Научная статья на тему 'Категория эмоциональности в структуре политического коммуникативного контекста'

Категория эмоциональности в структуре политического коммуникативного контекста Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
75
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОММУНИКАТИВНЫЙ КОНТЕКСТ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ / EMOTIONALITY / POLITICAL COMMUNICATIVE CONTEXT / EMOTIONAL VISUALIZATION / COMMUNICATIVE STRATEGIES AND TACTICS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Грейдина Надежда Леонидовна

Данная научная статья разрешает вопросы релевантности эмоциональности в структуре политического коммуникативного контекста и определяет серию его категориальных признаков. С коммуникативной точки зрения обосновываются причины доминантности эмоциональной визуализации. Предлагается единство стратегий, тактик, ходов, составляющих ядро эмоциональной визуализации. Приводится ряд критериев, которым должен удовлетворять политический коммуникативный контекст и модели в основе его реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONALITY CATEGORY IN THE POLITICAL COMMUNICATIVE CONTEXT STRUCTURE

The research article solves the problems of emotionality relevance within the structure of politicalcommunicative context and determines the series of its categorical characteristics. The reasons of emotional visualization dominance are grounded from the communicative point of view. The integrity of the strategies, tactics, moves that make the emotional visualization coreis recommended. Some criteria for the political discourse-performance and its base models to meet are discussed.

Текст научной работы на тему «Категория эмоциональности в структуре политического коммуникативного контекста»

категория эмоциональности в структуре политического коммуникативного контекста

Н.Л. ГРЕЙДИНА

emotionality category in the political communicative context structure

N.L. GREiDiNA

Данная научная статья разрешает вопросы релевантности эмоциональности в структуре политического коммуникативного контекста и определяет серию его категориальных признаков. С коммуникативной точки зрения обосновываются причины доминантности эмоциональной визуализации. Предлагается единство стратегий, тактик, ходов, составляющих ядро эмоциональной визуализации. Приводится ряд критериев, которым должен удовлетворять политический коммуникативный контекст и модели в основе его реализации.

Ключевые слова: эмоциональность, политический коммуникативный контекст, эмоциональная визуализация, коммуникативные стратегии и тактики.

The research article solves the problems of emotionality relevance within the structure of politicalcommunicative context and determines the series of its categorical characteristics. The reasons of emotional visualization dominance are grounded from the communicative point of view. The integrity of the strategies, tactics, moves that make the emotional visualization coreis recommended. Some criteria for the political discourse-performance and its base models to meet are discussed.

Keywords: emotionality, political communicative context, emotional visualization, communicative strategies and tactics.

Анализируя тактическую коннотацию категории эмоциональности в политическом коммуникативном контексте, необходимо отразить наиболее значимую, доминантную составляющую - шоу, или представление.

К категориальным признакам категории эмоциональности необходимо отнести следующие: визуализация, интерактивность, карнавальность, гедонистичность, презентативно сть.

Современный политический коммуникативный контекст характеризуется доминированием эмоциональной визуализации над рациональной вербальностью и гра-фичностью. В этом плане политический коммуникативный контекст соответствует общей мировой тенденции развития культуры в информационном обществе, которая обозначается как тотальная визуализация. Культура слова (устного или письменного) в символическом пространстве культуры вытесняется визуальной или видеокультурой. Источником культурной информации в эпоху медиакратии становятся экранные СМИ. Основная экранная продукция - эмоционально-визуальные образы. Как подтверждают экспериментальные исследования, образ в сочетании со звуком обладает большей суггестивной силой, чем вербальные знаки. Символическое поле значений, формируемое посредством эмоциональной визуализации, постоянно расширяется, вытесняет на периферию массовой культуры, рациональные графические компоненты и денотативные значения.

Вышеобозначенный параметр активно используется современными политтехно-логами в различных странах. Данная политическая технология была применена в Киеве в дни «оранжевой революции». На том этапе политического развития носите-

лями оранжевых ленточек стали не только люди и транспортные средства, но также деревья и животные. Каждый повязавший ленточку стал приобщенным к символической игре - массовому политическому перформансу. У тех, кто оказался вовлечен в дискурсивную плоскость игры, возникло определенное чувство удовольствия от приобщения к общему смысловому полю. В результате возник визуальный эффект тотального повсеместного присутствия сторонников оранжевой революции.

Другая технология, берущая на вооружение массовую визуализацию политического коммуникативного контекста - технология флешмоба (в переводе с английского языка - «мгновенная толпа»). Эта технология определяется как заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа участников мероприятия появляется в общественном месте, выполняя заранее оговоренные действия.

В коммуникативном контексте политических реалий убеждение посредством вербальной аргументации более частотно уступает первенство эмоциональной визуализации как средству воздействия на сознание участников процесса политической коммуникации.

В отличие от театрального представления, разыгрываемого спектакля на театральной сцене, коммуникативный контекст политических реалий носит интерактивный характер. В телешоу актеры и зрители разделены в пространстве экраном. В телевизионной студии, на улицах и площадях между выступающими и зрителями коммуникативные барьеры сведены к минимуму. Это достаточно существенно: одна из главных задач - вовлечение публики в игровые моменты происходящего на ее глазах действа. «Играют все» - вот принцип шоу в действии.

Исходя из того, что в коммуникативный контекст политических реалий вовлечены все участники шоу, оно приобретает признаки карнавальной культуры. Последняя выполняет функцию организации праздника, который позволяет его участникам выйти за привычные рамки. Идеальный карнавал - это тот, где все носят маски и карнавальные костюмы, а серьезность не приветствуется.

В последнее время все чаще карнавальный стиль коммуникативного контекста политических реалий становится неизменным атрибутом, что находит проявление при проведении политических кампаний и акций, включая избирательные гонки и партийные съезды.

Празднично-карнавальный характер коммуникативного политического контекста отвечает определенному заказу общества массовой культуры и массового потребления. Таковым является гедонистический заказ - потребность в получении удовольствия. Получить удовольствие от иллюзий, грез - требование массовой аудитории.

Основной составляющей параметра презентативности является понятие звезды. Под звездой подразумеваются успешные индивидум-личность или организация, сообщество, обладающие характеристиками бренда. В политическом контексте в качестве звезд выступают популярные и раскрученные политические лидеры, высокопоставленные чиновники, звезды шоу-бизнеса, кино, театра, спорта. С помощью звезды значительно эффективнее продается идея, оптимизируется имидж политической партии, движения, транслируется необходимая эмоция на массового зрителя. За звездой тянется шлейф мифов, устойчивых образов побед, доверия и внимания к ней публики, которые экстраполируются зрителями на главных героев представляемого перед ними политического шоу. Его звезда выступает в качестве олицетворения и носителя определенных эмоций, настроений, идей.

Г. Дебор вводит понятие «абсолютной звезды», которое детерминируется как личность или организация, выступающая олицетворением всеобщего блага. «Навязываемый в ее спектакле образ блага вбирает в себя всю полноту того, что существует в качестве официально признанного, и, как правило, концентрируется на одном человеке - гаранте ее тоталитарной сплоченности. С этой абсолютной звездой каждый должен либо магически отождествиться, либо исчезнуть» [1: 43].

Категория презентативности подразумевает составляющие ее презентативные шаги. Под последними имеется в виду произведение таких трансформаций в транслируемом символическом образе, которые сообщают ему дополнительные значения и смыслы. В коммуникативном политическом контексте с игровым началом в качестве презентативных шагов выступают мизансцены, разыгрываемые участниками, в ходе которых они выполняют то или иное задание - этап формулирования вопросов или ответов на них, в частности. Презентативный шаг во время устного представления доклада - акцентирование новой мысли с помощью вербальных (эмоционально словесных) или невербальных (эмоциональных мимических, же-стовых комплексов) средств. Эмоционально вербальные средства находят отражение в лексике политика, коммуницирующего с молодежной аудиторией. Среди самых распространенных выражений можно встретить следующие: «клево», «прикольно», «драйв». Это способ указать на принадлежность политика данной социальной группе, понимание ее интересов и забот, а также способность отстаивать их на любом уровне.

В электронной презентации политического проекта презентативным шагом является смена слайдов, сопровождаемая не только пояснительными комментариями, но гармонирующими спецэффектами, соответствующей музыкой. В основе слайдов должны быть представлены яркие, запоминающиеся образы, лежащие в основе реализации механизма доминирования критерия визуализации.

С одной стороны, серия презентативных шагов формирует целостное или фрагментарное повествование о главном герое политического коммуникативного контекста - политике. Каждое звено данной цепочки призвано раскрыть для массовой аудитории определенную привлекательную грань продвигаемого образа. В частности, коммуникативный аспект политических реалий жанра встречи кандидата в президенты с избирателями или иной предвыборной кампании общенационального или регионального уровня печатные, визуальные, вербальные рассказы биографического характера о продвигаемом кандидате содержат в обязательном порядке сведения о его достижениях в общественно-политической, профессиональной областях и личной жизни.

С другой стороны, серия презентативных шагов усиливает чувство доверия к политическому кандидату. Образ политического кандидата раскрывается по формуле «один из нас», «уникальная личность, способная решать глобальные вопросы». Соединение в одном политическом кандидате двух моделей - тождественности с народом и превосходства в уникальности создает потребность в дуалистическом характере презентации политического кандидата на основе амбивалентности. В свою очередь, это стимулирует возникновение и развитие ответной реакции со стороны массовой аудитории - идентификация с политическим лидером и присоединение к его позициям, взглядам, системе ценностей и, как результат, - к успеху.

Категория эмоциональности является основой реализации политического коммуникативного контекста. При этом эмоциональность проявляется единством сле-

дующих составляющих: тактической, коммуникативно-психологической, коммуникативно-медийной, интегративной.

Тактическая составляющая находит отражение в построении и реализации серии конкретных тактик: эмоциональное воздействие с использованием манипуля-тивно-психологических приемов активизации массового восприятия коммуникативного аспекта политических реалий, зрелищная наглядность с использованием приемов эффектных декораций.

Коммуникативно-психологическая составляющая проявляется в актуализации ряда определенных тактик: визуальные спецэффекты, режиссирование с использованием приемов построения композиции мизансцен, тщательного отбора участников, присоединение звезды-персоны в реальном времени или виртуально, интерактивная коммуникация и групповое сплочение.

Коммуникативно-медийная составляющая находит реализацию в воплощении следующей группы тактик: создание и культивирование вторичных образов политического коммуникативного контекста с использованием приемов их запечатления на печатных и электронных носителях.

Интегративная составляющая актуализируется группой тактик: запечатление на текстовых и электронных носителях с последующим цитированием и тиражированием.

Важно принимать во внимание критерии, которым должен удовлетворять политический коммуникативный контекст. К ним относятся эмоциональная эффектность воплощаемых и транслируемых образов и сцен, клиповость интегрального мессиджа как динамичная смена сцен, драматичность действа как развитие основной сюжетной линии от зачина - к кульминации, от кульминации - к саспен-су, цикличность основного мессиджа как непрерывное разнообразное воплощение сформулированного вначале мессиджа в аспекте материализации перед публикой в визуально-вербальных, аудиальных формах и фигурах.

Эмоциональная эффектность воплощаемых и транслируемых образов и сцен определяет потребность в создании и поддержании эмоционально заряженного поля, в рамках которого разворачивается действо и происходит смена сцен. При этом важно осознавать необходимость неизменности общей эмоциональной валентности поля, в рамах которого актуализируется политический коммуникативный контекст. Именно эмоциональность способна реализовать доминирование визуальных образов над вербальными.

Клиповость интегрального мессиджа дискурс-перформанса детерминируется задачей удовлетворения потребности массовой аудитории в непрерывной новизне и смене впечатлений. Участники данного политического коммуникативного контекста не должны иметь временную и постановочную возможности для выхода из созданного эмоционального поля. Политическое действо должно постоянно удерживать внимание массовой аудитории, развлекать ее, создавать новые впечатления в рамках сформированного эмоционального поля. В процессе коммуникативной реализации политических реалий не должны образовываться паузальные периоды, лишенные эмоционального или эмоционально-информационного насыщения. Все действа и сцены должны обретать эмоционально-сюжетную комбинаторику в информативно-образном плане.

Драматичность действа как развитие основной сюжетной линии может быть реализовано на основе двух моделей - закрытой или открытой.

Закрытая модель политического коммуникативного контекста разворачивается по плану, заранее построенному сюжету. В рамках данной модели импровизации возможны в случае соответствия предписанной канве. Интерактивность ассоциируется с игрой в масках, где публике предлагают примерить маску от участника до референтной группы.

Открытая модель политического коммуникативного контекста предполагает точную реализацию исключительно рамочных условий сюжета, основной сюжетной линии с использованием основных типичных стратегий. В рамках данной модели предусмотрены этапы, требующие подключения массовой аудитории. Конкретные тактики и ходы политических реалий не планируются. Вмешательство режиссера носит медиативный характер. Данная модель используется при организации следующих политических сюжетов: выход политика в народ, беседа политика с публикой в прямом эфире, политический телемарофон.

Категория эмоциональности как единство составляющих тактик представляет собой сущностную основу реализации политической коммуникативной культуры с ее доминантным параметром визуализации, что корреспондирует с общей мировой тенденцией развития культуры в информационном обществе.

Литература

1. Дебор Г. Общество спектакля [Текст] / Г. Дебор. М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.