Научная статья на тему 'Категория духовности в педагогике и психологии'

Категория духовности в педагогике и психологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ЧЕЛОВЕК / ЦЕННОСТИ / СМЫСЛЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МОТИВАЦИЯ / SPIRITUALITY / CIVILIZATION / PEOPLE / VALUES / MEANINGS / EDUCATIONAL PROCESS / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнов Алексей Петрович

Статья посвящена анализу категории «духовность». Показывается, что духовность свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Духовность и материальность две стороны одной медали, и поэтому с помощью духовности можно оценить степень выраженности не одной, а двух ценностных ориентаций духовности и материальности, т. к. они находятся в обратно пропорциональной зависимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Категория духовности в педагогике и психологии»

Категория духовности в педагогике и психологии Смирнов А. П.

Смирнов Алексей Петрович / Smirnov Aleksej Petrovich - студент,

Российский государственный социальный университет, г. Москва

Аннотация: статья посвящена анализу категории «духовность». Показывается, что духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Духовность и материальность - две стороны одной медали, и поэтому с помощью духовности можно оценить степень выраженности не одной, а двух ценностных ориентаций - духовности и материальности, т. к. они находятся в обратно пропорциональной зависимости.

Abstract: the article analyzes the category of "spirituality." It is shown that spirituality - the property of the soul, which consists in the predominance of the spiritual, moral and intellectual interests over the material. Spiritual and material - are two sides of the same coin, and so with the help of spirituality is possible to estimate the severity of not one but two value orientations - spiritually and materially, because they are inversely proportional.

Ключевые слова: духовность, цивилизация, человек, ценности, смыслы, образовательный процесс, мотивация.

Keywords: spirituality, civilization, people, values, meanings, educational process, motivation.

В настоящие время в психологии растет осознание того, что духовное измерение человеческого опыта является полноправной сферой исследования и изучения в рамках психологической науки. В настоящее время в России появились реальные научно-теоретические предпосылки для развития педагогики духовности. Но сожалению, в большинстве работ, выполненных с позиций традиционной педагогики, духовное воспитание понимается либо как нравственное, либо как религиозное, или описывается с помощью понятий, характерных для материалистической философии, а это не позволяет адекватно отразить сущность духовного воспитания. В результате современное воспитание не способно эффективно способствовать формированию духовных качеств, которые и составляют подлинно человеческую сущность и обеспечивают саморазвитие человека.

Переход на рыночные принципы функционирования экономики вызвал коммерциализацию также и образовательной деятельности, что проявилось в дифференциации знаниевого и воспитательного компонентов (социальных функций института образования). При этом доминирующее внимание в системе образования уделяется технологизации контроля знаниевой подготовки (тестирования) и акцент ставится на результат обучения, тем самым процесс формирования духовно-ценностной мотивации отходит на задний план[4].

Исследователи проблем высшей школы отмечают дегуманизированный характер всего процесса обучения в вузе, ограниченность педагогической практики, узость общественных контактов студентов, отсутствие в педагогических вузах атмосферы высокой духовности и творчества, вариативности и динамичности, содержания, форм и методов подготовки преподавателя в соответствии с требованиями времени. Введение в концептуальное поле образования понятия «духовно-нравственное воспитание» требует изменения самого представления о личности и природе моральных регуляторов [1].

Духовность также являлась мощнейшим фактором развития человека и на последующих этапах. Духовность - важнейший фактор развития цивилизации, открытия новых норм общественной жизни, соответствующих изменившимся условиям существования. Происходит и обратный процесс. Угасание духовности ведет к снижению интеллекта, и процесс эволюции поворачивается вспять. Материализация жизни общества неминуемо ведет к последующей ее примитивизации. Духовность ориентирует личность на творчество, на постоянное самосовершенствование, в том числе и в профессиональной сфере, а с другой стороны, развивает чувство социальной ответственности, в том числе за результаты выполненной работы [2].

Духовность и материальность находятся в обратно пропорциональной зависимости: чем больше духовности, тем меньше материальности, и наоборот, т. е. духовность противостоит материальности. Это обстоятельство часто подчеркивается и в определении понятия «духовность»: «Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными». Духовность и материальность - две стороны одной медали, и поэтому с помощью духовности можно оценить степень выраженности не одной, а двух ценностных ориентаций - духовности и материальности, т. к. они находятся в обратно пропорциональной зависимости [3;5]. Духовность можно выразить через материальность как материальность со знаком минус. Все остальные ценностные ориентации так или иначе выстраиваются вокруг осевой ценностной ориентации, т. е. они тяготеют или к духовности, или к материальности. Неслучайно потребности по направленности на объект чаще всего разделяют или на материальные, или на духовные.

Методологические положения о ценностно-смысловых основаниях воспитания и его онтологической сущности, лежащие в основе воспитательных концепций, разработанных вышеперечисленными учеными и положившие основание гуманитарной педагогической парадигме, позволяют исследовать феномен духовного воспитания во всей его целостности. В понимании духовности выделяют два аспекта:

индивидуальный (то, что свойственно самому человеку) и трансцендентный (то, что находится вне человека и не является принадлежностью видимого, материального мира и мира психики как производной от материи). Духовное воспитание направлено на становление «человеческого в человеке», того, что объединяет всех людей и выделяет человека из мира живых существ. Оно становится возможным благодаря тому, что существует трансцендентный человеку духовный мир, в котором человек может найти ориентиры и идеалы для своего духовного становления [6].

Таким образом, воспитанию духовности должно удаляться ключевое значение в образовательном процессе, т.к. по сути, это воспитание человечности, и только с помощью этого возможно преодоление духовного кризиса.

Литература

1. Вальцев С.В. Педагогический аспект понятия духовность // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 1 (1). С. 8-12.

2. Вальцев С.В. Формирование компетенций как важное условие становления гармонично развитой личности // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 1 (1). С. 13-15.

3. Вальцев С.В. Видоспецифический признак человека // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 1 (1). С. 16-19.

4. Вальцев С.В. Духовность в ценностной иерархии российского образования // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 4 (4). С. 49-52.

5. Вальцев С.В. Осевые ценностные ориентации // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 4 (4). С. 56-63.

6. Никитенко С.Н. Педагогика духовности: взгляд с позиций гуманитарной педагогической парадигмы // Грани познания. 2012 №3(17).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.