - 2010. - № 3 (7). - С. 74-84.
32. Котляренко А. Ф. Взаимодействие на транспортных стыках при внешнеторговых перевозках / А. Ф. Котляренко, П. В. Куренков // Железнодорожный транспорт. - 2002. - № 2. - С. 48-52.
33. Куренков П. В. Взаимодействие грузовладельца с причастными подразделениями при экспортно-импортных железнодорожных перевозках через морские порты / П. В. Куренков, А. Ф. Котляренко // Бюл. транспортной информации. - 1997. -№ 6. - С. 34-38.
34. Куренков П. В. Логистический подход к управлению грузопотоками / П. В. Куренков // Железнодорожный транспорт. - 1997. - № 3. -С. 13-15.
35. Стеценко В. В. Коммерческое взаимодействие транспортных систем / В. В. Стеценко, П. В. Курен-ков // Железнодорожный транспорт. - 1998. - № 10. -С. 31-36.
36. Покровская О. Д. Методика построения сетевого графа структуры логистического объекта / О. Д. Покровская, О. Б. Маликов // Мир транспорта. - 2017. - Т. 25, № 1. - С. 18-27.
37. Покровская О. Д. Анализ системы нормирования на железнодорожном транспорте с позиций логистики и клиентоориентированности / О. Д. Покровская, О. Б. Маликов // Изв. Петерб. ун-та путей сообщения. - СПб. : ПГУПС, 2017. - Вып. 2 (51). -С.187-199.
38. Титова Т. С. Система управления техносфер-ной безопасностью / Т. С. Титова, Р. Г. Ахтямов. -СПб. : ПГУПС, 2017. - 23 с.
39. Титова Т. С. Методология комплексной оценки влияния новых технологий на геоэкологическую обстановку / Т. С. Титова // Вестн. Всерос. науч.-исслед. ин-та ж.-д. транспорта. - 2005. - № 5. -С. 2-5.
40. Титова Т. С. Технические решения по снижению шума от высокоскоростных железнодорожных магистралей / Т. С. Титова, А. Е. Шашурин, Ю. С. Бойко // Транспорт Российской Федерации. -2015. - № 2 (57). - С. 30-35.
41. Титова Т. С. Подходы к обеспечению тех-носферной и экологической безопасности объектов транспорта / Т. С. Титова, Р. Г. Ахтямов, А. Н. Ели-зарьев, Е. Н. Елизарьева. - Уфа : Изд-во «Уфимск. гос. авиацион. технич. ун-т», 2017. - 72 с.
42.Титова Т. С. Экологические проблемы транспортного строительства / Т. С. Титова, А. А. Степанова // Техносферная и экологическая безопасность на транспорте (ТЭБТРАНС-2014) : материалы IV Междунар. науч.-практич. конференции. - СПб. : ПГУПС, 2014. - С. 202-204.
43. Сафронова А. А. Повышение экологической безопасности на основе системы экологического менеджмента (СЭМ) / А. А. Сафронова, Д. Г. Кахри-манова // Инновационная экономика и современный менеджмент. - 2017. - № 2 (13). - С. 36-40.
44. Сафронова А. А. Управление рисками инвестиционного проекта / А. А. Сафронова, А. М. Атаев // Инновационная экономика : информация, аналитика, прогнозы. - 2012. - № 1-2. - С. 3-9.
45. Егоров А. Ю. Методологический подход к оптимизации управления потоковыми процессами / А. Ю. Егоров, А. А. Сафронова // Инновационная экономика : информация, аналитика, прогнозы. -2012. - № 1-2. - С. 70-73.
46. Сафронова А. А. Инновации как основа циклического развития экономики / А. А. Сафронова // Евразийский союз ученых. - 2015. - № 10-5 (19). -С. 153-155.
Дата поступления: 21.08.2019 Решение о публикации: 30.08.2019
Контактная информация:
ПОКРОВСКАЯ Оксана Дмитриевна - д-р техн. наук, доцент; insight1986@inbox.ru ТИТОВА Тамила Семеновна - д-р техн. наук, профессор; titova@pgups.ru
Category of "ideal terminal" as a method for integrated assessment of a logistical object
O. D. Pokrovskaya, T. S. Titova
Emperor Alexander I Petersburg State Transport University, 9, Moskovsky pr., Saint Petersburg, 190031, Russian Federation
For citation: Pokrovskaya O. D., Titova T. S. Category of "ideal terminal" as a method for integrated assessment of a logistical object. Proceedings of Petersburg Transport University, 2019, vol. 16, iss. 3, pp. 347-360. DOI: 10.20295/1815-588X-2019-3-347-360 (In Russian)
Summary
Objective: To propose the conceptual and theoretical category of "ideal terminal" which defines status parameters and performance profile of a logistical object. Methods: Methods of general systems theory, logistics, synergetics, cluster analysis, theory of sets, warehousing systems theory, terminalistics theory are applied. Results: The category of "ideal terminal" is proposed. Parametrical and theoretical description of the optimum operating mode of a logistical object is provided. Mathematical description of the "ideal terminal" regime is developed. Practical importance: The proposed method provides integrated accounting of a whole number of parameters and factors which determine and influence the operation of a logistical object. The category of "ideal terminal" can be applied for solving managerial tasks of strategic and tactical dimensions, for example, in planning of development, designing, modernization, operation and evaluation of logistical objects working on railway transport. Application of the category of "ideal terminal" in the terminals and logistics business of the Russian Railways JSC would increase investment attractiveness of the existing terminal network by way of adaptive management of the regime of operation of logistical objects with the optimum status parameters. The method allows conducting integrated assessment of the operational terminal and warehousing operation of a cargo terminal as a logistical object for determination of boundary stages of development and selection of rational regime of further operation. The method proposed can be useful for the Russian Railways JSC in control and evaluation of operation of the terminal and logistics infrastructure, the share of which in today's business portfolio of the Russian Railways JSC is at least 20 per cent.
Keywords: Logistical object, ideal terminal, super-criterion, integrated assessment, evolutionary and functional development, operating regime, terminal and warehousing infrastructure.
References
1. Efimenko Iu. I., Apattsev V. I., Pravdin N. V. et al. Zheleznodorozhnye stantsii i uzly [Railway stations and hubs]. Eds. by V. I. Apattsev, Yu. I. Efimenko. Moscow, Uchebno-metodicheskii tsentr po obrazovaniiu na zheleznodorozhnom transporte [Learning and teaching educational centre of railway transport] Publ., 2014, 450 p. (In Russian)
2. Pravdin N. V., Vakulenko S. P., Golovnich A. K. et al. Proektirovanie infrastruktury zheleznodorozhnogo transporta (stantsii, zheleznodorozhnye i transportnye uzly [Designing railway transport infrastructure (stations, rail and transport hubs)]. Eds. by N. V. Pravdin, S. P. Vakulenko. Moscow, Marshrut Publ., 2014, 1086 p. (In Russian)
3. Broitman E. Z. Zheleznodorozhnye stantsii i uzly [Railway stations and hubs]. Moscow, Marshrut Publ., 2004, 372 p. (In Russian)
4. Chislov O. N. & Khan V. V. Nauchno-metodi-cheskii kompleks klassifikatsii zheleznodorozhnykh uzlov (na primere Severo-Kavkazskoi zheleznoi doro-gi - filiala OAO "RZhD") [Research and methodological set of railway hubs classification (on the example
of the North Caucasus Railway, a branch of Russian Railways JSC)]. Sovremennyeproblemy nauki i obra-zovaniia [Modern problems of science and education], 2014, no. 6, pp. 24-28. Available at: http://www. science-education.ru/ru/article/view?id=16956 (accessed: 20.08.2016). (In Russian)
5. Savchenko I. E., Zemblinov S. V. & Strakov-skii I. I. Zheleznodorozhnye stantsii i uzly [Railway stations and hubs]. 2nd ed., updated and expanded. Moscow, Transport Publ., 1967, 467 p. (In Russian)
6. Samuilov V. M. & Pokrovskaya O. D. Praktika i effektivnost' formirovaniia transportno-logisticheskikh klasterov [Practice and efficiency of forming transport and logistics clusters]. Vestnik Ural'skogo gosu-darstvennogo universiteta putei soobshcheniia [Ural State University of Railway Transport Bulletin], 2016, no. 4 (32), pp. 76-88. (In Russian)
7. Titova T. S. & Pokrovskaya O. D. Poniatiinyi apparat terminalistiki [Conceptual framework of terminalistics]. Biulleten'rezul'tatov nauchnykh issledovanii [Bulletin of scientific research results], 2018, iss. 2, pp. 29-43. (In Russian)
8. Balalaev A. S., Chernyshova I. A. & Kosten-ko A. Yu. Transportno-gruzovye sistemy zheleznykh
dorog. Uchebnoe posobie [Trailways transport and cargo systems. Study guide]. Khabarovsk, Far Eastern State Transport University Publ., 2006, 108 p. (In Russian)
9. Titova T. S. & Pokrovskaya O. D. Mezdistsi-plinarnoe polozhenie teorii terminalistiki [Inter-disciplinary position of the terminalistics theory]. Izvestiia Peterburgskogo universitetaputei soobshcheniia [Proceedings of Petersburg State Transport University]. Saint Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2018, vol. 15, iss. 2, pp. 248-260. (In Russian)
10. Ekonomika Rossii: proshloe, nastoiashchee, bu-dushchee: monografiia [Russia's economy: past, present, future: monograph]. Under general editorship of N.A. Adamov. Moscow, ITKOR [Stock Movement and Wholesale Market Conditions Institute] Publ., 2014, 248 p. (see pp. 116-143). (In Russian)
11. Pokrovskaya O. D. Modelirovanie sistemy orga-nizatsii perevozochnogo protsessa cherez terminal'nuiu set' [Modelling of the system for organization of transportation process through network of terminals]. Iz-vestiia Transsiba [Proceedings of the Trans-Siberian], 2017, no. 1 (29), pp. 118-130. (In Russian)
12. Gadzhinskii A. M. Sovremennyi sklad. Orga-nizatsiia, tekhnologii, upravlenie i logistika [Modern warehouse. Organisation, technologies, management and logistics]. Moscow, TK Velbi, Prospekt Publ., 2007, 176 p. (In Russian)
13. Eliseev S. Yu. Sistema logisticheskogo uprav-leniia vzaimodeistviem s morskimi rechnymiportami i drugimi vidami transporta: monografiia [System of logistical management of interaction with sea and river ports and other modes of transport: monograph]. Moscow, VINITI RAN [All-Russian Institute of Scientific and Technical Information of the Russian Academy of Sciences] Publ., 2005, 96 p. (In Russian)
14. Prokof'eva T. A. & Sergeev V. I. Logisticheskie tsentry v transportnoi sisteme Rossii. Uchebnoe posobie [Logistical centres in Russia's transport system. Study guide]. Moscow, Ekonomicheskaia Gazeta Publ., 2012, 522 p. (In Russian)
15. Mirotin L. B., Bul'ba A. V. & Demin V. A. Lo-gistika, tekhnologiia, proektirovanie skladov, transport-nykh uzlov i terminalov [Logistics, technology, design of warehouses, transport hubs and terminals]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2009, 408 p. (In Russian)
16. Voskresenskii I. V. & Pokrovskaya O. D. Al-goritmizatsiia kompleksnogo rascheta parametrov terminal'noi seti regiona [Algorithm development for complex calculation of parameters of a region's terminal network]. Transport Urala [Urals Transport], 2011, no. 1 (28), pp. 10-13. (In Russian)
17. Dybskaia V. V. Upravlenie skladirovaniem v tse-piakhpostavok [Warehousing management in delivery chain]. Moscow, Al'fa-Press Publ., 2009, 720 p. (In Russian)
18. Logistika. Uchebnoe posobie [Logistics. Study guide]. Ed. by B.A. Anikin. Moscow, INFRA-M Publ., 1999, 327 p. (In Russian)
19. Balalaev A. S., Leontiev R. G. & Popova T. A. Transportno-logicheskoye vzaimodeistvie pri multi-modalnyh perevozkah [Transport-logical interaction by the multimodal transports]. Moscow, Uchebno-metodi-cheskii tsentr po obrazovaniiu na zheleznodorozhnom transporte [Learning and teaching educational centre of railway transport] Publ., 2012, 268 p. (In Russian)
20. Popov A. P. & Popova T. A. Optimizatsiia tekh-nologicheskikh protsessov [Optimisation of technological processes]. Mir transporta [World of transport], 2015, vol. 13, no. 5, pp. 16-25. (In Russian)
21. Malikov O. B. & Pokrovskaya O. D. Voprosy logisticheskoi ierarkhii zheleznodorozhnykh ob'ektov [Problems in logistical hierarchy of railway objects]. Izvestiia Peterburgskogo universiteta putei soobshcheniia [Proceedings of Petersburg State Transport University]. Saint Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2016, iss. 4 (49), pp. 521-531. (In Russian)
22. Malikov O. B. & Pokrovskaya O. D. Klassi-fikatsiia, ierarkhiia i identifikatsiia ob'ektov terminal'no-skladskoi infrastruktury [Classification, hierarchy and identification of terminal and warehousing infrastructure]. Transport: nauka, tekhnika, upravlenie [Transport: science, technology, management], 2017, no. 8, pp. 13-21. (In Russian)
23. Koroviakovskii E. K. & Pokrovskaya O. D. Logistika terminalov: perpsektivnoe napravlenie logistiki [Logistics of terminals as a promising logistical area]. Izvestiia Peterburgskogo universiteta putei soobshcheniia [Proceedings of Petersburg State Transport University]. Saint Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2015, iss. 3 (44), pp. 155-164. (In Russian)
24. Pokrovskaya O. D. "Sbityi pritsel" klientoori-entirovannosti ["Unadjusted sight" of client focus]. RZhD-Partner [Russian Railways - Partner], Jun. 20, 2016. (In Russian)
25. Pokrovskaya O. D. Klassifikatsiia ob'ektov zheleznodorozhnoi terminal'no-skladskoi infrastruk-tury [Classification of objects of railway terminal and logistics infrastructure]. Vestnik Ural'skogo gosudarst-vennogo universitetaputei soobshcheniia [Ural State University of Railway Transport Bulletin], 2017, no. 1 (33), pp. 70-83. (In Russian)
26. Pokrovskaya O. D. Chi terminelistica reale come una nuova direzione scientific. Italian Science Review, 2016, vol. 1 (34), pp. 112-116.
27. Kozlov P.A., Permikin V. Iu. & Kashcheeva N. V. K teorii transportnykh uzlov [Contribution to the theory of transport hubs]. Transport Urala [Urals Transport], 2013, no. 4 (39), pp. 3-5. (In Russian)
28. Mikoni S. V. Mnogokriterial'nyi vybor na konechnom mnozhestve al'ternativ [Multi-criteria choice in finite set of alternatives]. Saint Petersburg, Lan' Publ., 2009, 156 p. (In Russian)
29. Ventsel' E. S. Issledovanie operatsii. Zadachi, printsipy, metodologiia [Operations research. Tasks, principles, methodology]. Moscow, Drofa Publ., 2004, 208 p. (In Russian)
30. Samuilov V. M., Pokrovskaya O. D. & Voskre-senskaia T. P. Integratsiia regional'noi terminal'no-logisticheskoi seti v mezhdunarodnye transportnye koridory [Integration of a regional terminal and logistics network into international transport corridors]. In-novatsionnyi transport [Innovative transport], 2013, no. 1 (7), pp. 33-37. (In Russian)
31. Voskresenskaia T. P. & Pokrovskaya O. D. Meto-dika i algoritmizatsiia priniatiia reshenii po formirovaniiu terminal'noi seti v regione [Methods and algorithm development for decision-making in forming regional terminal network]. Vestnik Ural'skogo gosudarstven-nogo universiteta putei soobshcheniia [Ural State University of Railway Transport Bulletin], 2010, no. 3 (7), pp. 74-84. (In Russian)
32. Kotliarenko A. F. & Kurenkov P. V. Vzaimo-deistvie na transportnykh stykakh pri vneshnetorgovykh perevozkakh [Interaction at transport junctions in foreign trade transportation]. Zheleznodoroznyi transport [Railway transport], 2002, no. 2, pp. 48-52. (In Russian)
33. Kurenkov P. V. & Kotliarenko A. F. Vzaimo-deistvie gruzovladel'tsa s prichastnymi podrazdele-niiami pri eksportno-importnykh zheleznodorozhnykh perevozkakh cherez morskie porty [Interaction of cargo owner with concerned units in export-import railway transportation through sea ports]. Biulleten ' transport-noi informatsii [Transport information bulletin], 1997, no. 6, pp. 34-38. (In Russian)
34. Kurenkov P. V. Logisticheskii podkhod k uprav-leniiu gruzopotokami [Logistical approach to management of cargo flows]. Zheleznodoroznyi transport [Railway transport], 1997, no. 3, pp. 13-15. (In Russian)
35. Stetsenko V. V. & Kurenkov P. V. Kommerches-koe vzaimodeistvie transportnykh system [Commercial interaction of transport systems]. Zheleznodoroznyi transport [Railway transport], 1998, no. 10, pp. 31-36. (In Russian)
36. Pokrovskaya O. D. & Malikov O. B. Metodika postroeniia setevogo grafa struktury logisticheskogo ob'ekta [Method for designing network graph of a logistical object]. Mir transporta [World of transport], 2017, vol. 25, no. 1, pp. 18-27. (In Russian)
37. Pokrovskaya O. D. & Malikov O. B. Analiz sistemy normirovaniia na zheleznodorozhnom transporte s pozitsii logistiki i klientoorientirovannosti [Analysis of norm setting system in railway transport from the viewpoint of logistics and client focus]. Iz-vestiia Peterburgskogo universiteta putei soobshcheniia [Proceedings of Petersburg State Transport University]. Saint Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2017, iss. 2 (51), pp. 187-199. (In Russian)
38. Titova T. S. & Akhtiamov R. G. Sistema up-ravleniia tekhnosfernoi bezopasnost'iu [Technogenic safety management system]. Saint Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2017, 23 p. (In Russian)
39. Titova T. S. Metodologiia kompleksnoi otsen-ki vliianiia novykh tekhnologii na geoekologicheskuiu obstanovku [Methodology for integrated assessment of the influence of new technologies on geo-eco-logical condition]. Vestnik Vserossiiskogo nauchno-issledovatel'skogo institute zheleznodorozhnogo transporta [All-Russian Railway Research Institute Herald], 2005, no. 5, pp. 2-5. (In Russian)
40. Titova T. S., Shashurin A. E. & Boiko Yu. S. Tekhnicheskie resheniia po snizheniiu shuma or vysoko-
skorostnykh zheleznodorozhnykh magistralei [Technical solutions for reducing noise from high-speed rail mainlines]. TransportRossiiskoiFederatsii [Transport of the Russian Federation], 2015, no. 2 (57), pp. 30-35. (In Russian)
41. Titova T. S., Akhtiamov R. G. & Elizar'ev A. N., Elizar'eva E. N. Podkhody k obespecheniiu tekhnosfer-noi iekologicheskoi bezopasnostiob'ektov transporta [Approaches to ensuring technogenic and environmental safety of transport objects]. Ufa, Ufimskii gosu-darstvenniy aviazionniy texnicheskii universitet Publ., 2017, 72 p. (In Russian)
42. Titova T. S. & Stepanova A. A. Ekologicheskie problemy transportnogog stroitel'stva [Environmental problems in transport construction]. Tekhnosfer-naia i ekologicheskaia bezopasnost ' na transporte (TEBTRANS-2014) [Technogenic and environmental safety in transport (TEBTRANS-2014)]. Materialy IV Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Materials of the 4th International research and practice conference]. Saint Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2014, pp. 202-204. (In Russian)
43. Safronova A.A. & Kharimanova D. G. Povyshe-nie ekologicheskoi bezopasnosti na osnove sistemy ekologicheskogo menedzhmenta (SEM) [Increasing environmental safety on the basis of environmental management system]. Innovatsionnaia ekonomika i sovremennyi menedzhment [Innovative economy and
modern management], 2017, no. 2 (13), pp. 36-40. (In Russian)
44. Safronova A.A. & Ataev A. M. Upravlenie riska-mi investitsionnogo proekta [Risk management in investment project]. Innovatsionnaia ekonomika: in-formatsiia, analitika, prognozy [Innovative economy: information, analytics, forecasts], 2012, no. 1-2, pp. 3-9. (In Russian)
45. Egorov A. Yu. & Safronova A. A. Metologi-cheskii podhod k optimizatii upravleniya potokovimi protzessami [Systematical approach to optimization management torrenting processes]. Innovatsionnaia ekonomica: inrormatsiia, analytica, prognozy [Innovative economy: information, analytics, forecasts], 2012, no. 1-2, pp. 70-73. (In Russian)
46. Safronova A. A. Innovatsii kak osnova tsikli-cheskogo razvitiia ekonomiki [Innovations as a basis of cyclical development of the economy]. Evraziiskii soiuz uchenykh [Eurasian union of researchers'], 2015, no. 10-5 (19), pp. 153-155. (In Russian)
Received: August 21, 2019 Accepted: August 30, 2019
Authors information:
Oksana D. POKROVSKAYA - D. Sci. in Engineering, Associate Professor; insight1986@inbox. ru
Tamila S. TITOVA - D. Sci. in Engineering, Professor; titova@pgups.ru