Научная статья на тему 'КАТЕГОРИИ ЗЕМЕЛЬ И ВОПРОСЫ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ В КОКАНДСКОМ ХАНСТВЕ'

КАТЕГОРИИ ЗЕМЕЛЬ И ВОПРОСЫ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ В КОКАНДСКОМ ХАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
111
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мулк / мулки-хур / Уро-Теппа / мулки холис / вакф / Худжанд / ушр / медресе / мечеть / мазар / дахмы / Кокандское ханство / Туркестанское генерал-губернаторство / танап / лалми (богарные земли) / купчая (васика) / mulk / mulki-khur / Uro-Teppa / mulki-holis / vaqf / vahm / Khujand / ushr / kharaj / amlyak lands / madrasah / mosque / mazar / dakhma / Kokand khanate / Tukestan governor-general / tanap / “zarkharid ” / Lalmi (rainfed lands) / bill of sale (vasika)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Маматкулов Джурабек Абдуганиевич

В статье рассматриваются вопросы землевладения в Кокандском ханстве как аграрном государстве, а также земельные категории, сформировавшиеся в эпоху позднего Средневековья и в Новое время. Отмечается, что Ферганская долина, которая считалась ядром ханства и куда включалась и область Худжанда, является прародиной земледельческой культуры Центральной Азии эпохи древности, чему примером является Чустская культура. Наиболее распространённой категорией землевладений были государственные земли – «мамлакати султони», «хосса», «хоссаги», принадлежавшие правителю, в данном случае хану. Также были частные землевладения, называемые «мулк», а также «мулки хур», «мулки холис», означающие право частной собственности на землю. Государственные (ханские) земли выдавались в аренду для временного пользования. Учитывая качество земельной площади, арендаторы платили налоги, поэтому эти земли назывались «мулки харадж» и «мулки ушр» («харадж» и «ушр» названия налогов). Также из государственных земель чиновникам или военачальникам за преданную службу передавали земли (а также право сбора налогов с селений, районов, иногда областей), это называлось «суюргал» или «танхо». Указывается также, что одной из распространенных земельных категорий был «вакф». На основе письменных источников показана общая площадь вакфных (население также называло их «вахм») земель в Худжандской и Ура-Тюбинской областях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAND CATEGORIES AND ISSUES OF LAND TENURE IN THE KOKAND KHANATE

The basis of agriculture of the Kokand Khanate as an agrarian state was agriculture. The Ferghana Valley, which was the core of the khanate and which included the region of Khujand, is the ancestral home of the agricultural culture of Central Asia in antiquity. Chust culture is a clear example of this. The land categories that were formed in the era of the late Middle Ages and in the New Age are considered. The most common category of land holdings was state lands “mamlakati sultoni”, “hossa”, “hossagi”, which belonged to the ruler, in this case, the khan. There were also private land holdings called "mulk", as well as "mulki khur", "mulki holis", meaning the right of private ownership of land. State (khan) lands were leased for temporary use. Given the quality of the land area, the tenants paid taxes, so these lands were called "mulki kharaj" and "mulki ushr" ("kharaj" and "ushr" are the names of taxes). Also, lands were transferred from state lands to officials or military leaders for devoted service (as well as the right to collect taxes from villages, districts, sometimes regions), this was called “suyurgal” or “tankho”. One of the common land categories was "waqf". On the basis of written sources, the total area of waqf lands (the population also called them “wahm”) in the Khujand and Ura-Tyube regions is shown.

Текст научной работы на тему «КАТЕГОРИИ ЗЕМЕЛЬ И ВОПРОСЫ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ В КОКАНДСКОМ ХАНСТВЕ»

УДК 94 (100-87)

DOI:10.51844-2077-4990-2023-2-29-34

КАТЕГОРИИ ЗЕМЕЛЬ И Маматкулов Джурабек Абдуганиевич, соискатель ВОПРОСЫ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ В кафедры истории и религиоведения Таджикского КОКАНДСКОМ ХАНСТВЕ государственного университета права, бизнеса и

политики (Таджикистан, Худжанд) ШАКЛХ,ОИЗАМИН ВА Маматкулов Джурабек Абдуганиевич, унвонцуи МАСЪАЛАХ,ОИ ЗАМИНДОРЙ кафедраи таърих ва диншиносии ДДХБСТ ДАР ХОНИГАРИИК,ЩАНД (Тоцикистон, Хуцанд)

LAND CATEGORIES AND Mamatkulov Dzhurabek Abduganievich, research ISSUES OF LAND TENURE IN worker of the Department of History and Religious THE KOKAND KHANATE Studies, Tajik State University of Law, Business and

Politics (Tajikistan, Khujand), E-mail: uchzaphgu@mail.ru

Ключевые слова: мулк, мулки-хур, Уро-Теппа, мулки - холис, вакф, Худжанд, ушр, медресе, мечеть, мазар, дахмы, Кокандское ханство, Туркестанское генерал-губернаторство, танап, лалми (богарные земли), купчая (васика)

В статье рассматриваются вопросы землевладения в Кокандском ханстве как аграрном государстве, а также земельные категории, сформировавшиеся в эпоху позднего Средневековья и в Новое время. Отмечается, что Ферганская долина, которая считалась ядром ханства и куда включалась и область Худжанда, является прародиной земледельческой культуры Центральной Азии эпохи древности, чему примером является Чустская культура. Наиболее распространённой категорией землевладений были государственные земли - «мамлакати султони», «хосса», «хоссаги», принадлежавшие правителю, в данном случае хану. Также были частные землевладения, называемые «мулк», а также «мулки хур», «мулки холис», означающие право частной собственности на землю. Государственные (ханские) земли выдавались в аренду для временного пользования. Учитывая качество земельной площади, арендаторы платили налоги, поэтому эти земли назывались «мулки харадж» и «мулки ушр» («харадж» и «ушр» названия налогов). Также из государственных земель чиновникам или военачальникам за преданную службу передавали земли (а также право сбора налогов с селений, районов, иногда областей), это называлось «суюргал» или «танхо». Указывается также, что одной из распространенных земельных категорий был «вакф». На основе письменных источников показана общая площадь вакфных (население также называло их «вахм») земель в Худжандской и Ура-Тюбинской областях.

Вожацои калидй: мулк, мулки хурр, Уротеппа, мулки холис, вацф, Хуцанд, ушр, мадраса, масцид, мазор, дахма, хонигарии Куцанд, генерал-губернатории Туркистон, таноб, лалми, васща

Дар мацола масъалауои замин ва заминдорй, ки соси хоцагии цишлоци хонигарии Куцандро хамчун мамлакати аграр барраси мешавад.Цайд мешавад, ки водии Фаргона цисмати марказии хонигари буда, вилояти Хуцанд хам ба таркиби он шомил мешуд, цадимтарин маскани маданияти зироаткори Осиёи Маркази ба шумор меравад, ки маданияти Чуст ба он мисол шуда метавонад. Шакли заминдорие, ки аз хама зиёд пахн шудааст, замищои давлати - «мулки султонй», «хосса», «хоссагй» мебошад. Ин шакли замин дар ихтиёри хон буд. «мулк», «мулки хур», «мулки холис» моликияти хусусии заминро ифода мекунад. Замищои давлати (замини хон) барои муваццатан истифода бурдан, ба ицора дода мешуд. Дарацаи сифати заминро ба инобат гирифта, ба ицорагирхо андоз муайян карда мешуд, барои храмин замини ощо «мулки харац» ва «мулки ушр» (аз номи андозхои «харац» ва «ушр») ном мегирифт. Аз хисоби замини давлати барои хизмати содицона ба хизматчиёни давлати ва сарлашкарон замин (дар баъзе холатхо цамъ намудани андози дехахо, нохияхо, вилоятхо) тухфа мешуд ва он «суюргол» ва «танох» номида мешуд. Боз як шакли заминдорие, ки васеъ пахн шуда буд «вацф» мебошад. Дар мацола дар асоси сарчашмахо, дар вилоятхои Хуцанд, Уротеппа хацми вацф (дар мобайни мардум «вахм» хам талаффуз карда мешуд) ва мацоми он дар мобайни шаклхои замин нишон дода шудааст.

Key words: mulk, mulki-khur, Uro-Teppa, mulki-holis, vaqf, vahm, Khujand, ushr, kharaj, amlyak lands, madrasah, mosque, mazar, dakhma, Kokand khanate, Tukestan governor-general, tanap, "zarkharid ", Lalmi (rainfed lands), bill of sale (vasika)

The basis of agriculture of the Kokand Khanate as an agrarian state was agriculture. The Ferghana Valley, which was the core of the khanate and which included the region of Khujand, is the ancestral home

29

of the agricultural culture of Central Asia in antiquity. Chust culture is a clear example of this. The land categories that were formed in the era of the late Middle Ages and in the New Age are considered. The most common category of land holdings was state lands - "mamlakati sultoni", "hossa", "hossagi", which belonged to the ruler, in this case, the khan. There were also private land holdings called "mulk", as well as "mulki khur", "mulki holis", meaning the right of private ownership of land. State (khan) lands were leased for temporary use. Given the quality of the land area, the tenants paid taxes, so these lands were called "mulki kharaj" and "mulki ushr" ("kharaj" and "ushr" are the names of taxes). Also, lands were transferred from state lands to officials or military leaders for devoted service (as well as the right to collect taxes from villages, districts, sometimes regions), this was called "suyurgal" or "tankho". One of the common land categories was "waqf". On the basis of written sources, the total area of waqf lands (the population also called them "wahm") in the Khujandand Ura-Tyube regions is shown.

Кокандское ханство возникло в эпоху позднего Средневековья. Его история складывалась между двумя эпохами в истории человечества - Средневековьем и Новым временем. Коканд, как самостоятельное владение, сформировался в составе государства Аштарханидов (Джанидов), поэтому он унаследовал многие черты этого средневекового государства. О численности категорий земельной собственности в Кокандском ханстве в исторической науке имеются разные мнения. А.А. Семенов показывает следующие четыре вида земельной собственности: мулки холис (мулки хурри холис), мулки- хирочи, мулки-ушри, мулки-амлок[18,с.7-9]. Хотя его сведения относятся к Бухарскому эмирату, но, стоит отметить, что хозяйственно-культурный тип Бухары и Коканда не очень сильно отличался. В свою очередь А.Ю. Якубовский отмечает три вида земельных категорий, присущих среднеазиатским владениям: мулки султони, мулк-заминхои хусуси, вакф [9,с.233-234]. Более интересное определение категорий земельного владения дал Б.Н. Заходер, который считал, что существовали такие категории земель: государственные земли, частные владения правящих кругов, вакфные земли, частные земли населения, земли свободных дехкан, земли дехканских общин [6,с.75-76]. Позднее система упростилась, составляя: государственные земли; вакуфные земли; частные владения называемые мулк; земли, пожалованные за государственную и военную службу, - суюргал [13,с.33.; 4,с.9-20]. Особенно ценно исследование А. Жувонмардиева, изучившего 146 документов, связанных с вакфом, суюргалом и танхо в Ферганской долине в XVI -XIX вв. Среди них имеется несколько документов, касающихся Кокандского ханства, анализ которых дает представление о категориях земель, налогов и поборов[5].

Есть литература, где подтверждается отмеченная выше идентичная система и порядок землевладения в среднеазиатских владениях в изучаемый период [10,с.324]. В источниках и литературе отмечается, что в Бухарском ханстве в начале XIX века имелось пять видов земельной собственности - государственные земли, которые назывались амляковыми, естественно, главным распорядителем их был эмир; хараджевые, «...из-за которых идет тяжба между государством и частными собственниками»[10,с.328]; земли, пожалованные за военную службу или особые заслуги, которые назывались суюргал. В изучаемый период также была категория людей, которые вместо определенной заработной платы за службу получали право сбора налогов с государственных - амляковых или других категорий земель. Такая категория земель получила название танхох [1,с.32-4]. Мульк, являясь частным владением, считался основной категорией земель после амляковых, а также вакуфы - земли и имущество, принадлежавшие религиозным организациям: медресе, мечетям, мазарам, дахма [19,с.241.; 15,с.30].

Приблизительно на такие же категории делилась земельная собственность в Кокандском ханстве, но имелись незначительные отличия в названиях. Например, амляковые земли (в Бухарском эмирате), принадлежавшие правителю, в Кокандском ханстве назывались «мамлакати султони», «хосса», «хоссаги». Л.А. Троицкая и Р.Н. Набиев эту категорию отмечали в форме «хас». «Хас» в переводе на русский язык означает «сухая травинка», «былинка» [24,с.514], такое понимание данной категории в нашем случае никак не применимо к изучаемому вопросу. Название «хас» следует принимать таким, какое оно есть, в форме «хос», и оно переводится на русский язык как «личный», «относящийся», «принадлежащий», означая личную принадлежность определенной собственности [24,с.522]. Таким образом, относительно первой категории земель в ханстве правильнее было бы использовать термин «хос». В свою очередь, эта категория землевладений состояла из следующих частей: удельные земли хана, названные «хос» или «мири» (от слово «амири», т.е. эмирские, в смысле «принадлежащий эмиру») [7,с.187]; «курук» - заповедные земли хана; «чек» (в значении «участок»)- личные имения правителя и его семьи [15,с.163.; 21 ,с.13.; 9,с.217]. Также в «чек» входили сады и доходы,

поступающие с них семейству Мингов. На удельных землях и в садах, принадлежавших ханской династии, обычным было использование отработочной ренты, также они отдавались в аренду. Основная часть пригодных к земледелию площадей, в Кокандском ханстве называлась «замини мамлакат» (в переводе «государственные земли»), и принадлежала государству, точнее - лично правителю, в данном случае хану. Этими земельными площадями распоряжался хан, и доходы, получаемые с них, поступали в казну. Хан мог пожаловать данные площади частным лицам (военным, гражданским и духовным). Амляковые земли отдавались в аренду по договору. Как только земледельцы, пользовавшиеся амляковыми земельными площадям, переставали их обрабатывать, они лишались права их дальнейшего использования.

В истории Кокандского ханства отмечались случаи продажи ханом амляковых земель. Например, при правлении Умар-хана в Наманганском вилаяте продавались амляковые земли, также имеются документы, подтверждающие продажу таких земель Худаяр-ханом в окрестностях Беш-арыка, в селениях Ак-тавук и Кият-кишлак. В документе отмечено, что за 8 джуфтов земли жители указанных селений заплатили хану 70 тилля [15,с.96-97]. «Джуфт», точнее от слов «джуфти гов» (тадж.) — название плужного участка, площадь которого можно распахать в сезон на паре волов и равного 50 танапам (8-9 га), тоже часто являлся мерой для определения налога с объема земли[3,с.17]. В данном случае употреблялся также термин «куш»

(узб0

Имеются сведения, подтверждающие освоение населением неиспользованных государственных земель в местности Гург-тепе, и покупка их при Шерали-хане. До покупки население сдавало 1/3 часть урожая, после покупки-1/5 урожая в виде хараджа, в казну государства [15,с.98].

Земельной категорией «мульк» являлись частные владения феодалов - баев, которые передавались в аренду дехканам за определенную часть урожая. Хозяин этой категории земли (мулька) имел документ, указывающий на площадь земли и объем воды, такая земля передавалась по наследству после смерти хозяина мулька. Переоформлялся документ, подтверждающий права нового хозяина, в документе обязательно должна была стоять печать хана или хакима - наместника области. Также было принято правило, по которому каждый правитель или новоназначенный наместник должен был подтверждать, удостоверять документ о частном владении, отмечая его заодно своей печатью. Эта категория земель также называлась «зархарид» (от тадж. «зар» - золото, «харид» - покупка, здесь это означает, что земля является основным источником дохода и приравнена к золоту), приобреталась путем ее покупки [15,с.99]. Обычно в долинах, орошаемых оросительной сетью, 1/5 частей урожая владелец сдавал в форме хараджа (налога с земли) в казну государства, поэтому эта категория земель также называлась «мульки хараджи» [7,с.187]. Но встречались случаи взимания в виде налога 1/3 части урожая или даже до % [15,с.99,113,117]. Такой объем налога взимался с орошаемых земельных площадей, а с земельных площадей лалми (богарных) взималась 1/10 часть урожая [17].

В последний период своего правления Худаяр-хан провел крупные мероприятия по переоформлению наследства, поводом для которых послужило желание упорядочить документы на наследство. Своим указом Худаяр-хан отменил купчие (васика), обязывая их владельцев «... провести оформление новых купчих с утверждением якобы равномерного распределения наследства» [15,с.104], но каков был результат упорядочения документов, нам неизвестно, однако за счет переоформления имущества обогащалась казна хана.

Земель в частном владении, с которых взимался харадж, в Худжандской области накануне упразднения Кокандского ханства и в первые годы образования Тукестанского генерал-губернаторства насчитывалось 82 804 танапа, из них в Ура-Тюбинском районе, Уструшане, -около 25 000 танапов [14,с.332-333]. 18 088 танапов земли относились к категориям амляковых, мулки хурри холис и вакуфным землям. Таким образом, под пашнями в Худжандской области находилось 1 000 892 танапа земли[14,с.337]. И этого было недостаточно для обеспечения населения продуктами питания. Поэтому испокон веков хлеб ввозился в Худжандскую округу из соседнего Ура-Тюбе [26,с.588] и из Исфаны (ныне Лайлякский район Баткенской области).

Особенно ценны сведения А. Шахназарова относительно категорий земель и налогов [25,с.39]. Два момента по категориям земель заслуживают внимания: во-первых, в работе конкретно отмечены основные виды частного владения, названные «милк»; во-вторых, имущество религиозных организаций отмечается не как «вакф» или «вакуф», а как «вахм». Такое наименование нам знакомо по полевым этнографическим материалам, собранным в

западной части Ферганской долины, где местные жители до сих пор называют земельную площадь, принадлежавшую в прошлом мазару, Худжа-такровут «вахмом»[23,с.67].

По сведениям А. Шахназарова, частное владение «милк» в свою очередь делилось на категории - «милки хур» и «милки холис», земли, что означало освобождение от государственных повинностей владельца за особые заслуги или выкупленные им путем одновременного внесения в казну их стоимости. Здесь уместно отметить, что этот термин («милк») употребляется в искаженной форме в переводе буквально означает «десна».Правильно же слово употребляется в форме «мулк», что в переводе означает «имущество», «собственность». Другая категория, называемая «мулки-ушри», облагалась налогом в виде 1/10 части урожая. Слово «ушр» в арабском языке тоже означает «десятая часть», «десятина» [27,с.121-122,234-243]. Такой категории принадлежали земли, обращенные в культурное состояние, путем орошения из ирригационных каналов или расчистки родников, горных ключей. Другой категорией, составлявшей «мулк», являлись «мулки хирадж» - земли, обложенные государственной податью в размере от 1/5 до % части с общего урожая [27,с.41-42,122]. «Мулки вахм» - имения, переданные религиозным учреждениям или объектам религиозного культа. Хотя автор иногда неразборчиво дает определение частным землям, называя их «амляком», но его характеристика двнных частных владений является ценным исследованием [25,с.39-40] при рассмотрении категорий земель.

По распространенным правилам, в Кокандском ханстве военным, светским, духовным лицам, преданно служившим государю, а также родственникам хана, жаловался сбор податей с селений. После определенного периода, часто в связи со смертью или уходом со службы, пожалованные права отменялись и взимаемые налоги возвращались в казну. Только в некоторых случаях, например, если должность умершего занимал его сын, сбор податей оставался в руках потомков умершего. Но встречались, хотя и редко, случаи, когда подати с селений жаловались. Например, Умар-хан после женитьбы на дочери Бахадур-ходжи, насильственно переселенного из Ура-Тюбе, пожаловал своему тестю подати с селения Сарай (вблизи г. Чуста). Его брату Махмудхану-ходже был передан кишлак Кош-тегирман (около Науской крепости) [15,с.102]. Сохранились документы последних лет правления Худаяр-хана, где отмечается, что беки освобождаются от налогов с земельных площадей, а военнослужащие младшего состава получают право тарханства.

Широко было распространено, в ханстве вакфное землевладение. Слово «вакуф» происходит от арабского слова «вакфату», которое в переводе означет «сдал». Человек, передающий имущество в религиозную организацию, в начальный период появления вакфа произносил это слово [11,с.34]. Но в комментариях к своду законов «Хидоя» Бурханиддина Маргинани автор книги «Мажмаъ уль-максуд» Максудхуджа ибн Мансурхуджа пишет: «Вакф» в словарях переводится в форме «арестовать», «изолировать» и «полученный с него доход передавать как милостыню и сохранять» [12,с.263]. В другой книге, посвященной исламу, отмечается, что в словарях «вакф» встречается в смысле «задержать», «остановить» [2,с.210]. Только в одном из областных центров ханства, в Худжанде, в последние годы существования ханства имелось 230 мечетей и 19 медресе, 41 корихона, 7 бань и 9 мазаров, каждый из которых имел вакфные владения в виде земельной площади или другого имущества [14,с.331].

Таким образом, в период существования ханства основными категориями землевладений были государственные земли - «хос» или «мири», их также называли амляковыми. За особые заслуги или службу мулки-хос передавались государственным служащим или военным и назывались «суюргал», но в исследуемый период такая категория земель называлась «танхо». Другую категорию составляли частные землевладения, названные «мулк», с учётом собираемого налога их делили на «мулки харадж» и «мулки ушр». «Вакф» или «вахм» -- земли религиозных учреждений и организаций: медресе, мечетей, святынь (мазаров и дахма). Отличительной чертой этой категории земель было то, что в большинстве случаев они частично или полностью были освобождены от налогов. В исследуемый период, в связи с централизацией ханства и развитием экономической жизни, развивается и купля-продажа земельных площадей. В данном процессе активно использовались государственные и частные земельные владения. В отличие от них, вакуфные земли были неприкосновенны и не являлись объектом купли-продажи.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аминов, А.М. Экономическое развитие Средней Азии. (Со второй половины XIX столетия до Первой мировой войны)/А.М.Аминов.-Ташкент: Государственное издательство Узбекской ССР, 1959. -298 с.

2. Ахмад Мухаммад Турсун, Мухаммад Шариф Жуман. Ислом дини. - Религия ислам. -Тошкент: Мовароуннахр, 2005.

3. Вяткин, В. Л. Каршинский округ, организация в нем войска и события в период 1215-1217 (1800-1803) годов/В.Л.Вяткин// Известия Среднеазиатского отдела Русского географического общества. Том. 18, 1928. - С. 17-27.

4. Егани, А., Пулатов У., Юсуфи З. Что такое икта, суюргал и танхох/ А.Егани, У.Пулатов, З. Юсуфи.-Худжанд, 1998. - 45с.

5. Жуванмардиев, А. Земельно-водные отношения Ферганы XVI -XIX вв./А.Жуванмардиев.-Тошкент, 1965. - 182 с.

6. Заходер, Б.Н. История восточного средневековья. (Халифат и Ближний Восток)/Б.Н. Заходер. - М., 1944. - С.75-76.

7. Иванов, П.П. Очерки по истории Средней Азии (XVI - середина XIX в.) / П.П. Иванов. - М.: Из-во восточной литературы, 1958. - 247 с.

8. История Узбекской ССР. Том I. Книга вторая. /Под редакцией: М.Г. Вахабова, В.Я. Непомнина и Т.Н. Кары-Ниязова. - Ташкент: Изд. АН Уз ССР, 1956. - 497 с.

9. История Узбекистана. Том III. (XVI-первая половина XIX вв.). Отв. ред., д.и.н., профессор Р.Г. Мукминова. - Ташкент: Фан, 1993. - 476 с.

10. История таджикского народа. Том IV. Позднее средневековье и новое время. (XVI в. - 1917 г.). / Под общей редакцией академика Р.М. Масова. - Душанбе, 2010. - 1123 с.

11.Кушматов, А. Вакф/А.Кушматов. - Душанбе: Ирфон, 1990. - 192с.

12.Максудхужа ибн Мансурхужа. Мажмаъ ул-максуд. - Тошкент: Мовароуннахр, 2005.

13.Махмудов Н.М. Земледелие и аграрные отношения в Средней Азии XIV-XV вв. - Душанбе, 1966.

14.Мухтаров, А.М. Социально-экономическое положение Средней Азии в первой половине XIX в. /А.М.Мухтаров//История таджикского народа.Том IV. - Душанбе, 2010. - С. 332-333.

15.Набиев Р.Н. Из истории Кокандского ханства (феодальное хозяйство Худаяр-хана) / Р.Н. Набиев. - Ташкент: Фан, 1973. - 388 с.

16.Набиев,Р.Н.Вакфное хозяйство Кокандского ханства/Р.Н.Набиев. -Ташкент, 2010. - 648 с.

17.Пантусов, Н. О податях и повинностях, существующих в бывшем Кокандском ханстве в последнее время правления Худаяр-хана./ Туркестанские ведомости. 1876. № 16.

18.Семенов, А.А. Очерк поземельно-податного и налогового устройства бывшего Бухарского ханства. - Ташкент, 1929. - С. 7-9.

19.Таджикская Советская Энциклопедия. Том 2. - Душанбе: Главная научная редакция Таджикской Советской Энциклопедии, 1988. - 640 с.

20.Таджикская Советская Энциклопедия. Том 7. - Душанбе: Главная научная редакция Таджикской Советской Энциклопедии, 1988. - 640 с.

21.Троицкая, Л.А. Каталог архива Кокандских ханов X^^ra / Л.А. Троицкая. - М.: Наука, 1968. - 481 с.

22.Троицкая, Л.А. Материалы по истории Кокандского ханства XIX в. По документам архива Кокандских ханов / Л.А. Троицкая. - М.: Наука, 1969. - 155 с.

23.Турсунов,Б.Р.Из истории святыни Канибадамского района.-Худжанд:Ношир, 2007. - 123 с.

24.Узбекско-русский словарь / под редакцией С.Ф. Акобирова и Г.Н. Михайлова. - Ташкент: Главная редакция Узбекской Советской Энциклопедии, 1988. - 726 с

25.Шахназаров, А. Очерк сельского хозяйства Туркестанского края (С рисунками). - СПб.: Типография Спб. Градоначальства,1898. - С.39.

26.Южаков, Ю. Наши приобретения в Средней Азии. Уратюпе и его округ/Ю.Южаков// Отечественные записки. 1867.Кн.: II. № 13. - С.584-600.

27.Юсуф. Китаб ал-Хардж (Мусульманское налогообложение) /Перевод с арабского и комментарии А. Э. Шмидта. Супракомментарии к переводу А. С. Боголюбова. Подготовка к изданию, вступит. статья и указатели А. А. Хисматулина. - СПБ.: Петербургское востоковедение, 2001. - 415 с.

REFERENCES:

1. Aminov, A.M. Economic development of Central Asia. (From the second half of the 19th century to the First World War). - Tashkent: State Publishing House of the Uzbek SSR, 1959. -298 p.

2. Ahmad Muhammad Tursun, Muhammad Sharif Juman. The religion of Islam. - Islam Religion. -Tashkent: Movarounnahr, 2005.

3. Vyatkin, V. L. Karshi district, organization of troops and events in it in the period 1215-1217 (18001803) yeras // News of the Central Asian Department of the Russian Geographical Society. Volume. 18, 1928. - P.17-27.

4. Egani, A., Pulatov U., Yusufi Z. What is ikta, suyurgal and tankhokh. - Khujand, 1998. - 45 p.

5. Zhuvanmardiev A. Land and water relations of Fergana in the 16th - 19th centuries. - Tashkent, 1965. - 182 p.

6. Zakhoder B.N. History of the Eastern Middle Ages. (Khaliphate and the Middle East). - M., 1944. -P.75-76.

7. Ivanov, P.P. Essays on the history of Central Asia (XVI - mid-XIX centuries) / P.P. Ivanov. - M .: From Eastern Literature, 1958. - 247 p.

8. History of the Uzbek SSR. Volume I. Book II. /Edited by: M.G. Vakhabov, V.Ya. Nepomnin and T.N. Kary-Niyazov. - Tashkent: Ed. Academy of Sciences of the Uzbek SSR, 1956. - 497 p.

9. History of Uzbekistan. Volume III. (XVI-first half of the XIX centuries). Under the editing of Doctor of Historical Sciences, Professor R.G. Mukminov. - Tashkent: Fan, 1993. - 476 p.

10.History of the Tajik people. Volume IV. Late Middle Ages and Modern Times. (XVI century -1917). / Under the general editorship of Academician R.M. Masov. - Dushanbe, 2010. - 1123 p.

11.Kushmatov A. Vakf. - Dushanbe: Irfon, 1990. - 192p.

12.Maksudhuja ibn Mansurkhuzha. Mazhma ul-maqsud. - Tashkent: Movarounnahr, 2005.-211 p.

13.Makhmudov N.M. Agriculture and agrarian relations in Central Asia in the XIV-XV centuries. -Dushanbe, 1966.-128 p.

14.Mukhtarov, A.M. Socio-economic situation in Central Asia in the first half of the XIX century. //History of the Tajik people. Volume IV. - Dushanbe, 2010. - P.332-333.

15.Nabiev R.N. From the history of the Kokand Khanate (the feudal economy of Khudayar Khan) / R.N.Nabiyev. - Tashkent: Fan, 1973. - 388 p.

16.Nabiev, R.N. Vakf economy of the Kokand Khanate / R.N. Nabiev. - Tashkent, 2010. - 648 p.

17.Pantusov, N. About taxes and duties existing in the former Kokand Khanate in the last period of the reign of Khudayar Khan//Turkestanskie Vedomosti. 1876.- No. 16.

18.Semenov, A.A. Essay on the land-tax and tax structure of the former Bukhara Khanate. - Tashkent, 1929. - P.7-9.

19.Tajik Soviet Encyclopedia. Volume 2. - Dushanbe: Main scientific edition of the Tajik Soviet Encyclopedia, 1988. - 640 p.

20.Tajik Soviet Encyclopedia. Volume 7. - Dushanbe: Main scientific edition of the Tajik Soviet Encyclopedia, 1988. - 640 p.

21.Troitskaya L.A. Catalogue of the archive of the Kokand Khanate of the 19th century/L.A.Troitskaya.-M.: Nauka, 1968. - 481 p.

22.Troitskaya, L.A. Materials on the history of the Kokand Khanate of the 19th century. According to the documents of the archive of the Kokand Khannate/L.A.Troitskaya.-M.: Nauka, 1969. - 155 p.

23.Tursunov, B. R. From the historyof the shrine of the Kanibadam region.- Khujand: Noshir, 2007123 p.

24.Uzbek-Russian dictionary / edited by S.F. Akobirov and G.N. Mikhailov. - Tashkent: Main edition of the Uzbek Soviet Encyclopedia, 1988. - 726 p.

25.Shakhnazarov, A. Essay on agriculture in the Turkestan region (With drawings). - St. Petersburg: Printing house of St. Petersburg. Town authorities, 1898. - P.39.

26.Yuzhakov, Y. Our acquisitions in Central Asia. Uratyupe and its district // Otechestvennye zapiski. 1867. Book: II. No. 13. - P.584-600.

27.Yusuf. Kitab al-Kharj (Muslim taxation) / Translated from Arabic and comments by A. E. Schmidt. Supracommentaries on the translation of A. S. Bogolyubov. Preparation for publication, enter. article and indexes by A. A. Khismatulin. - St. Petersburg: Petersburg Oriental Studies, 2001. - 415 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.