Научная статья на тему 'Перформанс в общественно-политическом дискурсе современной России'

Перформанс в общественно-политическом дискурсе современной России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
1276
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРФОРМАНС / PERFORMANCE / ШОУ-ДИСКУС / ПРИСОЕДИНЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / INTERACTIVITY / WEB 2.0 / ТЕАТРАЛЬНОСТЬ / THEATRICALITY / SHOW / POLITICAL COMMUNICATIONS / BLOGS / TWEETS / SOCIAL NETWORKING / MEDIATED COMMUNICATION / AUTHORITY / SOCIETY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пичугина Ольга Анатольевна

В статье обсуждается проблематика использования технологии перформанса (шоу) в процессе общественно-политического дискурса в Российской Федерации. Перформанс, который понимается здесь прежде всего как интерактивная дискурсивная практика, основанная на создании культурной идентичности акторов и зрителей и высокой степени присоединения или подстройки, представлен как одна из наиболее активно используемых политических PR-технологий в последние десятилетия XX в. и в первое XXI в. Освещается вопрос коммуникативных смыслов социально-политического перформанса, этапов проведения и организации, процесса эволюции практики в России и его трансформации с учетом развития социальных медиа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Performance in socio-political discourse in modern Russia

For the organization of political communication authorities use the model of performance which is similar to those applied to promote celebrities. The interactive contact between the participants of communication, in which the process of encoding and decoding of symbolic figures presented in the texts, speeches, gestures, postures, symbols, kinetics, sounds and images. Performance model makes the communication process "authority-society" in the show. Performance has all the attributes of theatricality: the involvement of the recipient in the communication; infecting the recipient's ideas and feelings, persuasion, suggestion, indoctrination, comments, memories and secondary images show (through the imprint of text and electronic formats and further quotations). However, such a communicative model only emphasizes the mediated communication process between the political leaders and the public. At present show technology is actively used not only to organize traditional interaction with society (TV-shows and ext.), but within the framework of contacts with the audience through Internet (blogs, tweets, social network). In this context, enhanced the effects of ownership and interactivity moves to a new level.

Текст научной работы на тему «Перформанс в общественно-политическом дискурсе современной России»

О.А. Пичугина

ПЕРФОРМАНС В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В статье обсуждается проблематика использования технологии перформанса (шоу) в процессе общественно-политического дискурса в Российской Федерации. Перформанс, который понимается здесь прежде всего как интерактивная дискурсивная практика, основанная на создании культурной идентичности акторов и зрителей и высокой степени присоединения или подстройки, представлен как одна из наиболее активно используемых политических PR-технологий в последние десятилетия XX в. и в первое - XXI в. Освещается вопрос коммуникативных смыслов социально-политического перформанса, этапов проведения и организации, процесса эволюции практики в России и его трансформации с учетом развития социальных медиа.

Ключевые слова: перформанс, шоу-дискус, присоединение, интерактивность, Web 2.0, театральность.

Особенность политической жизни ХХ в. породила новый тип общественно-политического взаимодействия, который можно охарактеризовать как спектакль. Публичность политики, публичность представителей власти и политических организаций привела к тому, что сама суть политического утрачивает свои исторические и временные начала и сегодня является технологически хорошо поставленным представлением. Организация такого спектакля, или трансформация возникающих явлений в спектакль, повышает степень интеграции политической сферы с социальной, экономической, культурной, религиозной. Исследователи и аналитики, в частности С.Г. Кара-Мурза, отмечают, что ценность театральности для власти в том, что человек, погруженный в спек-

© Пичугина О.А., 2012

такль, утрачивает способность к критическому анализу и выходит из режима продуктивного диалога1.

Последние десятилетия в российской прессе для описания или анализа тех или иных политических явлений прочно используются такие сочетания, как закулисная борьба, политическая арена, политическая сцена, политический сценарий, выходить на авансцену, политический трюк, политические маски, работники политической сцены, на подмостках российской политики, политарена, полит-стриптиз2. В 1971 г. Ги Дебор писал о возникновении «общества спектакля», в котором человек превратился в зрителя, способного наблюдать за общественно-политической сценой и таким образом теряющего возможность отличить реальность происходящего от иллюзорности. В одноименной работе «Общество спектакля» он отмечает, что в обществах, достигших современного уровня развития, вся жизнь проявляется как огромное нагромождение спектаклей и все явления, которые ранее переживались непосредственно, отныне оттеснены в представление3.

Под влиянием этих идей в конце XX в. также появились понятия шоу-политики и политического перформанса: все, что становилось публичным - имело атрибуты драматургии в силу возникновения необходимости постоянного привлечениями внимания аудитории к тем или иным событиям, что влекло за собой замену необходимости непосредственного самостоятельного участия аудитории в том или ином процессе на участие пассивное, вынужденное, с заранее прописанным сценарием. Для организации коммуникации власти с обществом, а также для продвижения идеи и формирования имиджа политиков активно используется структура РИ-дискурса, которая во многом сродни технологиям, применяемым в шоу-бизнесе, и направлена на метальный дизайн сознания аудитории в соответствии с поставленной коммуникативной целью и задачами. По мнению О. Русаковой, такая структура носит название «актуальный план дискурса», или «перформанс» - процессуальный коммуникативный акт, непосредственная, живая дискурсивная практика, включающая применение вербальных и невербальных форм общения4. В ходе перформанса происходит действие или шоу, напоминающее театральный спектакль, в котором присутствуют как элементы режиссуры, так и моменты импровизации, спонтанного поведения, но которое также является частью общего сценарного плана. Благодаря «перформансной» модели осуществляется контакт между участниками коммуникации, в процессе которого происходит кодирование и декодирование знаковых символов, представленных в текстах, речах, жестах, позах, кинетике, звуках и образах. Перформанс превращает коммуникативный процесс «власть-общество» в шоу,

спектакль благодаря наличию атрибутов шоу: вовлечение адресата в коммуникацию, заражение адресата идеями и чувствами, убеждение, внушение, отклики, воспоминания и вторичные образы шоу (через запечатление в текстовых и электронных форматах и дальнейшее их цитирование и распространение)5. «Перформансная» модель в политических коммуникациях предполагает интерактивность, которая не всегда присуща традиционному театру, однако в современном обществе и в современной культуре стала неотъемлемой частью шоу-бизнеса, а также применяется в новых видах театрального искусства.

Само значение термина «перформанс», прежде всего, относится к сфере культуры, однако четкие функциональные рамки пер-форманса на сегодняшний день не выделяются: направление ли это или вид, жанр искусства. Одно из определений перформанса следующим образом трактует это понятие: перформанс - одна из форм искусства действия; состоит в исполнении определенных, заранее спланированных действий перед собравшейся публикой; позволяет в эфемерных событиях воплощать художественные идеи, не прибегая к их пластической фиксации. Лишая зрителя дистанции по отношению к искусству, акции не просто интенсифицируют эстетическое переживание, но и ставят зрителя перед необходимостью заново определять и формулировать систему взаимоотношений с искусством6. Согласно такой трактовке сам результат действия имеет меньшее значение, чем процесс действия, - это понимание является одним из базовых для анализа сути социально-политических отношений, в основе которых лежит перформанс. Перформанс в трактовке коммуникативной теории объединяет различные типы социально-культурного коллективного взаимодействия. Самое общее и простое определение анализируемому в статье явлению дает Р. Шехнер: в его представлении перформанс являет собой действия одного человека или группы перед другим человеком или группой7.

Актуальный план дискурса открывает широкие возможности для организации взаимодействия, создания сопричастности, совместности, или иллюзии этих процессов. Профессор Йельского университета Д. Александер отмечает, что для создания эффективного социально-политического перформанса необходима практически полная культурная идентичность акторов и зрителей или высокая степень присоединения (англ. fuse и re-fuse), что в итоге приводит к созданию плотных культурных и эмоциональных связей с аудиторией8. Перформанс терпит неудачу, когда процесс присоединения является неполным: элементы действия остаются обособленными, совершаемые действия кажутся недостоверными

или искусственными, они не в состоянии заинтересовать аудиторию и убедить в значимости отправляемого сообщения. Присоединение позволяет авторам общаться с аудиторией на одном языке, эффективно пропагандируя собственные интересы. Актор является столь же реалистичным, как и зритель: он фактически присутствует в зрительской социально-культурной среде. Очевидно, что перформанс в своем традиционном воплощении имеет под собой ритуальное начало. Так, в представлении Д. Александера, ритуалы -это эпизоды повторяющегося и упрощенного культурного обмена, где партнеры, прямо участвующие в культурном взаимодействии, и те, кто просто наблюдает за этим, разделяют общую веру в описываемую и предписываемую силу символического содержания культурного обмена и не сомневаются в истинности намерений друг друга9. Присоединение создает подобные ритуалу эффекты, которые становятся основой сложных социальных систем. Еще одна характерная черта «перформансной» политической коммуникации -опосредованность в этом ракурсе не является определяющей - она не препятствует интеграции ценностей и идей. В ритуальном плане одним из ключевых структурных элементов социально-политического перформанса является катексис (са1Ьех18)10 - в широком смысле яркая эмоция, которую может вызвать любой объект или символ, небезразличные аудитории и связанные с контекстом той среды, в которой эта аудитория пребывает. Катексис должен находить свое отражение в текстах, речах и иных способах презентации авторов.

Создание эмоции является основой для применения перформанса в маркетинговых целях. Так, Б. Шмитт отмечает следующие характеристики перформанса: развлечение, увлекательность, разрушение стереотипов, создание ценностей11. Данные характеристики обусловлены единовременным использованием атрибутов вербальной, невербальной, визуальной коммуникации при создании единого коммуникативного пространства.

Высокая эффективность перформанса зависит от качества процесса его организации. В процессе организации перформанса можно выделить несколько стадий12:

1. Подготовка (сценарирование, режиссура). Данная стадия характеризуется выработкой различных стратегий будущего пер-форманса: ролевое распределение, визуализация, интерактивность, разработка сценария и текстов.

2. Перформанс. Стадия включает в себя предварительный «разогрев» публики, представление всех участников, открытие интерактивного канала, «поощрение» зрителей. Именно на стадии проведения перформанса важно учитывать описанное выше явление присоединения и возможность управлять им в этом процессе.

3. Выход из перформанса. Публикации и иные способы распространения информации, сбор откликов, проведение исследований.

4. Интеграция в культурную среду. Сохранение и тиражирование информации.

На сегодняшний день организаторы шоу активно используют не только традиционный средовой контекст (телевизионные шоу и реалити-шоу, «горячие линии», выездные шоу на местах, обращения через СМИ), но и возможности глобального информационного пространства и средства Web 2.0: сайты, текстовые и видеоблоги, подкасты, микроблоги и социальные сети. При этом Интернет не исключает использования всех остальных ресурсов. В России, где целевая аудитория политической власти является весьма широкой и различной по материальному и социальному статусу, наибольший эффект дает сочетание как возможностей Интернета, так и традиционных шоу-площадок. Вышеперечисленные составные части и стадии организации применимы ко всем типам и видам социально-политических перформансов, лишь смысловые и символические части различаются в зависимости от аудитории и социально-культурной среды. В этом смысле современная Россия обладает особым социокультурным контекстом, связанным с политическими, экономическими и социальными переменами, происходящими в стране с конца прошлого века. Режиссер А. Гельман отмечает, что Россия с 90-х годов XX в. была обречена на ярко выраженную театрализацию власти13. Одной из основных причин театрализации явилось состояние «развала», при котором основной задачей власти стало удержание внимания аудитории при отсутствии каких-либо позитивных результатов действий власти. По сути, именно в этот период была заложена основа новой театрализованной общественно-политической системы России, которая активно развивается и сегодня, используя новые технологии и различные методы присоединения к аудитории.

Исследователи связывают начало открытой демонстрации перформанса в России, основанного на технологиях шоу-бизнеса, с периодом перестройки и появлением на политической арене Б.Н. Ельцина14. Изначально перформансные технологии использовались в открытой оппозиции к действующей политической власти, позднее - в предвыборной конкуренции и личном продвижении политиков. Так, в 1996 г. была организована самая масштабная в истории страны предвыборная кампания Б.Н. Ельцина «Голосуй или проиграешь!», нацеленная на привлечение молодежи к участию в выборах. Акторами выступали популярные молодежные группы: «Сплин», «Агата Кристи», «Мальчишник», «Алиса», «Кар-Мэн» и др. В поддержку кампании выпускались музыкальные альбомы,

видеоклипы, под проект был создан музыкальный телеканал «Муз-ТВ». Однако кампания не носила самостоятельный характер и являлась российской версией кампании Б. Клинтона в США 1992 г. под лозунгом «Choose or Loose!».

Перформансные начала в общественно-политических отношениях присутствовали и в СССР, но в совершенно иной форме репрезентации. Ярким примером являются транслируемые по телевидению заседания ЦК КПСС, организация парадов и демонстраций, новогодние обращения главы государства, позднее - различные формы демонстрации неполитической жизни главы государства, например прогулка М.С. Горбачева с супругой по Невскому проспекту, которая, благодаря телетрансляции, стала знаковым мировым событием. Вместе с тем именно в России после перестройки технологии перформанса стали использоваться особенно активно. Логично, на мой взгляд, выделить ряд существенных аспектов, оказавших влияние на этот процесс.

1. Россия в начальный период демократизации активно перенимала западный опыт общественно-политического дискурса, в частности американской модели, которая, будучи достаточно агрессивной, преследовала цели развития гражданского политического участия в стране, подтверждения власти и национальных символов путем регулярных обращений главы государства к гражданам, привлечения звезд шоу-бизнеса к участию в предвыборных кампаниях, активной демонстрации неполитической жизни главы государства, участия членов семьи в общественно-политическом дискурсе наравне с действующими политиками, а также использования шоу-технологий в проведение процесса выборов главы государства.

2. Как уже отмечалось выше, на этапе перестройки иные методы привлечения внимания аудитории, кроме технологий организации перформанса, отсутствовали, так как отсутствовали позитивные результаты реформирования. Внимание аудитории можно было привлечь только действиями, которые напрямую не были связаны с политической ситуацией в стране. Зачастую контентная составляющая перформанса, инициированного как политиками, так и гражданами, носила скандальный, вызывающий характер. Позднее скандальность отошла на второй план, но сегодня мы можем наблюдать возвращение подобного содержания шоу (пример тому - последние акции «Мне реально нравится Путин», «Разденусь за Медведева», акция «Белые фартуки»).

3. Свое влияние на процесс активного применения перформанса в политической жизни оказало развитие СМК. Театрализованность политического дискурса в значительной степени связана с тем,

что общество воспринимает политику через популярные носители информации. Появилась необходимость работать на публику и, следовательно, над своим публичным имиджем. Средства массовой информации концентрируют внимание на наиболее драматических событиях и действиях, значительно обедняя и упрощая действительное положение вещей. Так освещение избирательных кампаний зачастую ограничивается сообщениями о том, где кандидат находится и перед кем он выступает. Для репортеров эти речи дают мало нового материала. Обвинения и контробвинения, предъявляемые другу другу кандидатами, носят более драматический характер, и они более привлекательны для передачи через средства массовой информации15. Политическая предвыборная борьба строилась не только на основе программ кандидата, но и на основе использования особенностей личности каждого, четкого распределения ролей. Появилась дифференциация целевых групп избирателей, для каждой из которой необходимо было производить подбор методов воздействия.

Форматы перформанса различаются по своей специфике и функциям и зависят как от сообщения, которое необходимо передать аудитории, так и от контекста среды. Особое место здесь занимает интеграция презентации действия того или иного политика в иное происходящее событие, что на сегодняшний день является одной из самых используемых практик. Так, например, в 2010 г. премьер-министр В.В. Путин участвовал в тушении пожаров совместно с МЧС (интеграция в ситуацию с аномальной жарой и пожарами на территории России летом 2010 г.), а также совершил автопробег на автомобиле «Лада-Калина» спортивной модификации (интеграция в ситуацию выпуска нового модельного ряда автомобиля «Калина»). Медиа в перформансе выполняют двойную функцию: они могут выступать и как транслятор концепции и идеи перформанса на стадиях подготовки и выхода, и как самостоятельная площадка для организации перформанса. Например, с 1997 по 2010 г. канал ТВ Центр являлся основной шоу-площадкой для мэра столицы (программа «Лицом к городу» с участием экс-мэра Ю.М. Лужкова).

Сегодня важную коммуникативную роль играет Интернет и в особенности сервисы Web 2.0: как социальные сети, блоги и микро-блоги. В России эти сервисы имеют ярко выраженную социально-политическую традицию. Блоги и микроблоги обладают повышенной степенью интерактивности, что добавляет перформансу элементы дискуссии и повышает уровень сопричастности. В сети Интернет степень вовлеченности всех участников перформанса в его организацию и проведение очень высока.

На сегодняшний день можно выделить следующие тенденции интеграции перформанса в интернет-среду:

1. Непосредственное проведение перформанса онлайн (в режиме реального времени, часто с возможностью сохранения информации).

В рамках такой организации перформанса важную роль играет текст, так как визуальная составляющая даже если и представлена, то может быть искажена в силу технических особенностей организации процесса. Текст в данном случае отвечает следующим минимальным требованиям:

- сообщения четко сформулированы;

- сообщения достаточно короткие (например, для микроблогов максимальная длина сообщения составляет 140 символов);

- сообщения должны быть написаны на языке аудитории;

- сообщения должны соответствовать имиджу их автора.

В конце августа 2010 г. на заседании Государственного совета РФ под председательством Президента РФ Д.А. Медведева между некоторыми участниками - действующими губернаторами - развернулась переписка в популярном сервисе микроблогов Twitter, которая не имела прямого отношения к тематике заседания, но тем не менее за ее ходом наблюдали не только многочисленные пользователи ресурса, но и другие активные пользователи Интернета в России. Данный перформанс интересен тем, что был интегрирован в другое событие (заседание Государственного совета), которое также происходило в реальном времени, но вне виртуального пространства и было ориентировано на интегрированную (обязательную) аудиторию.

2. Переход из виртуальной среды в реальную среду.

Такой тип организации и проведения перформанса, как правило, является свойственным для оппозиционных и протестных акций. Наиболее популярным ресурсом здесь являются блоги, в частности ставший одной из основных площадок для обсуждения социально-политических проблем сервис Livejournal.com. Процесс организации может иметь следующий алгоритм: появление сообщения, призывающего к протесту или борьбе с актуальными социально-политическими явлениями - вывод сообщения в топ рейтинга сервиса или появления информации на главной странице - создание тематического сообщества по подготовке акции - проведение акции в оффлайн-режиме. Так, в блогах были организованы масштабные оппозиционные политические акции по борьбе с использованием специализированных маячков на автомобилях представителей власти в личных целях - «Синие ведерки». В 2011 г. борцы за права сексуальных меньшинств, помимо акции в центре Москвы, устраи-

вали акции и в блогах, публикуя содержательные тексты и обращения к политической элите страны.

3. Переход из реальной среды в виртуальную.

Пользователи социальных медиа первыми реагируют на любое проведенное в реальном пространстве событие: текст и фотоотчеты появляются сначала в Интернете, а потом транслируются в телевизионных новостях и публикуются в газетах. В первую очередь это необходимо использовать не только для сохранения и распространения информации о перформансе, но и для обмена мнениями, впечатлениями и сбора инициатив для проведения нового перфор-манса.

Интеграция перформанса в интернет-пространство внесла серьезные изменения в политическую коммуникацию: легитимация решений через разыгрываемый публичный спектакль дополнилась стратегией «создания иллюзии доступности контакта, что по своей сути снимает ощущение удаленности политика»16.

Таким образом, перформанс в общественно-политическом дискурсе в России играет одну из ключевых ролей, определяя и сам характер взаимодействия власти и общества: создание иллюзии взаимного интереса, сопричастности, а также является одним из эффективных способов привлечь внимание к тем или иным сообщениям, идеям, действиями. Более того, из политической технологии перформанс превращается в самостоятельное социально-политическое явление, которое укрепилось в современной социально-политической коммуникативной практике в силу постоянного спроса на различные впечатления и переживания, в том числе и совместные. Эта особенность перформанса и стала основой его постоянной актуальности.

Примечания

См.: Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.kara-murza.ru/manipul.htm

См.: Григорьева О.Н. Политический театр современной России (Взгляд филолога) // Электронный журнал IREX «Полемика» № 9. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.irex.ru/press/pub/polemika/09/gri/

См.: Дебор Г.Э. Общество спектакля. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://

avtonom.org/old/lib/theory/debord/society_of_spectacle.html

См.: Русакова О.Ф., Русаков В.М. PR-дискурс: теоретико-методологический

анализ. Екатеринбург: УрО РАН, Ин-т междунар. связей, 2008. С. 136.

Там же. С. 139.

2

3

4

5

6 См.: Бобринская Е. А. Концептуализм. М.: Галарт, 1994. С. 53.

7 См.: Почепцов Г.Г. Теория коммуникаций. М.: Рефл Бук, 1999. С. 332-333.

8 См.: Alexander J.C. Social Performance: Cultural Action, Cultural Pragmatics and Ritual. Cambridge: Univ. Press, 2006. P. 32.

9 Ibid. P. 36-37.

10 См.: Большой психологический словарь/ Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зин-ченко. М.: АСТ Москва; Прайм-Еврознак, 2009.

11 См.: Шмитт Б., Роджерс Д., Вроцос К. Бизнес в стиле шоу: Маркетинг в культуре впечатлений. М.: Вильямс, 2005. С. 10.

12 Материал подготовлен по: Русакова О.Ф., Русаков В.М. Указ. соч. С. 145; Шумо-вич А. Великолепные мероприятия. М.: Манн, Иванов, Фербер, 2007. С. 37.

13 См.: Гельман А. Политика как театр. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://gazeta.lenta.ru/naedine/25-06-1999_theatre.htm

14 См.: Кара-Мурза С.Г. Указ. соч.

15 См.: Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учеб. для высших учебных заведений. 2-е изд., перераб. и доп.. М.: Изд. корпорация «Логос», 1999.

16 Lefort C. The Political Forms of Modern Society: Bureaucracy, Democracy, Totalitarianism. Oxford: Polity Press, 1978. P. 228.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.