Общая психология
УДК 159.95
Структура виртуальной идентичности пользователей социальных сетей Structure of virtual identity of users of social networks
Погорелов Д.Н., Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации
работников образования, pogorelovdn@mail.ru
Pogorelov D., Chelyabinsk Institute for Retraining and Advanced Training of Educators,
pogorelovdn@mail. ru
DOI: 10.34772/KPJ.2020.141.4.037
Ключевые слова: виртуальная идентичность, структура личности, социальные сети, пользователи социальных сетей.
Keywords: virtual identity, personality structure, social networks, users of social networks.
Аннотация. С ростом масштабов значимости и темпов распространения сети Интернет резко расширилось влияние технологических возможностей на процесс формирования личности и ее социализацию. Возможности самоидентификации и самопрезентации, конструирования собственной личности, которые предоставляют пользователям социальные сети, принципиально отличны и малоизучены. В социальных сетях пользователи создают особую, виртуальную идентичность, что указывает на необходимость изучения данного феномена, его особенностей и структуры. Возникают новые феномены, такие как «кибербуллинг», «зависимость от социальных сетей», «правовое регулирование в социальных сетях». Исследование этих процессов невозможно вне контекста изучения феномена «виртуальная идентичность». Цель статьи - теоретический и эмпирический анализ структуры виртуальной идентичности пользователей социальных сетей. Исследование было проведено с использованием метода контент-анализа страниц пользователей социальных сетей Instagram и Вконтакте. В исследовании приняли участие 453 человека в возрасте от 15 до 55 лет. Автором предложена дихотомическая структура виртуальной идентичности пользователей социальных сетей, раскрыта ее сущность. Статья предназначена для практикующих психологов, педагогов-психологов, классных руководителей, руководителей психологических служб школы, исследователей.
Abstract. With the growth of the scale of importance and the rate of spread of the Internet, the influence of technological capabilities on the process ofpersonality formation and its socialization has dramatically expanded. The possibilities for self-identification and self-presentation, for constructing one's own personality, which social networks provide to users, are fundamentally different and poorly studied. In social networks, users create a special, virtual identity, which indicates the need to study this phenomenon, its features and structure. New phenomena are emerging such as "cyberbullying", "addiction to social networks", "legal regulation in social networks". The study of these processes is impossible outside the context of studying the phenomenon of "virtual identity". The purpose of the article is a theoretical and empirical analysis of the structure of the virtual identity of users of social networks. The research was carried out using the method of content analysis of the pages of users of social networks Instagram and Vkontakte. The study involved 453 people aged 15 to 55 years. The author proposes a dichotomous structure of the virtual identity of users of social networks, reveals its essence. The article is intended for practicing psychologists, educational psychologists, class teachers, heads ofpsychological services of the school, researchers.
Введение. Повсеместное проявление сети Интернет характеризуется множеством проявлений, в частности, глобальным распространением социальных сетей и конструированием пользователями данных виртуальных площадок особой, виртуальной идентичности. Виртуальная идентичность представляет собой набор текстовых, графических
и аудиальных компонентов, который формируется личностью в онлайн-среде с целью самоидентификации и самопрезентации и отражает реальные характеристики личности [10].
Виртуальная идентичность пользователей социальных сетей выступает в качестве презентации личности в сети Интернет. Виртуальная идентичность в некоторых
исследованиях описывается с позиций социальной ригидности пользователей [1]. Ряд авторов акцентируют внимание на создании виртуальной идентичности с позиций компенсации сложностей в реальной коммуникации [3]. В некоторых исследованиях описана связь виртуальной идентичности с Интернет-зависимостью [15]. Однако проблема структуры виртуальной идентичности на данный момент не освещается.
Виртуальная идентичность проектируется из стандартизированных компонентов сети Интернет и основана на использовании средств виртуального интерфейса [9]. На сегодняшний день, пользователи сети Интернет проводят значительное количество времени в социальных сетях, в которых, посредством использования «аватаров» и «ников», осуществляется сетевое общение. Состав пользователей социальных сетей в большей степени представлен подростками и юношами, для которых первостепенны вопросы личностного и профессионального
самоопределения, формирования ценностной сферы и мировоззренческих установок. В этом возрасте актуализируется формирование и развитие идентичности личности как комплексного представления о собственной личности в контексте принадлежности к различным социо-экономическим,
национальным, религиозным, профессиональным группам.
Социальные сети открывают перед пользователями множество возможностей, зачастую отсутствующих в реальной среде [12;13;14]. Это возможности преодоления расстояний за счет дистанционного характера коммуникации, широкие возможности в выборе собеседников, доступ к разнообразной, в том числе запретной, информации. Социальные сети предоставляют уникальные инструменты для самовыражения и креативности. В нашей стране наиболее популярны такие социальные сети, как ВКонтакте и Instagram [7]. 93,6 млн. человек в России ежемесячно прибегают к использованию сети Интернет, 90,7 млн. человек посещают социальные сети каждую неделю, в то время как 82,8 млн. каждый день заходят в социальные сети
[7].
Социальная сети ВКонтакте предоставляет пользователям широкие возможности: конструирование и наполнение контентом профиля с информацией о себе, обеспечение гибкости настроек приватности профиля, предоставление возможностей приватного и публичного общения. Социальная сеть Instagram
ориентирована на поток графической информации, в частности, фотографий, которые могут быть оформлены при помощи текстовой информации в виде «постов» или «историй». В социальных сетях присутствует иерархия пользователей. Посты популярных пользователей попадают в специализированный раздел «популярное», благодаря чему посты получают еще больше внимания. Многие пользователи желают усилить популярность своих страниц, прибегая, например, к обработке фотографий, либо публикуя «опасные селфи» - фотографии с дикими животными, на крышах домов, с оружием, в водоемах, в поездах и так далее.
Методология исследования. Методологией исследования выступают общенаучные принципы социокультурной обусловленности психических процессов и явлений (Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия) [2;4;5;6]. Общепсихологический уровень исследования представлен концепцией эго-идентичности Э. Эриксона [11], частно-научная основа исследования - концепция динамики эго-идентичности в нормативных кризисах развития личности человека Е.Л. Солдатовой [8]. В качестве метода исследования был выбран контент-анализ, нацеленный на содержательную интерпретацию текстовых фрагментов или изображений, в том числе, публикаций в социальных сетях. Контент-анализ содержания социальный сетей предполагает количественный анализ текстов и иных элементов публикаций с целью последующей интерпретации на содержательном уровне на основе полученных числовых данных. В исследовании приняли участие 453 человека, которые являются пользователями социальных сетей ВКонтакте и Instagram. Выборка включала в себя 202 мужчины и 251 женщину в возрасте от 15 до 55 лет.
Результаты исследования. Анализ страниц пользователей социальных сетей ВКонтакте и Instagram был произведен при помощи следующих смысловых единиц: личностных (наполнение профиля, тематика постов, содержание визуальной и текстовой информации), универсальных (присутствие нецензурной лексики, демонстрация девиантного и агрессивного поведения). Содержание личностных смысловых единиц представлено в таблице 1.
Описанные личностные смысловые единицы были также проанализированы с позиций универсальных смысловых единиц,
представленных в таблице 2.
Таблица 1. - Содержание личностных смысловых единиц анализа страниц пользователей
Смысловые единицы анализа страниц Содержание смысловых единиц
Наполнение профиля Степень полноты информации о себе, в частности, предоставление автобиографических данных (имя, род занятий, ссылка на иные страницы в альтернативных социальных сетях), характеристика времяпрепровождения, предпочтений и хобби
Тематика постов Внешние данные, путешествия, обзоры, советы, юмор
Содержание фотографий Фотографии себя («селфи»), животных, природы, интерьеров, других людей
Подписи к фотографиям Присутствие нецензурной лексики, грубых высказываний, циничных высказываний, философских высказываний
Комментарии к фотографиям Присутствие нецензурной лексики, грубых высказываний, циничных высказываний, философских высказываний
Таблица 2. - Содержание универсальных смысловых единиц пользователей
Смысловые единицы анализа страниц Содержание смысловых единиц
Нецензурная лексика Бранные выражения, ругань, табуированная лексика, оскорбления;
Демонстрация отклоняющегося поведения Самоповреждающее поведение, табакокурение, употребление наркотических средств, употребление токсичных веществ, склонность к неоправданному риску
Демонстрация агрессивного поведения Словесная и физическая агрессии
По результатам исследования нами были получены следующие данные:
Наполнение профиля. Значительная часть пользователей социальных сетей ВКонтакте и Instagram публикует на своей странице подробную информацию о себе. 67% испытуемых обозначили на личной странице имя; 47% описали род занятий; у 39% присутствуют ссылки на страницы альтернативных социальных сетей, в частности, «Facebook». Данная информация содержит конфиденциальные данные, может быть использована злоумышленниками для совершения
преступления.
Тематика постов. 69% проанализированных постов отражают тему внешности, 9% - юмор; 6% - советы; 5% - путешествия, 4% - недифференцированная направленность. Для значительного количества испытуемых тема внешнего вида значима. В социальных сетях наблюдается тенденция ориентации на эталоны внешности, приукрашенность, сокрытие внешних недостатков. Социальные сети ориентированы на визуализацию, при этом текст как средство передачи информации становится менее востребованным.
Содержание фотографий. Анализ профилей показал, что 79% фотографий - это «селфи»; 17% - животные; 7% - природа или пейзажи; 5% - недифференцированная направленность. В социальных сетях ВКонтакте и Instagram наблюдаются тенденции центрации на
собственной личности. Анализ «селфи» иллюстрирует следующие тенденции: 17% фотографий имели откровенное содержание; 19% были связаны с употреблением алкогольных напитков; 5% связаны с намеками на употребление наркотических веществ. Проанализированные публикации лежат в основе «репутационных рисков». Значительная часть работодателей, при решении вопросов приема на работу, организуют оценку содержания социальных сетей. Большая часть пользователей социальных сетей не задумываются над этой проблемой.
Подписи к фотографиям. 27% постов наполнены нецензурной лексикой; 17% - грубыми выражениями; 7% - циничными выражениями; 7% - философскими высказываниями. Присутствие нецензурной лексики также отличает «Instagram Stories» (41%). В социальных сетях наблюдается тенденция нормирования словесной агрессии. Выражение пользователем своей личностной позиции, чувств, эмоций в социальных сетях происходит в упрощенном виде с использованием ненормативной лексики. Наблюдается увеличение толерантности к пунктуационным и грамматическим ошибкам.
Комментарии к фотографиям: 43% комментариев характеризуется наличием нецензурной лексики; 19% - грубых выражений; 7% - циничных выражений. Пользователи выражают свое отношение к информации, размещенной другими пользователями, в форме
ненормативной лексики, что лежит в основе закрепления в субкультуре пользователей социальных сетей высокой толерантности к нецензурной лексике.
Бранные выражения, ругань, табуированная лексика, оскорбления присутствовали в 37% проанализированных профилей. Демонстрация отклоняющегося поведения была выявлена в 21% профилей, агрессивного поведения - в 41% профилей.
Результаты исследования позволяют сделать выводы об особенностях виртуальной
идентичности личности пользователей социальных сетей ВКонтакте и Instagram, которые представлены в таблице 3.
Обозначенная выше специфика виртуальной идентичности пользователей социальных сетей ВКонтакте и Instagram позволяет охарактеризовать ее структуру. Структура виртуальной идентичности представлена в дихотомической форме посредством пяти последовательных смысловых конструктов, представленных в таблице 4:
Таблица 3. - Особенности поведения личности в социальных сетях ВКонтакте и Instagram
Особенность виртуальной идентичности личности Интерпретация особенности
Глобальная публичность В социальных сетях ВКонтакте и Instagram пользователи размещают значительное количество информации о себе, не задумываясь о рисках, в частности о возможности использования данной информации злоумышленниками или мошенниками
Центрация на личности и нормирование идеализации Социальные сети ориентированы на размещение отредактированных фотографий, на которых, при помощи графических редакторов и систем фильтров незаметны недостатки внешности. Чем в большей мере отретуширована фотография, тем более нормативно она воспринимается со стороны пользователей
Потеря интереса к тексту Социальные сети сконцентрированы на передачу визуальной информации. Текст становится менее востребованным, нормируются тенденции к его сокращению
Высокая степень толерантности к агрессии, девиантному и преступному поведению Тенденции проявления агрессии, девиантного и преступного поведения, все чаще встречаются в социальных сетях и не встречают порицания со стороны пользователей. Поскольку подростковый и юношеский возраст является сенситивным для формирования идентичности, ценностной, эмоциональной и волевой сфер личности, эти проявления могут оказать негативное влияние на данные процессы
Таблица 4. - Структура виртуальной идентичности пользователей социальных сетей
Элемент структуры виртуальной идентичности Содержание
Анонимность - публичность В социальных сетях отсутствует требование указания истинных данных о личности - пользователь может использовать ложные сведения о себе. В связи с этим пользователь может сохранить анонимность. Анонимность лежит в основе снижения морально-нравственных барьеров в общении, в связи с чем возможно проявление агрессивности, в том числе буллинга. При сохранении публичности пользователи ведут себя более ответственно, поскольку действуют «от первого лица»
Идеализация - аутентичность В социальных сетях глобальная приукрашенность становится нормативной. Конструирование пользователем идеального образа собственной личности предполагает трату значительно меньшего количества ресурсов - как временных, так и личностных, в сравнении с совершенствованием реального образа. Данные тенденции лежат в основе формирования идеализированного образа пользователя в Сети, снижая заинтересованность в развитии реальной личности
Праздность - функциональность Социальные сети обладают широким спектром возможностей для самореализации, обучения, Интернет-шоппинга. Однако некоторые пользователи проводят в них время бесцельно. Данный феномен получил название «виртуальное бродяжничество». Пользователи, не преследуя определенной цели, обновляют страницы, ставят «лайки», просматривают публикации - механизмы данного поведения сходны с компульсивным поведением
Продолжение таблицы 4
Элемент структуры виртуальной идентичности Содержание
Конформность - нонконформность Субкультура пользователей социальных сетей предполагает нормирование нецензурной лексики, идеализацию образа, толерантность к пунктуационным и грамматическим ошибкам. Степень соответствия данным нормам личностью характеризует ее виртуальную идентичность с позиций конформности
Референтность - вторичность Пространство социальных сетей для многих пользователей приобретает большую, в сравнении с реальным миром, значимость. Виртуальные «друзья», «лайки», «посты» становятся ценнее общения в реальной среде. Оценки со стороны пользователей Интернета влияют на становление системы ценностей и жизненные ориентиры человека
Заключение. Виртуальная идентичность может быть интерпретирована с позиций ответа на вопрос «Кто я?» в рамках субкультуры пользователей социальных сетей. Структура виртуальной идентичности предполагает наличие пяти смысловых конструктов. В зависимости от степени проявления данных конструктов может быть определен тип виртуальной идентичности, что отражается в специфике поведения личности в социальных сетях. Обозначенные дихотомично смысловые конструкты конструируют ядро виртуальной идентичности.
Степень приближенности того или иного
конструкта к крайнему варианту иллюстрирует направление конструирования виртуальной идентичности в социальных сетях. Благодаря проведенному исследованию особую значимость приобретает профилактическая работа, направленная на гармонизацию коммуникации пользователей социальных сетей, повышение референтности реальной среды, возможности самопрезентации в ней. Особенно эта задача актуальна среди подростков и юношей. Результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов-психологов, классных руководителей, руководителей психологических служб школы.
Литература:
1. Белинская Е.П. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью / Е.П. Белинская // «Логистон». - 2004.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. - Т. 1. - М.: Педагогика, 1982.
3. Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете / А.Е. Жичкина // Проблемы общения в интернете и Форумные ролевые игры. - 1999.
4. Кон И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1984. - 336 с.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения: в 2 т. - Т. 2. - М., 1983. - С. 94-231.
6. Лурия А.Р. Принципиальные вопросы современной психологии / А.Р. Лурия // Под знаменем марксизма. - 1926. - № 4-5. - С. 129-139.
7. Сервис аналитики сообществ социальных сетей. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://popsters.ru/blog/post/auditoriya-socsetey-v-rossii
8. Солдатова Е.Л. Психология нормативных
кризисов взрослости: монография / Е.Л. Солдатова. -Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. - 281 с.
9. Солдатова Е.Л., Погорелов Д.Н. Феномен виртуальной идентичности: современное состояние проблемы / Е.Л. Солдатова, Д.Н. Погорелов // Образование и наука. - 2018. - № 5. - С. 105-124.
10. Фленина Т.А. Сетевая идентичность в самосознании российской молодежи (рус.) / Т.А. Фленина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2015. -№ 178. - С. 76-79.
11. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эрикмон. - М., 1996.
12. Crystal D. Language and Internet Text / D. Crystal. - N. Y., 2006. - 316 p.
13. Network Logic Who governs in an interconnected world? Text / ed. by H. Mc. Carthy, P. Miller, P. Skidmore. - London: Demos, 2004. - 63 p.
14. Rantanen T.A man behind scapes: An interview with Arjun Appadurai / T. Rantanen // Global Media and Communication. - 2006. - Vol. 2. - P. 7-19.
15. Young K.S. (1998). Internet addiction: The emergence of a new clinical disorder. CyberPsychology & Behavior, vol. 1, pp. 237-244.
References:
1. Belinskaya E.P. Strategies of self-presentation on the Internet and their connection with real identity / E.P. Belinskaya // Logiston. - 2004.
2. Vygotsky L.S. Collected works / L.S. Vygotsky. -T. 1. - M.: Pedagogy, 1982.
3. Zhichkina A.E. Socio-psychological aspects of communication in the Internet / A.E. Zhichkina // Problems of communication on the Internet and Forum role-playing games. - 1999.
4. Kon I.S. Looking for yourself. Personality and its self-awareness / I.S. Con. - M.: Politizdat, 1984. - 336 p.
5. Leontiev A.N. Activity. Consciousness. Personality / A.N. Leontiev // Selected psychological works: in 2 volumes - T. 2. - M., 1983. - P. 94-231.
6. Luria A.R. Fundamental questions of modern psychology / A.R. Luria // Under the banner of Marxism. -1926. - № 4-5. - S. 129-139.
7. Service of analytics of communities of social networks. - [Electronic resource]. - Access mode: https://popsters.ru/blog/post/auditoriya-socsetey-v-rossii
8. Soldatova E.L. Psychology of normative crises of adulthood: monograph / E.L. Soldatov. - Chelyabinsk:
SUSU Publishing House, 2005. - 281 p.
9. Soldatova E.L., Pogorelov D.N. The phenomenon of virtual identity: the current state of the problem / E.L. Soldatova, D.N. Pogorelov // Education and Science. -2018. - № 5. - P. 105-124.
10. Flenina T.A. Network Identity in the Self-Consciousness of Russian Youth (Russian) / T.A. Flenin // Izvestia RGPU im. A.I. Herzen. - 2015. - № 178. - P. 76-79.
11. Erikson E. Identity: youth and crisis / E. Erikmon.
- M., 1996.
12. Crystal D. Language and Internet Text / D. Crystal. - N.Y., 2006. - 316 p.
13. Network Logic Who governs in an interconnected world? Text / ed. by H. Mc. Carthy, P. Miller, P. Skidmore.
- London: Demos, 2004. - 63 p.
14. Rantanen T.A man behind scapes: An interview with Arjun Appadurai / T. Rantanen // Global Media and Communication. - 2006. - Vol. 2. - P. 7-19.
15. Young K.S. (1998). Internet addiction: The emergence of a new clinical disorder. CyberPsychology & Behavior, vol. 1, pp. 237-244.
19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии