24. Культурное строительство в Пензенском крае 1917— 1938 г. Документы и материалы / Сост. В. С. Годин. Са-ратов-Пенза, 1986. С. 257.
25. Там же.
26. ГАРФ. Ф. Р. 3466. Оп. 12. Д. 322. Л. 125.
27. Винокуров Г. Ф. Ликвидация неграмотности на территории Пензенского края. С. 214.
28. Винокуров Г. Ф. Роль города в культурном строительстве села в годы первой пятилетки (на примере культпохода) // История краеведения. Пенза, 1993. С. 127-135.
29. ГАПО. Ф. Р. 253. Оп. 1. Д. 205. Л. 46.
30. ГАПО. Ф. Р. 253. Оп. 1. Д. 205. Л. 60.
31. Что говорят массы о народном образовании. М., 1929. С. 67.
УДК 351.73 (09)
политический сыск в пензенской губернии: органы, денежное содержание, штат, кадровый состав
О. Ю. ПРОНЬКИНА
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра отечественной истории и методики преподавания истории
Вопрос государственной безопасности всегда стоит очень остро. Политическая полиция Российской империи в конце XIX - в начале XX вв. занимала одно из важнейших мест в системе органов государственной власти. Такое положение было обусловлено осложнением внутриполитической ситуации, что заставляло самодержавие усиливать охранно-карательный аппарат. Представляется интересным проанализировать состояние политического сыска в Пензенской губернии. Изменения, происходившие в аппарате политической полиции губернии, были характерны и для других регионов России. Анализ деятельности сыскных и охранных отделений Пензенской губернии позволяет составить представлении об их состоянии в масштабе страны.
С организацией же охранных отделений их функции меняются и за ними остается главным образом производство дознаний по политическим делам.
14 декабря 1906 года совершенно секретно выходит «Положение о районных охранных отделениях», которое утвердило учреждение районных охранных отделений в империи для объединения и направления деятельности местных органов, ведающих политический розыск [3].
Для губерний Поволжья районное охранное отделение было учреждено в Самаре в 1906 году. Районные охранные отделения для успеха в деле розыска организовывались так, чтобы сфера их деятельности совпадала с районами действия окружных партийных комитетов РСДРП и других революционных организаций. В циркуляре от 5 мая 1909 года сообщалось, что в интересах розыска Поволжское (Самарское) районное охранное отделение перенесено из Самары в Саратов, причем Саратовское (городское) охранное отделение было упразднено. В июле 1909 года был издан циркуляр «Об учреждении Самарского розыскного пункта», таким образом, Самара не осталась без надзора.
В 1902 году в районах наибольшего развития революционного движения и, отдаленных от центра, создаются розыскные пункты. При Пензенском ГЖУ розыскной пункт был учрежден в 1906 году, как следствие прокатившейся волны аграрных беспорядков. Ассигнование на содержание розыскного пункта в Пензе составляло 15540 рублей в год [5]. Для сравнения, Севастопольскому розыскному пункту отпускалось 17460 рублей в год, Витебскому - 5820 рублей, Ярославскому - 7800 рублей, Костромскому - 5016 рублей [6]. Таким образом, мы видим, что самодержавие высоко оценивало деятельность розыскного пункта в Пензенской губернии.
Противодействие развитию революционного движения на местах Департамент полиции осуществлял с помощью подведомственных ему губернских жандармских управлений (ГЖУ), областных жандармских управлений (ОжУ), жандармско-полицейских управлений железных дорог (жПУ ж. д.), охранных отделений (розыскные пункты), районных охранных отделений (РОО).
Первые губернские жандармские управления были созданы в 1867 году. Их предназначением был политический розыск, производство дознаний по государственным преступлениям. В Пензе ГЖУ было образовано со следующим штатом: начальник управления, адъютант управления, обер-офицер, писари 1-го и 2-го разрядов [1]. Функции и компетенция сотрудников губернского жандармского управления обозначены были «Правилами о порядке действий членов корпуса жандармов по исследованию преступлений» и заключалась в следующем:
- сообщать местному прокурорскому надзору и полиции о всяком замеченном ими происшествии, заключающем в себе признаки преступления или проступка;
- в случае если до прибытия полиции следы преступления могут уничтожаться или подозреваемый скрыться, они должны принять меры, чтобы предупредить уничтожение следов преступления и пресечь подозреваемому способы уклоняться от следствия;
- возлагается производство дознаний о преступлениях в тех особенных случаях, когда это прокурорами, его товарищами было признано необходимым;
- дознания о государственных преступлениях проводятся вообще офицерами корпуса жандармов, при содействии, в необходимых случаях, нижних чинов корпуса, на которых могут быть возлагаемы отдельные по этим дознаниям действия [2].
таблица 1
содержание саратовского охранного отделения [4]
статья расходов Ассигнования за год в рублях
Содержание 22 наблюдательных агента и 3 околоточных надзирателей 15000 + 4400 (на расходы) = 19400
На содержание 2 конспиративных квартир 600
На содержание секретных сотрудников и на покрытие прочих расходов 700
Содержание канцелярии:
Жалование письмоводителю 1200
На освещение и отопление 420
Наем служителей 1200
На канцелярские расходы 350
итого 23870
таблица 2
расчет содержания пензенского розыскного пункта [7]
статья расходов Ассигнования за год в рублях
Жалованье и квартирные деньги заведующему пунктом 3600
Жалованье 10 филерам по 50 рублей в месяц и добавочное содержание старшему филеру по 25 рублей в месяц 6300
Одному из филеров на ведение письменной части добавочно 180
Филерам на расходы по наблюдению 1800
На содержание секретных сотрудников 2400
На содержание конспиративной квартиры 360
На нем канцелярии 300
На отопление и освещение канцелярии 120
На наем сторожа 300
На канцелярские принадлежности 180
итого 15540
Эффективность работы охранных органов напрямую зависит не только от количественных, но и качественных показателей кадрового состава. Начальником ГЖУ чаще всего назначался по званию майор или полковник. Так, с 1905-1916 гг. Начальником Пензенского ГЖУ был генерал-майор Л.Н. Кременецкий [8]. Помощники начальника ГЖУ обычно были в чине
средний возраст
штабс-капитанов, руководили уездными ЖУ и отвечали за политическую обстановку в уезде. Рядовые сотрудники - жандармские подпоручики и поручики.
Средний возраст служащих в органах политического розыска колебался в зависимости от занимаемой должности. Проследим данную тенденцию на материалах Пензенской губернии.
таблица 3
;ащих в пгжу [9]
Филеры Адъютанты Унтер- офицеры прикомандиро- ванные помощн. начальника управления начальники управления чиновники канцелярии
33 29-46 36-40 44 44 44 20
Из таблицы видно, что до 40 лет это были в основном филеры, адъютанты, чиновники канцелярии и унтер-офицеры. Должности начальников управлений и их помощников занимали люди зрелого возраста, так как их профессиональные
обязанности требовали опыта. Но в аппарате политического сыска важную роль играли не только штатные сотрудники, но и внештатные, например, филеры (так называемые, агенты наружного наблюдения).
таблица 4
список филеров пензенского ГЖУ и розыскного пункта [10]
Ф.и.о. Год рождения социальное происхождение
Болдырев К. Л. Крест. Пензенской губернии, Керенского уезда, Рахмановской волости
Варзин А. И. 1878 Крест. Архангельской губ., Онежского уезда, деревни Ансимовки
Горсткин А. А. 1878 Крест. Тульской губ., Богородского уезда, села Никитского
Горшунов Н. Е. 1881 Крест Пензенской губ.
Карачев Т. И. 1884 Крест Вятской губ., Селезневской волости, деревни Бесевской
Лукьянов С. С. 1887 Крест. Пензенской губ.
Морозов И. А. Крест. Ломжинской губ., с. Студенца
Мухин П. М. 1880 Крест. Пензенской губ., Нижнеломовского уезда, с. Верхнего-Ломова
Прошенькин Н. А. 1889 Крест. Саратовской губ., Кузнецкого у., с. Верхнего Аблязова.
Столяров П. В. Крест. Нижегородской губ.,Яковлевской волости, деревни Малой Андреевки.
Тулаев Г. Крест Пензенской губ., Городищенского уезда, с. Чемодановки
Шамов И. М. 1866 Крест. Рязанской губ., Пригородной волости, с. Черной речки.
Примечание: год рождения некоторых филеров невозможно отобразить из-за отсутствия данных
Из таблицы видно, что по социальному составу все филеры были крестьянами, это объясняется тем, что Российская империя на рубеже Х1Х-ХХ вв. продолжала оставаться аграрной страной.
Одной из проблем в деле политического розыска была нехватка кадров. Так из доклада за 1887 год городской управы по вопросу о новом штате полицейских команд видно, что существующая на тот момент в Пензе полицейская команда из 58 городовых и 2 старших не достаточна, что каждый городовой, имея на своем участке до 750 жителей, не может как следует
контролировать вверенный ему район. Учитывая, что городовые получали жалование равное 144 рублям в год, становится понятным, почему они не дорожили службою и часто заменялись новыми сотрудниками, что негативно сказывалось на работе полицейских команд. Поэтому был предложен проект увеличения штата полицейских команд и жалования им. Данные мероприятия производились за счет средств казны, так как в Пензе денег не было. Сумма городских доходов в 1905 году составила 372600, а сумма расходов 382100 рублей.
таблица 5
проект штата городских полицейских команд пензенской губернии сравнительная таблица [11]
название города Численность населения состав полицейских команд расход города на содержание и обмундирование команды за год (в рублях) % отношение предполагаемого расхода на содержание команды к городским расходам вообще
нынешний (на 1887 год) предполагаемый (на 1887 год) нынешний предполагаемый
Пенза 45700 60 90 9144 13500 9,01
Саранск 14000 18 20 2174,55 2516 7,19
Инсар 6200 11 10 1104 1258 7,54
Краснослобдск 7900 9 12 948,97 1500 8,38
Н. Ломов 9300 13 18 1501,83 2250 10,42
Чембар 5400 9 9 898 1137 7,35
Наровчат 4600 6 8 575,87 992 10,69
Керенск 13800 11 10 928 1258 9,49
Мокшан 13300 15 15 1470 1887 4,72
Городище 3900 7 7 810,56 871 8,38
таблица 6
Штат городских полицейских команд пензенской губернии на 1887-1889 гг.[12]
название города состав полицейских команд Годовой оклад содержания на обмундирование в год Всего
одному Всем одному Всем
Старших 18 145 2610
Пенза Младших 72 12 8640
Итого 90 11250 25 2250 13500
Старших 4 120 480
Саранск Младших 16 96 1536
Итого 20 2016 25 500 2516
Старших 2 120 240
Инсар Младших 8 96 768
Итого 10 1008 25 250 1258
Старших 2 120 240
Краснослобдск Младших 10 96 960
Итого 12 1200 25 300 1500
Старших 3 120 360
Н. Ломов Младших 15 96 1440
Итого 18 1800 25 450 2250
Старших 2 120 240
Чембар Младших 7 96 672
Итого 9 912 25 225 1137
Старших 1 120 120
Наровчат Младших 7 96 672
Итого 8 792 25 200 992
Старших 2 120 240
Керенск Младших 8 96 768
Итого 10 1008 25 250 1258
Старших 3 120 360
Мокшан Младших 12 96 1152
Итого 15 1512 25 375 1887
Старших 1 120 120
Городище Младших 6 96 576
Итого 7 696 25 175 871
Но, несмотря на нехватку кадров, поступить на службу в органы политического сыска было не так просто. Отбор претендентов был жестким.
При определении на службу в полицию губернатор запрашивал сведения о кандидате. В запросах фигурировали следующие вопросы:
- Сколько лет от роду?
- С какого времени проживает в Пензенской губернии, если в Пензенской губернии проживает менее 4 месяцев, то где проживал ранее?
- Какого поведения и нравственных качеств?
- Не состоял ли под судом или следствием, а если состоял, то когда, за что и чем дело закончилось? [13].
Несмотря, на постоянные реорганизации в структуре органов политического сыска, проводимые Департаментом полиции с целью повышения качества работы, оставались нерешенными некоторые проблемы, свойственные этой структуре государственного аппарата продолжали существовать, а именно:
- несоответствие штата масштабам территорий, охваченных полицейским надзором;
- значительная текучесть кадров;
- дефицит опытных и грамотных кадров;
- негативное отношение к полиции со стороны населения и как следствие этого нежелание служить в ее рядах.
В заключение хотелось бы отметить, что указанные проблемы были характерны, как для политического сыска Пензенской губернии, так и в целом по стране.
список литературы и примечания
1. ЦГАПО. Ф. 202. Оп. 1. Л. 1.
2. ПСЗ. Т. 46. С. 592-594.
3. ГАРФ. Ф. 102. Оп. 262. Д.16. Л. 1-8.
4. ГАРФ. Ф. 102. Оп. 295. Д. 145. Л. 7
5. ГАРФ. Ф. 102. Оп. 295. Д. 145. Л. 32.
6. Там же. Л. 31, 23, 21, 15.
7. Там же. Л. 32.
8. ГАРФ. Ф. 102. Оп. 295. Д. 74. Л.8.
9. Таблица составлена по данным: ГАРФ. Ф. 102. Справочник - список офицерского и рядового состава жандармских управлений, охранных отделений, агентов охранной агентуры дворцового коменданта и чинов Департамента полиции, Министерства внутренних дел царской России. Экз. № 790. Глав. арх. упр. НКВД СССР. М., 1940.
10. Таблица составлена по данным: ГАРФ. Ф. 102. Справочник - список офицерского и рядового состава жандармских управлений, охранных отделений, агентов охранной агентуры дворцового коменданта и чинов Департамента полиции, Министерства внутренних
дел царской России. Экз. № 790. Глав. арх. упр. НКВД СССР. М., 1940.
11. Ф.102. 2 д-во. 1887. Оп. 44. Д. 32 ч. 17. Л. 52
12. Ф.102. 2 д-во. 1887. Оп. 44. Д. 32 ч. 17. Л. 51
13. ГАПО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 7632. Л. 59-60.
категория « государство» в исторической концепции ф. к. дальмана
Н. И. РАХМАТУЛЛИНА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра новой и новейшей истории
Статья посвящена концепции немецкого историка Ф.КДальмана относительно категории «государство». Ф.К.Дальман один из сторонников объединения Германии под главенством Пруссии. Идеалом для него является единое, светское государство. Самое главное в государстве - это свобода. Свобода отдельного человека и общества в целом. Основная концепция Ф. К. Дальмана отражена в его монографии « Политика». Анализ которой является основным источником для написания статьи.
Фридрих К. Дальман - немецкий историк и политический деятель буржуазно-либерального направления. В 1812-1829 гг. - профессор Кильского, в 18291937 гг. - Геттингенского, в 1838-1842 гг. - Иенского , с 1842 г. - Боннского университетов. В своих лекциях выступал против абсолютизма и отстаивал конституционные формы правления. Одной из главных заслуг Дальмана является тщательное изучение первоисточников.
В 1830 г. Дальман издал библиографический справочник по немецкой истории («Quellekunde der deutschen Geschichte.») Впоследствии, в 1869 г. книга была переработана и дополнена г. Вайцем и другими историками. Самое последнее издание 1932 г., стало важнейшим библиографическим пособием по истории Германии. В 1840-1843 гг. Дальман издал «Историю Дании» (Geschichte von Dдnemark. Hamburg. 18411843). В 1848-1849 гг. Дальман - депутат Франкфуртского национального собрания , в котором был одним из лидеров малогерманцев, выступавших за объединение Германии под главенством Пруссии. После революции 1848-1849 Дальман отошел от политической деятельности [2].
отправным пунктом развития политического мышления Дальмана стало его отрицательное отношение к системе немецкого мелкодержавия в условиях раздробленности Германии.
На протяжении всей своей истории германские земли стремились к объединению. И это меньше всего им удавалось. Хотя формально все германские земли были объединены в рамках Священной Римской империи германской нации, фактически они существовали в форме суверенных государств - курфюршеств, «вольных городов». Священная Римская империя германской нации насчитывала более 300 государств.
Среди германских княжеств выделялись Пруссия, Саксония, Бавария, Вюртемберг и особенно Австрия, господствующая на обширном пространстве земель, населенных главным образом славянами и венграми.
Все эти государства считались находящимися в подчинении императора и имперского сейма, но на практике обладали полной независимостью [2].
После французской революции и прихода к власти Наполеона, он перекроил карту Германии. Из 51 вольного города он оставил всего 5, остальные передал десятку наиболее сильных государств, положив начало дальнейшему территориальному переделу. Победа под Ватерлоо и отречение Наполеона от власти дала Германии новый шанс создать единое государство. однако поражение Франции не восстановило архаической Германской империи. Вместо нее Парижским трактатом 1814 г. был образован так называемый Германский союз, состоявший из 34 государств и четырех вольных городов - Бремена, Любека, Гамбурга и Франкфурта-на-Майне. Каждое из вошедших в Союз государств сохранило свою независимость.
Каждый немецкий историк Х1Х века активно занимался проблемой объединения Германии. Дройзен был депутатом правого центра во время работы Франкфуртского парламента, одной из ведущих фигур, принимавших активное участие в составлении проекта конституции 1849г.; Г. Зибель был во Франкфуртском «предпарламенте». Идеологом малогерманской программы объединения Германии еще до революции 1848-1849 гг. стал представитель северонемецкого либерализма Ф. Х. Дальман [3].
Политика - общественная деятельность, направленная на защиту определенных социальных интересов, на завоевание, сохранение и укрепление государственной власти. Развитие категории «политика» неразрывно связана с развитием института государства [4]. Ситуация же в Германии начала Х1Х века была усугублена прежде всего отсутствием единого государства.
Историческая и политическая концепция Даль-мана отражена прежде всего в его монографии «Политика» («Die Politik»). Первое и единственное издание книги произошло в 1835 г. в Геттингене. Это издание повлияло на политические воззрения целого поколения, и долгое время пользовалось огромной популярностью. Даже в настоящее время книга актуальна.
«Политика» возникла из намерения, дать его слушателям на руки пригодный конспект политики и