Научная статья на тему 'КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ"'

КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1210
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / САМОСОЗНАНИЕ / САМОПОЗНАНИЕ / КАРЬЕРНЫЕ УСТАНОВКИ / КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кучеренко Светлана Валериевна

В статье изложены результаты теоретического исследования профессиональной идентичности личности как компонента самосознания. Методами исследования являются контент-анализ теоретических источников и моделирование с использованием системного подхода В. А. Ганзена. Предложенная модель профессиональной идентичности состоит из следующих компонентов: события профессиональной жизни; самоосознавание и самопрезентация; профессионально значимые черты с точки зрения самого субъекта. Компоненты профессиональной идентичности осуществляются и реализуются на трех уровнях: микро-, мезо-, и макросоциальном. Описано, что каждый из структурных компонентов профессиональной идентичности можно диагностировать эмпирически: с помощью событийного анализа (каузометрии) А. А. Кроника, методики «Кто Я?», Шкалы тактик самопрезентации (ШТС) и шкал изучения профессиональной Я-концепции личности. Данная модель требует дальнейшей эмпирической проверки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CATEGORICAL ANALYSIS OF THE CONCEPT OF “PROFESSIONAL IDENTITY”

The article presents the results of a theoretical study of the professional individual identity as a component of self-consciousness. The research methods are content analysis of theoretical sources and system-based modeling of V. A. Hansen. A four-component model of professional identity is proposed. It includes: professional life events, self-awareness and self-presentation; professionally significant features from the point of view of the subject himself. The components of professional identity are implemented at three levels: micro-, meso-, and macro-social. It is described that each of the structural components of professional identity can be diagnosed empirically: with the help of event analysis (causometry) by A. A. Kronik, "Who Am I?", Self-Presentation Tactics Scale (STS) and Scales of study of professional self-concepts. This model requires further empirical testing.

Текст научной работы на тему «КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ"»

202/// -

Ш

С. В. Кучеренко

УДК 159.9.072.432

КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ»

11а сегодняшний день в психологической литературе проблема изучения профессиональной идентичности личности удостоена малым вниманием. Преимущественно рассматриваются структура профессиональной Я-концепции [12] и особенности «профессионального Я» как когнитивного элемента Я-концепции [11]. Профессиональная идентичность как вариант социальной идентичности рассматривается в системном [2; 3] и процессуальном [5; 9] подходах. Так, в диссертации С. Т. Джанерьян Я-концепция понимается как система представлений человека о себе как субъекте профессиональной деятельности, осмысленная им как ценность, цель или средство в соответствии с реализуемым им тем или иным целесредственным ценностно-смысловым отношением к его профессиональной деятельности. В работе выделены бесконфликтные, потенциально и актуально конфликтные ценностно-смысловые отношения к профессии [3, с. 11]. Важным в нашем понимании является отношение к профессии как к ценности, цели или средству достижения других целей. Поскольку Я-концепция -устойчивое личностное образование, а идентичность - динамичный процесс самоотождествления и соотнесения с определенной профессиональной группой, то ценностное, целевое или отношение как к средству будут сменять друг друга или терять актуальность на различных этапах профессионального пути.

Особое внимание в современной психологии уделяется изучению процесса формирования профессиональной идентичности [1]. Началом становления профессиональной идентичности Л. В. Бура считает появление про-

фессионального самоопределения в ранней юности. Профессиональная идентичность формируется в процессе профессионального обучения в вузе, затем в самой профессиональной деятельности.

Объектом данного исследования является самосознание личности, предметом - профессиональная идентичность личности. Профессиональная идентичность как форма проявления социальной идентичности рассматривается рядоположено с понятиями «профессиональная Я-концепция» и «профессиональное Я», подчеркивается постоянное профессиональное саморазвитие, самодетерминация. Общим для всех перечисленных явлений выступает процесс реализации личности в определенной культуре и обществе посредством профессии. Кроме того, все вышеперечисленные термины относят к структуре самосознания, поскольку профессиональную идентичность, профессиональную Я-концепцию и «профессиональное Я» рассматривают как синонимы, терминологическая путаница остается.

Наиболее разработанной концепцией идентичности является концепция Э. Эриксона [17]. По Эриксону, идентичность - это чувство самотождественности, собственной истинности, сопричастности миру и другим людям. Среди отечественных психологов, затрагивающих вопросы идентичности, выделяется И С. Кон [6]. Он определяет идентичность как осознанную принадлежность к определенной категории людей. Таким образом, это структура сознания, а именно - самосознания.

К. Уилбер [12] выделяет пять уровней самоотождествления или идентичности (Спектр), причем каждый последующий уровень представляет собой определенный тип сужения или ограничения того, что воспринимается индивидом как его собственное «Я», его ответ на вопрос: «Кто я?». Исследователь рассматривает самотождественность как многоуровневую структуру:

1. Уровень Абсолюта (Mind, сознание единства - Дао, Дхармакайя, Аллах, Бог).

2. Трансперсональные полосы - это сверхиндивидуальная область Спектра, где чело-

век не осознает своей идентичности со Всем, но его идентичность не определяется границами индивидуального организма.

3. Экзистенциальный уровень - здесь человек идентифицируется только со всем своим психофизическим организмом, существующим во времени и в пространстве («уровень кентавра»).

4. Уровень Эго - на этом уровне человек идентифицирует себя только с ментальным представлением или картиной своего «Я». Скорее всего, профессиональная идентичность как психическое образование присуще данному уровню спектра сознания.

5. Уровень идентичности соответствует «Тени» - при определенных обстоятельствах человек может отчуждать от себя различные аспекты своей психики, разотождествляться с ними и таким образом сузить свою сферу идентификации до части «Я»: человек идентифицируется с ограниченным образом самого себя. Возможно, в некоторых моментах профессиональная идентичность складывается на данном уровне спектра сознания. Например, если составляющие профессиональной идентичности переживаются и осмысливаются как негативные или нежелательные, ограничивающие свободу «Я».

Таким образом, по К. Уилберу [12], в результате перехода на другой уровень спектра сознания, человек перестраивает карту самосознания, расширяя его территорию. Происходит постоянное перераспределение, перезонирование и переделка самосознания личности; признание и обретение все более глубоких и всеобъемлющих уровней своего «Я».

Основываясь на положениях психосинтеза Р. Ассаджиоли, А.Б. Орлов [10] выделяет ложную и подлинную идентичность. Ложная идентичность имеет место в тех случаях, когда человек отождествляет себя с тем или иным личностным образованием, с той или иной социальной по своему происхождению и функции ролью. Он как бы забывает о подлинном субъекте, игнорирует его, ставит знак тождества между собой и своей личностью (или, точнее, субличностью, ее частью). Подлинная идентичность, напротив, все-

гда связана с постоянным осознанием того обстоятельства, что моя сущность может иметь любые роли и личины, но никогда не сводится к ним, всегда остается за ними, так или иначе проявляя себя в них. Подлинная идентичность означает также постоянный поиск ответа на вопрос «Кто я?», внутреннюю работу по самоисследованию, стремление разобраться в разноголосице субличностей и расслышать сквозь нее наиболее чистые, неискаженные послания Внутреннего Я. Таким образом, исходя из точки зрения А. Б. Орлова, профессиональная идентичность представляет собой ложное самоотождествление с определенной социальной по своей природе ролью.

Проанализировав литературные источники, мы отмечаем, что в соответствии с выдвинутой Ш. Дюваль и Р. Виклундом теории, люди могут осознавать свое собственное существование: «Когда внимание направлено внутрь, а индивидуальное сознание сосредоточено на себе, человек становится объектом своего собственного сознания, следовательно, самосознание (Self-awareness) принимает объективную форму. Это контрастирует с субъективной формой самоосознавания (осознанности), которая возникает, когда внимание направлено от себя, а человек «...ощущает себя как источник восприятия и действия» [16, с. 131].

Согласно данной теории, все, что заставляет людей сосредоточить внимание на себе, повышает уровень самосознания. Исследователи проверяли это предположение в разных ситуациях, например, размещая людей перед большими зеркалами, снимая их на видео, давая им слушать записи собственных голосов. Ситуативные уровни самосознания измерялись путем подсчета самореферентных слов и местоимений (я, мне, т. п.), использованных участниками исследования в ходе эксперимента [4; 15; 16; 18]. Термин самоосозна-вание или осознанность (Self-consciousness) -диспозиционное внимание, сфокусированное на самом себе [4; 15; 16; 18], - обязан своему появлению различным попыткам создания психометрических шкал по изучению само-

сознания. Большинство авторов согласны с тем, что феномен самоосознавание (Self-consciousness) является частью феномена самосознание (Self-awareness).

В положительном контексте самоосознавание может повлиять на развитие у человека идентичности, поскольку именно в периоды сильной выраженности данного чувства люди ближе всего приходят к пониманию себя. Феномен самоосознавания или осознанности проявляется индивидуально, поскольку некоторые люди осуществляют контроль над своей самопрезентацией и проявляют чрезмерный интерес к себе, другие - не обращают внимания на данный аспект реальности [4; 15; 16; 18]. Феномен самоосознавания также выступает в двух формах: личной и общественной.

Личная форма самоосознавания - это склонность к интроспекции и изучению себя и собственных переживаний. Общественная форма самоосознавания - это осознание себя таким, каким тебя воспринимают люди. Данная форма самоосознавания часто приводит к излишнему самоконтролю и тревожности. И личная, и общественная формы самоосозна-вания рассматриваются как качества личности, которые относительно стабильны, но мало связаны друг с другом [4; 15; 16; 18]. Профессиональная идентичность, на наш взгляд, выступает формой проявления самоосознава-ния, поскольку в данном случае внимание субъекта сосредоточено на себе как представителе определенной профессии, носителе определенных профессиональных качеств и функций. Однако внимание субъекта может быть занято другими аспектами жизни, не связанными с профессиональной деятельностью. Тогда мы имеем в виду конструкт, имплицитно присутствующий в сознании, готовый проявиться в любой момент - «Я-концепцию».

Общественная и личная формы самоосо-знавания связаны с процессом самофокусированного внимания, а социальная тревожность в данном случае выступает как реакция на данный процесс. Когда внимание обращено внутрь, человек может найти что-то, о чем

нужно беспокоиться. Поэтому беспокойство часто возникает как побочный продукт феномена самоосознавания [4; 15; 16].

В контексте системной антропологической психологии «идентичность - это не то, что можно получить единожды в акте идентификации, а потом многократно пользоваться» результатом этого акта как некоторым завершенным продуктом, готовым к использованию в качестве оценочной базы. Однако это и не то, что необходимо постоянно восстанавливать, воспроизводить заново, одним словом, переосуществлять. «Становление -это прогрессивное усложнение открытых систем и одновременно способ их существования» [5, с. 35]. Другими словами, профессиональная идентичность - психическое явление, существующее в процессе бесконечного профессионального становления. Так, профессиональную идентичность невозможно формировать или развивать, она находится в процессе постоянного становления. Другими словами, это интегральная оценка состояния процесса саморазвития. Таким образом, профессиональная идентичность - это интегральная оценка личностью собственного процесса профессионального саморазвития.

Идентичность зависит от того, насколько успешно (т. е. своевременно) осуществляется переход возможности в действительность и действительности в желаемое или хотя бы приемлемое, бытие [5, с. 336], т.е. насколько успешно возможности личности реализуются в профессиональной деятельности и насколько профессиональные ожидания оправдываются. Следует, что профессиональная идентичность складывается благодаря тому, что личность реализует собственные возможности в данной профессии в конкретных условиях. Этот аспект ситуативен и зависит от условий жизни и социокультурной среды, в которой личность проявляет себя, ищет и находит свое место. Для эмпирической диагностики данного проявления профессиональной идентичности целесообразно применить событийный подход А. А. Кроника и метод каузометрии [7].

Таким образом, профессиональная идентичность - это не структура личности или

качество, обеспечивающее человеку тождественность самому себе, но сам процесс профессионального саморазвития, дающий устойчивость, которую человеку необходимо открыть, освоить и принять. К сущностным чертам профессиональной идентичности относят то, что ее источником выступает определенный культурно-социальный контекст; она складывается в процессе осуществления череды событий профессиональной жизни; проявляется в определенных актах самоосоз-навания или сфокусированности на профессиональной деятельности и содержит в себе определенное представление о перечне профессионально значимых черт и качеств (профессиональная «Я-концепция»). Таким образом, получаем следующую модель профессиональной идентичности (рис. 1).

макросотщальныа

Рис. 1. Модель профессиональной идентичности

Как видно из рисунка 1, структурные компоненты профессиональной идентичности (события профессиональной жизни; само-осознавание и самопрезентация; профессионально значимые черты с точки зрения самого субъекта) осуществляются и реализуются на трех уровнях: микро-, мезо-, и макро-социальном. Важно также, что каждый из этих структурных компонентов можно диагностировать эмпирически: с помощью событийного анализа (каузометрии) А. А. Кро-ника [7] или профессионального самоописания [3], самоосознаванием - методикой «кто Я?» М. Куна, Т. Макпартленда, самопрезентацией - Шкалой тактик самопрезентации (ШТС) [14], профессионально значимыми чертами и качествами - шкалами изучения профессиональной Я-концепции личности [12].

Перспективными в дальнейшем мы считаем изучение взаимосвязи между профессиональной идентичностью личности и особенностями ценностно-смысловой сферы студентов различных специальностей. В проведенном автором ранее исследовании особенностей ценностно-смысловой сферы студентов [8] предложена типология личности в зависимости от особенностей их ценностно-смысловой сферы: адаптирующийся тип личности, ориентирующийся на ценности выживания и самоутверждения, представлен в двух вариантах - экстернальном и эмоционально-рефлексивном; идентифицирующийся тип, ориентирующийся на традиционные ценности и ценности значимых других, - доминирующий и альтруистический; самоактуализирующийся, ориентирующийся на ценности творчества и личностного роста. Предположительно, для адаптирующегося типа личности профессия будет выступать целью, для идентифицирующегося - средством достижения материальных и других благ для значимых лиц, для самоактуализирующегося -самостоятельной ценностью, поскольку профессиональная деятельность обеспечивает реализацию личности в данном социально-культурном контексте.

Предложенная теоретическая модель профессиональной идентичности личности позволит изучить профессиональную идентичность как целостное явление самосознания личности, провести эмпирическое исследование и сопоставить полученные результаты с другими проявлениями самосознания личности.

АННОТАЦИЯ

В статье изложены результаты теоретического исследования профессиональной идентичности личности как компонента самосознания. Методами исследования являются контент-анализ теоретических источников и моделирование с использованием системного подхода В. А. Ганзена. Предложенная модель профессиональной идентичности состоит из следующих компонентов: события профессиональной жизни; самоосознавание и самопрезентация; профессионально значимые черты с точки зрения самого субъекта. Компо-

ненты профессиональной идентичности осуществляются и реализуются на трех уровнях: микро-, мезо-, и макросоциальном. Описано, что каждый из структурных компонентов профессиональной идентичности можно диагностировать эмпирически: с помощью событийного анализа (каузометрии) А. А. Кроника, методики «Кто Я?», Шкалы тактик самопрезентации (ШТС) и шкал изучения профессиональной Я-концепции личности. Данная модель требует дальнейшей эмпирической проверки.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, самосознание, самопознание, карьерные установки, карьерные ориентации.

SUMMARY

The article presents the results of a theoretical study of the professional individual identity as a component of self-consciousness. The research methods are content analysis of theoretical sources and system-based modeling of V. A. Hansen. A four-component model of professional identity is proposed. It includes: professional life events, self-awareness and self-presentation; professionally significant features from the point of view of the subject himself. The components of professional identity are implemented at three levels: micro-, meso-, and macro-social. It is described that each of the structural components of professional identity can be diagnosed empirically: with the help of event analysis (causometry) by A. A. Kronik, "Who Am I?", Self-Presentation Tactics Scale (STS) and Scales of study of professional self-concepts. This model requires further empirical testing.

Key words: professional identity, self-awareness, self-consciousness, career attitudes, career orientations.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бура Л. В. формирование профессиональной идентичности обучающихся бакалавриата // Гуманитарные науки. - 2020. -№ 3. - С. 41-48.

2. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. - 176 с.

3. Джанерьян С. Т. Профессиональная Я-концепция: системный подход: дисс. ... д-ра психол. наук. - Ростов-н/Д, 2005. - 442 с.

4. Кишкилев С. Ю. Соотношение понятий «self-awareness», «self-consciousness», «самосознание» и «самопознание» [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. - 2018. - Т. 10. - № 3. - C. 4655. - URL: 10.17759/psyedu.2018100305 (дата обращения: 10.01.2021).

5. Клочко В. Е., Лукьянов О. В. Личностная идентичность и проблема устойчивости человека в меняющемся мире: системно-антропологический ракурс // Вестник Томского государственного университета. - 2009. -№ 324. - С. 333-336.

6. Кон И. С. В поисках себя. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.

7. Кроник А. А., Ахмеров Р. А. Каузо-метрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. - М.: Смысл, 2003. - 284 с.

8. Кучеренко С. В. Особенности ценностно-смысловой сферы студентов: типология личности // Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. Серия: Педагогика и психология. -Ялта. - 2018. - № 58 (1). - С. 331-335.

9. Лукьянов О. В. Проблема становления идентичности в эпоху социальных изменений. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2008. -212 с.

10. Орлов А. Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии. - № 2. - 1995. - С. 13-19.

11. Осёдло В. И., Винтоняк В. Ф. Теоретические аспекты профессионального «я-образа» личности [Электронный ресурс] // Психология и право. - 2013. - Т. 3. - № 2. -URL: https ://psyjournals.ru/psyandlaw/2013/п2/ 61025.shtml (дата обращения: 01.02.2021).

12. Рикель А. М. Профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Часть 1 [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. -2011. - № 2 (16). - URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 22.01.2021).

13. Уилбер К. Никаких границ. - М.: Изд. Трансперсонального института, 1998. -176 с.

14. Хороших В. В. Психологические факторы успешности самопрезентации: дисс. ... канд. психол. наук. - СПб., 2001 - 193 с.

15. Cheek, Jonathan & Briggs, Stephen. Self-Consciousness and Aspects of Identity // Journal of Research in Personality. - 1982. -№ 16. - Рр. 401-408.

16. Duval T. S. Wicklund R. A. A Theory of Objective Self-Awareness. - New York: Academic, 1972.

17. Erikson E. H. The concept of ego identity // Amer. Psychoanal. Assn. - 1956. - № 4. -р. 56-121.

18. Silvia P. J., Duval T. S. Objective Self-Awareness Theory: Recent Progress and Enduring Problems // Personality and Social Psychology Review. - 2001. - Р. 230-241.

Е. С. Лукьяненко

УДК 159.922.736.4

СТИЛЬ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В ОПРЕДЕЛЕНИИ СПЕЦИФИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ

ировые тенденции психологии развития диктуют острые запросы на исследование изученных феноменов в глобально изменившихся условиях социума. Сегодня вопрос общения и отношений между людьми становится как никогда актуальным. Информатизация всех сфер жизни, интенсивность ритма и скорость потоков взаимодействия с окру-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.