Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
924
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архивариус
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / САМОСОЗНАНИЕ / САМООСОЗНАВАНИЕ / КАУЗОМЕТРИЯ / ЦВЕТОАССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ПОТОК АССОЦИАЦИЙ / PROFESSIONAL IDENTITY / SELF-AWARENESS / SELF-CONSCIOUSNESS / CAUSOMETRY / COLOR-ASSOCIATIVE EXPERIMENT / THE FLOW OF ASSOCIATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кучеренко Светлана Валериевна

В статье изложены результаты качественного исследования профессиональной идентичности личности преподавателя вуза. Методами исследования являются каузометрия А.А. Кроника и цветоассоциативный эксперимент (авторская модификация ассоциативного эксперимента К.Г. Юнга). Предложена модель профессиональной идентичности, состоящая из следующих компонентов: события профессиональной жизни; самоосознавание себя как представителя профессии, профессионально значимые черты с точки зрения самого субъекта. Данная модель требует дальнейшей эмпирической проверки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ»

3) Training of a new generation of personnel with high intellectual and spiritual potential with socio-psychological professional competence, the formation of the necessary knowledge, skills and competencies for graduates of educational institutions to become modern professionals.

In general, improving the performance of the leaders of the general education system is tantamount to ensuring the development of the country, while achieving quality education for students will further enhance the future of the nation.

List of used literature:

1.V.M.Karimova. "Social Psychology" - T.: "Science and Technology" Publishing House, 2012, 59 pages.

2.David G. Mayers Psychology, © 2010 by Worth Publishers. 590-p.

3.Kelvin Seifert and Rosemary Sutton, Educational Psychology © 2009, Second Edition. 324-p.

4.A handbook for teaching and learning in higher education: enhancing academicpractice / [edited by] Heather Fry, Steve Ketteridge, Stephanie Marshall. - 3 rd ed.p. cm. pp: 367.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Кучеренко Светлана Валериевна

кандидат психологических наук, доцент, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет»

в г. Ялте

Аннотация. В статье изложены результаты качественного исследования профессиональной идентичности личности преподавателя вуза. Методами исследования являются каузометрия А.А. Кроника и цветоассоциативный эксперимент (авторская модификация ассоциативного эксперимента К.Г. Юнга). Предложена модель профессиональной идентичности, состоящая из следующих компонентов: события профессиональной жизни; самоосознавание себя как представителя профессии, профессионально значимые черты с точки зрения самого субъекта. Данная модель требует дальнейшей эмпирической проверки.

Summary. The article presents the results of a qualitative research of the professional individual identity as a component of self-consciousness. The research methods are A. A. Kronik's causometry and color-associative experiment (the author's modification of K. G. Jung's associative experiment). A model of professional identity is proposed, consisting of the following components: events of professional life; self-awareness of oneself as a representative of the profession, professionally significant features from the point of view of the subject himself. This model requires further empirical testing.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, самосознание, самоосознавание, каузометрия, цветоассоциативный эксперимент, поток ассоциаций.

Key words: professional identity, self-awareness, self-consciousness, causometry, color-associative experiment, the flow of associations.

На сегодняшний день в психологической литературе профессиональная идентичность личности изучена недостаточно. Профессиональная идентичность как форма проявления социальной идентичности рассматривается рядоположено с понятиями «профессиональная Я-концепция» и «профессиональное Я». Разграничение вышеперечисленных понятий необходимо для построения дальнейшего эмпирического изучения профессиональной идентичности студентов в процессе дистанционного обучения.

Объект исследования: профессиональная идентичность как психолого-педагогическая проблема подготовки студентов-психологов в вузе.

Предмет исследования: становление профессиональной идентичности в процессе профессионального дистанционного образования.

Наиболее разработанной концепцией идентичности является концепция Э. Эриксона [10]. По Эриксону, идентичность - это чувство самотождественности, собственной истинности, сопричастности миру и другим людям. Среди отечественных психологов, затрагивающих вопросы идентичности, является И.С. Кон [4]. Он определяет идентичность как осознанную принадлежность к определенной категории людей. Таким образом, это структура сознания, а именно, самосознания.

А. Ватерман, О.Н. Дериси [8] считают, что идентичность связана с наличием у человека четкого самоопределения, включающего в себя выбор целей, ценностей и убеждений, которым человек следует в своей жизни. Поскольку цели, ценности и убеждения А. Ватерман называет элементами идентичности, то элементами профессиональной идентичности можно считать профессиональные цели, ценности и убеждения. Ценности, в том числе касающиеся профессиональной жизни, исследованы мною ранее [6] и предложена схема построения типологии личности на основе особенностей строения ценностно-смысловой сферы. Для их исследования можно применить проблемное интервью, контент- и нарративный анализ, свободный и направленный цветоассоциативный эксперимент.

А. Ватерман рассматривает идентичность во взаимосвязи процессуальной и содержательной сторон. Во-первых, процесс формирования и существования идентичности охватывает средства, с помощью которых человек идентифицирует, оценивает и отбирает ценности, цели и убеждения, которые впоследствии станут элементами его идентичности. Во-вторых, идентичность невозможно рассматривать без учета содержательной специфики целей, ценностей и убеждений, которые человек выбирает.

Синергетический подход к изучению идентичности личности обусловливает разработку проблем идентичности в более широком контексте: от социокультурных установок до теоретико-познавательных предпочтений и поиска смысла в языке и с помощью языка. Сознание как процесс и результат осознания, в том числе и самоосознавания, можно представить в виде замкнутого контура с "Я-образом", через который периодично пробегает импульс "чистого" Я: момент пересечения импульсом точки замыкания есть момент осознанного «схватывания» себя и мира, т. е. идентичности. Можно сказать, что в такой модели сознание имеет пульсирующую, виртуальную природу.

При этом динамика идентичности заключается в новой самореференции, которая может отличаться от прежней, т. е. происходит изменение личности.

Таким образом, идентичность - многомерный процесс человеческого становления, который может быть описан с помощью моментального осознания себя в мире, описываемый категориями свободы, ответственности, выбора, самоопределения, самоорганизации, персонализации. Л.Б. Шнейдер [8] связывает понятие профессиональной идентичности и профессионального самоопределения. Порождающими механизмами профессиональной идентичности является процесс профессиональной идентификации и профессионального отчуждения. Реализующими механизмами выступают: профессиональная ситуация, профессиональные отношения и образ «профессионального Я». Описательный механизм профессиональной идентичности включает в себя когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющие.

В контексте системной антропологической психологии «идентичность - это не то, что можно получить единожды в акте идентификации, а потом многократно пользоваться» результатом этого акта как некоторым завершенным продуктом, готовым к использованию в качестве оценочной базы. Однако это и не то, что необходимо постоянно восстанавливать, воспроизводить заново, одним словом, переосуществлять. «Становление - это прогрессивное усложнение открытых систем и одновременно способ их существования» [3, С. 335]. Другими словами, профессиональная идентичность - психическое явление, существующее в процессе бесконечного профессионального становления. То есть, профессиональную идентичность невозможно формировать или развивать, она находится в процессе постоянного становления. Другими словами, это интегральная оценка состояния процесса саморазвития. Таким образом, профессиональная идентичность - это интегральная оценка личностью собственного процесса профессионального саморазвития.

Идентичность зависит от того, насколько успешно (т.е. своевременно) осуществляется переход возможности в действительность и действительности в желаемое, или хотя бы приемлемое, бытие [3, С. 336]. То есть, насколько успешно возможности личности реализуются в профессиональной деятельности и насколько профессиональные ожидания оправдываются. То есть, профессиональная идентичность складывается благодаря тому, что личность реализует собственные возможности в данной профессии в конкретных условиях. Этот аспект ситуативен и зависит от условий жизни и социокультурной среды, в которой личность проявляет, ищет и находит свое место. Для эмпирической диагностики данного проявления профессиональной идентичности целесообразно применить событийный подход А.А. Кроника и метод каузометрии [5].

Таким образом, профессиональная идентичность, это не структура личности или качество, обеспечивающее человеку тождественность самому себе, но сам процесс профессионального саморазвития, дающий устойчивость, которую человеку необходимо открыть, освоить и принять. К сущностным чертам профессиональной идентичности относят: 1) ее источником выступает определенный культурно-социальный контекст, 2) она складывается в процессе осуществления череды событий профессиональной жизни, 3) проявляется в определенных актах самоосознавания или сфокусированности на профессиональной деятельности и 4) содержит в себе определенное представление о перечне профессионально значимых черт и качеств (профессиональная «Я-концепция»). Таким образом, получаем следующую модель профессиональной идентичности (рис. 1).

Среда: Культурно-социальный контекст -

микро-

мезо-

макросоц контекст

Личность:

События профессиональной

жизни; Самоосознавание; Профессионально значимые

черты, качества

Рис. 1. Модель профессиональной идентичности

Как видно из рисунка 1, структурные компоненты профессиональной идентичности (события профессиональной жизни; самоосознавание и самопрезентация; профессионально значимые черты с точки зрения самого субъекта) осуществляются и реализуются на трех уровнях - микро-, мезо-, и макросоциальном. Важно также, что каждый из этих структурных компонентов можно диагностировать эмпирически: с помощью событийного анализа (каузометрии) А.А. Кроника [5] или профессионального самоописания [8], самоосознавание - методикой «кто Я?» М. Куна, Т. Макпартленда или авторской модификацией ассоциативного эксперимента К.Г. Юнга - цветоассоциативным экспериментом [12], профессионально значимые черты и качества - также цветоассоциативным экспериментом [12].

Если рассматривать события жизни в общем и целом, а не только происходящие в профессиональной жизни, то целесообразно использовать метод анализа значимых событий А.А. Кроника или метод каузометрии [1; 5], см. табл. 1-3. Рассмотрим пример такого анализа. Респондентом выступает преподаватель кафедры психологии Гуманитарно-педагогической академии (филиала) Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского в г. Ялте.

Таблица 1

№ п/п Название событий Возраст (лет) Дата Сс юры

Главная Другие

1 Рождение Х Х С* П*

2 Поступление в художшк. Х Х Р Д

3 Поступление в колледж, университет Х Х Р О

4 Защита диссертации Х Х Р О

5 Свадьба Х Х С

6 Рождение сыша Х Х С П

7 «Крымская весна» Х Х О Р

8 Рождение дочери Х Х С П

9 Переезд на съемную квартиру Х Х С

10 Выкод на работу в ун-т. Х Х Р О

11 Покупка собственного жилья Х Х С П

12 Поступление сыша в школу Х Х Р С

13 Публикация книги, монографии Х Х Р О

14 Окончание детьми школы, поступление в вуз Х Х Р С

15 Свадьба сыша, дочери ? ? С Д

16 Рождение внуков ? ? С П

17 Путешествия по миру ? ? Д О, П

18 Персональная выставка ? ? Д Р, о

Всего: С-8, Р-7, Д-2, О-1 С-2, п-5, о-6, р-2, д-2

C - семья, П - природа, Р - работа, Д - друзья, О - общество.

Таблица 2

Протокол каузометрического опроса респондента_

События-следствия

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

1 69 +++ +++ +++ +++ +++ — +++ +++ +++ +++ +++ +++ +++ +++ 1

2 +++ 44 ++ +++ ++ + — ++ ++ + + ++ ++ ++ - 2

3 + + 60 +++ ++ ++ — ++ + +++ + ++ +++ ++ - 3

4 + ++ +++ 63 +++ ++ — ++ + +++ ++ ++ +++ + — 4

5 +++ ++ ++ +++ 69 +++ — +++ +++ + +++ +++ -- +++ +++ 5

§ 6 +++ + ++ ++ +++ 63 — +++ ++ +++ ++ +++ -- +++ +++ 6

Й 1 7 - 0 -- 0 0 0 61 +++ +++ ++ ++ — — — — 7

ё ю 8 +++ + ++ ++ +++ +++ + 70 +++ +++ +++ +++ — +++ +++ 8

9 ++ ++ +++ + +++ ++ ++ ++ 61 ++ +++ ++ +++ + + 9

3 10 ++ + +++ +++ ++ ++ +++ ++ +++ 67 +++ ++ +++ +++ + 10

11 ++ + +++ +++ +++ +++ +++ +++ +++ +++ 69 +++ +++ ++ +++ 11

12 +++ ++ ++ +++ +++ +++ +++ +++ ++ +++ ++ 70 + +++ ++ 12

13 +++ ++ +++ +++ + — — — +++ +++ +++ ++ 68 ++ - 13

14 ++ + ++ ++ ++ +++ ++ ++ ++ +++ ++ +++ + 62 + 14

15 + + + + ++ + + + + + + ++ + +++ 47 15

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

События-средства

Таблица 3

Мотивационнмш статус событий жизни (%)_

№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

абс. знач 82,1 4 52,3 8 71,4 3 75 82,1 4 75 72,6 2 83,3 3 72,6 2 79,7 6 82,1 4 83,3 3 80,9 5 73,8 1 55,9 5

ранг 3 15 13 8 4 9 11 1 12 7 5 2 6 10 14

абс. знач 80,9 5 51,1 9 64,2 9 67,8 6 76,1 9 69,0 5 29,7 6 76,1 9 72,6 2 79,7 6 82,1 4 79,7 6 57,1 4 70,2 4 45,2 4

ранг 2 13 11 10 5 9 15 5 7 3 1 3 12 8 14

Для вычисления показателей насыщенности прошлого (Д - реализованность), настоящего (А -актуальность) и будущего (Р - потенциальность) в каузоматрице между двумя событиями, которые отделяют хронологическое прошлое от хронологического будущего, по вертикали и горизонтали проводят разделительную линию (Табл. 2). Если в картине жизни имеются связи между событиями и прошлого, и будущего, то после разделения каузоматрицы по линии хронологического настоящего в верхнем левом углу матрицы будут реализованные связи, в нижнем правом углу - потенциальные связи, в верхнем правом и нижнем левом углах матрицы расположатся актуальные связи. Количество реализованных, актуальных и потенциальных связей приведено в табл. 4. Подсчет психологического возраста и мотивационной насыщенности жизни в прошлом, настоящем и будущем приведен в табл. 5.

Таблица 4

Количество связей в каузоматрице_

Связи Количество связей

Реализованные Актуальные Потенциальные Всего

Причинные 109 121 21 251

Целевые 74 113 20 207

Всего 183 234 41 458

Я = 183/ 458 х 100 = 39,96 % (коэф. Реализованности, прошлое)

А = 234/ 458 х 100 = 51,09 % (коэф. Актуальности, настоящее)

Р = 41/ 458 х 100 = 8,95 % (коэф. Потенциальности, ожидаемое будущее)

Таблица 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Психовозрастные показатели респондента_

Психовозрастные показатели Прошлое (Я) Настоящее (А) Будущее (Р) В целом

Мотивационная насыщенность 39,96 % 51,09 % 8,95 % 33,33 %

Психологический возраст* 31,97 лет ОПЖ = 80

Коэффициент Взрослости** 88,8 %

*ПВ = Я х ОПЖ/ 100 = 31,97. **КВ = (ПВ/ ХВ) х 100 = 88,8 %

Таким образом, каузометрия показала, что одним из наиболее значимых событий жизни респондента является профессиональным (ранг 3, № 10 - выход на работу в университет), что свидетельствует о важности профессиональной реализации и сформированности профессиональной идентичности как момента осознанного схватывания себя в определенной профессии. В акте самоосознавания данного респондента присутствует профессиональная отнесенность, причем большинство профессиональных событий находятся в прошлом и настоящем, что может свидетельствовать о профессиональном кризисе личности.

Рассмотрим содержание профессиональной идентичности респондента. Для этого проанализируем поток ассоциаций данного респондента на стимул «профессиональная жизнь». Слова и словосочетания: «1. Психология 2 Х. 2. Арт-терапия 4 +. 3. Помощь 3 =. 4. Сопровождение 0 -. 5. Присутствие в моменте

3 =. 6. Понимание 1 =. 7.Причастность 5 Х. 8.Прикосновение к внутреннему миру 1 =. 9. Диалог 4 +. 10.

Субъект 2 Х. 11. Человек 4 +. 12. Клиент 4 +. 13. Группа 0 -. 14. Студенты 2 Х. 15. Кафедра 5 Х. 16. Администрация 6 -. 17.Нормы рабочего времени 0 -. 18. Научные статьи 2 Х. 19.Конференции

4 +. 20. Публикации 2 Х. 21. Монография 5 Х. 22. Сборник статей 1 =. 23. Возможности реализации

4 +. 24. Принятие ограничений 3 =. 25. Поиск 4 +. 26. Научные исследования 2 Х. 27. Книги 4 +. 28. ЭОР 1 =. 29. Сеть интернет 0 -. 30. Библиографическое описание 1 =. 31. Выводы 2 Х. 32. Интерпретация

5 Х. 33. Диагностические методики 3 =. 34. Рабочая неделя 0 -. 35. Лекции 3 =. 36. Практические занятия 4 +. 37. Детский аутизм 0 -. 38. Имидж 1 =. 39. Профессиональная этика 7 -. 40. Дисциплина 7 -. 41.

Самоорганизация 2 Х. 42. Цоколь 0 -. 43. Свежий воздух 4 +. 44. Солнечный свет 3 =. 45. Журнал учета работы академической группы 6 -. 46. Проблемная группа 5 Х. 47. Коллеги 1. 48. Конференции 5 Х. 49. Проекты 5 Х. 50. Познавательная активность 4 +. 51. Мотивация 2 Х. 52. Эффективный контракт 1 =. 53. Отчет 0 -. 54. Аванс 1 =. 55. Отпуск 4 +. 56. Конкурс на замещение вакантной должности 3 =».

Процессуальная сторона характеризует порядок слов, их последовательность, в то время как смысл слов - содержательную сторону профессиональной идентичности. В этом потоке выделяем слова, которые можно отнести к категориям «цель», «ценность», «убеждение» (см. Табл. 6).

Таблица 6.

Категориальный анализ потока ассоциаций респондента на стимул «профессиональная жизнь»

Слова, обозначающие цели Слова, обозначающие ценности (средства достижения цели) Слова, обозначающие убеждения относительно стимула

Помощь 3 =* Психология 2 Х Арт-терапия 4 + (Нужно) Присутствие в моменте 3 =

Прикосновение к внутреннему миру 1 = Понимание 1 = Причастность 5 Х (все друг другу должны быгть) Субъект(ы) 2 Х

Диалог 4 + Человек 4 + Клиент 4 + Группа 0 -Студенты 2 Х Кафедра 5 Х (уважать) Администрация 6 -(существуют) Нормы рабочего времени 0 -

Возможности реализации 4 + Научные статьи 2 Х Конференции 4 + Публикации 2 Х Монография 5 Х Сборник статей 1 = (Нужно) Принятие ограничений 3 =

Поиск 4 + Научные исследования 2 Х Книги 4 + ЭОР 1 = Библиографическое описание 1 (все есть в) Сеть интернет 0 -(должны быть) Выводы 2 Х (важна) Интерпретация 5 Х Диагностические методики (должны быггь релевантны) 3 =

Свежий воздух 4 + Имидж 1 = Профессиональная этика 7 -Дисциплина 7 -Самоорганизация 2 Х (Нужно) Рабочая неделя 0 -(должна) Лекции 3 = (должна проводить) Практические занятия 4 + (должно) Детский аутизм 0 -

Проекты 5 Х Познавательная активность 4 + Мотивация 2 Х Журнал учета работы академической группы 6 -Проблемная группа 5 Х Коллеги 1 Конференции 5 Х (Нужно) Солнечный свет 3 = (должна работать в) Цоколь 0 -(должна) Эффективный контракт 1 = (должна) Отчет 0 -(Нужно) Аванс 1 = (Нужно) Отпуск 4 + (должна) Конкурс на замещение вакантной должности 3 =

9 единиц 26 единиц 20 единиц

* - обозначение эмоционального отношения к слову или словосочетанию на основании ранжирования цветов восьмицветового субтеста М. Люшера и ассоциирования каждого слова или словосочетания с одним из цветов в соответствии с алгоритмом проведения цветоассоциативного эксперимента [14]: «+» означает положительное отношение, «Х» означает положительное отношение, но менее выраженное, «=» означает индифферентность, «-» негативное отношение, избегание данного явления.

Как видно из таблицы 6, большинство целей вызывают положительное эмоциональное отношение, кроме двух индифферентных - «помощь» и «прикосновение к внутреннему миру» другого человека. Важно также, что в категорию профессиональных целей попали также слова и словосочетания, характеризующие функцию личности как представителя профессии психолога («помощь» и «прикосновение к внутреннему миру»), условия («свежий воздух») и результаты профессиональной деятельности («проекты», «познавательная активность» и «мотивация»). Больше всего в потоке ассоциаций слов, обозначающих ценности (26 единиц), которые вполне соответствуют целям-функциям, целям-условиям и целям-результатам профессиональной деятельности с точки зрения данного респондента. Среди убеждений в профессиональной идентичности выделяются такие смысловые единицы: потребности «надо», «важно» и «должно», причем утверждения-долженствования лидируют (10 единиц).

Таким образом, в индивидуальном семантическом пространстве профессиональной идентичности респондента присутствуют категории собственно профессиональных целей («диалог», «возможности реализации» и «поиск»), целей-профессиональных функций («помощь» и «прикосновение к внутреннему миру»), целей-условий («свежий воздух») и целей-результатов («проекты», «познавательная активность» и «мотивация»). Описанная индивидуальная картина профессиональных целей, ценностей и убеждений дает нам возможность охватить актуальную профессиональную идентичность респондента.

Выводы. Совместив результаты каузометрии А.А. Кроника и цветоассоциативного эксперимента (авторской психосемантической методики на основе ассоциативного эксперимента К.Г. Юнга), исследователь получает срез актуальной профессиональной идентичности респондента, причем не мнимой или декларируемой, а действительно переживаемой и установленной на момент диагностики, что соответствует синергетическому, а именно, транстемпоральному подходу О.В. Лукьянова в изучении идентичности личности.

Описанная модель профессиональной идентичности личности включает в себя профессиональные события личности, акты осознавания себя в соотнесенности с целями, ценностями и убеждениями определенной профессиональной группы, в том числе, профессионально значимые качества личности. Описанная теоретическая модель ожидает дальнейшей эмпирической проверки в различных микро-, мезо-и мегасоциокультурных срезах профессиональной идентичности личности.

Литература:

1. Ахмеров, Р.А. Событие как элемент субъективной картины жизненного пути / Рашад Анварович Ахмеров // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems. - 20i3. - №10 (30). - 19 с. - DOl: i0.i273i/22iS-7405-20i3-i0-34. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sobytie-kak-element-subektivnoy-kartiny-zhiznennogo-puti (дата обращения 18.07.2018).

2. Ганзен В.А. Системные описания в психологии / Ганзен В.А. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, i9S4. - 176 с.

3. Клочко В.Е. Личностная идентичность и проблема устойчивости человека в меняющемся мире: системно-антропологический ракурс / В.Е. Клочко, О.В. Лукьянов // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - № 324. - С. 333-336.

4. Кон, И.С. В поисках себя / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.

5. Кроник А.А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути / А.А. Кроник, Р.А. Ахмеров. - М.: Смысл, 2003. - 284 с.

6. Кучеренко С.В. Особенности ценностно-смысловой сферы студентов: типология личности / С.В. Кучеренко // Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. Серия: Педагогика и психология. - Ялта. - 20iS. - № 58 (1). - С. 331-335. - DOl: i0.244i2/FemKesn5lCU.

7. Лукьянов О.В. Проблема становления идентичности в эпоху социальных изменений / Олег Валерьевич Лукьянов. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2008. - 2i2 с.

8. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: Монография / Л.Б. Шнейдер. - М: МОСУ, 2001. -272 с.

9. Cheek, Jonathan & Briggs, Stephen. (i9S2). Self-consciousness and aspects of identity. Journal of Research in Personality. - № 16. - Рр. 40i-40S. DOl: i0.i0i6/0092-6566(S2)9000i-0.

10. Erikson, E. H. The concept of ego identity // Amer. Psychoanal. Assn. - i956. - №4. - р. 56-i2i.

11. Juan Josr© Zacarr©s, Alejandro Iborra, Self and Identity Development during Adolescence across Cultures, Editor(s): James D. Wright, lnternational Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences (Second Edition), Elsevier, 20i5, Pages 432-43S, lSBN 97S00S0970S75, https://doi.org/i0.i0i6/B97S-0-0S-0970S6-S.2302S-6.

12. Kucherenko S. Implementation of the psychosemantic method "Color-associative experiment" in psychological counseling of students / S. Kucherenko, T. Pavliuk // SHS Web of Conferences. - 2020. - 87, 00104. - https://doi.org/10.1051/shsconf/20208700104

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.