Научная статья на тему 'Категории УМ и БЕЗУМИЕ в народной традиции славян'

Категории УМ и БЕЗУМИЕ в народной традиции славян Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
119
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Категории УМ и БЕЗУМИЕ в народной традиции славян»

Татьяна Агапкина, Ольга Белова

(Москва)

Категории УМ и БЕЗУМИЕ в народной традиции славян

Эта публикация непосредственно связана с работой над этнолингвистическим словарем «Славянские древности» и представляет некоторые результаты, полученные во время работы над статьей, посвященной ментальным категориям (ум, безумие) и их трактовке в системе народной культуры.

Согласно концепции этнолингвистического словаря «Славянские древности», призванного дать комплексное описание традиционной картины мира славянских народов, все многообразие представленных в словаре фактов может быть упорядочено с помощью общих понятийных категорий и сгруппировано в несколько рубрик, среди которых есть рубрика «Атрибутивы» (качества и признаки) - именно в ней предусмотрено описание основных значимых для традиционной культуры категориальных признаков (см. Толстые 1995: 10).

В словаре «Славянские древности» детально проанализирована система семантических оппозиций, парных признаков, противопоставленных друг другу (кислый-пресный, молодой-старый, правый-левый, полный-пустой, свой-чужой) (СД 2: 497-500; СД 3: 282-283, 557-558; СД 4: 145-147, 233-237, 581-582). В этом же ряду первоначально мыслилась и оппозиция ум-безумие. Однако при сборе материала для статьи мы очень быстро убедились, что в народной картине мира (как, впрочем, и в бытовом сознании) данные признаки не составляют оппозицию. Уму противостоит буквально без-умие (глупость, отсутствие определенного качества, неумение распорядиться тем, что имеется) - то есть речь идет о количественном соотношении одного и того же признака. Что касается безумия как ментальной категории, то оно располагается на противоположном по отношению к уму полюсе, это определенное состояние ума, его трансформация,

226

Т. Агапкина, О. Белова

его качественная характеристика. Таким образом, мы пришли к выводу, что правильнее будет описывать два признака - ум и безумие - как аксиологические категории народной культуры, не в противопоставлении, а в сопоставлении, что даст возможность оценить их соотнесенность друг с другом.

В фольклорно-поэтических текстах, паремиях, фразеологизмах ум и безумие выступают как важные антропологические признаки, мыслятся как нечто исчислимое, материальное. Наличие ума у животных признается только при условии, что животное раньше было человеком (так, согласно народным легендам, аист и медведь - это люди, превращенные Богом в животных за прегрешения - см. СД 1: 96-100; СД 3:211-215). С категорией ума связана мудрость, которая часто понимается как хитрость, искусство, умение (Даль 2: 355-356), и никоим образом не является синонимом ума-разума, предполагающего в первую очередь способность к пониманию и практическую смекалку, позволяющую человеку обустраивать мир вокруг себя. В былинах мудрость может быть также соединена с тайным знанием: «И пошел Вольга сударь Буслаевич обучаться всяких хитростей-мудростей» (Никитина 1999: 304).

Ум соотносится с речью и способностью воспринимать окружающее (ср. рус. диал. немтырь, талана, глухня 'слабоумный человек'), с умением различать добро и зло (в духовных стихах: «От доброго разума душа воскресает, от худого разума душа погибает» - Никитина 1999: 303), с памятью и способностью соблюдать нормы поведения (ср. восприятие дикого как глупого, рус. диал. диковать 'сходить с ума'), с душой (нельзя трогать спящего человека, он может «остаться без разума», т.к. его душа в это время ходит по свету - ПА, волын., Щедрогор), возрастом и о п ы то м (нарастает по мере увеличения жизненного срока; ср. рус. диал. глупый, неразумный 'ребенок, подросток'; ум глупый, т.е. малый по размеру, молодой по возрасту - Никитина 1999: 300; ср. также примету: если ребенок не по годам умен и развит, то он недолговечен - вологод., Иваницкий 1890: 111; в то же время с возрастом человек выживает из ума). Согласно традиционным поэтическим текстам, ум (разум) - это рассудительность, здравый смысл (ср. в причитании: «Я глупа неразумная, не с ума слово молвила, не с ума, не со разума, не с великия догади» - Никитина 1999: 300), понимание правил и порядка (сделать по разуму значит сделать, как

Категории УМ и БЕЗУМИЕ в народной традиции славян

227

полагается по обычаю: «Я по разуму дитя да хоронила, по обычаю дитя я спомянула» (Там же: 302). В полесских колядках «умная жена» проявляет практичность, бытовую смекалку, мастерски обустраивает хозяйство - ПА).

Характеристики ума. По народным представлениям, полноценный ум - это ум полный (как и возраст): «Когда стали в полном уме-разуме...» (Никитина 1999: 300). Отсутствие ума связывается с пустотой: ср. рус. диал. дуплец 'слабоумный человек'. Ум может увеличиваться и уменьшаться, например, под влиянием луны, ср. представление о том, что «кад месец расте, расте и мозак луди, они су све паметнщ'и, а кад месец опада луди су глупли» [Когда месяц растет, растет и человеческий мозг, люди делаются умнее, а когда месяц опадает, люди глупеют] (Босния; 1анковиЬ 1951: 107). Ум можно накопить, прибавить («Ума-разума принакоплю, жениха-то повыма-ню» - Никитина 1999: 300), в т.ч. метафорически, с пищей, ср. загадку: «Белое поле, чорнае семя. Хто семено съест, тот паразумеет (книга)» (ПА, житомир., Журба); уму-разуму можно учить, на него можно наставлять. Ум обладает определенной силой, ср. повсеместно распространенные сюжеты о способности ведьмы мысленно нанести вред (навести порчу, отобрать у коровы молоко и т.п.).

Ум воспринимается как некое ограниченное пространство, вмещающее в себя мысли, грех и т.д., или как пространственное тело, расположенное в голове, которое может ворочаться, колебаться, кидаться, метаться: «Только руки в вас подынутся, ум-разум поворотится расплести да трубчату косу»; «Без угару болит буйная головушка, на все стороны наш ум-разум кидается» (свадебные причитания, Никитина 1999: 300). От «переворачивания мозгов» может повредиться ум: «з велико! адукацй, з науки пиревартае(ть)ся мозок» (Волынь; Кравченко 1920: 73). Из ума можно выйти и выбиться: «Пьяно он напивается, из ума выбивается» (Никитина 1999: 301), ум можно потерять, его можно лишиться. Нормальное состояние ума - стабильность и равновесие; плохо, если ум мешается, ум за разум заходит/забегает: «Без огня мое сердечко разгорается, ум за разум у несчастной забегает» (Там же). Ср. запрет пугать спящего ребенка: «сразу измешаешь, и он вечно будет дурак» (вологод., РКЖБН 5/2: 236). Ср. польский фразеологизм оп та кг^ска 'у него не все дома', в основе которого лежит образ верчения, кружения (кг^авк 'болезнь вертячка').

228

Т. Агапкина, О. Белова

Ум как материализованная субстанция связан с частями человеческого тела (околоплодным пузырем, волосами). Широко распространено поверье, что ребенок, рожденный в «рубашке», будет умным и счастливым. В Полесье первые остриженные волосы заматывали в тряпочку и затыкали в щель в доме, в углу, чтобы ребенок «разум не потерял» (ПА, ровен., Боровое). Плохой рост волос предвещает в будущем умного (брест.) или удачливого (укр.) ребенка (ср. рус. волос длинный, ум короткий). Женщина должна ходить с покрытой головой, иначе она «без памяти делается» (с.-рус., МСб 1: 75). Подтверждением «материальности» ума служит легендарно-сказочный сюжет о том, как царь Соломон взвешивал женский ум (укр., рус., НБ: 304; ср. СУС 920), который оказался легче г.. .а.

Формирование и укрепление ума символически оформляется ритуальными действиями, призванными в том числе приобщить индивида к человеческому социуму. Повитуха, купая младенца в холодной воде и посыпая ему голову щепоткой соли, говорила: «Aby bylo m^dre» [Чтобы дитя было умным] (пол., Biegeleisen 1927: 133). После купания на младенца надевали рубаху и читали заговор: «Светлое тебе платье на плечи, ум тебе разум в голову, хорошие тебе люди встречу...» (рус. перм., УДр: 112). После крещения старались прихватить с собой воды из купели: если кто-то сходил с ума, то его поили этой водой (перм., УДр: 114). В Полесье верили, что во время первого купания ребенка в освященной воде нельзя доливать в купель воды, чтобы ребенок не сошел с ума (ПА, брест., Заболо-тье). Повсеместно у славян известны ритуалы «развязывания ума (речи)», например, развязывание пуповины. Ср. болг. вързан в ума иръцете 'неприспособленный к жизни' (ФРБЕ 1: 198).

Человек, утративший ум или имеющий его недостаток, сравнивается с неодушевленными предметами, растениями, животными (напр., рус. дубина, дубовая голова, пень, лопух, осел и др.; укр. кгл у плотг, ступа, цап, вгвця и др.; пол. pien, slup drogowy, stodolne wrota, cielak, dudek, gqs и др.; словац. buk, barani roh, truba и др.; чеш. necky 'колода', troky 'подпруга' и др.; хорв. klada, sjekira, konj и др.; болг. запушалка 'пробка', галош, гъяка, шаран 'карп' и др.); представляется «недооформленным» - рус. диал. чурка, неотёсок, полено недоструганное; на человека, ущербного умом, переносятся названия долбящих орудий и инструментов: рус. диал. пест, обух, колун, долото; укр. довбня, чеш. tago 'кий' и др. (см. Березович, Ле-

Категории УМ и БЕЗУМИЕ в народной традиции славян

229

онтьева 2004). Считается также, что родимешный (дурачок от рождения) отличается физической силой (вологод., РКЖБН 5/3: 633), ср. поговорку «Сила есть, ума не надо».

Отсутствие у человека ума от рождения объясняется прежде всего грехами его родителей. Считали, что если ребенок зачат в Великий пост, то родится дурачком (калуж., РКЖБН 3: 473); если в Благовещение - будет неумным, калекой, убийцей, утонет (семейские Забайкалья; Болонев 1978: 71). Крестьяне Вологодской губ. объясняли врожденный идиотизм ребенка нарушением родителями запретов на половую жизнь накануне всех великих праздников (РКБЖН 5/2: 569); в Полесье рассказывали, что супруги спали во время пасхальной всенощной, и у них родилась дочь «без ума» (ПА, брян., Радутино). В традиционном обществе отношение к дурачкам от природы («несчастненьким», «убогим») было достаточно толерантным; их считали безвинными страдальцами, искупающими грехи других, жалели, но в то же время могли смеяться над ними и обижать. Иногда им приписывали «скрытый» ум, прозорливость, способность к прорицанию (ср. отношение к юродивым). Верили, что дурачки приносят счастье всей деревне; для их содержания назначали «череду», хоронили за общий счет (рус. калуж., смолен.); считалось, что на том свете «для дурачков, которые ничего не понимают», есть особое место, «середина» между адом и раем (калуж., РКЖБН 3: 512).

Согласно этнографическим материалам Тенишевского бюро (XIX в.), люди, потерявшие рассудок во взрослом состоянии, общественным сочувствием не пользовались, становились объектами насмешек и были обречены на голод и побои.

Утрата ума воспринималась как наказание за грехи или преступления: «Сумасшедшими называет Бог только великих грешников; за какой-нибудь тайный грех Бог отнимает рассудок, уподобляя человека бессловесному животному» (ярослав., РКЖБН 2/2: 384). О помешательстве говорили: «Божье посещение, за грехи Бог послал» (владимир., БВКЗ: 142), человек «забыл Бога» (вологод., РКЖБН 5/2: 236). Ума лишаются в результате нарушения календарных запретов. Так, болгары в окрестностях Благоевграда в пятницу на 1-й неделе Великого поста не выполняют женских работ, чтобы «не шава акъло» [чтобы умом не тронуться]; в окрестностях Софии не работают в день св. Григория (24.1), чтобы «птицы в голове не

230

Т. Агапкина, О. Белова

щебетали»; в Граово не ткут в Средопостье, «потому что ткачиха, сделавшая это, сошла бы с ума; сербы в Бешеную среду на 1 -й неделе Великого поста не ткут, не шьют, не вяжут и не причесываются, чтобы не сойти с ума (Агапкина 2002: 36, 59-60). На Брянщине рассказывали, что женщина, выехавшая на покос на Ягитру (Божья Матерь Одигитрия, 10/УПГ), не смогла завершить стог, потому что сошла с ума, побежала в деревню, стала звонить в колокол, как на пожар, разбила колокол (временное умопомрачение удалось излечить обетным молебном и пожертвованием иконы в церковь) (ПА, Сем-цы). Нарушение поведенческих норм и кощунственные действия также могут караться сумасшествием: человек пошел в баню после полуночи, и банник «испортил» его, отняв разум (рус. архангел., МРАО: 244); мужик съел аиста и сошел с ума (ПА, сум., Бочечки); после революции по наущению отца дети утопили иконы, и вскоре «оба они сдурнели», а их братья, отказавшиеся в этом участвовать, остались нормальными (старообрядцы в Литве, ФСЛ 2: 73); в Полесье верили, что дети ведьм сходили с ума в наказание за вредоносную деятельность их матерей (ПА, брест., Олтуш). Опасной для рассудка была и ситуация гадания. До начала гаданий девушки в Костромском крае обскакивали овин на левой ноге против солнца со словами: «Чертово место! Черт с тобой!» По окончании гаданий они совершали ритуал «развораживания», т.е. обскакивали овин на правой ноге по солнцу со словами: «Богово место! Бог с тобой!» Если это не сделать, можно сойти с ума (Виноградова 2000: 331). В бы-личке с Русского Севера людям, гадавшим в полночь, явились черти, и люди сошли с ума, несмотря на очерченный магический круг (поскольку смеялись над ритуалом и «не верили ни в черта, ни в Бога») (архангел., МРАО: 149-150, 264). Можно лишиться ума, если неумело выполнять магические действия: женщина хотела достать цветок папоротника, чтобы стать всеведущей, пошла в лес, накрыла голову макитрой (миской), очертила круг косой, но испугалась и сошла с ума (ПА, волын., Ветлы); если человек, на Ивана Купалу собирающий папоротник на кладбище, испугается являющихся там змей, он сойдет с ума (ПА, брест., Заболотье).

Повреждение ума считалось сродни повреждению тела или иному материальному ущербу (в результате удара, укуса, пожара и т.п.): рус. пыльным мешком стукнутый, серб. ударени мокрим обо]ком (портянкой) (ср. поверье лужичан: если невеста ударится об

Категории УМ и БЕЗУМИЕ в народной традиции славян

231

экипаж, в котором едет к венчанию или обратно, она сойдет с ума); овод укусил, муха укусила (полес. гомел.); мозги погорели (полес. брян.).

Ум можно повредить, если перенапрячь его: некоторые душевные болезни и головные боли называли болезнь «с думы» (рус. казан.); считалось, что рекрут может свести с ума членов призывной комиссии, если прочтет им «Отче наш» наоборот («она [молитва] переверне им розум») (львов., Зоря 1884/15-16: 269).

Во всех славянских традициях расстройство ума описывалось как наличие в голове посторонних предметов (см.: Терновская 1984). Например, по материалам ПА, это могут быть животные (мышь, тараканы, пауки, мухи, воши, «бзыки», хрущи, мотыли, муравьи/муравейник, комары, божьи коровки, птички), инородные предметы, отходы (солома, труха, опилки, требуха, «клочья» - отходы от пряжи, мякина, стружки, мусор, капуста, г...о). Скудоумие объясняется также недостачей (часто по принципу «минус один» -нема одной клепчины, девяносто девять, не хватает десятой клетки, ср. не все дома) или болячкой в голове - полес. ваука в голови.

Вредоносные (демонологические) персонажи лишают ума и памяти. По белорусским верованиям, если черти вселяются в человека против его воли, то они мучают его, отбирают разум и толкают на ссоры (Виноградова 2000: 289); душевные болезни насылает черт (вологод., РКЖБН 5/3: 72), ср. рус. архангел. черта в зеркале увидеть 'сойти с ума'. Если человек не знает, как обращаться с чертями, попавшими в его распоряжение, они его сведут с ума (ПА, волын., Ветлы). Стоя на молитве, старались сдвинуть ноги как можно плотнее, чтобы бес не проскочил между ног и не произвел соблазна в умах и теле (нижегород.).

Психические отклонения приписывали людям, проклятым матерями и унесенным лешими в лес, тем, кто долго плутал в лесу и т.д., ср.: «Как леший поводит, так вот и ненормальные выходят» (с.-рус.; СбМАЭ 1999/47: 165). В Пермском крае бытовала быличка о мальчике, изруганном своей матерью и попавшем к лешему на девять дней, после чего леший вернул его домой, наказав ничего не рассказывать о пребывании у него. Но мальчик не выдержал и рассказал, после чего сошел с ума (УДр: 210). По единичным русским свидетельствам, в начале осени лешие исчезают в лесах, проваливаясь под землю. Люди боялись в это время ходить в лес, т.к., увидев, как рас-

232

Т. Агапкина, О. Белова

ступается земля и леший проваливается, можно навсегда лишиться рассудка (Виноградова 2000: 104). В Полесье запрет переступать через поваленные деревья мотивирован тем, что можно сойти с ума: «Як уихрь поломаэ, а ты его у лису переступишь, то робишся без памяти» (ПА, киев., Копачи); «Выворот. Вого нэльзя пэрэступаци, будэ плохо на голову» (ПА, брест., Смоляны).

Человеку вредит банник: нельзя оставлять родильниц в бане одних - «в уме помеха сделается» (вологод., РКБЖН 5/2: 697); до шести недель роженице нельзя ходить в баню, особенно одной и по вечерам - одна пошла, и ее нашли за каменкой, всю перемазанную и потерявшую рассудок («беси ее туда втащили») (старообрядцы в Литве; ФСЛ 2: 83); верили, что существует особый дух лихо, который входит в человека и делает его сумасшедшим (владимир., БВКЗ: 128).

В полесской быличке человек ударил кнутом по вихрю и сошел с ума (ПА, брест., Заболотье).

У южных славян самодива и вила часто калечат людей, в т.ч. сводят их с ума (Виноградова 2000: 49).

Потеря ума как результат вредоносных действий. Сумасшествие может случиться от испуга, наваждения, запоя и сильной тоски. Способными причинить вред считались такие действия, как порча, сглаз, проклятие, прикосновение, поцелуй, выпускание табачного дыма в сторону жертвы, попытка дунуть на человека и т.д. «В одном из судебных актов 1826 г. (Томской губ.) записаны показания о том, что некий крестьянин поцеловал насильно девку Марфу и дунул на нее при этом: с того времени она почувствовала великую грусть, а затем пришла в безумие и стала говорить, что внутри у нее "молодец запасен и закреплен", и засадил его туда этот крестьянин» (Виноградова 2000: 293). Если был сделан сильный приворот, а брак все же не состоялся, привороженный мог сойти с ума (вологод., РКБЖН 5/2: 569).

Сводить с ума в определенных ситуациях могли также «знающие». Колдуны, которых не позвали на свадьбу, могли свести с ума людей, в т.ч. жениха и невесту (обиженный колдун ушел со свадьбы, после чего «там, на свадьбе-то, невеста подол задрала, жених портки скидыват. Невеста на жениха, он на нее: сшалели! Ничего поделать не могут»; исправить ситуацию удалось только после того, как его догнали и пригласили на свадьбу - архангел., МСб 1: 91); аналогич-

Категории УМ и БЕЗУМИЕ в народной традиции славян

233

ная быличка записана в Московской обл. - о нарочитом публичном оголении гостей и участников свадьбы после того, как они не пригласили колдуна (Там же: 100). В Полесье зафиксирована быличка о колдуне, который заставлял ученика стрелять в распятие, которое нес черт, ученик отказался и сошел с ума (колдун его проклял: «Не будешь моим учеником, а будешь болваном») (ПА, брест., Заболо-тье). Хозяйка не заплатила коновалу за работу, прикинувшись бедной; он отправил ее за «богатством» на перекресток, где множество чертей увязались за ней, и женщина сошла с ума (с.-рус., МСб 1: 25).

Причиной слабоумия и сумасшествия (как и бесноватости) считали вселение злого духа в человека (ср. такие широко известные явления, как «икота» и кликушество): «В январе 1926 г. на центральном вокзале Варшавы был задержан некий слабоумный бродяга, у которого обнаружили справку, выданную ему ксендзом Ловицкого повета, свидетельствующую о том, что этот человек "носит в себе дьявола"» (Виноградова 2000: 290).

Безумие как трансформация ума. По народным поверьям, стать безумцем можно было, прочитав Библию целиком. Сойти с ума можно и от чтения «черных книг», находящихся в распоряжении колдунов-чернокнижников. Считается, что безумцы обладают сверхзнанием, даром прозрения и пророчества. Их неадекватность воспринимается как символическое поведение, за которым скрывается высший смысл. Белорусская легенда о царе Соломоне выражает идею о легитимности безумия. Мудрый Соломон думал, зачем Бог сотворил безумцев («шалёныя да дурныя людзй»), ядовитых змей и паука, и решил, что Бог ошибся. Слуги устроили заговор, хотели убить Соломона, он бежал, прикинувшись сумасшедшим (сказал страже, что он царь, идет завладеть небом, т.к. у него отняли земное царство). Спрятаться от погони ему помогли ядовитые змеи (напугали преследователей) и паук (заткал паутиной вход в пещеру). Так Соломон узнал, что все, что есть на свете, - сотворено к добру (слуц., Сержпутоусю 1930: 256). Безумцы могут видеть души предков. В полесской быличке местный сумасшедший, видя процессию «дедов», идущих в церковь, называл каждого по имени: «Один муш-чына заболеу, бегал тут [сошел с ума]; его прив'язали к столбу, люди собрались. От он бачиу, як деды йидуть и усё гомонил, называл усих: "Захароу батько идет, пан ехау у колясци, перэд йим полотно чорно стелили..."» (ПА, гомел., Верхние Жары). Они предрекают

234

Т. Агапкина, О. Белова

будущее - 90-летний старик, тронувшись умом, прорицал «эсхатологическую» действительность, появление железной паутины, стальных коней и птиц (ПА, житомир., Тхорин). Поведение безумцев сродни поведению юродивых. Ср. цикл народных легенд о царе Соломоне - его мудрые решения сродни безумным (СУС 920 и варианты). Ср. также народно-агиографические легенды и предания о ме-стночтимых святых, которые при жизни часто вели себя как безумцы и юродствовали.

Ум и безумие в социальных практиках. Отклонение от нормы бывает значимо в контексте обряда, когда привлечение к ритуалу «маргиналов» должно способствовать успеху действия. По русскому поверью, если в семье «не держатся» (умирают) дети, надо пригласить в кумовья встречного, несчастного, глупого или глухонемого человека (СТКСМ 2003/5: 223); на Русском Севере в пастухи часто нанимались люди с психическими отклонениями: нехитрель-кие, неумственные (МСб 1: 10; ср. представления об особых отношениях пастуха с лешим, его магических знаниях и т.п.).

По народным приметам, девушка, которая имеет привычку петь во время еды, выйдет замуж за глупого парня (пол., ^фек 1893: 566); если во время разговора вдруг наступит молчание, то это знак того, что родился дурак (ср. совр. «милиционер родился») (ярослав., РКЖБН 2/1: 207).

Литература и источники

Агапкина 2002 - Агапкина ТА. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. М., 2002. БВКЗ - Быт великорусских крестьян-землепашцев. Описание материалов Этнографического бюро князя В.Н. Тенишева (на примере Владимирской губернии). СПб., 1993.

Березович, Леонтьева 2004 - Березович Е.Л., Леонтьева Т.В. Языковой образ дурака: этнолингвистический аспект // Язык культуры: семантика и грамматика. К 80-летию со дня рождения академика Никиты Ильича Толстого (1923-1996) / Отв. ред. С.М. Толстая. М., 2004. С. 368-384. Болонев 1978 - Болонев Ф.Ф. Народный календарь семейских Забайкалья (вторая половина XIX - начало XX в.). Новосибирск, 1978. Виноградова 1999 - Виноградова Л.Н. Безумие и сверхзнание бесноватых // Шаманизм и иные традиционные верования и практики: Материалы Международного конгресса (Москва, 7-12 июня 1999 года). М., 1999. Вып. 2. С. 298-307.

Категории УМ и БЕЗУМИЕ в народной традиции славян

235

Виноградова 2000 - Виноградова Л.Н. Народная демонология и мифоритуаль-ная традиция славян. М., 2000.

Даль - Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1978-1980. Т. 1-4.

Зоря - Зоря. Литературно-наукове письмо для родин. Наукове товариство им. Шевченка. Льв1в, 1880-1897. Р. 1-18 [2 номера в месяц со сквозной пагинацией за год].

Иваницкий - Иваницкий НА. Материалы по этнографии Вологодской губернии // Известия Имп. Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. М., 1890. Т. 69.

1анковиЬ 1951 - ЛнковиЬ Н.Ъ. Астрономща у преда&има, обича]има и умотво-ринама Срба. Београд, 1951.

Кравченко 1920 - Кравченко В. Звича! в селi Забр1дд1 <...> Житомирського повь ту на Волиш. Житомир, 1920.

НБ - «Народная Библия»: Восточнославянские этиологические легенды / Сост. и коммент. О.В. Беловой. Отв. ред. В.Я. Петрухин. М., 2004.

Никитина 1999 - Никитина С.Е. Об уме и разуме (на материале русских народно-поэтических текстов) // Славянские этюды. Сборник к юбилею С.М. Толстой. М., 1999. С. 298-307.

МРАО - Мифологические рассказы Архангельской области / Сост. Н.В. Дран-никова, И.А. Разумова. М., 2009.

МСб - Мужской сборник. Вып. 1. Мужчина в традиционной культуре. М., 2001.

ПА - Полесский архив Института славяноведения РАН (Москва).

РКЖБН - Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы «Этнографического бюро» князя В. Н. Тенишева. Т. 1. Костромская и Тверская губернии. СПб., 2004; т. 2. Ярославская губерния. Ч. 1. Пошехонский уезд. Ч. 2. Даниловский, Любимский, Романово-Борисоглебский, Ростовский и Ярославский уезды. СПб., 2006; т. 3. Калужская губерния. СПб., 2006; т. 4. Нижегородская губерния. СПб., 2006; т. 5. Вып. 1-3. Вологодская губерния. СПб., 2008.

СбМАЭ - Сборник Музея антропологии и этнографии (Сборник Музея антропологии, археологии и этнографии). СПб. (Пг., Л.), 1900-1930, 1949-. [Т.] 1-.

СД - Славянские древности. Этнолингвистический словарь / Под общ. ред. Н.И. Толстого. М., 1995-. Т. 1-.

Сержпутоусю 1930 - СержпутоускА. Прымх1 i забабоны беларусау-паляшу-коу. Менск, 1930.

СТКСМ - Славянская традиционная культура в современном мире. М., 1993-. Вып. 1-.

СУС - Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка / Сост. Л.Г. Бараг, И.П. Березовский, К.П. Кабашников, Н.В. Новиков. Л., 1979.

Терновская 1984 - Терновская О.А. Ведовство у славян. II. Бзык (мухи в голове) // Славянский и балканский фольклор. М., 1984. С. 118-130.

Толстые 1995 - Толстые Н.И. и С.М. О словаре «Славянские древности» // Славянские древности. Этнолингвистический словарь / Под ред. Н.И. Толстого. М., 1995. Т. 1. С. 5-14.

236

Т. Агапкина, О. Белова

УДр - Подюков ИА., Белавин А.М., Крыласова Н.Б., Хоробрых С.В., Антипов ДА. Усольские древности. Традиционная культура русских конца XIX-XX вв. Усолье, 2004.

ФРБЕ - Фразеологичен речник на българския език. София, 1974, 1975. Т. 1, 2. ФСЛ 2 - Фольклор старообрядцев Литвы. Т. 2. Народная мифология. Поверья.

Бытовая магия / Издание подготовил Ю. Новиков. Вильнюс, 2009. Biegeleisen 1927 - Biegeleisen H. Matka i dziecko w obrz^dach, wierzeniach i prak-

tykach ludu polskiego. Lwow, 1927. Swi^tek 1893 - Swiqtek J. Lud nadrabski od Gdowa po Bochni^. Obraz etnograficzny. Krakow, 1893.

Работа выполнена в рамках Программы ОИФН РАН «Генезис и взаимодействие социальных, культурных и языковых общностей» (проект «Семантическая реконструкция народной духовной культуры славян»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.