Научная статья на тему 'Категория «государство» в исторической концепции Ф. К. Дальмана'

Категория «государство» в исторической концепции Ф. К. Дальмана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
255
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рахматуллина Н. И.

Статья посвящена концепции немецкого историка Ф.К.Дальмана относительно категории «государство». Ф.К.Дальман один из сторонников объединения Германии под главенством Пруссии. Идеалом для него является единое, светское государство. Самое главное в государстве это свобода. Свобода отдельного человека и общества в целом. Основная концепция Ф. К. Дальмана отражена в его монографии « Политика». Анализ которой является основным источником для написания статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Категория «государство» в исторической концепции Ф. К. Дальмана»

10. Таблица составлена по данным: ГАРФ. Ф. 102. Справочник - список офицерского и рядового состава жандармских управлений, охранных отделений, агентов охранной агентуры дворцового коменданта и чинов Департамента полиции, Министерства внутренних

дел царской России. Экз. № 790. Глав. арх. упр. НКВД СССР. М., 1940.

11. Ф.102. 2 д-во. 1887. Оп. 44. Д. 32 ч. 17. Л. 52

12. Ф.102. 2 д-во. 1887. Оп. 44. Д. 32 ч. 17. Л. 51

13. ГАПО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 7632. Л. 59-60.

категория « государство» в исторической концепции ф. к. дальмана

Н. и. РАХМАТУЛЛИНА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра новой и новейшей истории

Статья посвящена концепции немецкого историка Ф.К.Дальмана относительно категории «государство». Ф.К.Дальман один из сторонников объединения Германии под главенством Пруссии. Идеалом для него является единое, светское государство. Самое главное в государстве - это свобода. Свобода отдельного человека и общества в целом. Основная концепция Ф. К. Дальмана отражена в его монографии « Политика». Анализ которой является основным источником для написания статьи.

Фридрих К. Дальман - немецкий историк и политический деятель буржуазно-либерального направления. В 1812-1829 гг. - профессор Кильского, в 18291937 гг. - Геттингенского, в 1838-1842 гг. - Иенского , с 1842 г. - Боннского университетов. В своих лекциях выступал против абсолютизма и отстаивал конституционные формы правления. Одной из главных заслуг Дальмана является тщательное изучение первоисточников.

В 1830 г. Дальман издал библиографический справочник по немецкой истории («Quellekunde der deutschen Geschichte.») Впоследствии, в 1869 г. книга была переработана и дополнена г. Вайцем и другими историками. Самое последнее издание 1932 г., стало важнейшим библиографическим пособием по истории Германии. В 1840-1843 гг. Дальман издал «Историю Дании» (Geschichte von Dдnemark. Hamburg. 18411843). В 1848-1849 гг. Дальман - депутат Франкфуртского национального собрания , в котором был одним из лидеров малогерманцев, выступавших за объединение Германии под главенством Пруссии. После революции 1848-1849 Дальман отошел от политической деятельности [2].

отправным пунктом развития политического мышления Дальмана стало его отрицательное отношение к системе немецкого мелкодержавия в условиях раздробленности Германии.

На протяжении всей своей истории германские земли стремились к объединению. И это меньше всего им удавалось. Хотя формально все германские земли были объединены в рамках Священной Римской империи германской нации, фактически они существовали в форме суверенных государств - курфюршеств, «вольных городов». Священная Римская империя германской нации насчитывала более 300 государств.

Среди германских княжеств выделялись Пруссия, Саксония, Бавария, Вюртемберг и особенно Австрия, господствующая на обширном пространстве земель, населенных главным образом славянами и венграми.

Все эти государства считались находящимися в подчинении императора и имперского сейма, но на практике обладали полной независимостью [2].

После французской революции и прихода к власти Наполеона, он перекроил карту Германии. Из 51 вольного города он оставил всего 5, остальные передал десятку наиболее сильных государств, положив начало дальнейшему территориальному переделу. Победа под Ватерлоо и отречение Наполеона от власти дала Германии новый шанс создать единое государство. однако поражение Франции не восстановило архаической Германской империи. Вместо нее Парижским трактатом 1814 г. был образован так называемый Германский союз, состоявший из 34 государств и четырех вольных городов - Бремена, Любека, Гамбурга и Франкфурта-на-Майне. Каждое из вошедших в Союз государств сохранило свою независимость.

Каждый немецкий историк Х1Х века активно занимался проблемой объединения Германии. Дройзен был депутатом правого центра во время работы Франкфуртского парламента, одной из ведущих фигур, принимавших активное участие в составлении проекта конституции 1849г.; Г. Зибель был во Франкфуртском «предпарламенте». Идеологом малогерманской программы объединения Германии еще до революции 1848-1849 гг. стал представитель северонемецкого либерализма Ф. Х. Дальман [3].

Политика - общественная деятельность, направленная на защиту определенных социальных интересов, на завоевание, сохранение и укрепление государственной власти. Развитие категории «политика» неразрывно связана с развитием института государства [4]. Ситуация же в Германии начала Х1Х века была усугублена прежде всего отсутствием единого государства.

Историческая и политическая концепция Даль-мана отражена прежде всего в его монографии «Политика» («Die Politik»). Первое и единственное издание книги произошло в 1835 г. в Геттингене. Это издание повлияло на политические воззрения целого поколения, и долгое время пользовалось огромной популярностью. Даже в настоящее время книга актуальна.

«Политика» возникла из намерения, дать его слушателям на руки пригодный конспект политики и

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►

показывала итог академического обучения и политическую практику наработанных убеждений, взглядов и знаний о государстве. Центральная тема этого произведения выражена в полном заглавии: «Политика, сведенная к основе и причине сословий» [5].

Уже заголовок книги весьма характерен для Даль-мана. Он практически всегда верен принципам и идеалам. Лишь однажды Дальман был неверен этому принципу. Тогда это была сильная политическая ошибка. Ведь именно он 5 сентября 1848 г. убеждал Франкфуртское национальное собрание отклонить перемирие в Мальме.

В «Политике» Дальмана речь идет о понятии и возникновении государства. Следуя убеждению, что «само толкование, что значит государство», принадлежит «реке времени», она представляет собой политическую теорию только с точки зрения исторической последовательности (глава 9). Влияние исторического метода имеет значение всюду - также там, где Даль-манн варьирует традиционно-политические темы (осуществимость хорошей конституции, право сопротивления) (глава 7-8). Государственная идея приводится не из абстрактных принципов, а показывается в олицетворении исторических государств. Ему соотвес-твует несколько поглощенное строительство системы, которая берет начало от государственных конституций старых времен (глава 2), затем от противопоставления более новым конституциям нашей части света (глава 3) и, наконец, во взгляде на «данные сословия», которые развивают собственную политическую программу, контур современного конституционного государства (глава 4-6) [1].

Причины и цель учения о государстве. Могущественный светский порядок, определяет всю жизнь человека от рождения до приобретения своего места в обществе. Человек обязан служить уже сложившемуся уставу своего малого государства (федеральной земли). Изначально человечество стоит несколько косо по отношению к свету. Невозможно введение обучения религии как основное требование существования государства. Именно исходя из этого момента можно смело утверждать, что идеалом для Дальмана было светское, а не религиозное (теологическое) государство [4].

государство, по мысли Дальмана появляется лишь в определенный момент развития общества. государство может появиться лишь в виде внешне независимого человеческого союза.

государство должно состоять из ряда семей, обладающих определенным участком земли. Самая основная и главная задача государства и правительства по мысли Дальмана не допустить превышения одних членов государства над другими [1].

Самое главное в государстве - это свобода. Свобода отдельного человека и общества в целом. Свобода гражданского общества - основная составляющая развития государства. Данное обстоятельство действует постоянно. независимо от места и времени возникновения государства.

говоря о форме государства, невозможно утверждать что-то конкретное. Ясно лишь то, что основные

государственные учреждения могут видоизменяться лишь путем общенародного голосования [1].

Именно в «Политике» он не оставляет без внимания этот принцип. Он описывает конституции Спарты, Афин и Рима; рисует историю английского парламентаризма.

Каждый раз Дальман анализирует, как же эти состояния стали историческими, и никогда не делал поспешных выводов. Безусловно, Дальман является консерватором в своем мировоззрении. В принципе, это суть его теории; он все исследует медленно и осторожно, прежде чем решается что-то изменить. В то же время либералы сначала все взвешивают и спрашивают: идеально ли это состояние, не лучше ли изменить его.

Идеальная конституция объединенной страны предложенная историком как то не кажется особенно либеральной.

Ее суть состоит в следующем:

- наследственная королевская власть с исполнительной властью и безусловным вето;

- двухпалатная парламентская система:

1. Палата состояла из принцев правящего дома, представителей рыцарства, высоких духовных и светских служащих, назначаемых королем на свой пост.

2. Члены второй палаты выбирались путем прямого открытого голосования при определенном цензе. Выборы осуществлялись по нескольким избирательным округам. В состав второй палаты входит интеллигенция. Она составляет 1/3 выборной палаты. Кроме того, здесь были представлены служащие, священнослужители, ученые, врачи [6]. Особое внимание в развитии государственной концепции Дальман уделял чиновникам. Ответственность министров частично политическая. Министр обязан каждый день отчитываться перед народом. Этот отчет не должен ограничиваться выговором противозаконности; он включает, в той или иной мере, всё, что сделано или упущено за определенный промежуток времени.

В своей концепции Дальман всегда ставит во главу угла вопрос о приоритете государственных и семейно-бытовых отношений. учение о государстве не должно обнаруживать причину этических отношений, а наоборот должно признавать его и развивать учреждения, призванные уменьшать данный раздор.

Весь период деятельности Ф. К. Дальмана как историка и общественного деятеля пришелся на время работы над образованием единого немецкого государство. Не случайно он в первую очередь поднимает такие вопросы как соотношение этнических (национальных) вопросов и общегосударственных. Самое главное в вопросе объединения страны , это решение национального вопроса. Таким образом, Дальман является одним из идеологов и сторонников создания единого государства. К сожалению Дальман не дожил до основного периода объединения федеральных земель в единого государство, но основные трудности и противоречия прогнозировал заранее [3].

В жизни и произведениях Д. нельзя отделять историю и политику друг от друга, так как это было его основное убеждение, что история и современность, ис-

тория и любовь, история и политика образуют неразрешимую связь, которая не может игнорироваться ни историей, ни политикой. Исторические знания в одиночку не могут порождать ни произведения историографии, ни «связь знаний с образом мысли и смыслом жизни».Так он взялся за свою деятельность как историк ориентированной на политическую современность истории и как политик исторический [1].

Среди историков своего времени он занимает значительный, но не первостепенный специально-научный уровень. Как политик он был слишком ограничен своей «политикой» и конституционно-либеральными принципами, чтобы смочь действовать на практике. Если при этом он все же пользовался академическим и общественным уважением, то прежде всего потому, что изучил в высшей степени нравственно мотивированную связь исторических знаний и политического действия для осуществле-

ния свободы, права и конституции, он жил с внушительными выводами и беспристрастным гражданским мужеством [7].

список литературы

1. Dachlmann F. H. Die Politik. (auf den Grund und das Maas der gegebenen Zuschtande zuruk gefuhrt). 2. Aufl. Leipzig, 1847. S. 235.

2. Deutsche biografische Enzuklopadie / Herausgegeben von Walther Killy. 2004. S. 45.

3. Historische Schriften. Bd. 7. Karlsruhe, 1838. S. 602.

4. Историки и история. Жизнь. Судьба. Творчество. М.: Остожье, 1997. С. 87-92.

5. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо и др. М.: Норма, 2006. С. 129-132.

6. Политическая энциклопедия. М.: Мысль, 2000. С. 156.

7. Springer A. Friedrich Christoph Dachlmann. Leipzig, 1870-1872. S.34.

концепция политехнизации советской школы и пути ее реализации в 1958-1966 гг. (на примере среднего Поволжья)

о. В. РОДИОНОВА

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского

кафедра педагогики

В статье автор излагает основные положения концепции политехнизации, направленной на преодоление отрыва школы от жизни. Раскрывается содержание принципа политехнизма и политехницизма. Изложены два главных пути приобщения советских школьников к производительному труду. Автор подчеркивает актуальность проблемы для сегодняшнего дня.

На сегодняшний день для отечественной педагогики представляет большой интерес советская концепция политехнического образования, явившаяся попыткой преодолеть важнейшую проблему, до сих пор стоящую перед российским обществом - отрыв школы от жизни. Еще в Программе партии от марта 1919 г. VIII съездом РКП(б) была принята концепция единой трудовой школы, поставившая ориентиры, касающиеся воспитания и образования подрастающего поколения. Предполагалось в новых общественно-экономических условиях воспитывать нового человека [2]. С целью успешной реализации поставленных задач школа становилась:

-1- Единой, когда вся система школ представляет собой одну непрерывную лестницу, но при этом школа не является однотипной. В школе вводилось деление учеников по выбранным ими профилям, исходящим из собственных способностей, но был объединяющий фактор в виде общих предметов, базовых знаний.

-2- Трудовой. В качестве основы преподавания в школах вводился труд. Причем трудовой принцип трактовался весьма широко. Во-первых, как активное подвижное творческое знакомство ребенка с миром; во-вторых, как практическое ознакомление учеников с жизненными реалиями (в данном случае - с промышленным трудом во всех его разновидностях). Осо-

бо подчеркивалось, что новая школа преследует цель всестороннего и гармоничного развития личности

без вредных перекосов, выявления индивидуальных способностей каждого ученика без исключения, воспитания истинно прекрасного человека, хорошо социализированного в новом обществе [2]. Всестороннее и гармоничное развитие личности предусматривало следующее:

- расцвет всех духовных сил и способностей человека (интеллектуальных, волевых, творческих, этических), его гармоническое физическое развитие;

- формирование цельного научного мировоззрения, высокого нравственного сознания, которое свободно от всех пережитков и находит реальные воплощения в труде, в созидательной деятельности на благо общества, в отношениях между людьми;

- творческое отношение к делу, разносторонность интересов, активное участие во всех сферах общественной жизни;

- превращение труда в первую жизненную потребность [3].

Именно поэтому школьная система вновь обратилась к реализации в учебно-воспитательной работе принципов политехнизма (узкой системы, в основе которой лежит изучение техники в различных ее формах, взятой в ее развитии, не являющейся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.